Научная статья на тему 'Формирование кластера компетенций местного самоуправления студентов (на примере направления подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление)'

Формирование кластера компетенций местного самоуправления студентов (на примере направления подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КЛАСТЕР КОМПЕТЕНЦИЙ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / CLUSTER OF COMPETENCES / MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирпичникова А. В.

В статье рассматриваются условия формирования кластера компетенций местного самоуправления студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CLUSTER COMPETENCES OF LOCAL GOVERNMENT FOR STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE DIRECTION OF PREPARATION 081100 PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION)

In article conditions of formation of the cluster competences of local government of students in the course of vocational training in higher education institution are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование кластера компетенций местного самоуправления студентов (на примере направления подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление)»

3. Развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения области, увеличение притока кадров в социальные службы за 5 лет не менее чем на 50% от численности работающих в настоящее время. Ежегодное обучение 1000 работников учреждений на курсах повышения квалификации.

4. Оптимизация сети и штатной численности учреждений на основе исключения неэффективных расходов, увеличение объема средств от оказания платных социальных услуг в целях получения дополнительного резерва средств на повышение оплаты труда не менее, чем на 30%.

5. Доведение уровня оплаты труда социальных работников, медицинских работников учреждений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и педагогических работников организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Указом Президента

Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к 2018 г. до 100% от средней заработной платы в экономике Кемеровской области [3].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что дорожная технологическая карта является действенным инструментом, позволяющим решать актуальные вопросы на государственном, федеральном, муниципальном уровнях. Алгоритм составления дорожных технологических карт в отраслях помогает выявить проблемы путем прогнозирования ситуации.

Разработанная технологическая карта, реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства, является интерактивным инструментом, который включает причины семейного неблагополучия, механизм институционального взаимодействия и компоненты технологии предупреждения социального сиротства.

Библиографический список

1. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. - М., 2007.

2. Картирование технологий [Э/р]. - Р/д: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/.

3. Департамент социальной защиты населения Кемеровской области [Э/р]. - Р/д: www.dsznko.ru/

4. Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал [Э/р]. - Р/д: http://base.garant.ru/179146/

Bibliography

1. Rayjzberg, B.A. Sovremennihyj ehkonomicheskiyj slovarj. - M., 2007.

2. Kartirovanie tekhnologiyj [Eh/r]. - R/d: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/.

3. Departament socialjnoyj zathitih naseleniya Kemerovskoyj oblasti [Eh/r]. - R/d: www.dsznko.ru/

4. Ob osnovnihkh garantiyakh prav rebenka Rossiyjskoyj Federacii: federaljnihyj zakon ot 24 iyulya 1998 № 124-FZ // Garant: informacionno-

pravovoyj portal [Eh/r]. - R/d: http://base.garant.ru/179146/

Статья поступила в редакцию 23.11.13

УДК 378

Kirpichnikova A. У FORMATION OF THE CLUSTER COMPETENCES OF LOCAL GOVERNMENT FOR STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE DIRECTION OF PREPARATION 081100 PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION).

In article conditions of formation of the cluster competences of local government of students in the course of vocational training in higher education institution are considered.

Key words: local government, cluster of competences, municipal management.

А.В. Кирпичникова, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КОМПЕТЕНЦИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 081100 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ)

В статье рассматриваются условия формирования кластера компетенций местного самоуправления студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова: местное самоуправление, кластер компетенций, муниципальное управление.

Местным или муниципальным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Муниципальное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей ее территории. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», - прямо говорится в п. 2 ст. 3 Конституции РФ [1].

В Российской Федерации существуют пять типов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения. В нашей стране сложилась дву-

хуровневая система местного самоуправления, территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов, в свою очередь, - на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских муниципальных образований. Таким образом, в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется одноуровневая система местного самоуправления [2].

Местное самоуправление в России имеет собственные исторические корни. Оно формировалось уже в средние века и получило значительное развитие во второй половине XIX века. Однако в советский период власть строилась на идее централизации. Воплощением ее были принцип демократического централизма как основа организации и деятельности Советского государства, включение Советов в единую систему органов государственной власти, право вышестоящих органов отменять

решения нижестоящих, двойное подчинение (по вертикали и горизонтали) отраслевых и функциональных местных органов управления.

В связи с широкой демократизацией общества во властные структуры сегодня приходят люди, не имеющие необходимого образования или еще вчера работавшие в узкоспециализированной области, где невозможно было получить даже элементарные навыки муниципального управления.

Муниципальная служба испытывает постоянную потребность в квалифицированных специалистах, которые могут эффективно работать без долгой предварительной подготовки, без «раскачки» и «настройки», в специалистах, способных генерировать новые идеи и реализовывать имеющиеся планы. Ключевое требование, предъявляемое работодателем из муниципальных органов к молодым специалистам, - это их подготовленность к практической деятельности, способность сразу приступить к делу, умение применить полученные в вузе знания на работе в конкретной должности. Такие навыки формируются в ходе практики, которая является, с одной стороны, неотъемлемой частью образовательного процесса, позволяющей обогатиться профессиональными знаниями, с другой - «испытательным сроком» для оценки пригодности будущего специалиста к работе.

Органы местного самоуправления испытывают высокую потребность в подготовке кадров. Реализация этой потребности сдерживается рядом следующих обстоятельств:

- отставание нормативно-правовой базы муниципальной службы в вопросах кадров от реальных потребностей;

- отсутствие долгосрочного и среднесрочного планирования в вопросах обучения муниципальных служащих;

- несоответствие потребностям размера финансовых средств, выделяемых на обучение муниципальных служащих.

- недостаточный уровень материально-технического и методического обеспечения процесса профессиональной подготовки;

- недостаточный уровень взаимодействия и координации между образовательными учреждениями и органами муниципальной власти в сфере определения потребностей в обучении, разработки учебных программ и графиков обучения. В силу этого во многих случаях сохраняется слабое влияние заказчика на образовательный процесс в учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку кадров.

Задача подготовки профессионалов в области муниципального управления, на чьих плечах лежит основная ответственность за разработку и реализацию стратегии развития страны, сопряжена со сложными и многогранными проблемами. Ее решение зависит от выполнения как учебных, так и организационно-управленческих, социально-экономических, финансовых, правовых и социально-психологических задач. В этой ситуации большое значение имеют взаимодействие и координация работы образовательных учреждений и органов муниципальной власти.

Анализ профессиональных компетенций, указанных во ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление в разделе организационноуправленческая деятельность, показал, что выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения;

- умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения;

- способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков, а также способностью применять адекват-

ные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения;

- способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности; умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;

- способностью применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы;

- способностью свободно ориентироваться в правовой системе России, умением правильно применять нормы права;

- способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

- умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры;

- способностью использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач.

Особый статус, актуальность и востребованность отмеченных компетенций позволяет говорить о необходимости выделения их в особый кластер с целью комплексного формирования и оценивания. Под кластером компетенций местного самоуправления понимаем взаимосвязанные универсальные компетенции, востребованные для работы в органах муниципального самоуправления, включая: коммуникативную компетенцию, работу в команде, решение проблем, инициативу и предприимчивость, самоуправление, планирование и организацию, самообразование, информационную компетенцию.

Набор компетенций в кластере не ограничен, может варьироваться относительно времени, места и других факторов. Выделенные компетенции декомпозированы и определены в модель компетенций местного самоуправления.

На основе моделей компетенций, а также с учетом структуры компетенций (по И.А. Зимней [3]) был разработан вариант структуры кластера компетенций мастного самоуправления, который включает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты (таблица 1).

В своем исследовании мы отмечаем два подхода к формированию компетенций местного самоуправления: «внутренний»

- через встроенные в учебные программы технологии работы, способствующие формированию компетенций, и подхода, определяющего внешнюю по отношению к учебному процессу деятельность как ведущую в этом процессе, получившего название «внешнего». Вовлечение студентов в процесс формирования субъектной позиции, способствующей формированию деятельностного компонента кластера компетенций местного самоуправления посредством активных педагогических технологий мы определяем как осознанное усвоение компетенций в формах и методах, симулирующих технологии реальной практики. Для достижения намеченной цели проведен анализ и выявлен набор технологий, способствующих формированию компетенций местного самоуправления, к ним относим: мозговой штурм, социальное проектирование, симуляции, метод кейс-стади, ролевые игры, ментальные карты, моделирование и др. Тогда как многочисленные исследования доказывают, что именно активные методы эффективны при формировании любых компетенций, особенно для коммуникативных навыков, умения работы в команде, умения решать задачи и др. Среди технологий, способствующих формированию всего кластера компетенций местного самоуправления, отдельно выделяем групповые виды работы (разработка социальных проектов, симуляции, кейс-метод, организационно-деятельностные игры и прочее), которые наи-

Таблица 1

Структура кластера компетенций местного самоуправления

Компоненты Содержание

Мотивационно-ценностный Осознание значимости компетенций для будущей профессиональной деятельности, проявление интереса к видам деятельности, способствующим формированию кластера компетенций местного самоуправления

Когнитивный Совокупность усвоенных студентами знаний о сущности и структуре муниципального самоуправления, требованиях работодателя к специалисту

Деятельностный Усвоенные способы деятельности, основу которых составляют обобщенные индикаторы поведения модели компетенций местного самоуправления

Рефлексивно-оценочный Анализ результатов своей деятельности, соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью, оценочное отношение к продукту своей деятельности

более приближены к реальным профессиональным практикам

и, соответственно, способствуют эффективному формированию компетенций местного самоуправления.

Следующим направлением формирования компетенций местного самоуправления мы определяем закрепление деятельностного и формирование рефлексивно-оценочного компонента кластера компетенций местного самоуправления через внедрение в учебный процесс элементов коучинга - обучение на рабочем месте. Рассматриваем данный вид образования в дея-тельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено не только на приобретение знаний, умений, навыков, но и опыта практической деятельности, в том числе с целью формирования компетенций местного самоуправления, что подразумевает вовлечение студентов в активную работу.

Пока практика проводится в соответствии с ГОСами второго поколения по специальности «Государственное и муниципальное управление». Но уже вступили в силу и реализуются новые федеральные государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми конкретные виды практик, их цели, задачи, программы, формы отчетности определяются каждым

Библиографический список

вузом самостоятельно. Вопросы прохождения практики чаще всего регулируются путем заключения двухсторонних договоров или соглашений между вузами и органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими организациями, в которых оговариваются права и обязанности направляющей и принимающей на практику сторон [4].

В плане трудоустройства и закрепления выпускников хорошо зарекомендовала себя следующая схема: студент проходит все практики в одной организации, на основе полученных на практике материалов выполняет контрольные, курсовые и дипломную работы, а по окончании обучения принимается в эту организацию на работу.

Взаимодействие и координация работы в области подготовки кадров для органов муниципальной власти приобретает сегодня характер политического влияния, гибкого партнерства, взаимной заинтересованности и формирования ответственности участников за принимаемые решения в вопросах обучения персонала. Конечной целью этой работы является формирование высокопрофессионального аппарата, способного эффективно осуществлять задачи и функции органов государственной власти и местного самоуправления.

1. Конституции РФ. Пункт 2. Статья 3.

2. Горожанам о местном самоуправлении. - СПб., 2005. - Вып. 2.

3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: материалы 15 Всероссийской научно-методологической конф. - М., 2005. - Кн. 2.

4. Кривых, С.В. Методические рекомендации по разработке учебных планов по ФГОС ВПО / С.В. Кривых, А.Н. Строганова. - СПб., 2011.

Bibliography

1. Konstitucii RF. Punkt 2. Statjya 3.

2. Gorozhanam o mestnom samoupravlenii. - SPb., 2005. - Vihp. 2.

3. Zimnyaya, I.A. Kompetentnostnihyj podkhod v obrazovanii (metodologo-teoreticheskiyj aspekt) // Problemih kachestva obrazovaniya: materialih

15 Vserossiyjskoyj nauchno-metodologicheskoyj konf. - M., 2005. - Kn. 2.

4. Krivihkh, S.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnihkh planov po FGOS VPO / S.V. Krivihkh, A.N. Stroganova. - SPb., 2011.

Статья поступила в редакцию 24.11.13

УДК 378.1 + 159.9:745/749 Shcherbakova M.V. PEDAGOGICAL SUPPORT FUTURE DESIGNERS FORMATION OF CREATIVITY. Presented article reflects some aspects of pedagogical support training of future designers in high school. Describes the basic components of creativity design students in the educational process.

Key words: creativity, future designers, educational process, pedagogical support future.

М.В. Щербакова, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. архитектурностроительный университет», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Представленная статья отражает отдельные аспекты педагогического сопровождения подготовки будущих дизайнеров в высшей школе. Описаны основных компоненты креативности студентов-дизайнеров в образовательном процессе.

Ключевые слова: креативность, будущие дизайнеры, образовательный процесс, педагогическое сопровождение.

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». В современных условиях профессионально востребованным и успешным становится тот дизайнер, который способен казуально воспринимать, действительность и креативно в ней действовать - на имеющемся оборудовании и материалах создавать, модные и стильные вещи, демонстрируя высокий эстетический вкус, тонкое чувство меры, глубокую, оригинальность замысла и приверженность региональным культурно-историческим традициям [1].

Современная высшая школа призвана удовлетворить потребности общества, находящегося на данном этапе в постоянном поиске и обновлении всех сторон своей деятельности, и основой для этого совершенствования является развитие личности, обладающей творческой индивидуальностью и особым креативным мышлением. Приобретенные научные и специальные знания не являются достаточными для того, чтобы считать-

ся хорошим специалистом, необходимо учитывать развитие таких сторон личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу личности. Для успешного профессионального становления личности, педагогам необходимо помнить о том, что одна из главных ролей в данном процессе принадлежит творческому потенциалу, который необходимо не только развивать, но поощрять и поддерживать у студентов в процессе обучения в вузе. В связи с этим необходимая позитивная социализация выпускника к профессиональной деятельности, готовность выпускника к инновационной, самостоятельной проектной деятельности формируется в процессе педагогического сопровождения.

Необходимость организации педагогического сопровождения (как особой деятельности всех субъектов образовательного процесса) возрастает в связи с инновационными преобразованиями в секторе экономики и образования. В частности, перс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.