Научная статья на тему 'Формирование кадровой политики как основы стратегического управления предприятием'

Формирование кадровой политики как основы стратегического управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строителева Т.Г.

Современные рыночные условия, быстроменяющаяся внешняя среда, условия глобализации диктуют предприятиям, стремящимся выживать в долгосрочной перспективе, обращаться к принципам стратегического управления. Особенно это важно в аспекте управления таким сложным ресурсом, как персонал организации. Данная статья посвящена анализу применения принципов стратегического управления при формировании кадровой политики на крупных промышленных предприятиях Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование кадровой политики как основы стратегического управления предприятием»

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЕМ

т. г. строителева,

кандидат экономических наук, доцент Алтайская академия экономики и права

В современных рыночных условиях руководители промышленных предприятий и коммерческих структур должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу относится стратегический менеджмент, обеспечивающий организациям эффективное достижение перспективных целей на основе удержания конкурентных преимуществ и соответствующего реагирования на изменения внешней среды.

Функция управления персоналом может существенно влиять на результаты деятельности организации, если различные аспекты управления персоналом объединены в единый комплекс действий, который является частью стратегии бизнеса. Таким образом, стратегическое управление организацией предполагает выработку стратегии в области управления персоналом.

Под стратегическим управлением персоналом понимают управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений во внешней и внутренней среде, позволяющим развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

Основой формирования стратегии управления персоналом организации является ее кадровая политика, которая является результирующим направлением в кадровой работе, полученным в итоге взаимодействия на компромиссной основе приоритетов государственной политики занятости, общей стратегии развития предприятия и факторов, свойственных внешней и внутренней среде предприятия; ориентированным на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений. Место кадровой политики в системе управления организацией можно представить в следующем виде:

Кадровая политика тесно связана со всеми областями хозяйственной политики организации. С одной стороны, принятие решений в области кадровой политики происходит во всех комплексных функциональных подсистемах: управления технической деятельностью, управления производством, управления экономической деятельностью, управления внешнехозяйственной деятельностью, управления персоналом организации. С другой стороны, решения в области кадровой политики влияют на решения в этих комплексных функциональных подсистемах, поскольку главной целью кадровой политики является обеспечение этих функциональных подсистем: системы управления и производственной системы организации необходимыми работниками. Необходимо постоянно заниматься вопросами найма, оценки, мотивации и стимулирования персонала, которые в целом влияют на принятие решений в области хозяйственной политики организации.

Эффективность кадровой политики организации при осуществлении основных направлений кадровой работы (формирование, использование и развитие трудового потенциала) определяется также реализацией функции контроллинга персонала, который ставит целью поддержку планирования, управления, контроля и информационного обеспечения всех мероприятий в данной области. Конечная цель контроллинга заключается в регулярной, объективной и комплексной оценке деятельности персонала, которая направлена, прежде всего, на оптимизацию управленческих решений в кадровой политике и обеспечение конкурентоспособной стратегии организации в области человеческих ресурсов.

Стратегия предприятия

Кадровая политика

Кадровая стратегия

Модель формирования конкурентоспособного кадрового потенциала организации

Модель формирования стратегии организации, стратегического управления персоналом, кадровой политики и контроллинга персонала выглядит следующим образом (см. рисунок).

В настоящее время перед организациями ставятся следующие задачи:

1) создание структуры и состава рабочих мест (по оценке многих авторов, совершенствование кадровой политики в этом отношении имеет значительный потенциал по снижению затрат производимой продукции);

2) распределение фонда заработной платы по категориям работающих с применением многоуровневых тарифных сеток и расчетом необходимой численности и количества рабочих мест;

3) исследование форм и методов организации службы управления, формирование кадрового резерва, повышение квалификации и обучение работников, аттестация рабочих мест;

3) обоснование мотивации трудовой деятельности, совершенствование системы оплаты и стимулирования труда работников;

4) разработка и реализация кадровой политики организаций в современных условиях.

При разработке планов реализации кадровой политики необходимо учитывать не только ее влияние на показатели эффективной работы организации, но и на ресурсное обеспечение, прежде всего на ограниченность финансовых ресурсов, исходя из этого, выделим актуальные направления совершенствования кадровой политики организаций, которые включают:

• оптимизацию структуры управления персоналом, повышение уровня организации труда;

• формирование структуры управления предприятием в соответствии с выполняемыми функциями и требованиями квалификационного справочника;

• организацию оплаты труда и премирования;

• установление групп среди подразделений и профессий, в зависимости от количества, качества, новизны выпускаемых изделий, затраченного труда;

• стимулирование решенных задач, поставленных перед коллективом;

• повышение качества работы и эффективности труда работающих;

• содействие повышению квалификации, росту творческой активности и развитию способностей работников;

• обеспечение роста удовлетворенности трудом, его условиями и результатами.

Таким образом, развитие современного бизнеса приводит к необходимости организации эффективного управления затратами на персонал и, соответственно, внесения изменений в традиционную систему управления персоналом.

Обобщение опыта успешно развивающихся организаций позволяет сформировать главную цель современной системы управления персоналом: обеспечение персоналом, его эффективного использования, профессионального и социального развития при оптимизации общих издержек на персонал.

В соответствии с этой целью формируется система управления персоналом, в состав которой, кроме традиционных подсистем, входят подсистемы планирования, прогнозирования и маркетинга персонала; подсистемы оформления и учета кадров; подсистемы трудовых отношений, а также подсистема управления затратами на персонал.

Основными функциями данной подсистемы являются: планирование затрат на персонал, организация их использования, контроль и анализ эффективности использования затрат.

Такое развитие системы управления персоналом требует изменений одного из основных элементов данной системы — службы управления персоналом предприятия как центра финансовой ответственности по затратам на персонал на базе

службы управления персоналом. Это позволит

обеспечить:

• системный подход к управлению персоналом в организации;

• оперативное управление рисками в области управления персоналом;

• высокую оперативность в принятии управленческих решений в области управления персоналом при изменениях внутренней или внешней среды организации;

• оптимизацию затрат на персонал за счет возможности осуществления оперативного контроля и анализа этих затрат;

• принятие решений собственно руководителем кадровой службы по перераспределению финансовых ресурсов, направленных на формирование, использование и развитие кадрового потенциала предприятия, что повышает оперативность его действий при изменениях внутренней или внешней среды организации;

• полномерное использование функций контроллинга персонала, оценивая эффективность

деятельности кадровой службы в целом с точки зрения «затраты на персонал» — «результаты деятельности организации»; • планирование, контроль и анализ использования затрат на реализацию кадровой политики, а также непосредственное управление факторами, препятствующими выполнению планов в данной области.

Формируя кадровую политику организации, как основу стратегического управления, необходимо активно использовать контроллинг, который позволит оптимизировать затраты на персонал и объективно его оценивать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Одегов Ю. Г. Управление персоналом: оценка эффективности / Ю. Г. Одегов, Л. В. Карташова. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 480 с.

2. Миляева Л. Г. Кадровая политика предприятий: сущность, проблемы, приоритеты современного этапа развития // Ползуновский альманах / Л. Г. Миляева, 2002. № 1. С. 54 - 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.