Научная статья на тему 'Формирование кадрового состава государственной гражданской службы'

Формирование кадрового состава государственной гражданской службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3396
987
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЗАСЛУГИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / PRINCIPLES OF FORMATION OF PERSONNEL STRUCTURE / PROFESSIONAL TRAINING / MERITS IN PROFESSIONAL WORK / PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антошина Наталья Михайловна

Автором исследуются установленные федеральным законодательством принципы формирования кадрового состава государственной гражданской службы. Особое внимание уделяется принципу назначения с учётом заслуг и деловых качеств, а также принципу совершенствования профессионального мастерства государственных гражданских служащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антошина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author investigates the principles of formation of personnel structure of the state civil service established by the federal legislation. The special attention is given to a principle of appointment taking into account merits and professional qualities, and also to a principle of perfection of professional skill of the state civil employees.

Текст научной работы на тему «Формирование кадрового состава государственной гражданской службы»

Наталья АНТОШИНА

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Автором исследуются установленные федеральным законодательством принципы формирования кадрового состава государственной гражданской службы. Особое внимание уделяется принципу назначения с учётом заслуг и деловых качеств, а также принципу совершенствования профессионального мастерства государственных гражданских служащих.

The author investigates the principles of formation of personnel structure of the state civil service established by the federal legislation. The special attention is given to a principle of appointment taking into account merits and professional qualities, and also to a principle of perfection of professional skill of the state civil employees.

Ключевые слова:

принципы формирования кадрового состава, подготовка кадров, заслуги в профессиональной деятельности, профессиональное мастерство; principles of formation of personnel structure, professional training, merits in professional

К теме формирования кадрового состава государственной гражданской службы постоянно обращаются учёные-исследователи и специалисты-практики. Проблематика носит фактически перманентный характер.

Этот факт обусловлен, как минимум, двумя основными причинами: нехваткой квалифицированных кадров в органах власти, а также отсутствием системы их подготовки и развития в процессе осуществления служебной деятельности. Две взаимосвязанные проблемы кадрового обеспечения государственной власти и местного самоуправления для своего решения требуют поиска новых идей и представлений, соответствующих реалиям времени.

Формирование кадрового состава гражданской службы, рассматриваемое нами как процесс создания профессионально подготовленного аппарата государственных служащих, обеспечивающего эффективность государственного управления, основывается на ряде конкретных принципов, некоторые из которых в настоящее время получили нормативное закрепление.

Так, Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»1 установлено, что формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается путём создания и эффективного использования кадровых резервов для замещения должностей государственной службы; развития профессиональных качеств государственных служащих; оценки результатов их профессиональной деятельности в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена; создания возможностей для должностного (служебного) роста служащих; использования современных кадровых технологий и применения образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Более подробно регламентация принципов и приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы нашла выражение в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федера-ции»2.

В результате к принципам формирования кадрового состава гражданской службы в государственном органе были отнесены:

1 СЗ РФ, 2003, № 22, ст. 2063.

2 СЗ РФ, 2004, № 31, ст. 3215.

work, professional skill.

АНТОШИНА

Наталья

Михайловна — к.ю.н., доцент; начальник департамента по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе

— принцип учёта заслуг и деловых качеств при назначении на должность;

— принцип совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих.

В свою очередь, приоритетными направлениями формирования кадрового состава определены:

— профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;

— содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;

— ротация гражданских служащих;

— формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;

— оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;

— применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и её прохождении.

Назначение на должность с учётом заслуг служащего в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств является ключевым требованием формирования эффективного кадрового состава гражданской службы.

Содержание данного принципа включает наличие определённых заслуг служащего в профессиональной сфере как специалиста определённого направления деятельности и в личностной сфере — как человека с соответствующими деловыми качествами.

В основе принятия решения о назначении лица на должность должны быть, во-первых, его заслуги в профессиональной среде, которые (как по количеству, так и по качеству) непосредственно влияют на выбор должности, и определение соответствия лица установленным квалификационным требованиям, во-вторых, его деловые качества, относящиеся уже к разряду личностных характеристик.

Данный принцип является важным требованием при назначении лица на должность гражданской службы как на конкурсной, так и внеконкурсной основе, как при назначении на должность впервые, так и в процессе осуществления (прохождения) лицом гражданской службы.

Любая профессиональная оценка при назначении, в том числе в порядке должност-

ного роста, при ротациях и иных перемещениях, не может не основываться на правиле учёта всего спектра профессиональных заслуг лица, которые отражают уровень его профессионализма, складывающегося из совокупности знаний, навыков и умений. Заслуги в данном случае являются своеобразным показателем (индикатором) профессионализма служащего, поэтому должны рассматриваться в качестве значимых факторов при назначении на должность.

С принципом назначения на должность с учётом заслуг тесно взаимосвязано правило, согласно которому длительное, безупречное и эффективное исполнение служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении воинского классного чина или при поощрении1. Оно также основано на принципе заслуг. Конкретным результатом деятельности служащего здесь является длительное безупречное и эффективное исполнение им служебных обязанностей.

Принцип совершенствования профессионального мастерства раскрывается, прежде всего, в вопросах подготовки кадров и их профессионального обучения.

Совершенствование профессионального мастерства или профессиональное развитие должно проходить на постоянной основе, непрерывно в течение всей профессиональной карьеры служащего, в том числе с использованием индивидуальных программ обучения и самоподготовки служащих. Здесь также важной составляющей является активизация личной заинтересованности гражданского служащего в результатах обучения.

Огромный и пока не раскрытый потенциал мероприятий по обучению кадров гражданской службы видится в передаче процесса обучения непосредственно в руки государственного служащего, т.е. в частичном переходе к самообучению на основе личной заинтересованности с последующей контрольной аттестацией2.

1 Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 261 // Российская газета, № 43, 13 марта 2009 г.

2 См.: Гришковец А.А. Организационно-правовые основы обучения кадров государственной службы // Право и образование, 2002, № 2, стр. 32. Он же. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: дисс...докт. юрид. наук. 12.00.14. — М., 2004, стр. 253-254.

Развитие и совершенствование профессионального мастерства, по сути, возлагается на самого служащего, который имеет заинтересованность в самосовершенствовании.

Принципы формирования кадрового состава на гражданской службе исходят из необходимости учёта заслуг и деловых качеств при назначениях, а также совершенствования профессионального мастерства в процессе прохождения самой службы.

Именно эти исходные начала формирования кадрового состава подразумевают необходимость разработки комплекса мер по осуществлению должной подготовки, отбора, ротации (перемещения) и расстановки специалистов, способных в современных условиях быть эффективными и полезными при выполнении управленческих задач.

В то же время анализ процессов формирования кадрового состава и сам кадровый состав показывает, что пока ещё принципы учёта заслуг и профессионального мастерства служащих не реализуются в полной мере. Сами принципы слабо регламентированы, действуют устаревшие подходы, не определены механизмы их практического воплощения.

В частности, в органах власти до сих пор не созданы условия для планирования устойчивого карьерного роста служащих, для систематического обновления и ротации кадров.

Пока ещё редкими остаются случаи использования современных технологий и методов кадровой работы.

Не осуществляется совершенствование системы подготовки кадров и дополни-

тельного профессионального образования служащих.

Государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования в области государственного управления не отвечают реальным потребностям государственной службы. Программы дополнительного профессионального образования служащих являются откровенно слабыми и устаревшими. Как правило, они формируются без учёта программ государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих1.

В результате формирование кадрового состава на гражданской службе не отличается системным характером. Назначения происходят всё ещё с учётом, в первую очередь, принципа протекционизма, а потом уже профессиональных заслуг служащих. Принцип профессиональных заслуг трансформируется в принцип личных заслуг, преданности, а принцип совершенствования мастерства практически отсутствует.

В этой связи, на наш взгляд, должен быть создан единый механизм реализации правовых принципов формирования кадрового состава гражданской службы как составной части единой государственной кадровой политики. Нужны правовые и организационные инструменты обеспечения установленных принципов, которые бы концептуально отражали единство проводимой государством политики в сфере подбора, расстановки и подготовки кадров.

1 Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», стр. 20—21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.