Научная статья на тему 'Формирование кадрового потенциала промышленности региона'

Формирование кадрового потенциала промышленности региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КАДРЫ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / INDUSTRY / PERSONNEL / INNOVATION / FORMATION / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осодоева Ольга Андреевна

В статье рассматривается вопрос подготовки высоквалифицированных кадров для промышленности региона. Раскрыта роль образования в инновационном процессе. Рассмотрена модель формирования на базе профильного ВУЗа интегрированных объединений кластерного типа по подготовке и трудоустройству кадров методом непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HUMAN RESOURCES OF THE REGION INDUSTRY

Problem of training of the highly-qualified personnel for the region industry is considered in the article. The role of education in an innovative process is revealed. The author considers the formation model based on a profession-oriented higher educational institution of the integrate associations of cluster type for training and employment of personnel via the method of continuing professional education.

Текст научной работы на тему «Формирование кадрового потенциала промышленности региона»

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА

УДК 330.1

Ольга Андреевна Осодоева,

Д.э.н., проф., зав. кафедрой «Экономическая теория, мировая и национальная экономика»,

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», Эл. почта:

В статье рассматривается вопрос подготовки высоквалифицированных кадров для промышленности региона. Раскрыта роль образования в инновационном процессе. Рассмотрена модель формирования на базе профильного ВУЗа интегрированных объединений кластерного типа по подготовке и трудоустройству кадров методом непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: промышленность, кадры, инновации, образование, модель.

Olga A. Osodoeva,

PhD in Economics, Professor, Head of chair of Economic Theory, World and National Economy,

East Siberian State University of Technologies and Management, E-mail:

FORMATION OF HUMAN RESOURCES OF THE REGION INDUSTRY

Problem of training of the highly-qualified personnel for the region industry is considered in the article. The role of education in an innovative process is revealed. The author considers the formation model based on a profession-oriented higher educational institution of the integrate associations of cluster type for training and employment of personnel via the method of continuing professional education.

Keywords: industry, personnel, innovation, formation, model.

1. Введение

Современные тенденции экономического развития основаны на быстрых инновационных изменениях во всех областях деятельности. Очевидно, что образование должно не только следовать за изменениями, но и опережать их.

Образование выступает не просто как необходимая конституционная услуга, но как система подготовки необходимых для экономики кадров. Важным для успешного функционирования системы условием является оперативное прогнозирование и реагирование образовательной среды на кадровые (количество, компетенции) требования экономики. Подавляющая часть спроса на образование прямо или косвенно формируется производством, от состояния и перспектив развития которого зависят направления и объем предоставляемых образовательных услуг.

2. Задачи формирования кадрового потенциала промышленности региона

В структуре промышленного производства Республики Бурятия ведущее место занимает машиностроение и металлообработка. Это обусловлено наличием серьезной промышленной базы, сформированной еще во времена СССР и растущим спросом на машинотехническую продукцию республики на внешних рынках. Второй по величине отраслью промышленности региона является топливно-энергетический комплекс, на который в совокупности приходится свыше трети всего промышленного производства республики. Среди отраслей промышленности, обладающих высоким потенциалом для развития, следует выделить цветную металлургию, топливную и деревообрабатывающую промышленность, что обусловлено наличием значительной ресурсной базы.

В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна быть осуществлена интеграция образования, науки и экономики.

Необходимо создавать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество.

Увеличение темпов научно-технического прогресса в настоящее время ставит задач}' быстрого воспроизводства и копирования инноваций в промышленности. Если раньше данная проблема решалась через цепочку фундаментальных, отраслевых научно-исследовательских институтов и конструкторских отделов предприятий, а также институты централизованного распространения новой информации, то в настоящее время данные связи оказались разорваны, а некоторые ее составляющие учреждения утрачены совсем. Как следствие замедлились темпы инновационного развития в большинстве отраслей экономики, особенно в регионах со слабо развитой научной инфраструктурой.

Освободившееся место инновационных центров в большинстве регионов занимают высшие учебные заведения. Через создание учебно-научно-производ-ственных комплексов осуществляется связь процесса обучения специалистов, разработки и внедрения научных инноваций, переподготовка действующего производственного персонала. Так ВСГУТУ имеет опыт совместных наз'чных разработок с УУ\3 в области композиционных материалов, решении вопросов технологической подготовки производства и других областях.

Еще одним направлением участия учреждений образования в инновационном процессе является воспроизводство профессиональных знаний и навыков, во многом утраченных за время стагнации экономики. Амортизация человеческого капитала за последние годы в регионах достаточно высока. Только ускоренное воспроизводство специалистов способно закрыть брешь, возникшую между возросшими потребностями промышленности и наличием квалифицированных кадров на рынке труда. В этом плане видится перспективным участие ВУЗов в переподготовке кадров.

Образование должно отражать все передовые тенденции развития производства и общества, прогнозируя и опережая их. Продвижение от идеи (научного открытия) к разработке и внедрению и далее к производству и использованию на каждом этапе подразумевает наличие и приобретение (синтез) некоторой суммы знаний. Образование является формализованным (в соответствии с методиками

№3, 2012 62

обучения) и организованным способом достижения требуемых знаний. Тенденции инноваций в обществе и технологиях не могут быть проигнорированы образованием и являются основным направлением развития, как общества, так и образования в ближайшее время. Основные задачи образования, в данном случае, уловить направления изменений в развитии производства и общества, спрогнозировать развитие технологий и технологических комплексов, а также формализовать методически и внедрить эти технологии в процесс обучения для приобретения студентами практических и теоретических знаний и навыков в использовании, разработке и прогнозировании инновационных технологий в производстве и экономике в целом.

В рамках федеральных целевых программ в ближайшие годы выделяется более 54 млрд.руб на модернизацию системы образования в России. Те механизмы,, которые сейчас запущены в рамках работы Комиссии по модернизации и технологическому развитию российской экономики при Президенте Российской Федерации, должны стать импульсом к тому, чтобы система образования тоже модернизировалась и синхронизировалась с процессом технологической модернизации, опережая при этом этот процесс на шаг вперед, формируя условия для его реализации.

3. Механизм формирования кадрового потенциала для промышленности региона

Мы видим проблемы стоящие перед профессиональным образованием в настоящий момент.

Первая из них - это отставание материальной базы ВУЗов от инновационных технологий и оборудования, внедряемого на предприятиях.

Так известно, что новое оборудование, установленное в рамках реализации программы по модернизации на Улан-Удэнском авиационном заводе способно почти в 7 раз снизить трудоемкость продукции, а это означает и снижение себестоимости изделия, и возможность увеличения объемов производства. Как результат, увеличение чистой прибыли на предприятии. Очевидно, что работа на таком оборудовании требует специальных знаний и навыков. Однако стоимость такого оборудования не подъемна для университета. Поэтому очевидно что основным путем решения данной проблемы яв-

ляется возврат к практике целевой подготовки специалистов для предприятий с использованием в учебном процессе оборудования предприятий промышленности. В этом отношении УУАЗ идет нам навстречу и подготовка специалистов в области самолетостроения, технологии машиностроения и других специальностей идет совместно с предприятиями. Уже с 3-4 курса наши студенты работают на предприятии не только в период производственных практик но и в течении всего учебного года. Этот процесс должен развиваться.

Именно построение связки «образование-производство» легло в основу соглашения между Улш-Уцэнским авиационным заводом и Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления. Реализация данного соглашения актуализировало разработку модели формирования на базе профильного ВУЗа интегрированных объединений кластерного типа по подготовке и трудоустройству кадров методом непрерывного профессионального образования

Эта модель позволяет частично решить вторую существенную проблем}' профессионального образования - дисбаланса системы начального, среднего и высшего образования. Первые уровни образования в настоящее время испытывают большие проблемы.

Предлагаемый нами механизм формирования состоит в интеграции разрозненных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с целью совместной с профильными предприятиями подготовки кадров разного уровня на контрактно-целевой основе.

При этом стоит отметить, что принципиальным отличием данной модели от других моделей непрерывного профессионального образования является:

1. За период обучения (4 года бакалавр и по ряду специальностей, в т.ч.а-виастроение -5,5 лет) мы предполагаем проведение 3 аттестационных процедур позволяющих получить 3 уровня квалификации-НПО, СПО, ВПО. Основанием для продолжения учебы является успешная сдача аттестационных процедур на соответствующем уровне.

2. В нашей модели мы вводим такое понятие как бакалавриат, ориентированный на конкретное производство. И мы готовы часть учебной нагрузки вывести за пределы учебного учреждения и передать их на конкретное производство реальным инженерам и мастерам. С

одной стороны это повысит качество производства, с другой - снизит затраты предприятия на адаптацию будущего сотрудника.

3. Модель предусматривает возможность проведения независимой оценки качества образования со стороны работодателя, а также получения сертификата предприятия, подтверждающего уровень квалификации выпускника. Оптимальным видится сертификация по всем трем уровням подготовки (НПО, СПО и ВПО). В итоге, по окончании ВУЗа предприятие получает специалиста имеющего 3 диплома (уровень НПО, СПО и ВПО), а также сертификат предприятия.

4. Введение новых технологий подготовки специалиста (это и различные симуляторы и активное вовлечение обучающихся в производственный процесс ) имеет основание снизить нормативные сроки подготовки специалистов различных уровней. Сейчас мы работаем над этим вопрос и предполагаем, что получение рабочих профессий в рамках ВУЗа возможно осуществить не за один год, а значительно меньше. Это позволит более эффективно расходовать бюджетные средства на подготовку специалиста и в более сжатые сроки удовлетворять потребности заказчика в кадрах. Что касается повышения квалификации работников, переподготовки в рамках имеющейся профессии, подготовки рабочих кадров на конкретные места, то применение симуляторов и тренажеров позволяет осуществить данный процесс в короткие сроки (от недели до месяца)

5. Научная составляющая подготовки выпускников в ВУЗе сохраняется в направлении академический бакалавр. Подготовка академического бакалавра осуществляется согласно стандартам с возможность дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре нашего университета.

Существуют и проблемы реализации данной модели:

1. Проработка механизма многоканального финансирования.

В случае вывода части профессиональных программ на конкурс мы готовы принять в нем участие и получить соответствующее финансирование из республиканского бюджета. И этот процесс позволил бы создать конкурентную среду между учреждениями профессионального образования, а значит, и улучшить качество образовательной услуги.

Экономика, Статистика и Информатика 63 №3, 2012

2. Проработка механизма привлечения частных инвестиций в профобразование.

Ответственная позиция бизнеса и государства в части подготовки специалистов для конкретного предприятия, под конкретный инвестиционный проект возможна лишь в том случае, если будет присутствовать механизм софинансиро-вания. Ведь очевидно, что подготовку инженерных специалистов без соответствующей материально-технической базы, исследовательского и промышленного оборудования организовать невозможно. Обновить материально-техническую базу исключительно за счет средств университета весьма проблематично. А следовательно выйти на принципиально новые технологии представляется затруднительным.

3. Отработка механизма аттестационных процедур (уровень ЕЛО, СПО, сертификат предприятия).

Здесь стоит отметить, что в случае реализации данной модели нам будет необходимо получить лицензии, позволяющие реализовывать профессиональную подготовку уровня НПО и СПО. Необходимо избегать искусственных барьеров для вхождения на региональный рынок профессионального образо-

вания высшей школы. И эш должно стать основой формирования конкурентного рынка.

Инфраструктурой для реализации вышеназванной модели должно стать создание на базе вуза модуля республиканского ресурсного центра, выполняющие задачи подготовки студентов и аспирантов, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научных сотрудников для научных организаций и организаций оборонно-промышленно-ш комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов экономики. Инвестиционные затраты на создание такого модуля составят порядка 30 млн. руб. Если зачесть, что сегодня расходы предприятия на переподготовку 1 рабочего на заводе составляют порядка 22 600 рублей, завод вынужден получать лицензии на право образовательной деятельности, а также содержать штат преподавателей, то при переподготовке рабочих на базе ресурсного центра ВСГТУ многие вопросы будут решаться совместно, с использованием возможностей ВУЗа. Прогнозный срок окупаемости такого модуля составит около 7 лет.

4. Заключение

Профессионализм в образовании заключается в способности выходить за

пределы педагогической системы, учебного процесса, способности анализировать происходящее в сфере промышленности и высоких технологий, в способности понять - а для чего мы в такой сфере как промышленность, готовим новое поколение специалистов. То есть - умение выйти из своей функциональной роли, мыслить системно и оперировать инструментами из разных сфер. В результате - умение комбинировать и иметь стратегию, нацеленную на лидерство. Именно реализация данного принципа лежит в основе стратегии нашего университета - стратегии, нацеленной на подготовку лидеров.

Литература

1. Михайлов О.В. Перестройка обучения. //Журнал «Кадры», № 2,2000;

2. Сенге П. Практика самообучающейся организации. // Журнал «Кадры», ЖЗ, 2000.

References

1. Mikhailov OV The restructuring of education. / / Journal "Personnel», № 2, 2000;

2. Senge P. The practice of learning organization. / /Journal "Personnel" ZHZ, 2000.

№3, 2012 64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.