Научная статья на тему 'Формирование исторической памяти о российских университетах 1990-х годов: свидетельства и их интерпретация'

Формирование исторической памяти о российских университетах 1990-х годов: свидетельства и их интерпретация Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕРВЬЮ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / THE HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / INTERVIEW / COLLECTIVE MEMORY / ACADEMIC LIFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баженов Олег Александрович, Гатина Зарина Салидаровна

В статье изучен происходящий на наших глазах процесс формирования исторической памяти о жизни российских университетов 1990-х гг. Диссертационные исследования, журнальные и газетные публикации, статистические отчеты, а также законодательные акты зафиксировали кризис, который настиг в то время российские высшие школы. Однако ни один из этих источников не позволяет историку обратиться к мыслям и переживаниям рядовых членов академического сообщества. Диссертации чаще всего воспроизводят стереотипы, журналисты интересуются наиболее радикальными переменами, правовые и статистические документы противоречивы и непоследовательны. Настоящее исследование проведено на основе анализа интервью с преподавателями постсоветских университетов, выполненных волонтерами Центра университетских исследований Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ «Высшая школа экономики». Авторы статьи демонстрируют информационные возможности интервью. Параллельный анализ воспоминаний, статистических данных и правовых актов позволяет выявить зазоры между «официальной версией» памяти и тем, как помнят прошлое участники событий. Изучение 153 интервью позволило сделать выводы о том, что перед исследователями университетов стоит задача сохранить разнообразные версии прошлого и работать с ними. Это дает возможность создать человекоориентированный нарратив университетского прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Historical Memory on Russian Universities in the 1990s: Evidences and Their Interpretation

The article focuses on the formation of the historical memory about the life of the Russian universities in 1990s. Dissertations, magazines and newspaper articles, statistical reports, as well as enactments fix the crisis of the Russian universities. However, none of historical sources allow studying deeply ideas and feelings of the Russian academic community. Dissertations reproduce stereotypes, journalists are interested in the most sweeping changes, and legislation and statistical statements are contradictory and inconsistent. The present study is based on the interviews of professors. Interviews were collected by volunteers of the Center of University Studies in the Poletayev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities (the National Research University Higher School of Economics). The authors show the information capacity of the interviews. The simultaneous appeals to the individual memories, the statistical collections and regulatory framework have revealed the gaps between the “official version” of the memory and descriptions of the eyewitnesses. The study of 153 interviews led to the conclusion that the contemporary historian makes a point of reconstructing many versions of the past. This allows the creation of the human-oriented narrative of the university past.

Текст научной работы на тему «Формирование исторической памяти о российских университетах 1990-х годов: свидетельства и их интерпретация»

о.а. Баженов, з.с. гатина формирование исторической памяти

113

УДК 94(470) DOI: 10.18522/2500-3224-2017-1-113-131

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИчЕСКОй

памяти о российских

УНИВЕРСИТЕТАХ 1990-Х ГОДОВ:

свидетельства и их интерпретация1

О.А. Баженов З.С. Гатина

Аннотация. В статье изучен происходящий на наших глазах процесс формирования исторической памяти о жизни российских университетов 1990-х гг. Диссертационные исследования, журнальные и газетные публикации, статистические отчеты, а также законодательные акты зафиксировали кризис, который настиг в то время российские высшие школы. Однако ни один из этих источников не позволяет историку обратиться к мыслям и переживаниям рядовых членов академического сообщества. Диссертации чаще всего воспроизводят стереотипы, журналисты интересуются наиболее радикальными переменами, правовые и статистические документы противоречивы и непоследовательны. Настоящее исследование проведено на основе анализа интервью с преподавателями постсоветских университетов, выполненных волонтерами Центра университетских исследований Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ «Высшая школа экономики». Авторы статьи демонстрируют информационные возможности интервью. Параллельный анализ воспоминаний, статистических данных и правовых актов позволяет выявить зазоры между «официальной версией» памяти и тем, как помнят прошлое участники событий. Изучение 153 интервью позволило сделать выводы о том, что перед исследователями университетов стоит задача сохранить разнообразные версии прошлого и работать с ними. Это дает возможность создать человекоориентированный нарратив университетского прошлого.

Ключевые слова: высшее образование, университет, интервью, коллективная память, академическая жизнь.

Баженов Олег Александрович, студент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, bazhenovoleg1995@yandex.ru.

Гатина Зарина Салидаровна, аспирант Школы исторических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, zarinagatina1@gmail.com.

1 Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

FORMATION OF THE HISTORICAL MEMORY ON RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE 1990s: EVIDENCES AND THEIR INTERPRETATION

O.A. Bazhenov Z.S. Gatina

Abstract. The article focuses on the formation of the historical memory about the life of the Russian universities in 1990s. Dissertations, magazines and newspaper articles, statistical reports, as well as enactments fix the crisis of the Russian universities. However, none of historical sources allow studying deeply ideas and feelings of the Russian academic community. Dissertations reproduce stereotypes, journalists are interested in the most sweeping changes, and legislation and statistical statements are contradictory and inconsistent. The present study is based on the interviews of professors. Interviews were collected by volunteers of the Center of University Studies in the Poletayev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities (the National Research University Higher School of Economics). The authors show the information capacity of the interviews. The simultaneous appeals to the individual memories, the statistical collections and regulatory framework have revealed the gaps between the "official version" of the memory and descriptions of the eyewitnesses. The study of 153 interviews led to the conclusion that the contemporary historian makes a point of reconstructing many versions of the past. This allows the creation of the human-oriented narrative of the university past.

Keywords: the higher education, university, interview, collective memory, academic life.

Bazhenov Oleg А., Student of the National Research University Higher School of Economics, 20, Myasnitskaya St., Moscow, 101000, Russia, bazhenovoleg1995@yandex.ru.

Gatina Zarina S., Graduate Student of the National Research University Higher School of Economics, 20, Myasnitskaya St., Moscow, 101000, Russia, zarinagatina1@gmail.com.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Хронологически данная работа сосредоточена на времени кризиса высшего образования в России, на 1990-х гг., а еще конкретнее - на исторических свидетельствах, доставшихся исследователям и на которых в последующем будут строиться концепции университетского прошлого. 1990-е гг. - один из самых интересных и одновременно сложных для понимания периодов в истории российского образования. От него осталось так много свидетельств, что, кажется, они не проясняют, а усложняют понимание ушедших реалий. С одной стороны, их обилие и противоречивость отпугивают исследователей; а с другой - описание близкого прошлого изобилует субъективными утверждениями историков-любителей. Сейчас бытует представление, что в 1990-е гг. советская система подготовки специалистов была разрушена, в постсоветских университетах восторжествовала коррупция, в стране не было денег на образование, а власть не хотела тратить средства на социальные вопросы. При этом в утверждениях немало противоречий.

Изучение имеющихся публикаций убедило нас в том, что большинство исследователей используют довольно узкую источниковую базу и воспроизводят одни и те же интерпретационные схемы, не подвергая их сомнению. Собрав за четыре года работы Центра университетских исследований НИУ ВШЭ 153 интервью у преподавателей, работавших в 1990-е гг. в разных городах России, мы получили новый комплекс документов. Сопоставление воспоминаний с законодательными, отчетными и статистическими данными обнаружило явные противоречия в их свидетельствах. Понять их происхождение стало целью данной работы.

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Использованные в настоящем исследовании источники можно условно разделить на две группы: 1) интервью с представителями университетского сообщества; 2) нормативно-правовые акты.

Основной акцент в данной работе сделан на интервью, которые были взяты из архива Центра университетских исследований Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ «Высшая школа экономики»2. Среди опрошенных - представители профессорско-преподавательского состава, бывшие и ныне действующие ректоры, их помощники, научные сотрудники. Возрастной диапазон информантов - от 35 до 80 лет.

2 Центр университетских исследований основан Е.А. Вишленковой в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ в 2012 г. В том же году при нем была создана студенческая лаборатория, преобразованная в 2013 г. в научно-учебную группу. Вместе со студентами научно-исследовательского семинара «Введение в историю и практику университетской жизни» (руководитель - Е.А. Вишленкова) в Школе исторических наук участники Центра берут интервью у преподавателей российских университетов, транскрибируют и описывают эти записи, публикуют их на сайте Центра.

Самые молодые из опрашиваемых принадлежат к поколению людей, не так давно вступивших в преподавательскую должность, чье становление пришлось на перестроечные 1990-е гг. Среди почтенных преподавателей есть те, кто уже не одно десятилетие находится на пенсии и не занимается студентами. К июню 2016 г. в архиве собраны 153 интервью. Примерно треть из них с согласия информантов опубликована на сайте Центра университетских исследований в разделе «Интервью по истории университетов» (http://igiti.hse.ru/unimemory/interview).

Среди их создателей 89 мужчин и 64 женщины. Средний возраст среднестатистического опрошенного составляет 58,5 года. Около 53 % информантов указали специализацию «История», 9 % - «Философия», 5 % - «Филология» и 4 % - «Психология». Конечно, среди опрошенных есть и представители точных наук, но их меньшинство, так как 116 опрошенных являются гуманитариями. 58 опрошенных являются докторами наук, 77 - кандидатами наук, 18 человек не указали ученую степень, либо они ее не имеют. Из 153 опрошенных 69 человек работают в НИУ ВШЭ, пять человек в МГУ еще семь человек - в СПбГУ. В Казанском университете и других казанских вузах работают десять наших информантов. В Омске опрошено пять преподавателей. Среди информантов есть также преподаватели Российского государственного гуманитарного университета, Института США и Канады Российской академии наук, Московского государственного педагогического университета, Марийского государственного университета, университетов Чувашии, Якутии, Ростовской области и других регионов. В двух опубликованных статьях мы описали специфику проведения этих интервью и их возможности как исторического источника [Гатина, Гребенкина, 2015; Морозов, Баженов, 2015].

Наконец, остановимся на специфике нормативно-правовых свидетельств. Под этим словосочетанием подразумевается широкий спектр текстов: законы, принятые Государственной думой РФ, указы президента, распоряжения министерств, записки и инструкции правительственных чиновников. Основу доминирующего сейчас исследовательского подхода в отношении высшей российской школы составляют прямой пересказ или обильное цитирование правительственных распоряжений, сделанных в этой области. Специфика нормативно-правовой базы требует реконструкции исторического контекста их появления [Морозов, Баженов, 2015]. Кроме того, для большей объективности необходимо соотносить информацию, представленную в законах, с данными других источников (воспоминания, статистика).

НАУЧНОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕМЫ

В каком-то смысле мы вынуждены двигаться по целине, поскольку историография данной проблемы пока скудна. Хотя если говорить об объеме публикаций, то о высшем образовании 1990-х гг. написано довольно много: сотни, если не тысячи статей, монографий и особенно диссертаций. Однако внушительное число опубликованных работ автоматически не означает, что проблема полностью изучена.

Во-первых, множество публикаций принадлежит авторству чиновников, журналистов или общественных деятелей3. Они содержат декларации о намерениях и фиксируют ощущение разрухи. В их заявлениях содержится не столько анализ ситуации, сколько обоснование политических и финансовых интересов. В этом отношении данные тексты хороши для изучения намерений и репрезентаций.

Во-вторых, в имеющихся научных публикациях присутствует интерес к сложившейся тогда ситуации, но не хватает дистанции для ее беспристрастной интерпретации. Во многих монографиях, диссертациях и учебниках по истории высшего образования в России научная новизна исчерпывается заключением о том, что после распада СССР университеты оказались в кризисе, но с начала 2000-х ситуация начала улучшаться.

В диссертациях, посвященных высшей школе 1990-х гг., легко заметить общую тенденцию: авторы подменяют реальность пересказом законодательных инициатив. Для их авторов, видимо, закон - это документальное свидетельство, а не конструируемая реальность. Такая установка придает уязвимость всей концепции. То есть источниками изучения академической повседневности служит набор нормативных документов, изданных отраслевыми министерствами и другими государственными структурами. При этом не учитываются мнение или воспоминания представителей университетского сообщества - свидетелей и участников событий.

Исследователи редко принимают в расчет противоречивость тогдашних постановлений. Когда же описываются проблемы, то почти все объясняется нехваткой средств. При этом не принимается в расчет субъектность преподавателей, не вскрываются причины внутреннего кризиса университетского образования. В имеющейся историографии почти нет анализа социальной реальности России тех лет. Важно отметить еще и то, что защищенные в разных университетах диссертации на эту тему лишены преемственности. Кажется, что исследователи не знают о работах друг друга, при этом почти дословно воспроизводят обоснования актуальности и новизны.

Чтобы высказанные утверждения не показались безосновательными, приведем несколько примеров. Диссертант А.П. Березовский утверждает, что государственные университеты не смогли покрыть запрос общества на высшее образование, поэтому эту нишу заполнили частные университеты [Березовский, 2000]. Автор считает, что число студентов в таких заведениях было невелико. Официальная же

3 См., например: 1) Заседание Совета по науке, технологиям и образованию под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, на котором был проанализирован ход системной модернизации образовательной сферы с докладом Российского союза ректоров (http://www.rsr-online. ru/event/2005-god/25-oktyabrya-2005-g); 2) В. Садовничий о том, почему РФ не подходят иностранные системы образования (http://www.msu.ru/info/struct/rectintv/sadovnichiy-rasskazal-pochemu-rf-ne-podkhodyat-inostrannye-sistemy-obrazovaniya.html); 3) Выступление Минобразования РФ на 6-м Съезде Российского союза ректоров / Филиппов В.М. // Бюл. Минобразования РФ. 2001; 4) Борисов И.И., Листенгартен В.С. О «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Проблемы высшего образования. 2001. № 1. С. 24-26.

статистика свидетельствует об обратном. В диссертации Н.Л. Яблонскене реконструкция выполнена на законодательных актах и публицистике [Яблонскене, 2004]. Аналогичный путь избрал в диссертационном исследовании «Реформирование высшего образования Кемеровской области на этапе становления рыночной экономики (1992-1998 гг.)» А.А. Костюков [Костюков, 2006]. Д.А. Федосов, защитивший диссертацию «Высшая школа России 90-х гг. ХХ в.» [Федосов, 2007], отдал дань не только предшественникам, но и всем ныне действующим руководителям, особенно ректору университета, в котором проходила его защита: «В реальности политика "младореформаторов" правительства Гайдара Е.Т. ввергла высшую школу в глубочайший кризис ... На защиту российского высшего образования в стране поднялись руководители вузов страны во главе с ... (идет перечисление регалий. - О.Б., З.Г.) В.А. Садовничим».

В аспекте специализированного сектора [Мещангина, 2006] или в региональном разрезе [Алехина, 2009] в диссертациях кандидатов исторических и педагогических наук отражается «правовая», то есть вполне условная реальность. И этот опыт воспроизводится всё новыми и новыми соискателями ученых степеней [Мелихова, 1999; Ватлина, 2006; Растопшина, 2006; Паршина, 2008; Григорьева, 2009; Ксенофонтова, 2009; Суслова, 2010].

МЕТОДОЛОГИЯ

При раскрытии заявленной темы использовались методические предложения ученых, разрабатывающих проблематику исторической коллективной памяти. Данное исследование опирается на представление о том, что описанный выше архивный комплекс выражает коллективную память ученых о последнем десятилетии XX в. и первом десятилетии XXI в. Концепт «коллективной памяти» был предложен и разработан М. Хальбваксом в работе «Социальные рамки памяти» (1925) [На^а^, 1950]. В его версии память индивида существует постольку, поскольку он является уникальным продуктом специфического взаимодействия групп, то есть его память, по сути, структурируется групповыми идентичностями. Продолжая эти размышления, немецкий египтолог Я. Ассманн разработал теорию культурной памяти и сформулировал задачи ее изучения в рамках того научного направления, которое он обозначил как «история памяти» [Assmann, 1992]. Понятие «историческая память», как и концепт «коллективная память», может употребляться в значении «общий опыт, пережитый людьми совместно» (речь может идти и о памяти поколений). Историки, вслед за антропологами, употребляют понятие «коллективная память», обозначая им комплекс разделяемых (или создаваемых) данным сообществом мифов, традиций, верований, представлений о прошлом.

Полагаем, что эти теории могут служить фундаментом для изучения только что ушедшей эпохи в истории российских университетов. Созданные в их рамках методы позволяют выявлять, что действительно происходило в университетской жизни,

а что было додумано впоследствии и какие сюжеты родились в памяти информантов как своего рода коллективная мифология.

Важной задачей для волонтеров Центра университетских исследований на данный момент является расширение географии интервью: нужно выходить за рамки «главных городов России». В его архиве доминируют информанты из Москвы и Санкт-Петербурга. Такое сосредоточение ограничивает возможности обобщений. Если анализировать воспоминания столичных профессоров и доцентов, то картина эпохи будет неполной и даже искаженной. Вполне вероятно, что академическая жизнь различалась в городах-миллионниках и небольших провинциальных поселениях. Следует взять интервью у преподавателей, которые ушли из академической сферы. Нельзя забывать и про охват разных областей знания. Ведь представители разных дисциплинарных областей могут рассказывать о различающихся аспектах университетской жизни.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

На основе имеющегося архивного комплекса можно выделить несколько сюжетов в воспоминаниях. Чаще всего обсуждается раскол между эпохой советского и постсоветского университетов. Он проявился в идеологическом освобождении ученых, появлении новых технологий в образовании [Романов; Данилевский]4. Характерным является мнение П.Ю. Уварова: «было меньше контроля, была слабее бюрократическая система, точнее сказать, она была дезорганизована» [Уваров]. Одновременно с этим он фиксирует ослабление федеральной власти, ощущаемое через контроль. Об этом позитивном моменте упоминают многие информанты. С.Б. Крих характеризует 1990-е гг. как «период бурного и неконтролируемого роста» [Крих]. А.В. Шарова, говоря об индивидуальных учебных планах преподавателей, вспомнила, что «году в 1992-93 мы внезапно обнаружили, что от нас не требуют заполнение вот этих тетрадей» [Шарова]. Рассказ о большей академической свободе и меньшем бюрократическом контроле в сравнении с ушедшей советской эпохой можно встретить и в других интервью [Бойцов; Румянцева].

Все информанты так или иначе воспоминают проблему финансового кризиса университетов, обнищания жизни внутри и за пределами университета [Вишленкова]. Судя по такого рода свидетельствам, отток кадров был колоссальной проблемой для университетов. Он был обусловлен низкими доходами его работников [Бойцов]. Эти суждения многократно повторяются [Кобрин, 2015]. Каждый информант описывал свои страхи и сомнения, которые одолевали его в этот «безденежный» для университетов период [Бессонова; Крих; Середина].

4 С полным списком информантов и краткой биографической справкой о каждом можно ознакомиться в следующих статьях: [Гатина, Гребенкина, 2015; Морозов, Баженов, 2015].

Многие информанты признавались, что в ситуации безденежья университеты как место работы переставали быть привлекательными площадками. Частичное или вовсе полное отсутствие финансирования сказывалось не только на уровне зарплаты, но и на условиях работы, на самых, казалось бы, простейших требованиях, предъявляемых к рабочему месту (наличие отопления, освещения, оборудования) [Аврус, 2001]. Проблемы с нехваткой денежных средств подчеркивали многие ученые [Гранович; Камалов].

На исторических факультетах не было денег на археологические экспедиции, на технических - на оборудование лабораторий. Вузы, не проявлявшие лояльность по отношению к представителям власти, попросту финансировались по остаточному принципу или вовсе не финансировались. Например, в РГГУ в начале 1990-х гг. были зимы, когда не работало отопление [Шарова]. Про материально-техническую оснащенность ярко высказался С.Б. Крих: «У нас до сих пор нет нормальных медийных аудиторий. Есть только пародии на них, когда применение технических средств само по себе требует затратить столько времени, что ты потеряешь любую возможность компактно выдать необходимый материал» [Крих]. И это все было отнюдь не единичными случаями или исключениями из правил, это были повсеместные явления.

В подобных условиях преподавателям приходилось постоянно маневрировать, искать дополнительные источники дохода, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания [Бойцов]. К существующим способам выживания (репетиторство и одновременное преподавание в нескольких учебных заведениях [М. Санчез]) постепенно добавились новые. В 1990-е гг. появилась дополнительная перспектива, которая поначалу многим казалась сомнительной, - получение грантов на исследования, предоставляемых зарубежными фондами [Султанбеков].

Среди воспоминаний встречаются такие, которые вызывали у информантов сильные чувства [Бессонова; Шарова]. Эти свидетельства звучат так, будто рассказчикам стыдно за их прошлое, за состояние и унизительное положение университетских доцентов и профессоров, которое они занимали в те годы. А.В. Шарова вспомнила коллегу, который вынужден был работать охранником на стоянке. Сама же она пробовала свои силы на телевидении, составляя сценарии для программ, в качестве экскурсовода проводила экскурсии для иностранцев по Москве. Е.А. Вишленкова призналась: «Тогда, действительно, в науке было очень трудно, потому что жить на зарплату было невозможно. Я помню времена, когда у меня не было денег на оплату проезда, и я ходила полтора часа пешком от дома до университета. Я не могла себе позволить оплатить проезд, нужно было на всем экономить. Тогда работали в разных местах на двух-трех работах» [Вишленкова]. Постоянный поиск все новых и новых мест работы приводил к нехватке времени собственно на научную деятельность. А это, в свою очередь, породило эффект не-дописанных диссертаций.

Не менее интригующей темой в интервью звучит проблема взаимоотношений внутри университета. Если бы Центр университетских исследований не

ограничивался только преподавателями, а расширил свой опрос на студентов 1990-х гг., мы могли бы получить более объемную картину. В имеющихся воспоминаниях есть две констатации: 1) университет перестал восприниматься как место, которое гарантировало работу и светлое будущее; 2) в отношениях между студентами и преподавателями устанавливалось противостояние и все меньше взаимоуважения.

В это десятилетие вузы из «храмов науки» постепенно превратились в коммерческие и некоммерческие организации по массовому производству превышающего необходимое количество специалистов среднего уровня. Было отменено распределение, одновременно возросло количество университетов. В ситуации общей доступности высшего образования его престиж постепенно снижался, а наличие документа о высшем профессиональном образовании не делало его обладателя уникальным. Повсеместная разруха и угасание академической жизни, о которых повествуют информанты в своих воспоминаниях, также влияли на отношение к университету, как к средству получения необходимой «корочки», которое сложилось в головах тогдашних студентов. Возможность приобрести диплом за деньги, активно поддерживаемая как со стороны тех, кто этот диплом производил, так и со стороны тех, кто в нем нуждался, также сказалась на авторитете высшей школы. Информанты рассказывают о том, что для многих молодых людей обучение в университете приравнивалось к средству избежать армии [Уваров; Шарова; Бессонова].

Подобное снижение статуса высшей школы не могло не сказаться на характере взаимоотношений между студентами и преподавателями. В среде студентов рос нигилизм. Свобода действий, предоставленная студентам в те годы, и ослабление требований к знаниям привели к систематическим пропускам занятий, ослаблению дисциплины и, как следствие, снижению общего уровня знаний выпускающегося специалиста. Демотивирующим фактором оказалось обесценивание значения стипендии [Уваров].

Следствием всего вышеперечисленного явилось резкое падение авторитета преподавателя [Шапкина; Шарова; Данилевский]. О снижении статуса профессии историка красноречиво высказался А.Л. Камалов: «Вообще историки превратились в эти годы из идейной элиты советского общества в ненужных людей» [Камалов].

Таким образом, информанты Центра университетских исследований поведали о своих переживаниях, о важных для них выборах в жизни и о значимых событиях. Собранные вместе их интервью образуют ресурс коллективной памяти как совокупности личных опытов представителей университетской корпорации. Прочитывая десятки таких текстов, удается почувствовать эмоциональный фон эпохи и тем самым приблизиться к пониманию происходивших тогда изменений. В данном исследовании мы реабилитируем право преподавателей определять память об университетской жизни. В каждой их цитате о размерах зарплаты, о трудностях обучения и исследования, о тяжелых бытовых условиях, о нехватке оборудования звучит преданность университету, профессии, горечь тяжелых испытаний. У наших информантов в те годы многого не хватало для благополучной жизни, но было

и хорошее: в первую очередь, свобода в преподавании. Когда мы спрашивали, можно ли считать их «творцами университетской жизни», то видели, как загорались глаза, вспоминалась молодость, когда было написано самое главное, многое было придумано, многое сказано. И это тоже часть той трудной эпохи.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ПРОШЛОГО

В 1990-е гг. в России существовала проблема поиска эффективного управления высшим образованием. В целом, реформированием и обновлением системы образования занималось Министерство образования РФ, существовавшее с 1991 по 1996 г. В рамках этой деятельности в 1992 г. был принят закон «Об образовании» [Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1], который является ключевым в этой области. В 1994 г. был принят закон «Об утверждении государственного образовательного стандарта.» [Постановление Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. № 4]. Его изданием занимались Госкомвуз РФ, а переизданием уже - Министерство образования РФ (далее - Минобр РФ).

Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ, существовавшее в 1991-1993 гг., занималось управлением высшим и послевузовским образованием. А с 1993 г. этим занимался Госкомвуз РФ. Наконец, в 1996 г. произошло полное объединение, и с 14 августа этого же года всеми школами начало управлять Министерство науки и технической политики РФ. Эти наблюдения подтверждают рассуждения К. Кобрина: «Если внимательно вглядеться в российскую систему высшего образования, то сразу возникает кафкианский образ огромной конторы неясного назначения. Правила ее функционирования не известны никому. Все инстанции этой огромной конторы амбивалентны и взаимозаменяемы» [Кобрин, 2002]. Как видно, управлению высшей школы в тот период соответствовало: отсутствие ясного и четкого функционала министерств и конфликт интересов. Очевидно, что в такой ситуации, когда нет четкого разграничения полномочий, эффективное управление образованием практически невозможно.

В законодательных актах и журнальных статьях тех лет использовалась патетическая риторика. В законе «Об образовании» 1992 г. впервые появилось понятие «образовательный стандарт». Интересна его дальнейшая судьба. После принятия Конституции 1993 г. Указом Президента РФ № 22888 данный закон был признан недействительным. Оказывается, что на протяжении 1990-х гг., так и не разобравшись в том, кто должен заниматься утверждением образовательных стандартов, министерство так их и не распространило. А.В. Шарова утверждает, что университетские преподаватели столкнулись с необходимостью унифицировать требования к обучению только в 2000-е гг.

Как это было возможно? Многочисленные редакции закона «Об утверждении ... стандартов» говорят в пользу того, что закон, заимствованный с Запада, не приживался на российской почве.

По отношению к законодательству 1990-х гг. легко применимо ироническое определение «законодательная вермишель». Десятки указов копируют друг друга по названиям, но, по сути, отличаются очень незначительными деталями. Например, таковы «Постановление Госкомвуза РФ об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения ... от 30 ноября 1994 года» [Постановление Госкомвуза от 30 ноября 1994 г. № 8] и аналогичное постановление от 26 апреля 1993 г. Тексты по своей сути идентичные. При этом постановление 1993 г. отсылает читателя к аналогичному приказу Комитета по Высшей школе более ранних лет. Номенклатура научных работников за три года - с 1992 по 1995 г. - издавалась 15 раз. Можно еще вспомнить два постановления Госкомвуза от 27 декабря 1995 г. Одно касалось «порядка переподготовки специалистов.» [Постановление Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 г. № 12], а другое - «документов государственного образца о повышении квалификации.» [Постановление Госкомвуза от 27 декабря 1995 г. № 13]. Ничего нового все эти редакции в образование не привносили.

Объяснение этому «бегу на месте» законодателей тех лет дал А.Б. Чубайс в фильме «Олигархи» [фильм «Олигархи», 2004]. Он признался, что тогда политики просто избавлялись от всего «советского». Они, видимо, не столько стремились достигнуть конкретной цели, сколько разрушить имеющееся. О формальности изменений пишет историк университетов А.И. Аврус [Аврус, 2001, с. 69].

Каждый раз правовые изменения были незначительные. Они касались «фасада». Много усилий было сделано для изменения старых названий, должностей. Судя по интервью, университетские преподаватели и администраторы их не замечали. Объяснения тактикам поведения университетских людей можно обнаружить в интервью [Шарова].

Всё это подтверждает предположение, что законы и распоряжения тех лет отражают не исторические реалии, а желаемую, проектируемую действительность.

Еще одна тенденция тех лет - частые смены руководителей. Так, Б.Г. Салтыков являлся министром науки, высшей школы и технической политики России, затем был председателем Государственного экспертного совета при Президенте РФ по особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, затем заместителем Председателя Правительства РФ, в это же время председателем Комиссии РФ по делаем ЮНЕСКО, заместителем Председателя Совета министров и депутатом Государственной думы. А с 1998 по 2000 г. возглавлял «Российские технологии». Подобную биографию с частыми сменами руководящих постов в принципиально разных областях управления можно найти и у других чиновников: В.Г. Кинелева, А.Б. Чубайса, В.Г. Артюхова и т. д.

Итак, расхождений в свидетельствах интервью и иных источников немало. Похоже, что для законодателей 1990-х гг. советский университет представлялся архаичной институцией, в которую нужно влить свежий западный опыт. При том что высшее образование финансировалось крайне скудно, в журналистике и правовых

текстах тех лет столько патетики в рассуждениях о ценности науки и образования. Сопоставление рассказов наших информантов с этими утверждениями, а также с построенными на них историческими нарративами, убеждает в том, как сложно устроена историческая память. В ней есть элементы коллективной мифологии, порожденные желанием сакрализовать и возвысить таинство обучения; есть тенденция к забыванию травматических сюжетов; и есть стремление усугубить жертвенность. Мы столкнулись с различающимися индивидуальными, коллективными и официальными версиями прошлого и осознали, что историки постсоветских университетов окажутся на развилке многих дорог.

Мы надеемся, что благодаря собранным волонтерами Центра университетских исследований интервью (то есть транскрибированным воспоминаниям участников событий) удастся избежать опрощения университетского прошлого, проигнорировать персональные опыты преподавателей. Вероятно, их память пережитого отличается от той, какую бы хотели зафиксировать политики. Анализ законодательства обнаруживает непоследовательность и даже хаотичность политической линии тех лет, объясняемую институциональным кризисом власти. Министерства не могли с точностью определить, какую сторону университетской жизни они контролируют. Часто менялись ведущие специалисты. Это породило противоречивые решения и отсутствие преемственности в реформировании. Однако такой рассказ вряд ли устраивает нынешних политиков.

И если интерес к институциональной истории университетов у исследователей есть, то жизнь рядового российского преподавателя до сих пор остается без внимания. Безусловно, их воспоминания и интервью - это не протокольные свидетельства. Мы полагаем, что присущий им флёр эмоционального переживания, которого нет в статистических таблицах и социологических опросах, делает их особенно ценными источниками. Во всяком случае, эта память имеет право на свое место в историческом нарративе университетского прошлого.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Аврус А.И. История российских университетов. Очерки. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. 85 с.

Алехина Л.С. Высшая школа в период трансформации российского общества во второй половине 80-х - 90-е г. ХХ в. (на материалах Иркутской области): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. универ., 2009. 25 с. Березовский А.П. История становления и развития негосударственной высшей школы России (90-е г. ХХ в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. 21 с. Ватлина Т.Н. Формирование и реализация государственной политики Российской Федерации в области гуманитарного образования в высшей технической школе в 1991-2005 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 27 с.

Гатина З.С., Гребенкина Д.М. Личные воспоминания о постсоветских университетах и архив профессорской идентичности // Диалог со временем. 2015. № 51. С. 261-286.

Григорьева Н.А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в России: автореф. дис. ... докт. ист. наук. Астрахань, 2009. 32 с.

Кобрин К. Культурная революция в провинции // Отечественные записки. 2002. № 8(9). URL: http://www.strana-oz.rU/2002/8/kulturnaya-revolyuciya-v-provincii (дата обращения: 03.05.2015).

Костюков А.А. Реформирование высшего образования Кемеровской области на этапе становления рыночной экономики (1992-1998 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2006. 30 c.

Ксенофонтова С.Б. Государственная политика Российской Федерации в области реформирования высшей технической школы: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2009. 24 с.

Мелихова Н.В. Международные связи высшей школы Российской Федерации в условиях перехода страны к рыночной экономике (1991-1998 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1999. 20 с.

Мещангина Е.И. Государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях становления новой России (1990-2000 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2006. 22 с.

Морозов О.В., Баженов О.А. Университет 1990-х гг. в интервью современных историков // История и историческая память / отв. ред.: А. Гладышев, Т. Булыгина. Вып. 10. Саратов; Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный ун-т, 2015. С. 218-229.

Паршина Л.Н. Особенности становления и развития высшей школы Российской Федерации в 1991-1999 гг. (исторический аспект): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2008. 27 с.

Растопшина И.А. Развитие негосударственного высшего образования в России в конце XX - начале XXI вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 25 с.

Суслова Д.В. Формирование государственной политики России в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. 30 с.

Федосов Д.А. Высшая школа России 90-х г. ХХ в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2007. 26 с.

Яблонскене Н.Л. Развитие высшего образования России в условиях социально-политической трансформации общества (вторая половина 80-х - 90-е гг. XX в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: Изд-во МГУ 2004. 27 с.

Assmann J. Das kulturelle Gedächtnis: Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen. Munich: C.H. Beck, 1992. 346 s.

Halbwachs M. La mémoire collective. Paris: Albin Michel, 1950. 105 p.

ИНТЕРВЬЮ ИЗ АРХИВА ИГИТИ НИУ ВШЭ. ИНФОРМАНТАМИ ВЫСТУПАЛИ:

Бессонова Людмила Павловна - доцент кафедры физики Московского института электроники и математики. Интервью состоялось 28 апреля 2015 г.

Бойцов Михаил Анатольевич - профессор кафедры политической истории школы исторических наук НИУ ВШЭ, Москва. Интервью состоялось 7 февраля 2013 г.

Вишленкова Елена Анатольевна - доктор исторических наук, ординарный профессор Школы исторических наук и заместитель директора ИГИТИ НИУ ВШЭ. Интервью состоялось 12 сентября 2012 г.

Гранович Андрей Игоревич - заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Интервью состоялось 14 мая 2014 г.

Данилевский Игорь Николаевич - заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки школы исторических наук НИУ ВШЭ, Москва. Интервью состоялось 2 ноября 2012 г.

Камалов Айрат Ленарович - выпускник исторического факультета Казанского государственного университета, преподаватель КЮИ МВД России. Интервью состоялось 14 января 2013 г.

Крих Сергей Борисович - кандидат исторических наук, преподаватель Столичной Финансово-Гуманитарной Академии (Омский Филиал). Интервью состоялось 28 ноября 2012 г.

Масиель Санчес Лев Карлосович - доцент школы исторических наук НИУ ВШЭ, Москва. Интервью состоялось 29 ноября 2013 г.

Романов Юрий Владимирович - заместитель декана исторического факультета Московского педагогического государственного университета. Интервью состоялось 25 октября 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Румянцева Марина Федоровна - доцент кафедры социальной истории исторического факультета НИУ ВШЭ, Москва, кандидат наук. Интервью состоялось 22 мая 2013 г.

Середина Елена Владимировна - заведующая кафедрой географии туристских направлений Российской международной академии туризма, профессор Российского государственного гуманитарного университета. Интервью состоялось 28 октября 2014 г. Султанбеков Булат Файзрахманович - в 1991-1993 гг. занимал должность заведующего кафедрой Татарского института повышения квалификации работников образования. Интервью состоялось 15 декабря 2012 г.

Уваров Павел Юрьевич - заведующий кафедрой социальной истории школы исторических наук НИУ ВШЭ, Москва. Интервью состоялось в 2011 г.

Шапкина Алла Николаевна - профессор кафедры гуманитарных и социальных наук, заместитель декана факультета экономистов-международников Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России. Интервью состоялось в октябре 2014 г.

Шарова Антонина Владимировна - первый заместитель декана школы исторических наук, доцент кафедры политической истории школы исторических наук НИУ ВШЭ, Москва. Интервью состоялось 16 апреля 2013 г.

ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 // URL: http://www.consultant.ru/ popular/edu (дата обращения: 01.10.2014).

Постановление Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. № 4 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования» // URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=344937 (дата обращения: 01.10.2014).

Постановление Госкомвуза от 30 ноября 1994 г. № 8 «Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 1995 г. № 794) // URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=5707 (дата обращения: 07.10.2014).

Постановление Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 г. № 12 «Об утверждении положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 1996 г. № 1026) // URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9105 (дата обращения: 07.10.2014).

Постановление Госкомвуза от 27 декабря 1995 г. № 13 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 1996 г. № 1027) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9161 (дата обращения: 07.10.2014). «Олигархи» - документальный канадско-израильский фильм 2004 г., построенный на монологах главных действующих лиц в политической жизни России 90-х гг.

REFERENCES

Avrus A.I. Istoriya rossijskih universitetov. Ocherki [History of the Russian universities. Essays]. Moscow: Moscow Public Science Foundation, 2001. 85 p. (in Russian). Alekhina L.S. Vysshaya shkola vperiod transformacii rossijskogo obshchestva vo vtoroj polovine 80-h - 90-e gody XX veka (na materialah Irkutskoj oblasti) [Higher school during the period of the transformation of the Russian society in the second half of the 80's -90-ies of XX century (on materials of Irkutsk region)]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Irkutsk: Irkutsk State University, 2009. 25 p. (in Russian).

Berezovskij A.P. Istoriya stanovleniya i razvitiya negosudarstvennoj vysshej shkoly Rossii (90-e gody XX veka) [The history of formation and development of non-state higher school in Russia (90-ies of XX century)]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Moscow, 2000. 21 p. (in Russian).

Vatlina T.N. Formirovanie i realizaciya gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti gumanitarnogo obrazovaniya v vysshej tekhnicheskoj shkole v 1991-2005 godah [Development and implementation of the Russian Federation's state policy in the field of arts education in the Higher Technical School in 1991-2005 years]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Moscow, 2006. 21 p. (in Russian).

Gatina Z.S., Grebenkina D.M. Lichnye vospominaniya o postsovetskih universitetah i arhiv professorskoj identichnosti [Personal memories about the post-Soviet universities and archive of professorial identity], in: Dialogue with time. 2015. № 51. P. 261-286 (in Russian).

Grigor'eva N.A. Gosudarstvennaya politika i praktika razvitiya grazhdanskogo obrazovaniya v Rossii [Government policy and practice of civic education in Russia]: thesis abstract on competition of a scientific degree of doctor of historical sciences. Astrakhan, 2009. 27 p. (in Russian).

Kobrin K. Kul'turnaya revolyuciya v provincii [Cultural revolution in the province], in: Otechestvennye zapiski. 2002. № 8 (9). URL: http://www.strana-oz.ru/2002/8/kulturnaya-revolyuciya-v-provincii (available at: 03.05.2015) (in Russian). Kostyukov A.A. Reformirovanie vysshego obrazovaniya Kemerovskoj oblasti na ehtape stanovleniya rynochnoj ehkonomiki (1992-1998 gg.) [Reform of higher education of the Kemerovo region at the stage of development of market economy (1992-1998 years)]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Kemerovo, 2006. 30 p. (in Russian).

Ksenofontova S.B. Gosudarstvennaya politika Rossijskoj Federacii v oblasti reformirovaniya vysshej tekhnicheskoj shkoly [The state policy of the Russian Federation in the field of reform of the higher technical school]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Moscow, 2009. 24 p. (in Russian). Melihova N.V. Mezhdunarodnye svyazi vysshej shkoly Rossijskoj Federacii v usloviyah perekhoda strany k rynochnoj ehkonomike. (1991-1998 gg.) [International relations of the higher school of the Russian Federation in the conditions of transition to a market economy. (1991-1998 years)]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Moscow, 1999. 20 p. (in Russian). Meshchangina E.I. Gosudarstvennaya politika v oblasti vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah stanovleniya novoj Rossii (1990-2000 gg.) [The state policy in the field of higher pedagogical education in the conditions of formation of the new Russia (1990-2000 years)]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Ekaterinburg, 2006. 22 p. (in Russian). Morozov O.V., Bazhenov O.A. Universitet 1990-h gg. v interv'yu sovremennyh istorikov [The University of the 1990s in an interview with the contemporary historians], in:

Istoriya i istoricheskaya pamyat' [History and historical memory] / pod red. A. Gladyshev, T. Bulygina. Vol. 10. Saratov; Stavropol: North-Caucasian Federal University, 2015. P. 218-229 (in Russian).

Parshina L.N. Osobennosti stanovleniya i razvitiya vysshej shkoly Rossijskoj Federacii v 1991-1999 gody (istoricheskij aspekt) [Features of formation and development of Russian higher education in 1991-1999 years (historical aspect)]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Moscow, 2008. 27 p. (in Russian).

Rastopshina I.A. Razvitie negosudarstvennogo vysshego obrazovaniya v Rossii v konce XX - nachale XXI vv. [The development of non-state higher education in Russia in the end of XX - beginning of XXI centuries]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Moscow, 2006. 25 p. (in Russian). Suslova D.V. Formirovanie gosudarstvennoj politiki Rossii v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya [Formation of Russian state policy in the sphere of higher education]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of political sciences. Moscow, 2010. 30 p. (in Russian).

Fedosov D.A. Vysshaya shkola Rossii 90-h godov XX veka [The Russian higher school of the 90-ies of the XX century]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Moscow, 2007. 26 p. (in Russian). Yablonskene N.L. Razvitie vysshego obrazovaniya Rossii v usloviyah social'no-politicheskoj transformacii obshchestva (vtoraya polovina 80-h - 90-e gg. XX v.) [The development of Russian higher education in terms of social and political transformation of society (the second half of the 80th - 90th of XX century)]: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of historical sciences. Moscow: Moscow State University, 2004. 27 p. (in Russian).

Assmann J. Das kulturelle Gedächtnis: Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen

Hochkulturen. Munich: C.H. Beck, 1992. 346 s. (in German).

Halbwachs M. La mémoire collective. Paris: Albin Michel, 1950. 105 p. (in French).

ARCHIVE OF INTERVIEWS BY A. POLETAEV INSTITUTE FOR THEORETICAL AND HISTORICAL STUDIES IN THE HUMANITIES (IGITI), NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS. INFORMANTS:

Bessonova Lyudmila Pavlovna - the associate professor of physics of the Moscow institute of electronics and mathematics. The interview took place on April 28, 2015. Bojcov Mihail Anatol'evich - professor of department of political history of school of historical sciences of National research university "Higher School of Economics". The interview took place on February 7, 2013.

Vishlenkova Elena Anatol'evna - doctor in History, Professor of the History Department and Deputy Director of the A. Poletaev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities (IGITI), National Research University Higher School of Economics. The interview took place on September 12, 2012.

Granovich Andrej Igorevich is the head of the department of zoology of invertebrates of biological faculty of St. Petersburg State University (further St. Petersburg State University). The interview took place on May 14, 2014.

Danilevskij Igor' Nikolaevich is the head of the department of history of the ideas and methodologies of historical science of school of historical sciences of Higher School of Economics National Research University (Moscow). The interview took place on November 2, 2012.

Kamalov Ajrat Lenarovich is the graduate of department of history of the Kazan state university, the teacher of KYul Ministry of Internal Affairs of Russia. The interview took place on January 14, 2013.

Krih Sergej Borisovich is the candidate of historical sciences, the teacher of Capital Financial and Humanitarian Academy (the Omsk Branch). The interview took place on November 28, 2012.

Masiel' Sanches Lev Karlosovich is the associate professor of school of historical sciences of Higher School of Economics National Research University (Moscow). The interview took place on November 29, 2013.

Romanov Yurij Vladimirovich is the deputy dean of department of history of the Moscow pedagogical state university. The interview took place on October 25, 2014. Rumyanceva Marina Fedorovna is the associate professor of social history of department of history of Higher School of Economics National Research University, the candidate of science. The interview has taken place on May 22, 2013. Seredina Elena Vladimirovna is the manager of department of geography of the tourist directions of the Russian international academy of tourism, and professor of Russian State Humanitarian University (further RGGU). The interview took place on October 28, 2014.

Sultanbekov Bulat Fajzrahmanovich - in 1991-1993 held a position of the head

of the department of the Tatar institute of advanced training of educators. The interview

took place on December 15, 2012.

Uvarov Pavel Yur'evich is the head of the department of social history of school of historical sciences of Higher School of Economics National Research University (Moscow). The interview took place in 2011.

Shapkina Alla Nikolaevna is professor of department of humanitarian and social sciences, the deputy dean of faculty of economists-foreign affairs specialists of the All-Russian academy of foreign trade of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. The interview took place in October, 2014.

Sharova Antonina Vladimirovna is the first deputy dean of school of historical sciences, the associate professor of political history of school of historical sciences of Higher School of Economics National Research University (Moscow). The interview took place on April 16, 2013.

ELECTRONIC ARCHIVE OF THE REGULATORY FRAMEWORK OF STATE BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zakon RF "Ob obrazovanii" [The law of Russian Federation "About Education"] by 10.07.1992 № 3266-1 // URL: http://www.consultant.ru/popular/edu (available at: 1 October 2014).

Postanovlenie Goskomvuza RF [The decree of the State Committee for Higher Education of the Russian Federation] by 25 May 1994 № 4 "Ob utverzhdenii gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta v chasti klassifikatora special'nostej srednego professional'nogo obrazovaniya" [On approval of the state educational standard of the classifier of specialties of secondary vocational education] // URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=344937 (available at: 1 October 2014).

Postanovlenie Goskomvuza RF [The decree of the State Committee for Higher Education of the Russian Federation] by 30 November 1994 № 8 "Ob utverzhdenii poryadka priema v gosudarstvennye obrazovatel'nye uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya (vysshie uchebnye zavedeniya) Rossijskoj Federacii" (Zaregistrirovano v Minyuste RF 13 fevralya 1995 g. № 794) [On approval of admission to state educational institutions of higher professional education (universities) of the Russian Federation (registered by the RF Ministry of Justice February 13, 1995 № 794)] // URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=5707 (available at: October 2014).

Postanovlenie Goskomvuza RF [The decree of the State Committee for Higher Education of the Russian Federation] ot 27 dekabrya 1995 g. № 12 "Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke i usloviyah professional'noj perepodgotovki specialistov" (Zaregistrirovano v Minyuste RF 2 fevralya 1996 g. № 1026) [On Approval of the procedure and conditions for professional retraining (Registered in the Ministry of Justice on February 2, 1996 № 1026)] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=9105 (available at: 7 October 2014). Postanovlenie Goskomvuza RF [The decree of the State Committee for Higher Education of the Russian Federation] by 27 December 1995 № 13 "Ob utverzhdenii form dokumentov gosudarstvennogo obrazca o povyshenii kvalifikacii i professional'noj perepodgotovke specialistov i trebovanij k dokumentam" (Zaregistrirovano v Minyuste RF 6 fevralya 1996 g. № 1027) [On approval of forms of documents of the state sample of advanced training and retraining of specialists and requirements to the documents (Registered in the Ministry of Justice on February 6, 1996 № 1027)] // URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9161 (available at: 7 October 2014). "Oligarhi" [Oligarchs] is the documentary Canadian-Israeli film (2004), that is based on the monologues of the main participants of the political life in the 1990s in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.