ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
В.В. Ушницкий
Б01: 10.25693/Ю12218-1644.2018.04.002 УДК 572.9:94(571.56)
Формирование исторического ландшафта Якутии: происхождение хангаласцев
В данной статье анализируется происхождение этнонима Хангалас. С хангаласцами связан образ родоначальника Эллэя и предводителя всех якутских родов Тыгына. От хангаласцев произошло население не только современного Хангаласского и Мегино-Кангаласского, но и Горного, Олекминского, Сунтарского и Нюрбин-ского улусов. Хангаласцы также весьма активно участвовали в происхождении якутского населения Абыйско-го, Момского и Колымских улусов.
Хангаласцы традиционно связываются с тюркским племенем канглы и считаются носителями кыпчакского компонента в составе народа саха. Канглы считаются потомками ираноязычного Кангюй, государства в Средней Азии. По другой версии, канглы сопоставляются с кочевым объединением Гаогюй через слово, обозначающее «телегу». Это гипотеза позволила Г.В. Ксенофонтову связать хангаласцев с древними уйгурами, бежавшими в IX в. к племенам да-шивей. В данное время наиболее популярной является версия А.И. Гоголева, связывающая кангаласцев с кыпчакским компонентом в этногенезе саха. Согласно гипотезе А.И. Гоголева и И.В. Константинова, кангаласцы являются последней волной пришельцев с юга, принесших погребения с конем, и связываются с культурой «кыргыс-ётёхов» ХУ-ХУП вв.
Исследователь Ю.А. Зуев обнаруживает канглы среди туматов-дубо и буир-нурских татар. В статье подробно обсуждаются эти версии, а также эвенкийская версия происхождения хангаласцев. Гипотеза тунгусо-веда В.А. Туголукова основана на наличии Кангаласских родов среди приамурских эвенков и отождествлении их с более ранними нанагирами. Данная версия выводит этноним хангалас от одноименного слова в значении «гусь» и связывает хангаласцев с качинцами и гипотезой Л.Р. Кызласова о происхождении термина «хакас» от слова «хаас».
Ключевые слова: исторический ландшафт, этногенез, происхождение саха, этнонимика, историография, родовой состав, народы Южной Сибири, якутские улусы, история Якутии, эвенки.
В формировании историко-культурного ландшафта Якутии большая роль принадлежит хангаласцам. Иногда предком этого рода считается сам Эллэй, а знаменитый тойон Тыгын -
© Ушницкий В. В., 2018
его предводителем. Долины Эркээни и Туймаа-да - родовые вотчины хангаласцев, здесь находятся священные места всего якутского народа, связанные с легендарными предками.
Род Хангалас занимает важное место в этнической и политической истории народа саха. Сейчас хангаласцы живут в двух улусах: в Хан-галасском, который ранее именовался Орджо-никидзевским, и Мегино-Кангаласском. В ХУШ-Х1Х вв. было два хангаласских улуса: это Восточно-Кангаласский и Западно-Кангалас-ский. На территории Восточно-Кангаласского улуса ныне расположен Горный улус. Также есть поселок городского типа Кангалассы, что на берегу р. Лена. Город Якутск расположен в долине Туймаада, в которой жили прародители народа саха: Омогой Баай и Эллэй Боотур, здесь располагались пастбища «завоевателя всей якутской земли» Тыгын Дархана.
Известно о нескольких крупных восстаниях хангаласцев против ясачного террора казачьих атаманов и воеводской власти, разгромленных военными отрядами, вышедшими из острога. Благодаря своей подвижности они сумели оторваться от преследователей и откочевать со своими стадами в сторону Вилюя и за Верхоянские горы. Осев здесь, они внесли огромный вклад в этногенез вилюйских и северных саха, став этническим ядром народа. Население многочисленного Нюрбинского и Сунтар-ского улусов более чем наполовину являются потомками кангаласцев, ассимилировавших на месте роды «пеших тунгусов», именуемых в легендах «туматами». Недаром вилюйские легенды свое происхождение связывает с братьями хангаласского владыки Тыгына - Быркын-гаа Боотура и Босхонг Бэлгэтии, или наложницей отца Тыгына - Мунньана Ньурбакаан, или бабушкой Джаардаах.
К хангаласцам следует отнести жителей многочисленных бордонских и жарханских наслегов в вышеназванных улусах. Так, «князец Бойдон» или Бордонг был из Кангаласской волости. Бордонцы считаются потомками людей кангаласского князца Бойдона или Бордона. Этот князец, собрав около 700 человек из саха и эвенков, в течение двух лет скитался и прятался в лесах Вилюя. Но бордонцы начинают упоминаться в архивных документах сразу после прихода казаков, значит, следует допустить, что Бордон мог возглавить одноименный род канга-ласцев. По архивным данным, ярканцы (жар-ханцы) вплоть до 1640-х гг. жили на Лене, в районе устья р. Синяя [Долгих, 1960].
Хангаласцам принадлежит основная роль в якутском освоении Олекмы, Индигирки - Мом-ского и Абыйского улусов, Колымского края. Широкое участие в формировании вилюйских, олекминских и северных групп якутов, представителей Хангаласского рода, заставляет сделать вывод об исключительной роли хангаласцев в этногенезе саха, ставших его этническим ядром. Исследователь С.И. Боло склонен считать, что «мээтис» происходит от слова «мятежник». Возможно, легендарный якут Мээтис был одним из участников восстания Джеллика. О якутах Колымского и Верхоянского округов ссыльный И. Шкловский в 1892 г. писал: «10 тысяч якутов, живущих здесь, потомки беглецов, спасшихся после страшного разгрома, который потерпели в начале XVIII в. инсургенты, восставшие под предводительством главы Кангаласско-го улуса Дженника... Оставшиеся убежали на Крайний Север» [Старостина, 2009, с. 20]. Роль участников этого неудачного восстания в освоении окраин якутами из Хангаласской волости требует дополнительного изучения. В то же время в преданиях обычно освоение Вилюя и Севера якутами объясняют бегством от хангаласско-го владыки Тыгына, преследовавшего своих родственников. Следовательно, одним из исторических прототипов легендарного героя Тыгы-на можно считать хангаласского родоначальника Дженника (Дьэллика).
В целом саха-якутов можно отнести к оседлым народам, но хангаласцы, будучи ярко выраженными скотоводами, были чрезвычайно мобильными: моментально собрав скот и утварь, шли искать новые земли. Поэтому их можно считать якутскими кочевниками. Обитая в обширных долинах Эркээни и Туймаада, они быстро стягивали конное войско и совершали набеги на земли других родов, обитавших по таежным речным долинам и в алаасах.
Поскольку в документах к хангаласцам относились представители нескольких родов или волостей, то правильнее было бы назвать их племенем. Так, академик А.П. Окладников пришел к выводу о том, что еще на юге у саха сложилось общеплеменное объединение, которое Тыгын Дархан пытался восстановить перед приходом русских завоевателей [Окладников, 1955]. К Хангаласскому племени относились нерюктэй-цы, мальжегарцы, нахарцы, составлявшие от-
дельные волости наряду с Кангаласским в документах XVII в. В легендах рассказывается о попытках сопротивления боотуров этих родов Тыгыну - вождю хангаласцев.
Прежде всего, согласно исторической терминологии, племя - это предгосударственное объединение, которое предполагает наличие поте-старного института типа вождизма. Поэтому следует разобраться, был ли потестарный институт среди хангаласцев? Русские документы дают сведения о наличии нескольких равноправных вождей среди Кангаласской волости. Это «Тынья» или Тыгын, затем его сыновья От-курай (Ёлкёрёй), Бозеко (Бёдьёкё) и Челай (Чал-лаайы); «князец Бюк», в котором угадывается Еюк (Ёйюк); «Бойдон» или вилюйский прародитель Бордонг; «князец Сахей», также бежавший с родом на Глухой Вилюй.
Тыгын - безусловно, историческая личность. Но он не был правителем единого государства или даже общеплеменным вождем. Между тем роль хангаласцев в освоении якутским населением окраин Северо-Востока Сибири постоянно росла в ходе всего XVII в. Хангаласцы, приходя на новые земли, на Вилюй и Колыму, приносили с собой легенды о Тыгыне - владыке хангаласского племени.
Попытаемся проследить происхождение названия Хангалас. Якутские легенды указывают на имя одного из сыновей Эллэя - Хангалас или Хаайа-Хангылы. Но это типичный фольклорный мотив, возводящий происхождение отдельных племен (родов) к именам сыновей прародителя. Антропоним хангылы удивительно напоминает этноним канглы. Следует учесть, что в якутском языке чередуются буквы к и х: отсюда написание хангалас и кангалас. В якутском языке есть глухой звук н, в русской орфографии он передается как нг. Т.е. в якутском произношении - хан(г)лы, хан(г)алас, а в русской орфографии - канглы, кангалас.
Кангаласцев принято считать носителями кыпчакского компонента в составе саха. Поскольку наличие кыпчакского компонента в этногенезе саха и традиционной культуре доказано, то сразу внимание привлекает сходство этнонимов хангалас и канглы. Некоторые исследователи даже стали считать хангаласцев поздними мигрантами на территорию Якутии, вплоть до XVI в. За основу были взяты легенды
о позднем прибытии Эллэя, ставшего пастухом у богача Омогоя, жившего в долине Туймаада и давшего, согласно Я. И. Линденау, начало «Той -онскому роду», в этом качестве он обрисовал роль Хангаласского рода в якутском обществе [Линденау, 1983].
Основным аргументом привязки хангалас-цев к кыпчакам, во многом этнически близким к современным казахам, является родословная Шадриных. На могильной надписи там перечислены предки Эллэя и Омогоя, от которых произошел род Тыгынов. Казахские исследователи Т.А. Инсебаев и Е.З. Кажибеков впервые отметили связь родословной саха и шежере казахского племени аргын. Согласно родословной, предками Омогоя и Эллэя являются: Ёксю-кю - Мэйэрэм Сюппю - Хорохой - Аргын - Ай-аал - Ёрёс Кюёл Дьулдьугун - Тюёртюгюл -Хайаранг - Омогой, Эллэй. Имена предков саха они сопоставили с родовым делением казахского рода сююндук, входившего в состав аргынов: оразкельды - ёрёскюёлдьулдьугун; тортуул и тюёртюгюл, мейрам и мэйэрэм-сюппю [Кажи-беков, Инсебаев, 1984, с.107-108].
Однако это совпадение, безусловно, не выдерживает никакой лингвистической экспертизы. Здесь наверняка присутствует заимствование грамотными саха из «кыргызского» источника. В XIX в. среди саха жили ссыльные казахи, которых в царской России называли «кыр-гызами». Именно они могли помочь в составлении родословной, включающей подробные названия племен и родов крупного казахского племени Аргын. К тому же аргыны - отнюдь не кыпчаки, они имеют позднее, татаро-монгольское происхождение.
С хангаласцами связывают прародителя Эл-лэя. Согласно Я.И. Линденау, Эллэй встретился с Омогоем еще на Верхней Лене, около Качуга [Линденау, 1983]. В долине Туймаада есть места, связанные с Омогоем и Эллэем. Якутский тюрколог и журналист И.И. Гаврильев в газетных и журнальных статьях обнаружил множество монгольских параллелей хангаласцев среди топонимов и имен людей, связанных с родоначальником Эллэем.
Считая канглы новой конфедерацией племен, пришедших на смену кимакам, знаменитый немецкий тюрколог И. Маркварт вполне удовлетворительно разъясняет указанное В. Ру-
бруком близкое родство канглы с команами (кипчаками), тем самым считая справедливым замечание В.В. Бартольда о том, что «племенные наименования канглы и кипчак представляются нам почти тождественными» [Маркварт, 1914].
Канглы - широко известное племя, встречающиеся среди западных кыпчакских и огузских народов. Так, общеизвестным фактом является то, что именно каи-канглы дали начало правящему дому Османов. Это отразил и знаток тюркских языков Махмуд Кашгари, писавший, что «Канглы - один из великих людей из кыпча-ков» [цит. по: Кадырбаев, 1990, с. 20]. Кстати данное утверждение Махмуда Кашгари вполне сопоставимо с гипотезой Я.И. Линденау о роли хангаласцев среди древних саха, а также с мнением Константина Багрянородного о том, что кангары составляют правящие фемы (племена) печенежского объединения. Когда-то мы отмечали сходство названий племен печенегов и хангаласских родов. Но это чисто искусственное, визуальное сходство. К тому же, по якутским легендам, Бордон, Малдьагар и Наахара -это имена реальных людей, родственников Ты -гына, давших начало своему клану. Хотя, в сравнении с названиями борогонских родов, названия родов хангаласцев труднообъяснимы с позиций якутского языка. Например, Дьёппён, Дьэр, Наахара.
В то же время хангаласцы (в якутском хана-лас) - потомки Эллэя, считаются носителями кыпчакского компонента. По мнению А. И. Гого -лева, кангаласцы, принесшие поздний кыпчак-ский компонент, связаны с обитателями кыр-гыс-ётёхов, принесшими погребения с конем на Среднюю Лену [1993].
В целом нет объективных этнографических и фольклорных материалов, подтверждающих принадлежность кангаласцев к кыпчакскому племени канглы. Нет заметных антропологических и языковых различий между хангаласцами и остальными саха, они были бы заметны, если бы хангаласцы имели другое кыпчакское происхождение.
Есть исторические и лингвистические сомнения в происхождении племени канглы от древних, ираноязычных кангюйцев - оседлого народа на территории Узбекистана, окруженного кочевыми племенами саков. Такие сопоставления с древними этносами, к тому же из совер-
шенно другой языковой семьи (тохарами и ираноязычными саками-скифами из индоевропейской семьи), требуют более глубокого лингвистического анализа.
Согласно Рашид-ад-Дину, канглы произошли от родственников мифического Огуза, сын которого «починил телегу». «[Повозку по-тюркски называют "канлы"], по этой причине и они названы именем канлы. Все ветви канлы [происходят] от их потомства» [Рашид-ад-Дин, 1952, с. 84]. Слово ханка со значением «телега» есть и в якутском языке.
Китайская летопись «Юань ши» (XIV в.), обнаруженная А. Ш. Кадырбаевым, по его мнению, свидетельствует о тождестве между кан-глы и гаогюйцами: «Канглы (Канли) это есть то, что в эпоху Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) называлось Гаочэ-го - страна высоких повозок» [Кадырбаев, 1990, с. 21].
Следует напомнить, что Г.В. Ксенофонтов третьим, основным компонентом в этногенезе саха считал кангаласцев, отождествляя образ прародителя Эллэя с последним уйгурским принцем Энень-тегином, бежавшим от войск кыргызов к племени да-шивей [Ксенофонтов, Рукописный фонд Архива ИГИиПМНС СО РАН, ... Л. 189]. При этом Г.В. Ксенофонтов отождествлял канглы, предполагаемых предков хангаласцев, с древними уйгурами, которые носили в древности имя Гаогюй - «высокие телеги». Это прозвище в начале VII в. было вытеснено названием теле, которое восстанавливается как «тегрег» - от древнемонгольского слова со значением «овод», «колесо» [Каржаубай, 2002, с. 59].
Согласно знаменитому китайскому тюркологу ЛюМаоцаю, работавшему с китайскими летописями, представители четырех правящих родов уйгуров бежали на территорию будущей Южной Якутии. К тому же ЛюМаоцай связывал да-шивеев с древними монголами, более того -с предками Чингисхана - родом борджигин [ЫиМаи-Т8а1,1958]. Однако считается, что в это время да-шивеи (имевшие «непонятный, неизвестный» никому язык. - В. У.) уже обитали на территории Приамурья, вытеснив оттуда монго-лоязычные племени шивей.
Хакасские войска (70 тыс. всадников) во главе с министром Або совершили поход на Амур, разбили шивэй и увели в плен захваченных там
уйгуров, но, очевидно, не всех. Последний уйгурский каган Энянь бежал в Восточный Туркестан [История Хакасии ...1993, с. 68]. Меньшая часть уйгуров (канглы?) могла остаться среди народа да-шивей или дахань, дав начало тюрки-зации части тунгусоязычных родов.
Племенной союз, возглавляемый уйгурами, по руническим надписям, именовал себя тогуз-огузами, это имя являлось самоназванием гаоц-зюй-теле [Кляшторный, 2010, с. 164]. В якутском языке сохранилось выражение уйгуур в значении «шумливый, сумасшедший». В диалектном языке таттинских саха сохранилось слово «уйгуур», обозначающее понятие «много, множество». Однако следует принять во внимание то обстоятельство, что термин «гаогюй», обозначающий кочевника с телегой, применялся по отношению к древним уйгурам в VI в., а в IX в. он уже не употреблялся.
В согласии с версией Г.В. Ксенофонтова следует сделать вывод о том, что на пограничной территории между Забайкальем, Приамурьем и Олекмой среди племен да-шивей, в ко -торых следует видеть предков эвенков (тунгусов), в IX в. поселились представители аристократических семей уйгуров. Возможно, тогда происходили ассимиляционные процессы, приведшие к появлению якутских хангаласцев и кангаласцев (нанагиров) в составе тунгусов. Тунгусская версия происхождения рода Ханга-лас одновременно с древнеуйгурской заставляет вновь возвратиться к нашей гипотезе о связи этногенеза ураангхай-саха с загадочными мер-китами [Ушницкий, 2013].
Меркиты считаются носителями саянтуй-ской археологической культуры в Забайкалье, потомками древнеуйгурского населения, которые и создали данную культуру [Тиваненко, 1992]. Еще более близки к уйгуро-тунгусскому симбиозу мекриты Марко Поло в долине Баргу, имеющие конные и оленные группы. Этноним мекрит прочно связывается с мохэсцами - ме-кри и тунгусским родом вокарай. Среди тунгусов Северного Байкала и Витима существовали легенды о битвах с конной ордой «Бекри», впоследствии «вокораи-бекри» стали конными тунгусами [Туголуков, 2013].
Этносов со схожим с хангаласцами именем можно найти довольно много. Так, в составе племени дубо - предков туматов, имелось пле-
мя хэчжэ, которое Ю.А. Зуев восстанавливает как канглы [Зуев, 2002]. Это довольно любопытная информация, так как носителей прото-якутской усть-талькинской археологической культуры XII-XIV вв. в Южном Приангарье В.С. Николаев считает туматами [Николаев, 2004]. Однако китайский термин «хэчжэ» В.Я. Бутанаев восстанавливает как «хаас», связывая с качинцами, а Л.Н. Гумилев связывает с тувинским родом эчжень урянха.
В то же время стоит отметить, что роды и племена с подобными названиями были и на Енисее. Так, в «Сокровенном сказании» упоминаются хабханасы и ханьханэ, в «Юаньши» -ханхасы. Эти племена владели небольшим количеством домашнего скота; доили оленей; пользовались лыжами. Считается, что под этими «тележными хакасами» имеются в виду степные качинцы [Кызласов, 1984, с. 154]. Потомками их являются самодийский Кангатский род и, возможно, камасинцы, самоназвание которых воспроизводится с очень длинного слова в русской транскрипции как «кангалас». В. А. Никонов связывал хангаласцев с названием рода кангмиенсисы среди колымских юкагиров [Никонов, 1984]. От длинного юкагирского слова со значением «..берег» образовалось название р. Колыма, т. е. в переводе - колымчане.
Близкими к названию хангалас представляются этнонимы хамханас (хабханас) и кангмазы (камасинцы). Однако этноним хамханас происходит от слова хапхан «ущелье», а канг - от названия р. Кан. Связь хангаласцев с регионом Южной Сибири тем примечательна, что и в монгольское время там обитали этносы со схожими наименованиями. Так, хабханасы - оленеводы, обитавшие в горной котловине, название свое получили от слова хапхан «ущелье». Более интересны сведения о существовании племени ханасов, упоминаемых вместе с енисейскими кыргызами в летописи «Юаньши» (XIII в.).
Этноним хангалас распадается на две части: хангал и ас. Т.е. если допустить, что первая часть термина хангалас образовалась от названия известного племени канглы, то и вторая ас, тоже отражает известный саяно-енисейский этноним Ас, Аз. Племя ас упоминается на Саяно-Алтае в связи с походами древних тюрков, возможно, в этнониме кыргыс, каркас отражено двойное деление этого племени: кырк и ас. При
этом предки асов могли быть ираноязычными. Именно они могли составить тагарскую культуру раннего железного века, относящуюся к ски-фо-сибирским культурам.
Данная версия предполагает участие в этногенезе саха кыргызского компонента. Енисейские кыргызы или «хакасы» в период великодер-жавья (¡Х-Х вв.) распространили свою власть в Прибайкалье. По устному замечанию иркутского археолога В.С. Николаева, по новейшим данным, городища курумчинской культуры вместе с найденными руническими знаками в сосудах оставлены именно енисейскими кыргызами. Как известно, в якутских легендах о прародителе Эллэе, где указывается его этническая принадлежность, он выступает как выходец из племени «бырааскай», «татаар», «ураангхай», а также, что выделяется нами, и «кыргыс».
Хангаласцев связывают с именем основного рода бурятского племени эхирит - Хэнгелдур. Данное сопоставление заслуживает внимания с филологической точки зрения: хангал-ас и хэнгел-дур [Долгих, 1960]. Некоторые эхирит-ские роды, по признанию Ц.Б. Цыдендамбаева, могли быть потомками родов саха [Цыдендам-баев, 1972, с. 44-45]. Эхириты проживали на Верхней Лене, поэтому они вполне могли спуститься вниз по Лене. Однако другие бурятские исследователи связывают хэнгелдуров с родом Шоно-Чино - «Собаки-Волка».
Г.Ф. Миллер относит хангаласцев к «фратрии» хоролоров (по нему - хоринской), имеющих тотем Орла [Элерт, 2001]. Этот факт нам интересен тем, что бурятские хоринцы имели в древности тотем Орла. Таким образом, ханга-ласцы могли относиться к хоролорской части единого племени, от которой произошли саха. Кстати среди хоринцев есть род хангин, который отождествляют с канглы. Тем более ханги-ны относятся к добайкальским родам хори, проживающим на Верхней Лене. Т. е. добай-кальские роды относят к хоринцам чисто номинально (информация видного бурятского этнографа Е.В. Павлова), они вполне могли быть остаточными группами народа саха. Возможная принадлежность хангаласцев к хорин-цам позволяет отнести их к потомкам курыкан-ского племени. Более того, вторая часть этнонима курыкан - кан, возможно, является отражением второго этнонима кан, кангалас.
Тележных «хэйчэжцы шивей» Ю.А. Зуев связывает с канглами. Согласно ему, область Канцзюй в VIII в. располагалась в районе озера Буир-Нур, где впоследствии в Х!-ХП вв. жили центральноазиатские татары. Таким образом, Ю.А. Зуев предполагает участие в этногенезе татар Центральной Азии представителей племени канглы [Зуев, 2002, с. 136]. По аналогии с якутскими легендами Эллэй, давший начало «Тойон-ууса» - роду Хангалас, происходил из племени «татаар» [Ксенофонтов, 1977; Боло, 1994].
Более того, Ю.А. Зуев обнаруживает канглы и среди приангарских татар, воспроизводит название крупного кыргызского города на Ангаре в сочинении Рашид-ад-Дина как Канкати, связывая с этнонимом канглы [Зуев, 2002]. Однако в примечаниях к сочинению Рашид-ад-Дина название этого мифического города воспроизводится как Кикас [Рашид-ад-Дин, 1952], в сочинении Абульгази в землях многочисленных татарских племен упоминается город Алакчин [ Абульгази, 1906, с. 42]. В исследовании Ю.А. Зуева о племени татар во Внутренней Монголии этноним канглы занимает одно из центральных мест. Этот замечательный ученый, ставя в своих научных публикациях оригинальные гипотезы, при этом сравнивал китайские иероглифы, отражающие этнонимы кочевых народов Центральной Азии с мифологией тюркских народов, с персонажами любимой им ма-нихейской религии.
Действительно, среди кереитов и найманов имелись представители из племени канглы, видимо, перекочевавшие из западных степей. Эти племена считались ветвью татар-цзубу. Причем, кереиты и канглы считались родственными племенами. В китайском сочинении «Менуэр-шиц-зы» прямо пишется об их родстве: «Кераиты были предками канглы. Западные именовались канглы, восточные - кераитами» [Кадырбаев, 1990, с. 22]. По утверждению Сайшияла, кереи были одного происхождения с ханлинами [Сай-шиял, 2006, с. 64].
В ХГХ и к началу ХХ вв. в горных местностях по верхнему течению рек Алдан и Амга и по рекам Ботома и Талба с притоками обитали семь родов тунгусов Кангаласского ведомства. В основном они вели бродячий образ жизни, но некоторые тунгусы имели постоянное жилье, а иные обзавелись скотом. Кангаласских тунгу-
сов было насчитано 643 мужчины и 472 женщины [Майнов, 2012, с. 395].
Хотя мы отнюдь не являемся сторонником тунгусского происхождения хангаласцев и других саха, но, чтобы опровергнуть столь обидный для истинных саха тезис, надо привести и доводы оппонентов. В конце XIX в. выражение «семь Кангалатских родов (Канагирских)» употреблял П.П. Шимкевич [Шимкевич, 1895, с. 12]. Этноним Канагир (варианты Кагасил, Ка-кыгыр, Какагил, Качагын), по В. А. Туголукову, является транскрипцией известного тунгусского этнонима Нанагир и часто служил обозначением кангаласских тунгусов. Далее этот автор продолжает, что нанагиры могли войти в кон -такт с якутами еще тогда, когда они продвигались от Байкала в область Средней Лены, затем, будучи ассимилированными якутами, лен-ско-олекминские нанагиры составили ядро Кангаласской волости якутов в XVII в. В. А. Туголуков замечает, что в якутском языке слово «кангалас» стоит особняком среди других лексических единиц [Туголуков, 2013, с. 126]. Любопытно, что в эвенкийском языке слово «кангалас» обозначает «гусыню». Однако и в словаре якутского языка Э. К. Пекарского слово ханалас переводится как «гусь-стервятник», «гусь» [Пекарский, 1930, с. 310]. Следует заметить, что и в тюркских языках также встречается слово «ханалас» в значении «полевой (степной) гусь» [История Казахской ССР, 1979, с. 139, 144, 145].
В.А. Туголуков считает, что слово «кангалас» отражает якутское произношение этнонима на-нагир, и замечает, что эвенки произносят это слово по-своему - как канагир (кангагир), заменяя якутское -лас на эвенкийское -гир. По его полевым данным, этноним Канагир (Кангагир, Кана-гиль, Канаги) до сих пор бытует на значительной части территории расселения восточных эвенков [Туголуков, 2013, с. 127]. И.И. Майнов считал, что название Хангагын, «каким в старину обозначали себя кангаласцы», было племенным [Майнов, 1898, с. 169].
Но нас удивляет то обстоятельство, что в документах XVII в. нет никаких известий о тунгусах Кангаласского рода. Таким образом, непонятно, как в XVIII-XIX вв. известные всем на-нагиры вдруг превратились в кангаласцев. Ответ на этот вопрос дает сам В. А. Туголуков. Так,
у него название раздела звучит как: «Заселение региона вилюйскими эвенками в XVII-XVIII вв. (кангаласские эвенки)». Как известно, со второй половины XVII в. на Вилюй стали мигрировать якуты Кангаласского рода, неоднократно устраивавшие восстания против воеводской власти. В.А.Туголуков пишет о том, что далее стало происходить «оформление якутских подгородных и олекминских эвенков в Кангаласскую инородческую управу Восточно-Кангаласского улуса» [Туголуков, 2013, с. 131].
Таким образом, кангаласцы в составе алда-но-олекминских эвенков - это общее племенное название тунгусских мигрантов из Вилюя и пределов Восточно-Кангаласского улуса, а не отун-гушенных выходцев из якутских волостей. В состав семи родов кангаласцев входили носители чисто тунгусских родовых названий Денма, Баягир, Буллет, Нюрмаган, Сологон и сами Нанагиры. Согласно В. А. Туголукову, выход канга-ласцев на Амур состоялся в начале XIX в. Именно их называли ороченами, так как они были оленеводами. Они же и составили основу эвенков КНР, которых именуют ороченами и якутами. Следовательно, амурские якуты, которые вышли в основном из Кангаласского рода, имеют эвенкийское происхождение. Отождествление тунгусского рода кангалас с нанагирами опровергнуть можно еще тем, что семь канга-ласских родов тунгусов сначала упоминаются в пределах якутского Восточно-Кангаласского улуса и только потом в регионе Амура.
Г. В. Ксенофонтов, говоря о кангаласцах, приводит такую присказку из хоровода-осуохая: «Хангалас хааЬын курдук дуу» («Как кангалас-ский гусь»):
ХаныылаЬан иИиэ^ин (Сроднимся вместе),
Хон^ор хааЬын курдук дуу (Как хонгорой-ский гусь)
ХолбоИоохтоон иИиэ^ин (Соединимся вместе)»
[Ксенофонтов, Рукописный фонд.].
Если название хангаласского рода восходит к слову, обозначающему «гуся», то в этом случае сама собой отменяется связь с этнонимом «кан-глы», несмотря на большую историографию и громкие имена. В этом случае хангаласцы связываются с носителями этнонима «хаасут» - от тотемного «хаас» - «гусь». Этноним «хаас», широко распространенный среди современных
хакасов, имеет древнее южносамодийское происхождение, так же как и самоназвание ныне тюркоязычных, а прежде в основном са-модийскоязычных соседних с хакасами тофа-ларов - «карагасов» (роды «хааш» и «сарыг хааш»; ак-хааш, кёк-хааш, хара-хаа ш), живущих по Восточным Саянам, и «кашинцев» (хааш) XVII в. Ядро хакасской группы хаасов составляют сеоки, называемые «хасха». В это наименование также входит этноним «хас». Этноним «хасха» образовался в качинском диалекте в результате закономерной метатезы (перестановки слогов) от этнонима «хакас/ хагас»[История Хакасии ..., 1993, с. 63]. Однако этноним «хас» связывается не с обозначением гуся, а с самодийским словом «каса» -«человек, мужчина». В этом случае хангалас-цы могли относиться к потомкам южных тума-тов, мигрантов из саяно-алтайской территории. Налицо преобладание доводов в пользу туматского (из объединения хори-тумат) происхождения народа саха. По нашей версии, южные, тюркоязычные туматы никак не связаны с вилюйскими, легендарными туматами, принадлежащими к тунгусам, но имеющими палеоазиатский субстрат.
Таким образом, хангаласцы представляются сородичами не только кашинцев (качин-цев), но и всех хакасов. Выходит, что этноним «хангалас» - просто одна из форм другого имени - «хаас» (варианты: хасха, хакас, каши-нец). Однако в китайской летописи сообщается, что «хягасами» называют кыргызов уйгуры из-за рыжего цвета волос. Т.е. термин «хя-гас» обозначал «рыжий», это сохранилось и в якутском слове «кугас» с тем же значением. Это версия хакасского или кыргызского происхождения хангаласцев. Она примечательна тем, что предполагается более ранний уход предков саха с Верхней Лены. Кыргызское могущество начинает падать примерно с Х! в. н. э. Именно енисейские кыргызы могли оставить на Шишкинских скалах рисунок всадника со знаменем (аналоги которого есть в писаницах Хакасии), попавший на государственный герб Республики Саха [Ушницкий, 2011, с. 186]. Тюркологи во главе с А.В. Дыбо пришли к выводу о принадлежности народного языка средневековых енисейских кыргызов к кыпчакской группе.
Таким образом, решение тайны происхождения хангаласцев - это примерно одна треть вопросов в проблеме этногенеза саха. Какая из гипотез появления хангаласцев более соответствует исторической правде, могут решить только дальнейшие археологические изыскания, в ходе которых, возможно, будет получен ответ на вопрос. В этой связи важны последние археологические открытия Р.И. Бравиной в Хангаласском улусе, обнаружение в таежной глуши рядом с Качикатцами семи кузнечных горнов.
Изучение топонимов, антропонимов, связанных с хангаласцами, имеет важное значение в исследовании формирования и расселения якутского народа. Более того, связь ханга-ласцев с предполагаемым южным компонентом: кыргызским, бурятским, татарским, кып-чакским, уйгурским, туматским (урангхай-ским), ведет к необходимости более тщательно изучать древние языки и этническую историю этих средневековых племен.
Литература
Абульгази. Родословное древо тюрков / пер. Г.С. Саблукова // Известия об-ва археологии, истории и этнографии при имп. Казанском ун-те. - Т. 21, вып. - Казань, 1906. - 224 с.
БернштамА.Н. Заметки по этногенезу Северной Азии // Сов. этнография. - 1947. - С. 60-66.
Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену / По преданиям якутов бывшего Якутского округа. - Якутск: Бичик, 1994. - 320 с. - На якут. яз.
Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 200 с.
Дашибалов Б.Б. Истоки: от древних хори-монго-лов к бурятам. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - 124 с.
Долгих Б.О. Родовой состав народов Сибири. -М.: Наука, 1960. - 622 с.
Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002. - 338 с.
История Казахской ССР. Т. 1. - Алма-Ата: Наука, 1979. - 544 с.
История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. -М.: Наука; Издат. фирма Вост. лит., 1993. - 523 с.
Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии, ХШ-Х^ вв. - Алма-Ата: Гылым, 1990. - 160 с.
Каржаубай Сарткожаулы. Обьединенный каганат тюрков в 745-760 годах. - Астана: Фолиант, 2002. - 220 с.
Кажибеков Е.З., Инсебаев Т.А. Некоторые предварительные результаты сопоставления и анализа названий родоплеменных групп адай и суюндук // Тюркская ономастика. - Алма-Ата: Наука, 1984. - 300 с.
Кляшторный С.Г. Рунические памятники Уйгурского каганата и история Евразийских степей. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2010. - 328 с.
Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Т. I, кн. I. - Якутск: Бичик, 1992. - 416 с.
Ксенофонтов Г.В. Эллайада. - Якутск: Кн. изд-во, 1977. - 245 с.
Ксенофонтов Г.В. Рукописный фонд Архива ЯНЦ СО РАН. Ф. 4. Оп. 7. Д. 32.
Ксенофонтов Г.В. О названии «кангалас» // Там же. Оп. 1. Ед.хр. 30.
Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. - М., 1984. - 167 с.
Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. - М.: Изд-во Вост. лит., 1961. - 281 с.
Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). - Магадан: Кн. изд-во, 1983. - 176 с.
Майнов И.И. Некоторые данные о тунгусах Якутского края. - Иркутск, 1898. - 214 с.
Майнов И.И. Население Якутии // Якутия: сб. ст. / под ред. П.В. Виттенбурга. - Переизд. - Л.: Изд-во АН СССР, 1927 [т.е. 2012]. - С. 323-420.
Маркварт И. О происхождении народа куманов // «Труды Королевского научного общества в Геттинге-не. Сер. Философия - история. - Т. XIII, N.1. - Виль-мерсдорф-Берлин, 1914. - 149 с.
Николаев В. С. Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XII-XIV веках. Усть-Талькинская культура. - Владивосток; Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2004. - 306 с.
Никонов В.А. Этнонимы Дальнего Востока СССР // Этническая ономастика. - М.: Наука, 1984. - С. 44-69.
Окладников А.П. История Якутской АССР. Т. I: Якутия до присоединения к Русскому государству. -М.; Л.: Наука, 1955. - 295 с.
Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: в 13 т. - Спб.; Пг.; Л., 1907-1930. - 726 с.
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. - Т. 1, кн. 1. -М.; Л.: Вост. лит., 1952. - 221 с.
Сайшиял. Сказание о Чингисхане / пер. со старо-монг. Норпола Очирова. - Улан-Удэ : Изд-во ОАО «Республ. тип.», 2006. - 576 с.
Старостина М.А. Колымские якуты в середине XVII - начале XX вв. (по материалам генеалогии). -Якутск: Бичик, 2009. - 392 с.
Тиваненко А.В. Гибель племени меркитов. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1992. - 70 с.
Туголуков В.А. Эвенки Восточной Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск: Издат. дом «Сибирские промыслы», 2013. - 352 с.
Ушницкий В.В. Загадка племени меркитов: проблема происхождения и потомства // Вестник Томск. гос. ун-та. Сер. История. - 2013. - №1 (21). -С. 191-195.
Ушницкий В. В. Наскальное изображение всадника со знаменем в качестве государственного герба Республики Саха-Якутия // Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию научного открытия Томской писаницы): мат-лы межд. науч. конф. Т. 1 / Тр. САИПИ. Вып. VIII. - Кемерово, 2011. - С. 185-187.
Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистиче-ское исследование. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во,
1972. - 662 с.
Шимкевич П.П. Современное состояние инородцев Амурской области и бассейна Амгуни // Приамурские ведомости. - 1895. - № 65-66.
Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во,
1973. - 108 с.
Элерт А.Х. Новые материалы о пантеоне якутских божеств и духов в первой половине XVIII в. // Общественное сознание и литература XVI-XX вв. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. - С. 107-124.
LiuMau-Tsai. Die chinesischenNachrichtenzur Geschichte der Ost-Türken (T'u-küe). I. Buch (Texte), II. Buch (Anmerkungen. Anhänge. Index) // Göttinger Asiatische Forschungen, Band 10. - Wiesbaden, 1958. -457 s.
V.V. Ushnitsky
Formation of the Historical Landscape of Yakutia: Origin of the Khangalassy People
This article explores the origin of the ethnonym Khangalas. The image of the ancestor of Elleya and the leader of all the Yakut tribes of Tygyn is connected with the Khangalassy people. From Khangalassy people are not only the modern Khangalassky and Megino-Khangalassky ulus, but also Gorny (formerly East Kangalassky), Olekminsky, Suntar and Nyurbinsky uluses. Khangalassy people also very actively participated in the origin of the Yakut population of the Abyysky, Momsky and Kolyma uluses.
Khangalassy people traditionally connect with the Turkic tribe kangla and are considered to be the carriers of the Kypchak component in the Sakha people. Kanglas are considered descendants of Iranian-speaking Kangyu, a state in Central Asia. According to another version, the kanglas are compared with the nomadic association of Gaogyui through the word for "cart". This hypothesis allowed G.V. Ksenofontov to connect the Khangalassy people with the ancient Uighurs who fled in the IX century to the tribes of Da-shivey. At this time, the most popular version is A.I. Gogolev. connecting the Kangalassy people with the Kypchak component in the ethnogenesis of the Sakha. According to the hypothesis of A.I. Gogolev and I.V. Konstantinov, the Kangalas are the last wave of strangers from the south, which brought burials with the horse and are associated with the culture of "Kyrgyz-etehev" of the XVI - XVII centuries.
Researcher Yu.A. Zuev discovers kangly among the Tamat-dubo and Buir-Nur Tatars. This article is discussed these versions in detail. Also, the Evenk version of the origin of the Khangalassy people is discussed. The hypothesis of the Tungusologist V.A. Tugolukov is based on the presence of Kangalassian genera among the Amur Evenks and their identification with earlier nanagirs. This version explains the ethnonym Khangalas from the same name with the meaning "goose". This version of the origin of the Khangalassy people connects them with the Kachin people and the hypothesis of L.R. Kyzlasov about the origin of the term "Khakas" from the word "Haas".
Keywords: historical landscape, ethnogenesis, origin of Sakha, ethnonymy, historiography, tribal composition, peoples of South Siberia, Yakut ulus, history of Yakutia, Evenks.
Л.Н. Жукова
БОк 10.256937IGI2218-1644.2018.04.006 УДК 393.9(=554)"191/200"
Погребальный обряд тундровых юкагиров: традиции и современность
В статье анализируются опубликованные материалы о похоронной обрядности тундровых юкагиров (ваду-лов) на протяжении столетия (начало - конец ХХ вв.) и полевые данные автора, полученные в начале XXI в. Исследуемое время разделено на четыре хронологических периода в соответствии со временем сбора полевого материала: 1902, 1959, 1995, 2014 гг. Все материалы сгруппированы в таблицу с выборками по шести темам: «Ритуал», «Оберег, очищение», «Одежда», «Инвентарь», «Ездовой олень и жертвоприношение», «Надмогильное сооружение». Сопоставления полученных данных показали пролонгирование отдельных элементов похоронной обрядности тундровых юкагиров в течение исследуемого периода. В то же время на протяжении ХХ в. под влиянием различных факторов (атеистическая пропаганда, иноэтнические заимствования, технический прогресс) обнаруживаются изменения отдельных элементов в зависимости от степени сохранности и следова-
© Жукова Л.Н., 2018