Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / ВНЕШНИЙ ОБОРОТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ / ГАРАНТИИ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ / ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Равшанов А. Д.

В статье уделено внимание результатам проводимой в государстве активной инвестиционной политики, в частности, раскрыты правовые гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам, а также нововведения в законодательстве направленные на создание благоприятных условий для инвестирования и ведения бизнеса которая в свою очередь, обеспечивает в полной мере возможность пользоваться ресурсами, увеличивать доходы местного и государственного бюджетов, степени производства, улучшению условий жизни населения, а также увеличению финансовой возможности в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INVESTMENT POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

In article the attention to results of the active investment policy pursued in the state which in turn, the authors reviewed ongoing legal reforms in the Republic of Uzbekistan which is aimed at improving the business environment and investment climate provides fully opportunity to use resources, to increase the income oflocal a state budgets, extents of production, to improvement of living conditions of the populations, also increase in financial possibility of the regions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

УДК 334.75.57

Равшанов А. Д. доцент КарИЭИ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Аннотация: В статье уделено внимание результатам проводимой в государстве активной инвестиционной политики, в частности, раскрыты правовые гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам, а также нововведения в законодательстве направленные на создание благоприятных условий для инвестирования и ведения бизнеса которая в свою очередь, обеспечивает в полной мере возможность пользоваться ресурсами, увеличивать доходы местного и государственного бюджетов, степени производства, улучшению условий жизни населения, а также увеличению финансовой возможности в регионах.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, финансирование, модернизация предприятий, внешний оборот, экспорт, импортозамещение, защита инвестиций, гарантии иностранным инвесторам, прав иностранных инвесторов, свободные экономические зоны.

Ravshanov A.D. associate professor KarlEI

FORMATION OF INVESTMENT POLICY OF THE REPUBLIC OF

UZBEKISTAN

Annotation: In article the attention to results of the active investment policy pursued in the state which in turn, the authors reviewed ongoing legal reforms in the Republic of

Uzbekistan which is aimed at improving the business environment and investment climate provides fully opportunity to use resources, to increase the income oflocal a state budgets, extents of production, to improvement of living conditions of the populations, also increase in financial possibility of the regions.

Key words:investing, investment policy, financing, modernization of enterprises, external turnover, tax benefits and customs payments, protection of investment, guarantees for foreign investors, rights of foreign investors, free economic zones, small industrial zones.

Инвестиционная политика означает не только законы, постановления и управление, защита собственности, но и для устойчивого развития инвестиций понятны цель и ожидаемые результаты воздействия. Инвестиционная политика, формирование и развитие влияют на решения инвесторов. В законах об инвестиционной политике указывается уровень прозрачности страны в области инвестирования, а также предоставляется список секторов куда не разрешено вложение инвестиций.

Взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными партнерами убедительно, так как в Узбекистане созданы все условия для укрепления доверия иностранных инвесторов. Государственная инвестиционная политика страны рассчитана на долгосрочную перспективу и направлена на создание всех необходимых условий для эффективной работы инвесторов. К тому же все предпосылки для этого есть: выгодное географическое положение, развитая транспортная сеть, наличие достаточных и недорогих природных ресурсов, высокий уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, квалифицированные кадры и другие факторы, позволяющие заглядывать инвесторам далеко в будущее. 24

Инвестиционная политика -это система мер, направленная на стимулирование инвестиционной активности, включая формирование благоприятного инвестиционного климата, привлечение дополнительных источников инвестирования и создание единых стандартов обоснования эффективности инвестиций.Стратегической целью государственной инвестиционной политики является модернизация экономики, способная обеспечить эффективное экономическое развитие государства.

За последние годы Республика Узбекистан широко развивает свой инвестиционных потенциал, бизнес среду и инвестиционный климат. В Узбекистане создана широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Углублению процессов структурных преобразований, модернизации и диверсификации промышленности способствовало осуществление активной инвестиционной политики.

В Послании Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 г. отмечена особая важность привлечения инвестиций в экономику нашей страны: «Благодаря самоотверженному труду нашего народа мы достигли весомых результатов в 2019 г. - в Год активных инвестиций и социального развития. Значительно возрос приток инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций составил 4,2 млрд долл., что - обратите внимание - на 3,1 млрд долл., или в 3,7 раза, больше

24 Модернизация инвестиционной политики регионального развития: монография/ И.А. Арташина, Ю.Н. Жулькова. - Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012. - С. 6

по сравнению с 2018 годом. Доля инвестиций в валовом внутреннем продукте достигла 37%».25

Иностранные инвесторы, а также их инвестиции в республике законодательно защищены и гарантированы государством. Основой регулирования инвестиционнойдеятельности является созданная в Республике Узбекистан национально-правовая база, куда входят принятые Законы Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О свободных экономических зонах», а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.

На этой основе этими и другими актами установлены правовые гарантии, предоставлены более 380 льгот и преференций, предусмотренных в более 70 нормативно-правовых актах. В частности, более 70 льгот предусмотрены в налоговой, более 50 в таможенной, более 50 в банковской сферах и более 40 льгот и преференций предусмотрены в сфере иностранных инвестиций.

Отличительная особенность проводимой в Узбекистане инвестиционной политики состоит в том, что приоритет отдаётся инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, обеспечивающих глубокую переработку местных сырьевых ресурсов.

Важную роль в экономическом развитии Узбекистана играют прямые инвестиции, которые по отношению к другим формам притока иностранного капитала считаются наиболее полезными (создание новых рабочих мест, распространение современных научных знаний, техники и технологий;увеличение производственного потенциала и модернизации производства; увеличение налоговых поступлений в бюджет и т.д).

Республика Узбекистан обладает существенными преимуществами для привлечения иностранных инвестиций. Помимо выгодного географического расположения в Центральной Азии, а также социальной и политической стабильности, страна располагает значительными запасами богатых природных ресурсов, обладает большим потенциалом для дальнейшего развития промышленной и сельскохозяйственной инфраструктуры.

Со своей стороны государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан. Если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение 10 лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату

25 https://president.uz/ru/lists/view/3324

инвестирования. При этом иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению в уведомительном порядке применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.

В Узбекистане успешно функционируют предприятия, полностью основанные на иностранном капитале и зарубежных методах корпоративного управления. Создание на базе собственного сырья импортозамещающих производств обеспечивает экономическую независимость страны. Опыт страны в реализации программ локализации показывает, особенно в части снижения зависимости от внешних рисков, формирования внутреннего спроса и насыщения рынка необходимыми потребительскими товарами и комплектующими изделиями. В Результате проводимая в государстве активная инвестиционная политика, в свою очередь, обеспечивает в полной мере возможность пользоваться ресурсами, увеличению доходов местного и государственного бюджетов, увеличению степени производства, улучшению условий жизни населения, а также увеличению финансовой возможности.

На сегодняшний день одним из актуальных форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности остаются такие, как разработка и осуществление государственных и инвестиционных программ и прямое управление государственными инвестициями; предоставлениегосударственной помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, предприятий, производств; проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики; контроль за соблюдением государственных норм и стандартов и др.

В рамках создания инвестиционного климата и развивающейся бизнес среды, был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан», который был принят 1 августа 2018 года. Этот документ предусматривает реализацию мер, направленных на кардинальное улучшение инвестиционного климата, повышение доверия инвесторов в последовательности государственной политики в данном направлении.

В этом Указе впервые был установлен принцип защиты доверия государству, который предусматривает механизмы защиты добросовестных инвесторов и субъектов предпринимательства от непредсказуемости административных действий должностных лиц. Указом Президента усилены правовые инструменты по защите собственника. В частности, усовершенствован порядок изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд.

В связи с вышеизложенным, в условиях Узбекистана предлагается реализовать следующее:

1. При формировании инвестиционной политики учитывать с учетом принципов, рекомендации международных организаций.

2. Ввести механизм регулирования и поощрения внутренних инвестици

3. Разработать отдельный механизм разрешения инвестиционных споров, основанныйна опыте некоторых зарубежных стран.

Использованные источники:

1. Ergashev R. X. Prospects for Ecological Tourism Development in Uzbekistan //Academic Journal of Digital Economics and Stability. - 2021. - С. 495-503.

2. Samiyeva, G. T. (2022). Concepts of Poverty, Inequality and Social Exclusion. International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development, 4(3), 122-126. Retrieved from https://journals.researchparks.org/index.php/IJEFSD/article/view/2877

3. Samiyeva, G. T. (2022). The Most Important Aspects of Studying the Living Standards of the Population. Academic Journal of Digital Economics and Stability, Volume 16, April 2022, Pages 79-83

4. Ergashev, R. K., and A. D. Ravshanov. "Ways of Strategic Development and Increase of Competitiveness of Agricultural Enterprises." JournalNX, vol. 7, no. 1, 2021, pp. 99-105.

5. Ergashev, R. The ways of fishing farms management and developing the production activity / R. Ergashev, U. Beglaev // International Journal of Scientific and Technology Research. - 2020. - Vol. 9. - No 2. - P. 919-921.

6. Rakhmatulla Khidirovich Ergashev, Zuhra Jabborova The importance of innovative activity in tourism European Scholar Journal (ESJ) Available Online at: https://www.scholarzest.com Vol. 2 No. 4, April 2021, ISSN: 2660-5562 https://scholarzest.com/index.php/esj/article/view/663/554

7. FAYZIEVA S. S. The importance of economic reforms in the modernization and development of the livestock sector //Journal of Contemporary Issues in Business and Government. - 2021. - Т. 2021. - С. 4052.

8. AB K., NM J. Investment directions and principles of entrepreneurial activity development in the regions //Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4047.

9. QarMII, Fayzieva Shirin Shodmonovna. "The Importance of Agricultural Agroclasters in Increasing the Efficiency of Innovative Economy." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 931-937.

10. Kurbanov A. В., Jalilova N. M. The Role Of Small Business In The National Economy //The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research. - 2020. - Т. 2. - №. 07. - С. 95.

11. Bahadirovich, Aminov Fazlitdin. "Conditions for Forming the Digital Economy in the Republic of Uzbekistan." Journal of Marketing and Emerging Economics 2.5 (2022): 88-92.

12. Bahadirovich, Aminov Fazlitdin. "The Main Directions of State Regulation of Entrepreneurial Activity." Academic Journal of Digital Economics and Stability 12 (2021): 22-27.

13. Bahadirovich, Aminov Fazlitdin. "Conditions for Forming the Digital Economy in the Republic of Uzbekistan." Journal of Marketing and Emerging Economics 2.5 (2022): 88-92.

14. KHAMRAEVA S. N. Forecasting innovative development of infrastructure providing services to agriculture //Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4038.

15. Ikramovich, R. Z. Z., Shukhratovna, Y. S., To'lqinovich, S. B., & Ibragimovna, B. L. (2021). Monetary Policy Of The Uzbekistan And Its Improvement Ways In Implementing. Journal of Contemporary Issues in Business and Government, 27(1), 1551-1557.

16. Бегимкулов Ф.Э., Шодиев Б.Т. Сочетание управленческих навыков преподавателя и инновационной деятельности в педагогическом процессе // Вестник науки. 2020. №12 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-upravlencheskih-navykov-prepodavatelya-i-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 07.10.2022).

17. Файзиева Ш. Ш. Роль сельскохозяйственных агрокластеров в повышении экономической эффективности //Gospodarka i Innowacje. -2022. - Т. 22. - С. 465-470.

18. Shodmonovna F. S. State Support is A Key to Increasing the Economic Efficiency of the Enterprise //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. - 2022. - Т. 4. - №. 3. - С. 153-159.

19. Yuldosheva SH.A. "The role of servicesinhousingand utilitiesand their opportunities tomcreaseefficiency" ISSN: 2249-7137 Vol. 11, Issue 2, February 2021, Impact Factor: SJIF 2021 = 7.492

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.