Научная статья на тему 'Формирование интереса у учащихся к современным сельскохозяйственным профессиям'

Формирование интереса у учащихся к современным сельскохозяйственным профессиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / INTEREST / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / RURAL SCHOOL / СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ / CONSCIOUS CHOICE OF PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сманбаев Орнокбек Аманович

В статье рассмотрены вопросы формирования интереса учащихся к сельскохозяйственным профессиям в условиях рыночной экономики. Определены основные условия формирования интереса учащихся к сельскохозяйственным профессиям в учебно-воспитательном процессе сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса у учащихся к современным сельскохозяйственным профессиям»

Таким образом, учет местных потребностей в кадрах для сельского хозяйства республики,

использование в учебно-воспитательной работе ярких примеров, иллюстрирующих опыт, традиции,

способны обогатить содержание учебной, внеклассной и внешкольной работы педагогов на селе,

повысить эффективность подготовки сельских школьников к выбору профессии.

Литература

1. Бущканец М. Г. Свободное время школьника как педагогическая проблема. Казань, 1971.

2. Журкина А. Я. Изучение бюджета времени старшеклассников. В сб. «Социальные проблемы образования и воспитания» / Под ред. Р. Г. Гуровой. М., 1973.

3. Измайлов А. Э. Профессиональная ориентация в школе (на кырг. яз.) Ф.: Мектеп, 1965. 190 с.

4. Крупская Н. К. За овладение техникой (Выступление на 1 Всероссийской конференции по педагогическому образованию). Пед. соч. в 6-ти т. Т. 5. / Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. М.: Педагогика, 1980. С. 58-67.

5. Ленин В. И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». // Полн. собр. соч. Т. 38. С. 127-164.

6. Пискунов М. У. Обучение и труд учащихся. / Педагогические основы связи / Минск, изд-во БГУ, 1975. 287 с.

7. Синявский В. В. Экскурсия как средство активизации профессионального самоопределения учащихся. // Советская педагогика, 1977, № 2. С. 34-43.

8. Щуркова Н. Е., Финданцевич Н. С. Классный час и его организация. / Из опыта работ / М.: Просвещение, 1981. 64 с.

Formation student interest to modern agricultural occupations

Smanbaev O.

Формирование интереса у учащихся к современным сельскохозяйственным профессиям Сманбаев О. А.

Сманбаев ОрнокбекАманович /Smanbaev Ornokbek - кандидат педагогических наук, доцент кафедры,

кафедра педагогики,

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы формирования интереса учащихся к сельскохозяйственным профессиям в условиях рыночной экономики. Определены основные условия формирования интереса учащихся к сельскохозяйственным профессиям в учебно-воспитательном процессе сельской школы.

Abstract: the article discusses the formation of students' interest in agricultural occupations in a market economy. The basic conditions offormation of students' interest in agricultural occupations in the educational process in rural schools.

Ключевые слова: интерес, профессиональная ориентация, сельская школа, сознательный выбор профессии.

Keywords: interest, professional orientation, rural school, the conscious choice of profession.

УДК:3 78

В «Национальной стратегии развития Кыргызстана до 2017 года» поставлена задача на неуклонное увеличение сельскохозяйственной продукции и обеспечение продовольственной безопасности республики. Этот курс требует наряду с разработкой и реализацией мер по ее индустриализации внедрения новых подходов к решению комплекса социально-экономических вопросов, в том числе воспроизводства на научной основе кадров для сельского хозяйства.

В новых условиях социально-экономического развития Кыргызстана сельская школа рассматривается как основной источник пополнения кадров сельского хозяйства квалифицированными тружениками. Удовлетворение постоянно растущей потребности современного села в работниках массовых профессий для крестьянского (фермерского) хозяйства во многом зависит от уровня и качества профориентационной работы в сельской школе.

Одним из важнейших средств формирования готовности к выбору профессии учащихся школ является работа по профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация - это важнейший элемент учебно-воспитательного процесса в школе, целостная система мероприятий, направленных на оказание помощи учащимся в подготовке их к труду, сознательному выбору наиболее нужных обществу профессий [2; 3; 9].

Сложность проблемы подготовки школьников к выбору профессии в отраслях сельского хозяйства заключается в том, что здесь тесно переплетаются социальные, экономические, психологические, педагогические аспекты формирования личности. В условиях рыночной экономики успех подготовки школьников к сознательному выбору профессии в отраслях сельского хозяйства зависит от качества профориентационной работы. А «эффективность профориентации во многом зависит oт престижа профессий, который определяется содержанием, организацией, условиями труда, размерами и принципами его оплаты, перспективами профессионального роста работника» [5; 5].

Научной литературой отмечается, что сельскохозяйственные профессии для учащихся сельских школ малопривлекательны. Проведенные исследования в сельских школах Киргизии подтверждают эту мысль. Основный контингент выпускников сельских школ желает продолжать образование и хочет поступить в вузы, ссузы или работать в других отраслях народного хозяйства и мигрирует в города. Поэтому, проблема формирования интереса учащихся к сельскохозяйственным профессиям является очень актуальной.

В научной литературе понятие «интереса» рассматривается или с точки зрения познавательного, или как модификация конкретной потребности. Однозначного определения этого понятия нет.

Педагогическая практика убедила нас: чтобы сформировать у школьников желание и готовность трудиться в сельском хозяйстве, надо воспитывать у них устойчивый интерес к его научно-практическим основам и перспективам развития, сельскохозяйственным профессиям. «Интерес пробуждает детей к поиску и отбору более совершенных способов самостоятельней работы, к расширению и углублению знаний, что приводит к появлению увлеченности предметом. Интерес охватывает и направляет все психические процессы - восприятия, памяти, мышления; вместе с тем он активизирует деятельность личности» [5, 7].

Проблема формирования у учащихся устойчивого интереса к современным профессиям связана с реализацией следующих основных задач: содействовать качественней подготовке учащихся к выбору профессии и труду в сельском хозяйстве; формировать у них активную морально-психологическую установку к сознательному усвоению теоретических знаний, трудовых навыков и умений; развивать готовность учащихся к сознательному выбору профессии.

Как показало наше исследование при этом необходимо правильно определить основные подходы к профориентационной работе. В ходе исследования, опираясь на теоретические источники, уделяли внимание следующим подходам: социально-экономический, личностно-ориентированный, компетентностный, контекстный, технологический и средовый. Как показала практика, эти подходы помогают оптимизации профориентационной работы. При этом «оптимальным выбором следует считать лишь такой, в котором диалектически учитываются как потребности общества, так и способности, интересы индивидуума к данному виду деятельности» [1, ^ 28]. Например, успех подготовки учащихся к сознательному выбору профессии зависит от того, как в ходе профориентационной работы учитывается социально-экономический аспект. Это связано с тем, что профориентационная работа должна быть направлена на решение социально-экономических задач развития страны. По мнению. И. Н. Назимова, «социально-экономический к профориентации подход позволяет уточнить не только ее задачи, формы и методы, но и границы возможности» [7, 15]. При этом результаты профориентационной работы повышают производительность труда от 10 до 40%, уменьшают текучесть кадров, повышают активность и удовлетворенность профессией [7]. Социологический аспект требует учитывать состояние трудовых ресурсов, потребность общества в кадрах, индивидуальные особенности личности. Это помогает учащимся в выборе средств и форм работы, в самоутверждении и самореализации [8] . Таким образом, социально-экономический подход дает возможность определения стратегии профориентационной работы, понимания перспективы выбранной профессии.

В экспериментальных школах система профориентационной работы охватывает школьные уроки, различные формы воспитательных мероприятий. В ходе исследования, педагогические коллективы экспериментальных школ поставили перед собой задачу: за годы учебы основательно ознакомить школьников, используя местные материалы, с научно-практическими основами современного сельского хозяйства, с местом и значением сельского хозяйства в экономике республики, новыми условиями организации труда, остропотребными

сельскохозяйственными профессиями, о перспективах и предъявляемых к ней требованиях; основными процессами механизации и электрификации труда; формировать у них устойчивый интерес к профессиям; привить учащимся трудовые навыки и умения, необходимые для специалиста сельского хозяйства. В результате такой целенаправленной профориентационной работы у учащихся экспериментальных школах произошли изменения в интересах учащихся к сельскохозяйственным профессиям. На это оказали влияние в экспериментальных школах главным образом новые условия организации труда (17,5%), сельскохозяйственная направленность учебно-воспитательного процесса (14,5%), уроки биологии (16,8%) сама профессия (15,5%) и другие, а учащихся контрольных школ, родители (15,6%), товарищи (14,5%), любовь к животным (12,7%) и другие. Наблюдения за учебной и трудовой деятельностью сельских школьников, изучение развития и формирования у них интереса к профессиям, изучения мнений педагогов, родителей, специалистов сельского хозяйства и самооценок учащихся дали возможность разделить ориентировочно учащихся по уровню развития на три группы. Отсюда видно, что социально-экономический подход дает возможность определению стратегию профориентационной работы, пониманию перспективы выбранной профессии.

Таким образом, основываясь на теоретических источниках и проведенных исследованиях, можем отметить, что динамика формирования интереса к сельскохозяйственным профессиям у учащихся сельских школ имеет характерные особенности. Это, во-первых, рост содержания общеобразовательных и специальных знаний и практических навыков, во-вторых, понимание школьниками социально-экономической значимости сельского хозяйства и роли квалифицированных тружеников, в-третьих, активное действие учащихся в сельскохозяйственном труде с целью расширения теоретических знаний и приобретения трудовых навыков.

Анализ теоретических источников, изучение опыта работы сельских школ и учителем республики и проведенная опытно-экспериментальная работа дает возможность определить следующие основные педагогические условия в подготовке к выбору профессии в сельском хозяйстве:

1. Сельскохозяйственная и профориентационная направленность учебно-воспитательного процесса, которая совершенствует связь обучения с жизнью, улучшает подготовку школьников к осознанному выбору профессии в сельском хозяйстве.

2. Формирование устойчивых интересов к профессии в учебно-воспитательном процессе.

3. Формирование трудовых навыков и умений в процессе производительного труда в сельском хозяйстве.

4. Использование в учебно-воспитательной работе местных производственных материалов, привлечение к этой работе родителей, специалистов сельского хозяйства, новаторов производства.

5. Непрерывность и преемственность подготовки школьников к выбору профессии: начиная с первого класса - социальная ориентация, а с пятого - профессиональная ориентация. Это способствует формированию нравственных качеств современного труженика сельского хозяйства.

Таким образом, реализация вышеуказанных педагогических условий даст возможность решить стоящую перед коллективом сельских школ задачу подготовки школьников к сознательному выбору массовых профессий, необходимых современному сельскому хозяйству.

Литература

1. Антипьев А. Г., Свистунов И. Н., Скачков А. Я.Профактиву о профессиональной ориентации молодежи. М.: Профиздат, 1978. 160 с.

2. Атутов П. Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. 176 с.

3. Ахияров К. Ш. Подготовка учащихся к выбору профессии. Пермь, 1974.

4. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. 192 с.

5. Дьякович С. В., Князева Р. Н. Профориентация учащихся при обучении химии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 159 с.

6. МудрикА. В. Личностный подход. // Российская педагогическая энциклопедия, 1993. т. 1. С. 522.

7. Назимов И. И. Резервы эффективности профориентации. / Школа и производства, 1986. № 3. С. 15.

8. Новиков В. В., Фетисов Э. Н. Социальные проблемы подготовки молодежи к труду. М.: Мысль, 1984, 216 с.

9. Шибанов А. А. Политехническое обучение и воспитание в современной школе. Л.: Знание, 1970. 21 с.

The implementation of the principle of justice in education Alekseeva M.

Реализация принципа справедливости в образовании Алексеева М. С.

Алексеева Мария Сергеевна / Alekseeva Maria — преподаватель, кафедра управления закупками, Академия подготовки главных специалистов, г. Краснодар

Аннотация: в России постоянно нарушаются конституционные права учащихся в сфере обучения. Больше всего обременений имеет высшее образование, которое крайне слабо связано с курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В статье даны конкретные рекомендации по эффективному внедрению элементов Европейской системы перевода и накопления баллов.

Abstract: in Russia constantly violated the constitutional rights of students in education. Most of all encumbrances has a higher education, which is poorly linked to vocational training and retraining. The article provides specific recommendations for the effective implementation of elements of the European Credit Transfer and Accumulation System.

Ключевые слова: специалист в сфере закупок, курсы профессиональной переподготовки, повышение квалификации, принципы Конституции, конституционные права учащихся, Европейская система перевода и накопления баллов.

Keywords: specialist in procurement, professional courses, professional development, the principles of the Constitution, the constitutional rights of students, European Credit Transfer and Accumulation System.

Справедливость - один из главных принципов Конституции России, закреплённый прямо в преамбуле и косвенно в ч. 4 ст. 15. Однако этот принцип постоянно нарушается при реализации прав и свобод граждан на образование.

Рассмотрим, к примеру, следующий типичный казус. Конституцией гарантировано бесплатное получение высшего образования гражданам, прошедшим конкурсные испытания. Допустим, человек хочет обучиться на специалиста в сфере закупок. Однако в обязательную программу обучения каждого вуза входят физическая культура и иностранный язык, на каждый из которых отведено примерно по 400 академических часов, или 5% учебного времени. Спрашивается:

1) зачем специалисту в сфере закупок обязательно знать иностранный язык, если правовая основа закупок - исключительно российское законодательство? Может быть, лучше обременить его знанием российского законодательства строго в терминах действующего российского законодательства, а не по архаичному лексикону общественных наук?

2) зачем будущему специалисту в сфере закупок обязательно посещать занятия по физической культуре в том же вузе, в котором получается высшее образование, и в те же строгие временные рамки, в которые получается высшее образование? Разве он не вправе заниматься спортом в другом месте и в другое время [1]?

На первый взгляд, «государство» позаботилось о том, чтобы учащиеся в процессе получения бесплатного высшего образования также бесплатно изучили иностранный язык и бесплатно посещали занятия по физической культуре. Однако опросы показывают, что потребность изучать иностранный язык и посещать занятия по физической культуре в том же вузе, в котором получается высшее образование, и в те же строгие временные рамки, в которые получается высшее образование, имеется у меньшинства учащихся. Также можно предположить, что «государство» позаботилось о том, чтобы учащиеся в процессе получения бесплатного высшего образования физически развивались. Но возникает вопрос: а почему это «государство» не дарит бесплатные занятия по иностранному языку и физической культуре (и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.