Научная статья на тему 'Формирование институциональных основ развития сельских территорий'

Формирование институциональных основ развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / КОНЦЕПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинцева Л. А.

В статье проанализированы задачи сельского развития. Предложен проект концепции устойчивого развития сельских территорий. Дана классификация регионов по уровню и направлениям специализации, уровню развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование институциональных основ развития сельских территорий»

развития сельских территорий различных типов, так как разработка таких моделей в зависимости от различных нормативных условий могла бы служить не только базой для их организации, но и отправной точкой для анализа их результативности.

Литература

1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [Текст] // Экономика сельского хозяйства

России. - 2009. - №3. - С. 64-82.

2. Костяев, А.И. Устойчивое развитие сельских территорий Северо-Запада России (основные положения концепции) / А.И. Костяев - СПб.-Пушкин: ГНУ СЗ НИЭСХ Россельхозакадемии, 2009. - 107 с.

3. Пашкевич, О. Диверсификация как фактор эффективного управления персоналом и оптимизация занятости [В сельском хозяйстве Бресткой обл., Белоруссия] / О. Пашкевич // Аграрная экономика. -2006. - № 3 - С. 17-21.

УДК 332.01 (47 - 22)

Л.А. Овчинцева, кандидат экономических наук ВИАПИ им. А.А.Никонова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ

В статье проанализированы задачи сельского развития. Предложен проект концепции устойчивого развития сельских территорий. Дана классификация регионов по уровню и направлениям специализации, уровню развития сельских территорий.

Ключевые слова: развитие сельских территорий, концепция, государственное регулирование, региональная экономика

Управление развитием сел ских территорий предполагает создание соответствующей

институционал ной основы. Под институтами в данном случае мы понимаем нормативно-правовую базу и организации, занимающиеся развитием села. Институционал ное развитие должно происходит системно на всех уровнях, имеющих отношение к развитию села, то ест и на уровнегосударственного управления - федерал ного и регионал ного, и -местного сел ского самоуправления.

В настоящее время формирование институционал ных основ сел ского развития происходит неравномерно, и если сравниват федерал ный и регионал ный уровен , и если сравниват регионы между собой, а также заметно отстает местный уровен .

В конце 2010 федеральная нормативно-правовая база сел ского развития пополнилас Концепцией устойчивого развития сел ских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. [1] Сам факт принятия Концепции устойчивого развития сел ских территорий, пуст с бол шой задержкой, с сокращениями и изменениями - факт знаменател ный, так как эта концепция укрепляет фундамент федерал ной аграрной политики в части сел ского развития.

Концепция проходила широкое общественное обсуждение, и проект ее публиковался неоднократно. Хотелось бы обратить внимание на некоторые потери, произошедшие с проектом концепции в процессе утверждения правител ством и подумат над возможными мерами по улучшению ситуации.

В принятой концепции сохранены по сравнению с проектом цели политики сел ского развития, однако существенному сокращению подвергся круг приоритетных задач. Из широкого перечня задач, предложенного в проекте концепции, сохранилис тол ко те задачи, которые соответствуют действующим в настоящее время государственным программам развития сел ского хозяйства [2] и демографического развития. [3] И хотя в разделах концепции раскрыт задачи сел ского развития

The paper analyzes the problem of rural development. Proposed project is the concept of sustainable development in rural areas. The classification of regions by the level and areas of specialization, level of development of rural areas

Key words: Rural development, the concept of state regulation, regional economics

расширены, все же, на наш взгляд, в результате такого изменения потенциал концепции в определенной степени снижен. (табл. 1)

Таблица 1 - Приоритетные задачи сель ского развития: проект концепции устойчивого развития сель ских территорий и принятая концепция.

Проект концепции [5]

1 .усиление государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и повышение общественной оценки сель ско-хозяйственного труда;

2.диверсификация сель ской экономики и расширения источников формирования

доходов сел ского населения;

3.усиление социаль ной защиты сель ского

населения;

4.улучшение жилищных условий и доступа сел ского населения к социал -ным услугам;

5.развитие интеграции сельских территорий в общероссийское куль турное пространство; б.укрепление правовой и финансовой базы и преодоления ведомственной разобщенности в управлении сел ским развитием;

7.рациональное вовлечение в хозяйственный оборот и повышения эффективности испол зования природных, материал ных и человеческих ресурсов сел ской местности;

8.развитие рыночной инфраструктуры и повышения доступа сел хозтоваро-

производителей к рынкам сбыта продукции;

9.развитие сельского самоуправления и укрепления его финансовых основ;

10. обеспечение доступа жителей села к ресурсам развития и преодоления их информационной изолированности;

11. укрепление научной и кадровой базы

сел ского развития;

12. разработка инструментария и проведение мониторинга сель ского ________________развития.________________

Утвержденная

концепция

1. стимулирование демографии-ческого роста и создание условий для переселения в сел скую местност ;

2. диверсии-фикация сел ской

экономики и расширение источников формирования доходов сел ского населения;

3. улучшение жилищных

условий сел ского населения;

4. создание современной социал ной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сел ской местности.

Наиболее существенная потеря - исчезновение из концепции положения о гарантиях обеспечения доступа жителей села к ресурсам - земле, воде, лесу, дарам леса, рыбным ресурсам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения и развития сел ских домохозяйств. Игнорирование интересов жителей села в условиях происходящего в настоящий момент широкомасштабного перехода прав собственности на природные ресурсов ведет к социал ной нестабильности в обществе. [4]

Ослабление концепции произошло и за счет отказа от федерал ной поддержки регионал ного подхода к сел скому развитию. В проекте концепции были выделены четыре типа и девят подтипов регионов РФ с различным характером освоения,

сел скохозяйственного испол зования, потенциалом и ограничениями развития сел ской местности. [6]

тип 1: Регионы с преимущественно аграрной специализацией сел ской местности, благоприятными природными и социал ными условиями ее развития, характеризующиеся существенной рол ю сел ского хозяйства в развитии сел ской местности, но нуждающиеся в усилении диверсификации экономики и развитии инфраструктуры сельских поселений.

тип 2: Регионы с полифункционал ной сел ской экономикой, сел ским хозяйством пригородного типа и благоприятными социальными условиями развития сел ской местности, характеризующиеся тесным взаимопроникновением городов и сел ской местности, бурным развитием сферы услуг и пригородного дачно - коттеджного строител ства. ( В этот тип включены только Московская и Ленинградская области, сельская местность которых развивается под влиянием крупнейших мегаполисов страны. Мен шие по масштабам пригородные зоны имеются и во всех остал ных регионах Российской Федерации).

Наиболее существенная потеря - исчезновение из концепции положения о гарантиях обеспечения доступа жителей села к ресурсам - земле, воде, лесу, дарам леса, рыбным ресурсам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения и развития сел ских домохозяйств. Игнорирование интересов жителей села в условиях происходящего в настоящий момент широкомасштабного перехода прав собственности на природные ресурсов ведет к социал ной нестабил ности в обществе. [7]

Ослабление концепции произошло и за счет отказа от федерал ной поддержки регионал ного подхода к сел скому развитию. В проекте концепции были выделены четыре типа и девят подтипов регионов РФ с различным характером освоения,

сел скохозяйственного испол зования, потенциалом и ограничениями развития сел ской местности. [8]

тип 1: Регионы с преимущественно аграрной специализацией сел ской местности, благоприятными природными и социал ными условиями ее развития, характеризующиеся существенной рол ю сел ского хозяйства в развитии сел ской местности, но нуждающиеся в усилении диверсификации экономики и развитии инфраструктуры сел ских поселений.

тип 2: Регионы с полифункционал ной сел ской экономикой, сел ским хозяйством пригородного типа

и благоприятными социал ными условиями развития сел ской местности, характеризующиеся тесным взаимопроникновением городов и сел ской местности, бурным развитием сферы услуг и пригородного дачно - коттеджного строител ства. ( В этот тип включены тол ко Московская и Ленинградская области, сельская местность которых развивается под влиянием крупнейших мегаполисов страны. Мен шие по масштабам пригородные зоны имеются и во всех остал ных регионах Российской Федерации).

тип 3: Регионы с неблагоприятными социал ными условиями развития сел ской местности и обширными зонами социал но-экономической депрессии. В число регионов этого типа входят наиболее депрессивные сел ские территории с переживающими кризис сел скохозяйственными предприятиями, главными препятствиями развития которых являются давление дешевого импортного продовол ствия на местных рынках, сокращение трудовых ресурсов и деградация социал ной среды.

тип 4: Регионы со слабой очаговой освоенност ю сел ской местности и неблагоприятными природноклиматическими условиями ее развития,

характеризующиеся мелкоочаговым развитием или традиционным хозяйством коренных народностей.

Набор мероприятий по сел скому развитию будет различен в каждой из этих групп регионов.

Напомним, что в проекте Концепции мы указывали, что, что реализация задач устойчивого развития сел ских территорий должна осуществлят ся на основе испол зования сравнител ных преимуществ сел ских территорий, поиска точек роста, выявления и поддержки приоритетных направлений развития сел ских территорий с учетом их особенностей.

В регионах с преимущественно аграрной специализацией сел ской местности, благоприятными природными и социал ными условиями развития необходимо испол зоват широкий диапазон мер, направленных на стимулирование развития сельского хозяйства, диверсифицированной сел ской экономики и повышение уровня жизни сел ского населения. Программы сел ского развития в этой группе регионов следовало бы фокусировать на следующих направлениях:

- диверсификация сельской экономики и расширение сфер занятости, повышение доходов сел ского населения за счет роста эффективности предприятий АПК, крест янских хозяйств и хозяйств населения;

- сбалансированное развитие сельского хозяйства при приоритетной поддержке животноводства и регионал но значимых отраслей;

- содействие развитию рыночной инфраструктуры и повышению доступа мелких и средних товаропроизводителей к рынкам сбыта сел хозпродукции;

- повышение доступа сел ского населения к благоустроенному жил ю и полному спектру социал ных услуг;

- оказание правовой поддержки и защита прав сел ского населения на доступ к земел ным, водным и иным базовым ресурсам развития;

- расширение доступа сел ского населения к рынкам кредитно-финансовых ресурсов;

- укрепление и развитие сел ского

самоуправления.

В регионах с развитой сел ской экономикой, сел ским хозяйством пригородного типа и

благоприятными социал ными условиями развития сел ской местности, характеризующихся высокой плотност ю сел ского населения, развитой

инфраструктурой и активным жилищным строител ством, при высокопродуктивном сел скохозяйственном производстве политика

развития сел ских территорий должна проводит ся в первую очеред по следующим направлениям:

- поддержка высокопродуктивного сел ского

хозяйства, ориентированного на производство высококачественного сыр я и продовол ствия для обеспечения жителей крупных городов продуктами отечественного производства;

- содействие диверсификации сельской экономики путем поддержки и развития малого сел ского предпринимател ства, в том числе К(Ф)Х и сел скохозяйственных кооперативов для создания новых рабочих мест в сел ской местности;

- разработка специал ных программ развития относител но менее развитых районов данных регионов;

- создание условий для развития

сел скохозяйственных рынков, в том числе

кооперативных, облегчения доступа

товаропроизводителей всех типов на рынок,

преодоление административных и криминал ных бар еров;

- создание условий для рационал ной реурбанизации, поощрение индивидуал ного жилищного строител ства, поддержка сел ских инфраструктурных проектов;

- совершенствование земел ных отношений и прекращение нерационал ного перевода земел сельскохозяйственного назначения в иные категории;

- поддержка промышленной и инфраструктурной субурбанизации, способствующей диверсификации сел ской экономики и расширению рынка труда в сел ской местности;

- сохранение и восстановление природных и

аграрных ландшафтов, развитие экологически ориентированного сел ского хозяйства,

повышающего устойчивост экосистем и обеспечивающего жизн и деятел ност людей, проживающих в сел ской местности, а также рекреацию городского населения.

Регионы с неблагоприятными социальными условиями развития сел ской местности и обширными зонами социал но-экономической депрессии страдают главным образом от снижения качества человеческого капитала и депопуляции, для преодоления которой необходимы меры специал ной демографической и социал ной политики:

- усиление государственной поддержки семей с дет ми;

- оказание дополнител ной поддержки социал но незащищенным сем ям (неполные, многодетные сем и, сем и с дет ми-инвалидами);

- рационал ная миграционная политика и облегчение условий по переселению в сел скую местност ;

- создание регионал ных фондов поддержки сел ского развития, сел ского самоуправления, сел ских сообществ, инициативных сел ских лидеров;

- организация информационной компании по

пропаганде сельского образа жизни;

- разработка программ, направленных на

снижение потребления алкоголя и табачных изделий, профилактики алкоголизма, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Хозяйственное развитие этих регионов ориентируется на прямую поддержку сел ского хозяйства, диверсификацию экономики, выявление точек роста, в том числе:

- поддержку развития традиционных для данных

регионов отраслей сел ского хозяйства, в т.ч. л новодства, овощеводства, козоводства,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

овцеводства;

- поддержку сбыта экологически чистой

продукции;

- переход в периферийных районах на экстенсивные отрасли сельского хозяйства (например, пастбищное животноводство);

- создание условий для доступа к материал но-техническим ресурсам, в том числе за счет льготного кредитования;

- широкое распространение дотаций к закупочным ценам на молоко с одновременной стимуляцией продуктивности молочного стада,;

- поддержку системы потребител ской

кооперации, в том числе для сбора и переработки дикоросов (грибов, ягод);

- укрепление и развитие лесного хозяйства, сохранение квот сел хозтоваропроизводителей на пользование лесными ресурсами;

- создание л готных условий для размещения в сел ской местности предприятий деревообработки, местной промышленности, по производству строител ных материалов из местных ресурсов.

Для сохранения освоенности сел ских территорий и предотвращения потери сел скохозяйственных ландшафтов целесообразно испол зоват следующие меры:

- сохранение и развитие социал ной инфраструктуры в районах с мелкоселенной структурой расселения на основе разработки и применения социал ных стандартов для территорий с пониженной плотност ю населения;

- субсидирование оснащения сел ского жилища автономными системами жизнеобеспечения и дистанционными системами телекоммуникаций;

- введение прямых мер господдержки на сохранение и поддержание культурных ландшафтов в периферийных районах (особенно в местах, где расположены памятники истории и кул туры);

- разработка специал ных программ по развитию депрессивных территорий.

Для развития регионов очагового освоения с преобладанием добывающей и лесной промышленности необходимо дополнит

федерал ные и регионал ные программы развития

северных и отдаленных территорий специал ными разделами по развитию сел ской местности, предусматривающими:

- сохранение и развитие традиционной сельской и сельскохозяйственной культуры народов Севера, поддержку инициатив сел ских сообществ при помощи федерал ных и регионал ных грантов;

- диверсификацию сел ской экономики на основе стимулирования малого предпринимател ства, в том числе путем предоставления налоговых л гот предприятиям;

- повышение обеспеченности населения необходимыми социал ными услугами и развитие инженерной инфраструктуры, особенно транспортной и коммуникационной;

- разработку программ внутрирегионал ного зонирования и поддержку жителей депрессивных районов путем предоставлении адресных субсидий.

В некоторой степени регионал ная специфика развития сел ских территорий все же учитывается в программных документах по сел скому развитию. так, в принятую Концепцию устойчивого развития сел ских территорий в качестве одного из направлений включена поддержка

рыбохозяйственных поселений. В Госпрограмме имеется раздел по поддержке экономически значимых регионал ных программ. Выделяются ресурсы на поддержку северного оленеводства, мясного табунного коневодства, л новодства, виноградарства, производства рапса - все эти отрасли имеют специфическое регионал ное значение. В настоящее время верстается проект Госпрограммы на период до 2020 г. Для устойчивого развития сел ских территорий необходимо расширят поддержку регионал но значимых отраслей сел ского хозяйства.

Неполнота принятой концепции может быт восполнена разработкой программных документов по сел скому развитию на регионал ном и местном уровне. Желательна разработка и принятие программы сельского развития в каждом из субъектов Российской Федерации. Это должен быть не просто документ, копирующий положения Госпрограммы и Программы «Социальное развитие села» и необходимый для получения ресурсов из федерал ного бюджета. В регионал ной программе должен содержат ся анализ особенностей сел ских территорий данного субъекта федерации, профил регионального сельского хозяйства и на основе этого анализа набор мероприятий, позволяющих обеспечит устойчивост развития села в конкретных природных, социал но-экономических, демографических

условиях.

В качестве примера приведем Республику Саха-Якутия. Сельское хозяйство этого региона имеет нескол ко секторов, а именно: пригородное крупное сел скохозяйственное производство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства населения, традиционное оленеводство и табунное коневодство. С 2002 года в регионе действуют программные документы, обеспечивающие комплексный подход к развитию сел ских территорий, а также приняты ведомственные программы, необходимые для успешной работы каждого из указанных выше секторов. [9] Разработка комплексных программных

документов по сел скому развитию ведется и в других регионах - Белгородской и Т амбовской областях, в Республиках Алтай и Татарстан и еще в некоторых, но далеко не во всех. Подготовка регионал ных программ сел ского развития должна стат приоритетом для того, чтобы была сформирована полноценная институционал ная база сельского развития на уровне субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р

2. Государственная программа развития сел ского хозяйства и регулирования рынков сел скохозяйственной продукции, сыр я и продовол ствия на 2008-2012 гг. (далее по тексту -Госпрограмма)

3. Государственная программа по оказанию содействия добровол ному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

4. Рыбаки просят Владимира Путина защитит их от «произвола российского правительства»// Волгаинформ http://www.volgainform.ru/allnews/77610/

5. о Концепции устойчивого развития сел ских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2009, стр. 109

6. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект. М., 2009, стр. 186

7. Рыбаки просят Владимира Путина защитит их от «произвола российского правительства»// Волгаинформ http://www.volgainform.ru/allnews/77610/

8. Устойчивое развитие сел ских территорий: региональный аспект. М., 2009, стр. 186

9. официал ный сайт Министерства сел ского

хозяйства Республики Саха (Якутия)

http://sakha.gov.ru/minselhoz

Вестник №5(32)

Орел Г Ау октябрь 2011

Тео ретический и научно-практический журнал. Осно ван в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего про фессио нально го о бразо вания «Орло вский го сударственный аграрный Университет»_

Редакционный совет:

Парахин Н.В. (председател ь) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.

Белкин Б.Л.

Блажнов А.А.

Буяров В.С.

Гуляева Т.И.

Гурин А.Г.

Дегтярев М.Г.

Зотиков В.И.

Иващук О.А.

Козлов А.С.

Кузнецо в Ю.А.

Лобков В.Т.

Лысенко Н.Н.

Ляшук Р.Н.

Мамаев А.В.

Масало в В.Н.

Новикова Н.Е.

Павловская Н.Е.

Попо ва О.В.

Пр ка Н.И.

Савкин В.И.

Степан ва Л.П.

Плыгун С.А. (ответств. секретар )

З л тухина О.А. (редактор)

Адрес редакции:

302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69.

Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: nichogau@yandex.ra Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетель ство о регистрации ПИ 2ФС77-21514 от 11.07.2005 г.

Специалист регионал ного методического центра по УДК: Служеникина А.М. Технический редактор: Мосина А.И.

Сдано в набор 14.10.2011 г. Подписано в печат 28.10.2011 г. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Объём 16,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз.

Издател ство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бул вар Победы, 19. Лицензия ЛР 2021325 от 23.02.1999 г.

Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских _______и докторских диссертаций

Содержание номера

Научное обеспечение развития сельских территорий

Парахин Н.В. Основные тенденции устойчивого развития АПК Орловской области.......... 2

Кузнецов В.В., Маркин С.Ю. Теоретические основы прогнозирования устойчивого

развития сель ских территорий....................................................... 8

Миндрин A.C. Роль земель но-имущественных отношений в развитии сельских

территорий.......................................................................... 12

Панков Б.П., Малахова В.Я. Проблемы регулирования трудового потенциала сельских

территорий.......................................................................... 17

Родионова O.A., Карпунин М.А. Исследование специализации и диверсификации и их

влияние на эффективность сель скохозяйственного производства........................ 19

Прока Н.И. Социально-экономическая эффективность реализации потенциала сельских

территорий.......................................................................... 22

Савкин В.И., Деулина А.В. Оценка эффективности использования земель

сельскохозяйственного назначения.................................................... 27

Полухина М.Г., Сергачёв А.А. Тенденции и перспективы формирования

демографического потенциала Орловской области....................................... 33

Адуков Р.Х., Адукова А.Н., Юсуфов Р.А. Базовые условия развития сельских

территорий.......................................................................... 38

Попова О.В., Сидорин А.А. Модернизация механизмов финансового обеспечения

устойчивого развития сел ь ских территорий.......................................... 42

Терновых К.С., Нечаев Н.Г., Черных А.Н. Развитие сел ь ских территорий в системе

инновационных преобразований АПК.................................................... 45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сайганов A.C. Состояние и перспективы социально-экономического развития сельских

территорий в Республике Беларусь.................................................... 49

Меренкова И.Н. Диверсификация экономики как предпосылка перехода к

полифункциональ ной модели устойчивого развития сел ь ских территорий............... 52

Овчинцева Л.А. Формирование институциональных основ развития сельских

территорий.......................................................................... 56

Рудь Л.Н. Эффективность развития сел ь скохозяйственных кооперативов................ 60

Рубан A.A., Яковлев В.В. Исследование возникновения цикличности в экономических

системах на основе построения модели однопродуктовой экономики...................... 65

Зверева Г.П., Мищенко Т.Л. Состояние и перспективы развития системы

сел ь скохозяйственного консул ьтирования........................................... 71

Перцев В.Н. Перспективное развитие сельских территорий муниципального района

Белгородской области................................................................ 74

Федотенкова O.A. Организационно-методические аспекты системы бухгалтерского учета

расходов организаций элеваторного комплекса......................................... 77

Примаченко И.Н. Тенденции развития аграрного сектора экономики: на примере крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуаль ных предпринимателей Белгородской

области............................................................................. 82

Григ о рьева Н.В. Зарубежный опыт формирования и функционирования рынка труда (на

примереЧехии)....................................................................... 85

Ставцев А.Н. Экономическая эффективность использования технического потенциала в

молочном скотоводстве............................................................... 88

Научное обеспечение развития общего земледелия Бельченко C.A. Влияние систем удобрения на продуктивность севооборота, баланс

элементов питания и плодородие дерново-подзолистой песчаной почвы................... 94

Кондыков И.В. О приоритетах в селекции гороха....................................... 96

Амелин А.В., Кондыков И.В., Уваров В.Н., Чекалин Е.И., Бутримова Н.А., Кузнецова Л.Н. Скрининг признаковой коллекции образцов гороха с многоцветковым

апикаль ным цветоносом (морфотип люпиноид).......................................... 104

Моисеенко Ю.В., Кузмичева Ю.В., Петрова С.Н., Парахин Н.В. Роль сорта в

увеличении производства высокобелкового зерна....................................... 108

Кирсанова Е.В. Изучение эффективности использования биопрепаратов на зерновых,

зернобобовых и крупяных кул ьтурах.................................................. 111

Титова Е.М., Внукова М.А. Эффективность применения комплексных удобрений на

посевах ячменя ярового.............................................................. 116

Мельник А.Ф. Адаптивные приемы улучшения качества зерна озимой пшеницы.............. 120

Цыганок Е.Н., Степанова Л.П., Коренькова Е.А., Стародубцев В.Н. Агроэкологическое обоснование системы утилизации навозных стоков крс (на примере

ОАО «Агрофирма «Мценская») и мониторинга состояния окружающей среды................. 123

Семенютина А.В., Подковырова Г.В. Оптимизация видового состава древесных растений в рекреационно-озеленител ь ных насаждениях сухой степи................... 129

© ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.