Содержание и технологии образования
УДК 378.24+37.002 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-103-111
ББК 74.48+81.2
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ СРЕДСТВАМИ SMART-ТЕХНОЛОГИЙ
I М.А. Зубкова
Аннотация. В статье рассматривается дидактический потенциал Smart-технологий в преподавании иностранного языка. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей применения Smart-технологий в процессе формирования иноязычной коммуникативной культуры будущих инженеров. Отдельное внимание уделяется примерам использования Smart-технологий на практических занятиях по иностранному языку со студентами технических направлений подготовки в Институте общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета. Автор отмечает, что Smart-технологии позволяют эффективно организовать как групповую, так и самостоятельную работу студентов очной и заочной форм обучения, а также персонализировать процесс обучения.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная культура, будущие инженеры, Smart-технологии, Smart-образование, иностранный язык для профессиональных целей.
Для цитирования: Зубкова М.А. Формирование иноязычной коммуникативной культуры у будущих инженеров средствами Smart-технологий // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. Часть 1. С. 103-111. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-103-111
FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE CULTURE FORMATION OF ENGINEERING MAJOR BY MEANS OF SMART TECHNOLOGIES
I M.A. Zubkova
103
Abstract. The article discusses the didactic potential of Smart-technologies in foreign language teaching. The purpose of the article is to outline the possibilities of Smart-technologies in the process of foreign language communicative culture formation of engineering major in foreign language classes. Special attention is paid to the examples of Smart-technologies' application in foreign language workshops for students of technical majors at the Institute of Social Sciences and International Relations of Sevastopol State University. The author indicates that Smart-technologies allow to organize effectively both group and individual work of full-time and part-time students, as well as to personalize the learning process.
Keywords: foreign language communicative culture, engineering major, Smart-technologies, Smart-education, foreign language for professional purposes.
© Зубкова М.А., 2021
l/j^i Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Cite as: Zubkova M.A. Foreign Language Communicative Culture Formation of Engineering Major by Means of Smart Technologies. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 2, part 1, pp. 103-111. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-103-111
B'
i ведение. Современный этап развития общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки специалистов технического профиля. В последние годы особое внимание уделяется изучению иностранного языка для профессиональных целей. Современные инженеры принимают активное участие в интеграционных процессах в сферах науки, образования и производства (бизнеса) и взаимодействуют с представителями различных культур.
Для эффективного взаимодействия в области международных отношений необходимо формировать личные и профессиональные качества, а также коммуникативные навыки в вузе. Будущему специалисту следует не только владеть иностранным языком, но и понимать специфику культуры страны изучаемого языка, поскольку особенности мировосприятия и миропонимания носителей языка влияют на при-104 нятие решений в бизнес среде. Принятие иной точки зрения повышает продуктивность иноязычной коммуникации и обеспечивает эффективность диалога культур.
В рамках традиционных образовательных технологий преподаватель одновременно выполняет функции передачи знаний и осуществления контроля результатов образовательного процесса, на обучаемого возлагаются функции репродуктивного характера. Однако в настоящее время в педагогической науке происходит поиск инновационных технологий, отвечающих современным требованиям, например, технология Smart-education («умное обучение», «смарт-образование»). Smart-образование — это ориентированная на студента система обучения,
которая позволяет выпускникам вузов самореализоваться и адаптироваться в технологически обновленном обществе, обеспечивая гибкость учебного процесса. Данная технология является универсальной при организации учебного процесса в очной и заочной формах обучения.
Толкование термина «Smart» применительно к сфере образования рассматривается различными авторами в российских исследованиях. Н.В. Днепровская, Е.А. Янковская и И.В. Шевцова достаточно широко описывают понятие «Smart», характеризуя его как «свойство системы или процесса, которое проявляется во взаимодействии с окружающей средой, и наделяет системы и/или процесс способностью к:
• незамедлительному реагированию на изменения во внешней среде;
• адаптации к трансформирующимся условиям;
• самостоятельному развитию и самоконтролю;
• эффективному достижению результата» [1, с. 45].
А.В. Нестеров считает, что Smart-технологии позволяют «продуцировать образовательные смарт-продукты, дающие возможность различным категориям пользователей в инициативном и интерактивном виде получать индивидуальное образование» [2, с. 3].
По мнению Н.В. Тихомировой, Smart-технологии приведут к «расширению трудовой мобильности: в образовании, в государственной службе и во многих других сферах занятости» [3].
М.П. Лапчик полагает, что Smart-тех-нологии базируются на взаимодействии и обмене опытом [4, с. 51].
Л.А. Плотникова рассматривает понятие «ЗтаЛ-технологии» с позиции дидактики как «интегрированные средства для обучения студентов, включающие в себя разные аспекты всех видов информационных технологий обучения, которые помогают педагогу организовать учебный процесс с разнообразными видами деятельности учащихся во время занятия и вне его» [5, с. 22].
Отметим, что данные технологии зарекомендовали себя во многих сферах производственной и научной деятельности. 8таг1-технологии позволяют сделать образовательный процесс интересным, творческим и удовлетворяющим учебные потребности студента XXI века. Использование 8таг1-технологий в преподавании иностранного языка обеспечивает наличие обратной связи при взаимодействии студента и преподавателя, тем самым формируя устойчивую мотивацию к приобретению знаний.
Участие в групповых дискуссиях и совместная работа с применением 8таг1-технологий в процессе личной активности способствует продуктивному усвоению знаний, а также развитию конкурентоспособной личности будущего специалиста, его знаний, умений и творческого мышления.
Изучение дисциплины «Иностранный язык» играет важную роль в формировании коммуникативной культуры будущего инженера. В контексте нашего исследования коммуникативная культура будущего инженера рассматривается как «сложное интегративное понимание, неотъемлемый компонент профессиональной культуры и компетентности инженера, совокупность знаний, ценностей, норм, образцов поведения и профессиональных умений, достаточных для полноценного включения инженера в социально-профессиональную и культурную среду» [6, с. 146].
В рамках изучения иностранного языка, обучающиеся приобретают новый социокультурный опыт, совершенствуют умения и навыки общения, повышают уровень профессиональной культуры. Формирование коммуникативной культуры обеспечивает ее проявление не только при коммуникативной деятельности будущего специалиста на иностранном языке, но и на родном.
Повышение значимости иностранного языка как средства межличностного общения влияет на определение приоритетных задач в содержании профессиональной подготовки будущих инженеров. Одной из них является формирование иноязычной коммуникативной культуры (далее — ИКК).
Актуальность проблемы формирования ИКК у будущих инженеров обусловлена рядом противоречий:
• между потребностью общества в специалистах, которые имеют достаточно высокий уровень ИКК, и недостаточно разработанными технологиями ее формирования;
• между фактическим уровнем знаний в области ИКК и ростом требований; Ю5
• между необходимостью налаживания международных контактов на высоком профессиональном уровне и недостаточной подготовленностью специалистов технического профиля.
Необходимость решения вышеизложенных противоречий определила направление нашего исследования — формирование ИКК у будущих инженеров. Цель статьи — раскрыть возможности использования 8таг1-технологий в процессе формирования ИКК будущих инженеров на занятиях по иностранному языку в вузе.
Результаты проведенного исследования. Внезапное распространение корона-вирусной инфекции COVШ-19 в конце
2019 — начале 2020 г. привело к существенному увеличению виртуальных мероприятий, проводимых в учебном году. Таким образом, при дистанционной системе образования Smart-образование становится актуальным.
Успешное межкультурное общение — это основа для плодотворного международного делового общения. В современном мире навыки межличностного общения с представителями разных культур имеют важное значение, так как современная бизнес-среда — многонациональна.
Способность и готовность принять культурные различия других народов являются важными факторами для будущей успешной профессиональной жизни студентов инженерных специальностей. Для обеспечения прочных отношений и успешного сотрудничества будущие инженеры должны владеть необходимым уровнем коммуникативных навыков и основами ИКК. Отсутствие знаний об особенностях корпоративной или национальной культуры в конкретном секторе бизнеса может отрицательно сказаться на результатах переговоров с иностранными 106 деловыми партнерами. В каждой культуре есть определенная система общепризнанных норм морали, а также национально-этнические и религиозные различия. Студенты инженерных специальностей в своей будущей профессиональной деятельности могут столкнуться с необходимостью осуществлять межнациональное общение, а для этого необходимо развивать умение оценивать и учитывать специфику ценностей другой культуры, сравнивать со своими культурными ценностями и признавать их.
Ученые считают, что ИКК является одним из важных аспектов базовой культуры и рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих общение людей в разных культурных контекстах.
Исходя из норм родной культуры, студенты часто формулируют свои суждения на основе национальных представлений и традиций, соотносят реалии окружающей действительности, выбирают стиль общения, формы передачи информации и способы аргументации. ИКК развивает умение оценивать и учитывать специфику ценностей другой культуры, что позволит будущему специалисту успешно осуществлять межнациональное общение и легко интегрироваться в систему мировых и национальных культур.
Студентам, которые в будущем планируют сотрудничать с представителями других наций, в процессе изучения иностранного языка необходимо расширять лингвистический и общекультурный кругозор.
Языковые навыки, знание этикета и межкультурное понимание способствуют установлению профессиональных бизнес-контактов, помогает добиться поставленных целей, а также гибко интегрироваться в систему мировых и национальных культур.
В качестве примера рассмотрим новые методы и технологии, которые применяются в Севастопольском государственном университете (СевГУ) в процессе преподавания иностранного языка будущим инженерам. Преподаватели кафедры «Иностранные языки» Института общественных наук и международных отношений СевГУ (ИОНМО СевГУ) активно используют SmaIt-технологии, при помощи которых создаются условия для получения студентами собственного опыта и навыков в онлайн среде. Учебные аудитории оснащают современными техническими средствами, что позволяет апробировать новые образовательные технологии не только на практических занятиях, но и при самостоятельной подготовке студентов, используя разнообразные онлайн компоненты и Интернет-ресурсы.
Применение Smart-технологий в образовательном процессе привело к появлению таких инноваций, как «умная» доска (Smart-board), «умный» экран, интерактивные дисплеи, доступ к сети Интернет из любой точки, вебинары, блоги и социальные сети, видео и аудио подкасты в синхронном и асинхронном режимах.
Интерактивная доска Smart-board подходит для всех способов обучения (визуального, слухового и тактильного). Использование Smart-board на занятиях по иностранному языку позволяет быстро осуществить поиск необходимой информации, включить учащихся в диалоговый режим обучения, мгновенно осуществить коррекцию ошибки на экране, разбить интерактивный экран на отдельные слои для представления языкового материала.
Л.А. Горовенко и Г.А. Алексанян дают следующее определение: «виртуальная доска — это бесконечная интерактивная онлайн-доска, на которой можно рисовать, записывать текст, делать пометки, добавлять рисунки, стикеры, а также динамические объекты, тем самым иллюстрируя и оживляя подачу учебного материала» [7].
По мнению К.М. Арынгазина и А.В. Дзю-бины, Smart-board позволяет решить следующие задачи: уйти от чисто презентационной формы подачи материала; сэкономить время занятия за счет отказа от конспектирования; повысить эффективность подачи материала; организовать групповую работу / игру [8].
А.В. Глотова рассматривает различные способы организации групповой учебной деятельности студентов на практических занятиях по иностранному языку с использованием сервиса Linoit, например, демонстрация проектной деятельности, выполнение упражнений на отработку аспектов лексики и грамматики, мозговой штурм, создание портфолио, взаимная проверка и др. [9, с. 62].
Далее, перейдем к описанию опыта использования интерактивной доски преподавателями иностранных языков ИОН-МО СевГУ На практическом занятии, посвященном изучению нового лексического материала, преподаватель выводит символы и пиктограммы на экран, связывает их с лексическими единицами в различных комбинациях, моделирует смысловой сюжет для будущего высказывания на иностранном языке. Языковой материал и символы взаимодействуют в предложенном сюжете. Педагог использует алгоритм многослойного сюжета, разбивая интерактивный экран на отдельные сюжеты, проектируя определенную ситуацию, выделяя необходимые языковые элементы. Студенты концентрируются на символах и пиктограммах, воспринимая их в качестве опорных сигналов для описания происходящего на Smart-board. При помощи алгоритма многослойного сюжета обучающиеся представляют высказывание на заданную тему. В дальнейшем, сюжет фиксируется в памяти и служит основой для сообщения. Как следствие, студенты самостоятельно или в группах создают ситуации на Smart-board, пред- Ю7 ставляя их аудитории. Исправляя ошибки на интерактивной доске, будущие инженеры усваивают закономерности функционирования языковых единиц.
Используя интерактивную доску Smartboard, как преподаватели, так и студенты представляют результаты проектной деятельности. Новая форма подачи материала стимулирует творческую и научную деятельность студента, а также мотивируют обучаемого к овладению языком. Применение мультимедийного оборудования на занятиях по иностранному языку позволяет создавать продукты с элементами анимации и аудио сопровождением.
Коллектив кафедры иностранных языков ИОНМО СевГУ разработал и успешно
внедрил электронные учебные курсы для студентов бакалавриата различных направлений подготовки (https://testmoodle. sevsu.ru/course/index.php?categoryid=55), спроектированных с применением элементов Smart-технологий. Курсы предназначены для обучения иностранному языку в смешанном формате. В рамках обучения иностранному языку для специальных целей (English for specific purposes) студентов II курса технических направлений подготовки (https://do.sevsu. ru/course/view.php?id=3276) особое внимание уделяется овладению навыками профессионально деловой коммуникации, формированию ИКК с учетом грамматики, лексики и стиля общения, свойственных нормам изучаемого языка.
В ИОНМО СевГУ в рамках иноязычной подготовки будущих инженеров студенты изучают и анализируют культурные различия и традиции, а также знакомятся со средствами языка профессионально ориентированной речи (клише, методы, особенности делового общения). Таким образом, студенты инженерных специальностей используют языковые средства 108 надлежащим образом и, следовательно, узнают различные культурные особенности представителей других стран.
Будущие инженеры привлекаются к участию в конференциях, семинарах и других мероприятиях с представителями зарубежных стран с целью формирования ИКК и развития языковых навыков и умений.
В рамках исследования был проведен опрос среди студентов инженерных специальностей II курса, изучающих дисциплину «Иностранный язык для специальных целей» в начале III семестра для определения текущего уровня сформиро-ванности ИКК, а также выявления необходимости изучения информации о различных национальных культурах.
Следует отметить, что значительная часть опрошенных (77%) полагают, что они обладают средним уровнем сформированное™ ИКК. Повторный опрос, проведенный в конце III семестра, выявил заметное уменьшение числа студентов (43%), считающих, что знаний об особенностях различных национальных культурах у них недостаточно.
Мнения опрошенных студентов выявили целесообразность формирования ИКК, а также изучения особенностей различных национальных культур, что оправдывает необходимость включения основ кросс-культурной грамотности в курс изучения иностранного языка для специальных целей.
Электронные учебные курсы, используемые при обучении будущих инженеров в ИОНМО СевГУ, являются интегрированными в процесс иноязычной подготовки и включают как мультимедийные фрагменты, так и элементы, созданные с помощью внешних электронных ресурсов.
Рассмотрим пример создания будущими инженерами ментальной карты на тему «Особенности ведения переговоров с японскими партнерами». Разработанные ментальные карты интегрируются в электронный курс на платформу Moodle (https://testmoodle.sevsu.ru/course/view. php?id=253). Студенты II курса используют следующие Веб-сервисы для оформления работы: Mindomo, MindMeister, Mind42, Bubbl.us, SpiderScribe и др. В процессе создания карт студенты имеют выбор индивидуальной, групповой или коллективной формы работы. Карты создаются с использованием графического материала (схемы, таблицы, фото, видео и аудио материал и т.д.). Представляя разработанную ментальную карту в аудитории, студенты используют Smart-board, что позволяет откорректировать и
дополнить необходимым материалом в режиме реального времени. В процессе самостоятельной работы студенты активно используют разработанные ментальные карты при повторении пройденного материала. Ментальная карта является интерактивной, например, наводя курсор на символическое изображение отображается дополнительная информация. В ходе работы студенты анализируют, обобщают и систематизируют информацию, концентрируются на основных понятиях и аспектах, выделяют специфику культуры страны изучаемого языка, формулируют выводы, приводят иллюстрирующие примеры, что позволяет быстро структурировать и запоминать главную информацию, а также воспроизводить ее в дальнейшем.
Также, в течение нескольких лет в процессе обучения иностранному языку в ИОНМО СевГУ используются подкасты и видеокасты как средство обучения, которые затем размещаются в социальных сетях университета или интегрируются в электронный учебный курс на платформе Moodle. Подкастинг — это актуальная интернет-технология, применяемая в обучении иностранным языкам. Подкасты дополняют и расширяют возможности аудиторного обучения иностранному языку. Для успешного выполнения задания в процессе создания подкаста / видеокаста студентам даются рекомендации по организации самостоятельной работы. Обсуждение прослушанного подкаста / увиденного видеоролика обсуждалось в аудитории или на форуме на базе платформы Moodle. Использование multimedia способствует постоянному вовлечению студента в процесс коммуникации. Создавая собственные подкасты / видеоролики на иностранном языке на определенную тему, связанную с культурными
особенностями других народов (например, Doing Business in China: Cultural Factors; British business culture, etiquette and protocol), студенты моделируют ситуацию профессионально деловой коммуникации, а также используют приобретенные знания на практике. Таким образом, Smart-технологии являются эффективным средством формирования ИКК и учебной автономии студентов.
Заключение. Следует отметить, что для внедрения Smart-обучения необходим высокий уровень автоматизации учебного процесса. Smart-технологии позволяют внедрить на занятиях по иностранному языку аутентичные источники информации, использовать мультимедиа (аудио- и видео-контент, графику) в режиме реального времени. Проанализировав педагогический опыт применения Smart-технологий в процессе преподавания иностранного языка в ИОНМО СевГУ, можно сделать вывод, что данные технологии позволяют эффективно организовать как групповую, так и самостоятельную работу студентов очной и заочной форм обучения, а также интенсифицировать процесс обучения. На занятиях по Ю9 иностранному языку в ИОНМО СевГУ преподаватели используют различные формы и методы Smart-обучения, направленные на формирование иноязычной коммуникативной культуры, развитие умственной деятельности обучаемых, приобретения опыта поисковой и самостоятельной работы с учебным материалом.
Наши дальнейшие научные поиски и перспективные направления исследования будут посвящены разработке комплексного научно-методического обеспечения процесса формирования иноязычной коммуникативной культуры с использованием потенциала Smart-тех-нологий.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Днепровская, Н.В., Янковская, Е.А., Шевцова, И.В. Понятийные основы концепции смарт-образования // Открытое образование. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ ponyatiynye-osnovy-kontseptsii-smart-obrazovaniya (дата обращения: 15.03.2021).
2. Нестеров, А.В. Приведет ли смарт-образование к «закату» университетов? // Компетентность. 2015. № 2 (123). С. 3-7.
3. Тихомирова, Н.В. Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету. URL: http://smartmesi.blogspot.com/2012/03/smart-smart.html (дата обращения: 15.03.2021).
4. Лапчик, М.П. Россия на пути к Smart-образованию. // Информатика и образование. 2013. № 2 (241). С. 48-110. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30083546_60786721.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
5. Плотникова, Л.А. Содержание и сущность смарт-технологий как дидактического понятия // Образование и саморазвитие. 2016. № 1 (47). С. 20-23. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/ F1469460167Zen_ZhURNAL_2016_47_1_2_.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
6. Зубкова, М.А. Теоретический анализ понятия «коммуникативная культура» будущего инженера // Проблемы социально-экономического развития Сибири. Братск: БрГУ, 2016. С. 140-147.
7. Горовенко, Л.А., Алексанян, Г.А. Организация дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. № 4 (231). С. 220-225.
8. Арынгазин, К.М., Дзюбина, А.В. Применение интерактивной доски в процессе изучения курса физики в сфере высшего профессионального образования // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 2. Педагогика. Психология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Aryngazin&Dziubina/ (дата обращения: 15.03.2021).
9. Глотова, А.В. Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения // Открытое обра-
110 зование. 2020. № 24(4). С. 56-66. URL: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-56-66 (дата обращения: 15.03.2021).
REFERENCES
1. Dneprovskaja N.V., Jankovskaja E.A., Shevcova I.V. Ponjatijnye osnovy koncepcii smart-obra-zovanija [Conceptual Foundations of the Smart Education Concept], Otkrytoe obrazovanie = Open Education, 2015, No. 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiynye-osnovy-kont-septsii-smart-obrazovaniya (accessed: 15.03.2021). (in Russ.)
2. Nesterov A.V. Privedet li smart-obrazovanie k «zakatu» universitetov? [Will Smart Education Lead to the «Decline» of Universities], Kompetentnost = Competence, 2015, No. 2 (123), pp. 3-7. (in Russ.)
3. Tihomirova N.V. Globalnaja strategija razvitija smart-obshhestva. MESI na puti k Smart-univer-sitetu [Global Strategy for the Development of the Smart Society. Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics on the Way to a Smart University]. Available at: http:// smartmesi.blogspot.com/2012/03/smart-smart.html (accessed: 15.03.2021). (in Russ.)
4. Lapchik M.P. Rossija na puti k Smart-obrazovaniju [Russia on the Way to Smart Education], In-formatika i obrazovanie = Computer Science and Education, 2013, No. 2 (241), pp. 48-110.
Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30083546_60786721.pdf (accessed: 15.03.2021). (in Russ.)
5. Plotnikova L.A. Soderzhanie i sushhnost smart-tehnologij kak didakticheskogo ponjatija [The Content and Essence of Smart Technologies as a Didactic Concept], Obrazovanie i samorazvitie = Education and Self-development, 2016, No. 1 (47), pp. 20-23. Available at: https://kpfu.ru/portal/ docs/F1469460167/en_ZhURNAL_2016_47_1_2_.pdf (accessed: 15.03.2021). (in Russ.)
6. Zubkova M.A. Teoreticheskij analiz ponjatija "kommunikativnaja kultura" budushhego inzhenera [Theoretical Analysis of the Concept of "Communicative Culture" of the Future Engineer]. In: Problemy socialno-ekonomicheskogo razvitija Sibiri [Problems of Socio-Economic Development of Siberia], Bratsk, BrGU, 2016, pp. 140-147. (in Russ.)
7. Gorovenko L.A., Aleksanjan, G.A. Organizacija distancionnogo obuchenija s ispolzovaniem Internet-tehnologij [Organization of Distance Learning with the Use of Internet Technologies], Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Adygeya State University, 2018, No. 4 (231, pp. 220-225. (in Russ.)
8. Aryngazin K.M., Dzjubina A.V. Primenenie interaktivnoj doski v processe izuchenija kursa fiziki v sfere vysshego professional'nogo obrazovanija [The Use of Interactive Whiteboard in the Process of Studying the Physics in the Field of Higher Professional Education], Informacionnyj gumanitarnyj portal "Znanie. Ponimanie. Umenie", 2009, No. 2, Pedagogika, Psihologija [Information Humanitarian Portal "Knowledge. Understanding. Skills", 2009, No. 2. Pedagogy. Psychology]. Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Aryngazin&Dziubina/ (accessed: 15.03.2021). (in Russ.)
9. Glotova A.V. Onlajn-doska kak sredstvo organizacii gruppovoj raboty studentov na zanjatijah po inostrannomu jazyku v vuze v uslovijah jelektronnogo obuchenija [Online Whiteboard as a Means of Students' Organizing Group Work in Foreign Language Classes at a University in the Context of E-learning], Otkrytoe obrazovanie = Open Education, 2020, No. 24(4), pp. 56-66. Available at: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-56-66 (accessed: 15.03.2021). (in Russ.)
- 111
Зубкова Мария Александровна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Севастопольский государственный университет, [email protected]
Mariya A. Zubkova, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Sevastopol State University, [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.04.2021. Принята к публикации 01.05.2021 The paper was submitted 01.04.2021. Accepted for publication 01.05.2021