Научная статья на тему 'Формирование инновационных компетенций обучающихся в национальном исследовательском университете: социологические исследования'

Формирование инновационных компетенций обучающихся в национальном исследовательском университете: социологические исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INNOVATIVE COMPETENCES / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / EFFECTIVENESS OF THE LEARNING PROCESS / THE CONDITIONS FOR ENHANCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприянычева Э.Б., Куприянычева Н.И.

В статье рассматриваются условия формирования инновационных компетенций в условиях технического вуза. В результате социологического опроса установлены основные факторы формирования инновационных компетенций студентов, а также определены условия, повышающие эффективность обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационных компетенций обучающихся в национальном исследовательском университете: социологические исследования»

УДК316. 74: 378

Э. Б. Куприянычева, Н. И. Куприянычева

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ключевые слова: инновационные компетенции, факторы инновационной направленности, социологические исследования,

эффективность обучения.

В статье рассматриваются условия формирования инновационных компетенций в условиях технического вуза. В результате социологического опроса установлены основные факторы формирования инновационных компетенций студентов, а также определены условия, повышающие эффективность обучения студентов.

Keywords: innovative competences, the conditions for enhancing, effectiveness of the learning process.

The paper describes the conditions of formation of innovative competences in conditions of Technical University. The basic factors of innovation competencies the students are established. The conditions for enhancing the effectiveness of teaching students are founded.

Инновационный потенциал вуза в значительной степени определяется вовлечением студентов в инновационную деятельность вуза. Необходимым условием формирования у студентов устойчивого стремления к инновационной деятельности является применение в обучении передовых образовательных технологий [1;2]. Образовательная технология — это система, включающая представление о планируемых результатах обучения, средствах диагностики текущего состояния обучающихся и критериях выбора оптимальной модели обучения в данных конкретных условиях. В качестве планируемых результатов приобщения студентов к инновационной деятельности вуза могут служить следующие сформированные у них инновационные компетенции [3]:

- готовность и способность к непрерывному образованию, самообучению и переобучению, что формирует такое качество как мобильность в их будущей профессиональной деятельности;

- овладение методологией инженерной деятельности и современными средствами исследовательской и проектно-прикладной деятельности;

- повышение своего интеллектуально -творческого потенциала, освоение методов и навыков работы в команде;

- умение принять адекватное конкретной ситуации управленческое решение в условиях неопределенности, лимита времени, а возможно, и конфликта интересов, моделируя как штатные, так и нестандартные производственные ситуации;

- овладение современными бизнес-стратегиями: современному исследователю уже недостаточно компетенций для разработки и создания интеллектуального или инновационного продукта, необходима успешная реализация, его внедрение в производство.

Вторым, не менее важным составляющим образовательной технологии являются средства диагностики формируемых компетенций [4]. Мониторинг текущего состояния инновационной

направленности студентов проводился

анкетированием, причем при составлении анкет учитывался уровень и специфика подготовки студентов (бакалавриат или магистратура). Анкеты включали мотивационный, когнитивный и поведенческий блоки.

Мотивационный блок анкеты включал следующие факторы:

- активность и готовность к научной работе;

- способность к организации группы единомышленников по научным интересам;

- существующие препятствия для занятия научной творческой деятельностью;

- информированность о мероприятиях вуза по привлечению и поддержке к инновационной деятельности наиболее одаренных студентов.

К факторам, составляющим когнитивный блок анкеты относились:

- понятийный смысл дефиниции «инновация»;

- знание инновационной инфраструктуры и объектов университета; информированность о деятельности научно-образовательных центров университета;

- ознакомление студентов с деятельностью медиацентра;

- направления деятельности малых инновационных предприятий, созданных при университете и успешные результаты такой инновационной деятельности;

- осведомленность о возможностях коммерциализации результатов научной деятельности.

И, наконец, поведенческий блок. Он основывался на:

- личном опыте инновационной деятельности студента;

- количестве научных публикаций;

- опыте студенческой научно-исследовательской деятельности;

- награждении грамотой, дипломом, медалью, получение повышенной стипендии по итогам

учебной, научно-исследовательской, общественной деятельности и за спортивные достижения;

- участии студентов в проектной деятельности;

- прогнозировании дальнейшей научно-инновационной деятельности после окончания бакалавриата или магистратуры.

Критерии выбора оптимальной модели формирования инновационной направленности личности студента определялся не только проблемами, но и наличием ресурсов, благоприятствующих их решению. В качестве мотивации, формирующей инновационную

направленность личности студента,

рассматривались положительные эмоции,

полученные от решения сложной творческой задачи, личная ответственность, стремление к лидерству и официальное поощрение студентов.

В результате опроса установлено, что для формирования инновационной направленности личности студента необходима реализация следующей стратегии:

- вовлечение студентов в мероприятия, связанные с инновационной деятельностью, предложение интересных и перспективных для карьеры будущего специалиста тем исследований;

- регулярное взаимодействие научного руководителя и студента в системе обратной связи по работе над конкретным исследованием или проектом;

- повышение уровня информированности студентов о мероприятиях различного рода, например, о конкурсах на стипендии.

Первостепенное значение имеет создание в вузе эффективного информационного канала, рассказывающего студентам о научно-инновационной деятельности в университете. Вся эта деятельность трудно осуществима без привлечения экспертов по инновациям -сотрудников малых инновационных предприятий и других объектов инновационной инфраструктуры университета. Также большое значение имеют специальные обзорные лекции, в которых студентов знакомят с направлениями уже имеющихся научно-инновационных работ в университете, а также с новыми направлениями инновационной

деятельности, при этом основной акцент ставится на возможных путях реализации инновационных проектов.

Таким образом, данная стратегия должна базироваться на:

- свободном доступе студентов к тематике исследований и к информации о научных проектах, конкурсах и грантах по приоритетным направлениям развития научно-исследовательского университета (по профилю ПНР НИУ);

- разработке мониторинга учета и контроля студентов, обладающих высоким интеллектуально-творческим потенциалом, проявляющих интерес к инновационному творчеству;

- внедрении в учебный процесс инновационных методов обучения, способствующих развитию интеллектуально-творческого потенциала

обучающихся, а также совмещение научно-инновационной деятельности и учебы.

Весь спектр обозначенных выше задач определяет выбор технологии обучения.

Исследования показали, что для

формирования инновационной направленности личности студентов наибольшее значение приобретают следующие методы учебной деятельности:

- решение инженерно-конструкторских, исследовательских, управленческих задач;

- проектирование и конструирование различных объектов;

- вопросы, связанные с оптимизацией процессов и структур.

Вместе с тем, установлено, что для формирования инновационной направленности личности обучающихся по ПНР НИУ исследователи рекомендуют применять следующие интерактивные образовательные технологии:

1) работа в малых группах, в которых совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера направлена на решение одной общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы и всех членов команды, с распределением полномочий и ответственности между ними;

2) проектная технология - индивидуальная или коллективная деятельность по отбору, распределению, систематизации материала по определенной теме, в результате которой составляется проект;

3) анализ конкретных ситуаций - разбор проблемных ситуаций, имеющих место в профессиональной деятельности согласно профилю обучающегося и поиск оптимальных вариантов решения;

4) контекстное обучение - мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;

5) интеграционная деятельность преподавателей и руководителей проектов.

Для реализации комплекса названных выше интерактивных образовательных технологий наиболее оптимальным является привлечение следующих инновационных методов обучения:

- проблемное обучение - стимулирование студентов к самостоятельному поиску информации, необходимой для разрешения конкретной ситуации;

- индивидуально-ориентированное обучение, когда формирование индивидуальной образовательной программы студента происходит не только с учетом его интеллектуально-творческого потенциала, но и с учетом его научных интересов;

- обучение на основе опыта - активизации познавательной деятельности студента за счет приобретения опыта практического взаимодействия с предметом изучения;

- информационно-коммуникативные технологии, для оптимизации которых необходимо создавать и организовывать сайты, странички в

социальных сетях для курирования и координации работы студентов, для обсуждения

индивидуальных и совместных научных проектов и привлечения экспертов.

В целом, создание оптимального инновационного климата в университете позволит исключить проблемы, тормозящие развитие инновационной направленности личности студента.

Таким образом, для привлечения наиболее одаренных студентов к инновационной деятельности необходимо создавать на сайте университета ресурс, который бы включал следующие информационные блоки:

- инновационная инфраструктура вуза и характеристика ее объектов: технопарки, бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, кластеры, лаборатории, инновационно-технологические центры, научно-исследовательские институты, научные отделы, особые экономические зоны, малые инновационные предприятия;

- перечень проблем, поднятых в работах технопарка университета, а также зарубежный опыт и опыт других вузов РФ;

- экскурсии в технопарк, варианты участия студентов в работе технопарка;

- знакомство с отраслевыми научно-исследовательскими лабораториями,

исследовательскими группами университета, перспективы их развития;

- знакомство студентов с работой научно-исследовательских институтов, научных и научно-образовательных центров университета; - проблемы создания и работы малых инновационных предприятий, специфика и перспективы их работы в университете, а также презентация опыта их функционирования в университете;

- алгоритмизация научной работы студентов в университете и содержательный аспект алгоритма программы: конспект, реферат, эссе, научный доклад, тезисы конференции, научная статья, курсовая, дипломная работа, патент на изобретение, полезную модель.

Литература

1. О.М. Лаврова, Д.А. Халикова, Р.Н. Бурангулова, Вестник казан. технол. ун-та,15, 10, С. 407 - 412, (2012);

2. В.Г. Шарафутдинова, Я.П. Чтаев, Ф.М. Алмакаева, Вестник казан. технол. ун-та,16, 12, С. 387 - 389, (2013);

3. Ю.В. Бабекова, Е.М. Орлов, Менеджмент в России и за рубежом, 4,. С.3-10, (2013);

4. Мжачих, Т.Е. Совершенствование системы инновационной деятельности Российских вузов: социологический подход.: Дис.канд.соц. наук:-М.., 2010. -128с.

© Э. Б. Куприянычева - канд. филос. наук, доц. каф. философии и истории СГНИФУ, ella5@mail.ru; Н. И. Куприянычева - канд. пед. наук, доц. каф. ТФНТ НХТИ КНИТУ, Ьоп51@таП.ги.

© E. B. Kupriyanycheva - candidate of science philosophy, SGNIFU, ella5@mail.ru; N. I. Kupriyanycheva - candidate of science pedagogics, NCHTI KNRTU, bоri51@mail.ru.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 15.04.14. по 25.09.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.