лать следующие выводы. В инновационном процессе угледобывающей отрасли Россия отстает от своих потенциальных конкурентов. В рамках проекта предлагается реализация программ с высокими рисками. Кроме того, предложения носят расплывчатый характер. Проект содержит планы создания структур, которые явно дублируют уже существующие, что приведет к нерациональным расходам, а также спровоцирует излишнюю зарегулированность инновационного процесса в отрасли. В проекте нет конкретизации технологий и даже того, что нам надо считать новым в сфере угледобычи. Доходит до того, что даже предлагается разработать технологию, которая была внедрена в отечественную угледобычу еще в 1930-е гг. Говоря в общем, проект не позволяет сделать вывод, что в угольной отрасли реально произойдет инновационный прорыв в обозримой перспективе.
Литература:.
1. Бондаренко В.И., Кузьменко А.М., Грядущий Ю.Б., Колоколов О.В., Харченко В.В., Табаченко Н.М., Почепов В.Н. Технология подземной разработки пластовых месторождений полезных ископаемых. Днепропетровск, 2002.
2. Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Проект программы, вынесенный на совещание у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. Кемерово, 2012 г.
3. Лебедев Н. Н., Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза, М., 1971.
4. Охатрина В.С. Международный опыт производства синтетических жидких топлив по технологии GTL и перспективы его развития // Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012.
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Гужов В.В., к.э.н., доцент кафедры Прикладного и международного менеджмента МЭСИ
Механизмы формирования инновационной стратегии развития образовательного учреждения в качестве структурообразующего элемента научно-образовательного комплекса. Сформулированы критерии выбора инновационной стратегии образовательного учреждения в системе научно-образовательного комплекса в зависимости от ресурсного потенциала учебного заведения и его места в структуре национальной инновационной системы.
Ключевые слова: инновационная стратегия образовательного учреждения
FORMATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATION INNOVATIVE STRATEGY
Guzhov V., Ph.D., the senior lecturer of Applied and international management faculty, Moscow state university of economy statistics and
computer science
Innovative strategy mechanisms of educational organization as an element of a scientific - educational complex. Selection's criteria of scientific - educational complex innovative strategy depending on its resource potential and place in structure of national innovative system.
Keywords: innovative strategy of educational organization
Динамичные изменения социально-экономических отношений, развитие конкурентных преимуществ России в современной мировой экономике требуют серьезной модернизации образования, внедрения инновационных технологий, превращения образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества. Образование должно стать той движущей силой, которая способна существенно повысить качество жизни граждан.
Научно-техническая сфера обладает огромным потенциалом, и нам необходимо создать комфортную среду для развития предпринимательства в различных отраслях науки: предусмотреть налоговые и экономические льготы для предприятий, занимающихся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Российская статистика неутешительна: низкий вклад вузов в результаты научных исследований в стране, только небольшой процент ученых имеют регулярную преподавательскую практику в вузах. Сами преподаватели вузов без научно-исследовательской деятельности отстают от современного состояния науки, исследовательская база вузов устарела, недостаточно количество международных межвузовских обменов именно в области совместных научных исследований. Слабеет приток молодых кадров в науку (ежегодно в науке закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов). Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. В научно - технической сфере за последний десятилетний период объем основных фондов снизился более чем в три раза. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции составляет единицы процента, а затрат на инновации и того меньше [03].
Инновационность экономики означает переход на интенсивный тип расширенного воспроизводства, в основе которого лежит научно-технический прогресс и инновационная деятельность (ИД) как факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества социально-экономических систем. Необходимость развития инновационной составляющей экономики России неоднократно подтверждалась как в трудах российских экономистов, так и официальных до-
кументах Правительства РФ, министерств в ведомств. Однако, по оценкам экспертов, Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 1,2 % ВВП, причем более 50 % этой суммы приходится на бюджетные инвестиции, тогда как в США этот показатель составляет 2,6-2,7 % ВВП в год, в странах Европейского Союза, Японии доля расходов на НИОКР составляет от 2,7 % до 3,1 % от ВВП.
Уровень инновационности экономической среды зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно-законодательная база и институциональная основа, наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного типа). Необходимость технического перевооружения локомотивных отраслей экономики России (машиностроение, металлургия, нефтехимия, транспорт), значительное сокращение в количественном и качественном отношении научно-технических отраслевых институтов и центров привели к тому, что в России начал формироваться слой мелких инновационных и инжиниринговых фирм, с одной стороны, а с другой — на крупных предприятиях и холдингах образуются подразделения, связанные с разработкой и внедрением инноваций, повышающих эффективность бизнеса. Однако механизм системного использования научных разработок для управления конкурентными преимуществами в промышленном производстве в России еще не сложился.
Отечественная обрабатывающая промышленность, по-видимому, не может быть в ближайшие годы источником инновационного рывка из-за отсутствия финансовых ресурсов, кадров, структуры управления и сопровождения инновационной деятельности, ориентации на экстенсивную стратегию развития и ценовую конкуренцию. Таким образом, в ближайшее время центрами системной интеграции инновационной активности в России могут быть территории и сохранившаяся система вузовской и академической науки.
Роль вузов в построении региональной инновационной системы связана с развитием следующих направлений деятельности [03]:
- воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;
- производство инновационной продукции и услуг собственными силами;
- инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных со стратегическими направлениями развития вуза;
- формирование инновационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обслуживающей потребности национальной и региональной инновационной системы;
- подготовка кадров для бизнес-структур инновационного сектора экономики;
- формирование инновационной культуры в бизнес-среде.
Активность вузов в развитии всех вышеуказанных видов деятельности позволит сформировать центры инновационной активности региона и институциональную основу национальной инновационной системы.
Механизмом реализации инновационного потенциала образовательного учреждения на региональном уровне выступает его инновационная стратегия, интегрированная с научной, образовательной и иными стратегиями, а также в качестве составной части управления НИС страны. Таким образом, инновационные стратегии должны быть сформированы на трех уровнях: макроуровне, региональном и на уровне образовательной организации.
Одной из форм реализации инновационной стратегии, «увязанной» между собой по всем трем уровням, является в настоящее время модель создания научно-образовательных комплексов (НОК). Однако определение приоритетов научно-инновационной деятельности вуза как части национальной инновационной системы невозможно без решения двух первоочередных задач управления:
- однозначной и полной идентификации объекта управления (инновации в научно-технической и образовательной сфере);
- формирования эффективных инструментов и механизмов интеграции накопленного инновационного потенциала вуза в Национальную инновационную систему.
На сегодня эта задача решается различными вузами по-разному, что затрудняет разработку унифицированных государственных программ финансирования и поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений высшей школы России. Осуществляемая отечественными вузами инновационная деятельность требует структурирования, стратегического проектирования и моделирования будущих результатов.
Рассмотрим вариант реализации инновационной стратегии развития на примере Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Данный университет имеет большой опыт по продвижению образовательных программ и новых образовательных технологий в регионы РФ, а также по экспорту образовательных услуг. МЭСИ - это университет нового типа, реализующий на практике принципы построения гибких высокотехнологичных образовательных систем на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время МЭСИ концентрирует свои ресурсы и усилия на следующих основных стратегических направлениях:
- обеспечение доступа к высококачественному образованию международного уровня вне зависимости от места проживания и работы на основе применения технологий электронного обучения (е^еатш§);
- реализация принципа «образование без границ и на протяжении всей жизни»;
- развитие экспорта российского образования на основе реализации концепции интернационализации образования и принципов Болонского процесса (е-Во^па);
- формирование системы управления знаниями в научно-образовательной сети МЭСИ;
- интеграция с международными образовательными сетями.
Одним из достижений МЭСИ в области использования современных образовательных технологий является разработка электронных учебных курсов программ Университета для всех уровней образования. Электронные курсы обеспечивают не только учебную составляющую специальности, но и научные, организационные, консультационные, справочные, технологические и инструментальные компоненты инновационного учебного процесса. Работа по созданию электронного контента ведется коллективами МЭСИ и его филиалов, а также специалистами образовательных учреждений, входящих в Международный консорциум «Электронный университет».
В целях привнесения международного опыта е-Ьеагш^ в рос-
сийскую систему образования МЭСИ участвует в следующих проектах EADTU [01]:
1. CSVM - Стимулирование возможностей трудоустройства в Европе посредством межсекторальной виртуальной мобильности.
2. E-Move («Электронное движение»).
3. E-xcellence - Высшее качество в электронном обучении.
4. MORIL - Многоязычные открытые ресурсы для самостоятельного обучения.
Интеграция образования, науки и бизнеса для реализации инновационной стратегии МЭСИ и потребностей бизнеса в научных и проектных разработках достигается в Университете за счет:
- организации центров формирования компетенций, научно-исследователь-ских центров и лабораторий при кафедрах;
- дальнейшего развития технопарка в направлении создания центров развития интеллектуальных ресурсов и центров развития интеллектуального потенциала в больших и малых городах России;
- формирования студенческого бизнес-инкубатора;
- создание центров трансферта технологий совместно с заинтересованными государственными учреждениями и структурами бизнеса;
- формирования системы мотивации научной активности научных и педагогических сотрудников, студентов и аспирантов МЭСИ.
В настоящее время МЭСИ совместно с ведущими производителями информационно-коммуникационных технологий (Cisco, IBM, Software AG, Sybase, 1С, EC-Лизинг, Галактика, ИНЭК, Ланит) осуществляются мероприятия направленные на создание Центров формирования компетенций по наиболее перспективным отраслям ИКТ. В рамках этих мероприятий созданы и функционируют базовая кафедра «Большие вычислительные системы» компании ЕС-Лизинг в МЭСИ, базовая кафедра «Корпоративные информационные системы» компании 1С, Локальная сетевая академия Cisco-МЭСИ, XML-Академия при участии компании Software AG, создаются филиалы кафедр Института компьютерных технологий в компаниях Ланит, PM Soft, ИНЭК.
Трансферт технологий является важным средством осуществления инновационного процесса, инструментом коммерциализации технологий, под которым понимают «передачу» технологии от одного ее индивидуального или коллективного владельца к другому с целью дальнейшего развития и коммерциализации.
Для передачи научно-образовательных технологий в МЭСИ предполагается задействовать следующие механизмы: переуступку прав на интеллектуальную собственность, организацию стратегических альянсов и совместных компаний; продажу или передачу в аренду технологического оборудования, программного обеспечения и материалов; венчурные инвестиции, создание spin-off и startup компаний.
На базе вуза так же создается Система взаимодействия с обучающимися на основе CRM-технологии, преимущество которой заключается в возможности использования любых видов информационного взаимодействия, доступных абитуриентам, студентам и преподавателям.
Внедрение Центра обработки вызовов (контакт-центра) в рамках системы взаимодействия с клиентами обеспечивает следующие преимущества [01]:
1. Повышение доступности высшего образования за счет облегчения обращения в приемную комиссию и другие службы вуза.
2. Обеспечение мониторинга и анализа обращений в вуз на основе встроенной системы отчетности, что может служить основой для поддержки принятия решений маркетинговыми, плановыми и учебно-методическими подразделениями вуза (в т.ч. на основе прогнозирования конкурса на поступление в вуз) и определение объемов доли рынка образования для МЭСИ.
3. Повышение эффективности труда административного персонала вуза (включая работников ректората, деканатов и приемных комиссий), снижение доли рутинной работы преподавателей, занятых организацией учебного процесса.
Целью создания цифрового репозитария Университета (фонда электронных учебных материалов) является интеграция усилий преподавателей разных вузов по созданию учебных курсов и учебно-методических материалов. В результате формируется интегрированная база знаний учебно-методических материалов и авторов, которая помогает ускорить процесс разработки и модернизации учебных курсов и их распространения на основе гибкой технологии доставки знаний.
Рис. 1. Схема управления инновационной стратегией
В рамках цифрового репозитория организуется подключение таких внешних ресурсов, как [01]:
- информационные ресурсы Lexis-Nexis;
- российские базы знаний «Интегрум», «Финмаркет», «РБК»;
- электронные российские и зарубежные информационно-аналитические средства массовой информации: «Эксперт», «Секрет фирмы», «Компания», «Профиль», «Экономика и жизнь», «Банки и банковское дело», «Финанс», «Индустрия рекламы», «Маркетинг в России и за рубежом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Управление персоналом», «Банковский аудит и консультации», «Аудитор», «Коммерсант», «Ведомости», «РБК», «Business Week», «News Week», «Worldeconomy», «McKinsey Quarterly», «Economist», РА Moody's и др.;
- информационные ресурсы международных организаций (annual reports of UN, World Bank, UNCTAD, IMF, IBRD, OECD, OPEC, WTO, EU и др.);
- открытые образовательные ресурсы Массачусетского технологического университета, лучших университетов мира;
- федеральные информационные порталы.
Другим направлением инновационной стратегии является создание лабораторных комплексов удаленного доступа к программным средствам
Цель - разработка лабораторной среды для проведения лабораторных и практических занятий студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» и другим компьютерным специальностям с возможностью удаленного доступа студентов к ресурсам лаборатории (в частности, с домашнего персонального компьютера, с мобильных компьютеров и смартфонов).
Лаборатория сетевых технологий предназначена для обеспечения экспериментов и обучения, отработки технологических решений и организационных процессов в сетевой информационно-коммуникационной среде, а также на имитационных стендах и эмуляторах.
Стратегия охватывает большое количество мероприятий, в реализации каждого из которых участвуют от десятков до сотен преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов, а также административный персонал МЭСИ. Сложность объекта управления, масштабы решаемых задач, жесткие сроки выполнения программы предполагают формирование эффективной системы управления и механизмов реализации данного проекта.
Управление инновационной стратегией будет реализован с применением уже разработанных методов управления, под непосредственных контролем Стратегического комитета МЭСИ. Общей координации работ и оперативным контролем за ходом реализации Стратегии занимается Ректор МЭСИ.
Управление инновационной стратегией будет осуществляться с применением современных методов, средств и информационных технологий управления. В рамках системы управления создается виртуальный офис, который с помощью программных продуктов
позволяет планировать работу по реализации стратегии, организовать как совместную, так и личную работу, проводить обмен стратегической информацией, размещать результаты работы, осуществлять оперативный мониторинг хода реализации стратегии, осуществлять корректирующие действия.
В рамках Проекта на основе SherePoint Portal будет создан виртуальный офис с целью предоставления участникам возможности работать в реальном масштабе времени и ведения совместной базы данных 7/24/365.
Можно заметить, что МЭСИ в настоящее время имеет серьезный задел и все необходимые условия для формирования современного интегрированного научно-образовантельного комплекса [03].
Подводя итог, хочется выразить уверенность, что внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, выработка новых технологий вовлечения бизнеса в развитие научных исследований, инвестиции в систему образования позволят не только повысить востребованность потенциала науки и образования, но и придаст импульс развитию экономики России.
Таким образом, инновационное развитие учебных заведений, инвестиции в систему образования, выработка новых технологий вовлечения бизнеса в развитие научных исследований, государственные гарантии и поддержка научно-технических разработок -все это позволит в кратчайшие сроки осуществить переход российской экономики на инновационный путь развития.
Литература:
1. Гужов В.В. Информационно-образовательные технологии в экономике знаний, Материалы II международной научно-практической конференции «Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях», М.: МЭСИ, 2010
2. Гужов В.В., Кайсин Д.В. Управление объектами интеллектуальной собственности в вузе. Красногорск: Красногорский филиал РАНХиГС, 2012
3. Гужов В.В., Орехов С.А., Тихомирова Н.В. Инновационная стратегия развития образовательного учреждения в системе научно-образовательного комплекса. М.: Издательство «Наука», 2009