2022
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СОЦИОЛОГИЯ
Т. 15. Вып. 1
НАУЧНЫЕ СОБЫТИЯ И РЕЦЕНЗИИ
УДК 316.4
Формирование инновационной образовательной среды: опыт Социологической школы СПбГУ
Е. С. Богомягкова
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Для цитирования: Богомягкова Е. С. Формирование инновационной образовательной среды: опыт Социологической школы СПбГУ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. Вып. 1. С. 98-102. https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.106
Вопрос, чему и как учить студентов, не теряет своей актуальности, несмотря на непрекращающиеся трансформации высшей школы. Алармистскую риторику периодически сменяют попытки внедрения в образовательный процесс различных технологий — обычно определяемых как инновационные. Сторонники фундаментального университетского образования спорят с теми, кто настаивает на необходимости формирования у выпускников профессиональных компетенций, ценных для потенциального работодателя. При этом обе стороны убеждены, что классические занятия в университетских аудиториях должны дополняться иными образовательными форматами, вовлечением студентов в реальную исследовательскую деятельность в рамках как прикладных, так и академических исследований. Одним из таких форматов, доказавшим свою востребованность среди учащихся, являются так называемые школы: образовательные и научно-исследовательские мероприятия, организуемые и в рамках отдельных вузов, и на основе межуниверситетского взаимодействия. Многие высшие учебные заведения проводят такие мероприятия, где в зависимости от тематики, актуальных целей и возможностей конкретной организации разворачивается образовательная деятельность, параллельная, а иногда и альтернативная основному учебному плану.
Социологическая школа СПбГУ является одним из старейших подобных мероприятий в стране в поле социогуманитарных наук. Впервые она была проведена в 2011 г., а инициаторами выступили студенты факультета социологии, чей запрос нашел отклик у преподавателей. Проект оказался востребованным и про-
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022
должил свое существование — в 2021 г. состоялась уже XI Социологическая школа СПбГУ Важно, что именно учащиеся заявили о своих образовательных потребностях и предложили новый формат учебного процесса. По сложившейся традиции сами студенты принимают участие в организации мероприятия, а наиболее активные входят в организационный комитет. Формат школы предполагает проведение лекций, мастер-классов, групповых дискуссий. Все занятия носят интерактивный характер, предусматривают живое и непосредственное общение лектора с аудиторией и направлены на формирование актуальных компетенций социолога-профессионала.
Основное отличие такого способа передачи знаний и опыта от классических академических занятий заключается в абсолютной погруженности участников в процесс обучения, а также в возможности установления неформальных коммуникаций с лекторами. С 2013 по 2018 г. в программу школы была включена групповая проектная работа с презентацией ее результатов в заключительный день. Слушатели, разделенные на группы, под руководством кураторов практиковались в реализации самостоятельных эмпирических исследований. В тот период именно «полевой этап» деятельности школы оценивался слушателями наиболее высоко. Кроме того, участники и лекторы имели возможность представить результаты своей работы в виде статей, публиковавшихся в сборниках по итогам мероприятия, часть которых индексируется в РИНЦ. Организаторы стараются идти в ногу со временем, а потому на сегодняшний день у Социологической школы есть свой Youtube-канал, где c разрешения спикеров в широком доступе размещаются видеоматериалы. Вся актуальная информация о мероприятии представлена в сообществах в социальных сетях Facebook1 и «ВКонтакте», а также на сайте школы.
В разные годы организация Социологической школы имела свои особенности. Начиналось все с выездных форматов (первые встречи проходили в оздоровительном комплексе «Университетский» — загородной базе СПбГУ под г. Зеленогор-ском). Затем мероприятие прочно обосновалось в стенах факультета социологии СПбГУ; в 2018 г. в названии школы появилась приставка Observatorium sociologiae, определившая новый вектор ее развития. Развернувшаяся в 2020 г. глобальная пандемия COVID-19 перевела работу школы в дистанционный режим, и, несмотря на некоторые ограничения, в этот период существенным образом удалось расширить географию лекторов и слушателей. У школы открылось второе дыхание.
С момента создания Социологическая школа СПбГУ является площадкой коммуникации и сотрудничества представителей различных поколений социологов. За время ее существования обучение прошли более 500 слушателей из разных городов России и ближнего зарубежья (Эстония, Беларусь, Узбекистан). Отбор участников осуществляется на основе подготовленных эссе по заданной тематике. Только в 2021 г. в Социологической школе СПбГУ приняли участие студенты, аспиранты, магистранты, молодые преподаватели из Минска, Гродно, Донецка, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону, Волгограда, Петрозаводска, Оренбурга, Москвы, Нижнего Новгорода и, конечно, Санкт-Петербурга. Некоторые слушатели, состоявшись как специалисты-социологи, возвращаются сюда уже в качестве лекторов. Традиционно занятия проводят ведущие ученые
1 Meta признана экстремистской организацией в РФ.
и преподаватели, представляющие Санкт-Петербургский государственный университет, а также другие вузы и исследовательские организации нашей страны.
Каждый год Социологическая школа СПбГУ посвящается одной из наиболее актуальных проблем современности. В разное время предметом интереса и дискуссий становились город, исследования науки и технологий, социальное неравенство, вирусы и эпидемии. «(Не)реальность воображаемого» — так была сформулирована центральная тема школы в 2021 г. Обозначив одну из основных дилемм социологии как «вещи или образы», профессор СПбГУ Д. В. Иванов задал направление всей дальнейшей работы школы. Проявляющиеся в трендах виртуализации, цифровизации, медиатизации общества социальные изменения сегодня вновь актуализируют вопросы о соотношении «действительного» и «воображаемого». Основными тематическими направлениями, где развернулась дискуссия в рамках школьных занятий, стали исследования медиа и коммуникаций, а также исторической памяти и политического процесса.
В своей лекции «(Не)реальность взаимопонимания: иллюзии медиакомму-никации» мультимедийный продюсер, создатель лаборатории мультимедийного опыта «Силамедиа», магистр мультимедийной журналистики, член академического совета программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ, а также разработчик платформы Silatrek О. В. Силантьева начала разговор об эффективности, возможностях и ограничениях взаимодействия в новой цифровой среде. Даже в условиях распространения технологических инноваций не теряет своей эвристической значимости тезис Н. Лумана (N. Luhmann) о невероятности коммуникации. Обсуждение современных медийных форматов и новых игроков в онлайн-простран-стве продолжилось на занятии доцента НИУ ВШЭ О. С. Логуновой «Нереальная реальность: "сказочный мир" селебрити социальных медиа». Помимо подробного рассмотрения концептуального аппарата, позволяющего анализировать новейшие коммуникативные феномены, на лекции были представлены и социологические возможности изучения новых лидеров мнений — селебрити. Проблематика возрождения телесности и конструирования телесной эстетики в коммуникативном пространстве Instagram2-блогинга была отражена в провокативной и будоражащей воображение участников лекции профессора СПбГУ Е. А. Островской «"ZhOpA (не)заходит": калейдоскоп новой нормальности Instagram». На лекции PhD (USI Lugano), лектора Лондонского университета Риджентс М. Рикитянской «Медиа и аудитории в исторической перспективе: от периодических изданий до социальных сетей» слушатели познакомились с историей развития медиа и их аудиторий. Не осталась за рамками внимания участников школы и киноиндустрия. Доктор культурологии, доцент СПбГУ Р. К. Тангалычева на примере анализа фильмов режиссеров Пон Джун Хо («Паразиты») и Ли Чхан Дона («Пылающий») дала объяснение небывалому подъему, фестивальному и кассовому успеху южнокорейского кинематографа. Оригинальный подход к анализу латентных механизмов воздействия рекламных сообщений в маркетинговой коммуникации с точки зрения коллективного бессознательного и выявления кросс-культурных кодов был представлен в лекции профессора СПбГУ В. В. Васильковой «Мифоконструи-рование как коммуникативная практика: тайная сила рекламы».
2 Meta признана экстремистской организацией в РФ.
Блок занятий, посвященный исследованиям исторической памяти, открыл магистр социологии СПбГУ, один из самых активных и неизменных организаторов Социологической школы Г. А. Николаенко. В его лекции «Ликбез по социологии памяти: с чего начать исследование?» был предложен оригинальный и глубокий разбор основных концепций исторической памяти и даны рекомендации к дальнейшим исследованиям в этом поле. Интересной и не затертой в социологии теме было посвящено занятие А. В. Самокиш, научного сотрудника СПбФ ИИЕТ им. С. И. Вавилова РАН «Конструируя себя (не)реального. Воспоминания ученых и как их читать». Мемуары ученых рассматривались как источник данных о развитии науки и технологий. Проблематика исторической памяти была продолжена на занятии И. С. Сульжицкого, в прошлом участника Социологической школы, а сегодня кандидата социологических наук, исследователя в Грайфс-вальдском университете (Германия), «"Родина, Маш, зовет!": перформативная революция в Беларуси и ее символическая репрезентация». Лектор постарался ответить на вопросы, можно ли назвать возникший в Беларуси кризис перформа-тивной революцией и какую роль в нем играет «война интерпретаций». Вопросы о том, кто, как и зачем использует память о девяностых в современной России, стали центральными в лекции профессора НИУ ВШЭ О. Ю. Малиновой «Политическое использование памяти о "лихих девяностых"». «Избирательная кампания как опыт коллективного воображения» — так называлось интерактивное занятие кандидата социологических наук Р. Р. Романова, где теоретический анализ избирательной кампании как электорального проекта сочетался с практическим разбором конкретных кейсов. Доцент СПбГУ Е. А. Орех на лекции «ВоОБРАЗим своих и определим чужих: как в раннесоветской плакатной пропаганде конструировали социальные типажи» продемонстрировала потенциал визуальной социологии на примере анализа плакатов периода Гражданской войны в России.
Проблематика социального воображаемого нашла отражение и в лекциях, выходящих за пределы выделенных направлений. Доцент СПбГУ Д. А. Васильева посвятила свое выступление «Между звуком и шумом. Разговор о формировании городских саундскейпов» проблематике звуковых ландшафтов и поставила вопрос о необходимости возврата к мультисенсорному, в том числе звуковому восприятию и изучению городского пространства в эпоху «гегемонии зрения». Новая для современной социологии концепция «социотехнических воображаемых» рассматривалась на лекции Д. Муравьева, выпускника факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Кандидат социологических наук Ю. Г. Рыков, сотрудник Наньянского технологического университета, а в прошлом — выпускник СПбГУ и слушатель школы, в дискуссионном формате встречи проанализировал роль цифрового фенотипирования в исследованиях здоровья и социальных науках. Слушатели узнали о рисках и возможностях практик цифрового селф-трекинга, смогли обсудить и вообразить его антиутопичные следствия. Лекция социолога и журналиста К. Гаазе «Хайдеггер и Толкиен: две философии, одна модель социологического воображения» затронула крайне интересный аспект социологического теоретизирования — выявление сходных идей и общего подхода к историческому процессу в творчестве двух выдающихся авторов.
Даже беглый обзор основных тем, обсуждавшихся в рамках XI Социологической школы СПбГУ, дает некоторое представление о деятельности проекта. Дей-
ствительно, в 2021 г. мероприятие объединило разноплановых и сильных спикеров. Под стать им оказались и слушатели, проявлявшие завидную активность и с энтузиазмом участвовавшие в интерактивных форматах работы. Созданная на основе студенческих низовых инициатив Социологическая школа СПбГУ превратилась в ежегодный съезд студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов, молодых специалистов, ведущих исследователей и практиков, стала площадкой для научной дискуссии по широкому спектру актуальных тем. Если вернуться к вопросу, чему и как учить студентов, поставленному в начале статьи, то можно заключить, что школа реализует образовательную модель, основанную на принципе «соленого огурца», предложенную известным педагогом В. Ф. Шаталовым. Основная идея заключается в следующем: «Если в банку с соленой водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они все равно станут солеными». Таким образом, ключевой задачей образования становится обеспечение «рассола», т. е. разнообразной и разнонаправленной, интересной и актуальной познавательной среды, не сводящейся лишь к классическим академическим занятиям. Итоги очередной — уже одиннадцатой — Социологической школы СПбГУ дают все основания утверждать, что на протяжении длительного времени она вносит существенный вклад в создание именно такой среды.
Статья поступила в редакцию 11 января 2022 г.;
рекомендована к печати 4 марта 2022 г.
Контактная информация:
Богомягкова Елена Сергеевна — канд. социол. наук, доц.; e.bogomyagkova@spbu.ru, elfrolova@yan dex.ru
Formation of an innovative educational environment: The experience of Sociological school of St Petersburg State University
E. S. Bogomiagkova St Petersburg State University,
7-9, Universitetskaya nab., St Petersburg, 199034, Russian Federation
For citation: Bogomiagkova E. S. Formation of an innovative educational environment: The experience of Sociological school of St Petersburg State University. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2022, vol. 15, issue 1, pp. 98-102. https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.106 (In Russian)
Received: January 11, 2022 Accepted: March 4, 2022
Author's information:
Elena S. Bogomiagkova — PhD in Sociology, Associate Professor; e.bogomyagkova@spbu.ru, elfrolova@yan dex.ru