Стабильное развитие общества в значительной степени обусловлено качеством и эффективностью правового регулирования, которое зависит от глубины знаний о право- и законотворчестве, его регулятивных свойствах, возможностях, особенностях психолого-правового воздействия на те или иные социальные системы.
Сегодня термины «модель», «правовая модель», «модель правопонимания», «модель правового регулирования», «модель юридического процесса», «модель правотворчества», «модельное законодательство» и другие прочно вошли в терминологический оборот правоведения, однако при этом понимание модели разными исследователями весьма неоднозначно и достаточно неопределенно место категории «модель законотворчества» в логических рядах общей теории права. В связи с этим возникает потребность в дополнительном общеправовом анализе указанной категории.
Существенное значение для настоящего исследования имели идеи в области гносеологических и методологических проблем общей теории права, обозначенные С. С. Алексеевым, А. В. Авериным, В. К. Бабаевым, В. М. Барановым, С. В. Бахваловым, В. Н. Карташовым, Д. А. Керимовым, О. Э. Лейстом, Р. З. Лившицем, Р. Лукичем, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузовым, А. Нашиц, В. С. Нерсесянцем, С. В. Полениной, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомировым и др. [1; 2; 3, с. 13-21; 4; 5; 6; 8; 9; 11, с. 94-96; 13, с. 42-58; 14].
Разработка общих феноменологических основ любой социально-психологической теории предполагает «концептуальное моделирование понятий, структуры, функций и динамики названных явлений» [10, с. 35]. Данная логика закономерно распространяется и на разрабатываемую нами законотворческую проблему.
Задача социально-психологической теории состоит «не только в том, чтобы путем анализа выявить в единичном, конкретном существенное и общее, но также и в том, чтобы на основе полученных на этом пути абстракций теоретически синтезировать, воссоздать конкретное, т. е. "построить" психическое как некоторую целостную систему, как идеальный объект. Это относится к теории макро-, мезо- и микроуровней анализа психических явлений. "Идеальный" объект, являясь адекватным объекту реальному, вместе с тем оказывается "очищенным" от случайного, привходящего и неустойчивого» [7, с. 49].
Разработка психологических основ психологии законотворчества предполагает воссоздание на основе имеющейся аналитической и психолого-правовой информации как теоретического, так и эмпирического характера конкретной модели законотворчества. Под моделью традиционно понимается «эталон, стандарт, устройство, воспроизводящее, имитирующее строение, функции, действия какого-либо другого устройства (при испытаниях); образ, аналог, схема некоего фрагмента реальности, объекта культуры, познания оригинала; интерпретация (в логике, математике). С гносеологической точки зрения модель - заместитель оригинала в познании, практике... Модели играют полезную роль в технологизации социального пространства, потому что они упрощают реальность, технологизируют ее и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения» [12, с. 87]. С психологической точки зрения модель законотворчества будущего должна рассматриваться в виде специфической установки на будущее, в которой отражается форма активности сознания, его способность опережающим образом отображать будущее, в соответствии с чем субъект права законодательной деятельности (депутат) планирует свое парламентское поведение, действия, парламентскую (законотворческую) деятельность.
Новая модель белорусской государственности находится на первоначальном этапе своего развития, демократизации, психологизации, когда закладываются основы нового демократического правопорядка и законности. Ей предстоит пройти еще значительный путь, основные вехи которого: глубокая демократизация, адаптация и становление профессионального парламента, формирование новых политических и государственных структур. Сказанное в полной мере относится и к становлению новой модели законотворчества путем его всесторонней демократизации, гуманизации и психологизации.
Существует еще одна сфера, в которой действие психолого-парламентского фактора в перспективе будет значимым и которая должна быть поэтому включена в сферу психолого-законотворческого прогноза. Речь идет о таком важном элементе системы психолого-правового регулирования, как законотворчество. Демократизация политической жизни Беларуси оказала огромное влияние на
дальнейшее развитие законотворческого процесса на всех его уровнях. Прежде всего, это отказ от аппаратно-бюрократической модели законотворчества. С 2000 г. депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь второго созыва работают на профессиональной основе. Есть основания говорить о формировании нового феномена парламентского механизма законотворческой деятельности.
Парламентский механизм психологии законотворчества - это совокупность психических процессов и явлений, факторов, которые определяют законодательное содержание законотворческой деятельности, его психолого-парламентский аспект. Можно дать несколько иное определение и сказать, что это система активного участия различных депутатских групп и политических сил страны (партии, общественные движения, общественные организации) в законотворческой деятельности, правовые и неправовые формы влияния политических сил на законотворческий процесс и на сам «конечный продукт» - законопроект, законодательное решение. Главная цель - повышение качества и эффективности законотворчества путем более полного и глубокого отражения общественных потребностей и интересов всех социальных групп, глубинных законодательных процессов. В парламентский механизм законотворчества необходимо включить режим конституционного регулирования законодательной деятельности.
Парламентский механизм законотворчества должен быть нацелен на закрепление в правовой системе демократических, законодательных и политических преобразований, результатов реформы правовой системы, на создание правовых механизмов перевода требований демократических институтов в реальные общественные отношения, дальнейшую, более глубокую демократизацию всех компонентов правового развития в отдельных отраслях права.
В психологическом аспекте развитие законотворчества будет происходить в двух взаимосвязанных направлениях: последовательное устранение накопившихся коллизий, пробелов и ошибок в законотворчестве, действующих институтах; гуманизация и психологизация законотворческого процесса, совершенствование демократических форм и институтов, появление новых психологических средств, техник, методов и технологий, позволяющих значительно ускорить процесс демократического обновления общества с помощью инновационных качественных и эффективных законов.
В развитии парламентского механизма законотворчества можно выделить некоторые основные тенденции. Развитие таких черт законотворчества в демократическом правовом государстве, как открытость и гласность, - атрибут, неотъемлемое свойство, качество любой государственной деятельности, любого ее проявления, направления и формы, а тем более законотворческого процесса. Открытость и гласность дают возможность гражданскому обществу установить контроль над законотворческим процессом и вовремя его корректировать. Речь идет, прежде всего, о контроле за соответствием этого процесса конституционным нормам.
Повышению эффективности законотворческого процесса должно способствовать проведение конституционных, законодательных и консультативных референдумов, являющихся исключительной мерой, с помощью которой решаются острые социально-политические и экономические проблемы общенационального масштаба. В соответствии с законом Республики Беларусь «О референдуме» деятельность государственных и общественных организаций, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Перспективным направлением формирования парламентского механизма законотворчества является активизация участия в законотворческом процессе общественных объединений и политических сил. Выражая интересы и волю своих сторонников, политические партии активизируют свою деятельность в широком спектре законотворческих работ (политическое и государственное устройство, экономика, свобода и права личности и др.).
Объективные варианты развития правовой системы могут быть представлены в программах различных политических партий и общественных организаций. Чем больше таких программ, тем большим выбором располагает общество (по схеме «программа - партия - идеология -поддерживающая социальная группа»). В политических документах различных партий формулируются политические и экономические цели, для достижения которых необходимы те или иные законы.
Политические партии и общественные организации все чаще будут выступать также субъектами критики действующего законотворчества. Активизируется и такой элемент в развитии парламентского механизма, как активное участие в законотворческой и иной парламентской деятельности общественных организаций, профессиональных союзов, массовых демократических движений. Это эффективная форма, и нет необходимости от нее отказываться в будущем. В частности, следует сохранить право законодательной инициативы общественных организаций, а также Национальной академии наук Беларуси.
В период политических и социально-экономических реформ крупной силой стали обновляющиеся и новые общественные движения: молодежные, экологические, профессиональные, женские. Значительную роль в законотворчестве начали играть и движения, основная деятельность которых направлена на решение национальных проблем. Наконец, многие религиозно-политические движения, представляющие широкие массы верующих, также способствуют прогрессу законотворчества.
В условиях формирования рыночной экономики уже наметились те сферы законотворчества, где достаточно весомой является роль профсоюзов. Это сфера защиты экономических и социальных прав трудящихся, индексирования доходов, контроля за ценами, соблюдения требований о минимальном потребительском бюджете и др.
Повышению эффективности парламентского механизма законотворчества призвано способствовать и выдвижение как депутатами, так и различными общественными организациями альтернативных законопроектов. Как правило, в них бывает заложена новая концепция закона по сравнению с той, которая была дана в первоначальном, официальном проекте. Такие законопроекты часто обладают большей эффективностью, исходят из более радикальных демократических и политических посылок, глубже отражают интересы, потребности и настроения широких социальных групп.
Подготовка и внесение альтернативного проекта закона зависят от его субъекта права (депутатов). Им могут быть различные общественные организации, например, профсоюзы. Наконец, альтернативные проекты могут подготавливаться в научных юридических организациях или альтернативными группами ученых.
Необходимо учитывать и такой фактор воздействия на законотворчество, как возможные изменения политического курса. В недалеком прошлом такой проблемы не возникало. Политический курс в принципе был единым, последовательным в своей внутренней логике, что обеспечивало стабильность и определенную ориентацию законотворчества.
В условиях демократии существует возможность прихода к власти той или иной политической силы (партии), которая, действуя в соответствии со своими предвыборными программами и выполняя волю избирателей, будет вносить определенные изменения в законодательную политику. Другими словами, сложившиеся в 70-е гг. XX в. понятия («законодательная политика», «стратегия законотворчества») претерпевают определенные изменения. Они уже не имеют одномерного характера и становятся более эластичными, мягкими, объективно многовариантными.
При этом следует принять во внимание, что как бы ни менялся политический курс государства, он не должен отходить от фундаментальных принципов, закрепленных в Конституции. Возникает перспективная проблема адаптации психолого-законотворческого механизма, всей системы право- и законотворчества к этим новым политическим явлениям. Естественно, что подобная ситуация будет оказывать немалое воздействие на изменение парламентского механизма законотворчества.
Таким образом, в настоящее время развитие психолого-правовой системы Беларуси происходит под определяющим воздействием фундаментальных законотворческих принципов законности, демократизма, эффективности законотворчества, соответствия формы и содержания, приоритетности, экономии, признания высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина, профессионализма, принципа единства юридической терминологии, научности, связи с практикой и использования законотворческого опыта. Эти фундаментальные принципы находят все более полное и всестороннее воплощение в правовой системе (законотворческая деятельность, формирование психологической общецивилизационной модели законотворчества, правовой идеологии, развитие правовой
государственности в целом, обновление функций государства и изменение его психолого-социальной сущности).
Литература
1. Алексеев С. С. Как готовить закон? // Известия. 1992. 14 декабря.
2. Баранов В. М. Концепция законопроекта. Н. Новгород, 2003.
3. Баранов В. М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление // Журнал российского права. 2008. № 2.
4. Бахвалов С. В. Законодательная технология (некоторые проблемы теории и методологии): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006.
5. Карташов Н. Н. Технологии нормотворчества (на примере МВД России): автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.
6. Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.
7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
8. Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974.
9. Нерсесянц В. С. Теория права и государства. М., 2005.
10. ПарыгинБ. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
11. Поленина С. В. Правовая политика - генерализующий фактор правотворчества//Государство и право. 2011. № 1.
12. Социальная психология / под ред. А. М. Столяренко. М., 2001.
13. Сырых В. М. Критерии качества законов // Законодательная техника. М., 2000.
14. Тихомиров Ю. А. Управление на основе права. М., 2007.