ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Ф. С. АБДУЛГАНИЕВ
В статье проанализированы факторы, оказывающие влияние на формирование инновационной инфраструктуры городской агломерации, предложены методические рекомендации по внедрению механизма инвестирования процессов создания инновационной инфраструктуры городской агломерации.
Ключевые слова: городская агломерация, регион, инфраструктура, инновации, инвестирование, инновационный цикл, конкурентоспособность.
Для России, как и для многих стран мира, характерен высокий уровень пространственной неравномерности экономического развития. Кроме того, в условиях мирового экономического кризиса особенно отчетливо проявилась сырьевая направленность отечественной экономики. С одной стороны, это проявилось в корректировке бюджета РФ при существенном падении цен на нефть. С другой стороны, многолетняя ориентация на закупку импортной продукции при поступательном сворачивании отечественного производства привела к тому, что именно регионы первыми ощутили проблемы с бюджетными поступлениями [4].
Таким образом, уровень пространственной неравномерности экономического развития в России еще больше увеличился. В современных условиях проблема экономического (в первую очередь индустриального) развития регионов осложняется тем, что в условиях насыщенного мирового рынка продукции «простой механический запуск» отечественного производства в регионах осуществить не удастся. Это связано с колоссальным, не только физическим, но и моральным износом средств производства. Поэтому выпуск морально устаревшей продукции бесперспективен. Воспроизводство же зарубежных аналогов продукции при нынешних темпах научно-технического развития также гарантирует отечественной экономике отставание от мирового уровня, с одной стороны, и не избавляет страну от технологической зависимости от импортных поставок, с другой стороны.
Следовательно, проблема экономического развития страны в современных условиях заключается не только в развертывании производственных мощностей для решения проблем импортоза-
мещения по примеру Китая, но и в наращивании инновационного потенциала, формирование которого, как показывает история, происходит в крупных формах городского расселения. Стимулирование процессов создания таких форм во многом связано с необходимостью вложения инвестиций в создание их инновационной инфраструктуры [4].
Современная государственная политика экономического развития Российской Федерации направлена на развитие высокотехнологичных секторов экономики, способных обеспечить достойное участие России в мировой экономической системе.
Инновационное развитие экономики регионов представляют собой комплексный процесс, объединяющий всех участников от генераторов идей до исполнителей внедрения инноваций на рынок. При этом для эффективной реализации инновационных циклов экономического развития регионов необходимо сбалансированное обеспечение инвестициями производственной, кадровой, социальной, транспортной, информационной и прочей рыночной инфраструктуры на принципах системного подхода. В основе инновационного развития экономики регионов лежит концепция развития производственных кластеров М. Портера, предполагающая системную организацию групп предприятий смежных отраслей, обеспечивающих получение конкурентных преимуществ в отдельных регионах.
В совокупности целей и задач, которые должна решать система инвестирования в создание и развитие экономических систем региона выделяются те, которые в наибольшей степени соответствуют сложившимся в регионе социаль-
но-экономическим условиям, с одной стороны, и обеспечивают максимальный положительный эффект инвестирования в региональную экономику, с другой стороны.
Исходя из изложенных позиций, можно отметить, что организационно-экономические основы инвестирования в инновационное развитие экономических систем региона включают решение следующих задач [4]:
1) улучшение инвестиционного обеспечения инновационной деятельности за счет переориентации финансовых ресурсов;
2) создание рациональных институциональных и инфраструктурных условий для инвестирования прорывных инновационных проектов и программ, повышающих конкурентоспособность продукции региона;
3) привлечение и обучение высококвалифицированных кадров, способных к разработке и промышленному освоению высоких технологий;
4) содействие коммерциализации результатов научно-технической и инновационной деятельности;
5) увеличение инвестиционной активности, как хозяйствующих юридических лиц, так и населения.
Анализ мировых тенденций инвестирования в создание и развитие инновационной инфраструктуры региона показал, что ключевыми из них являются: применение системного подхода при формировании инновационной политики; конкуренция за качественный человеческий капитал; высокая мобильность высококвалифицированного персонала, обеспечивающая процессы диффузии знаний; ведущая роль информационных технологий в процессе распространения знаний, обеспечивающих рост инновационной активности, глобализация, способствующая распространению знаний за пределы экономик отдельных стран; рост конкуренции компаний, заставляющий их не только переходить к все более высоким уровням технологий, но и стимулирующий процессы дальнейшей специализации в создании инноваций; формирование новых механизмов взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, обеспечивающих увеличение общей наукоемкости ВВП; сокращение доли государственного сектора в национальном научно-техническом развитии; совершенствование помощи государства инновационному развитию через систему образования, инфраструктуру и экономические льготы [1].
Анализ передовых отечественных тенденций субъектов Федерации по инвестированию в развитие инновационной инфраструктуры региона показал, что в качестве типовых стратегических
задач традиционно рассматриваются: модернизация производственного комплекса; преодоление структурных деформаций, увеличение доли конечной продукции в общем объеме выпуска; повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона на отечественном и мировом рынках; оживление экономики и повышение доходов бюджета региона; формирование эффективного механизма передачи результатов НИОКР в производство; создание в регионе принципиально новых высокодоходных производств, основанных на высоких технологиях; развитие и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала; повышение привлекательности инновационной сферы для инвестиций; создание новых рабочих мест; повышение экологической безопасности производства; снижение ресурсной зависимости производства от импортных поставок; снижение энергоемкости производства [4].
Типовая программа реализации стратегии развития инновационной деятельности региона, демонстрирующая роль и место формирования инновационной инфраструктуры, как правило, включает следующие направления: развитие инновационной деятельности предпринимательства, направленной на скорейшее внедрение перспективных высокотехнологичных разработок в производство; совершенствование регулирования деятельности инновационных предприятий; формирование региональной инновационной системы предпринимательства, включая формирование инновационной инфраструктуры; повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической инновационной деятельности предприятий; совершенствование интеграции науки, образования и производства в инновационном бизнесе; развитие межрегионального и международного научно-технического сотрудничества инновационных предприятий; организационное, координационное, техническое, методическое, экспертное, информационно-аналитическое, консалтинговое, патентно-лицензионное обеспечение системы развития инноваций в бизнесе [2].
Отечественные тенденции инвестирования в создание и развитие инновационной инфраструктуры региона отличаются от мировых в первую очередь высоким уровнем участия государства в инновационном развитии региона, с преобладанием бюджетного финансирования. Слабое вовлечение в инновационное развитие регионов частного капитала негативно сказывается на возможностях создания в России новейших эффективных
форм государственно-частного научно-технического партнерства.
Анализ основных проблем инвестирования процессов создания и развития инновационной инфраструктуры региона в России показал, что к основным из них относятся [4]:
- ограниченность источников финансирования на стадии «посева». В то время как в мировой практике основными источниками инвестирования в инновации являются корпоративные (пенсионные фонды, банки, страховые компании, крупные промышленные компании), в Российской Федерации по-прежнему основным источником инвестирования инноваций является бюджет;
- незащищенность интеллектуальной собственности, приводящая к фактической невозможности использования авторских прав, что, безусловно, снижает инновационную активность высококвалифицированных кадров (как следствие -незавершенность большинства научных разработок, которые авторы боятся предлагать на рынке);
- отсутствие адекватных стимулов для привлечения частных инвестиций в высокотехнологичные сферы;
- высокий уровень бюрократических барьеров для ведения бизнеса вообще и инновационного в частности;
- отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений в производство и выведения их на рынок;
- недостаточное число инновационных предприятий и разрабатываемых ими проектов для перехода экономики региона на инновационный путь развития;
- крайне низкий платежеспособный спрос на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем рынке, что способствует продолжению «утечки мозгов» за рубеж;
- неразвитость инновационной инфраструктуры региона.
Таким образом, отсутствие необходимого уровня реализации системного подхода к управлению инновационными процессами сдерживает развитие инновационного потенциала региона и не позволяет воплотить в жизнь многие позиции региональных программ инновационного развития.
Специалисты отмечают, что в настоящее время сохраняется существенное отставание России по темпам инновационного развития от ведущих стран мира по комплексу базовых показателей. Так, процент инвестиций в инновации в Российской Федерации составляет 1,2 % от ВВП, что в 2 раза хуже, чем в ЕС, США и Японии. Доля отечественной инновационной продукции на рынке
составляет менее 0,5 %, что в десятки раз хуже, чем у стран-конкурентов. По уровню производительности труда Россия отстает от конкурентов в 3-4 раза. Как следствие, по текущему индексу конкурентоспособного роста (ОС1) Российская Федерация в начале XXI в. прочно обосновалась в середине седьмого десятка из восьмидесяти оцениваемых стран мира [4].
Таким образом, можно утверждать, что главной задачей инновационного развития экономических систем региона является создание новых и модернизация существующих инновационных предприятий с тем, чтобы их кооперация преодолела необходимую критическую массу научно-технического развития адекватную не региональной, а международной, то есть мировой конкурентоспособности, соответствующей современному постиндустриальному этапу мирового научно-технического прогресса.
Как показывает мировой опыт, преодоление критической массы не только инновационных предприятий, генерирующих идеи, но и инновационно ориентированных предприятий, способных воплотить эти идеи в производстве, происходит в крупных городских агломерациях - мегаполисах, где соединяется комплекс необходимых факторов в достаточных объемах. В сложившихся условиях развития отечественной экономики и мировой конкуренции российские регионы не могут уповать на диффузию инноваций из уже сложившихся отечественных мегаполисов, равно как не имеют времени для ожидания естественных процессов образования собственных мегаполисов. Таким образом, стимулирование процессов инновационного развития регионов во многом будет связано с инвестированием инновационной инфраструктуры мегаполисов, на ранних стадиях их формирования, как решающего фактора конкурентоспособности региона на рынке в условиях глобализации экономики [3].
Таким образом, методические рекомендации по внедрению механизма инвестирования процессов создания инновационной инфраструктуры формирующейся городской агломерации включают:
- уточнение тенденций инвестирования в создание и развитие инновационной инфраструктуры региона;
- определение чувствительности инвестиционной привлекательности региона к различным факторам при формировании городской агломерации;
- отслеживание на каждом этапе развития критической массы конкурентоспособности ин-
новационной системы на межрегиональном и международном уровне;
- оценка минимизации рисков при создании инновационной инфраструктуры формирующейся городской агломерации;
- установление пороговых значений показателей результативности по каждому из направлений стратегического развития инновационной системы;
- установление допустимых пределов раз-балансированности показателей результативности по стратегическим направлениям развития инновационной системы;
- корректировку состава инновационной инфраструктуры формирующейся городской агломерации;
- совершенствование механизма инвестирования процессов создания инновационной инфраструктуры формирующейся городской агломерации за счет использования новых методов и технологий;
- мониторинг роста конкурентоспособности региональной инновационной системы в результате ее цикличного развития.
Литература
1. Зубаревич Н. В. Региональное развитие и институты: российская специфика // Региональные исследования. 2010. № 2 (28). С. 3-14.
2. Зубаревич Н. В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность, 2011. № 10. С. 5-19.
3. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / под ред. Л. М. Григорьева, Н. В. Зубаревич, Г. Р. Хасаева. М., 2011.
4. Cухих Ю. Н. Вложение инвестиций в создание инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса: дис. канд. экон. наук. М., 2009. URL: // http://dlib.rsl.ru
* * *
FORMATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF CITY AGGLOMERATION
F. S. Abdulganiyev
In article the factors having impact on formation of innovative infrastructure of city agglomeration are analyzed, methodical recommendations about introduction of the mechanism of investment of processes of creation of innovative infrastructure of city agglomeration are offered.
Key words: city agglomeration, region, infrastructure, innovations, investment, innovative cycle, competitiveness.