Научная статья на тему 'Вложение инвестиций в создание инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса'

Вложение инвестиций в создание инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МЕГАПОЛИС / ФИНАНСОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / A MEGACITY / A FINANCIAL DIRECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименко Ю. Н.

Рассмотрены вопросы развитие теоретических и методических положений инвестирования в создание инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса и разработка на их основе механизмов регулирования социально-экономического развития на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT OF INVESTMENTS INTO CREATION OF AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF A FORMED MEGACITY

Questions development of theoretical and methodical positions of investment in creation of an innovative infrastructure of a formed megacity and working out on their basis of regulation mechanisms of social and economic development at regional level are considered.

Текст научной работы на тему «Вложение инвестиций в создание инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса»

а, в х, 5 - весовые коэффициенты комплексных показателей инвестиционной деятельности коммерческих банков, удовлетворяющие условию а+Р+%+3=1.

Расчет комплексных показателей КМА, КМИ, КП, КА определяется унифицированной схемой вида:

К = 1%

я,.

j=1

я

(2)

убаз

P m у

Q = и • Ye

Quk p 7 j r^e p ,

Po e=1

(3)

где Нij - оценка j-го показателя инвестиционной деятельности коммерческого банка в ьой группе (табл.2),

Нубаз - базовый уровень оценки j-го показателя инвестиционной деятельности коммерческого банка в ьой группе,

[]у - весомость j-го показателя инвестиционной деятельности коммерческого банка в ьой группе (),

7

п - число направлений оценки в инвестиционной деятельности коммерческого банка в ьой группе.

При формировании критерия оценки инвестиционной емкости коммерческих банков Qи принимается в расчет, как абсолютные значение их инвестиционных потенциалов, так и пропорции распределения инвестиций по приоритетным направлениям социально-экономического развития государства:

где Qиk - оценка инвестиционной емкости к-го коммерческого банка,

Ро - суммарный инвестиционный потенциал коммерческих банков на рассматриваемом рынке (региональном, либо государственном),

Рк - инвестиционный потенциал к-го коммерческого банка,

Укл. - фактический объем инвестиций, направляемый к-ым коммерческим банком на обслуживание экономического агента ц (4-я группа факторов таблицы 2),

• • - весовой коэффициент направления инвестирования ц в общей их структуре т, определяемый выражением

Не

2 • (m - re+1) m • (m +1)

(4)

где гц - ранг направления инвестирования ц.

Таким образом, критерий оценки инвестиционной емкости коммерческого банка определяется как масштабами его инвестиционной деятельности, так и направленностью осуществляемых инвестиций, оцениваемой с точки зрения участия банков в решении социально-экономических проблем, включая реализацию приоритетных инновационных проектов.

ВЛОЖЕНИЕ ИНВЕСТИЦИИ В СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ МЕГАПОЛИСА

Ефименко Ю.Н., аспирант ГОУДПО ГАСИС

Рассмотрены вопросы развитие теоретических и методических положений инвестирования в создание инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса и разработка на их основе механизмов регулирования социально-экономического развития на региональном уровне.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, мегаполис, финансовое направление.

INVESTMENT OF INVESTMENTS INTO CREATION OF AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF A FORMED MEGACITY

Efimenko Y., GOUDPO OASIS, post-graduate student

Questions development of theoretical and methodical positions of investment in creation of an innovative infrastructure of a formed megacity and working out on their basis of regulation mechanisms of social and economic development at regional level are considered.

Key words: an innovative infrastructure, a megacity, a financial direction.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется увеличением доли инновационной составляющей, что обусловлено ужесточением конкуренции и ускорением темпов экономического развития. Это ускорение отобразилось в формировании постиндустриальной научно-технической революции, получившей название информациональной.

Основные черты современного инновационного этапа развития мировой экономики заключаются в следующем.

Во-первых, как и в предыдущих периодах, экономическое развитие характеризуется пространственной неравномерностью. При этом с развитием информационных технологий неравномерность инновационной активности еще более возрастает.

Во-вторых, эпицентрами инновационного развития продолжают оставаться мегаполисы. Поскольку центры научно-технического развития традиционно сосредоточены в крупных городах, вполне закономерно, что именно мегалополисы выступают в качестве инновационных центров как самая крупная форма городского расселения, образующаяся в результате интеграции главного города с окружающими его поселениями, агломерациями. Агломерации в свою очередь характеризуются компактным расположением, группировкой поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными и инфраструктурными связями.

В-третьих, именно в инновационные центры мегаполисов, ин-

дуцирующих новую продукцию для рынков, привлекаются мощные инвестиционные и высококвалифицированные кадровые ресурсы.

Для России, как и для многих стран мира характерен высокий уровень пространственной неравномерности экономического развития. Кроме того, в условиях мирового экономического кризиса особенно отчетливо проявилась сырьевая направленность отечественной экономики. С одной стороны это проявилось в корректировке бюджета РФ при существенном падении цен на нефть. С другой стороны многолетняя ориентация на закупку импортной продукции при поступательном сворачивании отечественного производства привела к тому, что именно регионы первыми ощутили проблемы с бюджетными поступлениями. Таким образом, уровень пространственной неравномерности экономического развития в России еще больше увеличился. В современных условиях проблема экономического (в первую очередь индустриального) развития регионов осложняется тем, что в условиях насыщенного мирового рынка продукции «простой механический запуск» отечественного производства в регионах осуществить не удастся. Это связано с колоссальным, не только физическим, но и моральным износом средств производства. Поэтому выпуск морально устаревшей продукции бесперспективен. Воспроизводство же зарубежных аналогов продукции при нынешних темпах научно-технического развития также гарантирует отечественной экономике отставание от ми-

рового уровня, с одной стороны, и не избавляет страну от технологической зависимости от импортных поставок, с другой стороны.

Следовательно, проблема экономического развития страны в современных условиях заключается не только в развертывании производственных мощностей для решения проблем импортозамеще-ния по примеру Китая, но и в наращивании инновационного потенциала, формирование которого, как показывает история, происходит в крупных формах городского расселения. Стимулирование процессов создания таких форм во многом связано с необходимостью вложения инвестиций в создание их инновационной инфраструктуры.

Таким образом, исследование процессов вложения инвестиций в создание инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса с позиций изучения закономерностей и проблем функционирования и развития экономики Российской Федерации как системы взаимодействующих регионов в интересах рационального пространственного распределения экономических ресурсов, территориальной экономической дифференциации и интеграции, механизмов их реализации представляется весьма актуальной научной задачей.

При исследовании методологических основ инвестирования в создание и развитие инновационной инфраструктуры экономических систем региона на первом этапе были рассмотрены организационно-экономические основы инвестирования в инновационное развитие экономических систем региона.

Современная государственная политика экономического раз-

вития Российской Федерации направлена на развитие высокотехнологичных секторов экономики, способных обеспечить достойное участие России в мировой экономической системе.

Инновационное развитие экономики регионов представляют собой комплексный процесс, объединяющий всех участников от генераторов идей до исполнителей внедрения инноваций на рынок. При этом для эффективной реализации инновационных циклов экономического развития регионов необходимо сбалансированное обеспечение инвестициями производственной, кадровой, социальной, транспортной, информационной и прочей рыночной инфраструктуры на принципах системного подхода. В основе инновационного развития экономики регионов лежит концепция развития производственных кластеров М.Портера, предполагающая системную организацию групп предприятий смежных отраслей, обеспечивающих получение конкурентных преимуществ в отдельных регионах.

С точки зрения инвестирования в организацию выпуска инновационной продукции, реализующей высокие технологии, можно выделить состояния развития предприятий, представленные в табл.1.

Следует отметить, что выделенные в табл.1 состояния развития предприятий как базовых единиц развития региона являются универсальными, поскольку, с одной стороны, во многом отражают стадии их жизненного цикла, а, с другой стороны, практически инвариантны к направленности и масштабам деятельности предприятий.

Таблица 1. Категории предприятий, нуждающихся в инвестировании в организацию выпуска инновационной продукции.

№ Состояние развития предприятия Характеристика деятельности предприятия

1 «Компания для посева» Будущее создаваемой компании зависит от успешности реализации проекта. Фактически это только проект (бизнес-идея), которую необходимо инвестировать для создания пилотных образцов продукции, ее испытаний и сертификации перед выходом на рынок

2 «Только возникшая компания» Недавно образованная компании, нуждающиеся в инвестициях в НИОКР, в технологическую подготовку производства, в развитие промышленной инфраструктуры и в стимулирование начала продаж

3 «Начальная стадия коммерциализации продукции» Компании, имеющие готовую продукцию, находящиеся на самой начальной стадии ее коммерческой реализации и нуждающиеся в инвестировании в обеспечение непрерывного производства и в завершение опытно-конструкторских и технологических работ.

4 «Расширение производства» Компании нуждаются в инвестициях для расширения объемов производства и сбыта, проведения дополнительных маркетинговых исследований и т.д.

5 «Компенсация проблем роста» Компании необходимы инвестиции для обеспечения сбалансированности развития (в том числе инфраструктурного) в период увеличения масштабов хозяйственной деятельности

6 «Замедление роста» Компании нуждаются в инвестициях для модернизации своей продукции, вытесняемой с рынка продукцией конкурентов, с целью придания ей новых потребительских свойств

7 «Остановка роста» Компании нуждаются в инвестициях в технологическое переоснащение производства, позволяющее минимизировать его себестоимость

8 «Переворот в бизнесе» Компании, которые испытывают серьезные проблемы на рынке, и нуждаются в существенных инвестициях в перепрофилирование, либо в децентрализованную диверсификацию деятельности

В совокупности целей и задач, которые должна решать система инвестирования в создание и развитие экономических систем региона выделяются те, которые в наибольшей степени соответствуют сложившимся в регионе социально-экономическим условиям, с одной стороны, и обеспечивают максимальный положительный эффект инвестирования в региональную экономику, с другой стороны.

Исходя из изложенных позиций, можно отметить, что организационно-экономические основы инвестирования в инновационное развитие экономических систем региона включают решение следующих задач:

1) улучшение инвестиционного обеспечения инновационной деятельности за счет переориентации финансовых ресурсов;

2) создание рациональных институциональных и инфраструктурных условий для инвестирования прорывных инновационных проектов и программ, повышающих конкурентоспособность продукции региона;

3) привлечение и обучение высококвалифицированных кадров, способных к разработке и промышленному освоению высоких технологий;

4) содействие коммерциализации результатов научно-технической и инновационной деятельности;

5) увеличение инвестиционной активности, как хозяйствующих юридических лиц, так и населения.

Проведенный в работе анализ тенденций инвестирования в создание и развитие инновационной инфраструктуры региона базировался как на исследовании мирового опыта, так и передового опыта субъектов РФ.

Анализ мировых тенденций инвестирования в создание и развитие инновационной инфраструктуры региона показал, что ключевыми из них являются:

- применение системного подхода при формировании инновационной политики;

- конкуренция за качественный человеческий капитал;

- высокая мобильность высококвалифицированного персонала, обеспечивающая процессы диффузии знаний;

- ведущая роль информационных технологий в процессе распространения знаний, обеспечивающих рост инновационной активности,

- глобализация, способствующая распространения знаний за пределы экономик отдельных стран;

- рост конкуренции компаний, заставляющий их не только переходить ко все более высоким уровням технологий, но и стимулирующий процессы дальнейшей специализации в создании инноваций;

- формирование новых механизмов взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, обеспечивающих увеличение общей наукоемкости ВВП;

- сокращение доли государственного сектора в национальном научно-техническом развитии;

- совершенствование помощи государства инновационному развитию через систему образования, инфраструктуру и экономические льготы.

Анализ передовых отечественных тенденций субъектов федерации по инвестированию в развитие инновационной инфраструктуры региона показал, что в качестве типовых стратегических задач традиционно рассматриваются:

- модернизация производственного комплекса;

- преодоление структурных деформаций, увеличение доли конечной продукции в общем объеме выпуска;

- повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона на отечественном и мировом рынках;

- оживление экономики и повышение доходов бюджета региона;

- формирование эффективного механизма передачи результатов НИОКР в производство;

- создание в регионе принципиально новых высокодоходных производств, основанных на высоких технологиях;

- развитие и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала;

- повышение привлекательности инновационной сферы для инвестиций;

- создание новых рабочих мест;

- повышение экологической безопасности производства;

- снижение ресурсной зависимости производства от импортных поставок;

- снижение энергоемкости производства.

Типовая программа реализации стратегии развития инновационной деятельности региона, демонстрирующая роль и место формирования инновационной инфраструктуры, как правило, включает следующие направления:

1) Развитие инновационной деятельности предпринимательства, направленной на скорейшее внедрение перспективных высокотехнологичных разработок в производство;

2) Совершенствование регулирования деятельности инновационных предприятий;

3) Формирование региональной инновационной системы предпринимательства, включая формирование инновационной инфраструктуры;

4) Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической инновационной деятельности предприятий;

5) Совершенствование интеграции науки, образования и производства в инновационном бизнесе;

6) Развитие межрегионального и международного научно-технического сотрудничества инновационных предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Организационное, координационное, техническое, методическое, экспертное, информационно-аналитическое, консалтинговое, патентно-лицензионное обеспечение системы развития инноваций в бизнесе.

Как следует из приведенного рассмотрения, отечественные тенденций инвестирования в создание и развитие инновационной инфраструктуры региона отличаются от мировых в первую очередь высоким уровнем участия государства в инновационном развитии региона, с преобладанием бюджетного финансирования. Слабое вовлечение в инновационное развитие регионов частного капитала негативно сказывается на возможностях создания в России новейших эффективных форм государственно-частного научно-технического партнерства.

Анализ основных проблем инвестирования процессов создания и развития инновационной инфраструктуры региона в России показал, что к основным из них относятся:

- ограниченность источников финансирования на стадии «посева» (см. табл.1). В то время как в мировой практике основными источ-никами инвестирования в инновации являются корпоративные (пенсионные фон-ды, банки, страховые компании, крупные промышленные компании), в РФ по-прежнему основным источником инвестирования инноваций является бюджет;

- незащищенность интеллектуальной собственности, приводящая к фактической невозможности использования авторских прав, что, безусловно, снижает инновационную активность высококвалифицированных кадров (как следствие - незавершенность большинства научных разработок, которые авторы боятся предлагать на рынке);

- отсутствие адекватных стимулов для привлечения частных инвестиций в высоко-технологичные сферы;

- высокий уровень бюрократических барьеров для ведения бизнеса вообще и инновационного в частности;

- отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений в производство и выведения их на рынок;

- недостаточное число инновационных предприятий и разрабатываемых ими проектов для перехода экономики региона на инновационный путь развития;

- крайне низкий платежеспособный спрос на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем рынке, что способствует продолжению «утечки мозгов» за рубеж;

- неразвитость инновационной инфраструктуры региона.

Таким образом, отсутствие необходимого уровня реализации

системного подхода к управлению инновационными процессами сдерживает развитие инновационного потенциала региона и не позволяет воплотить в жизнь многие позиции региональных программ инновационного развития.

Специалисты отмечают, что в настоящее время сохраняется существенное отставание России по темпам инновационного развития от ведущих стран мира по комплексу базовых показателей. Так процент инвестиций в инновации в РФ составляет 1,2% от ВВП, что в 2 раза хуже, чем в ЕС, США и Японии. Доля отечественной инновационной продукции на рынке составляет менее 0,5%, что в десятки раз хуже, чем у стран-конкурентов. По уровню производительности труда Россия отстает от конкурентов в 3-4 раза. Как следствие по текущему индексу конкурентоспособного роста (вС!) РФ

в начале XXI века прочно обосновалась в середине седьмого десятка из восьмидесяти оцениваемых стран мира.

Таким образом, можно утверждать, что главной задачей инновационного развития экономических систем региона является создание новых и модернизация существующих инновационных предприятий с тем, чтобы их кооперация преодолела необходимую критическую массу научно-технического развития адекватную не региональной, а международной, то есть мировой конкурентоспособности, соответствующей современному постиндустриальному этапу мирового научно-технического прогресса.

Как показывает мировой опыт, преодоление критической массы не только инновационных предприятий, генерирующих идеи, но и инновационно ориентированных предприятий, способных воплотить эти идеи в производстве, происходит в крупных городских агломерациях - мегаполисах, где соединяется комплекс необходимых факторов в достаточных объемах. В сложившихся условиях развития отечественной экономики и мировой конкуренции российские регионы не могут уповать на диффузию инноваций из уже сложившихся отечественных мегаполисов, равно как не имеют времени для ожидания естественных процессов образования собственных мегаполисов. Таким образом, стимулирование процессов инновационного развития регионов во многом будет связано с инвестированием инновационной инфраструктуры мегаполисов, на ранних стадиях их формирования, как решающего фактора конкурентоспособности региона на рынке в условиях глобализации экономики.

Анализ факторов повышения инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона при формировании мегаполиса был проведен в работе на примере республики Чувашия.

При формировании критериев оценки эффективности инвестирования в создание и развитие инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса необходимо отталкиваться от требований к инвестированию, которые, исходя из целей работы, сформулированы следующим образом.

Во-первых, при инвестировании в создание и развитие инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса необходимо добиться превышения создаваемой инновационной системой критической массы конкурентоспособности на межрегиональном и международном уровне. Это требование можно выразить в виде:

Qл > Qкp, (!)

где Qл - инновационный потенциал создаваемой крупной городской агломерации;

QКp - пороговое (критическое) значение инновационного по-

тенциала региона на постиндустриальном межрегиональном и международном экономическом пространстве.

Во-вторых, после завершения подготовительного этапа по созданию инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса относительное приращение инновационного потенциала должно превышать относительное приращение инвестиционных ресурсов, с одной стороны. С другой стороны, относительное приращение инвестиций в инновационную систему формирующегося мегаполиса должно превышать относительный рост сопутствующих рисков. Это требование можно представить в виде двойного неравенства:

AQ > А/ > Ао

Q

I

о

(2)

где AQ - приращение инновационного потенциала формирующегося мегаполиса,

Q - инновационный потенциал формирующегося мегаполиса на момент создания его инновационной инфраструктуры;

\] - приращение инвестиций в инновационную систему формирующегося мегаполиса,

J - объем инвестиций в инновационную систему формирующегося мегаполиса на момент создания его инновационной инфраструктуры;

Д^2 - приращение риска инвестирования в инновационную систему формирующегося мегаполиса,

q 2 - уровень риска инвестирования в инновационную систему формирующегося мегаполиса на момент создания его инновационной инфраструктуры.

В-третьих, при создании и развитии инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса должна соблюдаться сбалансированность развития его инновационной системы. Это требование можно представить в виде системы уравнений и неравенств, отражающих требования к групповым показателям сбалансированной системы Д. Нортона и Р. Каплана (BSC): “финансы”, “клиенты”, “внутренний бизнес”, “обучение и развитие”. Фактически речь идет о ключевых показателях результативности (KPI), определяемых стратегическими целями развития инновационной системы

2

Таблица 3. Стратегические цели развития инновационной системы формирующегося мегаполиса по ключевым направлениям BSC.

Стратегические цели финансового направления Стратегические цели для направления внутренних бизнес-процессов

1) Повышение окупаемости инвестиций. 2) Сокращение доли издержек. 3) Повышение прибыли 4) Сокращение рисков инвестирования. 1) Создание новых продуктов 2) Внедрение новых технологий 3) Повышение уровня обслуживания клиентов 4) Создание или освоение новых рынков

Стратегические цели клиентского направления Стратегические цели для направления обучения и развития

1) Выработка специальных предложений для широкого спектра целевых сегментов потребителей 2) Стимулирование работы с наиболее прибыльными целевыми сегментами потребителей 3) Выбор сотрудников, способных хорошо оценить потребности клиентов и обрабатывать информацию. 4) Создание положительного имиджа у клиентов, путем создания системы качества их обслуживания 1) Использование стратегических информационных ресурсов 2) Повышение квалификации сотрудников 3) Повышение ответственности сотрудников путем увязки результатов работы и вознаграждения 4) Распределение ресурсов в наиболее прибыльных сферах деятельности

формирующегося мегаполиса по ключевым направлениям BSC

(табл.3).

Ключевые показатели результативности, определяемые стратегическими направлениями развития инновационной системы формирующегося мегаполиса К., оцениваются исходя из следующих неравенств:

Ki>Ki*,

max(Ki-Kj)<AK\ , (3)

где i, j = 1 - 4.

K - показатель результативности финансового направления, включающий увеличение доходности инвестиций (ROI) и увеличение валовой прибыли,

К2 - показатель результативности внутренних бизнес-процессов, отражающий рост выручки и увеличение рыночной доли рассматриваемой инновационной системы,

К3 - показатель результативности клиентского направления, отражающий удовлетворенность потребителей, включая увеличение продаж существующим клиентам и появление новых клиентов, использующих услуги инновационной системы формирующегося мегаполиса,

К4 - показатель результативности обучения и развития персонала инновационной системы формирующегося мегаполиса,

К* - пороговые значения показателей результативности по каждому из четырех выделенных направлений,

ПК - предел допустимого отклонения показателей результативности по каждому из выделенных направлений между собой.

Таким образом, оценки эффективности инвестирования в создание и развитие инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса определяется системой неравенств (1)-(3), включая:

- превышение инновационным потенциалом создаваемой крупной городской агломерации порогового значения;

- превышение относительным приращением инновационного потенциала формирующегося мегаполиса относительного приращения инвестиций в инновационную систему формирующегося мегаполиса, с одной стороны, и превышение относительного приращения инвестиций в инновационную систему формирующегося мегаполиса над относительным ростом сопутствующих рисков;

- превышение показателями результативности по стратегическим направлениям развития инновационной системы формирующегося мегаполиса пороговых значений, с одной стороны, и соблюдение уровня допустимого отклонения показателей результативности по каждому из выделенных направлений между собой, с другой стороны.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Карасев Д.Н., соискатель, Тумин В.М., д.э.н., профессор МИТХТ им. М.В. Ломоносова

В статье рассмотрены факторы влияющие на формирование системы управления затратами на предприятиях химической и нефтехимической промышленности, предложена структура управления затратами с учетом специфических отраслевых особенностей.

Ключевые слова: управление затратами, система, факторы, внедрение, химическая и нефтехимическая промышленность.

FORMATION OF A CONTROL SYSTEM BY EXPENSES AT THE ENTERPRISES OF THE CHEMICAL AND PETROCHEMICAL INDUSTRY

Karasev D. the post graduate student, Tumin V. the Doctor of Economics, the Professor Lomonosov MITHT

Factors influence on building of expenses management system on the chemical and petrochemical enterprises are considered, structure of expenses management system with enterprise features are offered.

Key words: management expense, system, factors, introduction, chemical and petrochemical branches.

Сложившаяся сегодня в мире общественно-экономическая ситуация сформировала новые реалии и понятия, которые всесторонне затрагивают деятельность отечественных предприятий. Так как российская экономика находится в кризисной ситуации, а также в условиях перехода к рыночной экономике и вступления России в ВТО для обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий наибольшее значение приобретают инновационные технологии и интеллектуальный капитал, в особенности на предприятиях химической и нефтехимической отрасли, которые относится к числу базовых отраслей российской промышленности.

Россия, лидируя в добыче и экспорте сырьевых ресурсов, по совокупному выпуску химической продукции в 2007 г. занимала лишь 20-е место в мире (на уровне Канады), а российские предприятия произвели всего 1,1% мирового объема химической продукции. По данным за 2007 год в структуре промышленного производства по объему товарной продукции удельный вес химического производства составил 5,4%. Здесь сосредоточено 4,5% основных фондов промышленности страны. Предприятия химического комплекса обеспечивают около 5% общероссийского объема валютной выручки, а доля химической и нефтехимической отрасли в ВВП страны составляет 3,7%, при этом доля химической и нефтехимической промышленности в промышленном производстве России находится на уровне 6,3%.

В конце 2008 года, в связи с влиянием общемирового экономического кризиса в России наметилось снижение роста промышленного производства. По данным Росстата, рост промышленного производства в 2008 году составил 102,1% против 106,3% в 2007 году,

при этом наиболее низкий индекс промышленного производства был зафиксирован в декабре 2008 года и составил 89,7% против 103% в 2007 году. Наибольшее замедление производства, по итогам 2008 года, было зафиксировано в химической (95,8%) и металлургической (94,8%) отрасли.

Если детально рассмотреть современные российские предприятия химической и нефтехимической отрасли, стоит отметить, что технический уровень химической индустрии не отвечает современным рыночным требованиям, результатом чего является то, что издержки производства, значительно превышают мировые, поэтому для снижения издержек производства необходимо модернизировать отрасль, опираясь на достижения отечественной и зарубежной науки, передовой техники и технологии, что предполагает создание в стране благоприятного инвестиционного климата, доступ к передовой технологии, капиталу, информации и сырью из других стран, то есть нужно проводить такую инновационную политику в отрасли, которая, с одной стороны будет способствовать выходу отечественных предприятий на мировой рынок высоких технологий, с другой - обновлению базовых производств химической индустрии, так как современный экономический рост достигается за счет инноваций и новых технологии.

В свою очередь от технологии, используемой при производстве химической продукции, напрямую зависит технический и технологический уровнь производства химической продукции в России и других странах мирового рынка химикатов, а это уже внешние факторы издержек производства в современной системе управления затратами промышленного предприятия. Технический и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.