Научная статья на тему 'Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов'

Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / МОДЕЛЬ / INNOVATIONAL SPORTS AND IMPROVING COMPETENCE / THE PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Р. С., Ипатов И. В.

Модернизация системы образования поставила перед вузами задачу всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физкультурно-оздоровительной деятельности будущих специалистов. Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов позволит решать проблемы обеспечения физической активности и развития сотрудников коллектива в будущей профессиональной деятельности на производстве, в условиях значительного снижения уровня здоровья людей. В процессе научной работы была разработана модель формирования инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущего специалиста на основе системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицын Р. С., Ипатов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modernization of the educational system has set higher institutions a task of all-round improvement the professional preparation and sports and improving activity of future specialists. The formation of innovational sports and improving competence of future specialists allows to solve problems of the provision of physical practice and the development of group members in their future professional activities at work, in conditions of significant decline in people’s health. During the process of scientific work there was developed a model of formation of innovational sports and improving competence of future specialist on the base of the system approach.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 378.172:790

Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ключевые слова: инновационная физкультурно-оздоровительная компетентность, подготовка будущих специалистов,

модель.

Модернизация системы образования поставила перед вузами задачу всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физкультурно-оздоровительной деятельности будущих специалистов. Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов позволит решать проблемы обеспечения физической активности и развития сотрудников коллектива в будущей профессиональной деятельности на производстве, в условиях значительного снижения уровня здоровья людей. В процессе научной работы была разработана модель формирования инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущего специалиста на основе системного подхода.

Key words: innovational sports and improving competence, the preparation of future specialists, model.

The modernization of the educational system has set higher institutions a task of all-round improvement the professional preparation and sports and improving activity of future specialists. The formation of innovational sports and improving competence of future specialists allows to solve problems of the provision of physical practice and the development of group members in their future professional activities at work, in conditions of significant decline in people’s health. During the process of scientific work there was developed a model offormation of innovational sports and improving competence offuture specialist on the base of the system approach.

Введение

Социально-экономическое и общественнополитическое переустройство всех сфер российского общества неизбежно влечет изменения в системе высшего образования страны. Важной тенденцией современной высшей школы выступает переход от квалифицированного подхода в профессиональном образовании к

компетентностному. Эта тенденция выражается в том, что усиление инновационных технологий в современном производстве не удовлетворяет традиционным понятиям профессиональной квалификации. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физкультурно-оздоровительной деятельности

будущих специалистов. Проблемная ситуация определяется существующим в в настоящее время противоречием между несовершенством

традиционно-сложившейся системы физкультурнооздоровительной деятельности в нефизкультурных вузах и широкими возможностями внедрения инновационных и физкультурно-оздоровительных технологий, направленных на гуманизацию учебнооздоровительного процесса с учетом инноваций, творчества, инициативы и интересов преподавателя и студентов. В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка будущих специалистов с высоким уровнем инновационной физкультурнооздоровительной компетентности.

Ведущая идея исследования заключается в том, что формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов позволит

решать проблемы обеспечения физической активности и развития сотрудников коллектива в будущей профессиональной деятельности на производстве, в условиях значительного снижения уровня здоровья людей.

Материал и методы исследования

В процессе исследования определено, что содержание инновационной физкультурно-

оздоровительной компетентности заключается в совершенствовании обучающихся собственного здоровья и физического развития в качестве условия эффективной самореализации в сфере будущего профессионального труда, наличием потребности к физической активности, осознание и принятие ценностей физической культуры для сохранения и укрепления индивидуального здоровья,

восприимчивость инновационных открытий и информации, и способность и готовность применять их в процессе будущей профессиональной деятельности, стремление к самообразованию в области использования новых физкультурнооздоровительных технологий.

В процессе научной работы нами была разработана модель формирования инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущего специалиста на основе системного

подхода. Модель состоит из следующих

компонентов: целевого, теоретико-

методологического, средового, технологического, организационно-деятельностного, содержательного и результативного. Выявлены этапы формирования инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности: мотивационно-ценностный,

теоретико-методологический, творческий и рефлексивно-аналитический.

В исследовании разработаны компоненты инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности: физкультурно-оздоровительная

эрудиция: знания теоретические, педагогические, методические и технологические из области физической культуры и здоровьесберегающих технологий; инновационная умелость:

исследовательские, коммуникативные, проектные, инициаторские, технологические, диагностические умения; физкультурно-оздоровительная готовность или личностные качества: креативность,

направленность на творчество и инновации, рефлексивность, морально-волевая устойчивость, импровизированность, инициативность; физическое совершенствование: оптимальный уровень

физического развития и ведение здорового образа жизни. Также определены уровни сформированности инновационной физкультурнооздоровительной компетентности: высокий —

студент творчески, аналитично, рефлексивно и инициативно подходит к инновационной физкультурно-оздоровительной деятельности,

регулярно занимается физической культурой, предлагает оригинальные здоровьсберегающие методы; средний — студент активно включается в процесс инновационной физкультур но-

оздоровительной деятельности вуза, но действует по стандарту, без инициативы; удовлетворительный — студент включается в инновационную физкультурно-оздоровительную деятельность

формально, не систематически занимается физической культурой; низкий — студент отказывается от инновационной физкультурнооздоровительной деятельности, не занимается

физической культурой.

Результаты и их обсуждение

В результате исследовательской работы нами выявлено, что формирование инновационной

физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов должно основываться на следующих принципах: целостности,

направленности, индивидуализации,

дифференциации, личностно-ориентированного характера системы, реализуемого через цели оздоровления человека; акмеологическая

ориентация учебного процесса заключающаяся в разработке в и внедрении индивидуальных образовательных маршрутов; усиления личностной направленности физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающей учет ценностей и интересов; переход от командно-административного к социально-личностному виду управления и контроля деятельности; оптимальности физических нагрузок; формирование учебных групп с учетом

личностных характеристик; физической

подготовленности каждого студента; свободного выбора вида физкультурно-оздоровительной деятельности; интегративности содержания

(динамического сочетания теории , методики и практики), приемственности обязательных курсов учебных дисциплин «Физическая культура», «Основы медицинских знаний», «Основы

безопасности жизнедеятельности», «Экология»,

«Биология» и самостоятельных занятий, а также усиление междисциплинарных связей названных дисциплин в контексте формирования инновацинной физкультурно-оздоровительной компетентности; единство научной, педагогической и физкультурно-оздоровительной деятельности; целеполающего включения в инновационной

деятельности.

Литература

1. Анисимова В.А.. Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие: автореф. ... дис. докт. пед. наук:

13.00.08: защищена 08.10.09: / Анисимова Вера

Александровна. - Челябинск, 2009. - 55 с.

2. Бурлакова Т.В.. Индивидуализация профессиональной

подготовки: автореф. ... дис. докт. пед. наук:

13.00.01.13.00.08: защищена 02.04.09: / Бурлакова

Татьяна Вячеславовна. - Ярославль, 2009. - 41 с.

3. Иванов В.Г.. Проектирование содержания

профессионально-педагогической подготовки

преподавателя высшей технической школы: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.08: утверждена 23.01.98: / Иванов Василий Григорьевич. - Казань, 1997. - 341 с.

4. Малярчук Н.Н.. Культура здоровья педагога

(личностный и профессиональный аспект): автореф. . дис. докт. пед. наук: 13.00.01: защищена 28.05.09: /

Малярчук Наталья Николаевна. - Тюмень, 2009. - 47 с.

5. Осипов П.Н., Профессиональное развитие студента: Монография / П.Н. Осипов. - Казань: Школа, 2002. - 196 с.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С.. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

7. Старшинова Т.А. Психолого-педагогические

механизмы формирования профессиональной компетентности в русле педагогической интеграции // Вестник Казанского технологического университета. -2012. - №3. - С. 210 - 212

8. Тутолмин А.В.. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя (на основе системного подхода): автореф. . дис. докт. пед. наук:

13.00.08: защищена 25.03.09: / Тутолмин Александр

Викторович. - Чебоксары, 2009. - 51 с.

9. Чубаров М.М.. Формирование физической культуры студентов технических вузов на основе интегративной технологии информационной обучающей среды: автореф. . дис. докт. пед. наук: 13.00.04: защищена 03.02.09: / Чубаров Михаил Михайлович. - М., 2008. -49 с.

© Р. С. Наговицын - канд. пед. наук, зав. каф. безопасности жизнедеятельности Глазовского госуд. педагог. ин-та им. В. Г. Короленко, [email protected]; И. В. Ипатов - специалист УМР УПЦ КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.