Научная статья на тему 'Формирование инновационного потенциала у студентов технического колледжа'

Формирование инновационного потенциала у студентов технического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Виктор Викторович, Резанович Ирина Викторовна

В статье уточнено понятие технологии внутришкольного управления. На основе инновационного опыта сельских школ выявлены и охарактеризованы основные уровни технологизации внутришкольного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационного потенциала у студентов технического колледжа»

РАЗДЕЛ XII

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 377.6

Сидоров Виктор Викторович

Заслуженный учитель РФ, директор ФГОУ СПО «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», ww5@anosov.ru. Златоуст Челябинской области

Резанович Ирина Викторовна Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Управление персоналом» ЮжногУральского государственного университета, ivr@if.susn.ac.ru, Челябинск

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Sidorov Victor Victorovich

The Honored Teacher of Russia, the director of «Zlatoust Industrial College of P. P. Anosov», wws@anosov.ru, Zlatoust, Chelyabinsk region

Rezanovich Irina Victorovna

Doctor of Pedagogy, Professor, head of “HR Management” chair, ivr@if.susu.ac.ru, Chelaybinsk

FORMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL FOR TECHNICAL COLLEGE STUDENTS

Инновационные процессы в отечественной экономике оказывают определяющее влияние на характер и содержание профессиональной подготовки студентов технического колледжа. В этих условиях на передний план выдвигается задача формирования у студентов ресурсных возможностей осуществления профессиональной деятельности в условиях системных инновационных экономических изменений, т.е. формирования их инновационного потенциала. Поэтому в данной статье мы обсудим особенности формирования инновационного потенциала студентов в образовательном процессе технического колледжа.

При определении понятия «инновационный потенциал» мы опирались на общепринятое в научной литературе толкование потенциала как совокупности факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели или результата. По существу, потенциал отражает некую меру единства достигнутого и возможного, как наличие у кого-либо скрытых, еще не проявивших возможностей или способностей в соответствующих сферах жиз нед еятел ьн ости.

В настоящее время термин «потенциал» вошел в понятийный аппарат различных наук. Причем в гуманитарных науках потенциал связан с понятием «личность». В этом случае под инновационным потенциалом, как правило, подразумеваются способности и возможности человека, которые могут быть мобилизованы для решения какой-то инновационной задачи. Естественно, что уровень инновационного потенциала определяет

степень конкурентоспособности студента в учебной или профессиональной среде.

Пониманию сущности инновационного потенциала студентов, его структуры и движущих сил формирования способствует изучение природы инновационных процессов в отечественной экономике, где и предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность выпускникам технического колледжа. Различные аспекты развития инновационных процессов в экономике получили отражение в исследованиях и трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Например, теоретические основы исследуемых вопросов были разработаны и проанализированы такими зарубежными учеными как Р. Акофф, Г. Беккер, Р. Драккер, Д, Кларк, Р. Нельсон, Р. Портер, Б. Санто, А. Тоффлер, Д. Фриман и др. Ими были сформулированы базовые концептуальные положения экономической науки, возникающие из нового понимания инновационной деятельности и ее роли в развитии хозяйственных систем.

В отечественной науке также много внимания уделяется инновациям и составляющим инновационного процесса. Различные вопросы влияния инновационных преобразований на эффективность общественного производства, исследования в области механизмов и концепций инновационной деятельности, процессов интеллектуального труда, а также определение сущностных, материально-вещественных основ интеллектуальной собственности и связанных с ней экономических процессов нашли отражение в исследованиях и публикациях Л. И. Абалкина, С. В. Валдайцева, Т. И. Волкова, А. В. Гребенкина, П. Н, Завлина, Н. Н. Карпова, А. Н. Козырева, Н. Н. Молчанова, Б. С. Розова, Н. Л. Фроловой, А. Ю. Юданова и др.

К настоящему времени в науке сложились теоретические основы инноваций, инновационной деятельности, управления инновациями; появились научные концепции, каждая из которых акцентирует внимание на исследовании того или иного аспекта инновационных преобразований. Все это предопределило появление науки - инноватики, изучающей закономерности развития инновационных процессов. В контексте научных разработок «инновация» определяется как творческая и инвестиционная деятельность, направленная на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне предприятия [1]. Исходя из этого, можно заключить, что целью инновации является повышение конкурентоспособности предприятия, товара и услуг.

В научной литературе выделяются различные виды инноваций. При этом в качестве основных признаков классификации инноваций авторами выделяются: уровень новизны, степень радикальности, сфера применения, предметное содержание, масштабность, степень воздействии на эффективность инновационных процессов, роль в воспроизводственном процессе, назначение, уровень регуляции и управления, характер общественных целей, источник появления, характер инновации и др. [1; 3; 7 и др.].

Отметим, что исследователи, высказывая различные точки зрения по поводу интерпретации термина «инновации» и классификации инноваций, имеют достаточно близкие точки зрения. Так, большинство авторов под инновационным процессом понимают совокупность этапов, стадий, мероприятий, действий, процессов, связанных с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому использованию продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности [3; 5; 7 и ДР-]-

Иными словами, инновационный процесс представляет собой подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, либо удовлетворяет потребности человека. В контексте такого понимания инноваций и инновационного процесса инновационный потенциал студента определяет меру его готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности в условиях инновационной среды предприятия. Инновационный потенциал также характеризует совокупные возможности студента в реализации инновационных проектов, как в учебной, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

В соответствии с этим мы определяем инновационный потенциал студента технического колледжа как интегральную личностную характеристику, отражающую совокупность реализуемых в учебной и практической работе инновационных знаний, умений и отношений, а также возможности и резервные способности их применения в будущей профессиональной деятельности.

При определении структуры инновационного потенциала студентов технического колледжа мы учитывали исследования Е. А. Пагнаевой, И. Д, Чечель [6; 8 и др.], которые выделяют личностные, мотивационноценностные и деятельностные составляющие. Такое понимание структуры инновационного потенциала представляет его как статичное состояние, и на наш взгляд, не раскрывает сущностных особенностей потенциала. Авторы не рассматривали опосредованность развития инновационного потенциала внешней средой и не учитывали необходимость развивать и наращивать потенциальные инновационные возможности у студентов.

Мы согласны с мнением В. Н. Маркова, в исследованиях которого отмечается, что профессиональный потенциал включает в себя с одной стороны реальные, задействованные в актуальной деятельности профессиональные способности, а с другой стороны еще не реализованные профессиональные свойства и внутренние резервы [4].

На основе такого вывода в структуре инновационного потенциала студентов технического колледжа мы определили три компонента: собственно-потенциальный, мотивационный и когнитивный. Собственнопотенциальный компонент отражает индивидуальные психические процессы, которые проявляются в задатках и способностях студентов. Моти-

вационный компонент раскрывается через убеждения студентов и готовность как социально-психологическую установку на развертывание их сущностных сил, а именно: потребностей, ценностных ориентаций и мотивов. Когнитивный компонент воплощает в себе инновационные знания, умения, отношения, а также способы деятельности и самовыражения, приобретаемые студентами в ходе учебной и творческой деятельности, индивидуального жизненного опыта, включения в процесс социализации и профессиональной адаптации.

При определении психологического механизма формирования инновационного потенциала у студентов и особенностей этого процесса в условиях технического колледжа мы опирались на представление о формировании как закономерном, следующим за развитием этапом становления свойств и качеств личности. Психологический механизм развития личности в процессе обучения Л. С. Выготский связывает с зоной ближайшего развития. Новые возможности, приобретенные человеком на частном материале, оказывают влияние на прочие, не затронутые обучением способности, то есть обеспечивают развитие, превращая постепенно обучение в самообучение, самосовершенствование, самореализацию личности. Л. С. Выготский показал, что для того, чтобы перейти на более высокий уровень развития, необходимо обучение, и оно должно идти впереди учения [2, с. 174].

В нашей статье мы основываемся на данной точке зрения и считаем, что в основе развития находится ориентир на те психические функции, которые еще не созрели у студентов, то есть на перспективу; в нашем случае - на инновационную деятельность. Тогда формирование инновационного потенциала можно определить как поступательный, направленный процесс приобретения студентами интеллектуальных, психологических и социальных новообразований за счет освоения инновационных знаний, умений и способностей, необходимых для осуществления учебной и дальнейшей профессиональной деятельности.

Механизм формирования инновационного потенциала студентов определяется разрешением диалектического противоречия между направленностью, стремлением к осуществлению предстоящей профессиональной деятельности в условиях инновационных изменений, и несформиро-ванностью знаний, умений и способностей самостоятельно ставить и решать инновационные задачи, возникающие в ходе учебной и практической работы.

Учитывая выявленные особенности механизма формирования, основанные на разрешении диалектического противоречия, можно перейти к постановке вопроса об определении движущих сил формирования инновационного потенциала студентов технического колледжа. Необходимость включения «управляющих сил» при формировании инновационного потенциала студентов детерминируется не только объективной сложность феномена «инновационный потенциал», но и субъективными качествами студентов как субъектов деятельности. Исследования, выполненные С. Л. Братченко, 3. Ф. Есаревой, Ю. Н. Пароходовым, В. П. Саврасо-

вым и др., показали, что студенты в полной мере активными субъектами деятельности не выступают.

Исследователи отмечают, что у большинства студентов слабо развиты профессиональная направленность и положительная мотивация к учению, низок уровень сформированности знаний, умений и навыков, слаба инициатива, низка познавательная активность, выражена ориентация на репродуктивные способы учения, низок уровень самоорганизации и самосознания, направленность на общение преимущественно авторитарная [10].

Что касается студентов технического колледжа, то они представляют собой особую группу учащейся молодежи. В учреждения среднего профессионального образования, как правило, приходят обучающиеся в возрасте 14—16 лет. У них значительно в меньшей степени, чем у студентов вузов, сформировано чувство «взрослости», личной ответственности за результаты своей деятельности и поведения. Перед студентами технического колледжа стоит гораздо более сложная задача, нежели чем перед их другими сверстниками. К концу срока обучения в колледже они должны состояться как профессионалы и осознанно включиться в профессиональную деятельность. К этому следует добавить, что в технический колледж поступают подростки, которые не располагают достаточным жизненным опытом и находятся в процессе интенсивного личностного развития.

Все говорит о недостаточном уровне развития основных характеристик студентов как субъектов учебной деятельности и требует, по словам В. Я. Якунина, «преднамеренного внешнего педагогического вмешательства в процесс обучения с целью управления формированием у студентов моделируемых качеств» [10, с. 229].

Мы считаем, что это в значительной степени относится и к предмету нашей статьи и предполагает формирование инновационного потенциал студентов средствами «внешнего педагогического вмешательства», В качестве таких средств могут рассматриваться содержательные, организа-ционно-педагоги-ческие и процессуально-действенные средства поддержки студентов. К их числу целесообразно отнести:

— проектирование разноуровневого и разнонаправленного содержания профессионального образования в зависимости от проявляющихся интеллектуальных возможностей и способностей студентов;

— применение в образовательном процессе развивающих личност-но ориентированных педагогических технологий, в наиболее полной мере отвечающих интеллектуальному, психическому и социальному уровню развития студентов;

— создание индивидуальной траектории для каждого студента с учетом его интеллектуальных способностей, профессиональных склонностей, внеучебных интересов и жизненного опыта;

— совместная разработка преподавателями и студентами профессиональной перспективы выпускников технического колледжа.

На наш взгляд, совместная реализация указанных мер педагогической поддержки студентов технического колледжа будет нацелена на преодоление противоречия, определяющего природу формирования инновационного потенциала. По существу данные меры играют роль движущих сил и определяют особенности формирования инновационного потенциала студентов в техническом колледже.

Итак, нами было установлено, что формирование инновационного потенциала студентов технического колледжа представляет собой сложный процесс. Достижение его основного результата - мотивов, ценностных ориентаций, инновационных знаний, умений, способностей осуществления предстоящей профессиональной деятельности - предполагает вполне определенные новообразования. Кроме того, это длительный, поэтапный процесс, предусматривающий изменения в структуре инновационного потенциала. Природа таких изменений определяется разрешением диалектического противоречия между стремлением студентов к профессиональной деятельности в условиях инновационных изменений и не-сформированностью необходимых для этого инновационных знаний, умений и способностей.

Библиографический список

1. Валдайцев, С. В. Управление инновационным бизнесом [Текст]: учеб. пособие для студентов / С. В. Валдайцев. - М. : ЮНИТИ, 2001. - 343 с.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология (психология: классические труды) [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.

3. Гребенкин, А. В. Экономическое нововведение: Организационноэкономический механизм интенсификации производства [Текст] / А. В, Гребенкин. -Красноярск : изд-во Краснояр. ун-та, 1986. - 120 с.

4. Марков, В. Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация [Текст] : дис... д-ра психолог, наук / В. Н. Марков. - М., 2004. - 453 с.

5. Молчанов, Н. Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг [Текст]: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Н. Н. Молачнов. - Спб., 1995. — 42 с.

6. Пагнаева, Е. А. Развитие инновационного потенциала учителя в условиях школы как самообучающейся организации [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Пагнаева. — Челябинск, 2009. — 23 с.

7. Фролова, Н. Л. Инновационный процесс: потенциал рынка и государства [Текст] : автореф. дис.... д-ра экон. наук / Н. Л. Фролова. - М., 2003. - 64 с.

8. Чечель, И. Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / И. Д. Чечель.-М., 1995.-455 с.

9. Юданов, А. Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач [Текст] / А. Ю. Юданов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2008. - 463 с.

10. Якунин, В. А. Педагогика: Теория обучения [Текст] / В. А. Якунин, Н. М. Платонова. - Л. : изд-во ЛГУ, 1983. -368 с.

11. Слинкин, С, В. Педагогический вуз в территориальном социокультурном пространстве [Текст] / С. В. Слинкин, 3. И. Колычева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 460 - 469.

12. Ефимова, Е. В. Научно-исследовательская деятельность бакалавров и магистров в системе управления качеством профессионального образования [Текст] / Е. В. Ефимова, Г. И. Кали-муллина// Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 2. - С. 469 - 475.

13. Шипулин, Н. И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин, С. А. Май-дуров //Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 275-281.

14. Лопанова, Е. В. Развитие профессионального мышления педагога в процессе повышения квалификации [Текст] / Е. В. Лопанова // Сибирский педагогический журнал.-2008. - № 1. - С. 382-392.

15. Ишкова, А. Э. Развитие исследовательской компетентности педагогов и учащихся в рамках начального и среднего профессионального образования [Текст] / А. Э. Ишкова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 344-351.

16. Шипилина, Л. А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании [Текст] / Л. А. Шипилина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 360 - 372.

17. Яркова, Т. А. Формирование образовательной и научной политики как механизма управления образованием и педагогическими исследованиями в регионе [Текст] / Т. А. Яркова II Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 380 - 388.

18. Давыдова, Ю. В. Реализация компетентностного подхода в учреждениях дополнительного профессионально-технического образования [Текст] / Ю. В. Давыдова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 367-371.

19. Малашихина, И. А. Взаимодействие администрации и педагогического коллектива как фактор инновационного развития образовательного учреждения (региональный компонент) [Текст] / И. А. Малашихина, В. М. Ковязина II Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 388-394.

20. Храпченкова, И. В. О социально-экономических предпосылках инноваций в системе образования [Текст] / И. В, Храпченкова, В. Г. Храпченков // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 3. - С. 155-162.

УДК 378.046.4

Шкерина Галина Анисимовна

Директор Усть-Катавского филиала Южно-Уральского государственного университета, ivr@if.susu .ac.ru. Челябинск

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Shkerina Galina

Director of school Of Chelyabinsk Music State Institute P.I. Chaikovsky, ivr@if.susn.ac.m. Che-laybinsk

CONCEPTUALISATION OF PEDAGOGIC EXPERIENCE AS AN INNOVATION FORM FOR CAREER ENHANCEMENT

Мировой экономический кризис и существующие в России социально-экономические условия хозяйствования актуализировали необходимость значительного повышения кадрового потенциала страны, которое возможно только через реформирование системы непрерывного образования. В связи с этими требованиями возрастает потребность учебных заведений различного уровня в высокопрофессиональных педагогических кадрах, которые способны стать носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей, демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности, органически адаптироваться к изме-334

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.