Научная статья на тему 'Формирование инновационного ИКТ-кластера в Санкт-Петербурге на базе профильного технопарка'

Формирование инновационного ИКТ-кластера в Санкт-Петербурге на базе профильного технопарка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIONS CLUSTER / ТЕХНОПАРКИ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER POLICY / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INNOVATIVE DEVELOPMENT STRATEGY / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIONS INFRASTRUCTURE / TECHNO PARKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рындин Иван Олегович

Статья посвящена созданию в Санкт-Петербурге инновационного кластера в области информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) на базе профильного технопарка. Сфера ИКТ является одной из наиболее активно развивающихся и стабильных в российской экономике. В статье приводится анализ уровня развития и проникновения ИКТ на сегодняшний день в России и мире, даются оценки перспективы развития данной отрасли. Особое внимание уделено использованию регионального и научнообразовательного потенциала Санкт-Петербурга как одной из ключевых площадок реализации стратегии инновационного развития России и кластерной политики на базе профильного технопарка, объединяющего вокруг себя другие элементы инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, различные ассоциации по развитию малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of ICT cluster in Saint-Petersburg based on the specialized techno park

The article is devoted to the creation of an innovations information and communications technologies (ICT) cluster in Saint-Petersburg on the base of a specialized techno park. ICT sphere is one of the most rapidly developing and stable in Russian economy. The article provides an analysis of the development level and the level of ICT penetration in Russia and in the world, gives assessments of the development perspectives of the field. Special attention is devoted to the use of regional and education and research potential of Saint-Petersburg as one of the key platforms for innovative development of Russia strategy implementation, as well as cluster policy on the base of the specialized techno park, which unites other elements of innovations infrastructure around it: business incubators, venture funds, different associations for development of small business.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационного ИКТ-кластера в Санкт-Петербурге на базе профильного технопарка»

m О

i-<

CL S С

о <

о;

Формирование инновационного ИКТ-кластера в Санкт-Петербурге на базе профильного технопарка

Creation of ICT cluster in Saint-Petersburg based on the specialized techno park

УДК 338.49:004.

Рындин Иван Олегович

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Ryndin Ivan Olegovich

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А

Статья посвящена созданию в Санкт-Петербурге инновационного кластера в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на базе профильного технопарка. Сфера ИКТ является одной из наиболее активно развивающихся и стабильных в российской экономике. В статье приводится анализ уровня развития и проникновения ИКТ на сегодняшний день в России и мире, даются оценки перспективы развития данной отрасли. Особое внимание уделено использованию регионального и научно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга как одной из ключевых площадок реализации стратегии инновационного развития России и кластерной политики на базе профильного технопарка, объединяющего вокруг себя другие элементы инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, различные ассоциации по развитию малого бизнеса.

The article is devoted to the creation of an innovations information and communications technologies (ICT) cluster in Saint-Petersburg on the base of a specialized techno park. ICT sphere is one of the most rapidly developing and stable in Russian economy. The article provides an analysis of the development level and the level of ICT penetration in Russia and in the world, gives assessments of the development perspectives of the field. Special attention is devoted to the use of regional and education and research potential of Saint-Petersburg as one of the key platforms for innovative development of Russia strategy implementation, as well as cluster policy on the base of the specialized techno park, which unites other elements of innovations infrastructure around it: business incubators, venture funds, different associations for development of small business.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, инновационный кластер, технопарки, кластерная политика, стратегия инновационного развития, инновации, инновационная инфраструктура

Keywords: information and communication technologies, innovations cluster, techno parks, cluster policy, innovative development strategy, innovations, innovations infrastructure

В настоящее время одними из важнейших направлений государственной политики России являются модернизация национальной экономики и формирование благоприятного климата для развития инноваций. Обладая высоким потенциалом в области коммерциализации знаний, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют значительную роль в жизни

современного общества и во многом определяют происходящие социально-экономические процессы. Широкое распространение ИКТ стало одной из основных тенденций в глобальном научно-техническом прогрессе в конце 1990-х гг. и уже изменило многие сферы деятельности современного человека, в первую очередь благодаря влиянию на развитие образования, здравоохранения, экономики, на систему государственного управления.

По прогнозам исследовательского агентства «Gartner», после произошедшего во время экономического кризиса замедления в развитии ИКТ-отрасли темпы роста существенно вырастут и превысят темпы роста мирового ВВП. Ожидается, что совокупные мировые затраты на ИКТ к 2013 г. превзойдут затраты на рынке энергоносителей и составят приблизительно 2 трлн долл. [1].

Понимание стратегической важности ИКТ-сферы в большинстве ведущих стран мира в последние годы отразилось в мерах антикризисной государственной поддержки инновационного предпринимательства и потребления в области высоких технологий.

Существует несколько систем и критериев оценки уровня развития ИКТ-отрасли. Наиболее комплексный показатель, оценивающий перспективы развития и использования ИКТ в разных странах, — индекс e-readiness, который публикуется аналитическим центром «The Economist Intelligence Unit».

Индекс e-readiness рассчитывается на базе 100 количественных и качественных показателей, сгруппированных в 6 категорий с различным оценочными весами:

1) уровень развития ИКТ-инфраструктуры (20%);

2) бизнес-климат (15%);

3) е-грамотность (15%);

4) правовая поддержка (10%);

5) практическая польза для бизнеса и населения от внедрения ИКТ (25%);

6) политика государства в областях, связанных с использованием ИКТ (15%).

Рейтинг готовности стран к внедрению ИКТ и уровень развития ИКТ в целом приведены в табл. 1.

Как видим, Россия существенно уступает большинству развитых стран по ключевым факторам развития ИКТ. По данным Global E-Government Survey (2010), по индексу развития e-government и онлайн-услуг Россия занимает 59-е и 68-е места соответственно.

Низкий уровень развития электронного правительства и онлайн-услуг, как и индекс e-readiness, негативно характеризует уровень информатизации российского общества.

Модернизацию России и переход к информационному обществу возможно значительно ускорить благодаря высокому потенциалу и перспективам развития ИКТ, но несовершенство нормативно-правовой базы, низкий уровень использования ИКТ в работе органов государственной власти, отсутствие инновационной

Таблица 1

Рейтинг готовности стран к использованию ИКТ

Место Страна Уровень развития ИКТ ИКТ-инфра-структура Бизнес-среда Социальная и культурная среда Законодательная база Политика органов власти в ИКТ-сфере и их видение Потребительские предпочтения

100% 20% 15% 15% 10% 15% 25%

1 Швеция 8,49 8,20 8,13 8,53 8,25 8,90 8,75

2 Дания 8,41 7,85 8,18 8,47 8,10 8,70 8,90

3 США 8,41 7,35 7,85 9,00 8,70 9,25 8,60

4 Финляндия 8,36 8,00 8,30 8,47 8,35 8,00 8,65

5 Нидерланды 8,24 8,05 8,05 8,07 8,45 8,25 9,00

6 Норвегия 8,22 7,95 7,95 7,95 8,00 8,30 8,90

7 Гонконг 8,22 7,65 8,40 7,27 9,00 9,18 8,28

8 Сингапур 8,22 7,35 8,63 7,33 8,70 9,13 8,48

58 Индия 4,11 2,15 6,27 4,67 5,60 5,10 2,88

59 Россия 3,97 3,85 5,72 5,13 3,65 3,00 3,01

60 Эквадор 3,90 2,95 4,63 4,53 4,75 3,80 3,58

о

о о

> <

Источник: Global E-Government Survey, 2010.

инфраструктуры значительно тормозят развитие отрасли. Благодаря высокому качеству человеческого капитала в научно-образовательной среде России ситуацию можно значительно улучшить.

Темой данной статьи является рассмотрение возможностей организации инновационных кластеров в сфере ИКТ на базе профильных технопарков как приоритетного пути развития национальной экономики, основанной на знаниях.

Кластерная политика как основа инновационного развития

В настоящее время существует потребность в определении и реализации приоритетов развития национальной экономики, на которых будут сосредоточены усилия государства и бизнеса, впоследствии определяющие конкурентоспособность и эффективность экономики на современном этапе развития. Одним из важнейших направлений структурной модернизации экономики является ее развитие на основе кластеризации.

В большинстве стран мира с развитой инновационной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.) переход к кластерной политике произошел во второй половине ХХ в. Вклад факторов научно-технического прогресса (НТП) в прирост валового внутреннего продукта (ВВП) этих стран еще в прошлом веке превышал 60%, а на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах уже приходится более 80% прироста ВВП [2].

Задача кластерной политики состоит в создании и поддержке развития кластеров, объединяющих предприятия и организации, научные учреждения, конечная цель деятельности которых — выпуск конкурентоспособных товаров и услуг. Региональный кластер — система взаимосвязанных технологической и территориальной общностью предприятий, организаций, инфраструктурных объектов, финансовых институтов, научно-исследовательских, внедренческих и инвестиционных фирм, обеспечивающая оптимальное функционирование всех структурных элементов на основе инновационных продуктов и технологий [3].

Главная отличительная черта кластера — инновационная ориентированность. Опираясь на прорывы в научно-технологической сфере и интеллектуализацию основных факторов производства, развитые страны, взявшие на вооружение политику кластеризации своих экономик, смогли обеспечить прирост ВВП в диапазоне от 75 до 90%. Другая особенность кластера — пространственная расположенность. В условиях ужесточения конкуренции между странами и регионами за инвестиции и размещение наиболее перспективных видов деятельности на своей территории стало очевидно, что уникальные конкурентные преимущества формируются не на национальном уровне, а на уровне конкретных бизнесов, функционирующих на территории регионов с высокой концентрацией взаимосвязанных отраслей.

Опыт США и других развитых стран показывает, что промышленные (инновационные) кластеры могут формироваться на уровне региона, где имеется высокая концентрация взаимосвязанных отраслей [4]. Привлекательность данного подхода имеет ряд оснований.

Во-первых, территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу.

Во-вторых, возможность осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций обеспечивает предприятиям кластера дополнительные конкурентные преимущества.

В-третьих, важная особенность инновационно-промышленных кластеров состоит в наличии в них гибких предпринимательских структур — малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона.

В-четвертых, территориальные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной промышленной ниши, поскольку при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а также активно происходят обмен идеями

^ и передача знаний от специалистов к начинающим

^ собственное дело предпринимателям.

< Для России внедрение институтов кластерной по-Ц литики в первую очередь означает возможность ди-о версификации национальной экономики и выход на к мировой рынок высоких технологий.

х

<

0 Инновационный потенциал Санкт-Петербурга

^ Санкт-Петербург как один из крупнейших образова-^ тельных центров может стать проводником на пути х кластерного развития, ибо уже входит в число лиз деров по уровню инновационной активности и ком-^ мерциализации инноваций. Город обладает всеми < необходимыми условиями для успешной реализации

1 кластерной политики и должен стать центром развития инноваций, в том числе в секторе ИКТ.

Научный и кадровый потенциал Санкт-Петербурга:

• более 100 высших учебных заведений;

• более 8% всех студентов России;

• 15% всех обладателей ученых степеней в России;

• 172 000 научных работников;

• 252 научно-исследовательских института;

• 49 научных организаций;

• 12 исследовательских центров.

С 2008 г. в Санкт-Петербурге действует Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики, рассчитанная до конца 2011 г., основная цель которой — содействие в развитии и продвижении инновационной деятельности в городе, стимулирование воплощения в жизнь конкретных инновационных проектов предприятий, в том числе в области высоких технологий.

Среди приоритетов управления инновациями в Петербурге выделяются развитие инновационной инфраструктуры, разработка и реализация кластерной политики, поддержка внедрения инновационных проектов, инициируемых и осуществляемых федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, подготовка и переподготовка кадров для инновационных предприятий города, активизация спроса на инновации.

Благодаря концентрации отраслей экономики с высокой конкурентоспособностью на мировом рынке в Санкт-Петербурге стала возможной реализация кластерной инновационной политики в области информационных технологий, машиностроения, материаловедения, биомедицинских технологий, приборостроения и др.

Цель кластерной политики Санкт-Петербурга — экономическое развитие и повышение конкурентоспособности города на основе максимально полного использования отраслевых, технологических, инновационных, человеческих, финансовых и административных ресурсов с учетом экономических интересов всех хозяйствующих субъектов.

Задачи кластерной политики Санкт-Петербурга включают:

1) укрепление конкурентоспособности предприятий города и повышение эффективности их функционирования за счет развития региональной кооперации и интеграции производства товаров и услуг;

2) формирование механизма кластерной организации промышленности и сферы услуг;

3) позиционирование Санкт-Петербурга как крупного дифференцированного центра Северо-Западного региона.

В 2008 г. Санкт-Петербург третий раз подряд занял 1-е место (из 85) в рейтинге инвестиционной

Таблица 2

Рейтинг российских городов/регионов по количеству центров разработки в сфере ИКТ

Место Регион/город Количество

1 Москва 67

2 Санкт-Петербург 49

3 Московская обл. 10

4 Новосибирск 8

5-6 Воронеж 7

5-6 Ростов-на Дону 7

7 Томск 6

Источник: НП «Руссофт», обзор 2009 г.

привлекательности («Эксперт РА») как наименее рисковый субъект Федерации. Этим же рейтингом Санкт-Петербургу присвоено 3-е место (после Москвы и Московской области) в ранге «Инновационный потенциал региона».

Вместе с тем, несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в развитии кластеров Санкт-Петербурга, многие важные показатели результативности инновационной деятельности пока не соответствуют необходимым требованиям, а динамика стоимостных показателей (в сопоставимых ценах) неустойчива, что свидетельствует о хаотичности инновационных процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По ряду показателей Санкт-Петербург значительно уступает многим регионам. Так, например, в 2009 г. доля инновационной продукции в общем объеме продукции, отгруженной предприятиями обрабатывающей сферы в Санкт-Петербурге, составила всего 3,1%, в то время как в Самарской области это показатель был на уровне 26%, в республике Татарстан — 20,8%, в Московской области — 7,4%. Практически не растет (в относительных величинах) удельный вес специалистов, выполняющих исследования и разработки.

Тем не менее у Санкт-Петербурга есть все предпосылки для успешной реализации кластерной политики, в том числе в ИКТ-сфере. Город по-прежнему является ведущим научным и образовательным центром Северо-Западного региона и России в целом, имеет выгодное геополитическое положение, что способствует неуклонному усилению интереса инвесторов к работе на его территории и на внешних рынках.

Подтверждением этому служит количество представительств, головных офисов и центров разработки крупных иностранных ИТ-компаний в Санкт-Петербурге (табл. 2), что в целом положительно отражается на доле ИКТ-отрасли в ВРП региона и структуре занятости населения.

Данные показатели свидетельствуют о существующих предпосылках и возможностях для проектирования и эффективного функционирования ИКТ-кластера в регионе. На рис. 1 представлены основные предпосылки, формирующие фундамент для развития ИКТ-кластера в Санкт-Петербурге.

В свою очередь, практика инновационной деятельности в таком индустриальном центре, как Санкт-Петербург, в процессе разработки и реализации инноваций формирует новые организационно-экономические отношения. Отметим, что инновационная сфера как сектор экономики обладает существенными отличиями и присущими только ей закономерностями, выявление которых позволит прогнозировать соответствующие явления и процессы развития. Ис-

Привлекательность города для жизни высокооплачиваемых специалистов

Наличие центров разработки крупных зарубежных компаний

Легкий выход на мировые рынки

Нет прямой зависимости оборота от количества занятых

Частая смена парадигмы -нет проблемы отставания, как в других отраслях экономики

о

с!

О

о

> <

Имеющаяся научная база и кадровый поток

Рис. 1. Предпосылки создания ИКТ-кластера в Санкт-Петербурге

ходя из этого, можно выделить следующие цели создания ИКТ-кластера:

• повышение социально-экономического потенциала города;

• внедрение ИКТ в реальный сектор экономики;

• обеспечение конкурентоспособности ИКТ-отрасли;

• создание и экспорт качественных ИК^продуктов;

• выполнение городских проектов информатизации;

• развитие И^-аутсорсинга;

• развитие кадрового потенциала в сфере Иет.

В табл.3 представлены основные рекомендации и необходимые действия для достижения вышеназванных целей по основным направлениям ИКТ-кластера.

Таблица 3

Рекомендации и действия для достижения целей создания ИКТ-кластера

Рекомендации Действия Микроцели

1 2 3

Направление ИКТ-кластера: расширение сотрудничества

Принятие видения. Создание ИКТ-кластера как многостороннего партнерства для продвижения интересов города. Улучшение планирования и координации деятельности правительственных органов стратегий, политики, программ и проектов, затрагивающих ИКТ-кластер. Поддержка развития ИКТ-кластера вблизи научно-образовательных центров Разработка плана мероприятий по созданию ИКТ-кластера как площадки для взаимодействия и реализации совместных инициатив кластера. Создание координационного совета кластера. Анализ имеющихся ресурсов для возникновения синергетического эффекта. Содействие и предоставление расширенных полномочий для существующих организаций кластера Создание ИКТ-кластера СПб. Создание площадки для взаимодействия города, вузов, бизнеса. Рост коммерциализации результатов взаимодействия города, бизнеса и науки. Создание межправительственного органа управления

Направление ИКТ-кластера: расширение профиля сектора

Поддержка ИКТ-кластера как места для жизни, работы и инвестирования Взаимодействие с ближайшими регионами для позиционирования кластера на мировой арене. Разработка стратегии продвижения и маркетинга. Поддержка региональных исследовательских центров для развития научно-исследовательской инфраструктуры для инновационной деятельности. Поддержка промышленно- исследовательских центров на интерактивной карте региона с акцентом на ИКТ-кластер Разработка и реализация региональной маркетинговой и коммуникационной стратегии. Признание мировым сообществом в качестве лидера в экономике знаний

1 2 3

Направление ИКТ-кластера: повышение конкурентоспособности

Развитие ИКТ-кластера путем организации равного доступа к формам гос. поддержки. Представление интересов и поддержка региональных исследовательских центров. Развитие навыков и знаний для развития ИТК-кластера. Использование существующих и потенциальных возможностей и/или инициатив для продвижения интересов кластера Выделение целевых финансовых ресурсов для всех заказов Правительства для развития ИКТ-кластера. Содействие сотрудничеству между разработчиками приложений и конечными пользователями в различных отраслях. Ликвидация внутренних барьеров для развития ИКТ-отрасли. Разработка плана развития человеческого капитала создания и обновления ИКТ-кластера. Определение недостатков в финансировании и обоснование их устранения для федерального правительства. Изучение потенциальных возможностей адресных программ для нужд ИКТ-кластера. Создание одного или нескольких институтов ИКТ-исследований и коммерциализации как якорей кластера. Содействие доступу местных компаний к исследованиям, финансируемым государством в регионе Увеличение количества ИКТ-компаний региона, осуществляющих исследования, на 15%. Создание не менее одного крупного федерального научно-исследовательского учреждения ИКТ. Увеличение инвестиций в исследования ИКТ на 25% . Увеличение годового оборота в ИКТ-отрасли и занятости населения на 20%. Увеличение ежегодных инве-стий в ИКТ-сектор на 15%. Убедиться в доступности осуществляемой поддержки для компаний региона. Достижение паритета среди компаний путем организации равного доступа к формам гос. поддержки

Направление ИКТ-кластера: привлечение ИТ-компаний

Формулировка модели взаимодействия участников кластера и закрепление ответственных за развитие сектора. Анализ наличия высокой пропускной способности беспроводной связи в регионе Содействие властей города развитию ИКТ-кластера путем устранения нормативных барьеров, содействия внедрению новейших технологий, поощрения ГЧП для оцифровки данных; организации взаимодействия образовательного и научно-исследовательского секторов; содействия коммерциализации инновационных технологий, разработанных в регионе; увеличения поддержки для ИКТ-кластера путем внедрения ПО и информационных ресурсов. Совместная деятельность регионов для разработки механизма мониторинга состояния ИКТ-инфраструктуры, а также для оценки возникающих потребностей и решения актуальных задач в мировом масштабе Международная конкурентоспособность в области свободного доступа к беспроводной связи. 5 новых ИКТ-корпораций. Ежегодное увеличение количества ИКТ-компаний и их выживаемости на 10%. Укрепление научно- исследовательских центров

Технопарк как ключевой элемент ИКТ-кластера Санкт-Петербурга

Одно из ключевых направлений для решения указанных задач — создание новых и модернизация существующих объектов инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга: центров прототипирования, сети технологических мастерских, центров коллективного доступа, исследовательских лабораторий, венчурных фондов и бизнес-инкубаторов.

Центральным звеном данной экосистемы служат отраслевые технопарки, позволяющие сфокусировать вокруг себя данные объекты для создания синергети-ческого эффекта в развитии компаний и повышения их капитализации. Технопарки формируют условия для концентрации в кластере малых инновационных предприятий, научного центра, высших учебных заведений и систематизируют распространение новых знаний и технологий, обеспечивая усиление связности данных элементов.

В последние годы в Санкт-Петербурге сформированы 11 инновационно-технологических центров, особая экономическая зона технико-внедренческого типа, реализуется проект наукограда в Петергофе, открыт первый инновационный бизнес-инкубатор, создан Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы Санкт-Петербурга, с 2008 г. развивается проект технопарка в области высоких технологий.

Ключевым элементом инновационной инфраструктуры ИКТ-кластера в Санкт-Петербурге может стать технопарк в сфере высоких технологий «Ингрия», созданный правительством города для обеспечения ускоренного взаимодействия всех элементов создаваемого ИКТ-кластера: бизнеса, науки и государства. Почему именно технопарк?

С организационной точки зрения технопарк — это участок территории, где компактно размещены промышленные предприятия и научно-производственные фирмы, эксплуатирующие единые объекты инфра-

Поддержка

Человеческий капитал

Вузы и НИИ НИОКР Образовательные программы

Инфраструктура ИКТ-кластера

ТП/БИ Фонды Ассоциации Бизнес-сервисы

Бизнес высоких технологий

Стартапы Российские Мировые

компании компании

Результат

о

с!

О О

> <

Рис. 2. Модель развития ИКТ-кластера Санкт-Петербурга

структуры и взаимодействующие с вузами. Это позволяет крупным международным ИКТ-компаниям и вузам установить партнерские взаимоотношения на взаимовыгодной основе.

С экономической точки зрения технопарк представляет собой территориально-производственное образование, построенное на взаимодействии двух комплексов: инфраструктурного, генерирующего услуги, и производственного, т. е. предприятий-пользователей. На рис. 2 представлена предлагаемая модель построения ИКТ-кластера на основе профильного технопарка в области высоких технологий.

Экосистема технопарка способствует рождению инноваций и развитию стартапов, предусматривает размещение на его территории крупнейших ИТ-компаний при непосредственной поддержке государства и научно-образовательной среды. Именно это делает технопарк ключевым связующим звеном ИКТ-кластера.

При правильной организации и удачном месторасположении технопарк может обеспечить прямые и косвенные эффекты развития всего ИКТ-кластера. Базовый эффект содействия экономическому росту достигается благодаря тому, что единица вложений в инфраструктуру может дать многократное увеличение частных инвестиций в производство,активизацию спроса в сопряженных отраслях и развитие смежных производств вне территории технопарка.

Технопарк содействует появлению новых предприятий, развитию реального сектора экономики и росту производства в регионе и таким образом создает новые рабочие места в экономике знаний. Как следствие происходит расширение налогооблагаемой базы, увеличиваются доходные статьи бюджетов различных уровней.

Для того чтобы технопарк стал ключевым звеном создаваемого ИКТ-кластера Санкт-Петербурга, он должен отвечать определенным требованиям:

• представлять собой территорию разработки и коммерциализации новых технологий, услуг и продуктов;

• носить региональный характер, т. е. его деятельность должна распространяться на весь регион или город;

• являться по своей сути некоммерческой организацией;

• обеспечивать реализацию двух взаимодополняющих стратегий: повышения эффективности использования существующих в кластере знаний и формирования новых сетей сотрудничества внутри кластера [5].

Для достижения указанной цели технопарк может решать следующие задачи:

• обеспечение географической концентрации участников инновационного кластера посредством их размещения на территории технопарка;

• формирование сети устойчивых диверсифицированных связей между всеми участниками кластера, трансфер знаний и технологий;

• инкубирование малых инновационных компаний;

• организация на базе технопарка совместных научно-образовательных лабораторий;

• формирование и контроль эффективного функционирования кластера в контексте изменений внутренней и внешней среды.

Согласно исследованию растущих регионов Европы, проведенному McKinsey [6], удачные кластеры появляются в основном благодаря сотрудничеству государства и бизнеса, а проекты, которые власти реализуют самостоятельно, приносят гораздо более скромные результаты.

Учитывая тот факт, что технопарк «Ингрия» и ИКТ-кластер в Санкт-Петербурге начали создаваться практически одновременно, основной целью технопарка должно стать формирование конкурентных преимуществ кластера и его субъектов благодаря интеграции на едином пространстве элементов системы образования, науки, бизнеса и власти для обеспечения эффективного взаимодействия между ними.

В свою очередь, основную роль технопарка в становлении ИКТ-кластера Санкт-Петербурга можно обозначить как практический инструмент по объединению линейных моделей научных исследований и бизнес-среды города в единое пространство инноваций в сфере высоких технологий.

Благодаря решению данных задач технопарк становится инструментом стимулирования структурной перестройки, положительно влияющим на скорость и направления происходящих изменений в экономике города.

Таким образом, создание в Санкт-Петербурге ИКТ-кластера на базе технопарка «Ингрия» способству-

^ ет появлению принципиально новой движущей силы

^ в социально-экономическом развитии города, способ-

< ной создавать новые технологии и бизнес-концепции, Ц а также позволяющей овладевать ими и реализовать

0 их на практике.

< Заключение

Область ИКТ является одной из наиболее активно ^ развивающихся и стабильных в российской экономи-^ ке, однако общий уровень развития и проникновения х ИКТ остается неудовлетворительным (за исключением з мобильной связи и Интернета).

^ В связи с имеющимся научным, кадровым и эко-

< номическим заделом развитие рынка ИКТ в Санкт-

1 Петербурге имеет большие перспективы, в том числе на международном уровне.

Благодаря присутствию в Санкт-Петербурге крупнейших мировых ИКТ-компаний и размещению их центров разработки в технопарке региональная экосистема будет способствовать рождению инноваций и коммерциализации научного потенциала города.

Активизация развития инновационной деятельности в области ИКТ возможна с использованием кластерного подхода, при этом инфраструктурным центром кластера предлагается сделать технопарк в области высоких технологий, объединяющий вокруг себя другие элементы инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубатор, венчурные фонды, различные ассоциации по развитию малого бизнеса, а также вузы и инновационные компании в сфере ИКТ. Открытость к диалогу и принципиальная готовность к конкретным совместным действиям со стороны бизнеса, науки и государства как осно-

вополагающих институтов инновационного развития будут играть решающую роль в развитии ИКТ-кластера и определять эффективность его деятельности.

Таким образом, создаваемый при поддержке государства технопарк «Ингрия» может стать главным связующим звеном создаваемого в Санкт-Петербурге ИКТ-кластера, выступая в роли координирующего ядра в общей структуре региональной инновационной системы и совмещая в себе унифицированную площадку для решения разноплановых задач по формированию информационного общества.

Литература

1. Триллионы на IT // http://minsvyaz.ru/ru/monitoring/index. php?id_4=41229&id_14=52.

2. Коржов М. А. Финансовый потенциал развития инновационных кластеров как фактора модернизации экономики. М., 2010. 21 с.

3. Концепция развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга до 2020 года: [Электронный ресурс]. СПб.: Ассоциация промышл. предприятий Санкт-Петербурга, 2010. 6 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Емельянов С. В. США: Государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей. Инновационная стратегия правительства США // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 3: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/management/2002-3/08.shtml.

5. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России // Проблемы прогнозирования. 2010. Вып. 6. С. 45-57.

6. Кралич П. Кластер по-немецки // Вестник McKinsey. 2010. № 21: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mckinsey. com/russianquarterly/topics/index.aspx?tid=27&nord=10&ns=0.

Формирование систем материально-технического обеспечения на принципах системного подхода

System approach-based creation of logistical and maintenance support systems

УДК 339.14

Зайцев Андрей Александрович

адъюнкт Военной академии тыла и транспорта (Санкт-Петербург) 190000, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8

Zaytsev Andrey Aleksandrovich

190000, Saint-Petersburg, nab. Makarova, 8

Реформирование национальной системы обеспечения безопасности Российской Федерации требует совершенствования деятельности по материально-техническому обеспечению соответствующих специальных органов и формирований, так как от эффективности их снабжения материальными ресурсами во

многом зависит качество решения целевых задач в области обороны и военной безопасности. В статье предложены механизм использования системного подхода для моделирования процессов материально-технического обеспечения и базирующаяся на нем структурно-функциональная модель логистических процессов, выделены ее основные показатели, критерии и ограничения.

Reforming of the national safety control system of Russian Federation requires improvement of logistics and maintenance support activities of corresponding specialized bodies and organizations, as the efficiency of their logistic and maintenance support strongly affects the quality of target objectives in defence and military security. The article suggests a mechanism of system approach implementation for modelling of logistic and maintenance support processes, as well as structural and functional model of logistic processes based on this approach, distinguishes its basic figures, criteria and restrictions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.