Проблемы инновационного развития регионов
Рассмотрены предпосылки и условия формирования инновационной политики в регионах. Показана роль и место инновационной составляющей в прогнозных документах социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Оценен вклад территориальных кластеров в повышение конкурентоспособности региона.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, кластеры, региональное развитие, конкурентоспособность.
А. М. Ходачек,
д. э. н., профессор, президент НИУ «ВШЭ» - Санкт-Петербург
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [3] был предусмотрен переход к инновационному социально ориентированному типу развития в качестве одного из приоритетов, стоящих перед экономикой задач. В соответствии с концепцией одним из основных механизмов перехода к новому типу является «формирование новых центров социально-экономического развития регионов, опирающихся на ускоренное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий» [3].
В проекте «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.» предусмотрено увеличение числа центров экономического роста, обладающих конкурентоспособной экономикой, а также обеспечение высокой связанности таких центров между собой, с прилегающими территориями и точками выхода на международные рынки [18].
«Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» предусмотрен переход к созданию и развитию кластеров как инструмента региональной политики стимулирования инноваций [1].
В «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа на период до 2020 г.» создание и развитие кластеров (научно-инновационных, производственных, туристско-рекреационных и других) определено в качестве ведущего направления развития экономики макрорегиона [2].
Исходя из целевых показателей, определенных Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. установлено, что кластерная и территориальная политика, наравне с налоговой политикой, развитием индустриальных
парков, производственных территорий и особой экономической зоны является важнейшим инструментом развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга [6].
Факторами устойчивого социально-экономического развития петербургской агломерации являются высокий уровень кадрового потенциала, развитая предпринимательская среда, высокое качество городской инфраструктуры и социальной сферы, благоприятный инвестиционный климат. Сочетание перечисленных условий и факторов способствует развитию высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности с высокой производительностью труда и значительной добавочной стоимостью в конечном продукте. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики к 2035 г. должна составить 45% от ВРП Санкт-Петербурга. Внутренние затраты на исследования и разработки составят к 2030 г. не менее 7% [19].
Таким образом, в перечисленных документах стратегического развития регионального, макроре-гионального и федерального уровня особое внимание уделяется территориальной и кластерной политике, позволяющей повысить конкурентный потенциал территорий.
Определение «кластер» упоминается во многих ^ нормативно-правовых актах РФ. Кроме указанных ра- ^ нее документов стратегического планирования термин о «кластер» используется в постановлении Правитель- ^ ства Российской Федерации от 23.04.2010 г. № 282 о «О национальной нанотехнологической сети». ^
Изучению кластеров посвящено много работ 2 [1, 8, 11, 13], в исследованиях отмечается, что кластеры ^Е благодаря быстрому распространению информации, ^ технологий и навыков усиливают конкурентоспо- ^ собность предприятий. Сетевая структура кластера О обеспечивает ускорение инноваций и, как следствие, ^ повышает производительность труда [8]. ^
оо о
CN
о t CN
J <
CQ
о
Территориальная близость, дополненная производственной интеграцией, позволяет:
• создать механизм координации и кооперации производственных связей, а также технологических регламентов;
• за счет высокого уровня производства и специализации сформировать возможности быстрого реагирования на меняющиеся запросы потребителей;
• сформировать условия для интеграции производства, образования и науки [8; 13].
Особое влияние агломерационный эффект кластера оказывает на инновационную деятельность входящих в его состав предприятий и организаций:
• в результате межорганизационной и межотраслевой кооперации снижаются издержки на НИОКР;
• наличие в кластерах малых инновационных предприятий, представляющих собой гибкие структуры, конкурирующие в процессе реализации разработок и технологий, позволяет создавать инновационные продукты, существенно влияющие на рост экономики региона;
• предприятия и организации - участники кластера могут осуществлять мероприятия по стандартизации, кооперации и технологической специализации, минимизировать издержки на внедрение инноваций (оформление патентов, свидетельств на приоритет и товарный знак);
• облегчается доступ участников к специализированным технологическим производствам, обеспечивающей инфраструктуре (оборудованию, персоналу, комплектующим);
• взаимодействие предприятий, образовательных, научных и проектных учреждений стимулирует развитие инновационной деятельности и прикладных научных исследований в регионе [11]. Согласно мониторингу реализации инновационной политики в субъектах Российской Федерации, проводимому ежегодно НИУ ВШЭ, лидерами по итогам 2016 г. являются Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург (табл. 1), что во многом обусловлено функционированием в них территориальных инновационно-производственных кластеров с развитой инновационной инфраструктурой и значительной долей выпускаемой инновационной продукции в общем объеме производства.
Таблица 1
Рейтинг субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса
Регион Группа по Ранг по РРИИ
РРИИ РРИИ
Республика Татарстан I 1 0,5625
Москва I 2 0,5530
Санкт-Петербург I 3 0,5413
Республика Мордовия II 4 0,4930
Калужская область II 5 0,4812
Нижегородская область II 6 0,4749
Томская область II 7 0,4652
Чувашская Республика II 8 0,4645
Хабаровский край II 9 0,4498
Пензенская область II 10 0,4411
На базе АО «Технопарк Санкт-Петербурга» созданы структурные подразделения по трансферу технологий и поддержке полноценных производственных цепочек:
• Центр кластерного развития Санкт-Петербурга;
• бизнес-инкубатор «Ингрия»;
• Центр прототипирования;
• Региональный инжиниринговый центр в области микрореакторного синтеза активных фармацевтических субстанций [17].
• Центр кластерного развития Санкт-Петербурга (далее — ЦКР) координирует деятельность двух инновационных и девяти территориальных кластеров, в том числе: кластер «Развитие информа-
Таблица 2
Кластеры Санкт-Петербурга
I ИННОВАЦИОННЫЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
1 Кластер «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотеле-коммуникаций»
2 Инновационный территориальный кластер «Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий»
3 Инновационный территориальный промышленный кластер «Композитный кластер»
4 Инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника»
5 Кластер станкоинструментальной промышленности
6 Кластер чистых технологий для городской среды
7 Кластер развития инноваций в энергетике и промышленности
8 Кластер ювелиров
9 Кластер «Транспортное и инфраструктурное строительство»
10 Кластер «Водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге»
11 Промышленный автомобильный кластер «Автопром Северо-Запад»
II ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
1 Инновационно-технологический кластер машиностроения и металлообработки Санкт-Петербурга
2 Кластер творческих индустрий Санкт-Петербурга
3 Кластер хай-тек и инжиниринга
III ПРОТОКЛАСТЕРЫ
1 Арктический инновационный кластер Северо-Западного федерального округа
2 Санкт-Петербургский территориальный инновационный аэрокосмический кластер
3 Digital кластер
4 Образовательный кластер «Колтовская слобода»
5 Конгрессно-выставочный кластер
6 Полимерный кластер Санкт-Петербурга
7 Кластер товаров народного потребления
8 Кластер моды
9 Кластер кожгалантерейной отрасли Санкт-Петербурга
10 Медицинский научно-образовательный кластер «Трансляционная медицина»
11 Туристско-рекреационный кластер Курортного района Санкт-Петербурга
12 Кластер судостроения
Источник: [12]
Источник: информация ЦКР [15]
Таблица 3
Место России в мировом рейтинге конкурентоспособности
2015-2016 гг. 2016-2017 гг.
Швейцария 1 1
Сингапур 2 2
США 3 3
Нидерланды 5 4
Германия 4 5
Швеция 9 6
Великобритания 10 7
Япония 6 8
Гонконг 7 9
Финляндия 8 10
Китай 28 28
Индия 55 39
Россия 45 43
Казахстан 42 53
Бразилия 75 81
Источник: Всемирный экономический форум
ционных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций г. Санкт-Петербурга»; «Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий» и др. (табл. 2). Содействие в развитии кластеров оказывает АО «Технопарк Санкт-Петербурга», бизнес-инкубатор «Ингрия» предлагает высокотехнологичным стар-тапам услугу по использованию инфраструктуры, консалтингу. С 2009 г. в Санкт-Петербурге реали-
зовано более 400 проектов, резидентами технопарка привлечено более 2 млрд руб. инвестиций, а выручка стартапов составила более 3 млрд руб. За 2016 г. 141 инновационный проект принял участие в различных программах, а общая выручка резидентов составила более 500 млн руб.
Главными документами, в которых сформулированы цели и задачи инновационной политики в городе, являются Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. [6] и государственная программа «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 гг.» [5], в состав которой входят 3 подпрограммы: «Развитие промышленности Санкт-Петербурга», «Инновационное развитие Санкт-Петербурга», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге» [5].
Целью подпрограммы «Инновационное развитие Санкт-Петербурга» является эффективное использование и развитие инновационного потенциала, а одним из инструментов является развитие кластеров. Итогом реализации программы определено увеличение к 2020 г. на 40% показателя объема отгруженной инновационной продукции по сравнению с 2014 г., а общего объема отгруженной продукции на 50% — до 3,5 трлн руб. Количество предприятий и организаций Санкт-Петербурга, производящих композиционные материалы, конструкции и изделия из них, предназначенные для применения в сферах транспортной инфра-
Таблица 4
Типы интернационализации инновационной деятельности
Тип интернационализации Участники Формы
Международное использование отечественных инноваций Национальные и транснациональные корпорации Экспорт инновационных продуктов, передача прав посредством лицензий и патентов на зарубежное производство инновационных продуктов отечественной разработки
Международное научно-техническое сотрудничество Университеты и исследовательские организации Совместные научные проекты, научный обмен, стажировки, международная мобильность студентов, совместные предприятия для реализации специальных проектов, производственные соглашения по обмену информацией и технологиями
Международное производство инноваций Транснациональные корпорации НИОКР и другая инновационная деятельность, поддержка научно-исследовательских учреждений, инвестиции в новые проекты в сфере НИОКР в принимающей стране
Источник: [17]
Перспективы развития инноваций в РФ (2013-2020 гг.)
Таблица 5
Россия 2013 Россия 2020 Израиль 2013* Южная Корея 2013* Япония 2013* Аргентина** США КНР
Госрасходы на НИОКР, %ВВП 0,76 1,27 0,52 0,95 0,6 0,44 0,76 0,44
Частные инвестиции в НИОКР, % ВВП 0,37 1,71 3,69 3,2 2,87 0,14 1,97 1,64
Баланс торговли интеллектуальной собственностью, % ВВП -0,38 0,03 0,01 -0,42 0,23 Н/д 0,53 -0,22
Доля высокотехнологического экспорта (% от оборота в мире) 0,4 2 н/д 6,2 Н/д Н/д 7,1 26,8
Доля компаний, инвестирующих в инновации (% от числа компаний в стране) 9 25 46 37 28 Н/д 14 29
Примечание. * — страны с наибольшей долей частных инвестиций в НИОКР; ** — страны с наиболее похожей структурой инвестиций в НИОКР
Источник: Экспертный совет при Правительстве РФ
оо о
CN
о t CN
J <
CQ
о
структуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, выросло с 20 предприятий в 2014 г. до 78 в 2017 г. Общий объем финансирования подпрограммы составляет 2,7 млрд руб. [5].
Кластеры являются реальным инструментом развития экономики в регионах, что отражено в документах стратегического планирования, нормативно-правовых актах и научной литературе. Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию, дальнейшее развитие кластерной политики позволит постепенно перейти от экспортно-сырьевого типа развития экономики к инновационному, компенсировать негативные эффекты от санкций в отношении РФ на основе результатов инновационно-технологической деятельности и повышения рейтинга конкурентоспособности (см. табл. 3).
В этих условиях у крупных компаний и корпораций возрастает потребность реагировать на требования рынка, поставляя потребителям все более и более инновационные товары.
Развитые страны и международные корпорации стремятся сократить прямые затраты на НИОКР и интернационализируют свои исследования и разработки путем создания глобальных альянсов [17]. Правительства как развитых, так и развивающихся стран разрабатывают политику, благоприятствующую инвестициям в НИОКР со стороны как национальных, так и глобальных компаний, развивая интернационализацию инновационной деятельности.
Роль государства в процессе интернационализации инновационной деятельности сегодня выражается в создании инвестиционно-инновационного климата в стране, развитии конкуренции на основе нововведений. Возрастает разнообразие потребительского спроса, так как растут доходы домохозяйств, повышается уровень образования населения. В стране появляется производственный спрос, развиваются отрасли обслуживания на уровне инновационных стандартов. Появляется потребность в новых производствах, что в свою очередь стимулирует введение новых технологий. Малые инновационные фирмы улучшают зарубежные технологии. Ценовая конкуренция формируется не на уровне факторных издержек, а на высокой производительности труда, которая достигается за счет новых технологий и высокой квалификации работников. Крупные олигополии создают собственную сеть международных поставок, переносят производство за рубеж.
В данной ситуации производство практически не чувствительно к макроэкономическим колебаниям. В табл. 4 представлены типы инновационной деятельности.
По данным Экспертного совета при Правительстве РФ в 2008-2015 гг. в России на НИОКР было потрачено около $150 млрд, из них $100 млрд — средства государства. На создание институтов развития инноваций в 2007-2015 гг. государство потратило свыше $14 млрд, но при этом целевые показатели «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» не были выполнены и уже очевидно не будут достигнуты к 2020 г.
Таблица 6
Главные препятствия для ведения бизнеса в РФ, % опрошенных
Инфляция 13,8
Ставки налогов 13,3
Коррупция 10,9
Доступ к финансированию 10,7
Налоговое регулирование 7,7
Политическая нестабильность 6,7
Неэффективность бюрократии 6
Валютное регулирование 5,2
Примечание. Респонденты называли пять главных препятствий.
Источник: Всемирный экономический форум
Перспективы инновационного развития РФ представлены в табл. 5.
Таким образом, можно сделать вывод, что в РФ нет устойчивого спроса на инновации со стороны крупных государственных предприятий, исключая ОПК. Необходимо повышение расходов на образование, социальную сферу и совершенствование регуляторной среды в целях повышения рейтинга конкурентоспособности.
Актуальной задачей, стоящей перед народным хозяйством в целом и экономически развитыми регионами Российской Федерации в условиях нестабильной экономической ситуации, риска снижения уровня цен на экспортируемые энергоносители и введенные в отношении России санкции, является переход от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному и социально ориентированному. Указанный переход, происходящий за счет наращивания преимуществ России в высоких технологиях, образовании и научной сфере, позволит повысить конкурентоспособность российской экономики, сформировать новые источники экономического роста, что приведет к повышению производительности труда и улучшению благосостояния населения Российской Федерации, при условии ликвидации препятствий для ведения бизнеса (табл. 6).
При этом преимуществами России являются емкий внутренний рынок, качество высшего образования: Россия занимает 1-е место в рейтинге стран Евразийского региона (16 стран), опубликованного британским Times Higher Education (Российская газета от 04.09.2018 г.); высокий инновационный потенциал. Эксперты считают, что РФ необходимо сократить инновационное и технологическое отставание от передовых экономик, развивать инфраструктуру, повысить производительность труда не менее чем в 1,5 раза.
Список использованных источников
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 г. № 2074-р//Консультант Плюс. Версия проф. Справ.-прав. система.
2.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р// Консультант Плюс. Версия проф. Справ.-прав. система.
4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 г. № 20615-ак/д19//Консультант Плюс. Версия проф. Справ.-прав. система.
5. О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 гг. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 г. № 495//Консультант Плюс. Версия проф. Справ.-прав. система.
6. О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 г. № 355//Консультант Плюс. Версия проф. Справ.-прав. система.
7. Т. Б. Климова, О. В. Ваганова. Интенсификация инновационных процессов в регионе на основе кластеризации экономики// Вестник ВГУ. Серия: «Экономика и управление». 2009. № 2. С. 47-53.
8. Н. Н. Колосовский. Основы экономического районирования. М: Госполитиздат, 1958. 200 с.
9. М. Портер. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.
10. Н. К. Темнова, Т. А. Лаврова. Кластеры Санкт-Петербурга как точки роста региональной экономики//Вестник Национальной академии туризма. СПб.: Национальная академия туризма. 2017. № 1 (41). С. 63-67.
11. М. А. Николаев, М. Ю. Махотаева. Методологические аспекты оценки эффективности инновационных кластеров//Вест-ник Псковского государственного университета. 2012. № 1. С. 48-59.
12. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации/Под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Вып. 4. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 248 с.
13. L. De Propris, N. Driffield. The importance of clusters for spillovers from foreign direct investment and technology sourcing// Cambridge Journal of Economics. 2006. Vol. 30. P. 277-291.
14. Где в России жить хорошо. А где не очень//Российская газета. https://rg.ru/2017/03/09/kak-izmenilos-socialno-ekonomicheskoe-polozhenie-regionov-v-2016-godu.html.
15. АО «Технопарк Санкт-Петербурга». http://ingria-park.ru.
16. Бизнес-инкубатор «Ингрия». http://ingria-startup.ru.
17. В. С. Катькало, Д. В. Медведев. Интернационализация российских компаний и конфигурация их деловых операций. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия: «Менеджмент». 2011. № 2. С. 78.
18. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2015 г.». Минэкономразвития, сентябрь 2018 (проект).
19. «Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 г.а» (проект). Комитет по экономической политике и стратегическому планированию, сентябрь 2018.
Issues of region's innovative development
A. M. Khodachek, doctor of economics, professor, president, HSE - Saint-Petersburg,
The article addresses the implications and preconditions for designing innovation policy for regions. Specifically the text shows the role and place of innovations in official socioeconomic forecasts of Saint Petersburg and assesses the impact of clusters on enhancing competitiveness of the region.
Keywords: innovation infrastructure, clusters, regional development, competitiveness.
Открыт прием заявок на участие в VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее»
Организатор Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» - МОО «Ассоциация полярников» информирует об открытии приема заявок на участие в форуме.
VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» - авторитетная дискуссионная площадка, способствующая решению актуальных вопросов развития Арктики через диалог с гражданским обществом. В его работе примут участие более 2000 человек: представители 40 российских регионов и 20 зарубежных стран. Тематика дискуссионных направлений Форума охватывает все актуальные аспекты развития Российской Арктики. Программная концепция Форума в 2018 году предполагает рассмотрение широкой тематики через призму актуальных современных акцентов:
• Развитие наставничества и воспитание молодого поколения как связи между накопленным опытом и перспективами завтрашнего дня.
• Развитие волонтерства и добровольчества как движущей силы гражданского общества.
• Развитие международного неправительственного взаимодействия как эффективной среды для общественной дипломатии.
• Цифровая трансформация.
Для участия в форуме необходимо заполнить регистрационную форму. Дата окончания подачи заявок на участие — 3 декабря 2018 года.
оо о
CN
о t
CN
По всем вопросам участия в форуме обращаться: Воротынцев Владимир Юрьевич Руководитель Департамента по работе с участниками
Тел/факс: +7 (812) 327 93 70 J
Моб. +7 (911) 111 69 77 ¡2
E-mail: [email protected]. О