Научная статья на тему 'Формирование инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования'

Формирование инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЭРУДИЦИЯ / INNOVATION / REFLECTION / CULTURAL-HISTORICAL VALUES / SELF-REALIZATION / ERUDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности, выявлению оптимальных педагогических условий и принципов ее эффективного формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования»

нования её реализации дают возможность включить её в экспериментально-исследовательскую деятельность изучения педагогических условий её адаптации к различным видам педагогических коллективов. Именно в этом случае повышение квалификации коллектива УДО детей будет носить культурно-творческий характер и осуществляться на уровне педагогического созидания. Реализация данной модели даёт возможность каждому коллективу УДО развивать педагогическое творчество, способствовать проникновению педагогических идей во все сферы общества.

Примечания

1. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М.: «Знание», 1980. С. 9-10.

2. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. 2-е изд. М.: «Просвещение», 1979. С. 391.

3. Шаронин Ю. В. Синергетика в управлении учреждениями образования // Высшее образование. 1999. № 4. С. 14-18.

4. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С. 486-487.

5. Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. С. 396.

УДК 378.048.2

О. Н. Зотова

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности, выявлению оптимальных педагогических условий и принципов ее эффективного формирования.

The article touches upon the problem of studying the orientation of modern specialists in pre-school education to innovative pedagogical activity. The author also reveals the most favorable conditions and basic principles of effective forming of the mentioned activity.

Ключевые слова: инновация, творческая активность, рефлексия, культурно-исторические ценности, самореализация, эрудиция.

Keywords: innovation, reflection, cultural-historical values, self-realization, erudition.

Понятие личностная направленность, введенное в научный обиход С. Л. Рубинштейном, рассматривается отечественными учеными в качестве определенной системы - потребностей (Б. И. До-

© Зотова О. Н., 2011

донов), влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, убеждений (К. К. Платонов), мотивов (Л. И. Божович, Р. С. Немов), влияющей на поведение, деятельность, а также социальный облик человека. Таким образом, личностная направленность представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивационных образований.

Данной проблеме посвящено множество работ современных отечественных исследователей (Э. П. Бакшеева, Е. Е. Вахромов, М. Г. Голуб-чикова, С. С. Зенгин, А. В. Калиниченко, В. В. Куликова, Т. В. Перевалова, Н. И. Петрова, И. В. Садилов, О. П. Сергеева, М. В. Сквор-цова, А. А. Телегин). Немаловажную роль в становлении личностной направленности, понимаемой как устремленность человека к возвышенным идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам, созданию внутреннего мира идеальных сущностей и индивидуальных смыслов, исследователи Е. П. Белозерцев, О. В. Должен-ко, Ф. Т. Михайлов, Л. А. Степашко, В. Д. Шад-риков отводят образовательному фактору.

Исследователи В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон в качестве основы мотивации личности выделяют отношения, включенные во всю психическую деятельность человека. Многими исследователями (Б. И. Додонов, В. И. Ковалев, В. С. Магун, В. Л. Оссовский, Ф. Н. Щербак, В. П. Тугаринов) подчеркнута также важность осознания человеком его потреб-ностных отношений с обществом и окружающим миром, в зависимости от которых происходит реализация его творческой активности в поведении и жизнедеятельности.

Исследователи В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин выделили деятельность в качестве универсальной формы, определяющей мотивационную сферу личности. В своей концепции генерализации известный ученый С. Л. Рубинштейн обосновал возникновение под влиянием внешней ситуации наиболее актуального мотива, становящегося впоследствии типичным для разных сфер личностных проявлений при повторе аналогичных ситуаций.

Особого внимания заслуживает вопрос учебной мотивации будущих педагогов, поскольку она представляет собой весьма сложное явление и обладает определенной спецификой. Однако многие проблемы, связанные с развитием учебной мотивации студентов и разработкой благоприятных условий организации их обучения, недостаточно изучены. Особенно это касается вопросов, обусловленных изменениями последних лет, произошедшими в сфере образования.

В современной креативно-педагогической системе отечественные и зарубежные ученые (З. А. Абасов, Ю. К. Бабанский, Ю. Н. Кулют-кин, И. Е. Норланд, А. А. Реан, Л. А. Регуш,

И. А. Савитский, Р. Джонсон, Р. Штайнер) рассматривают образовательные учреждения в качестве центров, фокусирующих иерархию целей, задач, приоритетов воспитания и обучения подрастающего поколения вокруг общечеловеческих ценностей. В настоящее время все большее внимание преподавателей самых разных учебных дисциплин привлекает инновационность. Содержание данной категории включает не только создание и распространение новшеств, но и качественные преобразования в стилях мышления и деятельности учителя. В основе внедрения инноваций лежит гуманистическая идея сотрудничества как совместно развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, взаимопроникновением в особенности духовного мира, коллективным анализом полученных результатов. Исследователями (В. И. Андреев, А. А. Вербицкий, В. С. Дудченко, Л. Г. Лаптев, М. М. Поташник, А. И. Пригожин, В. А. Сла-стенин, Н. Р. Юсуфбекова) выделены основные структурно-функциональные компоненты инновационно-педагогической деятельности, а также критерии и уровни оценки ее результативности, отраженные в табл. 1.

Остановимся более подробно на содержании уровней оценки инновационно-педагогической деятельности, во многом обусловленных динамикой восприятия учителем инноваций и степенью их освоения.

Так, адаптивный уровень, по мнению ученых, отличается индифферентным, неустойчивым отношением учителя к инновациям, а также отсутствием проявления творческой активности. Репродуктивный уровень, как отмечают исследователи, отличается более устойчивым отношением

учителя к педагогическим новшествам, проявлением творческой активности с элементами поиска новых решений в стандартных условиях, положительной направленностью потребностей, интересов к изучению альтернативных подходов к учебно-воспитательному процессу, а также открытостью учителя, готовностью к извлечению новой информации из общения с другими. Креативный уровень отличает доминирование творческой активности, положительная эмоциональная направленность учителя на преобразующую деятельность.

Опираясь на вышеизложенное, в качестве важных факторов, оказывающих положительное влияние на эффективность образовательного процесса в общей профессиональной подготовке будущего специалиста, выделим:

- повышение рейтинга значимости художественно-эстетических дисциплин;

- обогащение тематического содержания психолого-эстетических дисциплин средствами искусства на основе междисциплинарной интеграции.

К проблеме интеграции в разные периоды развития системы образования обращались многие ученые, последователи Я. А. Коменского. К. Д. Ушинский, Р. И. Беленький, Д. Н. Кайго-родов, Д. М. Кирюшкин, А. А. Крубер, В. В. Половцев, Т. Ф. Федорец, К. П. Ягодовский рассматривали интеграцию в качестве внутрипред-метных и межпредметных связей. В 60-е гг. XX в. в трудах ученых В. Г. Афанасьева, И. В. Блау-берга, Л. А. Петрушенко, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина разрабатываются методологические основы системного, синергетического подхода к проблеме интеграции. Современных исследователей (В. С. Безрукова, Ю. М. Колягин,

Таблица 1

Основные компоненты, критерии, уровни результативности инновационно-педагогической деятельности

Структурные компоненты Мотивационный Креативный Технологический Рефлексивный

Функциональные компоненты *Личностно-мотивацион-ная переработка образовательных программ * Планирование этапов экспериментальной работы * Принятие решения об использовании нового * Прогнозирование трудностей * Формирование целей и общих концептуальных подходов * Внедрение новшеств в образовательный процесс Коррекция и оценка инновационной деятельности

Критерии Творческая восприимчивость к инновациям Творческая активность Методологическая и технологическая готовность к введению новшеств Педагогическое инновационное мышление Культура общения

Уровни Адаптивный Репродуктивный Эвристический Креативный

Г. А. Монахова, И. С. Светловская, И. П. Яковлев) объединяет прогрессивная идея о том, что интеграция - это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир, а также высшая форма выражения единства целей, принципов, содержания, организации учебного процесса, направленная на интенсификацию системной подготовки учащихся.

Обогащение процесса обучения на психолого-педагогических дисциплинах художественно-эстетическими средствами способствует яркому пробуждению, а также интенсивной работе творческой мысли студентов, помогая им глубже осознать содержание определенных понятий и выразить к ним свое эмоционально-оценочное отношение. Свойственная искусству парадоксальность мобилизует, активизирует все психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление), заставляя будущих специалистов по-новому, с обостренным интересом, подойти к психологическим закономерностям, факторам, движущим силам развития, дидактическим основам воспитательно-образовательного процесса и обнаружив скрытые противоречия.

В исследованиях В. С. Библера, Г. В. Иванченко, А. В. Кирьяковой, Л. Ф. Михальцевой, А. А. Мелик-Пашаева, А. Н. Малюкова, В. И. Пе-трушина доказано, что в процессе приобщения к искусству происходит более полное познание человеком самого себя, своих возможностей, а также формируются навыки невербального чувственного контакта с окружающим миром и идентификации с ним.

Мы предлагаем следующие способы для повышения рейтингового значения музыкальной культуры в профессионально-педагогическом становлении будущего специалиста:

1. Включение в тематическое содержание дисциплин психолого-педагогического цикла шедевров художественного творчества.

2. Применение проблемно-поисковых ситуаций и творческих заданий, актуализирующих художественно-образовательные знания и практические умения студентов.

3. Использование эффективных художественно-развивающих технологий в процессе учебно-педагогической практики.

Ученые, занимающиеся изучением вопроса повышения эффективности профессионально-педагогического обучения будущих специалистов (Ю. К. Бабанский, Б. Ю. Берзин, В. Е. Гмурман,

A. А. Дергач, П. И. Карташов, В. Н. Козиев,

B. В. Краевский, Ю. М. Орлов, И. Н. Семенов, М. Н. Скаткин, С. П. Степанов, Л. Г. Семуши-на), рассматривают инновационно-педагогическую направленность как сложное психологическое новообразование, синтезирующее такие структурные компоненты, как ценностные ори-

ентации, установки, высокая мотивация достижений; высокий уровень самоприятия, самоуважения, рефлексии, наличие передового педагогического опыта, восприимчивость к новому, информационная компетентность, активная позиция по отношению к инновациям.

Мы считаем, что предложенная структура может быть дополнена следующими, весьма важными, на наш взгляд компонентами, а именно: высокий уровень культуры (исследовательской, эстетической), полихудожественная эрудированность, положительное эмоционально-оценочное отношение к культурно-историческим ценностям.

Таким образом, инновационно-педагогическую направленность современного конкурентоспособного специалиста дошкольной образовательной сферы мы рассматриваем в качестве довольно сложной интегративной системы, основные структурные компоненты которой отражены в следующей таблице.

Таблица 2

Структура инновационно-педагогической направленности

Поиск внутренних ресурсов для непрерывной самореализации в профессиональной деятельности Стремление к актуализации профессионального опыта в исследовательско-экспериментальной

_деятельности_

Устойчивая

потребность Познавательный интерес

в расширении в осмысленном изучении профессионально-пе- педагогических новшеств

дагогического опыта__

Ориентированность

_на культурно-исторические ценности_

_Творческая активность_

Следовательно, базовым компонентом инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования является творческая активность, которую мы рассматриваем как формируемое личностное качество, основные компоненты которого отражены в табл. 3.

При формировании инновационно-педагогической направленности будущих специалистов системы дошкольного образования мы придаем огромное значение единству требований к организации учебного процесса на основе интеграции дисциплин художественно-эстетического и психолого-педагогического циклов, с учетом следующих принципов:

- проблематизации обучения, способствующей активизации ведущих компонентов дивергентного мышления - беглость, спонтанность,

Таблица 3

Дифференциация творческой активности педагогов в системе ДОУ

Профессионально-педагогическая эрудированность

Положительно-эмоционально-оценочное отношение к культурно-историческим ценностям

Творческие умения

Воспитатель Свободное оперирование психолого-педагогическими и методологическими знаниями Нахождение собственного стиля педагогической деятельности Создание оригинальных творческих проектов по решению задач современного образования Гибкое руководство различными видами детской продуктивной деятельности

Заведующий, старший воспитатель Определение ведущей концепции функционирования дошкольного учреждения Гибкое владение стилями педагогического руководства коллективом ДОУ Определение ведущего направления инновационной деятельности в ДОУ Свободное оперирование психолого-педагогическими, методологическими, а также другими профессиональными знаниями, адаптивность к современным условиям развития современного образования

ассоциативность, метафоричность, оригинальность;

- рефлексивности - самоанализа, выявления собственных затруднений, ошибок, а также наиболее успешных вариантов решения возникшей проблемы;

- конгруэнтности - подлинности, искренности самовыражения в продуктивной деятельности;

- приоритетности культуры, отражающей уникальную способность человека к освоению и преобразованию окружающего мира;

- полихудожественности - обогащения процесса обучения средствами разных видов искусства.

Приведем несколько разработанных нами заданий проблемно-поискового характера для студентов, эффективных для использования при изучении курсов «Психология» («Общая», «Возрастная», «Социальная») и «Психолого-педагогический практикум»:

* интерпретация оригинальных высказываний по отношению к актуальным проблемам современного образования («Талант подобен благородному коню, которому нужен опытный всадник для того, чтобы вывел его на верную дорогу» - «Педагог должен быть мудрым, искренним, чутким наставником для ребенка, способствуя реализации его индивидуальных возможностей в целесообразно организованной продуктивной деятельности»; «Лучше зажечь свечу, чем проклинать темноту» - «Целесообразнее творчески использовать ценностные психолого-педагогические разработки в профессиональной деятельности, чем критиковать некоторые недостатки современного образования» и др.);

* сравнительный анализ развития психологической мысли в разные исторические эпохи («Преемственность и новаторство психологии Античности, Средневековья и Возрождения»);

* написание сочинений рефлексивного типа («Что бы вы хотели изменить в стиле собственного мышления и деятельности?», «Ваше отношение и личностная готовность к психолого-педагогическим нововведениям в современной образовательной системе» и др.);

* критический анализ авторских статей и образовательных программ («Приемлема ли кор-рекционно-воспитательная программа немецкого ученого Клюге в российских дошкольных учреждениях?»);

* анализ продуктов творческой деятельности детей (стихи, рассказы, рисунки), направленный на выявление психотравмирующих факторов -«Одинокий пловец в бескрайнем океане» (одиночество, проблемы с социальной адаптивностью), «Горящий дом» (дискомфорт в семейных взаимоотношениях, отсутствие взаимопонимания, отчаяние) и др.;

* разработка этапов преодоления определенных фрустрирующих ситуаций («Барьер») - боязнь темноты, высоты, замкнутого пространства, некоторых животных (собак, кошек, мышей), общения с заносчивыми сверстниками и др.;

* создание оригинальных метафор, совмещающих в себе противоположные свойства - «Сумрачное счастье», «Коварная наивность», «Змеиная нежность», «Каменное нетерпение» и др.;

* разработка собственного оригинального высказывания на природу творчества («Общая

психология», темы: «Восприятие. Воображение. Мышление. Психология творчества») - «Творчество - великий дар, который не дает человеку впасть в уныние, отчаяние и праздность духа»;

^разработка музыкальной психодрамы с использованием элементов детского театра (бибабо, настольный, варежковый, пальчиковый), направленной на коррекцию эмоционально-волевых расстройств у детей - «Брошенная кукла» (коррекция детской тревожности, чувства одиночества, неконтактности, проблем межличностного взаимодействия), «Петушок-забияка» (коррекция немотивированной агрессии), «Слоненок на праздничном утреннике» (коррекция детской застенчивости, фрустрированности публичного выступления) и др.;

* разработка музыкально-релаксационных упражнений, основанных на механизме управляемого воображения, для снятия эмоционального напряжения у детей - идентификация с определенным образом, несущим позитивный эмоциональный заряд, внутренний диалог с определенным сказочным персонажем «Поделись обидой с другом» или «Мое заветное желание», «Воображаемые визуальные путешествия в опоре на соответствующие музыкальные произведения»;

* создание собственных оригинальных метафор, отражающих специфические особенности развития личности в разные возрастные периоды («Возрастная, педагогическая психология», темы: «Особенности психического развития в младшем школьном, подростковом, юношеском возрасте», «Психология обучения и воспитания». Например: «Младший школьный возраст - солнечный вернисаж; подростковый - танец на вулканическом кратере: юношеский - зеркальный парадокс»).

Исходя из теоретического анализа исследований отечественных и зарубежных ученых (А. И. Доровской, В. Н. Дружинин, Н. Н. Под-

дъяков, Р. Поу, Й. Шмидт), выделим несколько психологических законов, способствующих направленности развивающейся личности на реализацию творческого потенциала, в опоре на которые целесообразно, на наш взгляд, организовывать процесс обучения студентов:

- разнообразия - поиск ассоциаций, аналогий, отождествление с любым объектом, символический, фантастический способ решения возникшей проблемы;

- игры - разрушение психологической инерции, усиление четкости ясности восприятия, активизация дивергентности мышления;

- сомнения - готовность к опровержению любых стереотипов, сложившихся в жизни, науке, культуре;

- погружение в процесс развития человечества - осознание себя через человечество, и наоборот;

- спиралевидности - возвращение временно забытой информации в новом ракурсе.

Успешность формирования направленности будущих специалистов системы дошкольного образования на инновационную деятельность предполагает наличие следующих педагогических условий:

- приобщение к культурно-историческим ценностям;

- создание богатой развивающей среды;

- применение системы постепенно усложняющихся творческих заданий проблемно-поискового характера, развивающих профессиональную компетентность специалиста;

- накопление опыта критического анализа разных психолого-педагогических теорий, концепций, методологических подходов к системе современного образования;

- междисциплинарная интеграция;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация интерактивного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.