Научная статья на тему 'Формирование инфраструктуры для создания инновационных кластеров как инструмент конкурентоспособности промышленных предприятий'

Формирование инфраструктуры для создания инновационных кластеров как инструмент конкурентоспособности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIVE КЛАСТЕР / THE INNOVATIVE PROJECT / AN INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстых Т. О.

Рассматриваются факторы успешной реализации инновационных проектов, преимущества инновационных кластеров, подходы к формированию инфраструктуры социально-экономических систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN INFRASTRUCTURE FOR CREATION INNOVATIVE

Factors of successful realization of innovative projects, advantages innovative кластеров, approaches to formation of an infrastructure of social and economic systems are considered

Текст научной работы на тему «Формирование инфраструктуры для создания инновационных кластеров как инструмент конкурентоспособности промышленных предприятий»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Т.О. Толстых, д-р экон. наук, профессор Российский государственный торгово-экономический университет, г. Воронеж

Рассматриваются факторы успешной реализации инновационных проектов, преимущества инновационных кластеров, подходы к формированию инфраструктуры социально-экономических систем

В настоящее время практически в каждом субъекте РФ стоит проблема повышения имиджа и инвестиционной привлекательности регионов, выделения приоритетных направлений развития, создания результативных программ межрегионального взаимодействия. И в тоже время, перед регионами встаёт задача систематизации стихийно появляющихся проектов в различных сферах и отраслях. Отсутствие единой стратегии в развитии территориальных образований приводит к несбалансированности в распределении федеральных и муниципальных средств, в кадровой политике, в выделении земель под застройки и т.д., что неизбежно приводит к понижению имиджа региона.

Отечественная промышленность, исторически развивавшаяся в условиях единого государственного заказа, оказалась не приспособленной к рынку. Многие предприятия в переходный период утратили свою прежнюю отраслевую ориентацию. Произошел разрыв внутриотраслевых связей, отток наукоемкого потенциала и квалифицированных специалистов в частный сектор.

За прошедшие годы рынок внес коррективы в управленческие подходы и методы управления предприятиями, а достигнутая макроэкономическая стабилизация создала начальные предпосылки для инвестиций в российскую промышленность.

Однако темпы развития не сырьевых отраслей остаются крайне низкими. Ключевым препятствием роста выступает фактическое отсутствие потока инноваций в промышленность. Инновации являются центром притяжения капитала, а качество организации трансферта инноваций в промышленность во многом определяет перспективы оздоровления отраслей, и, в конечном счете, перспективы повышения конкурентоспособности российской экономики.

Слабый поток инноваций в промышленность обусловлен отсутствием рационального отраслевого промышленного менеджмента, который в первую очередь должен заключаться в реализации путей воссоздания эффективных внутриотраслевых связей, с учетом особенностей экономики инновационного типа. Все еще приходится констатировать общий разрыв между системами получения и капитализации знаний. Наблюдается разрозненность усилий в вопросах продвижения на технологические рынки, позициониро-

вании и привлечении инвестиций в развитые отраслевые сегменты. Практически не используется потенциал и положительный опыт малого высокотехнологичного бизнеса для повышения инновационной активности промышленных предприятий. Таким образом, имеющиеся социальные и хозяйственные ресурсы используются не эффективно, не выстроены механизмы, создающие предпосылки для ускоренного развития промышленности. Требуется заново создать систему экономически обоснованного отраслевого управления, повысить прозрачность отдельных отраслевых сегментов как для хозяйствующих в них субъектов, так и для внешних инвесторов. Необходимо упорядочить взаимодействие всех участников технологического рынка, сформировать условия для возникновения мотивированных связей между малым бизнесом, промышленностью и образованием.

На территории Воронежской области, например, расположено около 20 предприятий электронной промышленности. Однако не все предприятия могут справиться с задачей перехода на международные стандарты производства из-за высокой степени изношенности основных средств (50% и более), устаревших технологий, недостатка собственных средств. Модернизация производства требует дополнительного привлечения государственных и частных инвестиций, но без четких критериев трудно определить, какие предприятия подлежат инвестированию

При разработке стратегии региона необходимо выработать определенный подход к инвестированию важнейших для региона инновационных проектов. Одной их отличительных особенностей таких проектов является длительный срок окупаемости, по сравнению с инвестициями в мелкие совершенствования или в псевдоинновации. Именно это препятствует, например, получению инвестирования из банковского сектора. Необходимость развития региональной инфраструктуры в долгосрочном аспекте, а также ограниченность материальных ресурсов диктует потребность в определении приоритетов инвестирования.

Успешность реализации инновационного проекта зависит от многих факторов и условий, среди которых наиболее значимыми являются:

1. Стоимость научнък исследований и проект-нък работ: слишком большие затраты на разработку ИОТ снижают в конечном счете рентабельность.

2. Издержки производства: чем выше

накладные расходы, тем меньше оказывается прибыль.

3. Издержки, связанные с маркетингом: проведение маркетинговых исследований невозможно без привлечения квалифицированных специалистов, оплата труда которых достаточно высока, и эти затраты, естественно, уменьшат конечную прибыль компании.

4. Издержки, связанные с внедрением и реализацией,- выход новой услуги на рынок образования. Рекламирование, подготовка и сам процесс реализации наукоемкого товара сопряжен с большими и постоянными затратами, уменьшающими потенциально возможную прибыль компании.

5. Величина цены на новый наукоемкий товар. К любой новой услуге заказчики относятся вначале настороженно. Следовательно, на новые услуг цены не должны быть слишком высокими. Но цены не должны быть и слишком низкими, исходя из стереотипа «хороший товар должен стоить дорого». Поэтому от правильной ценовой стратегии в значительной мере зависит рентабельность всего процесса.

6. Быстрота морального устаревания

наукоемкой продукции.

За последние годы научные знания и технические решения обновляются с такой скоростью, что большинство информационных технологий морально устаревает в течение трех-четырех лет.

7. Трудности в получении инвестиций: поскольку собственных средств, как правило, недостаточно для разработки и внедрения крупных инновационных производственных или технологических проектов, отсутствие своевременных дополнительных инвестиций способно замедлить темп реализации проекта.

В приоритетный уровень можно отнести проекты в сфере образования, медицины, экологии, т.к. подобные проекты, чрезвычайно важные для развития региона, но из-за длительного срока окупаемости мало привлекательны для частного и даже банковского сектора инвестирования. К приоритетным можно отнести также и инфраструктурные проекты развития производственного, строительного, сервисного и инновационного секторов российского предпринимательства.

Устойчивое положение предприятия на рынке определяют имеющиеся у него возможности: наличие современной технологии, оборудования, подготовленных кадров и прочих ресурсов, обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие предприятия. К важным конкурентным позициям предприятий относятся: степень удовлетворения запросов покупателя, рыночная доля продукции на рынке, рентабельность производства, инновации, производительность труда, стратегическое планирование и управление, способность оперативно реагировать на потребности рынка и прочие.

Поэтому, одним из эффективных инструментов обеспечения конкурентоспособности для предприятий области может стать их интеграция в некоторую социально-экономическую систему.

Встречаются три наиболее широко известных определения социально-экономических систем:

1. Регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов (технологическая родственность), обычно привязанные к тем или иным учреждениям индустрии знаний (НИИ, университетам и т.д.).

2. Вертикальные производственные цепочки: довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро социально-экономической системы (например, цепочка «поставщик - сборщик - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм.

3. Отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации.

Безусловно, перечисленные типы в чистом виде не встречаются ни за рубежом, ни в России. Чаще всего, это географически локализованная совокупность активных субъектов экономической деятельности с мотивированными и устойчивыми кооперационными отношениями, образующими непрерывную синергетическую систему получения, освоения в производстве, промышленного выпуска и реализации рыночного продукта в отдельном отраслевом сегменте. Под отраслевым сегментом понимается отраслевое направление или спектр смежных отраслевых направлений, характерных для данного отраслевой социально-экономической системы [50].

Географическая локализация определяется принципом максимальной эффективности: в рамках отраслевой социально-экономической системы концентрации носителей инноваций, носителей кадрового ресурса, предприятий промышленного сектора, объектов инновационной инфраструктуры и сопутствующих отраслевых организаций балансируется между собой.

В зависимости от географической локализации отраслевые социально-экономические системы могут быть разделены на региональные и территориальные. Примером региональной системы является Зеленоград, где четко выражена территориальная социально экономическая система в области микроэлектроники, электроники, телекоммуникаций и информационных технологий. На небольшой территории города сосредоточены десятки промышленных предприятий электроники, функционирует базовое высшее учебное заведение отрасли, активно развивается наукоемкий бизнес. Другим показательным примером территориального объединения является «Светлана» (Санкт-Петербург). Социально-экономическая система представляет собой конгломерат предприятий оптоэлектронной и химической промышленности и ряда пред-

приятий смежных отраслевых направлений. Среди образующих признаков - географический (предприятия функционируют в мегаполисе Санкт-Петербург, преимущественно на территории АООТ «Светлана»), технологический (предприятия используют общую технологическую базу), вертикальный (этапы производственного цикла разнесены по отдельным предприятиям, но в совокупности реализуется полная и непрерывная цепочка получения конечного продукта в отраслевом сегменте).

Целесообразность данного подхода подтверждается мировым опытом. Социально - экономические системы являются основой экономики практически всех промышленно развитых стран. Ярким примером является «силиконовая долина» в США, где на ограниченной территории сконцентрирован потенциал ведущих мировых производителей электроники и микроэлектроники.

Участники, входящие в социальноэкономическую систему, действуют в условиях нормальной рыночной конкуренции, но в тоже время они находятся в благоприятной бизнес-среде, способствующей инициации совместных проектов, в том числе направленных на оптимизацию цепей поставок в общих интересах. Другими словами, компании конкурируют между собой, а на уровне отрасли объединяют свои усилия.

Одним из перспективных направлений повышения конкурентоспособности промышленных предприятий является создание кластеров. Если говорить об объединении предприятий в кластеры, то региональная структура кластера всегда более выгодна, чем национальная или отраслевая, так как здесь внутрифирменные связи более тесные. Кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является наличие в лице одной из фирм ядра инновационных технологий для производства определенного вида продукции или услуги.

Преимуществом кластера также является эффект охвата, возникающий при существовании фактора производства и торговли, который может быть использован одновременно для производства и продажи определенных видов продукции. Этот фактор характеризуется многофункциональной природой. При группировке фирм в кластеры эффект охвата значительно усиливается, так как возникает возможность использовать многофункциональный фактор на различных предприятиях при минимизации транзакционных издержек, связанных с его передачей.

Кластерная производственно - торговая структура синтезирует эффект синергии, возникающий на основе всеобщей стандартизации продукции. Таким образом, все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба, охвата и синергии.

Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня кон-

курентоспособности, представляет собой интеграцию различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, органов государственного управления, торговых предприятий, общественных организаций и т.д.). Такое объединение позволяет использовать преимущества двух способов координации экономической системы - внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения.

Инновационная структура кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств за счет повышения эффекта производственно-торговой структуры, что позволяет участникам кластера стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени

Возникновение и распределение кластеров и инновационной активности являются закономерными процессами. Тенденции к образованию кластеров чаще всего имеют совместную научную, производственную, коммерческую базу, более того, успешное развитие кластера может быть гарантировано лишь при условии, что научная база позволяет построить кластер не по специализированному, а по дифференцированному типу.

Инструментами поддержки инновационных кластеров с участием предприятий малого и среднего бизнеса должны стать государственно-частное партнерство (ГЧП) и венчурный региональный фонд (ВРФ) поддержки инноваций. Цель ГЧП и ВРФ в том, что денежные капиталы одних организаций и интеллектуальные возможности других (оригинальные идеи или технологии) при поддержки государства объединяются для того, чтобы получить экономическую, социальную или экологическую эффективность.

ГЧП как основа для реализации таких проектов преследует своей целью снижение издержек, оптимизацию бюджетных ассигнований, повышение качества работ, а после запуска проекта - предоставление качественных и доступных общественных услуг.

Результатом такого взаимодействия должно стать обеспечение процессов регионализации, то есть и возможность финансовой поддержки развития предпринимательства, и возможность поднять на новую высоту уровень конкурентоспособности малых предприятий, и возможность повысить кадровый потенциал, и отработать эффективные схемы интеграции с крупными промышленными корпорациями и естественными монополиями.

Формирование и развитие промышленных и социально-экономических систем неразрывно связано с созданием соответствующей инфраструктуры. ВИн-фраструктура служит фундаментом кооперации промышленности и малого бизнеса в региональной системе. Подобная кооперация решает проблему нехватки опробованных на рынке инноваций на крупных отраслевых предприятиях, существенно снижа-

ются риски внедрения новой высокотехнологичной продукции в серийное производство. Собственные ресурсы промышленных предприятий сосредотачиваются на расширении производства, а ресурсы наукоемких компаний на освоении новых видов инновационной продукции.

Опытно-экспериментальная инфраструктура -это средство для выпуска мелких партий новой инновационной продукции, которая впоследствии апробируется в рынке и, в случае успеха, передается в крупносерийное производство. Кроме того, опытно-экспериментальная инфраструктура привлекает в новых носителей инноваций, за которыми приходят новые инвесторы, стратегические партнеры, поставщики материалов и комплектующих, поставщики сопутствующих услуг. Таким образом, опытно -экспериментальная инфраструктура является основой установления системных связей в системе, обеспечивает ускоренную передачу интеллектуального ресурса в реальный сектор экономики.

Однако каждый новый этап развития опытно -экспериментальной инфраструктуры должен быть детально взвешен и экономически обоснован. С одной стороны, нехватка инфраструктурных ресурсов служит препятствием для запуска новых инновационных проектов, но с другой стороны, возможная недоза-грузка инфраструктуры - это неоправданные инвестиции и дополнительные издержки. Поэтому процесс создания инфраструктуры должен носить проектноориентированный характер. Другими словами, опытно-экспериментальная инфраструктура преимущественно должна наращиваться в ходе реализации конкретных инновационных проектов и под конкретные разработки.

Инфраструктура рынка играет существенную роль в развитии рыночной системы, так как способствует оперативному и эффективному осуществлению товарообменных операций, юридическому и экономическому контролю за ними, а также позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров и другие проблемы, возникающие в процессе рыночных отношений.

Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с реализацией следующих целей:

• снижение степени риска благодаря различным видам страхования, консалтинговым, сертификационным услугам;

• ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет брокерских и дилерских услуг, качественной и быстрой подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи;

• развитие предприятий за счет эмиссии и размещения ценных бумаг, приобретения ценных бумаг, использования новых форм хозяйствования и управления;

• скорейшее доведение товаров и услуг до потребителей путем проведения маркетинговых исследований, применения рекламы и других средств про-

движения продукции.

Под рыночной инфраструктурой будем понимать совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков [1]. В данном определении речь идет о многоуровневом функционировании рыночной инфраструктуры, то есть о макро-и микроуровнях. Это позволяет увидеть не только различия традиционного и современного подходов в трактовке инфраструктуры, но и их преемственность.

Рыночная инфраструктура выступает как инсти-туционали-зированная трансакция, поэтому из этого следует, что первым ее элементом являются соответствующие институты, в которых образуются трансакции. Их можно разделить на две группы - институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях.

Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками.

Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся:

• дороги (автомобильные и железные);

• порты (речные, морские);

• аэродромы;

• грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен);

• склады (в том числе таможенные);

• предприятия связи;

• жилищно-коммунальное хозяйство.

С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п.

Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда - заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческое использование государством. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций.

Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.

Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники - торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т. п.

Государство в этой части рыночной инфраструктуры представлено, прежде всего, центральным банком и налоговыми службами.

Информационная составляющая выполняет важную роль - она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры с внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Пригодность или непригодность самого института, равно как и степень его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости вырастает третий элемент рыночной инфраструктуры - законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.

Таким образом, внутреннее содержание рыночной инфраструктуры дополняется ее внешним содержанием - нормообразованием.

Еще один элемент рыночной инфраструктуры рынка - уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка. Это тот самый субъективный элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в экономических системах.

Каковы же основные функции инфраструктуры рынка, которые необходимо использовать в управлении маркетингового потенциала территории? Можно выделить две основные функции, обусловленные

природой рыночной экономики и актуальные для территории:

а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.

б) регулирование движения товарно-денежных потоков.

В качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой - коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям. Каждая из выделенных функций характеризуется определенными чертами или свойствами.

Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития.

Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные, прямо противоположные. Эта подсистема по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.

Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Именно поэтому инфраструктура благодаря своим функциям обеспечивает эффективность экономики, причем в той мере и через те механизмы, которые свойственны только ей. Эту часть эффективности можно назвать скрытой эффективностью, поскольку к ней неприменимы прямо и непосредственно методы сопоставления затрат и результата (например, отрицательные последствия плохих дорог для сбора урожая или недостаточная развитость банковской системы как фактор, тормозящий скорость расчетов, и т. п.).

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Таким образом, функции инфраструктуры рынка следующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

• повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

• организационное оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

• подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Рынок предъявляет особые требования к решению инфраструктурной проблемы, и в первую очередь к составу элементов инфраструктуры рынка. Остановимся на них подробнее с учетом их роли в формировании общей инфраструктуры региона:

1. Торговые предприятия и организации являются объектом воплощения экономических интересов субъектов рынка. Ошибки в выборе торговца и проблемы взаимоотношения с ним могут лишить покупателя возможности приобретать товары требуемого качества, ассортимента.

2. Коммерческо-посреднические организации играют активную роль в формировании и осуществлении товародвижения. Неумение определить нужного партнера в лице этих организаций приводит субъектов рынка к дополнительным затратам, неполучению необходимых товаров, а коммерческо-посредническим организациям не удается в полной мере реализовать свои возможности.

3. Организации по оказанию услуг влияют на

рационализацию товародвижения, совершенствование материально-технической, инженерно-

технологической базы рынка, ресурсосбережения, решение проблемы управления, планирования и организации коммерческо-хозяйственной деятельности субъектов рынка. Отсутствие должного контакта субъекта рынка с этими организациями затрудняет самостоятельное решение ими различных вопросов ведения коммерческо-хозяйственной деятельности и ведет к финансовым потерям.

4. Информационные организации существенным образом содействуют развитию рынка, поскольку его субъекты в современных условиях не могут успешно конкурировать, если не располагают соответственной информацией.

5. Финансовые организации. Нечеткие и недостаточно скоординированные взаимоотношения субъекта рынка с финансовыми организациями не позволят ему реализовать свои потенциальные коммерче-ско-хозяйственные возможности.

6. Контролирующие организации. Отсутствие эффективного контроля за товарным рынком приводит к финансовым, правовым, налоговым и прочим

правонарушениям, нерациональному товародвижению, наличию экологически опасных товаров, недобросовестной конкуренции.

7. Юридические организации. Отсутствие правовой помощи может привести к ошибкам в формировании деловых отношений и сбое при их выполнении, а также неспособности защититься в процессе деятельности.

8. Организации по трудовому обеспечению. Нечеткая организация управления, недостаточная связь с субъектами рынка приводит к неэффективному поиску последними нужных специалистов, умеющих планировать, организовывать и контролировать товародвижение, налаживать необходимые связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Транспортные системы. Нерациональное использование этого звена приводит к удорожанию товара, ухудшению его качества препятствует к правильному его сосредоточению в запасах на всем пути товародвижения.

10. Система связи - необходимый инструмент установления контакта между субъектами рынка.

11. Топливно-энергетический комплекс. Недостатки в работе комплекса нарушают соответствующие режимы, тормозят, а зачастую приостанавливают нормальное функционирование предприятий.

В зависимости от формы собственности все элементы инфраструктуры (соответствующие предприятия) подразделяются на следующие категории:

1. Государственные.

2. Муниципальные.

3. Частные.

4. Смешанные.

Развитие современной инфраструктуры сдерживается различными причинами объективного и субъективного характера, как например, недостаток финансовых ресурсов, отсутствие сопряженности в работе, склонность к нарушению договорных обязательств, недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение. Но, рассматривая рыночную инфраструктуру как инструментарий обеспечения конкурентоспособности предприятий области, а значит и самой области в целом, необходимо искать пути формирования и развития элементов инфо-раструктуры, эффективности юридического и экономического контроля над ними, повышать их оперативность через предоставление информационного обеспечения.

Литература

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М, 1999. 479 с.

2. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление./ В.Г. Елиферов, В.В. Репин: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2007. -319с.

3. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития [Текст]/ Т.В. Цихан// Теория и практика управления - 2003. - №5,. - С27-29.

E-mail: tt400@mail.ru

Ключевые слова: инновационный проект, инновационный кластер, инфраструктура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.