Научная статья на тему 'Формирование инфраструктурного механизма обеспечивающего устойчивое развитие предпринимательской деятельности'

Формирование инфраструктурного механизма обеспечивающего устойчивое развитие предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / BUSINESS / SMALL-SCALE BUSINESS / INFRASTRUCTURAL PROVISION / GOVERNMENTAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметшин Р. М.

В статье рассматривается современное состояние регионального инфраструктурного обеспечения предприятий малого бизнеса, на основании чего автор выделил особенности инфраструктурного обеспечения на региональном уровне. Также автором предложены пути формирования инфраструктурного механизма, который должен обеспечить устойчивое развитие предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article see's into current condition of regional infrastructural provision of small-scale business, therefore author defined features of infrastructural provision on a regional level. Furthermore, author proposes ways of formation of infrastructural gear, which is to provide persistent development of business.

Текст научной работы на тему «Формирование инфраструктурного механизма обеспечивающего устойчивое развитие предпринимательской деятельности»

Р. М. Ахметшин

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО УСТОЙЧИВОЕ

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малый бизнес, инфраструктурное обеспечение, государственное

регулирование.

В статье рассматривается современное состояние регионального инфраструктурного обеспечения предприятий малого бизнеса, на основании чего автор выделил особенности инфраструктурного обеспечения на региональном уровне. Также автором предложены пути формирования инфраструктурного механизма, который должен обеспечить устойчивое развитие предпринимательской деятельности.

Key words: business, small-scale business, infrastructural provision, governmental regulation.

The article see's into current condition of regional infrastructural provision of small-scale business, therefore author defined features of infrastructural provision on a regional level. Furthermore, author proposes ways of formation of infrastructural gear, which is to provide persistent development of business.

Экономика Российской Федерации и ее субъектов предполагает, что важнейшее значение для их развития имеет инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности и механизм ее реализации. Создание инфраструктурного механизма для устойчивого развития предпринимательских структур — одна из ключевых проблем нынешнего этапа развития России. В настоящее время роль государственного регулирования (на различных уровнях)

формирования инфраструктурного механизма устойчивого развития предпринимательских структур не распределена, отсутствуют показатели оценки эффективности такого регулирования в нашей стране и четкие сценарии формирования механизма.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости создания такого механизма формирования инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства, который обеспечивал бы не на словах, а на деле их устойчивое развитие.

Региональная инфраструктура -организационно-экономическая система,

обслуживающая комплексы территориально-хозяйственные и способствующая их адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры,

обеспечивающая свободное внутри- и

межрегиональное перемещение товарных, сырьевых, трудовых, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов. [3;4;5]. Основная

функция региональной инфраструктуры - создание условий, необходимых для поддержания

нормального процесса производства и воспроизводства его факторов (средств

производства, рабочей силы, финансово-кредитных и природных ресурсов), в соответствии с которыми выделяются укрупненные элементы

инфраструктуры (производственная, социальная, институциональная, рыночная, информационноинновационная).

Состояние региональной инфраструктуры в Российской Федерации на современном этапе развития несет на себе отпечаток трудностей переходного к рынку периода и экономического

кризиса. Развитие региональной инфраструктуры во многом носит стихийный и неравномерный характер в зависимости от региона. Основными причинами такого положения являются как несовершенство законодательной базы, асимметрия сфер развития предпринимательских структур, неоднородность кризисных явлений в различных регионах страны, так и слабая интеграция региональных воспроизводственных систем. По мнению ученых именно это обуславливает то, что вновь создаваемые институты региональной

инфраструктуры концентрируются главным образом в крупных экономических центрах.

Развитие региональной инфраструктуры зависит не только от траектории движения к макроэкономической стабилизации, а также от переноса центра тяжести реформ на уровень регионов и предприятий [3]. При этом ключевая роль принадлежит системам информатизации, в которых чисто инфраструктурные функции сочетаются с инновационными. Оба взаимосвязанных

функциональных компонента способствуют распространению рыночных реформ с макроэкономического уровня на вертикальногоризонтальный, т.е. на территории, где реально функционируют производительные силы, создаются товары и услуги.

Уже имеющийся опыт показал, что для реализации государственной политики в области малого предпринимательства необходима институциональная структура государственной поддержки малого предпринимательства,

основанная на разделении функций. Базовыми элементами этой структуры являются:

1. Орган управления и контроля -министерство, комитет, департамент.

2. Финансовый орган - фонд поддержки малого предпринимательства.

3.Общественный орган - общественный совет по малому предпринимательству.

Согласованные действия элементов такой институциональной структуры обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития

МП, интересам государства (через орган

управления), интересам малого бизнеса (через общественный орган) и гарантируют ресурсное обеспечение государственной политики в области МП (через финансовый орган).

Администрация

Нормативная база и программы развития малого предпринимательства

Рис. 1 - Базовые элементы инфраструктуры малого предпринимательства

Результатом осуществления механизма развития малого предпринимательства,

центральную часть которых обычно составляют программы и подпрограммы создания и развития инфраструктуры малого предпринимательства, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности субъектов малого бизнеса в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении. Такая система, опирающаяся на описанные выше три базовых элемента государственной поддержки малого предпринимательства, и составляет инфраструктуру малого бизнеса.

Учитывая ограниченность ресурсов и основываясь на отечественном и зарубежном опыте, в ближайшее время необходимо

сконцентрироваться на наиболее острых проблемах деятельности малого предпринимательства, решаемых с помощью льготного кредитования, гарантирования займов, компенсации процентных ставок, финансового лизинга, аренды помещений и земельных участков, доступа к информационным ресурсам, подготовки и переобучения кадров, выставочной деятельности, финансового и налогового консультирования, общего и

специального консалтинга.

Институты, осуществляющие эти доступные для малого предпринимательства услуги, образуют основные элементы инфраструктуры МП.

В соответствии с законодательством Российской Федерации оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется

исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования,

машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления также вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Инфраструктура имущественной поддержки предпринимательства включает в себя бизнес-инкубаторы, инновационные технопарки, индустриальные парки. Так, показателен пример Республики Татарстан, где с целью расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к объектам недвижимости путем предоставления помещений в аренду на льготных условиях в Республике Татарстан с 2005 года за счет средств бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации созданы пять бизнес-инкубаторов для субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубатор «Свияга» (г. Казань), Поволжский бизнес-инкубатор легкой промышленности (г. Казань), бизнес-инкубатор в г. Елабуге, бизнес-инкубатор в г. Набережные Челны, бизнес-инкубатор в г. Чистополе), где в настоящее время уже размещены около 80 субъектов малого предпринимательства, создано около 600 рабочих мест.

Основой механизма инфраструктурной поддержки малого предпринимательства должны быть крупные компании, которые способны предоставить кредиты, а также оказать консалтинговые услуги, связанные с регистрацией предприятий и с ведением бухгалтерского учета в малом бизнесе.

Кроме того, для создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства необходима создание и поддержка сообществ, в которых начинающие предприниматели могут поделиться своими бизнес-идеями или же найти партнеров по ведению бизнеса.

Еще одной важнейшей задачей при создании инфраструктуры поддержки малого бизнеса является создание различных бизнес-школ, где будут проходить обучение начинающие предприниматели, а опытные бизнесмены смогут повысить свою квалификацию.

Одной из важнейших составляющих механизма инфраструктурной поддержки малого предпринимательства является создание «инкубаторов», где могут быть размещены малые предприятия. Бизнес-инкубаторы должны предлагать предпринимателю необходимые помещения для развития предприятия по низкой арендной ставке, а также необходимую инфраструктуру, которая должна включать в себя как дешевую и качественную связь, так и дороги, и другие транспортные артерии, которые позволят

доставлять необходимую продукцию и расходные материалы для деятельности малых предприятий.

В более широком смысле к инфраструктуре поддержки частного предпринимательства стоит отнести создание благоприятных условий для ведения бизнеса со стороны налоговых и других контролирующих органов, работа с которыми занимает огромное количество времени у начинающих предпринимателей.

Одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются малые предприятия, является сбыт собственной продукции, и одной из задач при создании инфраструктуры малого

предпринимательства является создание торговых площадок для частного бизнеса.

Литература

1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 192с

2. Бабаева Л.В «Малый бизнес в России»- М.: «Наука»«, 2012. - 183с.

3. Каленская Н.В. Инфраструктурная поддержка инновационного развития Республики Татарстан //Экономика и управление.- 2007. № 6. С 72-76.

4. Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: КомКнига, 2006.

5. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры России в переходный период/под ред. В.Н. Лифшица. - М.: 1996.

6. Региональная экономика/ под ред. проф. М.В. Степанова. - М. ИНФРА - М, 2008.

7. Шинкевич А.И., Варданян Э.А. Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне. -Вестник Казанского технологического университета. № 2- Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2013. С. 229332.

8. Шинкевич А.И., Сафин Э.Р. Об оценке использования

ресурсного потенциала научно-инновационной инфраструктуры. - Вестник Казанского

технологического университета. № 8- Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. С. 253-262.

© Р. М. Ахметшин - асп. каф. маркетинга, коммерции и предпринимательства К(П)ФУ, renakhmet@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.