Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie. ru/PDF/ 151EVN215.pdf DOI: 10.15862/151EVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/151EVN215)
УДК 657.4.012.2
Иванова Оксана Евгеньевна
ФГБОУ ВПО «Костромская ГСХА» Россия, Костромская область1 Кандидат экономических наук Доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»
E-mail: oksivanova44@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=704990
Солдатова Любовь Ивановна
ФГБОУ ВПО «Костромская ГСХА» Россия, Костромская область Кандидат экономических наук Доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»
E-mail: lyubovsoldatova@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=440098
Солдатова Александра Петровна
ФГБОУ ВПО «Костромская ГСХА» Россия, Костромская область Студентка экономического факультета 3 курс, 8 группа
E-mail: sashasoldatova@mail.ru
Формирование информационных потоков в работе грузового автотранспорта
1 156530, Россия, Костромская обл., Костромской район, пос. Караваево, Учебный городок, Караваевская с\а, 34 1
Аннотация. Управление работой грузового автотранспорта в наше время является актуальным в деятельности многих организаций. Учет затрат и оказанных услуг грузовым автотранспортом должен стать средством повышения оперативности информации как первичного, так и бухгалтерского учета для управления производством. Достичь этого можно путем усовершенствования учетной документации, документооборота, регистров бухгалтерского учета и порядка постановки учетных данных. Усложнение хозяйственных связей и механизм рыночных отношений обусловили возникновение потребности в дополнительной информации, обеспечивающей успешное функционирование организации в этих условиях. Очевидно, что для внутреннего управления необходим более точный подход для формирования информации по анализу, выбору и обоснованию управленческих решений. В связи с этим появляется у руководителей необходимость в информации не только о своевременности представления бухгалтерской финансовой отчетности, величине налоговой нагрузки предприятия, но и данных о сумме затрат и эффективности использования ресурсов. В связи с этим в данной статье авторами предлагается применять следующие регистры учета и контроля работ грузового автотранспорта: «Отчет о выполненных работах грузовым автотранспортом» и «Отчет о затратах и себестоимости выполненных работ грузовым автотранспортом». Поэтому, формирование информационных потоков о работе грузового автотранспорта с применением управленческих аспектов построения учетных данных, является главным инструментом для планирования деятельности и осуществления оперативного контроля эффективностью использования ресурсов в организациях.
Ключевые слова: затраты; калькуляция; первичная документация; учет; грузовой автотранспорт; автопарк; внутренняя управленческая отчетность; отчет.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Иванова О.Е., Солдатова Л.И., Солдатова А.П. Формирование информационных потоков в работе грузового автотранспорта // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/151EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/151EVN215
Хорошо налаженная работа грузоперевозок обеспечивает успешную работу основных отраслей. Поэтому, учетно - аналитическая система является составляющей управленческой функции организации, которая базируется на финансовой и управленческой информации. Ее суть заключается в объединении учетных и аналитических операций в один процесс, проведение оперативного мониторинга и использование результатов для принятия управленческих решений [6,7]. Оптимальная организация информационных потоков о работе грузового автотранспорта представляет собой совокупность информации, необходимую для осуществления работы организации. На наш взгляд, при формировании информационных потоков о работе грузового автотранспорта необходимо выделить ряд основных этапов по внедрению ключевых показателей для планирования, учета, анализа и контроля (рис. 1).
Рис. 1. Этапы внедрения информационных потоков о работе грузового автотранспорта
составлено (разработано) авторами
Сбор данных в системе финансового учета о величине производственных затрат и выполненных работах грузовым автотранспортом может быть представлен как целостная система, которая обладает собственным аналитическим содержанием. Методологическая основа формирования информационных потоков о затратах и калькулировании себестоимости выполненных работ грузовым автотранспортом в системе финансового учета представлена на рисунке 2.
Требования-накладная на передачу материальных ценностей
Требования-накладная на перемещение материальных ценностей
Ведомость на передачу спецодежды и спецоснастки
Путевой лист легкового автомобиля
Путевой лист специального автомобиля
Путевой лист грузового автомобиля
Путевой лист автобуса не общего пользования
Путевой лист автобуса не общего пользования
Журнал учета движения путевых листов
Товарно-транспортная накладная
Табель учета рабочего времени
Сводная ведомость работы грузового автотранспорта J к
Я
Лицевой счет (производственный отчет) по грузовому автотранспорту
А
Журнал-ордер № 10
Главная книга
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Рис. 2. Методологические основы учета производственных затрат и калькулирования себестоимости выполненных работ грузовым автотранспортом в системе финансового учета. Составлено (разработано) авторами
В рамках сбора информации по данным финансового учета не нарушается непрерывность и целостность единой учетной системы организации, и вместе с тем создается возможность на ее основе формировать информацию для управленческого учета, контроля и
анализа и разработке корректирующих мероприятий. Формирование информационных потоков о затратах и выполненным работам грузовым автотранспортом возможно получить на основании учетно - аналитической информации, которая группируется на балансовом счете 23 «Вспомогательное производство» субсчет 4 «Грузовой автотранспорт» активном, калькуляционном, затратном, операционном.
Согласно Плану счётов бухгалтерского учёта финансово -хозяйственной деятельности организаций по дебету счета 23 «Вспомогательное производство» субсчета 4 «Грузовой автотранспорт» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием автотранспортных услуг: расход ГСМ, запчастей, расчеты с персоналом по оплате труда, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательного производства. По кредиту счета 23 «Вспомогательное производство» субсчета 4 «Грузовой автотранспорт» отражаются суммы фактической себестоимости оказанных услуг. [6].
Отразим методологию формирования информации о затратах и выполненных работах грузовым автотранспортом на примере организации, занимающейся заготовкой и переработкой древесины (таб. 1).
Таблица 1
Журнал фактов хозяйственной жизни по учету затрат и выполненным работам грузового автотранспорта. Составлено (разработано) авторами
Факт хозяйственной жизни Наименование первичного документа Д-т К-т Сумма (руб.)
Отражены затраты по содержанию основных средств на сумму начисленной амортизация Ведомость распределения амортизации в растениеводстве 23-4 02 377 760
Списаны на затраты производства ГСМ Учетный лист тракториста -машиниста, Путевой лист трактора 23-4 10 3 529 496
Отнесена на затраты производства начисленная заработная плата Учетный лист труда и выполненных работ, учетный лист тракториста - машиниста, табель учета рабочего времени 23-4 70 4 698 372
Произведены отчисления на социальное страхование Расчетно - платежная ведомость 23-4 69 723 449
Списаны прочие материальные затраты Накладная внутрихозяйственного назначения 23-4 10 3 380 560
Списаны услуги по ремонту Ведомости распределения расходов по текущему ремонту техники и оборудования (разработанная в организации форма) 23-4 23-1 103 173
Списаны на затраты производства прочие затраты Накладная внутрихозяйственного назначения, отчет о движении материальных ценностей 23-4 10 56 520
Списаны выполненные работы грузового автотранспорта по фактической себестоимости на потребителей Бухгалтерская справка 23-1, 20 23-4 12 896 330
Закрытием счетов завершается бухгалтерская финансовая работа за отчетный год. Этот заключительный этап является не менее важным, чем текущий учет на протяжении года. Закрытие счетов следует проводить в системном порядке с отражением результатов закрытия
каждого счета на других счетах бухгалтерского учета. Это значит, что определение, распределение и отражение отклонений фактической себестоимости от плановой (калькуляционных разниц) и выведение финансовых результатов осуществляют непосредственно в системе аналитического и синтетического учета и контролируют путем сверки оборотов, либо другими приемами проверки правильности записей в бухгалтерских регистрах. Калькулирование себестоимости работ, услуг в организациях используется в следующих целях:
• установления уровня безубыточной цены;
• контроля затрат в производстве (предупреждение потерь в результате неоправданного роста себестоимости или недостаточного его снижения);
• определения эффективности проектируемых и осуществляемых технологических и организационных мероприятий по развитию и совершенствованию производства;
• расчета прибыльности (рентабельности, доходности) продукции, работ, услуг.
На основании аналитического учёта затрат на субсчёте 23 -4 «Грузовой автотранспорт» и сводных данных о произведенном объеме работ за год определяется фактическая себестоимость выполненных работ. Информационной базой для составления отчётных калькуляций себестоимости работ, выполненной техникой, служат данные «Производственных отчётов», составляемых применительно к содержанию и эксплуатации грузового автотранспорта. Под себестоимостью автотранспортных услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: трудовых, основных средств, топлива, сырья, материалов, энергии, используемых непосредственно в процессе производства. По грузовому автотранспорту объектом калькуляции являются, выполненные тонно-километры. Калькуляционная единица - один тонно-километр. Фактическую себестоимость 1 т/км определяют по формуле:
Фс =-, где
С I/4 I/4 I/4 ' ^
Кф-Кз-Кс
ФС - фактическая себестоимость 1 т/км, руб.;
ФЗ - фактические затраты по грузовому автотранспорту, руб.;
ПЗ - плановая оценка услуг тем потребителям, затраты которых уже распределены (счет закрыт), руб.;
ПС - плановая оценка услуг по самообслуживанию, руб.;
ПП - плановая оценка услуг по перевозке людей (если грузовой автотранспорт перевозил людей), руб.;
CВ - стоимость возвратных отходов (отработанного масла и т.д.), руб.;
Кф - фактический объем работ за год, т/км;
^ - фактический объем работ для тех потребителей, затраты по которым уже распределены (счет закрыт), т/км;
КС - фактический объем работ, выполненных для самообслуживания, т/км.
Используя представленный цифровой пример по формированию информационных потоков в системе финансового учета информации о затратах и выполненных работах грузовым автотранспортом покажем порядок расчета себестоимости 1 т/км:
• фактические затраты по грузовому автотранспорту в организации: 12 869 330
руб.;
• стоимость возвратных отходов в организации не учитывается;
• работы по самообслуживанию не выполнялись;
• фактический объем выполненных работ: 5 375 тыс. т/км.
Таким образом, себестоимость 1 т/км составила:
Фс = 12 869 330/5 375 000 = 2,39 руб.
Допускается, что в организации потребителями услуг грузового автотранспорта являются два подразделения: заготовка леса и переработка древесины. Заготовка древесины является вспомогательным производством, но данный субсчет закрывается после закрытия счета грузового автотранспорта, так как имеет меньшее число потребителей. Следовательно, счет 23.4 «Грузовой автотранспорт» закрывается первым, и затраты распределяются на потребителей в конце года исходя из фактической себестоимости 1 т/км и объема выполненных работ по каждому потребителю. Калькулирование себестоимости работ по грузовому автотранспорту отразим в калькуляционном листе распределения затрат по грузовому автотранспорту (таб. 2).
Таблица 2
Калькуляционный лист распределение затрат по грузовому автотранспорту.
Составлено (разработано) авторами
Объекты калькуляции тыс. т/км Сумма, руб. Дебет счетов
Заготовка леса 433 1 036 729 23.1
Переработка древесины 4 942 11 832 601 20
Итого: 5 375 12 869 330 -
Усложнение хозяйственных связей и механизм рыночных отношений обусловили возникновение потребности в дополнительной информации, обеспечивающей успешное функционирование организации в этих условиях. Стабильность и конкурентные преимущества субъектов хозяйствования в условиях рынка во многом зависят от степени оперативного представления и достоверности информации, на основе которой проводится экономический анализ, формируются и реализуются управленческие решения. Очевидно, что для внутреннего формирования информационных потоков и управления необходим более точный подход для формирования информации [2,3,4].
Эту информацию можно получить по данным системы внутренней управленческой отчетности. В ходе исследования авторами доказано, что учетно-аналитическая система, по сути, является информационной системой. На наш взгляд, в современных условиях организациям, занимающимся грузоперевозками, для нормальной производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь такую систему учета, которая в дальнейшем повысит оперативность информации как первичного, так и бухгалтерского учета для управления производством. Достичь этого можно путем усовершенствования учетной документации, документооборота, регистров бухгалтерского учета и порядка постановки учета затрат посредством составления внутренней управленческой отчетности. В связи с эти алгоритм формирования информационных потоков о работе грузового автотранспорта в системе управленческого учета имеет следующий вид (рис. 3).
Мы разработали систему внутренней управленческой отчетности для оперативного управления за производственными затратами и себестоимостью выполненных работ грузовым автотранспортом. Настоящие формы целесообразно заполнять как по каждой структурной единице (центру ответственности), так и в целом по организации. Руководитель организации
назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять информацию по формам внутренней управленческой отчетности. Для создания необходимой управленческим службам учетной информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных процессах рекомендуется формировать заявки (запросы), что поможет установить степень ее детализации на счетах аналитического учета.
Рис. 3. Формирования информационных потоков о работе грузового автотранспорта
в системе управленческого учета.
Составлено (разработано) авторами
Форму внутренней управленческой отчетности «Отчет о выполненных работах грузовым автотранспортом» (образец 1) рекомендуется предоставлять не реже одного раза в месяц. Методологические принципы внутреннего учета выполненных работ основан на данных форм информации об ожидаемых результатах деятельности и оперативной отчетности.
В графе 1 указывается наименование потребителей работ грузового автотранспорта.
В графе 2 указываются соответствующая единица измерения выполненных работ грузовым автотранспортом.
В графе 3 указываются ежемесячные плановые данные, разработанные экономическим отделом организации в разрезе потребителей работ грузового автотранспорта по данным оперативного планирования.
В графе 4 указываются среднедневное производство, определяемое по данным оперативного учета и сообщаемого руководителями производственных подразделений.
В графе 5 указывается фактические данные по выполненным работам грузовым автотранспортом на основании данных оперативного учета и информации бухгалтерской службы организации.
В графе 6 определяется отклонение фактических данных (графа 5) и плановых данных (графа 3) за текущий месяц.
Форму внутренней управленческой отчетности «Отчет о затратах и себестоимости выполненных работ грузовым автотранспортом» (образец 2) рекомендуется предоставлять не реже одного раза в месяц. Методологические принципы внутреннего учета затрат и себестоимости выполненных работ в целом соответствуют принципам бухгалтерского учета затрат и Отраслевым рекомендациям по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг.
Отчет о выполненных работах грузовым автотранспортом
Должностное лицо, ответственное за предоставление внутренней управленческой отчетности
Срок предоставления
Потребители работ грузового автотранспорта Единица измерения Производственный план на месяц Среднедневное производство Фактически выполнено за месяц Отклонения (план / факт, +, -)
1 2 3 4 5 6
Должностное лицо, ответственное
за составление формы__«_»_20_год
(подпись) (расшифровка подписи)
Составлено (разработано) авторами
По строке «Сумма фактических затрат - всего, в том числе» отражается величина фактических затрат по данным бухгалтерского учета с разбивкой по статьям калькулирования.
По строке «Сумма плановых затрат - всего» показывается величина плановых затрат на основании оперативного плана развития организации.
По строке «Отклонение суммы затрат (план/факт, +, -» показывается разность строк «Сумма фактических затрат - всего» и «Сумма плановых затрат - всего».
По строке «Фактическая себестоимость 1 т/км» указывается величина фактической себестоимости 1 т/км как частное от деления строк «Сумма фактических затрат - всего» Отчета о затратах и себестоимости выполненных работ грузовым автотранспортом и
итогового значения графы 5 «Фактически произведено за месяц» Отчета о выполненных работах грузовым автотранспортом.
По строке «Плановая себестоимость 1 т/км» отражаются данные на основании планов организации или отчетных данных предшествующего периода.
По строке «Отклонение себестоимости 1 т/км (план/факт, +, -).» указывается разность между строками «Фактическая себестоимость 1 т/км» и «Плановая себестоимость 1 т/км».
По строке «Сумма фактических условно - переменных затрат» показывается сумма затрат, величина которых изменяется пропорционально объемам выполненных работ грузовым автотранспортом. К переменным, как правило, относятся расходы сырья и основных материалов, заработная плата производственных рабочих, иные аналогичные расходы. Переменные затраты возрастают или уменьшаются в абсолютной сумме в зависимости от изменения объема работ.
По строке «Сумма фактических условно - постоянных затрат» показывается сумма затрат, величина которых зависит не от объемов работ, а от условий деятельности хозяйствующего субъекта, связаны с самим фактом существования организации и имеют место даже при отсутствии продуктов труда. В составе постоянных затрат можно назвать заработную плату управленческого и обслуживающего персонала, затраты на рекламу, консультационные, аудиторские и информационные услуги, на подготовку и повышение квалификации кадров, другие общехозяйственные расходы.
Отчет о затратах н себестоимости выполненных работ грузовым автотранспортом
Должностное лицо, ответственное за предоставление внутренней управленческой отчетности
Срок предоставления
Показатель Сумма, руб.
Сумма фактических затрат - всего, в том числе:
по статьям затрат
Сумма плановых затрат - всего
Отклонения суммы затрат (план / факт, +.-)
Фактическая себестоимость 1 т/км
Плановая себестоимость 1 т/км
Отклонение себестоимости 1 т/км (план / факт, +,-)
Сумма фактических условно - переменных затрат
Сумма фактических условно - постоянных затрат
Усеченная себестоимость 1 т/км
Должностное лицо, ответственное
за составление формы__«_»_20_год
(подпись) (расшифровка подписи)
Составлено (разработано) авторами
По строке «Усеченная себестоимость 1 т/км» показывается себестоимость 1 т/км по условно - переменным затратам. Данная величина определяется как частное суммы условно -переменных затрат Отчета о затратах и себестоимости выполненных работ грузовым автотранспортом и фактического объема выполненных работ грузовым автотранспортом (графа 5) Отчета о выполненных работах грузовым автотранспортом [2,7].
Поэтому, формирование информационных потоков о работе грузового автотранспорта с применением управленческих аспектов построения учетных данных, является главным инструментом для планирования деятельности и осуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсов в организациях. С другой стороны, бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, пользуясь данными финансового и управленческого учета, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов, точнее обосновать рекомендации для улучшения работы организации, минимизировать предпринимательский риск.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамов Н. Внутренняя управленческая отчетность [Текст] / Н. Адамов, Г. Адамов // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2007. - №30. - С. 3-9.
2. Дрозд Г.Н. Совершенствование управления автотранспортным обслуживанием [Текст] / Г.М. Дрозд. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2005. - №4 - С. 13-15.
3. Голикова О.Е. Управленческая отчетность по затратам на производство продукции [Текст] / О.Е. Голикова // Бухучёт в сельском хозяйстве. - 2011. -№6. - С. 28-34.
4. Иванова О.Е. Управленческая отчетность как информационный ресурс о затратах [Текст] / О.Е. Иванова, Л.И. Солдатова // Бухучет в здравоохранении. -2014. - №4. - С. 35-47.
5. Иванова О.Е. Экономические организации как сфера формирования затратного механизма [Текст] / О.Е. Иванова, Л.И. Солдатова // European Social Science Journal - 2012. - № 2-1(28). - С. 278-285.
6. Иванова О.Е. Оценка работы грузового автотранспорта в Костромской области на основе экономико-математического моделирования [Текст] / О.Е. Иванова, Л.И. Солдатова // Экономический анализ: теория и практика - 2012. - №3. - С. 20-27.
7. Пантелеев А.С. Автотранспорт на предприятии: учет и налогообложение: практ. пособие [Текст] / А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 134 с.
8. Солдатова Л.И. Современное состояние и перспективы развития грузового автотранспорта в России / Л.И. Солдатова, О.Е. Иванова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность - 2012. - №1. - С. 22-31.
9. Солдатова Л.И. Оценка наличия, состояния и эффективного использования сельскохозяйственной техники Костромской области с применением интегрального показателя / Л.И. Солдатова, О.Е. Иванова, И.Н. Кривцова, А.П. Солдатова // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №6(25) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/17819EVN614.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
10. Heilmann S., Shih L., Hofem A. National Planning and Local Technology Zones: Experimental Governance in China's Torch Program // The China Quarterly. 2013. Pp. 1-24.
Рецензент: Плашкина Антонина Сергеевна, ФГБОУ ВПО «Костромская ГСХА», доцент кафедры «Менеджмента и права», кандидат экономических наук.
Ivanova Oksana Evgenievna
FSBEI HPE «Kostroma SAA» Russia, Kostroma region E-mail: oksivanova44@mail.ru
Soldatova Lyubov Ivanovna
FSBEI HPE «Kostroma SAA» Russia, Kostroma region E-mail: lyubovsoldatova@yandex.ru
Soldatova AlexanderaPeterovna
FSBEI HPE «Kostroma SAA» Russia, Kostroma region E-mail: sashasoldatova@mail.ru
Formation of information streams on the trucks
Abstract. The operation of trucks in our time is relevant in the activities of many organizations. Accounting for costs and services rendered truck should be a means of expediting the information of both primary and accounting for production management. This can be achieved by improving records, document management, accounting registers and the order setting credentials. The increasing complexity of economic relations and the mechanism of market relations led to the need for additional information to ensure the successful functioning of the organization in these conditions. Obviously, for the internal management, a more accurate approach to generating information on the analysis, selection and justification of administrative decisions. In this regard, there is need for the leaders of information not only on the timeliness of accounting financial statements, the value of the tax burden of the enterprise, but also the data on the amount of costs and efficiency of resource use. Therefore, in this article, the authors propose to use the following registers of accounting and control work trucks: «Progress Report truck» and «Report on the costs and the cost of work performed by truck». Therefore, the formation of information flow on the work of a utility vehicle with managerial aspects of the construction of credentials, is the main tool for the planning and implementation of operational control efficiency of resource use in organizations.
Keywords: costs; costing; primary documents; accounting; freight transport; fleet; internal management reporting; report.
REFERENCES
1. Adamov N. Vnutrennyaya upravlencheskaya otchetnost' [Tekst] / N. Adamov, G. Adamov // Finansovaya gazeta. Regional'nyy vypusk. - 2007. - №30. - S. 3-9.
2. Drozd G.N. Sovershenstvovanie upravleniya avtotransportnym obsluzhivaniem [Tekst] / G.M. Drozd. // Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. - 2005. - №4 - S. 13-15.
3. Golikova O.E. Upravlencheskaya otchetnost' po zatratam na proizvodstvo produktsii [Tekst] / O.E. Golikova // Bukhuchet v sel'skom khozyaystve. - 2011. - №6. - S. 2834.
4. Ivanova O.E. Upravlencheskaya otchetnost' kak informatsionnyy resurs o zatratakh [Tekst] / O.E. Ivanova, L.I. Soldatova // Bukhuchet v zdravookhranenii. - 2014. -№4. - S. 35-47.
5. Ivanova O.E. Ekonomicheskie organizatsii kak sfera formirovaniya zatratnogo mekhanizma [Tekst] / O.E. Ivanova, L.I. Soldatova // European Social Science Journal - 2012. - № 2-1(28). - S. 278-285.
6. Ivanova O.E. Otsenka raboty gruzovogo avtotransporta v Kostromskoy oblasti na osnove ekonomiko-matematicheskogo modelirovaniya [Tekst] / O.E. Ivanova, L.I. Soldatova // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika - 2012. - №3. - S. 20-27.
7. Panteleev A.S. Avtotransport na predpriyatii: uchet i nalogooblozhenie: prakt. posobie [Tekst] / A.S. Panteleev, A.L. Zvezdin. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Izdatel'stvo «Omega-L», 2010. - 134 s.
8. Soldatova L.I. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya gruzovogo avtotransporta v Rossii / L.I. Soldatova, O.E. Ivanova // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - 2012. - №1. - S. 22-31.
9. Soldatova L.I. Otsenka nalichiya, sostoyaniya i effektivnogo ispol'zovaniya sel'skokhozyaystvennoy tekhniki Kostromskoy oblasti s primeneniem integral'nogo pokazatelya / L.I. Soldatova, O.E. Ivanova, I.N. Krivtsova, A.P. Soldatova // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014. №6(25) [Elektronnyy resurs] - M.: Naukovedenie, 2014. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/17819EVN614.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
10. Heilmann S., Shih L., Hofem A. National Planning and Local Technology Zones: Experimental Governance in China's Torch Program // The China Quarterly. 2013. Pp. 1-24.