УДК: 378.978 37:004
Е. А. Бурков
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.
Джон Дьюи
U исциплины под общим названием ' 1 «Информационные технологии» являются одними из тех, которые имеют огромную важность в современном мире, для будущего педагога, где он должен овладеть новейшими средствами ИКТ, и впоследствии успешно применять их на практике в своей педагогической или творческой деятельности.
Сэр Кен Робинсон в одном из выступлений на всемирно известной конференции TED сказал, что мы понятия не имеем, как будет выглядеть будущее. Но ясно одно, что образование будущего будет индивидуализировано и направлено на развитие таланта, а не поддержания готовых решений и привития их подрастающему поколению [1].
Однако, анализ тематических планов рабочих программ, ряда музыкальных и музыкально педагогических специальностей в настоящее время показал, что содержание их безнадежно устаревает, не отвечает техническим новшествам, а также является экономически необоснованным применение некоторого программного обеспечения в учебном процессе. Немаловажным остается вопрос подхода в преподавании этих дисциплин, они тоже вызывают претензии — в связи с устаревающими традиционными подходами. Особую роль применения новых подходов в трансляции знаний в области ИКТ занимает музыкальное образование,
© Е. А. Бурков, 2015
которое до сих пор остается в этой области консервативным.
Полученные знания в области ИКТ и, в частности, его раздела «Музыкально-компьютерные технологии», безусловно, важны для педагога-музыканта, но, опять же, нужно обратить внимание на претензии к содержанию этих дисциплин, указанные выше.
Напомним, что из закона об образовании (273-Ф3) Статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» пункт 2 говорит о том, что при реализации образовательных программ могут и должны использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
Содержание статьи 16 настоящего закона «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» раскрывает нам суть этих понятий: так, в пункте 1 (273-Ф3 этой статьи). Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагоги-
ческих работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [6].
Роль педагога меняется, это очевидно, он больше не является единственным носителем знаний, когда у студента всегда есть под боком смартфон, планшет, с допуском в интернет, даже в процессе занятия он его может использовать, в результате он может узнать дополнительную информацию об обсуждаемой теме.
В этой связи остается актуальной подготовка педагогических кадров, которые будут способны научить ориентироваться в огромном информационном потоке, где педагог будет играть еще одну роль -«направляющего» студента в процессе поиска и обработки, и систематизации информации.
Предсказывая российскому образованию глубокие потрясения в ближайшие годы, министр Д. Ливанов в качестве одного из главных факторов таких потрясений сослался на цифровую революцию и международную конкуренцию в сфере электронного обучения. И был, надо сказать, абсолютно прав. Иное дело, что реальных шагов по предотвращению угрозы, по мнению О. Н. Смолина [3; 4] с тех пор было предпринято очень мало.
Ключевая проблема электронного обучения - качество полученного образования. Многие противники информационных образовательных технологий полагают, что обеспечить качество в соответствии с современными требованиями эти технологии не способны. Другие убеждены: в индустриально развитых странах подобное качество достигается, однако российские вузы лишь имитируют электронное обучение.
По мнению экспертов, [2] за счет традиционных методов (без электронного обучения) качество образования можно поднять приблизительно на 5%. Напротив, 95% повышения качества образования заложены в информационных техно-
логиях, возможности которых в настоящее время раскрыты (а иногда и познаны) далеко не полностью.
Почему традиционная модель образования не эффективна? [1]
Во-первых, она не была рассчитана на такие информационные нагрузки.
Во-вторых, в ходе радикальных со-цио-культурных преобразований появилось новое поколение «цифровых» детей.
В-третьих, цели образования формулируются неправильно, современному человеку мало что-то знать, знания сами по себе не нужны, поскольку массовое распространение информации привело к обесцениванию знаний. Образовательные цели в современных условиях должны быть сформулированы языком деятельности учащегося, исходя из его потребностей.
Мы должны радикальным образом преобразовать образование, прежде всего изменив роль педагога и характер деятельности учащихся.
Владимир Тихомиров, академик, научный руководитель МЭСИ, [5] говоря о проектах по внедрению электронного обучения в вузе, отметил: «У нас порой считается, что выполнение работ на компьютерах уже говорит о наличии е-1еагпиц* в вузе. Но электронное обучение - это когда рабочие места преподавателей и студентов находятся в сети, администрирование системы и размещение цифрового контента — также в сети, и все действительно работают в электронной образовательной среде».
И действительно, для того что бы внедрить электронное обучение, необходимо создавать информационную образовательную среду, которая формируется из специфики вуза и его образовательных задач.
Образовательная среда - это не только субъекты и объекты, но и их информационное наполнение, контент. В медиаин-дустрии существует понятие «контента», что рассматривается «как любые данные - текст, звук, зрительные образы или комбинации мультимедийных данных, представленные в аналоговом или цифровом формате на разнообразных но-
сителях, таких как бумага, микрофильм, магнитные или оптические запоминающие устройства».
На сегодняшний день ряд исследователей используют его, так как это понятие является одним из свойств материалов, используемых в ИКТ. Именно контент в конечном итоге является важнейшим фактором эффективности любого информационного ресурса. Однако анализ литературы, диссертационных исследований показывает, что, рассматривая информационную образовательную среду, почти все авторы сосредоточиваются на инструментах, средствах деятельности и коммуникаций, источниках информации, т. е. на операциональном («орудийном», как говорил в свое время академик А. П. Ершов) компоненте, и почти никто не анализирует содержательное наполнение [7].
В этой связи особую роль играют подготовка педагогических кадров к анализу и структурированию контента и собственно проектирование и создание цифрового образовательного контента непосредственно педагогом, что позволит наполнить информационную образовательную среду и идеями самого педагога, его творческого продукта, направленного на образовательные цели.
Варианты, как формировать информационную образовательную среду, есть, это совокупность различных ресурсов и инструментов, отвечающим задачам, которые сформулированы на этапе ее создания.
Как применять информационную образовательную среду в образовательном процессе?
Как размещать собственный контент вуза? Как взаимодействовать с контентом других образовательных учреждений?
На эти вопросы отчасти есть ответы, но они до сих пор остаются открытыми в связи со стремительным развитием технологий, вузами разных стран в открытом доступе предоставляются открытые образовательные ресурсы. Нельзя обойти и феномен массовых открытых онлайн-курсов (МООКсы), все это нужно структурировать и вводить в оборот в образовательном процессе.
На настоящем этапе требуется радикальным образом преобразовать образование, прежде всего изменив роль педагога и характер деятельности учащихся.
В этой связи мы хотели бы обратить внимание на технологии смешанного обучения, которые могут отчасти решить эти задачи. В чем суть blended learning [1]?
Для наглядности обратимся к таксономии Бенджамина Блума (рис. 1). Те этапы, которые традиционно мы привыкли проходить в образовательной организации, в данном случае самостоятельно выполняются учеником дома, те же этапы, которые раньше приходились на самостоятельную деятельность, выполняются с педагогом.
В отечественной практике смешанного обучения выделяют несколько моделей [1].
Группа «Ротация»: модели «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа».
Группа «Личный выбор»: модели «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа».
Наиболее перспективной для использования в современных условиях, прежде всего, исходя из уровня технического оснащения вуза, мы считаем модель «Перевернутый класс» (Flipped Classroom).
Данная модель зародилась в США, ее основоположниками были школьные учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергман. Они впервые использовали ее на своих уроках, предоставив ученикам возможность самостоятельно изучать учебный материал дома во время просмотра видеолекций, на уроках ученики вместе с учителями на практических занятиях доказывали экспериментальным путем те теоретические выводы, которые они почерпнули, просматривая видеолекции.
Внедрение данной модели в вузе возможно только при изменении роли преподавателя, в том числе философии обучения.
Основой обучения должна стать философия конструктивизма, где процесс движения к истине важнее истины. Знания не могут быть целью обучения, учащий-
ся должен научиться сам конструировать знания.
Преподаватель должен стать консультантом, организатором обучения,
Как удобно это применимо и к музыкальному образованию, особенно при изучении дисциплин общепрофессионального историко-теоретического цикла (элементарная теория музыки, гармония, полифония, история музыки и анализ и интерпретация музыкальных произведений др.).
Студент, освоив видеолекции с интересной визуализацией, пройдя интерактивные задания, расположенные в системах дистанционного обучения или платформах, приходя на занятия, должен посвятить себя непосредственно практике, где преподаватель будет общаться с ним, курировать его практическую деятельность. Важно и то, что, подобрав и структурировав материал особым образом, можно выстроить индивидуальный образовательный мар-
ии-сн-1 ту ар« - -л. д^знгь. ■:» р-нноа н
ыа^г-ч рыз с
"¡пиит г;-!-■■--1Г1-11П рмлггъ
А ёЬ у _ з . :■ . .■. -п . -р ■----1 К р ш 1. рсш п. гн п
1
у. ^ Г, ш^тыьтъ ГШ. •мил!, рак.1111, и
дам
1
г уччтспен
с учит е-чгн
ДО У-в
СиеНйтРе ФАу4«1,1^
Рис. 1. Таксономии Бенджамина Блума
шрут, который будет лишь способствовать развитию творческого мышления каждого студента.
Это применимо и к изучению музыкально-компьютерных технологий когда студент после таких вот домашних заданий может работать над проектом в оборудованном классе с музыкальными компьютерами, уже имея представления об интерфейсе программы, об основных принципах работы в подобных программах и пр.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод:
— Одним из недостатков использования модели «Перевернутый класс» является трудоемкость подготовки домашних видеолекций, поскольку помимо преодоления технических сложностей преподавателю необходимо создать лекцию, которую учащиеся действительно будут смотреть, это требует и интересной визуализации, и хорошей подачи материала лектором. Это знания вообще аудиовизу-
альных технологий создания и проектирования интерактивных заданий и качественных электронных учебников с индивидуальным маршрутом.
- Если использовать открытый контент вузов других стран, то возникает необходимость в качественном переводе этого контента, но лекции преподавателей других стран открывают обширный кругозор и обогащают личность студента новыми знаниями, навыками рассмотрения вопроса, с разных сторон, что является положительным моментом.
В связи со сказанным подчеркиваем необходимость в пересмотре содержания дисциплин, связанных с ИКТ, в учебных планах в музыкальном и музыкально-пе-дагогическом образовании, для того чтобы педагог мог овладеть знаниями в области создания образовательного контента и получить реальный опыт формирования цифровой образовательной среды вуза, для реализации в том числе смешанного обучения.
Литература
1.Булавкин И. A. Blended learning - новая модель образования (перспективы внедрения смешанного обучения в вузе) // Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 21-22 ноября 2014г.) / под общ. ред. М. П. Лапчика. - Омск.
2. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты реализации: коллективная монография / Под ред. Д. А. Иванченко. - М.: Октопус, 2014. - 192 с.
3. Лапчик М. П. Куда и как идет дистанционное образование в России // Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 21-22 ноября 2014 г.) / под общ. ред. М. П. Лапчика. - Омск.
4. Смолин О. В. Электронное обучение: борьба с государством за государственные интересы // Информатизация образования: теория и прак-
тика: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 21-22 ноября 2014г.) / под общ. ред. М. П. Лапчика. - Омск.
5. Тихомирова Елена: верим, что в России можно сделать качественное электронное обучение в вузах URL: http://education-events.ru/2014/ 06/23/e-tikhomirova-about-elearning-elements-2014/ (дата обращения: 22.02.2015)
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://base.garant.ru/ 70291362/#ixzz3SdQRz7YI (дата обращения: 22.02.2015)
7. Шестернин А. С. Информатизация образования. Современные проблемы информационно-образовательной среды http://cyberleninka.ru/ article/n/informatizatsiya-obrazovaniya-sovremennye-problemy-inf ormatsionno-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 24.02.2015).
References
1. Bulavkin I. A. Blended learning - novaja model' obrazo-vanija (perspektivy vnedrenija smeshannogo obuchenija v vuze) [Blended learning - new educational model (aspects of introducing the combined education at
university)] Informatizacija obrazovanija: teorija i praktika: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Omsk, 21-22 nojabrja 2014g.) [Informatization of education: theory and practice: International scientific practical
conference' information package (Omsk, November 21-22, 2014)]. Ed. by M. P. Lapchika, Omsk.
2. Informatizacija vysshej shkoly: sovremennye podhody i instrumenty realizacii: kollektivnaja monografija [Informatization of higher school: modern approaches and tools of implementation: Collected papers]. Ed. by D. A. Ivanchenko, Moscow: Oktopus, 2014, 192 p.
3.Lapchik M. P. Kuda i kak idjot distancionnoe obrazova-nie v Rossii [Where and how the distance education goes in Russia]. Informatizacija obrazovanija: teorija i prakti-ka: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt.konf. (Omsk, 21-22 nojabrja 2014 g.) [Informatization of education: theory and practice: International scientific practical conference' information package (Omsk, November 21-22, 2014)]. Ed. by M. P. Lapchika, Omsk.
4. Smolin O.V. Jelektronnoe obuchenie: bor'ba s gosudar-stvom za gosudarstvennye interesy [E-learning: fighting the state for the state interests]. Informatizacija obrazo-vanija: teorija i praktika: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt.konf. (Omsk, 21-22 nojabrja 2014 g.)
[Informatization of education: theory and practice: International scientific practical conference' information package (Omsk, November 21-22, 2014)]. Ed. by M. P. Lapchika, Omsk.
5. Tihomirova Elena: verim, chto v Rossii mozhno sdelat' kachestvennoe jelektronnoe obuchenie v vuzah [Elena Tikhomirova: we believe it is possible to create a high-quality e-learning at universities]. URL: http://education-events.ru/ 2014/06/23/e-tikhomirova-about-elearning-elements-2014/
6. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. N 273-FZ 'Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii' [Federal law No. 273-FZ of December 29, 2012 'On education in the Russian Federation']. URL: http://base.garant.ru/70291362/ #ixzz3SdQRz7YI
7. Shesternin A. S. Informatizacija obrazovanija. Sovre-mennye problemy informacionno-obrazovatel'noj sredy [Informatization of education: Modern issues of educational information environment]. http:// cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obr azovaniy a-sovremennye-problemy-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy.
Формирование информационной образовательной среды для реализации смешанного обучения будущего педагога-музыканта Статья посвящена современным подходам в преподавании дисциплин «информационные технологии», так же освещает вопрос о необходимости готовить будущих педагогов к умению анализировать и систематизировать информацию, приобретать навык проектирования и создания информационного образовательного контента для формирования информационной образовательной среды с целью реализации смешенного обучения при подготовке педагога-музыканта.
Ключевые слова: электронное обучение, информационная образовательная среда, смешенное обучение, информационный образовательный контент, подготовка педагога-музы-канта
Formation of educational information environment to implement blended learning for the future teacher-musician
The article considers modern approaches to teaching 'information technology' and highlights the need of preparing future teachers to analyze and organize information, get the hang of designing and creating educational content for the formation of educational information environment in order to implement the blended education when educating the teacher-musician.
Keywords: E-learning, educational information environment, blended learning, educational information content, teacher-musician training
Бурков Евгений Анатольевич - аспирант кафедры Информационных и коммуникационных технологий в образовании Омского государственного педагогического университета.
E-mail: burkovevgene@gmail.com
Evgeniy Burkov - postgraduate student at the Department of Information and Communication Technologies in Education of the Omsk State Pedagogical University. E-mail: burkovevgene@gmail.com