ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО
ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Статья посвящена, современным подходам в преподавании дисциплин «информационные технологии», так же освещает вопрос о необходимости готовить будущих педагогов к умению анализировать и систематизировать информацию, приобретать навык проектирования и создания информационного образовательного контента для формирования информационной образовательной среды с целью реализации смешенного обучения при подготовке педагога музыканта.
Ключевые слова: электронное обучение, информационная образовательная среда, смешенное обучения, информационный образовательный контент, подготовка педагога-музыканта.
Раздел III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 378.978 37:004 © Е.А. Бурков
Е.А. Бурков
Дисциплины под общим названием « Информационные технологии» являются одними из тех, которые имеют огромную важность в современном мире, для будущего педагога, где он должен овладеть новейшими средствами ИКТ, и в последствии успешно применять их на практике в своей педагогической или творческой деятельности.
Сэр Кен Робинсон в одном из выступлений на всемирно известной конференции TED сказал, что мы понятия не имеем как будет выглядеть будущее. Но ясно одно, что образование будущего будет индивидуализировано и направлено на развитие таланта, а не поддержания готовых решений и привития их подрастающему поколению [1]
Однако, анализ тематических планов рабочих программ, ряда музыкальных и музыкально педагогических специальностей, в настоящее время, показал, что содержание их, безнадежно устаревает, не отвечает техническим новшествам, а также является экономически не обоснованным применения некоторого программного обеспечения в учебном процессе. Не маловажным остается вопрос подхода в преподавании этих дисциплин, которые тоже вызывают претензии. В связи с устаревающими традиционными подходами в их преподавании. Особую роль применения новых подходов в трансляции знаний в области ИКТ, занимает музыкальное образование, которое до сих пор остается в этой области консервативным.
Полученные знания в области ИКТ и в частности его раздела музыкально-компьютерные технологии, без условно важны, для педагога-музыканта, но опять же, нужно обратить внимание на претензии к содержанию этих дисциплин указанные выше.
Напомним, что из закона об образовании (273-ФЗ) Статья 13«Общие требования к реализации образовательных программ» пункт2, говорит о
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.
Джон Дьюи
том, что при реализации образовательных программ могут и должны использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, и электронное обучение.
Содержание статьи статья 16настоящего закона «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Раскрывает нам суть этих понятий: так в пункте 1 (273-ФЗ этой статьи). Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. [6]
Роль педагога меняется, это очевидно, он больше не является единственный носитель знаний, когда у студента всегда есть под боком смартфон, планшет, с допуском в интернет даже в процессе занятия он его может использовать, через который он может узнать дополнительную информацию, об обсуждаемой теме.
В этой связи остаётся актуальной подготовка педагогических кадров, которые будут способны научить ориентироваться в огромном информационном потоке, где педагог будет играть ещё одну роль «направляющий» студента в процессе поиска и обработки,и систематизации информации.
Предсказывая российскому образованию глубокие потрясения в ближайшие годы, министр Д.Ливанов в качестве одного из главных факторов таких потрясений сослался на цифровую революцию и международную конкуренцию в сфере электронного обучения. И был, надо сказать абсолютно прав. Иное дело, что реальных шагов предотвращению угрозы, по мнению Смолина О.Н [3;4] с тех пор было предпринято очень мало.
Ключевые проблема электронного обучения -качество полученного образования, многие противники информационных образовательных технологий полагают, что обеспечить качество в соответствии с современными требованиями эти технологии не способны. Другие убеждены: в индустриально развитых странах подобное качество достигается, однако российские ВУЗы лишь имитируют электронное обучение.
По мнению экспертов, [2] за счёт традиционных методов (без Электронного Обучения) повышения качества образования можно поднять приблизительно на 5 %. Напротив, 95% повышения качества образования заложены, в информационных технологиях, возможности которых в настоящее время раскрыты (а иногда и познаны) далеко не полностью.
Почему традиционная модель образования не эффективна? [1]
Во-первых, она не была рассчитана на такие информационные нагрузки.
Во-вторых, в ходе радикальных социокультурных преобразований появилось новое поколение «цифровых» детей.
В-третьих, цели образования формулируются неправильно, современному человеку мало что-то знать, знания сами по себе не нужны, поскольку массовое распространение информации привело к обесцениванию знаний. Образовательные цели в современных условиях должны быт сформулированы языком деятельности учащегося, исходя из его потребностей.
Мы должны радикальным образом преобразовать образование, прежде всего изменив роль педагога и характер деятельности учащихся.
Владимир Тихомиров, академик, научный руководитель МЭСИ, [5] говоря о проектах по внедрению электронного обучения в вузе, отметил: «У нас порой считается, что выполнение работ на компьютерах уже говорит о наличии e-^т^ в вузе. Но электронное обучение - это когда рабочие места преподавателей и студентов находятся в сети, администрирование системы и размещение цифрового контента - также в сети, и все действительно работают в электронной образовательной среде».
И действительно, для того что бы внедрить электронное обучение, необходимо создавать информационную образовательную среду, которая формируется из специфики ВУЗа и его образовательных задач.
Образовательная среда — это не только субъекты и объекты, но и их информационное наполнение, контент. В медиа индустрии существует понятие «контента» рассматривается «как любые данные -текст, звук, зрительные образы или комбинации мультимедийных данных, представленные в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях, таких как бумага, микрофильм, магнитные или оптические запоминающие устройства».
На сегодняшний день ряд исследователей используют его, так как это понятие является одним из свойств материалов, используемых в ИКТ. Именно контент в конечном итоге является важнейшим фактором эффективности любого информационного ресурса. Однако анализ литературы, диссертационных исследований показывает, что, рассматривая информационную образовательную среду, почти все авторы сосредоточиваются на инструментах, средствах деятельности и коммуникаций, источниках информации, т.е. на операциональном ("орудийном", как говорил в свое время академик А.П.Ершов) компоненте, и почти никто не анализирует содержательное наполнение. [7]
В этой связи, особую роль играет подготовка педагогических кадров к анализу и структурированию контента. Важную роль играет и собственно проектирование и создания цифрового образовательного контента, непосредственно педагогом, что позволит наполнить информационную образовательную среду и идеями самого педагога, его творческого продукта, направленного на образовательные цели.
Варианты как формировать информационную образовательную среду, есть, это совокупность различных ресурсов и инструментов, отвечающим задачам, которые сформулированы на этапе её создания.
Как применять информационную образовательную среду в образовательном процессе?
Как размещать собственный контент ВУЗа? Как взаимодействовать с контентом других образовательных учреждений?
На эти вопросы отчасти есть ответы, но они до сих пор остаются открытыми, в связи с стремительным развитием технологий, ВУЗами разных стран в открытом доступе предоставляются открытые образовательные ресурсы. Нельзя обойти и феномен массовых открытых онлайн курсов (МО-ОКсы), всё это нужно структурировать и вводить в оборот в образовательном процессе.
На настоящем этапе, требуется радикальным образом преобразовать образование, прежде всего изменив роль педагога и характер деятельности учащихся.
В этой связи мы хотели бы обратить внимание на технологии смешанного обучения, которые могут отчасти решить эти задачи. В чем суть Ые1^е^еагт'пд[1]?
Для наглядности обратимся к таксономии Бенджамина Блума (Рис.1)
представит аргументы, ыцнтть точку арония, доказать, СЭТрОТМавмр^иаТь
создать-, придумать дизайн, разработать, составить план
|роаиалиэироыть, пр-оввркт», прюост иктрммлкг, оргаимзсватъ, сравнить, выявить различия
применит проиллюстрировать, решить
описать, объяснить, опредолить признаки,
формулировать ло-другому
составить спжои, выделить, расскааатъ> покаi-iir», назвать
>
с учителем
Традиционное обучение
представить аргументы, аащнгтть точку а рання, доказать, спрогноаирсвать
создать, придумать дизайн, разработать,.- составить план
проанализировать, про верить, провести а- ксл ер имя- нт, органмаовать, сравнит», выявить разп ичня
приманить, проиллюстрировать, решить
вписать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому
составить с Пирсон, выделить, рассказать, показать, назвать
с учителем
Смешанное обучение
Илл. 1Таксономии Бенджамина Блума
Те этапы, которые традиционно мы привыкли выполнять в образовательной организации, в данном случае самостоятельно выполняются учеником дома, те же этапы, которые раньше приходились на самостоятельную деятельность выполняются с педагогом.
В отечественной практике смешанного обучения выделяют несколько моделей [1].
Группа «Ротация»: модели «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», Автономная группа».
Группа «Личный выбор»: модели «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа».
Наиболее перспективной для использования в современных условиях, прежде всего, исходя из уровня технического оснащения вуза, мы считаем модель «Перевернутый класс» (FlippedClassroom).
Данная модель зародилась в США, ее основоположниками были школьные учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергман. Они впервые использовали ее на своих уроках, предоставив ученикам возможность самостоятельно изучать учебный материал дома во время просмотра видеолекций, на уроках ученики вместе с учителями на практических занятиях доказывали экспериментальным путем тех теоретических выводов,
которые они почерпнули, просматривая видеолекции.
Внедрении данной модели в вузе возможно только при изменении роли преподавателя, в том числе философии обучения.
Основой обучения должна стать философия конструктивизма, где процесс движения к истине важнее истины. Знания не могут быть целью обучения, учащийся должен научиться сам конструировать знания.
Преподаватель должен стать консультантом, организатором обучения,
Как удобно это применимо и к музыкальному образованию особенно при изучении дисциплин общепрофессионального историко-теоретического цикла (элементарная теория музыки, гармония, полифония, история музыки и анализ и интерпретация музыкальных произведений др.)
Где студент, освоив, видеолекции с интересной визуализацией, пройдя интерактивные задания, расположенных в системах дистанционного обучения или WEB платформах, приходя на занятия должен посветить себя непосредственно практике, где преподаватель будет общаться с ним курировать его практическую деятельность. Важно и то что, подобрав и структурировав материал особым образом можно выстроить индивидуальный образовательный маршрут, который будет лишь способ-
ствовать развитию творческого мышления каждого студента.
Это применимо и к изучению музыкально-компьютерных технологий когда студент после таких вот домашних заданий, может работать над проектом в оборудованном классе с музыкальными компьютерами, уже имея представления о интерфейсе программы, об основных принципах работы в подобных программах и пр.
Резюмируя сказанное можно сделать вывод:
• Одним из недостатков использования модели «Перевернутый класс» является трудоемкость подготовки домашних видеолекций, поскольку помимо технических сложностей преподавателю необходимо создать лекцию, которую учащиеся действительно будут смотреть, это требует и интересной визуализации, и хорошей подачи материала лектором. Это знания вообще аудиовизуальных технологий. Создания и проектирования интерактивных заданий и качественных
электронных учебников с индивидуальным маршрутом.
• Если использовать открытый контент вузов других стран, то возникает необходимость в качественном переводе контента, но лекции преподавателей других стран открывают обширные кругозор и обогащают личность студента новыми знаниями, рассмотрения вопроса, с разных сторон является положительным моментом в заимствование его.
В связи с сказанным подчеркиваем необходимость в пересмотре содержания дисциплин, связанных с ИКТ, в учебных планах в музыкальном и музыкально-педагогическом образованиях, для того что бы педагог мог овладеть знаниями в области создания образовательного контента, и получить реальный опыт формирования цифровой образовательной среды ВУЗа, для реализации в том числе смешенного обучения.
Библиографический список
1. Булавкин И.А. Blendedlearning - новая модель образования (перспективы внедрения смешанного обучения в вузе) // Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов междунар. науч.-практ.конф. (Омск, 21-22 ноября 2014г.) / под общ. ред. М.П. Лапчика. - Омск, 2014.
2. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты реализации: коллективная монография / Под ред. Д.А. Иванченко. - М.:Издательство «Октопус», 2014. - 192 с.
3. Лапчик М.П. Куда и как идёт дистанционное образование в России // Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов междунар. науч.-практ.конф. (Омск, 21-22 ноября 2014г.) / под общ. ред. М.П. Лапчика. - Омск, 2014.
4. Смолин О.В. Электронное обучение: борьба с государством за государственные интересы // Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов междунар. науч.-практ.конф. (Омск, 21-22 ноября 2014 г.) / под общ. ред. М.П. Лапчика. - Омск, 2014.
5. Тихомирова Елена: верим, что в России можно сделать качественное электронное обучение в вузах URL: http://education-events.ru/2014/06/23/e-tikhomirova-about-elearning-elements-2014/(дата обращения: 22.02.2015).
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" URL: http://base.garant.rU/70291362/#ixzz3SdQRz7YI (дата обращения: 22.02.2015).
7. Шестернин А.С. Информатизация образования. Современные проблемы информационно-образовательной среды http://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obrazovaniya-sovremennye-problemy-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 24.02.2015).
References
1. Bulavkin I.A. Blended learning - novaja model' obrazo-vanija (perspektivy vnedrenija smeshannogo obuchenija v vuze) [Blended learning - a new model of education (prospects for implementation of blended learning in high school)]Informatizacija obrazovanija: teorija i praktika: sb. materia-lov mezhdunar. nauch.-prakt.konf. (Omsk, 21-22 nojabrja 2014g.) / pod obshh. red. M.P. Lapchika. - Omsk, 2014.
2. Informatizacija vysshej shkoly: sovremennye podho-dy i instrumenty realizacii: kollektivnaja monografija [Computerization of high school: modern approaches and tools for implementation: the collective monograph]/ Pod red. D.A. Ivanchenko. - M.:Izdatel'stvo «Oktopus», 2014. - 192 s.
3. Lapchik M.P. Kuda i kak idjot distancionnoe obrazova-nie v Rossii [Where and How is distance education in Russia] // Informatizacija obrazovanija: teorija i prakti-ka: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt.konf. (Omsk, 21-22 nojabrja 2014g.) / pod obshh. red. M.P. Lapchika. - Omsk, 2014.
4. Smolin O.V. Jelektronnoe obuchenie: bor'ba s gosudar-stvom za gosudarstvennye interesy[E-learning: the struggle with the state of the public interest]// Informatizacija obrazo-vanija: teorija i praktika: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt.konf. (Omsk, 21-22 nojabrja 2014g.) / pod obshh. red. M.P. Lapchika. - Omsk, 2014.
5. Tihomirova Elena: verim, chto v Rossii mozhno sdelat' kachestvennoe jelektronnoe obuchenie v vuzah [Tikhomirov Elena: we believe that Russia can make a quality e-learning in higher education]URL:
http://education-events.ru/2014/06/23/e-tikhomirova-about-elearning-elements-2014/ (data obrashhenija: 22.02.2015).
6. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" URL: http://base.garant.rU/70291362/#ixzz3SdQRz7YI (data obrashhe-nija: 22.02.2015).
7. Shesternin A.S. Informatizacija obrazovanija. Sovre-mennye problemy informacionno-obrazovatel'noj sredy[Informatization of Education. Modern problems of information-but-educational envi-ronment]http://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obrazovaniya-sovremennye-problemy-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy (da-ta obrashhenija: 24.02.2015).
FORMATION OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT FORTHE IMPLEMENTATION OFBLENDED
LEARNINGFUTURE TEACHER-MUSICIAN
Eugene A. Burkov,
specialist, Siberian Institute of Business and Information Technology
The article is dedicated, modern approachestoteaching "information technology" just highlightsthe need topreparefuture teachers to theability to analyzeand organize information, get the hang ofdesigning and creatingeducational contentfor the formation ofinformation educational environmentin order to implementthe preparationof mixededucationteachermusician.
Key words: E-learning, information educational environment, a mixture of training, information educational content, training of the teacher-musician.
Сведения об авторе:
Бурков Евгений Анатольевич - специалист центра развития электронного образования Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), аспирант кафедры информационных и коммуникационных технологий в образовании Омского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 15.02.2015.