Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры школьника на ступени начального общего образования'

Формирование информационной культуры школьника на ступени начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION LITERACY / JUNIOR PUPIL / TEACHING METHODS / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люгзаева Светлана Ильинична, Чиранова Ольга Ивановна

В статье представлена возможность организации учебного процесса на ступени начального общего образования с использованием различных средств, методов и технологий обучения, способствующих формированию основ информационной культуры младшего школьника. Показано, что достижение намеченной цели невозможно без формирования у школьников знаний, умений, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования в практических целях. Обозначены виды заданий, направленных на формирование качеств информационной культуры младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Люгзаева Светлана Ильинична, Чиранова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF JUNIOR SECONDARY SCHOOL PUPIL’S INFORMATION CULTURE

The article discusses the possibility of using teaching methods, means and techniques promoting the formation of the junior secondary school pupil’s information culture. It is shown that this objective necessarily presupposes the formation of junior pupils’ information competence including information search and processing skills, ability to perceive, understand and apply the acquired information. Educational tasks aimed to form the components of the junior pupil’s information culture are described.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры школьника на ступени начального общего образования»

https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2019.4.20

Люгзаева Светлана Ильинична, Чиранова Ольга Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена возможность организации учебного процесса на ступени начального общего образования с использованием различных средств, методов и технологий обучения, способствующих формированию основ информационной культуры младшего школьника. Показано, что достижение намеченной цели невозможно без формирования у школьников знаний, умений, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования в практических целях. Обозначены виды заданий, направленных на формирование качеств информационной культуры младшего школьника. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/4/2019/4/2СШт1

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 112-117. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

УДК 371.3:373.3(045) Дата поступления рукописи: 15.11.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.20

В статье представлена возможность организации учебного процесса на ступени начального общего образования с использованием различных средств, методов и технологий обучения, способствующих формированию основ информационной культуры младшего школьника. Показано, что достижение намеченной цели невозможно без формирования у школьников знаний, умений, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования в практических целях. Обозначены виды заданий, направленных на формирование качеств информационной культуры младшего школьника.

Ключевые слова и фразы: информационная культура; информационная грамотность; младший школьник; методы обучения; информационные технологии; компьютерные технологии.

Люгзаева Светлана Ильинична, к. пед. н., доцент Чиранова Ольга Ивановна, к. пед. н., доцент

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск lugsaeva@mail. гы; chiranovao@yandex. гы

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (МГПИ - ЧГПУ им. И. Я. Яковлева) по теме «Цифровая образовательная среда: информационные технологии в работе учителя начальных классов».

В настоящее время образовательное пространство стремительно расширяется, увеличивается круг различных источников информации. Конфликт между объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения в период обучения - важная проблема системы образования, требующая внимания. В этой связи перед образовательными учреждениями ставится задача формировать у ребенка знания и умения извлекать необходимую информацию из различных источников, удовлетворять свои информационные потребности, которые возникают в процессе учебно-познавательной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) нацеливает учителей на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов освоения образовательной программы. Согласно Стандарту, необходимо формировать у младших школьников умения «использовать знаково-символические средства представления информации; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением» [12, с. 8-10].

Перечень отмеченных умений в настоящее время принято связывать с понятием «информационная культура личности». Попытка выделить приемы и технологии формирования основ информационной культуры младших школьников обусловила актуальность темы исследования. Целью исследования является подбор эффективных приемов и средств формирования информационной культуры младшего школьника. Для реализации данной цели были определены следующие задачи: 1) проанализировать современные подходы к определению сущности информационной культуры личности и ее составляющих в контексте образовательной деятельности; 2) предложить виды заданий, направленных на знакомство младших школьников с наглядными формами представления информации; 3) выделить приемы и технологии обучения, способствующие формированию информационной культуры младшего школьника. Научная новизна исследования состоит в отборе и внедрении в процесс образования младших школьников целесообразных средств и приемов, таких как логические задачи, а также компьютерных, интерактивных и мультимедийных технологий обучения, способствующих формированию информационной культуры младшего школьника, что, безусловно, указывает на практическую значимость работы.

Известно, что термин «информационная культура» появился впервые в 70-х годах прошлого столетия в работах К. М. Войханской и Б. А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» [2]. Рассуждая об актуальности формирования информационной культуры личности, следует отметить современные философские, психолого-педагогические и социологические исследования, в которых активно изучаются сущность, содержание и особенности указанного процесса (работы A. М. Атаян, В. Я. Буторина, Н. А. Водопьяновой, A. А. Гречихина, А. П. Ершова, А. Ю. Казакова, Б. Б. Константинова, Т. С. Коваль, Ю. А. Перина, Т. Е. Соколовой, В. А. Уханова и др.).

Анализ научной литературы (Ю. С. Брановский, В. Я. Буторин, К. К. Колин, Э. П. Семенюк, Т. И Шамова) свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности таких понятий, как «информационная культура», «компьютерная грамотность», «информационная грамотность». Это обусловлено тем, что информационная

культура предполагает владение человеком комплексом знаний, умений и навыков. Например, в содержание понятия «компьютерная грамотность» входят: знания о технологиях обучения, компьютерах, их возможностях; умения использовать компьютерные технологии в практической деятельности. Исходя из этого, в обобщенном варианте можно выделить компоненты информационной грамотности личности: знания об особенностях работы с электронными ресурсами, использование их на уроке и во внеурочное время; умения находить информацию из различных источников и анализировать ее; умения критически оценивать полученную информацию и другие [1; 7].

Понятие «информационная культура» шире предыдущих, и подходы ученых к ее определению разнообразные. В одном случае - это информационные качества индивида (М. Г. Вохрышев, Ю. С. Зубов), в другом -информационная деятельность (И. Г. Хангельдиева), а также уровень развития общества (Т. Н. Соснина). По мнению некоторых исследователей, высокий уровень знаний и умений, как составляющая информационной культуры, позволяет ориентироваться в информационном поле, вносить вклад в формирование информационного пространства, оказывать информационное воздействие (Е. А. Медведева). Приведенный выше анализ отражает сложность и многообразие рассматриваемого феномена.

Важно отметить, что информационная культура - это часть общей культуры, важнейший аспект культурной деятельности в целом. По словам А. И. Ракитова, оснащение всех культурных процессов современными информационными технологиями - это не желание, а объективная историческая необходимость [10].

Информационная культура, являясь частью общей культуры, имеет свою специфику. С одной стороны, это знания, позволяющие человеку ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, это качественная характеристика деятельности человека, связанная с получением, обработкой, передачей, хранением и использованием информации.

Информационная культура - важнейший фактор любого образовательного процесса. Процесс образования устремлен в будущее, поэтому управлять сформировавшейся информационной системой предстоит, прежде всего, современным учащимся начальной школы.

В научной работе Б. Б. Константинова «Формирование основ информационной культуры младших школьников» описываются такие «качества информационной культуры школьника: алгоритмическая культура мышления; структурность и операционность мышления; ориентационная гибкость мышления; умение планировать познавательные действия и строить информационные модели; умение вести поиск и обработку информации» [6, с. 7].

Согласно его утверждению, как субъект информационной деятельности младший школьник может выступать, имея определенный уровень информационной культуры [6]. С данным положением трудно не согласиться.

В образовательном процессе необходимо выстраивать методику работы так, чтобы направить обучение на формирование и развитие у младших школьников таких качеств, которые помогут ему ориентироваться в информационном пространстве, обучить детей воспринимать, извлекать, обобщать и анализировать информацию, работать с различными информационными ресурсами. В формировании основ информационной культуры младших школьников большую роль играют школьные учебники, т.к. авторы школьных учебников предоставляют возможность учащимся работать с таблицами, схемами, текстами, словарными статьями различных словарей (толковых, этимологических, орфоэпических и других); составлять алгоритмы работы, например, с орфографическим правилом, с текстовой задачей и др. [4]. Анализ содержания теоретического и практического материала учебников и учебных пособий позволяет констатировать эффективность их использования при организации работы, направленной на формирование основ информационной культуры.

Плодотворным материалом в курсе математики начальной школы являются элементы стохастики, логические цепочки, задачи. Через решение именно логических задач, по мнению Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой [3], возможно знакомство младших школьников с наглядными формами представления информации в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей. Нами подобраны задания, многие из которых не входят в программу начального обучения математики, но оказывают существенное влияние на развитие качеств информационной культуры младших школьников.

Рассмотрим задачу: «Медный провод длиной 80 см необходимо разрезать на 4 равные части. Сколько разрезов вам нужно?». Как правило, многие учащиеся ответят, что четыре. И только тот, кто способен визуализировать эту ситуацию, получает правильный результат. Доказать правильность принятого решения довольно просто на схематической модели. Из предложенной схемы видно, что нужно сделать три надреза (см. Рис. 1).

20_„ | „ 20 , 20 „ь 20

---------> <---

Рисунок 1. Модель к задаче

Таблицы и графики помогут учащимся раскрыть взаимосвязь между величинами при решении задачи. Приведем другой пример: «Мальчики: Беленький, Рыжиков и Черных заметили, что цвет волос не соответствует их фамилии. Определите цвет волос каждого мальчики, если один из них брюнет, другой - рыжий, а третий - блондин».

Учащиеся, обработав информацию, представляют ее в виде таблицы (см. Табл. 1).

Таблица 1. Иллюстрация к заданию

Фамилия Цвета волос

Рыжие Черные Русые

Беленький + - -

Черных - - +

Рыжиков - + -

Изображая элементы множеств точками на плоскости, составляют схему (см. Рис. 2).

Рисунок 2. Модель к задаче

Такие задания позволяют школьникам усвоить структуру рассуждений, осуществить поиск и систематизацию необходимой информации, сделать самостоятельно выводы.

Как видно из представленного краткого описания, в содержании учебных предметов и в дополнительных заданиях заложено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. Педагоги получают возможность построить учебный процесс в логике информационно-развивающего обучения (дидактическое направление формирования информационной культуры младших школьников) при условии грамотного подбора методов и приемов работы с детьми.

Формирование основ информационной культуры возможно также посредством использования в образовательном процессе информационных технологий, разновидностью которых являются компьютерные технологии.

Приведем примеры компьютерных технологий, которые можно использовать на уроках русского языка. Так, в процессе изучения темы «Слова, противоположные по смыслу» можно предложить детям тренажер-игру анимированной сорбoнки для фронтальной работы с классом. С внедрением компьютерных технологий в образовательный процесс технологический прием двусторонних карточек стал анимированным и интерактивным. Если раньше сорбoнка представляла собой карточку из плотного картона размером 10 х 15 см, с одной стороны которой записан вопрос, с другой - ответ, то сегодня в основном сорбoнка - это интерактивный тренажер, выполненный с помощью программы Microsoft Office PowerPoint. Существуют несколько вариантов изготовления анимированных сорбoнок с помощью компьютерных технологий, но все они в своей основе имеют один и тот же принцип. На слайде имеются два одинакового размера прямоугольника (карточки), наложенных друг на друга, переворачивание и смена карточек происходит при помощи триггеров.

При изучении темы «Безударные гласные буквы» возможно использование компьютерного тренажера «Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов», способствующего совершенствованию навыка правописания безударных гласных в корне слова.

В процессе работы учащиеся, кликнув кнопкой мыши, ставят ударение в словах, подчеркивают безударную гласную, соотносят проверочные и проверяемые слова и так далее (см. Рис. 3).

2. Поставь знаки ударения в словах. Кликни по ударной гласной кнопкой мыши.

вода о сол о н к а

река варенье

ряды поле во и

страна яичница

грибы нап исать

и

Рисунок 3. Задание «Поставь ударение в словах»

Использование информационных технологий в школьной практике делает уроки яркими, запоминающимися. Младший школьник обладает наглядно-образным мышлением, поэтому способность, например, презентации сочетать в себе динамику, звук и изображение позволяет достичь гораздо большего эффекта [11]. Рассмотрим фрагмент урока, посвященный обобщению знаний о геометрических фигурах. - Ребята, я предлагаю вам игру «Лабиринт». Вы знаете, что такое лабиринт?

- Лабиринт - это место, откуда трудно найти выход. Вы отправитесь в лабиринт знаний. Будьте внимательны, он необычен, но вы обязательно справитесь. Если допустите ошибку, то попадете в «коридор» со справочным материалом, где сможете пополнить запас своих знаний. Справившись со всеми заданиями, вы выберетесь из лабиринта. Удачи!

Описание тренажера. Презентация состоит из нескольких слайдов, связанных между собой гиперссылками. Учащиеся должны выполнить задания, направленные на выявление уровня усвоения знаний о геометрических фигурах, изученных в 3 классе. Тренажер получил название «Лабиринт».

Ученику, например, предлагается выполнить задание (см. Рис. 4):

Рисунок 4. Первое задание Если ученик выполняет задание правильно, он переходит к следующему (см. Рис. 5):

Рисунок 5. Второе задание

Если же он допустил ошибку, гиперссылка отправляет его на слайд, где он может вспомнить материал, необходимый для того, чтобы успешно выполнить задание (см. Рис. 6):

^I', ч - чти прямая линия, которая имеет начало, но не имеет конца Его можно продолжить только в

Отре «ж - имеет начала и конец, его нельзя продолжить.

/А/

Ломаная-лннтш. которая состоит гпда\в оолее отрезков, которые не лежат на одной прямой.

Рисунок 6. Справочный материал по темам «Луч», «Прямая», «Отрезок»

После того, как учащийся ознакомился со справочным материалом, он переходит к заданию, которое позволяет определить, усвоил он теоретический материал или снова нуждается в повторении (см. Рис. 7).

Рисунок 7. Проверочное задание

При верном выполнении данного задания он возвращается к первому заданию, в котором допустил ошибку (см. Рис. 4). Выполняет задание, переходит на следующий уровень (см. Рис. 5).

Таким образом, ученик выполняет несколько заданий, обращаясь к справочному материалу, если в этом возникает необходимость. Ученик не сможет выбраться из замкнутого круга до тех пор, пока не справится со всеми заданиями.

На уроках в начальной школе целесообразно использовать интерактивную доску, интерактивные тесты, интерактивные схемы. Например, тестовые задания содержат разные типы упражнений: с выбором единственного правильного ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов, а также задания, требующие ввода ответа с клавиатуры и на выбор ответа из выпадающего списка. В частности, интерактивные схемы интересны тем, что акцентируют внимание на определенном моменте изучаемого материала и могут быть использованы при самостоятельной работе учащихся.

В качестве примера предлагаем описание фрагмента урока русского языка с использованием информационных компьютерных технологий обучения.

Тема «Правописание падежных окончаний существительных первого склонения», 3 класс, УМК «Школа России». Цель урока: создать условия для осознания младшими школьниками навыка правописания падежных окончаний существительных первого склонения.

Ход урока. Актуализация знаний. На данном этапе можно предложить словарную работу с использованием компьютера. Учащиеся выполняют тестовое задание «Исправь ошибку».

Кроме этого, можно предложить детям составить кластер на повторение имени существительного с использованием интерактивной доски. Учащиеся выбирают грамматические признаки существительного, перемещают их к существительному.

Изучение нового материала. Постановка учебной задачи. Учитель организует беседу с учащимися, в результате которой подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока. Совместное составление плана урока.

Беседа.

- Назовите существительные 1-го склонения. Как определили?

- Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями. Как вы думаете, что мы должны сегодня исследовать? Чему мы должны научиться? Что нам для этого надо? Какие знания нам могут пригодиться?

Презентация. Учащиеся вспоминают определения, объединяют слова по общему признаку, формулируют тему и задачи урока.

Первичное закрепление нового материала. Практическая работа.

- Просклоняйте существительные. Какой вывод можно сделать?

Учитель проводит инструктаж учащихся. Следит за выполнением работы на компьютерах. Выступает в роли тьютора. Организует обмен мнениями.

Учитель предлагает детям текст, используя документ-камеру. Учащиеся читают задание, выбирая способ проверки безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Беседа.

- Кто из ребят прав?

- Как вы считаете, какой вариант проверки безударных окончаний имен существительных 1-го склонения правильный? Какой способ выберете вы? Определите для себя понравившийся способ проверки.

Можно также предложить выполнение самостоятельной работы с использованием тренажера. Выберите задание. Вставьте пропущенные окончания. Получите оценочный результат своей работы.

Рефлексия. На данном этапе возможно использование приема демонстрация. Учитель предлагает слайд, на котором представлены предметные картинки. Учащиеся называют их и определяют склонение [8].

Слова: арбуз, виноград, вишня, дыня, ягода, изюм... Если слово относится к существительному 1-го склонения, дети поднимают красную карточку, если нет - зеленую.

Обогащение уроков мультимедийными элементами и привлечение игровых действий позволяет не только формировать умения, связанные с поиском и выделением, переработкой и преобразованием, сопоставлением информации, но и делает занятия разнообразнее и повышает учебную мотивацию младших школьников. Задания такого рода, по словам И. А. Капрановой, способствуют формированию «нешаблонного творческого мышления» [5, с. 18].

В то же время, как показывает практика, важным источником информации, без которого современному школьнику не обойтись, является использование на уроках различных интернет-ресурсов. Это необходимо для обеспечения оперативного получения актуальной, доступной и систематизированной информации. Использование информационных ресурсов способствует удовлетворению информационных потребностей школьника, позволяет оптимизировать учебную деятельность, способствует развитию информационной культуры учащихся, воспитывает интерес к предмету, что, в свою очередь, способствует повышению качества знаний учащихся. Например, на электронно-образовательном сайте https://learningapps.org предложены обучающие и контрольные тесты по различным разделам курса русского языка; информационно-образовательный ресурс для учащихся и педагогов «Источник» (https://source2016.ru) также ориентирован на использование современных методов дистанционного тестирования и оперативного анализа результатов; проект «Образовательные тесты» (http://testedu.ru) содержит интерактивные тесты не только для начальной школы. При этом, предлагая тесты по русскому языку, создатели сайта указывают учебно-методический комплект и учебник русского языка определенного автора.

Все перечисленное свидетельствует о том, что целенаправленная работа с различными видами современной информации на уроках, безусловно, окажет положительное влияние на формирование информационной культуры младшего школьника. Дидакты отмечают, что опыт альтернативного получения знаний должен

быть эмоционально-положительным, доступным и увлекательным. Этого можно добиться, если информационная составляющая урока будет носить системный характер, а не единичный. В связи с этим применение информационных технологий в современном образовательном процессе - вполне закономерное явление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы согласимся с мнением ученых, утверждающих, что ученики должны быть подлинно заинтересованы в происходящем на уроке, их необходимо включать в практико-ориентированную деятельность. Этого можно достигнуть, широко «применяя на уроках и во внеурочной деятельности как цифровые, так и традиционные игровые и проектные технологии» [9].

Вышеизложенное позволяет утверждать, что для развития информационной культуры младшего школьника использование компьютера в качестве дополнительного средства поиска и обработки информации является необходимым условием. Следует помнить, что, обучая младших школьников, учитель обязан сам быстро ориентироваться в потоке информации, уметь оперативно обрабатывать найденную информацию и встраивать ее в новую технологию, отбрасывая лишнее.

Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам: 1) информационная культура личности является частью общей культуры, к важнейшим ее составляющим в контексте образовательной деятельности можно отнести: знания, позволяющие человеку ориентироваться в информационном пространстве; умения в области получения, передачи, хранения и использования информации; 2) целесообразность включения логических задач в урок определена необходимостью знакомства младших школьников с наглядными формами представления информации в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других информационных моделей; 3) с применением компьютерных технологий, документ-камеры, интернет-ресурсов образовательный процесс становится более результативным, динамичным, информационно емким, основной акцент переносится на активную работу с информацией учащегося.

Мы не случайно акцентировали внимание на использование отдельных методов и приемов обучения на уроках русского языка и математики, так как считаем, что, безусловно, формируемые знания и умения в процессе их использования являются основой для формирования элементов информационной культуры младших школьников. Подбор эффективных методов, приемов, средств и технологий для формирования информационной культуры младшего школьника позволяет не только достигнуть планируемого результата, но и перевести содержание образования на качественно новый уровень организации и представления учебной информации.

Список источников

1. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. М.: Школьная библиотека, 2015. 288 с.

2. Демидов А. А. Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (дата обращения: 12.12.2019).

3. Истомина Н. Б., Тихонова Н. Б. Формирование умений рассуждать в процессе решения логических задач // Начальная школа. 2014. № 7. С. 87-91.

4. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 162 с.

5. Капранова И. А. Словарно-орфографическая работа как средство интеллектуального развития учащихся // Начальная школа. 2009. № 12. С. 16-18.

6. Константинов Б. Б. Формирование основ информационной культуры младших школьников: дисс. ... к. пед. н. М., 2005. 273 с.

7. Лоскутова Н. Е. Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка // Начальная школа. 2016. № 7. С. 13-18.

8. Люгзаева С. И. Методические подходы к проектированию урока русского языка в начальной школе в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 72-73.

9. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: http://scipro.Ru/conf/monographeeducation-1.pdf (дата обращения: 12.12.2019).

10. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры. Пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 14-34.

11. Резван Е. Р. Использование компьютерных презентаций на уроках математики для развития познавательного интереса обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/doklad-ispolzovanie-prezentaciy-na-urokah-matematiki-1338798.html (дата обращения: 12.12.2019).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

FORMATION OF JUNIOR SECONDARY SCHOOL PUPIL'S INFORMATION CULTURE

Lyugzaeva Svetlana Il'inichna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor

Chiranova Ol'ga Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk lugsaeva@mail. ru; chiranovao@yandex. ru

The article discusses the possibility of using teaching methods, means and techniques promoting the formation of the junior secondary school pupil's information culture. It is shown that this objective necessarily presupposes the formation of junior pupils' information competence including information search and processing skills, ability to perceive, understand and apply the acquired information. Educational tasks aimed to form the components of the junior pupil's information culture are described.

Key words and phrases: information culture; information literacy; junior pupil; teaching methods; information technologies; computer technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.