Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры будущего специалиста в контексте задач инновационного образования'

Формирование информационной культуры будущего специалиста в контексте задач инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гендина Н. И., Рябцева Л. Н.

Характеризуются причины появления понятия «инновационное образование» в условиях становления и развития информационного общества. Рассматриваются подходы к организации информационной подготовки учащихся в образовательных учреждениях и библиотеках. Описывается опыт реализации курса «Основы информационной культуры личности» на базе Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества. Раскрываются достоинства и недостатки обучения учащихся средних профессиональных учебных заведений основам информационной культуры в библиотеке. Приводятся рекомендации по организации и методике проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гендина Н. И., Рябцева Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Information Culture of the Future Expert in a Context of Problems of Innovative Education

The reasons of surfacing of «innovative formation» concept in the conditions of formation and development of information society are characterized. Approaches to the organization of information training of students of educational institutions and libraries are considered. Experience of realization of a course of «the Basis of Information Culture of a Person» on the basis of Kemerovo regional library for children and youth is described. Merits and demerits of training of students of average professional educational institutions to bases of information culture in library are revealed. Recommendations about the organisation and technique of carrying out and methods of teaching are resulted.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры будущего специалиста в контексте задач инновационного образования»

УДК/UDC: 377

Н. И. Гендина, доктор педагогических наук, профессор, директор нИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств

Л. Н. Рябцева, старший научный сотрудник нИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств

Natalia Guendina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of Scientific Research Institute of Information Technologies of Social Sphere of the Kemerovo State University of Culture and Arts,

Larisa Ryabtseva, Senior Scientific Employee of Scientific Research Institute of Information Technologies of Social Sphere of the Kemerovo State University of Culture and Arts

формирование информационной культуры будущего специалиста в контексте задач

ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF THE FUTURE EXPERT IN A CONTEXT OF PROBLEMS OF

INNOVATIVE EDUCATION

Характеризуются причины появления понятия «инновационное образование» в условиях становления и развития информационного общества. Рассматриваются подходы к организации информационной подготовки учащихся в образовательных учреждениях и библиотеках. Описывается опыт реализации курса «Основы информационной культуры личности» на базе Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества. Раскрываются достоинства и недостатки обучения учащихся средних профессиональных учебных заведений основам информационной культуры в библиотеке. Приводятся рекомендации по организации и методике проведения занятий.

The reasons of surfacing of «innovative formation» concept in the conditions of formation and development of information society are characterized. Approaches to the organization of information training of students of educational institutions and libraries are considered. Experience of realization of a course of «the Basis of Information Culture of a Person» on the basis of Kemerovo regional library for children and youth is described. Merits and demerits of training of students of average professional educational institutions to bases of information culture in library are revealed. Recommendations about the organisation and technique of carrying out and methods of teaching are resulted.

что такое инновационное образование и почему оно стало востребовано. Появление понятия «инновационное образование» неразрывно связано с развитием стратегии инновационного развития экономики нашей страны, которое, в свою очередь, обусловлено ростом конкуренции на глобальных рынках. К числу важнейших документов, характеризующих потребность современного общества в инновационном образовании, на международном

уровне относится доклад Центра исследований и инноваций в области образования ОЭСР «Тенденции, формирующие систему образования» [5]. В нашей стране документами, определяющими стратегию развития инновационного образования, являются: - концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.;

- основные направления деятельности Правительства до 2012 г.

- доклад Общественной палаты Российской Федерации «Общество и образование: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» [1]

Представление об основных направлениях инновационного развития российского общего образовании дает национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», представленная Президентом Д. М. Медведевым в его послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. [4, С. 6 - 21].

Анализ этих документов позволяет дать ответ на вопрос «почему инновационное образование стало востребовано?» в виде следующей схемы, отражающей причинноследственные связи:

Глобальные кризисы человечества ^ Рост конкуренции стран на глобальных рынках ^ Необходимость в инновационном развития экономики и постоянных инновациях для каждой страны ^ Потребность инновационной экономики в новых кадрах, социальный заказ общества на креативную личность, способную к инновационной деятельности ^ Необходимость развития инновационного образования.

Необходимость инновационного образования осознана на государственном уровне. В выступлении министра образования и науки России А. А. Фурсенко на заседании «Правительственного часа» в Государственной Думе и Со-

вете Федерации Федерального собрания РФ дается следующая трактовка инновационного образования: «Под инновационным образованием мы понимаем образование, которое обеспечивает новые результаты, воспитание конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и компетентных граждан, является базой для инновационного развития экономики общества» [3, С. 11]

Понимание сущности и специфики инновационного образования будет не полным без учета условий, в которых оно должно развиваться. Речь идет о тех требованиях, которые предъявляет к личности современного человека информационное общество.

Понятие и термин «информационное общество» за достаточно короткий срок перешли из словаря ученых в общелитературный лексикон и стали достоянием самых широких слоев населения. Не случайно 27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозгласила 17 мая Международным днем информационного общества. Современные словари трактуют информационное общество следующим образом: «Информационное общество, - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и(в)удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах» [1].

Темп и непредсказуемость событий и изменений во внешней среде, переход к информационному обществу и информационной экономике, обусловили необходимость для современного человека ориентироваться и осваивать гигантские, нарастающие объемы информации, для «укрощения» которых используются многообразные и также быстро сменяющие друг друга поколения персональных компьютеров и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Все эти атрибуты информационного общества и информационной экономики требуют от выпускников любого профессионального образовательного учреждения высокой интеллектуальной мобильности, умений оперативно ориентироваться в динамически трансформирующейся профессиональной среде и потоках информации, принимать квалифицированные решения, адекватные быстро меняющейся ситуации, рационально использовать в своей работе возможности ИКТ.

Необходимость специальной информационной подготовки. Следует подчеркнуть, что вхождение человечества в эпоху информационного общества характеризуется не только стремительным развитием телекоммуникационных систем и информационно-коммуникационных технологий, но и созданием качественно новой, информационной среды жизнедеятельности. Все большее число людей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг. Информационное общество прочно ассоциируется с «высокими технологиями». От человека в та-

ком обществе требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. В масштабах всей земной цивилизации возникает глобальная проблема - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Становление информационного общества существенным образом актуализировало необходимость специальной подготовки человека к жизни в новой информационно-технологической и образовательной среде. Важнейшим качеством личности в современном динамично меняющемся обществе является способность профессионально работать с информацией, самостоятельно добывать знания, постоянно повышать свою квалификацию. В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и особой - информационной подготовки граждан, и, в первую очередь, учащейся молодежи.

Основные подходы к реализации информационной подготовки учащихся и студентов в образовательных учреждениях и библиотеках. Конец Хх в., ознаменованный информационным взрывом и информационным кризисом, потребовал особого внимания к информационной подготовке личности и общества в целом. При этом важную роль сыграла эволюция объектов информационной подготовки. За очень короткий срок эти объекты трансформировались от правил разыскания документов в библиотечных каталогах до стратегий поиска информации в Интернет. Расширение номенклатуры объектов информационной подготовки имело следствием привлечение понятий и терминов из разных областей знания: библиотечного дела, информатики, документалистики, программирования и др. В частности, в качестве близких по смыслу понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией, в русском языке широко используются такие термины, как: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и др. Такая же ситуация характерна и для англоязычной терминологии, где информационная подготовка связывается с употреблением таких терминов, как «Hypertext literacy», «Information retrieval skills», «Multi-media literacy», «Multimedia literacy» и др.

В последние годы в отечественной специальной литературе в центр терминологического поля выдвинулся термин «Информационная культура». В то же время в английском языке лидирующее положение занимает термин «информационная грамотность» («Information literacy»).

Как известно, информационная подготовка личности традиционно является прерогативой таких социальных институтов, как образовательные учреждения и библиотеки. В образовательных учреждениях информационная подготовка учащихся преимущественно связана в введением в учебный процесс таких дисциплин, как «Информатика», «Информационные технологии», «Компьютерные технологии», «Программирование», «Новые информационные технологии и компьютерная техника» и аналогичных учебных дисциплин, призванных ликвидировать компьютерную безграмотность и показать области применения персонального компьютера Однако в задачи этих учебных дисциплин не входит формирование умений и навыков по ори-

ентации будущих специалистов в профессиональных информационных массивах, вооружение их методами ана-литико-синтетической переработки информации и самостоятельной подготовки информационных продуктов по профилю изучаемой специальности.

Богатый опыт организации информационной подготовки с позиций «погружения» юных потребителей информации в современную информационную среду имеют библиотеки. Основными компонентами такой подготовки, в порядке их появления, были библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность. Типичными формами работы библиотек по этим направлениям являются индивидуальные и групповые консультации, беседы, лекции, экскурсии по библиотеке; проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет; библиотечные уроки, игровые мероприятия («Информина» и др.). Библиотеками издаются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации и т.д., направленные на оказание помощи в информационной подготовке пользователей.

Однако, несмотря на значительные усилия, прилагаемые библиотеками, результативность массовой информационной подготовки зачастую оказывается низкой. Как показывает анализ опыта работы, организация информационного просвещения на базе библиотек сопряжена сегодня с целым рядом проблем: инициативным (необязательным, факультативным) характером работы; преобладанием мо-нодисциплинарного подхода (обучение либо основам библиотечно-библиографических знаний, либо компьютерной грамотности, либо овладение рациональными приемами работы с книгой и т.п. В результате реальное состояние дел в области информационной подготовки различных слоев общества, и, прежде всего молодежи, продолжает оставаться неутешительным. Вся эта работа, безусловно, важна, но, имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно сформировать достаточный уровень информационных знаний и умений. Все это является весомым основанием того, что в условиях перехода к информационному обществу и обществу знаний в определяющей мере становится необходимой целенаправленная информационная подготовка подрастающего поколения.

Курс «Основы информационной культуры личности» как способ претворения в жизнь системного подхода к информационной подготовке граждан в условиях библиотеки. Целенаправленное и последовательное осуществление информационной подготовки граждан, с нашей точки зрения, возможно за счет внедрения специальной учебной дисциплины - курса «Основы информационной культуры личности» [6]. Цель курса - облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания».

Обобщенная модель курса «Основы информационной культуры личности» включает следующие разделы, отражающие содержание информационного обучения:

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

Раздел IV. Технология подготовки информационных продуктов

Эти разделы являются обязательными и составляют инвариантную часть курса. Она обеспечивает решение следующих задач: дать представление о вхождении мировой цивилизации в информационное общество, сформировать у обучаемых представление о сложности и многообразии существующих информационных ресурсов; вооружить их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; научить технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя.

Вариативная, меняющаяся в зависимости от категории обучаемых, часть курса «Основы информационной культуры личности» учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры, информационные потребности и другие факторы.

Организация внедрения учебного курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки. В рамках творческого договора между НИИ ИТ СС КемГУКИ и ГУК «Кемеровская областная библиотека для детей и юношества» в 2009 г. было организовано проведение экспериментального регионального исследования «Формирование информационной культуры детей и юношества в условиях библиотеки». На базе этой библиотеки сотрудниками НИИ ИТ СС было организовано проведение занятий по курсу «Основы информационно культуры личности» для учащихся средних специальных учебных заведений г. Кемерово. Проведению занятий предшествовала организационная работа с учебными заведениями по согласованию условий проведения занятий в библиотеке (сроки, содержание, время, расписание, контроль и т.п.). Для проведения занятий библиотека предоставила читальный зал и зал электронных ресурсов, оснащенный компьютерами с выходом в Интернет. Был организован «тренинг тренеров» - сотрудники НИИ ИТ СС и библиотекари, обеспечивающие проведение занятий, прошли специальную подготовку. Занятия проводились в течение четырех месяцев (февраль-май 2009 г.). Общие сведения о составе учащихся и организации занятий могут быть представлены следующим образом:

Образовательное учреждение Специальность и год обучения Уро- вень базо- вого обра- зова- ния Кол-во учащихся в группе Кол- во часов по плану Форма контроля резуль- татов обучения

Средне-технический факультет ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» Хлебопечение, 1 курс 9 класс 20 7 Конт- рольная работа

ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессиональ-но-педагоги-ческий колледж» «Строи-тельс-тво», 3 курс 10 класс 30 14 Деловая игра

ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессиональ-но-педагоги-ческий колледж» «Физ-культура и спорт», 3 курс 10 класс 25 14 Конт- рольная работа

7. Технология подготовки информационного продукта (реферата, доклада) 8. Технология построения планов на готовый текст

9. Виды и способы построения планов документов. Бизнес-планирование

10. Технология подготовки информационного продукта. Как написать реферат?

11. Критический анализ текста и ресурсов Интернет

12. Технология подготовки обзоров

13. Технология подготовки деловых документов (автобиография, резюме, объяснительная записка, служебная записка)

14. Технология подготовки доклада с элементами критического анализа источников информации

Необходимость адаптации исходной программы учебного курса «Основы информационной культуры личности». Исходя из базового уровня образования учащихся (9-10 классы общеобразовательной школы) за основу была взята соответствующая программа курса «Основы информационной культуры личности» (http://www. nii.kemguki.ru/files/programms_for_school/grade_10th. php). При этом возникла проблема корректировки и адаптации содержания этой программы, во-первых, с учетом ограниченного количества часов, которые смогли выделить учебные заведения (7 и 14 часов); во-вторых, с учетом профиля профессиональной подготовки учащихся: «Хлебопечение», «Строительство», «Физкультура и спорт». В результате «уплотнения» исходной учебной программы тематический план проведения занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» приобрел следующий вид:

Принципы реализации курса и требования к проведению занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки. Организация и подготовка занятий осуществлялась в соответствии с общеметодологическими принципами организации информационного образования, включая принципы системного, деятельностного, технологического подхода, культурологического, а также интегративности и непрерывности. При этом до начала занятий был сформулирован ряд требований, предъявляемых к содержанию и организации каждого занятия в библиотеке:

1. Практичность, прикладная направленность занятий. Занятия должны быть нацелены на конкретный результат, подлежащий измерению и оценке: при подготовке каждого занятия следует четко формулировать, что учащийся должен знать и уметь в результате освоения изученной темы.

2. Целостность, синкретичность содержания занятий: соединение компонентов традиционной, книжной и новой, электронной культуры. Каждое занятие обязательно должно предусматривать работу как с книгой, журналом, карточным каталогом, так и с компьютером, Интернетом.

3. Включенность изучаемого на занятиях материала в сферу культуры. Использование с этой целью, как минимум, двух приемов: 1) показ книги (документа) как произведения книжного искусства (история книги, редкие книги, книги-раритеты, миниатюрные книги и т. п.; качество художественно-полиграфического оформления; богатство справочного аппарата книги); 2) акцент на удовольствии, радости от чтения: художественные достоинства литературных произведений, богатство и выразительные возможности русского языка и др.

4. Ориентация на личность обучаемого. Содержание занятий должно быть связано с конкретным видом деятельности данной категории обучаемых (познавательной, учебной, досуговой, бытовой и др.), интересами и потребностями учащихся. Реализация этого требования предполагает предварительное изучение состава учащихся, а

Тематический план, рассчитанный на 7 часов Тематический план, рассчитанный на 14 часов

№№ Тема занятия №№ Тема занятия

1. Что такое информационная культура личности? Зачем она нужна 1. Что такое информационная культура личности? Зачем она нужна

2. Библиотека как ин-формационно-поисковая система 2. Библиотека как информационно-поисковая система

3. Простые и сложные тематические запросы и алгоритм их выполнения 3. Простые и сложные тематические запросы и алгоритм их выполнения

4. Использование аппарата издания в ходе аналитико-синтети-ческой переработки информации 4. Использование аппарата издания в ходе ана-литико-синтетической переработки информации

5. Анализ определений как основа понимания текста. Требования, предъявляемые к построению определений 5. Анализ определений как основа понимания текста. Требования, предъявляемые к построению определений

6. Правила построения определений.

6. Текст как объект информационного анализа и синтеза. Технология построения планов на готовый текст 7. Текст как объект информационного анализа и синтеза.

также использование диалога с обучаемыми, вовлечение их в общение в ходе занятий.

5. Ориентация на формирование креативных свойств личности. Занятия должны демонстрировать неразрывную связь любого вида интеллектуального труда с необходимостью самостоятельной переработки информационных ресурсов. В ходе занятий должны быть предусмотрены возможности для развития критического мышления, способностей аргументированной критики и оценки информации, различения информации и дезинформации.

6. Занимательность, увлекательность занятий или принцип «радостного обучения». Выполнение этого требования предполагает, во-первых, рациональное использование активных методов обучения, включая деловые и дидактические игры. Во-вторых, занятия должны вызывать положительные эмоции (радость) от осознания новых возможностей, которые учащийся приобретает в ходе освоения основ информационной культуры: способность обучаемых легко переходить из одной предметной области в другую за счет знания алгоритмов и технологий работы с информацией, способность более рационально (быстрее и точнее) находить, анализировать и использовать информацию, радость от осознания того, что научился справляться со сложными задачами интеллектуального характера, лежащими в основе « умения учиться».

Формулировка и возведение этих требований в ранг нормативных при организации эксперимента была обусловлена стремлением избежать основной опасности при проведении занятий в библиотеке - превратить их в ликбез по основам библиотечно-библиографических знаний. Кроме того, эти требования строились с учетом еще двух недостатков, зачастую сопровождающих проведение занятий в библиотеке: с одной стороны, скука, схоластичность, оторванность от реальной жизни и деятельности обучаемых, обусловленной их возрастом, с другой стороны, пустая развлекательность, механическое заимствование элементов различных «шоу», упрощающих и примити-визирующих суть информационной подготовки. Как показал опыт проведения занятий, все декларированные выше требования к проведению занятий были реализованы в разной степени. Это означает, что каждое из сформулированных требований, безусловно, оправданно и необходимо, однако возможность соблюдения всей совокупности этих требований во многом определяется разделом курса и спецификой изучаемой темы.

Анализ результатов внедрения учебного курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки: за и против. Опыт реализации курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки позволил выявить достоинства и недостатки такого способа информационной подготовки учащихся. Безусловными достоинствами проведения занятий в библиотеке, как показал наш опыт, являются следующие:

1. Погружение учащихся в реальную информационную среду, включая настоящий библиотечный фонд, конкретный справочно-библиографический аппарат современной библиотеки, неразрывно связанной с Интернет и гигантскими объемами электронных информационных ресурсов; возможность опосредованного погружения в сферу культуры через мир книги.

2. Осознание учащимися целостности, неразрывности современной информационной среды (традиционной и электронной), и, соответственно, «слитности», «неотдели-

мости» всех основных этапов работы с информацией: от поиска, анализа, синтеза информации до самостоятельной подготовки какого-либо информационного продукта.

3. Выход за пределы учебных ситуаций, преодоление неизбежной ограниченности, «искусственности», присущих обычным занятиям в классе, т. е. практическая реализация идеологии компетентностного подхода в образовании.

4. Преодоление учащимися боязни новой, незнакомой среды, своего рода «комплекса неполноценности» как пользователя, потребителя информации, освоение навыков рационального использования библиотеки в личных целях.

5. Преодоление учащимися сложившихся ранее стереотипов о библиотеке: «библиотека - это скучно», «в библиотеке ничего нужного нет», «поиск в библиотеке - это долго, а Интернет - быстро», «мне лично информационные знания и умения не нужны, т.к. есть библиотекарь, который должен меня обслужить - ему за это платят».

6. Опосредованное расширение духовных потребностей, познавательных интересов учащихся средствами библиотечной среды (библиотечные каталоги и картотеки, выставки новых поступлений, тематические выставки, выставки периодических изданий, рекламные буклеты и т. п.) при отсутствии специальной организации и воздействия. Иными словами, речь идет о возможности обогащения духовного мира учащихся за счет включения непроизвольного внимания при проведении занятий в библиотеке.

Однако наряду с достоинствами проведение занятий на базе библиотеки наталкивается на целый ряд сложностей и проблем. К их числу можно отнести следующие:

1. Трудоемкость и сложность организации и проведения занятий: необходимость предварительного согласования с образовательным учреждением условий и порядка проведения занятий с учащимися в библиотеке; необходимость специальной информационной и психолого-педаго-гической подготовки библиотекаря как преподавателя основ информационной культуры личности; временная и интеллектуальная трудоемкость подготовки занятий при дефиците учебно-методической литературы по основам информационной культуры личности.

2. Сложность организации занятий в библиотеке в случае ее территориальной удаленности от учебного заведения.

3. Не полное соответствие материально-технической базы библиотеки (отсутствие специально организованных аудиторий, оснащенных нужным количеством компьютеров, видеопроекторов, ноутбуков и т. п.) требованиям, предъявляемым к проведению занятий по основам информационной культуры личности.

4. Наличие у обучаемых устойчивой ассоциации «посещение библиотеки» - «посещение культурно-досуговых учреждений» (музея, цирка и т.п.), а также отсутствие мотивации к обязательной серьезной интеллектуальной работе в библиотеке.

5. Возможность отвлечения учащихся от цели занятия, непроизвольное переключение внимания на не относящиеся к занятию документы, электронные ресурсы, тематические выставки, картины и т.п.

Выводы и рекомендации. Опыт внедрения целостного курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки позволяет сформулировать ряд выводов и рекомендаций как по организации, так и по методике проведения занятий. К числу выводов и рекомендаций по организации занятий относятся следующие:

1. Проведению занятий в библиотеке обязательно должно предшествовать проведение информационнопросветительской работы с педагогическим коллективом (руководством и педагогами) того учебного заведения, учащиеся которого будут изучать основы информационной культуры. Организация занятий должна строиться на основе устойчивого контакта и отработанного механизма взаимодействия библиотеки и образовательного учреждения, при этом необходимо наличие равной степени мотивации в проведении занятий как со стороны библиотеки, так и образовательного учреждения, как библиотекарей, так и педагогов. Необходимо обеспечить включенность в организацию занятий педагога, курирующего со стороны учебного заведения проведение занятий в библиотеке. Обязательным условием при этом является наличие у педагога необходимого уровня личной информационной культуры. Важнейшим условием успеха является мотивация, заинтересованное отношение педагогов и их вовлеченность в процесс организации изучения основ информационной культуры учащимися, а также в организацию использования результатов этого изучения в учебном процессе данного учебного заведения.

2. Необходимо обязательно включать занятия по основам информационной культуры в расписание и обеспечивать соответствующую форму контроля по результатам обучения (зачет, экзамен, контрольная работа, контрольный тест и т.п.)

3. В условиях библиотеки не целесообразно использования массовых форм обучения (поточных и групповых), необходима организация занятий по подгруппам Рекомендованное количество учащихся в подгруппе - 10 человек.

4. Библиотека должна располагать соответствующей материально-технической базой, позволяющей обеспечить индивидуальную работу учащихся по принципу «один учащийся - один компьютер».

5. До начала занятий следует определить уровень информационной подготовки учащихся с последующей их дифференциацией по уровню базового образования и степени владения персональным компьютером.

6. Если занятия рассчитаны на учащихся профессиональных учебных заведений, то до начала занятий необходимо проверить наличие в фонде библиотеки документов по профилю обучения учащихся и, при необходимости, организовать. информационное обеспечение занятий за счет ресурсов других библиотек, прежде всего, библиотеки соответствующего учебного заведения.

7. Не следует «идти на поводу у заказчика» (образовательного учреждения): нельзя допускать, чтобы объем курса составлял менее 14 часов, иначе нарушается целостность и утрачивается смысл курса «Основы информационной культуры личности».

Выводы и рекомендации по содержанию и методике проведения занятий:

1. Подготовка занятий сопряжена с большой трудоемкостью, обусловленной, во-первых, отсутствием готовых учебно-методических разработок по курсу «Основы информационной культуры личности» и, во-вторых, необходимостью профилирования каждого занятия в соответствии со специальностью обучаемых. В эту подготовку, как минимум, входит: создание мультимедийной презентации, характеризующей теоретическую часть занятия; подбор традиционных и электронных информационных ресурсов в соответствии с темой занятия, профилем обучения и возрастом учащихся; разработка практических заданий и ди-

дактических средств их выполнения; формулирование контрольных вопросов к занятию.

2. При организации и проведении занятий библиотекарь (педагог) должен быть готов к преодолению нежелания учащихся осваивать сложные интеллектуальные процедуры, сопровождающие чтение и понимание неразвлекательных текстов, их анализ и синтез, а также логические операции (сравнение, абстрагирование, обобщение и др.). Соответственно, в структуре занятия должны быть предусмотрены средства и приемы, направленные на формирование положительной мотивации освоения информационных знаний и умений.

3. Прикладной характер курса «Основы информационной культуры личности» обусловил особую роль используемых в ходе обучения примеров. Наряду с требованиями понятности, доступности, образности, яркости, занимательности, важнейшим требованием к примерам является требование их явно выраженной профессиональной направленности. Не соблюдение этого требования, как показал опыт, имеет следствием как падение интереса обучаемых к содержанию занятия, так и прямой отказ от выполнения заданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение следует отметить, что в настоящее время информационная подготовка граждан приобретает особую актуальность и социальную значимость в связи с развитием и становлением информационного общества, глобальным характером использования ИКТ, стратегическим курсом страны на инновационный путь развития основных сфер экономики и общественной жизни. Анализ и осмысление опыта реализации информационной подготовки позволяют утверждать, что решение этой задачи уже не возможно только за счет эпизодической, несистемной работы библиотек, выполняемой исключительно на инициативной основе. Требуется государственный подход к организации информационной подготовки граждан. Одним из способов решения является внедрение в учебный процесс образовательных учреждений всех ступеней и уровней образования в качестве обязательного курса «Основы информационной культуры личности». Реальную помощь в его практическом внедрении могут оказать библиотеки.

Список литературы

1. Глоссарий.т : [Сайт]. URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/ gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outtul!uh$lxyiu (дата обращения: 12.10.09).

2. Доклад Общественной палаты Российской Федерации «Общество и образование: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» // Вопросы образования. 2008. № 1. URL: http://vo. hse.ru/arhiv.aspx?catid=252 (дата обращения: 12.10.09).

3. Из материалов к выступлениям министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко на заседаниях «Правительственного часа» в Госдуме и Совете Федерации Федерального собрания РФ // Вестник образования России. 2009. № 13. С.11.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования России. Специальное приложение .1 полугодие. 2009. С. 6 - 21.

5. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР // Вопросы образования. 2008. № 4; 2009. №2. URL: http://vo. hse.ru/arhiv.aspx?catid=252 (дата обращения: 12.10.09).

6. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.