Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности студентов с применением межпредметной связи информатики и математики'

Формирование информационной компетентности студентов с применением межпредметной связи информатики и математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминов Истам Барноевич, Шарапова Нафиса Аброровна

В работе рассматриваются методические вопросы и основные факторы развития формирования информационной компетентности студентов с применением межпредметной связи информатики и математики при организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности студентов с применением межпредметной связи информатики и математики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ СВЯЗИ

ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ 1 2 Аминов И.Б. , Шарапова Н.А.

1Аминов Истам Барноевич - доцент; 2Шарапова Нафиса Аброровна - ассистент, факультет прикладной математики и информатики, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в работе рассматриваются методические вопросы и основные факторы развития формирования информационной компетентности студентов с применением межпредметной связи информатики и математики при организации учебной деятельности.

Ключевые слова: информационная компетентность, основные факторы информационной компетентности, интеграция, межпредметные связи, компьютерные технологии, эффективность использования, информационные технологии, для формирования информационной компетентности студентов.

УДК 378.1

В последние годы стремительное проникновение математики и компьютерных технологий в разных сферах стало свершившимся фактом. Для этого они должны получить знаний от интеграционной занятий математики и информатики.

В настоящее время задачи об интеграции математического и информатического образования становится чрезвычайно актуальным для высшего образования - в связи с актуализацией деятельностного аспекта совершенствования содержания образования, а также с учетом тенденций, определяемых переходом к информационному обществу. По этой причине особую актуальность приобретают вопросы, от ответа на которые в значительной мере зависят направления совершенствования содержания образования в различных предметных областях, и прежде всего - математики и информатики [1].

Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний студентов, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса и формирования информационной компетентности студентов [2].

Под информационной компетентностью студентов будем понимать обязательную составляющую профессиональной компетентности будущего специалиста, которая определяет готовность и способность специалиста эффективно решать профессиональные задачи, в соответствии с этапами информационной деятельности, средствами инструментальных компьютерных технологий, с учетом средств и форм информационной работы [2].

Цель применения межпредметных связей математики и информатики на занятиях помогают сформировать у студентов информационную компетентность. Эти занятия позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность студентов, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На таких занятиях каждый студент работает активно и увлеченно, у студентов развивается любознательность и интерес.

Для формирования информационной компетентности студентов с применением межпредметной связи информатики и математики осуществляется:

- интегрированные занятии;

- решение математических задач на занятиях информатики;

- изучение смежных с математикой тем (алгоритмы, системы счисления и др.)

- оформление рефератов, выступлений по тематике, материалов к занятию.

Понятие «интеграция» может иметь два значения [3]:

—создание у студентов целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

- нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Интеграция как средство обучения должна дать студентам те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Основные требования к занятию с межпредметными связями:

- занятие должно иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу;

- должна быть обеспечена высокая активность и интерес учащихся;

- межпредметные связи должны способствовать пониманию студентам сущности изучаемых понятий и явлений;

- в конце занятия на основе межпредметных связей необходимо сформулировать выводы.

Деятельность в направлении интеграции проводится в рамках программы изучения того или иного программного продукта или нескольких тем. Тему проекта задает преподаватель, вместе с студентами выстраивает сценарий, по которому будет развиваться действие. В процессе работы над темой преподаватель методически подводит студентам к проблеме, при решении которой возникает необходимость в новых навыках, новых понятиях и т.д. Преподаватель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль студента в нужном направлении для самостоятельного поиска, например, в сети Internet.

Математические методы используются в решении задач для обработки результатов измерений, в управлении для количественного обоснования принимаемых решений, разработки и автоматизации трудоемких работ. При этом от студента требуется знать не только математические методы расчета, используемые для решения задач профессиональной деятельности, но и способы их реализации средствами инструментальных компьютерных технологий.

Изучения информатики дало возможность вызвать интерес у студентов к физическим и математическим проблемам, показать возможность их решения новыми, нестандартными методами: алгоритмизацией решения сложных задач на компьютере, возможностью смоделировать и наглядно увидеть на экране дисплея физические и математические процессы и управлять этими процессами и т. д.

Применение компьютеров позволяет студентам заниматься исследовательской работой при решении задач из различных. При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

При решении математических задач, которых можно четко проследить следующие этапы:

- постановка задачи и ее математическое описание, создание информационной модели;

- выбор численного метода и разработка алгоритма решения в форме блок-схемы;

- представление алгоритма на языке программирования или решение в табличном процессоре, создание компьютерной модели;

- ввод, отладка программы, решение поставленной задачи, обработка результатов

Кроме того, межпредметные связи информатики и математики осуществляются

при оформлении рефератов, выступлений по тематике. Создание электронных презентаций к занятиям, выступлениям на научно-практических конференциях.

Использование прикладных задач при проведении занятий с одной стороны, позволяет повысить уровень интереса к получению знаний, широко используя интеллектуальное управление мотивационной деятельностью студентов. С другой стороны, алгоритмичность рассмотренного процесса решения прикладных задач, соответствуя основным этапам информационной деятельности, позволяет повысить не только уровень математической подготовки, но и оказывает влияние на развитие информационной компетентности будущего специалиста, что является необходимым условием подготовки компетентных специалистов для внедрения средств инструментальных компьютерных технологий.

Список литературы

1. Лапчик М.П. и др. Интеграция математики и информатики в методической системе формирования информационно-аналитической компетентности офицера-инженера. М: Вестник академии военных наук. № 3 (24), 2008.

2. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.

3. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.