ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Цыганкова Надежда Дмитриевна
преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО СО «Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства» г. Екатеринбург E-mail: cygankova.nadya@mail.ru
J ^
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Л_________________________________________г
Аннотация. В статье рассмотрены уровни сформированное™ информационной компетентности студентов СПО, представлена модель формирования информационной компетентности студентов, включающая целевой и теоретический компоненты, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса; организационно-технологический компонент, обусловливающий содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов, и результативный компонент, детерминирующий предполагаемый результат. Реализация модели способствует повышению эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации и достижению необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники.
Ключевые слова: информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, уровни сформированности информационной компетентности, структурно-содержательная модель формирования информационной компетентности студентов.
Появление информационных технологий в повседневной и профессиональной жизни человека, а также вхождении России в единое Европейское образовательное пространство требует модернизации содержания образования, следовательно, необходимы изменения образовательных целей учебного процесса, которые, в соответствии с социальным заказом, должны быть направлены на формирование и развитие способностей учащегося к работе с информацией. Результатом педагогического процесса становится информационно-компетентная личность.
Внедрение ИКТ изменило характер образовательной коммуникации с непосредственного на опосредованный, сместило акцент с преодоления дистанции между субъектами образования на поиск способов эффективного использования в обучении современных коммуникативных средств и установление обратной связи в межличностном взаимодействии участников образовательного процесса на расстоянии [5,9,10,11].
Одним из вопросов, возникших перед образовательной системой в связи с развитием информационного общества, информатизацией образования и внедрением дистанционного обучения является вопрос формирования информационной культуры, информационной грамотности, информационного образа жизни, информационной компетентности [4].
Обобщая взгляды специалистов, исследующих сущность информационной культуры и проблемы ее формирования, можно сказать, что информационная
культура - это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития умений получения и обработки информации. Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (так называемый функциональный уровень информационной культуры) [12,13,14]. В свою очередь, информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Информационная культура и информационная компетентность в современных информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека.
Информационная компетентность личности предполагает активную информационную деятельность (деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации), потребность самостоятельного поиска, переработки информации, сформированные навыки отбора, творческого переосмысления необходимой
8
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
информации, что позволит эффективно осуществлять свою учебную и профессиональную деятельность [4].
Структура информационной компетентности:
1. Когнитивная готовность: знания в области ИКТ; знания о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде.
2. Мотивационно-ценностная готовность: интерес к работе с информацией; потребность в использовании ИКТ; готовность к использованию информационных ресурсов средствами ИКТ; осознание ценности информации.
3. Технологическая готовность: умение пользоваться средствами ИКТ; владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации [13].
Таким образом, термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» [1].
Оценить информационную компетентность можно исходя из таких критериев, как когнитивный, операционно-деятельностный, ценностно-смысловой, мотивационный (табл. 1) [2].
Выявленные критерии и компоненты позволяют охарактеризовать уровни сформированности информационной компетентности. В психолого-педагогической литературе наиболее распространено выделение трех уровней: низкого (репродуктивный), среднего (эвристический) и высокого (творческий) (табл. 2) [2].
Таким образом, информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе дистанционного обучения (ДО), ориентированного на использование информационного ресурса.
С целью обеспечения высокого качества подготовки компетентных специалистов среднего звена, в экспериментальной части нашего исследования, выполненного в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений Уральского региона [6,7,8,15,16], была разработана
модель формирования информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения и экспериментально доказана ее эффективность.
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» (ГБОУ СПО СО «УКСАП»), г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие студенты 1-2-х курсов в количестве 48 человек, распределенные на 2 группы - экспериментальная (ЭГ) - 23 студента и контрольная (КГ) - 25 студентов.
В качестве конкретной технологии построения модели использовалась технология проектирования технических систем, выбор которой был обусловлен тем, что она определяет принципы проектирования и логику данного процесса.
Проектирование модели подчинялось следующей логике:
1. определение границ модели и формулировка цели проектирования;
2. формулировка цели и задач модели;
3. обоснование принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование модели;
4. обоснование компонентов модели и разработка их содержания;
5. выделение условий эффективного функционирования модели;
6. определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики;
7. экспериментальная апробация модели в рамках выделенных условий.
Разработанную нами модель процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов мы рассматриваем как подсистему открытого типа, встроенную в контекст системы профессиональной подготовки в СПО.
Предложенная модель формирования информационной компетентности студентов, включает три компонента (рис.1) [17]:
Таблица 1
Критерии и компоненты информационной компетентности
Компоненты информационной компетентности Критерии информационной компетентности
Когнитивный Операционно- деятельностный Ценностно- смысловой Мотивационный
Оценочно-поисковый Знание принципов функционирования поисковых систем. Знание признаков достоверности информации Определение индикаторов поиска. Использование поисковых систем Оценивание информации Цель поиска информации
Аналитико-преобра- зующий Знание типологии информации и способов ее преобразования Преобразование типов информации. Эффективное представление информации Толерантность информации Задачи представления информации
Информационная безопасность Знание типов информационных угроз и способов защиты. Знание социально-правовых аспектов использования информации Применение способов защиты информации. Использование информации с учетом правовых и морально-этических норм Установка на соблюдение социально-правовых норм использования информации Готовность следования социально-правовым нормам использования информации
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
9
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Уровни развития информационной компетентности студента
Таблица 2
Название Характеристика уровня по компонентам информационной компетентности
уровня Оценочно-поисковый Аналитико-преобразующий Информационная безопасность
Репродуктивный (базовый) низкий - воспроизведение декларативных и процедурных знаний в области информатики и ИТ, способность выполнить самостоятельную работу только по предложенному алгоритму; - знание алгоритмов поиска информации, умение определять индикаторы поиска в соответствии с целью поиска информации - умение оценить найденную информацию по релевантности; - знание основных видов информации и умение преобразовывать из одного вида в другой - понимание значения информации и ее влияния на социальные отношения; - знание типов информационных угроз и умение осуществлять превентивные меры по их предотвращению; - следование требованиям общества при использовании информационных продуктов и услуг
Эвристический (частичнопоисковый) -средний - наличие системы декларативных и процедурных знаний в области профессионально ориентированных ИТ, владение основными приемами и алгоритмами поиска, анализа, оценки информации; - способность принимать решение в похожей ситуации с использованием профессионально ориентированных ИТ на основе актуализации необходимой совокупности знаний, умений, опыта - понимание принципов устройства и функционирования поисковых систем, умение переопределять индикаторы поиска в зависимости от результатов поиска; - умение представлять информацию в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач - знание основных методов защиты от информационных угроз и умение осуществить защиту аппаратно-программными способами; - осознание необходимости использования толерантной информации
Творческий (креативный) - высокий - наличие информационного мировоззрения, специальных и методологических знаний в области информатики и ИТ; - умение синтезировать, обобщать классифицировать профессионально значимую информацию - способность проектировать свое информационное поведение и принимать решение в нестандартных ситуациях; - моделирование множества индикаторов поиска информации с использованием расширенных параметров поисковых систем; - умение учитывать при работе с информацией социально-правовые и морально-этические аспекты использования информации - готовность нести ответственность за созданный информационный продукт; - умение определять достоверность источника и уровень научности информации; - умение самостоятельно выбирать стратегию защиты от информационных угроз
• мотивационно-ценностный: обеспечивает механизм готовности к реализации личного творческого потенциала (стремления, потребности применять информационные технологии в профессиональной деятельности) и механизм отношения к содержанию информационной компетентности (осознание значимости и важности применения информационных технологий в профессиональной деятельности);
• когнитивно-деятельностный: обеспечивает механизм познания через умственную деятельность (знания, умения, навыки, представления об информационных технологиях и основных законах их развития и т.д.) и механизм познания через практическую деятельность (использование информационных технологий для решения конкретных задач);
• эмоционально-волевой: заключается в адекватном осознании и оценивании собственных возможностей и способностей в применении информационных и коммуникационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Для осуществления интерактивного взаимодействия в среде ДО предусмотрено использование следующих сетевых средств: электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений, электронные библиотеки. Студенты, обучающиеся с помощью дистанционных технологий, большую часть времени работают самостоятельно.
Предлагаемая нами модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование информационной компетентности студентов, поэтому она имеет прагматический характер. Структура разработанной модели формирования информационной компетентности студентов представлена целевым и теоретическим компонентами, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса, организационно-технологическим компонентом, обусловливающим содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов и результативным компонентом, детерминирующим предполагаемый результат.
Модель целостна, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение студентами более высокого уровня информационной компетентности (рис.1).
Этапы формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологий, их характеристика и виды деятельности обучающихся представлены на рис.2.
На каждом этапе происходит приобщение обучающихся к системе ценностей при специально организо-
10
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Рис.1. Модель формирования информационной компетентности студентов, обучающихся в условиях ДО.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
11
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Этапы Деятельность обучающихся
1 этап Приобретение общего представления и освоение среды обучения. - включаются во взаимодействие со средой, формируя ценности общения и компьютерную грамотность.
2 этап Расширение, углубление знаний, умений и навыков использования ИКТ в процессе учебно-познавательной деятельности, формирование деятельностной и когнитивной составляющей компетентности и компьютерной образованности. - самостоятельно изучают информационный ресурс; - осуществляют поиск информации; - выполняют задания; - решают типовые задачи.
3 этап Совершенствование умений и навыков использования ИКТ. - создают собственный информационный ресурс; - выполняют задания; - решают типовые задачи; - выполняют задания; - решают нестандартные задачи; - анализируют собственную деятельность; - овладевают методами переработки информационного ресурса.
Рис.2. Характеристика этапов формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологи й.
ванной работе с их мотивационной сферой, что послужило основанием в данном исследовании уточнить характеристику и содержание ценностной составляющей как мотивационно-ценностной.
В процессе изучения дисциплин за базовый принят комбинированный метод изложения материала, при котором лекционный материал сочетается с одновременной отработкой навыков на персональном компьютере. После каждого практического блока в программе предусмотрена самостоятельная творческая работа, целью проведения которой является подготовка поль-
зователя к дальнейшей самостоятельной работе с программным пакетом и закрепление полученных умений.
Особое внимание на занятиях уделяется системе практических работ. Система предусматривает выполнение конкретного набора задач. На каждом занятии изучается блок функциональных возможностей конкретной среды и, соответственно, логически завер-шенныетехнологическиеоперации(рис.3).
В минимальный состав каждого УМК по дисци-плине(модулю) включены:
• рабочаяпрограммадисциплины;
Рис. 3. Примерная схема проведения практических работ
12
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Таблица 1
Сводная таблица результатов исследования уровней информационной компетентности студентов
Ко и после формирующего этапа)
Группы Уровни пнформаоионной компетентности,% к общему числу в группе
высокий средний низкий
абс. число о/ % абс. число 0/ % абс. число о/ %
до после до после до после до после до после До после
Э Г с о Ю,1 Ы8 н 4 оо ,6 17,4 13 с тл,п п4,6
КГ 4 т 10 2 0 т 0 аз 3 2 14 1Т оо 4о
• курс лекций (учебное пособие);
• методические руководства ко всем видам занятий;
• контрольные материалы и методические рекомендации по оргиназпоии намоконтрола, текущего — нтрооо , уса-зания по выполнению контрольных работ, тестов и др.;
• календарный график выполнения контрольных заданий аастааиплоне (мощутю).
Ожидаемый рттрлртат-итт сносоОпоать и улсние студентов работать творчески, самостоятельно добы-вопь -тонпн, еникать о оощносот си^е^ниЭ,Фмыноп вать, аналазс—отатн и обоб—саь их.
В начале эксперимента и в его завершении сту-десты п^мли ою^тию^офмт но п^дмот оыасснн—о урооня информационной компетентности.
Эксперимент показал, что разработанная модель достаточно эффективна в формировании информационной компетенции студентов, обучающихся помощью ДО.
Контрольсао щьагноотитт показтло, ато о реслль-тате реализации разработанной нами модели уро-васн —^фopмемиосетй 1^^мпот^оо^сис^тпса^юд-нт^тт Э1" повысился: количество студентов с высокимуровнем увеличилось на 34,9%, с нивким тоонеем - понизилось на 13,2%.КИ этот уровень также изменился, но на 4% увеличилось числостудентов с высоким %овнем, и ка 8% снизилось коли четтво стувентов с низ кит ув>° внем инфорлационной кол петенлности (лабл. 1; рис.4, 5).
Такрм образом, нилицо изменен ил в обеихгруппах.
Для проверки значимости произошедших изменений, нами был использован Критерий ф* - угловое
преобразование Фишера (критерий Фишера). Статистическая обработка полученных результатов показала, что изменения в ЭГ имеют значимые различия ф* =Т.6Н6, в то вооюя кат аОо оесизмтпиния он имеют статистической значимости ф* = 0.368.
Представленные результаты подтверждают, что ДО определенно заслуживают большего внимания при обу-тении а ЮСУЗе Ооо^оы1 -гюс^ш^тюм отебатм иапода-нии). Они предоставляют студентам возможность управ-лоть coon 7б-ияниоз, псУлиаовать собственные мысли п номoьcфсpаиттн пансуяпия мчтосиале. еуa■пьтаттlпкс-периментального исследования свидетельствуют о том, чтоанедоонпо мз=й^и ффчированая снф-рснцсоннсм компетентности студентов в практику образовательного процесса способствует более эффективному формированию информационной компетентности студентов.
Таким образом, представленная в ио^л^^(^Е^а^1и мтоалс птттотся бс^сио иффeаттен=T, чем мото=ь, ориентированная на традиционные формы, методы и фтдотра poл=арзщии учебной работы студентов.
Рсолвзтуин ;^%нойсщ^^сисг^нуВ^ству«^ы пов°ше-нию эффнкеивности учебного процосна нн основе его индивидуализации и интенсификации, достижению несводимого уро вня профс^^иенюв1^в ма в овлад ении сотуттв ам ив нф орлатски ив ыч истивсль ноВ теоникв, подготовка участликив оЛлазоватсльного ароа^сзса к жсзнедехтельносах в улловиях хнфорзчционисго общества, а также повышению конкурентоспособности будущих информационно компетентных специалистов.
Рис.4.Сравнительнаядиаграммадинамикиразвития информационной компетентности студентов ЭГ.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
13
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
информационной компетентности студентов КГ.
Технологию формирования информационной компетентности при использовании ДО следрет рассм ат ри-вать как один из эффективных способов разрешения оснсввого срщвитиующогс протиооречоя, с именно, удовлетворитьноресаающую песребоосиьоещеотва в инЩоосоцпонго ки^епетентиыо с^ооо^роест^с^о.
Литература
1. Адольф В. А.б»oфeсинннвличa» комсетечтопссоспвре-менного учителя. Красноярск: КГУ, 1998.
2. Безукарова Н. В., Ермолович Е. В. Модель информационной компвтеотпоотс гыпщскпики В^чола^о^оотп //—/т--альные аспчкты о^гогвп^стнмпИге^пготощ^с к оуыи. ою2. Георгиевск: Георгиевский технологический институт (фи-лисс-ГОУ ВПО «С^мерз-Кавкнзс^у^р щедаро^гпн-ыс тмхчвчеосиИ рпивессвтет», 2С10.
3. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры лично-сркпеоиетичвскоеиОоспостпип п модоотроеиное <^Оу держания ус/ОнсИ двчеичоины. М.: Мвжнчгьинврьный центр библиотечного сотрудничества, 2006.- 512 с.
4. Гречихин А.А. Инфopыщрчьннвя к^вт-—: Опи—типилс-гнчпвксги ппpпсилвнoя//-poTлeеоl икфoохсцивиучT к»сьнyпвl: СО. пт,-Мы -^СУоОоб
5. Гузанов Б. Н., Дульцев С. Н. Информационное сопрово-адвчив овсчвого пpонутьиoпиньо с: еео/с ороыщ^вч кaчeкоиaпнжспeиоoв пoргопoуl<и в »eкппчeккoб иуо— О/ Образование и наука.- 2012.- № 4.- С.84-92.
6. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганиза-вво сбросб»изоиaтeльногив»pсPДвлио»/Oб»пзoo»нпи и наука.- MdO.- № 11 (С9).С.2П-33.
7. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориенти-руваннвю ко вчнопа.иппппо пп»вотчч Я Но|эорпои ор|эа-зесан^оещ б31СО № -.о^Л^О-О-^.
8. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука.- 2010.- № 8 (76).
9. Кручинина Г. А. Формирование психолого-педагогической уомпетeпчкoсти отецигепстчв в всеовиях ипЫч|опатлзо-ции высшей профессиональной школы. Н. Новгород: НФ У2АО,ООо9.-о5П с.
1Ь. ообанов Ю.И., -еюкова О.П., Тартарьшвили Т.А. и др. еоутикциoнкo» вВччьоие. Оже, г^оп2лвеы,уepотeчт»виl. М., 1996.- 108 с.
1ь Непомнящня Т.А., Давыдова Н. Н. Деятельнс—о п—тeхы с^рзаз^^инво га пвллое еучоцппалстета:пиапивииосгч-лирование и механизмы реализации // Право и образование.- 2004.- № 1.- С.85-93.
'll. Непомнящая Т.А., Давыдова Н. Н., Мангилева Н. Н. Ожодаооп п випмионпри вр—гнскьч oОpaзo»чтьо»нигo процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: нччнчики кв1ИЫKО-П0УЗ.- № И-О.-C2В'l-/Иб
13. Приходько О. В. Слюнив инфо руири оопопвиеп—от ни сти на уровень конкурентоспособности молодого специа-лиота// Информационные технологии в образовании, на-рке сжоивюрстве: пб. ор. по сатериалоы IV овпрoчиИ■ науч-практ. конф., 28 июня - 2 июля 2010 г. Серпухов / под рвд. °.А. F° манен ко. 201с.еС. -B7-3C9.
1C. РуОвноо Е.Е., Бепнавская М.В. Дыцкктиуeткиь свнооы фсpроpовония юрo»еaеикнокй кильчyьы в г^о—^оссе щ— готовки будущих специалистов // Гуманитарные исследова-ниос Bчвто»нив -обтрс в -о Дивынье .^встее н»очн»р yры^лО^E^0ерп В. о 2yИВышeчи.-P0CИ.-^е И-С./С-ро.
15. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.- 464 с.
/— Сиоенчо А. И. С oирeри подготовки школ к реализации —COC птооогочиоо-енпп//Сеуaнoвт1нич а писка.- С01ч.е № 1 (90). С.56-65.
17. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.
18. Скляренко Т. М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука.- 2013.- № 1 (100).-С.106-117.
14
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013