Научная статья на тему 'Формирование Информационно-управляющей системы Российской медиасреды'

Формирование Информационно-управляющей системы Российской медиасреды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / INFORMATION FLOWS / УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ / INFORMATION FLOWS MANAGEMENT / МЕДИАСРЕДА / MASS MEDIA & INTERNET / СМИ И ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА / INFORMATION-MANAGING SYSTEM / MEDIA-AREA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин А.М.

В статье Кузьмина А.М. исследуется проблема регулирования информационных потоков в медиасреде России. Автор исследует существующие предложения по решению данной проблемы и посредством системного анализа предлагает сформировать механизм управления информационными потоками в виде соответствующей информационно-управляющей системы, которая должна быть связующим звеном между различными институтами государственного и частного сектора российского общества. Автор разрабатывает структуру информационно-управляющей системы, элементы которой соотносятся с функциями управления: планирование, мотивация, организация, координация и контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping Info-Administrative System for Russian Media Environment

In this article Kuzmin A.M. is researching the problem of information flows regulation in Russia's media-area. The author does the research of excising workings out in solving this problem, and using the system analysis, suggests the foundation of mechanism to manage the information flows in form of information-managing system, that is to be the connecting-link through the various Russia's social institutions of public and private sectors. Kuzmin A.M. is working out the structure of information-managing system, which elements correlate the main management functions: planning, motivation, organizing, coordination and control.

Текст научной работы на тему «Формирование Информационно-управляющей системы Российской медиасреды»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 6

НОВЫЕ ЖУРНАЛИСТСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

А.М. Кузьмин, канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры Глобальных

информационных процессов и ресурсов МГИМО, e-mail: akuzmin82@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ

СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ МЕДИАСРЕДЫ

В статье Кузьмина А.М. исследуется проблема регулирования информационных потоков в медиасреде России.

Автор исследует существующие предложения по решению данной проблемы и посредством системного анализа предлагает сформировать механизм управления информационными потоками в виде соответствующей информационно-управляющей системы, которая должна быть связующим звеном между различными институтами государственного и частного сектора российского общества.

Автор разрабатывает структуру информационно-управляющей системы, элементы которой соотносятся с функциями управления: планирование, мотивация, организация, координация и контроль.

Ключевые слова: информационные потоки, управление информационными потоками, медиасреда, СМИ и Интернет, информационно-управляющая система.

In this article Kuzmin A.M. is researching the problem of information flows regulation in Russia's media-area.

The author does the research of excising workings out in solving this problem, and using the system analysis, suggests the foundation of mechanism to manage the information flows in form of information-managing system, that is to be the connecting-link through the various Russia's social institutions of public and private sectors.

Kuzmin A.M. is working out the structure of information-managing system, which elements correlate the main management functions: planning, motivation, organizing, coordination and control.

Key words: information flows, information flows management, media-area, mass media & Internet, information-managing system.

Высокий уровень криминальности, низкий уровень обеспечения безопасности в российском обществе, а так же особенности освещения этих факторов отечественными СМИ, в том числе телевидением как самым влиятельным средством воздействия на массовую аудиторию, а также в сети Интернет становятся существенным фактором угрозы морального и нравственного здоровья общества. Деятельность средств массовой информации также имеет определяющее значение в формировании общественного мнения. Одновременно с этим СМИ играют еще одну существенную роль — отражение особенностей социальных процессов, явлений и проблем.

Наличие в отечественных СМИ и Интернете информации, влияющей на рост тревожности, агрессивности и паники среди населения, можно квалифицировать двояко: и как попытку сформировать общественное мнение, и как отражение существующих в обществе реальных проблем.

СМИ вынуждены отражать картину объективной реальности, поскольку если они этого не будут делать, то общество вправе обвинить их в умалчивании и неадекватном информировании граждан. Граждане ожидают от СМИ адекватной информации. Однако методы, которыми пользуются при этом средства массовой информации, не всегда приемлемы. Это является основной причиной того, что, например, сегодня телевидение обвиняют в негативном влиянии на аудиторию.

По данным НИИ психиатрии Министерства здравоохранения и социального развития России, состояние психического здоровья россиян прогрессивно ухудшается. По некоторым данным, в помощи психолога, психотерапевта или психиатра нуждаются в настоящее время порядка 40—50 млн человек, т.е. каждый третий-четвертый житель Российской Федерации1.

При этом широкий спектр психических расстройств (невротические, депрессивные, психосоматические, личностные расстройства, алкоголизм и наркомания) в большинстве случаев должны рассматриваться как следствия социально-стрессовых воздействий. Важным источником таких воздействий и способом их доведения до сознания людей являются средства массовой информации и Интернет. Зачастую дело доходит до информационного садизма, когда журналисты почти с упоением в подробностях описывают издевательства преступника над жертвой.

По данным английских ученых Суссекского университета (под руководством профессора Дейви), под влиянием негативной информации часто возникают чувства беспокойства, страха, депрессия. Ученые считают, что СМИ обязаны думать о психологическом ущербе, который может нанести населению слишком грубо поданная информация2.

На сегодняшний день предлагаются различные решения проблемы регулирования информационных потоков в отечественных СМИ и Интернете:

• Создание специальной комиссии при Председателе Правительства Российской Федерации, которая занималась бы выработкой предложений по обеспечению государственной политики в сфере духовности; разработкой критериев нравственного поведения,

1 http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_01.htm — Российские СМИ на современном этапе.

2 http://www.prof.msu.ru/publ1/omsk1/4_01.htm — Российские СМИ на современном этапе.

оценкой материалов СМИ; формулировкой заказа на информационные продукты и учебные программы, укрепляющие нормы высокой морали; разработкой законов, ограничивающих деятельность СМИ3.

• Создание общественного совета на телевидении, который решал бы схожие с комиссией при Председателе Правительства России задачи, но на уровне гражданского общества4.

• Законодательное ограничение притока иностранного капитала на российский медиарынок с целью обеспечения информационной безопасности государства и др.5

Таким образом, предлагаемые решения находятся как в плоскости государственного управления, так и в сфере гражданского общества на уровне независимых институтов. Основной проблемой эффективной реализации данных проектов, на наш взгляд, является нахождение определенного баланса между жесткой цензурой, ограничением свободы слова и бесконтрольной циркуляцией информационных потоков в медиасреде.

Для эффективной реализации вышеперечисленных мер необходим системный подход к решению проблемы управления информационными потоками. Связующим звеном между различными институтами российского общества, на наш взгляд, должна стать Информационно-управляющая система российской медиасреды, главной функцией которой является регулирование информационных потоков в медиасреде и обеспечение управляемости процесса сбора, обработки, подачи и хранения информации в соответствии с интересами общества.

Информационно-управляющая система необходима для обеспечения членов общества информацией, ориентирующей их на формирование определенного мнения, ценностей, поведения. Информационно-управляющая система основывается на следующих принципах:

• комплексности,

• адекватности,

• экономичности,

• адаптивности.

Принцип комплексности заключается в обеспечении всего спектра проблем функционирования СМИ и Интернета в России: правовых, организационных, культурных и пр.

Принцип адекватности заключается в соблюдении конституционных прав граждан, в частности — на свободу слова, свободу

3 http://www.sostav.ru/news/2008/04/23/va/ — возвращение цензуры в отечественные СМИ.

4 http://www.rg.ru/2008/06/18/esery-smi.html — Проблемы регулирования российских СМИ.

5 http://www.rg.ru/2008/06/18/esery-smi.html — Проблемы регулирования российских СМИ.

совести, охрану здоровья (в том числе психологического), а также в обеспечении свободной реализации предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики в случае с коммерческими СМИ и российским сегментом сети Интернет.

Принцип экономичности заключается в оптимизации расходов на содержание и обеспечение деятельности элементов Информационно-управляющей системы медиасреды.

Принцип адаптивности включает в себя обеспечение развития Информационно-управляющей системы, согласно условиям внешней среды и глобальной информационной сферы, поскольку Россия является неотъемлемым участником глобальных политических, экономических, культурных и информационных процессов.

Элементы Информационно-управляющей системы должны выполнять основные функции управления, которые заключаются в:

• планировании

• мотивации

• организации

• координации

• контроле (обратная связь)6.

В общем виде модель Информационно-управляющей системы представлена на рис. 1.

Рис. 1. Информационно-управляющая система медиасреды

6 Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. СПб.: Питер, 2004. (432 с.) С. 20.

Реализация функции планирования должна осуществляться как государственными, так и частными институтами в зависимости от специфики и содержания информационного потока. В государственном секторе в настоящее время данную функцию призваны выполнять соответствующие структурные единицы органов власти: пресс-службы, управления по связям с общественностью и пр.

В частном секторе планирование содержания информационных материалов, время и количество их передачи в медиасреду осуществляется каждым участником процесса самостоятельно, однако при этом, на наш взгляд, необходимы соответствующие действенные правовые нормы, в соответствии с которыми осуществлялось бы планирование информационных потоков в совокупности с эффективной системой мер положительной и отрицательной мотивации их нарушения.

Правовой основой планирования информационных потоков для всех субъектов медиасреды должны являться такие базовые документы, как:

• Закон Российской федерации "О средствах массовой информации" от 16.10.2006 № 160-ФЗ

• Концепция национальной безопасности Российской Федерации

• Концепция государственной информационной политики

• Концепция внешней политики Российской Федерации

• Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

При этом необходимо отметить самую сложную и уязвимую сферу правового регулирования не только в России, но и в мире — это зона Интернета. Эта проблема требует отдельного исследования и разработок, поэтому в данной статье подробно этот вопрос мы не рассматриваем.

Мотивационный аспект системы заключается в применении комплексных мер по поощрению и наказанию нарушения правил циркуляции информационных потоков в медиасреде. Данная система мер должна сочетать в себе материальные и нематериальные стимулы соблюдения норм законодательства.

К материальным методам стимулирования могут относиться:

• штрафы и взыскания — отрицательная мотивация;

• гранты, премии, субсидии и т.д. — положительная мотивация.

К нематериальным методам стимулирования в данном случае

будут относиться:

• льготный брендинг в государственных и частных СМИ — положительная мотивация;

• информационная война — отрицательная мотивация;

• потенциальное лишение членства в медиасообществе — отрицательная мотивация;

5 ВМУ, журналистика, № 6 65

• потенциальное лишение лицензии на осуществление деятельности в качестве СМИ — отрицательная мотивация.

Необходимо отметить, что комплексность представленных мо-тивационных мер заключается в их применении как государством, так и институтами гражданского общества, членами медиасообще-ства, без развития которых эффективное применение мотиваци-онного механизма к субъектам медиасреды является затруднительным, поскольку будет отсутствовать самоорганизация системы, и вся ее регуляция будет сводиться к государственной цензуре. И таким образом возникает проблема соблюдения конституционного принципа свободы слова и СМИ.

Особенно важным данный механизм самоорганизации является для регулирования среды Интернет, где традиционные методы управления информационными потоками не применимы.

Функция организации в данной системе является важнейшим фактором эффективности ее функционирования. Для ее выполнения необходимо четко определить, кто, за что отвечает и какие полномочия имеет. Активное двустороннее взаимодействие государственных структур и представителей гражданского общества является основой для создания Информационно-управляющей системы и выполнения ею функции организации информационных потоков. В Российских условиях подобная инициатива должна исходить от государства ввиду недостаточной развитости гражданского общества в нашей стране. И именно государство должно создавать условия для развития самоорганизации в системе.

Наиболее прогрессивным методом взаимодействия в развитых странах на сегодняшний день является создание сообщества в виртуальной сфере, которое осуществляет свою деятельность, применяя современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В российских условиях, где информационное общество только начинает развиваться, использование современных ИКТ должно дополняться непосредственным общением в рамках созданной организации. Подобная организация может представлять собой Совет по реализации информационной политики при Президенте Российской Федерации, в состав которого кроме государственных должностных лиц должны входить представители СМИ и других общественных организаций (Научных институтов, различных ассоциаций и фондов по содействию развития культуры и т.д.) с целью соблюдения демократичности процесса организации информационных потоков.

Функциями данного Совета должны быть:

• экспертиза законодательства с сфере СМИ и Интернет;

• подготовка предложений по усовершенствованию правовых норм;

• содействие реализации информационной политики страны;

• подготовка рекомендаций на информационные продукты и программы, укрепляющие нормы высокой морали в обществе;

• организация необходимых социологических исследований с целью обеспечения обратной связи и соблюдения объективности при выработке соответствующих рекомендаций;

• обеспечение функционирования системы мотивационных мер по соблюдению законодательства и мер безопасности в медиасреде.

Необходимо отметить, что без комплексной увязки с механизмами мотивации, описанными выше, функционирование подобной организации будет неэффективным.

Функция координации заключается в определении "правил игры" в медиасреде, разработкой которых должно заниматься все Сообщество активных участников, в том числе и формальные организации. Координация действий при распространении потоков информации необходима как для государственных и муниципальных СМИ, так и в частном секторе. Наиболее эффективно данный процесс будет осуществляться с использованием возможностей современных ИКТ с помощью соответствующих порталов, форумов, блогов, через которые осуществляется обмен информацией и данными для принятия тех или иных решений.

Целью функции контроля является обеспечение так называемой "свободы от информации" граждан. В мировой практике разработаны такие понятия, как "вредная", "непристойная" и "незаконная" информация. Их формулировки отличаются в зависимости от специфики культуры каждой страны. В России также необходимо ввести в законодательную сферу данные категории с учетом местных особенностей. Данные категории служат критериями нарушения или соблюдения правил передачи информационных потоков в медиасреде.

Особую сложность представляет собой выполнение функции контроля в сети Интернет. В развитых странах контроль за соблюдением вредности, непристойности или незаконности информации в сети Интернет осуществляется по принципу саморегулирования в результате сотрудничества провайдеров и создателей Интернет-СМИ. И хотя решения, принятые подобными гражданскими институтами, носят рекомендательный характер, существенным мотивом к их исполнению служит угроза изоляции сообщества или сети, не соблюдающей "правила игры". Подобные организации или комитеты могут быть созданы в России в рамках Совета по реализации информационной политики.

Кроме институциональных методов контроля на сегодняшний день созданы и технические средства управления информацион-

ными потоками. В США и Канаде применяется технология ви-чипов. Ви-чип — это устройство, разработанное в Канаде в середине 1990-х гг., представляющее собой своеобразный "фильтр" с возможностью блокировки телевизионных программ, содержащих сцены насилия, непристойности и т.д. Стандартами качества в США и Канаде предписано обязательное оснащение подобными ви-чипами всех телевизоров, поступающих в продажу7.

Изначально данные устройства были разработаны для регулирования телевизионных программ. Сегодня активно разрабатываются механизмы внедрения технологии в Интернет-пространство.

Поступила в редакцию 25.10.2009

7 Короткое А.В., Карякина К.А. Интернет в системе мировых информационных процессов: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. С. 171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.