УДК 378.016:007
Тухватуллин Рустэм Ильдарович
Ассистент кафедры педагогики, Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, [email protected], Уфа
формирование информационно-профессиональной
КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА В ОБРАЗОВАТЕЛьНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация. В статье раскрывается особенности формирования информационно-профессиональной компетентности бакалавров и условия осуществления данного процесса в образовательной среде вуза. Информационно-образовательная среда является выступает источником информации и является информационной системой, объединяющей посредством сетевых технологий, программные и технические средства, организационное, методическое и математическое обеспечение; во-вторых, является основой, благодаря которой осуществляется деятельность, оказывая влияние на действия человека и определяя его активность. Важным компонентом в формировании информационной компетентности является ориентировочная основа деятельности, которая позволяет бакалаврам в новых условиях совершать не просто ориентировочно-пробные действия, а различные действия на основе выработавшихся фундаментальных знаний и способов деятельности.
Ключевые слова: компетентность, информационно-профессиональная компетентность, информационно-образовательная среда вуза.
Tukhvatullin Rustem Ildarovich
Teaching assistant at the Chair of Pedagogy of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, [email protected], Ufa
FORMATION OF THE INFORMATIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF A BACHELOR IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL MILIEU OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Abstract: The article reveals the special aspects of formation of the informational and professional competence of bachelors and the conditions for the impementation of this process within the educational milieu of a higher educational institution. The problem of competence is no longer an understudied subject in the field of education. Nevertheless, in this article we articulate the concepts of competence and informational and professional competence from an author's standpoint. An important component of formation of the informational competence consists in the orientational basis of the activities, because learning of this basis will enable bachelors not only to perform orientational and trial actions in a new environment but also various actions based on the gained background knowledge and work methods. We believe that formation of the informational and professional competence of bachelors will be successful, if the educational milieu of a higher educational institution meets the necessary requirements (managerial, psychological and pedagogical, organizational requirements).
Keywords: competence, informational and professional competence, informational and educational milieu of a higher educational institution.
Сегодня в связи с новой парадигмой, принятой в современной России, образовательный процесс в вузе должен быть гибким, динамичным, адаптировать бакалавров к социальным условиям, запросам населения и работодателей. Отсюда целесообразным становится внедрение новых образовательных информационных технологий в содержание, методику и процесс обучения вуза. На основе сказанного, актуальным является
проектирование информационно-образовательной среды вуза как трансформации существующих видов учебной деятельности в новое результативное и эффективное качество, включающее этапы зарождения, освоения и распространения образовательной среды, вписанной в общество, как развитой компьютеризированной, программно-аппаратной базой, учитывающей преимущества традиционных информационных техноло-
гий, охватывающей весь комплекс операций по сбору, хранению и передаче информации и направленной на формирование информационной компетентности у бакалавров.
Следует отметить, что проблема профессиональной компетентности уже не является малоисследованной темой образования. Впервые обращение к ней стало возможным в 90-х гг. вначале модернизации образования, построенной на процессе перехода от традиционной модели, основанной на трансляции готовых знаний, к новой модели, в которой студент помимо абстрактно-теоретических знаний должен уметь реализо-вывать свои творческие способности, познавательные интересы и решать практические задачи [4]. Многие авторы (А. В. Хуторской, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер и др.) объясняют «компетентность» как сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, а также уточняют его содержание с помощью таких признаков как «эффективность», «адаптивность», «успешность», «понимание», «владение», «качество» и «количество». Обзор литературы позволил нам определить структуру ее интегративных характеристик таких как: интеграция, проявляющаяся в синтезе общих фундаментальных знаний и общих способов деятельности; способность решать задачи для достижения результатов и работать не в типичных ситуациях, а в неопределенных проблемных ситуациях, в нестандартных условиях; адаптивность как способность адаптироваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, к существующим в обществе требованиям, проявляющаяся в удовлетворительном психологическом и физическом состоянии и позволяющая за счет присвоения норм и ценностей данного общества успешно осуществлять свои личностные стремления и цели; целостное проявление всех ее свойств в профессиональной деятельности как особое значение для характеристики компетентности и определения условий ее формирования. При этом важно подчеркнуть, что деятельность, в которой проявляются ее свойства, имеет изоморфное строение.
Под компетенцией нами понимаются интегративные качества - группа взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, ценностных отношений, обеспечивающие адаптацию личности на выполнение действий в любых условиях
и позволяющие выстраивать собственную стратегию профессионального роста и реализацию личностных потребностей. Компетентность выступает, как многоплановая и многоструктурная характеристика личности, устанавливающая разнообразные связи между элементами (ЗУНы, отношения, мотивы, личностные качества) в процессе деятельности, которые необходимы для ориентировки, смыслопоиска для достижения заданных извне целей и оказываются необходимыми, востребованными для ориентации и адаптации личности в изменяющихся условиях среды.
Развивая данную мысль в категориях общего и особенного, для нас, очевидно, что обращение к проблеме информационной компетентности и ее формирование в условиях информационно-насыщенной среды идентично, общим принципам формирования. Поэтому, целесообразно обратиться к понятиям «информация», «информатизация», «информационно-компьютерные технологии», «информационная грамотность» и другие модальности информации как вербальные, графические, социальные каналы, средства кодирования и декодирования, динамика, статика.
Безусловно, информационная компетентность производная от понятия «информация» (от лат. «разъяснение, изложение») определяется как сведения, которые могут передаваться различными способами; с середины ХХ века - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом [7]. В философском словаре оно определяется как сумма сообщений, форма отражения материальной и духовной действительности. Ее нельзя почувствовать физически и поэтому с нею можно работать лишь посредством специальных инструментов (книг, магнитных записей, аппаратно-программных средств компьютера), результатом применения которых являются мыслительные образы, помогающие инициировать в сознании процессы трансформации окружающей среды, направленные на формирование умений и навыков умственных действий [8]. В свою очередь, совокупность информации как некий материал приводит к знаниям и правильным суждениям о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений. Следует отметить, что знания
образуются путем переработки информации внутри самого человека как опосредованное действие самого субъекта познания. Они не перенимаются, а должны пережиться и идентифицироваться самим познающим. То есть, знание есть результат познавательной и ориентировочной деятельности человека, позволяющий достигать жизненные цели. Однако, компетенция не есть знание. Здесь мы солидарны с утверждением Р. М. Асадуллина, что в образовательной практике часто имеет место «замена понятия «знание» на новое «компетенция». При этом прежними остаются образовательные и педагогические технологии, не решающие современные цели профессионального образования, определяющие его содержание и структуру», что не всегда верно.
Неверное понимание понятия «компетенция» в образовании, определяя его как знание, умение и навыки, привели к проблеме планирования и конструирования образовательного процесса. Убедительно и верно отмечает Р. М. Асадуллин, что «...важно различать понятия «компетенция» от знаний и умений, нельзя планировать и тем более сконструировать реальный образовательный процесс. Компетенция своеобразно охватывает знания, умения и способы деятельности, но она не их сумма, а особым образом сложившаяся интеграция. В самом общем виде за знаниями мы оставляем толкование как информацию, которая освоена обучающимися, как факт, а за термином компетенция обозначаем способность совершать деятельность. И поскольку выполнению любой деятельности предшествуют знания о способах ее совершения, то любая компетенция также содержит знания».
Важно и то, что при создании адаптивных условий для развития стартового потенциала студента осуществляется поэтапный перевод его учебных достижений на ближайший уровень их развития: от низкого к среднему, от среднего к высокому; от высокого к более высокому (высшему). Нельзя оставить без внимания то, что это процесс поэтапных действий и понятий путем образования новых умственных действий. Еще, П.Я.Гальперин отмечал, что действия сначала являются внешними операциями, предметными, которые затем преобразуются в идеальный план; в результате этого переноса они закономерно изменяются, могут
видоизмениться до неузнаваемости и выглядят как собственно психический процесс [2]. Познающий субъект, усваивая понятия, выращивает внутри себя новые знания посредством своего опыта, пережитой познаваемой действительности и оценкой. Отсюда важно, что бакалаврам невозможно дать все знания, которые существуют в мире. Наша задача дать ориентировочную основу в познании информации, которая позволит бакалаврам самостоятельно получать знания находить способы решения задач в ситуациях неопределенности и адаптироваться к окружающим условиям. Следует отметить, что ориентировочная основа деятельности является важным компонентом в формировании информационной компетентности, так как ее усвоение позволит бакалаврам в новых условиях совершать не просто ориентировочно-пробные действия, а различные действия на основе выработавшихся фундаментальных знаний и способов деятельности. Она может совпадать с информационной средой, но может и не совпадать с ней и предполагает: умение работать с различными источниками информации: учебной и справочной литературой, каталогами, словарями, Интернет-ресурсами; умение самостоятельно осуществлять поиск, систематизацию, анализ и отбор необходимой информации для решения задач, а также преобразовывать ее, сохранять и передавать в виде знаний; умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать информацию, распространяемую по любым информационным каналам с помощью информационно-компьютерных технологий.
Отсюда для нас значимо понятие «информационная образовательная среда», которое рассмотрено современными исследователями (А. И. Артюхина, Г. Ю. Беляев, Ю. С. Брановский, В. А. Красильникова, В. И. Слободчиков и др.), начиная от сугубо технократического подхода до подхода гуманистического. Так, В. Ю. Лыскова и Е. А. Ракитина понимают информационную среду как составную часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, связей и отношений между источниками информации, в которых непосредственно протекает деятельность индивида [6]. Из высказыва-
ний авторов следует, что информация постоянно окружает современного человека, так как он живет среди телевидения, книг, радио, газет, Интернета и др., поэтому вся деятельность человека пронизана информацией, которая формирует его информационный образ жизни. Информационная среда -среда вокруг человека, его информационная деятельность, необходимая для получения сведений, данных, теорий, а в процессе обучения приобретается умения для ее получения и переработки.
В.А.Красильникова считает, что «...информационно-образовательная среда как многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность обеспечивает функционирование психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, необходимых для активизации познавательной деятельности и для доступа к информационным ресурсам» [5]. Информационно-образовательная среда находится в постоянном развитии, движении. Она выполняет двоякую функцию: во-первых, как источник информации и как информационная система осуществляет свое функционирование на основе сетевых технологии, программных и технических средств, организационного, методического и математического обеспечения; во-вторых, является основой, благодаря которой осуществляется деятельность, оказывая влияние выполнение действий человека и определяя его активность. А. Г. Абросимов понимает информационно-образовательную среду как систему, интегрирующую в себе информационно-образовательные ресурсы (электронные обучающие системы, библиотеки и программы), программно-технические и телекоммуникационные средства, правила ее поддержки, администрирования и использования [1]. И.Г.Захарова понимает под информационно-образовательной средой не только систему образовательного учреждения, функционирующую на основе технических, программно-методических и организационных ресурсов, но и интеллектуальном, культурном потенциале вуза, содержательном и де-ятельностном компонентах, самих обучаемых и педагогов [3]. На основе анализа высказываний выше перечисленных авторов считаем, что формирование информационной компетентности бакалавров будет успешным, если образовательная среда вуза отвечает условиям -
управленческим, психолого-педагогическим и организационным и построена с учетом использования программно-аппаратной основы.
Так, к управленческим условиям относятся: 1) проектирование образовательной среды вуза зависит от развития других образовательных систем; 2) проектирование образовательного процесса по формированию информационной компетентности бакалавров в вузе, представляющего собой подсистему, входящую в состав системы -образовательной среды вуза, в которой осуществляется управление в целом. К психолого-педагогическим условиям относятся: 1) образовательный процесс в вузе, построенный на деятельностном подходе, позволит сформировать у бакалавров ориентировочную основу для успешного поэтапного познания информационного потока с целью получения знаний, необходимых для адаптации за пределами вуза; 2) проектирование содержания образования должно быть направлено на развитие у бакалавров интеграции общих фундаментальных знаний и общих способов деятельности, а также способности решать задачи в неопределенных проблемных ситуациях и адаптивности в нестандартных условиях изменяющихся условиях среды. К организационным условиям относятся: 1) структурирование и конструирование содержания образования в качестве системы модулей как автономной законченной единицы, и в то же время частями единого целого образовательного процесса посредством информационных технологий; 2) технологическое обеспечение процесса формирования информационно -профессиональной компетентности бакалавров, включающее все элементы структуры системы (цель, методологические принципы, содержание обучения, традиционные и информационные методы, принципы, формы и средства обучения) и обеспечивающую последовательное, пошаговое достижение заданного результата; 3) разработка и внедрение в образовательный процесс программно-методического обеспечения (техническое обеспечение вуза, развитие информационной базы, разработка современных электронно-образовательных ресурсов: интерактивные мультимедийные программы и приложения, т. е. информационно- образовательный контент, адаптирующий к учебным программам; внедрение интерактивных методов обучения, позво-
ляющих интегрировать информационные технологии в образовательный процесс), практические и проектные задания которого системно структурированы в целях активизации ориентировочной, проектировочной и исполнительской деятельности.
В связи с чем, информационно-образовательная среда вуза должна характеризоваться: материальным обеспечением (литература, СМИ, компьютеры и др.); коммуникативным обеспечением, то есть полноценного общения с помощью средств коммуникации или без них; информационным обеспечением, то есть доступа к информационным носителям и способам работы с ее переработкой (знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа и др.).
Исходя из вышесказанного, нами определена аппаратная основа информационно -образовательной среды, включающая: локальную сеть; компьютер как дидактическое средство повышения мобильности и эффективности труда педагогов; планшетные технологии; главный сервер для хранения базы данных образовательного учреждения и других информационных ресурсов общего доступа; проекторы, электронные доски, мультимедийные центры камеры, графические планшеты, веб-камеры, сканеры и принтеры, наборы интерактивного оборудования, многофункциональное устройство и другие.
Программной основой ИОС будет являться: программы общего назначения (электронные таблицы, графические и текстовые редакторы и многое др.); программное обеспечение для работы различных служб и автоматизации деятельности (учет учащихся и системы дистанционного взаимодействия с родителями, анализа успеваемости, кадрового учета, автоматизации библиотеки, составления расписаний и др.); защитное программное обеспечение (антивирусы, антируткиты, файерволлы и другие программы по безопасности); программно-методический комплекс обеспечивающий организацию учебно-воспитательного процесса (интерактивные обучающие и развивающие системные комплексы, игры и программы, электронные справочные библиотеки, мультимедийно-электронные энциклопедии и др.).
Таким образом, для нас, очевидно, что процесс формирования информационной компетентности бакалавров должен быть построен с учетом принципов проектировании информационно-образовательной среды, программно-аппаратных средств и управленческих, психолого-педагогических и организационных условий. Также комплекс программно-аппаратных средств, особенно в последнее время быстро обновляется, что в свою очередь требует от образовательных учреждений умение «видеть» ноу-хау и уметь адаптировать к существующей информационно-образовательной среде, требующей новые компетентностные кадры.
Библиографический список
1. Абросимов А. Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. - 204 с.
2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966. - С. 25-30.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Академия, 2003. - 188 с.
4. Зеер Э. Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования. - Екатеринбург, 2011. - С. 5 - 10.
5. Красильникова В. А. Методология создания единой информационно-образовательной среды университетского округа // Вестник ОГУ №2, 2002. - С. 105- 110.
6. Лыскова, В.Ю., Ракитина, Е.А. Логика в информатике. - М.: Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2001. - 160 с., С. 110.
7. Первый толковый большой энциклопедический словарь. - СПб, 2006. - 214 с.
8. Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/ füosofskiij-slovar/informa1zija/275438.(дата обращения 18.07.2014)
9. Hoffmann T. The meanings of competency [Текст] / T.Hoffmann // Journal of European Industrial. - 1999. - Vol.23. 6. - P.275-285.
10. Information Competency and Ohio University's Libraries [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.library.ohiou.edu/inst/ infocomp.html. (дата обращения: 03. 02. 2010).