Научная статья на тему 'Формирование информационно-методического обеспечения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения'

Формирование информационно-методического обеспечения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / INFORMATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT / SOFTWARE ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL PURPOSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первезенцева Эвелина Александровна

В статье рассматриваются принципы формирования информационно-методического обеспечения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения, его компонентный состав и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Первезенцева Эвелина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of information and methodological support on the basis of software environment of educational purpose

The investigations show the principles of the formation, composition and content of information and methodological support on the basis of software environment of educational purpose.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-методического обеспечения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения»

УДК 37.001.89

Э. А. ПЕРВЕЗЕНЦЕВА

Омский юридический институт

ФОРМИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НА БАЗЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В статье рассматриваются принципы формирования информационно-методического обеспечения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения, его компонентный состав и содержание.

Ключевые слова: информационно-методическое обеспечение, инструментальная программная среда образовательного назначения.

Современные технические средства обучения существенно меняют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний, стимулировать познавательные интересы учащихся, создавать при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе.

На сегодняшний день компьютер и сопряженные с ними устройства представляют собой универсальную технологическую платформу для создания эффективных автоматизированных технических средств обучения.

Можно выделить два подхода к созданию подобных обучающих средств: средства на основе разработки обучающей программы с помощью стандартных языковых средств программирования (Бейсик, Фортран и др.); инструментальные программные средства, служащие для разработки и поддержания обучающих курсов, таких как Moodle, WebTutor, REDCLASS Learning, Competentum ИНСТРУКТОР, Прометей и др.

В настоящее время нет однозначного определения для инструментальных программных средств образовательного назначения. Для обозначения подобных средств могут быть использованы следующие понятия: «автоматизированная обучающая система», «система управления курсами», «виртуальная образовательная среда» и т.д.

Под инструментальной программной средой образовательного назначения будем понимать программное средство, предназначенное для конструирования программных средств учебного назначения, наполнения их предметным содержанием в соответствии с заданным компонентным составом, генерирования учебно-методических и организационных материалов, интеграции возможностей внешних приложений, создания дополнительных сервисных функций программы и создания информационных баз данных, направленное на осуществление информационной деятельности по сбору, обработке и продуцированию информации, а также

информационного взаимодействия в распределенном доступе в условиях применения телекоммуникационных технологий на основе автоматизации процессов управления деятельностью обучаемого.

Требования к отбору инструментальной программной среды образовательного назначения:

—педагогические (соблюдение вариативности содержания в соответствии с уровнями обученности студентов; обеспечение условий активизации познавательной деятельности с помощью использования эвристических методов решения задач);

— эргономические (обеспечение внесения изменений в способы управления своей учебной деятельностью благодаря возможности для студентов публиковать результаты учебной деятельности в любых форматах и управлять доступом к ним, возможности редактировать учетные записи, настраивать локальное время и сроки выполнения заданий, возможности получать информацию об учебной деятельности и отслеживать успеваемость);

—технологические (использование возможностей гипертекста и гипермедиа при внедрении теоретического и практического материала и при разработке системы навигации по всем разделам учебного курса; поддержка различных форматов выполнения практических заданий в каждом модуле и интеграции приложений; поддержка интерактивного диалога при выполнении и проверке практических заданий и проектов; обеспечение функционирования средств создания баз данных; реализация средств взаимной оценки результатов деятельности студентов).

Под информационно-методическим, обеспечением. процесса обучения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения будем понимать совокупность научно-педагогических, учебно-методических, инструктивно-организационных материалов и программных средств учебного назначения, направленных на формирование знаний в предметной области и осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия, включающих теоретический, практический, коммуникационный и контрольнооценочный компоненты, содержащих структуриро-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

*

ванную текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию учебного назначения, используемых в распределенном доступе.

Формирование компетенций обучающихся в условиях применения информационно-коммуникационных технологий во многом зависит от того, какое для этой цели используется информационно-методическое обеспечение.

Содержание и структура информационно-методического обеспечения процесса обучения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения должны соответствовать закономерностям теории обучения. Поэтому в них необходимо отразить: функции педагога, функции обучающегося, свойства среды — источника информации, взаимодействие обучающегося и среды, коммуникации между обучающимся и педагогами, мониторинг за функционированием компьютерной обучающей системы.

С целью формирования информационно-методического обеспечения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения были обоснованы следующие принципы формирования информационно-методического обеспечения:

Принцип обеспечения учебно-методической и организационно-технической поддержки инструментальных программных сред образовательного назначения на репродуктивном, адаптивном, эвристическом, творческом уровнях обученности [1], предполагающий наличие программного средства учебного назначения с модульной структурой и вариативным содержанием, используемым в соответствии с выделенными уровнями, и методических рекомендаций по его использованию.

Принцип реализации возможностей инструментальных программных сред образовательного назначения для конструирования программных средств учебного назначения, предполагающий использование различных способов представления информации, интеграции объектов из других приложений; обеспечение свободы входа и выхода из программы, доступа к ранее пройденному учебному материалу, публикации результатов своей учебной деятельности в файлах различного формата; наличие инструментов по управлению обучающимися информационными ресурсами, редактированию учетных записей, настройки локального времени и сроков выполнения заданий, получению информации об учебной деятельности и отслеживания успеваемости.

Принцип осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия на базе инструментальных программных сред образовательного назначения, предполагающий осуществление информационной деятельности и овладения программными средствами по сбору, обработке и продуцированию информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений, обобщения и систематизации информации для создания информационных баз данных поддержки принятия управленческих решений, организации групповой работы и осуществления информационного взаимодействия в распределенном доступе, наличие программных средств обеспечения диалога с компьютером.

Принцип обеспечения структурной целостности компонентного состава и вариативности содержания, обеспечивающий единство научнопедагогических, учебно-методических, инструктивно-организационных материалов и программных

средств учебного назначения, направленных на формирование знаний в предметной области и осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействии.

Принцип адаптивности комплекса дифференцированных задач, под модульную структуру учебного материала, представленного в инструментальных программных средах образовательного назначения, предполагающий разработку комплекса задач с учетом исходного уровня подготовки обучающихся, их индивидуально-личностные и психофизиологические особенности, основанную на постепенном усложнении с учетом их уровня знаний, умений и навыков.

В соответствии с разработанными принципами был обоснован компонентный состав и содержание информационно-методического обеспечения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения:

— научно-педагогические материалы (рекомендации преподавателям по использовании эвристических методов обучения и метода проектов, реализованными в виде комплекса дифференцированных по степени сложности задач в соответствии с уровнями обученности);

—учебно-методические материалы (рекомендации для преподавателей по использованию возможностей инструментальных программных сред образовательного назначения для формирования программных средств учебного назначения);

— инструктивно-организационные материалы (описание спецификаций по функционированию инструментальных программных средств образовательного назначения и инструкции по комплектованию их необходимыми программными модулями)

— программные средства учебного назначения.

В составе программных средств учебного назначения, разработанного для изучения конкретной дисциплины обязательно наличие четырех компонентов — теоретического (содержит учебную информацию, представленную в виде гипертекста и средствами мультимедиа и реализованные в виде электронных книг, словарей, лекций), практического (содержит комплекс дифференцированных эвристических задач, реализованные в виде электронных рабочих тетрадей, заданий, семинаров, предполагающих ответы в виде текста, графики, презентаций, видеофрагментов), коммуникационного (содержит формы организации учебной деятельности, реализованные с помощью форума, чата, технологии wiki) и контрольно-оценочного (содержит обучающие и контрольные тесты с различными типами вопросов), имеющих разное содержание в соответствии с уровнями подготовки обучающихся.

С целью оценки эффективности применения разработанного информационно-методического обеспечения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения был проведен педагогический эксперимент в НОУ ВПО «Омский юридический институт» при подготовке студентов второго и третьего курсов экономических специальностей — «Менеджмент организаций», «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение».

Результаты итогового тестирования показали, что большинство обучающихся экспериментальной группы достигли эвристического (58%) и творческого (18%) уровней обученности, а 45% обучающихся контрольной группы достигли эвристического и 10% — творческого уровней обученности, что под-

тверждает эффективность использования разработанного информационно-методического обеспечения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения.

Библиографический список

1. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — М. : Ин-т развития проф. образования, 1995. — 336 с.

ПЕРВЕЗЕНЦЕВА Эвелина Александровна, преподаватель кафедры математики и информационных технологий.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.05.2012 г.

© Э. А. Первезенцева

уДК 378 147 Е. А. СЫСОЕВА

Омский государственный педагогический университет

СПЕЦИФИКА ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В работе обозначена специфика пространственного мышления студентов, обучающихся на специальности «декоративно-прикладное искусство». Определены показатели и уровни развития пространственного мышления, отражающие специфику учебно-творческой деятельности по проектированию изделий из керамики. Ключевые слова: учебно-творческая деятельность, художник декоративно-прикладного искусства, пространственное мышление, проектирование, керамика.

Изучение структуры пространственного мышления, выявление содержания и уровня его развития у студентов в процессе учебно-творческой деятельности в вузе важно не только для оптимизации процесса обучения, но и для профессионального становления будущего специалиста.

В ходе онтогенеза пространственное мышление развивается в недрах тех форм мышления, которые отражают закономерные этапы общего интеллектуального развития. Затем в самостоятельных формах выступает в контексте образного мышления. По мере овладения предметной деятельностью, графической культурой, определенной системой знаний, умений и навыков формируются теоретические формы пространственного мышления.

Таким образом, развитие пространственного мышления происходит в деятельности, и именно специфика деятельности определяет возможность достижения наивысшего уровня интеллектуального развития личности.

Мышление субъекта также может выделить только те стороны и свойства действительности, которые составляют содержание его преобразующей деятельности. Будучи обобщенным и опосредованным отражением действительности, мышление может быть направлено на анализ качественно различных сторон этой действительности, что определяется направленностью, избирательностью, познавательной активностью человека, его потребностями, мотивами, сложившимися у него средствами деятельности (знаниями, умениями, навыками). Именно сфера деятельности определяет содержание индивидуально-

го мышления, специализируя его, направляя на анализ тех сторон действительности, которые наиболее важны для продуктивного осуществления этой деятельности [1].

Пространственное мышление не является локальным образованием. Его формирование осуществляется в системе общего психического развития по мере овладения человеком предметным миром, в процессе общения, в ходе специального обучения, в котором наиболее полно познаются пространственные свойства и отношения в их всеобщих и закономерных связях [2].

Большой вклад в исследование вопроса о понятии и структуре пространственного мышления внесли: Б. Г. Ананьев, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Я. Каплуно-вич, В. А. Крутецкий, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, В. С. Столетнев, И. С. Якиманская.

Пространственное мышление — вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические операции, но и множество перспективных действий, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных графическими средствами, создание на основе адекватных образов и оперирование ими по представлению. Являясь разновидностью образного мышления, пространственное мышление сохраняет все его основные черты и в то же время существенно от него отличается. Это проявляется, прежде всего, в том, что пространственное мышление оперирует образами.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.