ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Панина Лия Борисовна
учитель МБОУ СОШ № 33 п. Кытлым г.о. Карпинск E-mail: paninaL1@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Аннотация. В статье определена структура информационно-коммуникационной компетентности и виды деятельности, которые входят в ее состав. Выделены базовые функциональные компоненты, на основе которых будет успешно осуществляться информационно-коммуникационная деятельность: функциональная грамотность чтения; интеллект как мыслительные способности, опыт использования информационно-коммуникационных технологий. Описана система компетентностно-ориентированных заданий, применение которых способствует успешному формированию информационно-коммуникационной компетентности, что было доказано в результате проведения формирующего эксперимента. В качестве инструмента экспертной оценки уровня информационнокоммуникационной компетентности автор предлагает применять оценочный лист с разработанной уровневой шкалой.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная ния, оценочный лист.
В обществе на современном этапе происходят процессы, которые диктуют необходимость формирования информационно-коммуникационной компетентности у выпускников общеобразовательной школы:
• информация приобретает фундаментальную роль в общественном развитии;
• объемы информации растут в геометрической прогрессии, бурно развивается современная информационная техника и технологии;
• происходит становление информационного общества, которое требует от каждого вступающего во взрослую жизнь человека уверенного владения информационно-коммуникационной компетентностью. Формирование информационно-коммуникацион-
ной компетентности личности осуществляется в рамках различных социальных институтов в течение всей жизни человека [1,6,7].
Процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности будет наиболее эффективен при создании специальных педагогических условий:
1. создание информационной образовательной среды и обеспечение обучающихся необходимым исследовательским инструментарием, использование современных технических средств в образовательном процессе;
2. применение в образовательном процессе системы заданий и задач, направленных на формирование информационно-коммуникационной компетентности, использование метода проектов в самостоятельной
компетентность, компетентностно-ориентированные зада-
деятельности через создание портфолио учебной темы;
3. создание контрольно-диагностирующего аппарата для оценивания (мониторинга) и коррекции результатов процесса формирования ИК компетентности.
Апробация созданной модели процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности на уроках физики происходила в условиях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым в 7-11 классах в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ Уральского региона [2,3,4,5,8,9,10]. Анализ деятельности МБОУ СОШ № 33 показал, что современное состояние обеспеченности образовательного процесса современными аппаратно-программными средствами информационно-коммуникационных технологий
можно считать в целом удовлетворительным и минимально достаточным для формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускников общеобразовательной школы на уроках физики.
Для упорядочения процесса формирования информационно-коммуникационной компетент-
ности рассмотрим состав и виды деятельности, которые включает в себя данная компетентность. (табл. 1).
Мы намеренно в данной структуре информационно-коммуникационной компетентности не указываем на происхождение источников информации и орудий
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
3
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Состав информационно-коммуникационной компетентности
Таблица 1
№ Составные компоненты Виды деятельности
1 Появление исходной информационной потребности, её осознание. Определение информационной проблемы и постановка задачи. (Осмысление) Понимание прочитанного текста 1.1. ФГЧ1
Идентификация в тексте понятий и терминов. Выявление незнакомых или непонятных терминов (непонятная информация отвергается и проходит мимо сознания - необходимо выделять непонятное в тексте для дальнейшей работы с ним) 1.2. ФГЧ
Умение находить в тексте информацию, заданную как в явном, так и в неявном виде 1.3. ФГЧ
Умение классифицировать исходную информацию по степени важности и доступности понимания 1.4. МС2
Умение определить избыточность (недостаточность) информации для решения поставленной задачи 1.5. ФГЧ
Умение сформулировать вопрос для информационного поиска 1.6. МС
Умение детализировать вопрос до ключевых слов 1.7. МС
2 Принятие необходимости поиска информации для решения информационной проблемы, отбор средств и источников поиска, выбор стратегии поиска информации. (Рекогносцировка - ориентирование в источниках информации) Выбор терминов, ключевых слов для осуществления поиска 2.1. МС
Выявление всех возможных источников информации 2.2. ОИКТ3
Отбор рациональных в заданных условиях средств поиска информации 2.3. ОИКТ
Выбор стратегии поиска информации 2.4. МС
3 Осуществление поиска информации. (Навигация в информационном поле) Умение найти необходимый источник информации 3.1. МС
Умение найти нужную информацию внутри источника 3.2. МС
4 Работа с найденной информацией, включающая в себя анализ, оценку истинности и достаточности; корректировка информационного поиска для восполнения недостающей информации. (Оценка качества и количества полученной информации для решения поставленной задачи) Оценка информационного поиска (полнота, достаточность, эффективность) Умение сравнивать информацию из разных источников 4.1. МС
Умение выявлять несущественную информацию («шум»), несоответствующую данной задаче, противоречивую информацию 4.2. МС
Умение корректировать стратегию поиска для достижения полноты и достаточности решения исходной задачи 4.3. МС
Определение критериев отбора информации в соответствии с информационной потребностью 4.4. МС
Умение сопоставить найденную информацию с исходной задачей с целью определения её достаточности 4.5. МС
5 Обработка найденной информации (чтение, анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение) Навыки эффективного чтения 5.1. ФГЧ
Умение анализировать 5.2. МС
Умение синтезировать информацию 5.3. МС
Умение сравнивать 5.4. МС
Умение выделять главное 5.5. ФГЧ
6 Создание нового информационного продукта (решение конкретной проблемы) на основе интеграции информации из разных источников. Умение классифицировать информацию 6.1. МС
Применение полученной информации для решения поставленной задачи 6.2. МС
Умение обобщать и делать выводы 6.3. МС
Умение сжато и логически правильно представить обобщённую информацию 6.4. МС
Умение применять современные технологии для создания нового информационного продукта 6.5. ОИКТ
7 Оценка качества работы (нового информационного продукта) и её эффективности. (Анализ готового информационного продукта и своей работы над ним) Умение оценить качество готового информационного продукта 7.1. МС
Умение оценить эффективность работы 7.2. МС
8 Передача нового информационного продукта Умение оформить информационный продукт в соответствии с конкретными условиями (выбор рациональных средств представления информации, языка, оформления) 8.1. ОИКТ
Умение правильно и уместно цитировать первоисточники (соблюдение авторских прав) 8.2. ОИКТ
Знание и соблюдение этических норм и правил при передаче готового информационного продукта 8.3. ОИКТ
Выбор оптимального канала связи для передачи информации 8.4. ОИКТ
1 ФГЧ - функциональная грамотность чтения
2 МС - общий интеллект как мыслительные способности
3 ОИКТ - опыт владения ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями)
4
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
её поиска и обработки - будь это карандаш, ручка и традиционная книга или это ноутбук и Всемирная компьютерная сеть. Стратегия информационной деятельности не изменяется, если вам для решения проблемы приходится листать страницы книги, найденной по каталогу в библиотеке, или переходить с одной Веб-страницы на другую с помощью гипертекстовых ссылок. С той лишь разницей, что применение современных информационных технологий и World Wide Web многократно сокращает время, затрачиваемое на выполнение различных информационных задач, и расстояния. Пропасть между информационными источниками и потребителями информации исчезает, так что обучающиеся в сельской школе, расположенной в 50-ти километрах от ближайшего населённого пункта по бездорожью имеют возможность получить доступ к всемирным информационным ресурсам и благодаря этому иметь достойное для 21 века образование.
Анализируя состав информационно-коммуникационной компетентности, а также шаги, необходимые для осуществления информационной деятельности, мы выявили три базовых функциональных компонента, владение которыми позволит наиболее успешно и рационально осуществлять эту деятельность:
1. Функциональная грамотность чтения;
2. Интеллект как мыслительные способности, необходимые для решения информационных задач;
3. Опыт владения ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями).
Именно на основе владения этими функциональными компонентами осуществляются виды деятельности, входящие в состав информационно-коммуникационной компетентности.
Таким образом, система компетентностно-ориен-тированных заданий и задач должна быть направлена на формирование и развитие функциональной грамотности чтения; развитие вербально-лингвистического, логико-математического, визуально-пространственного видов интеллекта и овладение опытом использования информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности.
Система компетентностно-ориентированных заданий и задач может быть представлена:
• качественными и количественными физическими задачами, решение которых должно быть специально организовано через ряд методических приемов;
• работой с книгой, с текстами с физическим содержанием;
• компетентностно-ориентированными заданиями по образцу заданий, используемых в тестах международных сравнительных исследований PISA и TIMSS;
• работой учащихся над созданием портфолио учебной темы.
Для оценивания сформированности информационно-коммуникационной компетентности на уроках физики нами предложено использовать оценочный лист как инструмент экспертной оценки (табл. 2). Сбор
Таблица 2
Оценочный лист
№ п/п Фамилия, И. уч-ся Состав информационно-коммуникационной компетентности Итоговый балл
Определение информационной проблемы и постановка задачи Отбор средств и источников поиска, выбор стратегии поиска информации Осуществление поиска информации Анализ найденной информации, оценка истинности и достаточности; корректировка информационного поиска Оценка информационного поиска (полнота, достаточность, эффективность) Обработка найденной информации (чтение, анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение) Создание нового информационного продукта (решение поставленной задачи) Оценка качества работы и её эффективности Передача нового информационного продукта в том числе и средствами ИКТ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Сумма баллов по компонентам
Средний балл
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
5
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Таблица 3
Уровень информационно-коммуникационной компетентности
Уровень информационно-коммуникационной компетентности Суммарный балл из оценочного листа
0 уровень (низкий) - компетентность несформирована От 0 до 4 баллов
1 уровень (минимальный) - владеет отдельными компонентами информационно-коммуникационной компетентности От 5 до 12 баллов
2 уровень (достаточный) - информационно-коммуникационная компетентность в целом сформирована, но в деятельность недостаточно осознана и рациональна От 13 до 20 баллов
3 уровень (оптимальный) - информационно-коммуникационная компетентность сформирована, деятельность осознана и рациональна От 21 до 24 баллов
данных для экспертной оценки осуществляется в процессе наблюдения:
• за выполнением практических заданий, лабораторных работ, в коллективной групповой деятельности;
• при оценивании выполненных тестов, письменных работ;
• в устном опросе или собеседовании;
• при решении задач;
• во время работы над различными исследовательскими проектами и на их защите;
• в процессе работы над портфолио учебной темы и на защите портфолио;
• во время контрольных и обобщающих уроков по различным темам,
• на итоговой аттестации в форме устного экзамена по билетам.
Качество выполнения действий и операций, их осознанность, полнота и достаточность, обоснованность определяют уровни сформированности компонентов информационно-коммуникационной компетентности.
Нами выделено четыре основных уровня:
0уровень (низкий)- отсутствие деятельности, компонент компетентности не проявляется
1 уровень (минимальный) - владеет, но выполнение лишь отдельных операций, входящих в состав компонента ИК компетентности, причём последовательность действий хаотична, в целом деятельность неосознанна. Для правильного выполнения задания требуется помощь со стороны учителя.
2 уровень (достаточный) - выполнение всех операций, из которых складывается компонент ИК-компетентности, но последовательность их выполнения недостаточно продумана и рациональна; в целом деятельность недостаточно осознана. Помощь со стороны учителя требуется в отдельных случаях, для уточнения порядка выполнения действий.
3 уровень (оптимальный) - выполнение всех операций в правильной последовательности, деятельность продумана и потому рациональна; деятельность в целом вполне осознана. При выполнении действий помощь учителя практически не требуется.
В соответствии с приведенными критериями заполняется оценочный лист (табл. 2). Баллы выставляются
соответственно уровням проявления компетентности - 0, 1,2 или 3 балла для каждого учащегося.
Максимально возможный суммарный балл данного оценочного листа - 24.
Уровни сформированности информационно-коммуникационной компетентности по результатам экспертной оценки с помощью предлагаемого оценочного листа определяются в соответствии с табл. 3.
Средний балл по каждому из компонентов информационно-коммуникационной компетентности покажет направления в дальнейшей работе по формированию информационно-коммуникационной компетентности в целом. (При недостаточно высоких баллах по отдельным компонентам компетентности использовать в обучении задачи, формирующие этот компонент компетентности, как для индивидуальной работы, так и для класса в целом).
При регулярном использовании оценочного листа можно анализировать эффективность образовательного процесса в части формирования информационно-коммуникационной компетентности, отслеживая динамику как по каждому ученику, так и по классу в целом.
Определение начального для проведения формирующего эксперимента уровня информационно-коммуникационной компетентности проводилось с помощью оценочного листа методом экспертной оценки при проведении уроков повторения в каждом из исследуемых классов. Результаты входящей экспертной оценки приведены в табл. 4.
В соответствии с выделенными нами уровнями сформированности информационно-коммуникационной компетентности в среднем учащиеся 7-9 классов имеют минимальный уровень, а учащиеся 10-11 классов - достаточный уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности.
В течение двух месяцев на уроках физики в 7, 9 и 11 классах применялись описанные выше методы для целенаправленного формирования информационно-коммуникационной компетентности. Затем была проведена промежуточная диагностика уровня информационно-коммуникационной компетентности с помощью оценочного листа на уроках обобщаю-
6
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Таблица 4
Изменения в уровне информационно-коммуникационной компетентности после проведения формирующего эксперимента
Уровень Показатель 7 класс (ЭГ)1 8 класс (КГ)2 9 класс (ЭГ) 10 класс (КГ) 11 класс (ЭГ) Итого для экспериментальной группы Итого для контрольной группы
Входящая промежуточная Входящая промежуточная Входящая промежуточная Входящая промежуточная Входящая промежуточная Входящая промежуточная Входящая промежуточная
0 0-4 балла 2 0 2 2 0 0 0 0 0 0 2 0 2 2
1 5-12 баллов 2 3 5 5 6 6 2 1 0 0 8 9 7 6
2 13-20 баллов 2 3 4 4 2 2 3 4 3 0 7 5 7 8
3 21-24 балла 0 0 0 0 0 0 0 0 1 4 1 4 0 0
Средний балл из оценочного листа 8,83 12,33 9,55 10,09 8,88 10,25 14 14,2 19,75 21,75 12,49 14,78 11,78 12,15
Изменение, балл 3,5 0,54 1,37 0,2 2,0 2,29 0,37
Изменение,% 39,6 5,7 15,4 1,4 10,1 18,3 3,1
1 ЭГ - класс входит в экспериментальную группу
2 КГ - класс входит в контрольную группу
щего повторения в исследуемых классах. Результаты промежуточной оценки приведены в табл. 4.
Как видно из таблицы, после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе наблюдается прирост в овладении информационно-коммуникационной компетентностью на 18,3%. В контрольной группе за тот же период произошло увеличение уровня информационно-коммуникационной компетентности лишь на 3,1%.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента по проверке созданной модели формирования информационно-коммуникационной компетентности на уроках физики была доказана ее эффективность. Мы отмечаем, что за столь короткий период исследования не были выявлены все факторы, оказывающие влияние на процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности. В нашем эксперименте, например, наибольший прирост произошел у учащихся 7 класса (прирост на 39,6%), а наименьший -у учащихся 9 класса (прирост на 15,9%). Объяснить такое расхождение в полученных результатах можно в дальнейшей работе над данной темой.
Литература
1. Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск: Томский государственный университет, 2007.- 368 с.
2. Белова Е. Г., Давыдова Н. Н., Крюкова Е. М. Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС
// Успехи современного естествознания.- 2011.- № 10.-С.67-68.
3. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- С.88-94.
4. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука.- 2010.- № 11 (79).- С.23-33.
5. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука.- 201.- № 8 (76).-С.32-43.
6. Дорожкин Е. М., Копылов С. Н. Дидактическая модель формирования профессиональных компетенций // Педагогическое образование и наука.-2011.- № 9.
7. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионально-педагогического образования: инновационный аспект // Образование и наука.- 2006.- № 6 (42).- С.12-23.
8. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2008.- № 4.
9. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.
10. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука.- 2012.-№ 1 (90).- С.56-65.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
7