Научная статья на тему 'Формирование индивидуальности школьника: состояние проблемы'

Формирование индивидуальности школьника: состояние проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2207
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибаева С. Н.

Стандарты второго поколения являются нормативными документами, отражающими наметившиеся пути модернизации современного образования. Назревшая проблема обучения и развития учащихся, в свете стандартов второго поколения, определила новое назначение начального обучения школьников формирование учебной деятельности. Основным инструментом учителя, позволяющим эффективно решать современные задачи обучения, является правильно организованная учебная деятельность. Новое методологическое основание сис-темно-деятельностный подход ориентирует учителя на формирование комплекса универсальных учебных действий (общеучебных интеллектуальных умений) у учащихся, реализующих в своей полноте учебную деятельность. Учебная деятельность может рассматриваться с новых позиций как инструмент развития и социализации школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуальности школьника: состояние проблемы»

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Стандарты второго поколения являются нормативными документами, отражающими наметившиеся пути модернизации современного образования. Назревшая проблема обучения и развития учащихся, в свете стандартов второго поколения, определила новое назначение начального обучения школьников - формирование учебной деятельности. Основным инструментом учителя, позволяющим эффективно решать современные задачи обучения, является правильно организованная учебная деятельность. Новое методологическое основание - сис-темно-деятельностный подход ориентирует учителя на формирование комплекса универсальных учебных действий (общеучебных интеллектуальных умений) у учащихся, реализующих в своей полноте учебную деятельность. Учебная деятельность может рассматриваться с новых позиций - как инструмент развития и социализации школьника.

Ключевые слова: стандарты второго поколения, учебная деятельность, формирование индивидуальности, общеучебные умения, социализация.

Ключевым понятием в теме заявленной статьи выступает индивидуальность, рассматриваемая в педагогическом контексте. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б. М. Бим-Бада индивидуальность определена как «неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей; конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей». То есть к индивидуальности применимы такие синонимы как уникальность, неповторимость, своеобразность и определяется она выражением «я такова». Под процессом формирования понимается придание определённой формы чему-либо (толковый словарь Ожегова), в данном контексте индивидуальности учащегося младшего школьного возраста (10 - 12 лет). Процесс формирования индивидуальности школьника мы рассматриваем в русле образовательного процесса и педагогических условий, необходимых (возможно не достаточных) для эффективного формирования индивидуальности младшего школьника.

Актуальность исследования этого направления продиктована объективной образовательной реальностью в виде:

- общественного запроса на деятельную личность с ярко выраженной индивидуальностью (новое методологическое основание ФГОС второго поколения - системно- дея-тельностный подход);

- проблемы массовой начальной школы: «безразличие (учащегося) к учению как оборотная сторона отсутствия отношения к себе, как личности, индивидуальности»;

- ориентация современной системы образования на непрерывное обучение, основанное на процессах самопознания, самообучения, саморазвития, осуществление которых невозможно без представлений индивида о собственной индивидуальности («переход на ФГОСы третьего поколения - развитие научного потенциала личности обучающегося») [1, с. 311].

Обозначенные образовательные ориентиры вступают в противоречие с существующими социально-педагогическими условиями (повышение квалификации педагогических работников, отсутствие соответствующего педагогического инструментария, мотивированности участников образовательного процесса на принятие инноваций и др.) и обозначают проблему поиска эффективных путей формирования индивидуальности школьника в условиях современной модернизации образования.

С. Н. Шибаева

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва

e-mail:

svetik8osh@mail.ru

Впервые упоминание об индивидуальности возникает в античной философии, прежде всего, в связи с разработкой древнегреческими атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома или индивида (греч. atomos, как и лат. individuum — неделимый) — как множества качественно своеобразных элементов бытия, обладающих определённой «формой» и «положением», то есть выступающих как индивидуальность. В социологии, психологии разработаны концепции, отражающие различные подходы к исследованию личности и индивидуальности человека. В современной российской педагогике чаще всего апеллируют к психологическому подходу. В отечественной психологии в настоящее время известны работы Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, В. А. Петровского, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова и др. в области теории личности и её индивидуальности. Авторы психологических исследований имеют разные точки зрения в отношении сущностной стороны этого понятия. Понятие индивидуальности наиболее разработано в теории Б. Г. Ананьева. Он рассматривает человека как биологического индивида, общественного индивида (личность), субъекта деятельности, индивидуальность. В педагогике под индивидуальностью личности понимается уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

Проблема формирования индивидуальности освещена в трудах педагогов - исследователей, основателей целых педагогических школ и направлений и рассматривается с позиций: проблемы совмещения интересов общества и государства с интересами и потребностями личности растущего человека: «индивидуальность ребёнка не менее значима, чем его социализация и приобщение к культуре» (А. Н. Тубельский) [2, с. 5]; базовых, этнических, семейных, социально - гупповых норм: «успехи в учёбе существенно изменяют социальный статус индивида, они могут стать доминирующими в формировании личности, (индивидуальности - С. Ш.)..» (В. Д. Шадриков) [3, с. 94]; «содержание образования - он (учащийся - С. Ш.) сам, он сам строит и познаёт свой собственный образ (индивидуальность - С. Ш.), т. е. образуется» (И. Песталоцци, Я. Корчак, Л. Толстой, А. Нилл, Р. Штайнер, Сократ, Руссо, Сартр, Роджерс, Фромм, Маслоу).

Необходимо заметить, что формирование индивидуальности и индивидуализация понимаются нами как принципиально различные процессы. В педагогике по этому поводу существуют различные точки зрения:

- индивидуализация как осознание своей индивидуальности и вторичный процесс по отношению к социализации (Педагогический энциклопедический словарь по ред. Б.М. Бим-Бада);

- индивидуализация как дифференциация обучения разными способами.

Так, задача индивидуализации в современной дидактике решается двумя способами:

1. Дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый ими материал по степени сложности, направленности или другим параметрам;

2. Собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области (каждому учащемуся предоставляется собственная образовательная траектория) (А. В. Хуторской) [4, с. 82].

В педагогическом контексте под процессом формирования индивидуальности мы понимаем не адаптацию программного материала под каждого учащегося или выборочное прохождение программы в зависимости от способностей учащихся, а разработку универсальных педагогических средств, которые должны модифицироваться для частных случаев. Индивидуальные различия будут иметь значение лишь настолько, насколько универсальные педагогические средства и методы окажутся неэффективны применительно к отдельному ребёнку или группе детей в силу индивидуальных особенностей и развития их характера.

С позиции результативности педагогических воздействий под формированием (не сформированностью, так как этот процесс продолжается на протяжении всей жизни) индивидуальности учащегося мы понимаем процесс достижения школьниками определённого уровня развития познавательной, коммуникативной и социальной составляющей (компетентности). Индивидуальность включает широкий спектр направлений, в которых она может проявляться, при одновременном существовании обратной свя-

зи: например, индивидуальность проявляется в особенностях интеллекта, а развитие интеллекта обуславливает формирование индивидуальности. При этом проявления мыслей, чувств, воли и т. д. индивида происходит в деятельности, которую он осуществляет. Деятельность же в свою очередь выступает средой формирования индивидуальности. В нашем исследовании приоритетной является учебная деятельность школьника, как ведущая деятельность для этого возраста. Ведущая деятельность несёт наибольший потенциал развития индивида в сравнении с другими видами деятельности, в которые он включён на разных возрастных этапах (Л. С. Выготский). Развивающая функция учебной деятельности будет реализована при условии её правильной организации (обучение ведёт за собой развитие, обучение в зоне «ближайшего развития», обучение на высоком уровне трудности, технологизация процесса обучения, проблемность в обучении и т. д.) (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Н. Лысенкова, Н. Я. Чутко, Д. Б. Эльконин и др.). Н. Я. Чутко раскрывает и обосновывает структурные компоненты учебной деятельности с целью формирования общеучебных интеллектуальных умений младших школьников (чтение, слушание, наблюдение и др.), так как «существенное в характеристике учебной деятельности состоит в том, что она осуществляется в интеллектуальных действиях и иначе, чем через действия, она невозможна (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.)» [5, с. 12].

Основным методом формирования общеучебных умений выступает учебное задание, сконструированное по особым правилам. Сформированные общеучеучебные умения школьника являются показателем формирования его способности к обучению и развитию, (впоследствии к самообучению и саморазвитию), т. е. способности к познанию (познавательной компетентности).

В исследуемом нами процессе формирования индивидуальности, познавательная компетентность является ключевой составляющей индивидуальности, и процесс её формирования обусловлен формированием у учащихся способности к познанию посредством правильно организованной учебной деятельности (структура, методы заимствованы у Н. Я.Чутко). Возможности учителя начальных классов в решении этой задачи при его непосредственной связи с ведущим видом деятельности ребёнка младшего школьного возраста - учебной деятельностью - значительны. Учебная деятельность - основная форма жизнедеятельности младших школьников, в ходе которой «созревает личность, при попутном исправлении, коррекции того, что было упущено в личностном развитии в предшествующем детстве, в дошкольном периоде жизни ребёнка» [5, с. 6].

Основным инструментом учителя является сознательно организованная учебная деятельность. Сознательность со стороны педагога предполагает владение учителем педагогическими методами, приёмами и понимание цели и эффективности их применения. Для учащегося это процесс понимания изменений собственной личности в процессе обучения и проявление собственной активности как признака саморазвития.

Средой формирования коммуникативной и социальной составляющей индивидуальности школьника мы выбираем условия учебного сотрудничества. Основной формой организации процесса обучения является работа в группах, создающая условия эффективного коммуникативного и социального взаимодействия. Основанием выбора условий учебного сотрудничества послужили разработанные и научно обоснованные положения о том, что «коллективные формы сотрудничества предшествуют индивидуальным формам поведения» (Л. С. Выготский); «легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности» (К. Левин); «в процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов» (Н. Я. Чутко, Н. И. Шевченко) и др. [6].

Таким образом, основным способом формирования индивидуальности школьников (10 - 12 лет) мы рассматриваем правильно (технологично) организованную учебную деятельность учащихся (на основе структурных компонентов по Чутко) в условиях учебного сотрудничества с целью развития познавательной, коммуникативной и социальной составляющей индивидуальности школьника.

Процессы формирования учебной деятельности (как способности к познанию) и индивидуальности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Показатели этого следующие:

1. Индивидуальность формируется в деятельности, выполняемая деятельность окрашена индивидуальными чертами субъекта.

2. Учебная деятельность раскрывает спектр возможных видов деятельностей, знакомит учащихся с ними, позволяет выбрать наиболее интересный для себя и интенсивно, мотивированно развиваться, формировать индивидуальность в деятельности.

3. Решение проблемных ситуаций в условиях взаимообучения, сотрудничества формирует общеучебные умения, которые проявляются в различных сочетаниях и в разной степени выраженности у учащихся, проявляя их индивидуальность.

4. Учебное сотрудничество с элементами взаимообучения формирует способность к рефлексии, а значит «запускает» процесс самопознания, накопления знаний о собственной индивидуальности, и как следствие процессы самоизменения, саморазвития.

5. Формирование адекватной самооценки в процессе обучения как основы успешности в деятельности в противовес заниженной (пассивное отношение к происходящему вокруг) и завышенной (чрезмерная активность, импульсивность, не доведение дела до конца).

6. Успешность в обучении существенно изменяет социальный статус учащегося, может стать доминирующей в формировании личности, индивидуальности, то есть является мощным средством социализации ребёнка.

Таким образом, формирование индивидуальности школьника является неоспоримо важной задачей в ключе современной модернизации. Самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль и саморегуляция формируются и совершенствуются, в том числе, средствами учебной деятельности. Осознание и понимание педагогами возможностей правильно (технологично) организованной учебной деятельности позволит рационализировать их педагогические воздействия, обеспечит эффективные результаты обучения и развития школьников, формирования их индивидуальности, усилит мотивированность участников образовательного процесса.

Список литературы

1. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И., Кролевецкая Е. Н. Особенности развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования. // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - № 6 (101), выпуск 9, 2011. - С. 311 - 316.

2.Тубельский А. Н. Обеспечить субъектность ученика в образовательном процессе - важнейшее условие.//Демократическая школа. М.: НПО «Школа самоопределения» - № 1, 2006. -

С. 5 - 11.

3.Шадриков В. Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. М.: Университетская книга «Логос», 2009. - с. 94.

4.Хуторской А. В. Методика личностно-ориентироанного обучения: Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя. М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 383 с.

5. Чутко Н. Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2003. - 48 с.

6. Шевченко Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обще-ствознания. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 208 с.

7. Наказ президента школе, образованию//Методическая работа в школе. - М.: Издательство «Современное образование». 2010. - №4. - С. 3 - 5.

8. Нижегородцева Н. В. Проблема индивидуализации обучения в современной педагогической психологии. Индивидуализация обучения и воспитания: материалы конференции «Чтения Ушинского» ч. 2 - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 307 с.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. -4-е изд., доп.-М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

ю.Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Ред. кол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

11. Планируемые результаты начального общего образования/под ред. Г.С. Ковалевой. О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.

12. Субъектная и авторская позиция ребёнка в образовании. Серия научно-методических изданий «Новые ценности образования». - М.: НИИ школьных технологий 2 (36), 2008. - 167 с.

FORMATION OF STUDENT'S INDIVIDUALITY: PROBLEMATIZATION

The second generation standards are regulations that reflect the emerging way of development of modern education. The formation of learning activity is the new assignation for pupils' primary education. It is implemented due to the urgent problem of education and pupils' development in the light of second generation standards. The well-organized learning activity is the main tool of a teacher that allows the salvation of the modern problems of education. A new methodological base is the system-activity approach. It directs a teacher toward the formation of the complex of universal educational activities (general educational intellectual skills), that entirely implementing the educational activity. The learning activity can be viewed from a new angle - as a tool for development and socialization of the pupil.

Keywords: second generation standards, educational activity, formation of individuality, general educational skills, socialization.

S. N. Shibaeva

Academy of Training and Retraining of Educators, Moscow

e-mail:

svetik8osh@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.