Научная статья на тему 'Формирование имиджа у будущего специалиста как условие успешных деловых коммуникаций в бизнесе'

Формирование имиджа у будущего специалиста как условие успешных деловых коммуникаций в бизнесе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / БИЗНЕС / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕСМЕН / РЕСПОНДЕНТЫ / ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИМИДЖ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНИКИ / IMAGE / BUSINESS / WORLD ECONOMIC AND FINANCIAL CRISIS / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESSMAN / RESPONDENTS / BUSINESS RELATIONS / COMPANY IMAGE / TECHNOLOGIES / TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропова Любовь Васильевна

В статье раскрывается возможность формирования у будущего специалиста имиджа, который выступает как механизм достижения успеха в бизнесе. Автор показывает возможности, технологии и техники создания имиджа в процессе обучения в вузе. Продуктивность технологий доказывается экспериментальным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF IMAGE IN THE FUTURE SPECIALIST AS THE CONDITION OF SUCCESSFUL BUSINESS COMMUNICATIONS

The paper describes an opportunity of forming image of the future specialist. The image acts as a mechanism of achieving success in business. The author shows opportunities, technologies and techniques of creating image in the process of studying at the University. The efficiency of technologies is proved experimentally.

Текст научной работы на тему «Формирование имиджа у будущего специалиста как условие успешных деловых коммуникаций в бизнесе»

6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

7. Первин, Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальной школы / Ю. А. Первин // Информатика и образование. - 2002. - № 12.

8. Солдатенков, А. Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников / А. Д. Солдатенков // Советская педагогика. - 1974. - № 10. - С. 46 - 52.

9. Угринович, Н. Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 512 с.

10. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М.: Высш. шк., 1999. - 512 с.

11. Шауцукова, Л. 3. Информатика: учеб. пособие для 10-11 классов / J1. 3. Шауцукова. - М.: Проев., 2000. -416с.

Лашкова Галина Николаевна - старший преподаватель кафедры начального образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. Тел.: 8-921-145—44—27.

Lashkova, Galina Nikolaevna - Senior Lecturer, Department of Primary School Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University.

Tel.: 8-921-145-44-27.

УДК 371. 37. 4

JI. В. Антропова

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА У БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНЫХ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В БИЗНЕСЕ

L. V. Antropova

THE FORMATION OF IMAGE IN THE FUTURE SPECIALIST AS THE CONDITION OF SUCCESSFUL BUSINESS COMMUNICATIONS

В статье раскрывается возможность формирования у будущего специалиста имиджа, который выступает как механизм достижения успеха в бизнесе. Автор показывает возможности, технологии и техники создания имиджа в процессе обучения в вузе. Продуктивность технологий доказывается экспериментальным путем.

Имидж, бизнес, мировой экономический и финансовый кризис, предпринимательство, бизнесмен, респонденты, деловые отношения, имидж предприятия, технологии, техники.

The paper describes an opportunity of forming image of the future specialist. The image acts as a mechanism of achieving success in business. The author shows opportunities, technologies and techniques of creating image in the process of studying at the University. The efficiency of technologies is proved experimentally.

Image, business, world economic and financial crisis, entrepreneurship, businessman, respondents, business relations, company image, technologies, techniques.

Понятие «бизнес» возникло от английского business, что в переводе на русский язык означает предпринимательство, то есть инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность, деятельность граждан, направленную на систематическое получение дохода, прибыли от

пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [1, с. 42].

Цивилизационный характер современного мирового финансового и экономического кризиса потребовал усилить психологическую компоненту в подготовке будущего специалиста-бизнесмена, частью профессиональной компетентности кото-

poro является умение грамотно общаться и производить выгодное для дела впечатление.

Предпринимательство в условиях кризиса вынуждено с особой тщательностью заботиться о повышении имиджа. Имидж (англ. image) - это образ фирмы, товара, услуг, обеспечивающих положение фирмы на рынке, верность покупателя фирменной марке [1, с. 313]. Этот аспект имиджа как понятия гарантируется образом специалиста и его репутацией, складывающихся у потребителей.

Значительный вклад в развитие теории имиджа в аспекте деловых отношений внесли зарубежные ученые А. Айви, Р. Андерсен, Э. Берн, М. Вудкок, Д. Карнеги, Д. Макгрегор, Дж. Мейо, М. Ф. Паркер, Д. Р. Паркинсон, А. Пиз, Б. Швальбе и др.

Весомый вклад внесли и российские ученые: JI. К. Аверченко, А. П. Егоршин, Г. Б. Казначеев-ская, В. Н. Копорулина, Д. Д. Лигезин, О. Б. Мат-росова, В. П. Распопова, Н. В. Шашкова, В. Н. Швы-дченко.

Однако в практической деятельности имиджем как инструментом успешности профессиональной деятельности пользуются далеко не часто.

Опрос 300 респондентов показал, что 30 % испытуемых указывают на то, что имидж в какой-то мере оказывает влияние на успех дела.

Среди опрашиваемых были 100 студентов первых - третьих курсов Инженерно-экономического института ЧГУ, 100 студентов предвыпускных и выпускных курсов этого же института и 100 специалистов строительной сферы, имеющих стаж работы от трех до двадцати пяти лет и обучающихся на курсах повышения квалификации в учебном центре Инженерно-экономического института ЧГУ.

Оказалось, что все испытуемые имеют весьма неполное представление об имидже как понятии и о составляющих его компонентах.

Из 300 опрошенных в понятие имиджа включили умение одеваться в соответствии с деловой ситуацией и умение грамотно оформлять свои мысли, пользуясь литературным языком. 7 % опрашиваемых добавили к вышеназванному содержанию нравственные качества личности, такие как точность, умение держать слово. 10 % испытуемых понятие имиджа дополнили умением контролировать эмоции в процессе делового общения, подавлять гнев и раздражение. 3 % респондентов обогатили понятие имиджа такими качествами делового человека, как стремление заботиться о

своей физической форме, следить за весом, формированием спортивной фигуры, хорошей осанки.

Можно предположить, что такое неполное представление об имидже явилось основанием для спонтанного создания неправильного отношения к этому инструменту делового общения в бизнесе. Об этом свидетельствуют данные опросы разных категорий испытуемых. Анкетирование 100 студентов первых - третьих курсов показало, что 70 % респондентов не считают имидж существенным механизмом повышения эффективности бизнеса. При этом имидж они видят только в одежде и манерах поведения человека, которые, по их мнению, мало существенны в профессиональной деятельности.

Опрос 100 студентов предвыпускных и выпускных курсов, прошедших производственную практику, показал, что студенты осознают важность умения производить впечатление на окружающих. 60 % испытуемых указали на то, что их деловые предложения порой были более грамотными, чем у специалистов, и позволяли успешнее разрешить различные производственные ситуации, однако к ним не сразу прислушивались и приходилось тратить больше сил и времени на обоснование предложенного. На уточняющий вопрос исследователя «Почему так случилось?» студенты отвечали, что мешала молодость и связанный с этим «несолидный вид».

Специалисты со стажем профессиональной деятельности от одного года до семи лет склонны неуспехи в бизнесе оправдывать отсутствием высококвалифицированных кадров и низкой корпоративной культурой, что приводит к затруднению влияния на членов коллектива. Однако при этом они признают, что на аргументацию своих предложений они тратят значительно больше сил и времени, нежели специалисты со стажем работы свыше десяти лет. Что касается имиджа и его влияния на трудовой процесс, сообщали, что конкретных фактов такого влияния не фиксировали, а процессу создания имиджа в вузе их не учили.

Специалисты со стажем работы от десяти и более лет утверждают, что могут влиять на коллектив, побуждая людей к действию. Они считают, что такое умение приходит с опытом, но при этом данная категория специалистов указывает на существующие проблемы своего здоровья: наличие сердечно-сосудистых и гастроэнтерологических заболеваний, возникших на основе пережитых

стрессов. Они также отмечают, что с технологиями использования имиджа как механизма влияния на персонал особо не знакомы, специально этому не учились, а если и располагают такими знаниями, то они возникли на основе пережитого опыта, приобретенного путем проб и ошибок.

Отсюда на основе констатирующего исследования возникают следующие задачи, требующие теоретического и практического решения:

- определить содержание и структуру понятия «имидж»;

-раскрыть принципы формирования имиджа будущего специалиста;

- показать технологии формирования имиджа будущего специалиста в процессе обучения в вузе;

- экспериментально проверить продуктивность технологий формирования имиджа в процессе вузовской подготовки.

Анализ опыта и научной литературы показывает, что имидж фирмы, предприятия (организации) включает четыре компонента: финансовый, рыночный, корпоративный, социальный. Каждый из четырех представленных компонентов развертывается в свои подструктуры, которые отражены на рис. 1.

Приоритетными характеристиками имиджа специалиста являются культура, эрудиция, профессионализм. Обеспечивают имидж здоровая психика, способность к контролю над эмоциями,

устойчивый жизненный тонус, доброжелательность, сдержанность в реагировании на неприятности.

Исследователи Д. Карнеги, А. Пиз, 3. Фрейд, В. Копорулина и др. утверждают, что удача сопутствует тому, кто умеет управлять психикой, используя саморегуляцию и самовнушение.

Достаточно подробно в научной литературе раскрыто влияние одежды на создание имиджа (А. П. Егоршин, В. П. Распопов, Н. В. Шашкова, В. Н. Швыдченко). Авторы доказывают, что одежда транслирует экономические возможности человека, его эстетический вкус, принадлежность к профессии и отношение к окружающим людям. Экстравагантность и неряшливость воспринимаются окружающими отрицательно. В 85 случаях из 100 первоначальное впечатление о человеке складывается по его внешнему виду.

Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Этикет - одна из форм регулирования человеческого поведения, отличающаяся яркостью, привлекательностью, узнаваемостью и соответствием ожиданиям социальной среды, ее вкусам, традициям и надеждам. Эта составляющая раскрыта в научной литературе достаточно полно (Т. А. Алексина, В.К. Белоли-пецкий, Р.Н. Ботавина, А. А. Гусейнов, В. Г. Иванов, Л. К. Кондаленко, И. Н. Кузнецов, В. В. Най-денко, Ю.Ю. Петрунин, А. В. Разин и др.).

Значительно меньше в структуре имиджа рас-

Рис. 1. Содержание и структура понятия «имидж организации»

крыт нравственный компонент: открытость, пунктуальность, приветливость, честность, деловитость. Он выделяется не всеми исследователями.

Кроме того, неправомерно упущенным оказался технологический компонент имиджа в структуре делового общения: умение слушать и слышать партнера, умение преодолевать барьеры темперамента и характера, умение читать невербальный язык поз и жестов человека, умение критиковать и говорить комплименты партнеру, умение правильно подать себя, то есть выставить «на люди» сильнодействующие деловые качества.

Таким образом, имидж специалиста как системная составляющая личности имеет следующую структуру (рис. 2).

Итак, имидж - форма жизнепроявления человека, включающая внешние и внутренние компо-

Рис. 2. Содержание и структурные составляющие имиджа специалиста

ненты. Он формируется как сознательно, так и непроизвольно. В его создании участвует как сам человек, так и его окружение. Мастерство преподнесения себя можно при желании развивать. Констатирующий эксперимент показал, что в большей части имидж специалиста формируется стихийно. Его качества возможно могли бы быть улучшены в результате системной подготовки в вузе и послевузовском образовании. Такое предположение послужило основанием для формирующего эксперимента, который осуществлялся с учетом следующих принципов (рис. 3).

Приводим тематику и краткое содержание занятий для формирования имиджа будущего специалиста в сфере бизнеса. Занятия предполагали цикл лекций на следующие темы:

1. Социальная ответственность организации, ее отклик на социальные проблемы как механизм создания имиджа фирмы.

2. Этика бизнеса, ее содержание и нормы как источник делового имиджа специалиста.

3.Управленческая этика как механизм формирования имиджа руководителя предприятия.

4. Коммерческая этика

Рис. 3. Совокупность принципов формирования имиджа будущего специалиста

как совокупность нравственно-деловых правил в торговле и бытовом обслуживании.

5. Деловая этика разных культур: американская, азиатская, европейская, российская.

6. Этика дистанционного общения: письменное сообщение, телефон, факс, e-mail, интернет-общение.

7. Дипломатический этикет как совокупность правил, традиций и условностей.

8. Светский этикет как общепризнанная манера поведения, принятая в обществе.

9. Имидж делового мужчины и деловой женщины.

Лекционный курс был поддержан практическими занятиями, включающими тренинги.

1. Управление первым впечатлением в процессе делового общения: магия голоса, улыбки, взгляда, осанки, позы, жеста, гардероба, парфюма.

2. Основы риторики как искусства красноречия: принципы, инструменты, позволяющие нравиться людям.

3. Чтение поведенческих характеристик людей через анализ ведущих каналов восприятия: аудиа-лов, визуалов, кинестетиков.

4. Типы поведения людей по Э. Берну и учет их особенностей в достижении деловых целей.

5. Самопрезентация своих достоинств в процессе делового общения: убеждение, самопредъявление, внушение, заражение своим энтузиазмом, демонстрация высоких образцов мастерства, принуждение, просьба, формирование благосклонности.

6. Искусство говорить комплименты как способ понравиться людям: косвенные комплименты, комплименты-сравнение, комплименты-критика, комплименты-отражение.

7. Искусство критики как механизм создания позитивного имиджа. Ее технологическое разнообразие.

8. Рефлексивное слушание как способ понравиться партнеру и решить деловые задачи. Приемы рефлексивного слушания.

9. Выявление системных признаков состояния человека: недооценка, боязливость, покорность, уверенность, высокомерие и др.

Уместными были для формирования имиджа и деловые игры.

1. Искусство проведения деловых переговоров.

2. Подготовка и проведение делового совещания.

3. Организация делового пространства. Определение его формы, выделение зон пространства для отдачи распоряжений, для разрешения споров, для деловых разговоров в жесткой форме, для создания непринужденности, для делового комфорта.

Целесообразно и проведение семинаров на следующие темы.

1. Учет и преодоление в деловом общении барьеров темперамента и характера.

2. Учет акцентуаций характера персонала в распределении трудовых поручений.

3. Современная деловая одежда для мужчин и женщин.

4. Формальный и полуформальный дресс-код как оговоренный вариант одежды делового человека.

Предложенные занятия требуют выделения специального курса. В опытной работе они были реализованы в курсах «Менеджмент», «Психология и педагогика», где временной ресурс возник за счет установления межпредметных связей. В дополнительном образовании он был реализован на курсах повышения квалификации специалистов строительной отрасли, где получил позитивную оценку.

На основе повторных опросов респондентов было выяснено следующее.

Студенты первых - третьих курсов стали интересоваться влиянием имиджа в своем профессиональном становлении. Если в констатирующем эксперименте таких студентов было 30 %, то в контрольном 65 %. Кроме того, было отмечено, что под влиянием этих знаний они стали заботиться и об имидже студента, соблюдать деловой стиль одежды, соответствующий учебным занятиям, следить за речью, выдерживать стиль общения.

Студенты предвыпускных и выпускных курсов отметили, что в процессе практики использовали имидж как механизм для решения производственных задач и нашли в этом позитивное подтверждение. Если в констатирующем эксперименте пытались использовать имидж для разрешения деловых проблем 10 % выпускников, то в контрольном их было 75 %.

Специалисты со стажем от 1 года до 10 лет отметили, что имидж руководителя можно использовать при обсуждении деловых вопросов. При этом уменьшается количество стрессов, тревог и переживаний.

Если в констатирующем эксперименте на это

указали 12 % испытуемых, то в контрольном 78 %.

Все категории респондентов отметили изменение стиля делового общения в пользу доброжелательности, открытости. Люди стали чаще говорить и слышать комплименты, стали легче решаться производственные задачи, улучшилось физическое и психическое самочувствие персонала, повысился экономический эффект в конкретных делах.

Итак, имидж помогает достичь людского признания, изменяет оценочное отношение к специа-

листу, способствует позитивному отношению к профессии и бизнесу. В совокупности с профессиональными знаниями, умениями и навыками он формирует компетентную, успешную личность профессионала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -М.: Инфра-М, 2006.

Антропова Любовь Васильевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента Инженерно-экономического института Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 55-39-76.

Antropova, Lubov Vasilievna - Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Department of Management, Institute of Engineering and Economics, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 55-39-76.

УДК 378.147

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. В. Яковлева

КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ, ПЕДАГОГОВ, УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ

Е. V. Yakovleva

THE QUALITIES OF A CONTEMPORARY TEACHER THROUGH THE EYES OF STUDENTS, PEDAGOGUES, AND PARENTS

Статья посвящена анализу взглядов на профессионально-личностные качества современного учителя. Профессионально-личностные качества учителя рассматриваются автором с исторической позиции, приводятся данные экспериментального исследования, связанного с изучением мнений школьников, их родителей, студентов и самих педагогов на личность учителя XXI века.

Профессионально-личностные качества учителя; моделирование, социальные ожидания.

The paper analyses the array of viewpoints on professional and personal qualities essential for the contemporary teacher. The author presents professional and personal qualities of a teacher from historic prospective, describes the opinions of Russian and foreign scholars on the problem. The data from a survey of opinions of school children and their parents, views of students and university lecturers on the person of the XXI century teacher are presented.

Professional and personal qualities of a teacher, professiogram, society expectations.

Эволюция социально-экономических и поли- осознание антропогенного характера эпохи, воз-тических взаимодействий в стране и мире, форми- растание в ее содержании роли личностного нача-рование нового образа науки, действительности, ла и соответствующая переиерархизация образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.