Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / имидж / брендинг / СМИ / стратегии коммуникации / политическая коммуникация / social media / election campaign / government / image / political influence

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Родионов Григорий Александрович

В статье предпринята попытка анализа роли социальных сетей в формировании имиджа политического лидера. Технологическое развитие привело к появлению новых медиаканалов, а логика традиционных медиа была дополнена логикой сетевых и социальных сетей. Эти изменения повлияли на политическую коммуникацию, не в последнюю очередь, вызвав переход от вертикальных моделей коммуникации к горизонтальным и интерактивным. Публичные страницы соцсетей служат нисходящими каналами для персонального брендинга в обход традиционных СМИ, а также инструментом информационного обмена с профессиональной элитой. В целом, модель правительственной коммуникации сочетает в себе черты традиционных и новых медиапрактик и следует смешанной логике: логике СМИ и логике сетевых/социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAPING THE IMAGE OF A POLITICIAN USING SOCIAL NETWORKS IN THE MODERN INFORMATION SPACE

The use of social media has grown strongly in a short period of time among broad layers of population. In recent years, the government already has the necessary experience gained with social media. For example, social media monitoring used to ensure safety during large events. The question now the government's role in social media: what are the possibilities and limitations of government participation in social media? To answer this question, it is important to understand the technology behind social media, its applications, strategies and tactics. Social media offers a number of new opportunities compared to the existing government communications. They are thus the visible exponent of the network company in a short time become. The use of social media in politics is changing the way an election campaign is conducted. With the ability to self-publish content and show it directly to thousands of people, a candidate can communicate directly with his constituents and potential supporters. The development of social media is one of the most amazing events of our time. Today, people are looking for contacts and actively interact in the virtual space. Participation in the life of modern society is largely carried out through social networks. Thus, they can be considered as an expansion of public space, which allows political technologists to consider them as a promising tool for shaping the image of political leaders.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

■ ■ ■ ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Родионов Г. А.

АО «Телекомпания НТВ», Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа роли социальных сетей в формировании имиджа политического лидера. Технологическое развитие привело к появлению новых медиаканалов, а логика традиционных медиа была дополнена логикой сетевых и социальных сетей. Эти изменения повлияли на политическую коммуникацию, не в последнюю очередь, вызвав переход от вертикальных моделей коммуникации к горизонтальным и интерактивным. Публичные страницы соцсетей служат нисходящими каналами для персонального брендинга в обход традиционных СМИ, а также инструментом информационного обмена с профессиональной элитой. В целом, модель правительственной коммуникации сочетает в себе черты традиционных и новых медиапрактик и следует смешанной логике: логике СМИ и логике сетевых/социальных медиа.

Ключевые слова: социальные сети, имидж, брендинг, СМИ, стратегии коммуникации, политическая коммуникация.

Для цитирования: Родионов Г. А. Формирование имиджа политика с помощью социальных сетей в современном информационном пространстве // Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. Том 8. No 4. C.51-58.

Сведения об авторе: Родионов Григорий Александрович, корреспондент АО «Телекомпания НТВ». Юридический адрес: 129075, г. Москва, ул. Аргуновская 5. Телефон: +79267284089. E-mail: Rodion13-89@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 09.10.2023. Принята к печати: 28.12.2023.

Введение. Каждый сайт социальной сети ориентирован на определенную аудиторию и использует разные инструменты, позволяющие людям делиться идеями, видео, фотографиями и ссылками, формируя сеть людей, объединенных общими интересами. Растущее число пользователей на этих сайтах привлекает компании к включению интернет-рекламы в свои маркетинговые планы благодаря возможностям таргетинга в социальных сетях и тому, что она часто обходится дешевле, чем телевизионная или печатная реклама. Компании — не единственные, кто осознал рекламные и сетевые преимущества этих сайтов. В последнее время политические кампании начали изучать преимущества этих сайтов, и политики все чаще используют их в своей предвыборной агитации.

Объект и предмет, цели и задачи исследования

Объектом исследования является имидж политика в социальных сетях. Предмет исследования - анализ влияния соцсетей на формирование имиджа политика в ходе предвыборных кампаний.

В настоящей статье сделана попытка анализа причин, по которым кандидаты все больше используют соцсети в своей предвыборной агитации с целью выявления их влияния на общественное мнение и политические предпочтения граждан. В данной статье ставятся две основные задачи: 1) проанализировать использование соцсетей в современных предвыборных кампаниях; 2) изучить роль соцсетей в формировании общественного мнения в период предвыборной агитации.

Особенности политических кампаний в интернете

С изобретением Интернета скорость передачи информации между людьми возросла, поскольку обычная почта была заменена мгновенным подключением к электронной почте и сайтам социальных сетей. Интернет был продуктом программы Агентства перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, которая должна была выступать в качестве коммуникационной сети между ведомствами [Tedesco 2004: 509].

С тех пор, как Интернет стал доступным для широких слоев населения, информация начала распространяться быстрее, и целое поколение выросло в эпоху мгновенного подключения и высокотехнологичных коммуникаций.

Благодаря использованию сайтов социальных сетей (в России это такие сети как ВКонтакте, Яндекс Дзен, Телеграм, Одноклассники и Rutube) миллионы людей могут делиться информацией, рассказывая о своей жизни и распространяя новостные сюжеты со всего мира. Это позволяет обмениваться новостями постоянно, 24 часа в сутки, и, в частности, политические новости заполняют тысячи сайтов, постоянно пополняясь мнениями и комментариями.

Поскольку к разговору присоединяются миллионы людей со всей страны, сайты социальных сетей являются эффективным инструментом, который помогает политикам «достучаться» до своих избирателей.

Политические кампании по-прежнему будут путешествовать по регионам, чтобы сплотиться с избирателями; ценность такого личного взаимодействия имеет большое значение. Кампании по-прежнему будут использовать телевидение, радио, телефонные звонки; вывески во дворах и наклейки на бамперах автомобилей помогают донести информацию до избирателей, но социальные сети предлагают недорогую альтернативу в процессе создания имиджа политика. Этот вид коммуникации стал необходимостью при любой политической кампании; кандидаты и руководители кампаний должны использовать социальные сети СМИ для эффективной организации волонтерских усилий и сбора средств их сторонниками.

Социальные сети могут использоваться в качестве эффективного инструмента кампании, но часто остаются неконтролируемыми или используются не по назначению, поскольку заваливают сторонников нерелевантной рекламой и запросами. Однако кампания будет более успешной, если ее организаторы с их помощью будут распространять соответствующую информацию и помогать населению устанавливать

контакты с политиками, это сделает кампанию более успешной, а также поможет укрепить демократию.

Политическая кампания тщательно разрабатывается для каждого кандидата, чтобы он мог обратиться к своему избирательному округу и представить наилучшим образом себя и свою партию перед избирателями. Демократия, ориентированная на СМИ, позволяет общественности быть более информированной о политике, обеспечивая постоянный доступ миллионов к новостям и мнениям.

Кандидаты могут эффективно использовать социальные сети с того момента как они объявляют о своем участии в выборах. На самом деле, некоторые политики обходят обычные средства массовой информации и сразу объявляют в соцсетях о своем выдвижении на пост. Именно в этот момент ошибки в социальных сетях могут свести на нет шансы кандидатов, потому что любая ошибка может быть непропорционально раздута.

На заключительном этапе политической кампании сторонники кандидата должны собраться и начать агитацию, а также использовать все возможные средства для распространения информации. На этом этапе наиболее важной частью кампании является послание. Произносятся речи, проводятся дебаты. Именно в этот момент социальные сети помогут распространить информацию и изменить ход выборов. С

профессионализацией цикла политических кампаний появились политтехнологи, чтобы удовлетворить растущую потребность в рекламе среди избирателей.

Создание политического бренда

Кампании приняли рекламную концепцию брендинга, поскольку они начинают контролировать каждый аспект кандидата и сообщения. Кампании начали не только анализировать своих собственных кандидатов, но и с помощью SWOT-анализа1 выявлять их сильные и слабые стороны, возможности для продвижения и потенциальные опасности. Этот анализ помогает кампаниям организованно разрабатывать бренд, ориентированный на своих избирателей. С развитием сферы рекламы грань между рекламой и связями с общественностью стала размытой. Сфера связей с общественностью всегда была частью политических кампаний, поскольку необходимо контролировать распространение новостных сюжетов о кандидате.

Реклама в социальных сетях создает больше возможностей для демократического государства, предоставляя гражданам доступ к кандидатам. Интернет также формирует гражданскую культуру среди молодого избирательного населения. Эта гражданская культура помогает гражданам чувствовать, что их участие является важной частью демократического процесса. Благодаря форумам в Интернете, доступным 24/7, граждане могут высказывать свое мнение и узнавать о ходе политических процессов.

1 SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы) — это метод выявления и анализа внутренних сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз, которые формируют текущие и будущие операции и помогают разрабатывать стратегические цели.

Дискуссия, которая возникает в рамках этой гражданской культуры, однако, провоцирует кампанию, ориентированную на имидж кандидатов, в отличие от кампании, ориентированной на решение проблем.

Блог — это веб-журнал, который ведут блогеры, то есть все, у кого есть доступ к Интернету и знания о том, как публиковать свои мысли и мнения. По отдельности большинство блогов не является эффективным способом коммуникации, однако через блогосферу идеи могут распространяться подобно лесному пожару. Блогосфера помогает темам набирать обороты и поддерживает жизнь историй.

Таким образом, блоги могут выступать в качестве демократического компонента СМИ, позволяя людям выбирать, какие новости будут сообщаться. Блоги превратились из дневника и публикации мнений в инструмент гражданской журналистики.

Кандидат, по сути, это продукт, и поскольку рекламодатели изменили свои сообщения, чтобы соответствовать желаниям людей, то и менеджеры кампаний должны делать то же самое. Однако блоги - не единственное место, куда волонтеры могут обратиться за помощью в массовых кампаниях, для каждого кандидата важно иметь современный и профессиональный веб-сайт.

Интернет - это огромная сеть веб-сайтов и информации. У кандидата должен быть свой координационный центр, где он будет делиться своими планами, рассказывать о своей официальной позиции и представлять будущие мероприятия своим сторонникам. Иначе он может затеряться в массе сетей, и его позиция будет искажена средствами массовой информации и другими источниками. Веб-сайты содержат схожие аспекты кандидата, включая личную и профессиональную биографию, информацию о семье кандидата, контактную информацию, заявления о должности и ссылки на волонтеров [Baumgartner and Francia 2008, 55-60].

Также на большинстве веб-сайтов обычно размещают разделы, посвященные волонтерству и набору других добровольцев, пожертвованиям и даже подписке на электронную почту, чтобы держать население в курсе различных событий и проблем [Baumgartner and Francia, 2008: 60]. Эти усилия способствуют формированию гражданской культуры вокруг данного конкретного кандидата, различными способами поощряя граждан к участию в выборах.

Посредством процесса регистрации и подписки на веб-сайтах кандидаты могут персонализировать электронные письма, отправляемые подписчику, по региону, полу и возрасту [Baumgartner and Francia 2008: 62]. Это позволяет сторонникам чувствовать связь с кампанией и понимать, как кандидат будет работать, чтобы помочь ему или ей. Электронная почта и веб-сайты были разработаны как более простой способ подключения и мобилизации сторонников. Чаще всего браузеры веб-сайтов кандидатов уже поддерживают кандидата [Baumgartner and Francia, 2008: 63].

Следовательно, эффективность распространения новостей о проблемах и оказания помощи общественности в выборе правильного кандидата вызывает сомнения, однако веб-сайт предоставляет хороший инструмент для

организации усилий. Посредством организации усилий веб-сайты поощряют гражданскую культуру, расширяя участие избирателей, которые без доступа в Интернет не участвовали бы в избирательном процессе.

Это чувство сопричастности является примером гражданского участия, необходимого в гражданской культуре. Мгновенная возможность создавать сети поддержки - одно из невероятных применений веб-сайтов кандидатов. Эти сети немедленно ассоциируются с вовлеченным кандидатом благодаря созданию веб-сайта кандидатов и подключению к нему.

Роль социальных сетей в создании политического имиджа

Кандидаты используют инструменты социальных сетей, в России это по большей части «ВКонтакте», «Телеграм» и «Яндекс Дзен», чтобы прежде всего привлечь больше молодежи. «Кандидаты создают свои собственные страницы для веб-сайтов, со специальными сообщениями, которые обновляются кампанией регулярно, если не ежедневно. Количество друзей, связанных с каждой страницей - часто исчисляется сотнями тысяч» [Pollard and others, 2009: 584]. Этот метод формирует отношения между «друзьями» или «поклонниками» кандидата и добавляет еще один уровень гражданской культуры, поскольку таким образом пользователи сайтов социальных сетей чувствуют себя частью чего-то большего.

Страницы в соцсетях могут стать жизненно важными формами коммуникации для кандидата, ориентированного на результат. Для этого требуется создать имидж, который станет привлекательным для избирателей, жизнь политика должна притягивать внимание. Часто фотографии могут рассказать о политике лучше, чем большинство его выступлений. В целом личная страница кандидата — это инструмент создания имиджа, который упаковывается и продается избирателям.

Благодаря системам обратной связи кандидаты, представляющие органы исполнительной власти, могут повысить свою эффективность в работе с населением, потому что у них появится возможность взаимодействовать с гражданами напрямую [Шарков, 2018].

Использование социальных сетей восстанавливает чувство общности и напоминает россиянам, что важен каждый голос. Люди мобилизуются, используя доски обсуждений, блоги и функции чата, аналогичные тем, которые есть в социальных сетях и которые помогают формировать интерактивную гражданскую культуру [Kelso and Cogan, 2008: 196].

Социальные сети осуществили этот переход к кампаниям, ориентированным на кандидатов, потому что они отражают детали их личности, акцентируют внимание на личных аспектах их имиджа. Сайты социальных сетей легко распространяют широкое послание кандидата избирателям, поскольку оно достигает миллионов людей одновременно. В сообщении кандидат рассказывает о своей квалификации и своих ценностях, чтобы привлечь сторонников. Этот кандидатский имидж является одним из важнейших инструментов брендинга для разработки кампании. Общественность поддержит кандидата с более сильным имиджем.

В условиях меняющейся политической атмосферы Интернет внес много изменений в теорию политической коммуникации. Электронная политика -это новая теория, которая исследует потенциал, создаваемый новыми Медиа для большей интерактивности между общественностью и политической сферой [Lilleker 2006: 72]. Эта электронная политическая деятельность позволяет общественности легче высказывать свое мнение и позволяет им встречаться с другими людьми со схожими мнениями, чтобы объединиться.

Заключение

Интернет создает систему «гиперплюрализма», означающую, что в политической жизни принимают участие слишком много групп с особыми интересами [Tedesco 2004: 515]. Электронная политическая атмосфера онлайн формирует кардинально новую форму связи: кандидат вступает во взаимоотношения со своими избирателями таким образом, что он оказывает влияние на них, а его сторонники в свою очередь влияют на его дальнейшие действия. [Lilleker 2006: 72]. Это влияние создается за счет использования вебсайтов, блогов, электронной почты, виртуальных политических сообществ и социальных сетей. Новый интернет-диалог способствует возникновению новой, более открытой и демократичной атмосферы.

Источники

Беспаленко П.Н. (2009). Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения: Автореф. дисс. ... докт. полит. наук. Ростов+н/Д. 60 с

Бермант Е. (2010). Социальная реклама в отсутствие образа // Реклама и право. № 2.

Викентьев И.Л. (1995). Приемы рекламы и Public Relations. СПб. ТРИЗ-Шанс. 281 с

Вилер К. (2002). Без эффективной коммуникации нет эффективного управления. Отличительный облик и имидж местной администрации. Обнинск. 356 с.

Феофанов О.А. (2003). Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер. 384 с.

Шарков Ф.И. (2018). Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг. М.: РИП-холдинг.

Avery J. (1997). Advertising Campaign Planning: Developing an Advertising-Based Marketing Plan. Chicago. 304 p

Brown J.A. (1954). The Social Psychology of Industry. Harmondsworth, 230 p.

Baumgartner, Jody C., and Peter L. Francia. (2008). Conventional Wisdom and American Elections: Exploding Myths, Exploring Misconceptions. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, Inc.

Kelso, Tony, and Brian Cogan. (2008). Mosh the polls: Youth Voters, Popular Culture and Democratic Engagement. Lanham: Lexington Books.

Lilleker, Darren G.. (2006). Key concepts in political communication. London: Sage.

Pollard, Timothy D., James W. Chesebro, and David Paul Studinski. (2009). The Role of the Internet in Presidential Campaigns. Communication Studies 60. № 5, pp 574-588.

Tedesco, John. (2004). Changing the channel: use of the Internet for communicating about politics. In Handbook of Political Communication Research. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, pp 507-532.

■ ■ ■ SHAPING THE IMAGE OF A POLITICIAN USING SOCIAL NETWORKS IN THE MODERN INFORMATION SPACE

Rodionov G. A.

JSC NTV Television Company, Moscow, Russian Federation

Abstract. The use of social media has grown strongly in a short period of time among broad layers of population. In recent years, the government already has the necessary experience gained with social media. For example, social media monitoring used to ensure safety during large events. The question now the government's role in social media: what are the possibilities and limitations of government participation in social media? To answer this question, it is important to understand the technology behind social media, its applications, strategies and tactics. Social media offers a number of new opportunities compared to the existing government communications. They are thus the visible exponent of the network company in a short time become. The use of social media in politics is changing the way an election campaign is conducted. With the ability to self-publish content and show it directly to thousands of people, a candidate can communicate directly with his constituents and potential supporters. The development of social media is one of the most amazing events of our time. Today, people are looking for contacts and actively interact in the virtual space. Participation in the life of modern society is largely carried out through social networks. Thus, they can be considered as an expansion of public space, which allows political technologists to consider them as a promising tool for shaping the image of political leaders.

Keywords: social media, election campaign, government, image, political influence.

For citation: Rodionov G. A. Shaping the image of a politician using social networks in the modern information space// Communicology: Electronic Scientific Journal. 2023. Vol. 8. No. 4. C.51-58.

Inf. about the author: Grigory Rodionov -- correspondent of JSC NTV Television Company. Address: 5 Argunovskaya str., Moscow, 129075. Phone: +79267284089. Email: Rodion13-89@mail.ru

Received: 09. 10.2023. Accepted: 28.12.2023. References

Avery J. (1997). Advertising Campaign Planning: Developing an Advertising-Based Marketing Plan. Chicago. 304 p

Baumgartner, Jody C., and Peter L. Francia. (2008). Conventional Wisdom and American Elections: Exploding Myths, Exploring Misconceptions. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, Inc.

Bermant E. (2010). Social advertising in the absence of an image // Advertising and law. No. 2. (In Rus).

Bespalenko P.N. (2009). Spiritual security in the national security system of modern Russia: problems of institutionalization and solution models: Abstract. diss.... Dr. polit. sciences'. Rostov+n/A 60 p. (In Rus).

Brown J.A. (1954). The Social Psychology of Industry. Harmondsworth, 230 p. Feofanov O.A. (2003). Advertising: new technologies in Russia. St. Petersburg: St. Petersburg. 384 p. (In Rus)

Kelso, Tony, and Brian Cogan. (2008). Mosh the polls: Youth Voters, Popular Culture and Democratic Engagement. Lanham: Lexington Books.

Lilleker, Darren G.. (2006). Key concepts in political communication. London: Sage. Pollard, Timothy D., James W. Chesebro, and David Paul Studinski. (2009). The Role of the Internet in Presidential Campaigns. Communication Studies 60. № 5, pp 574-588.

Sharkov F.I. (2018). Integrated communications: advertising, public relations, branding. M.: RIP-holding. (In Rus).

Tedesco, John. (2004). Changing the channel: use of the Internet for communicating about politics. In Handbook of Political Communication Research. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, pp 507-532.

Vikentiev I.L. (1995). Advertising techniques and Public Relations. SPb. TRIZ-Chance. 281 p. (In Rus).

Wheeler K. (2002). Without effective communication, there is no effective management. The distinctive appearance and image of the local administration. Obninsk. 356, pp. (In Rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.