Учитель по мере накопления теоретического и практического опыта сможет внедрять в практику преподавания методические решения, отвечающие идее дифференциации, создавая эффективное средство развития личности школьника, предоставление каждому учащемуся высокого шанса достичь высот культуры, максимального развития детей с самыми разными способностями и направлениями интересов. Библиографический список
1. http://school668.sk6.ru/index.php?Itemid=194&catid=76:2009-12-24-11-26-21&id=369:c-l-l-r&option=com_content&view=article Пименова Евгения Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Педагогический институт ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected] Сёмина Инна Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент Педагогического института ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected] Соколова Ирина Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь yunna [email protected] Сорокопуд Юнна Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь yunna [email protected] Уварова Наталья Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент Педагогического института ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Дьяченко Анастасия Сергеевна,
магистрант факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь asya162 @yandex.ru
Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки Аннотация. В статье рассмотрены основные требования к содержанию и структуре имиджа современного учителя, показаны направления его формирования.
Ключевые слова: имидж, учитель; профессионально- важные качества современного учителя.
Имидж учителя рассматривается нами как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на учащихся. Он раскрывается в двух планах: во-первых, с точки зрения требований к преподавателю со стороны общества (каким оно себе представляет учителя как просветителя и носителя нравственного опыта); во-вторых, с позиций учителя - каким он стремится представить себя студентам, что он хочет о себе заявить обществу.
Имидж учителя - это, во многих отношениях, его социально-желательный образ. Для обретения позитивного имиджа человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами.
Формирование имиджа учителя является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.
Большая часть педагогических компетенций соотносится в основном с проблематикой самопознания, саморефлексии в личности и деятельности учителя.
Профессиональное самосознание - ядро личности учителя, которое осуществляет взаимосвязь и согласование ведущих структур личности: мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов.
Профессиональное саморазвитие учителя требует от него способности изменять формы и методы, структуру и содержание программы учебного материала, индивидуализированные образовательные программы, разработку интегративного курса. Основа готовности к этому - развитие самостоятельности, творческой инициативы учителя. Формирование индивидуального имиджа является неотъемлемой частью саморазвития учителя.
Нельзя не отметить, что в индивидуальном имидже учителя также непосредственно отража-
ются особенности и уровень развития его профессионального самосознания.
Имидж формируется под влиянием социальных воздействий, выражают социальный алгоритм воспроизводства духовной жизни, но роль их ограничивается обеспечением взаимодействия между моралью и нравственностью. Можно сказать, что имидж - это естественный и привычный алгоритм духовной жизни общества. Имидж выражает не только субъективное желание нравиться возможно большему числу лиц или кому-то персонально, но и воплощает в себе сами «правила игры», делающие такое положение вещей возможным. Другими словами, имидж отражает необходимость согласования жизни психики (включая самые интимные ее аспекты) с индивидуальным и групповым опытом бытия [8].
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявление качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам мы отнесли способность к рефлексии, эмпатию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества имиджевого поведения, на наш взгляд, стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска, содействуют взаимопониманию и сопереживанию. В то же время, эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют развитию личности каждого студента, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия.
Как отмечают О.Н. Головко [1] И.Ф.Исаев [3], Л.М. Митина [5] и др., анализ современных тенденций развития образования показывает, что качество обучения во многом зависит от эффективности реализации учителем всех своих многоаспектных функций, которые отражают его личностные, профессиональные и специальные качества.
В этой связи необходимо выделить структуру имиджа учителя, в которой будут отражены основные требования к современному специалисту сферы образования. Имидж может пониматься в двух смыслах: широком и узком. Имидж в узком смысле - это исключительно визуальная, внешняя сторона субъекта, символический образ, оформляемый с помощью некоторого языка, который понимается как в синтаксическом, так и в семантическом значении. В этом смысле имидж представляет собой некий «полуфабрикат», поскольку он задает аудитории направления для «домысливания». Имидж в широком смысле предполагает сложную взаимосвязь качественно различающихся, разнородных явлений телесной и духовной природы, гармоничной совокупности внутренних и внешних проявлений человека.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА
Природный компонент
Личностный
компонент
Профессиональный компонент
_физические, психофизиологические особенности, темперамент, воз, ^ ра ст, п ол.
_\ качества, приобретаемые личностью, как следствие образования и воспи-
Поведенческий
компонент
тания: нравственные, коммуникативные, интеллектуальные
—\1 качества, связанные с профессиональным опытом и деятель-
>
-А
ностью
_^ отражает разные аспекты поведения человека в различных
^ситуациях: лидерское поведение вообще, поведение и сложных ситуациях, И следование нормам деловой этики и т. д.
Рис. 1 Структура профессионального имиджа Такое понимание исследуемого явления позволяет нам предложить общую структуру имиджа, построенную на основе анализа научной литературы [1; 6; 7; 8; 9]. Согласно данной структуре имидж представляет собой целостность, которая включает в себя характеристики, определяющие его индивидуальную часть (рис. 1).
Среди обозначенных характеристик присутствуют не только естественные свойства личности, но и те, которые могут быть созданы искусственным путем. Структура имиджа учителя включает в себя:
1. Природный компонент - физические, психофизиологические особенности, темперамент, возраст, пол. На основе анализа требований к учителю, можно сказать, что для учителя должны быть характерны прекрасные физические данные, оптимальный темперамент - сангвинический, высокая степень физической и психической выносливости. При этом, как показывают результаты устного опороса учащихся различных общеобразовательных учреждений, при наличии вышеперечисленных условий, возраст и пол учителя большого значения не имеют.
2. Личностный компонент - качества, приобретаемые личностью как следствие образования и воспитания: нравственные, коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и т. д. Для учителя должна быть характерна любовь к предмету, гуманность по отношению к учащимся и целая система личностных качеств, которые будут рассмотрены нами в экспериментальной главе.
3. Профессиональный компонент - качества, связанные с профессиональным опытом и деятельностью: профессиональная компетентность, знания, умения, навыки; индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
4. Поведенческий компонент отражает разные аспекты поведения человека в различных ситуациях: лидерское поведение вообще, поведение и сложных ситуациях, следование нормам деловой этики и т. д. Учитель, безусловно, должен являться лидером, примером для учащихся. В противном случае его будут игнорировать учащиеся и эффективность его воздействий будет невелика, а значит и эффективность самого урока. Как показали результаты нашей беседы с учителями, можно сказать, что при отсутствии выраженных лидерских качеств высокие профессиональные знания учителя не смогут быть реализованы в должной степени.
Кроме того, в структуре имиджа учителя выделяют компоненты, несущие символические характеристики:
1. Визуальный компонент - хорошая осанка, внешняя привлекательность, интересная, но не вызывающая одежда и т. д.
2. Аудиальный компонент - тембр голоса и интонация; манера говорить, скорость и громкость речи, артикуляция и т. д. Учитель должен уметь объяснять, быть убедительным.
3. Кинестетический компонент - жесты, телодвижения, мимика, направление и движение взгляда и т. д. Его мимика должна быть выразительной, но не чрезмерной.
4. Ольфакторный - система запахов. Запахи парфюма должны быть минимальными, никаких посторонних запахов, недопустима неопрятность [8].
Все компоненты структуры находятся во взаимосвязи, составляют единство и предполагают гармоничную организацию внешнего и внутреннего в человеке. Однако компоненты второго блока, несмотря на то, что воспринимаются первыми, тем не менее, по-нашему мнению, являются вторичными. Эта парадоксальная особенность связана с тем, что позитивный визуальный имидж является вынесением вовне результатов глубокой работы личности над собой. Таким образом, процесс целенаправленного формирования визуального имиджа является экстериоризацней, завершающим этапом.
Таким образом, нами проанализированы основные компоненты имиджа учителя, на основе анализа психолого - педагогической литературы [2; 3; 5 и др.] рассмотрим более подробно систему профессионально - важных качеств современного учителя.
Для эффективного формирования положительного имиджа, педагог должен обладать следующими качествами:
Гуманность - одно из наиболее общих и сложных понятий в современной педагогике. Основной его смысл состоит в любви к человеку как существу разумному, располагающему огромными потенциальными возможностями, человеку как венцу природы и социальных отношений. Речь идет об уважении, преклонении к человеку как к себе равному, независимо от его воззрений, индивидуальных и других особенностей, защиты его интересов, взглядов, если они не противоречат общечеловеческим ценностям, стоящим на их страже законам. На основе гуманности, социально-ценностных ориентации, нравственных принципов и норм поведения формируется совокупность основных характеристик, получивших название «человеческий фактор».
Понятие гуманность включает в себя около ста других, более конкретных понятий. Наиболее важные среди них: миролюбие, отзывчивость, благородство, страстность и избирательность.
Интерес к своему предмету является одним из основных качеств, формирующим педагогическую направленность учителя. Направленность учителя на свою профессию выражается в увлеченности ею. Она становится смыслом жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать свое мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для преподавателя не тяжелой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью.
Авторитетность - это качество человека, с мнением которого считаются, которому стремятся подражать и которому доверяют решение тех или иных вопросов. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от авторитета учителя.
Учитель, пользующийся у учащихся авторитетом, оказывает на них сильное воспитательное воздействие. Однако авторитет возникает в процессе деятельности учителя, поэтому он является не исходным, первичным, а вторичным компонентом мастерства учителя и его имиджа. Его нельзя приобрести во время учебы в институте. Придя в школу, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет специалиста, совершенствуя свое педагогическое мастерство.
Авторитет учителя слагается из следующих компонентов.
- Авторитет профессионала: зависит от знаний и умений в этой сфере.
- Авторитет возраста: учитель обладает в глазах школьников авторитетом как старший, более опытный человек.
- Авторитет должности, то есть статус учителя как учителя, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Нравственный авторитет как человека; отсутствие его может свести на нет все остальные компоненты авторитета учителя.
Выдержка, находчивость, требовательность - важные качества учителя, относящиеся к волевой сфере личности.
Невыдержанный учитель не может успешно вести воспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые учителя, желая быстрее достичь результата у своих учеников, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье учащихся. Учитель без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях, примет необоснованные и не адекватные обстановке решения. Не обладая настойчивостью, учитель не сможет неукоснительно проводить в воспитании школьников свою линию, добиться хорошего материального обеспечения учебно -воспитательного процесса.
Большое значение для учителя имеет такое качество, как находчивость. На уроке часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения.
Непременным качеством учителя должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают учителей, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость учителя, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой учитель предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие учителя.
Организованность - сложное интегративное качество личности. Оно может рассматриваться как способность личности к организованной деятельности к поведению, как состояние упорядочения, как совокупность организаторских качеств личности, как уровень их развития, функционирования и т. п. Следовательно, без организованности нет компетентности.
Активность - важнейшее качество личности, которое проявляется в энергичной и интенсивной деятельности в труде, в учении, в общественной жизни, в различных видах творчества, в спорте, в играх и т. д. Активность может рассматриваться и как характеристика деятельности и поведения личности, отражающая степень реализации и развития ее способностей, знаний, умений, стремлений, целей и задач. Она является не только внутренним средством, но и необходимым условием разностороннего развития личности, необходимым элементом перестройки личности и руководимого ею коллектива. Речь идет об активности целесообразно организованной, управляемой.
Эмпатия в данном контексте рассматривается как способность личности к сопереживанию, то есть к переживанию состояний другого человека (в частности по мимике), сопереживанию их в процессе межличностных отношений. Эмпатия является обязательным компонентом коммуникативных способностей личности и условием полноценного общения. Кстати, в процессе общения она и развивается. Различается эмпатия эмоциональная, когнитивная, базирующаяся на интеллектунльных процессах (сравнение, аналогия и т. п.) и предиктивная, рассматриваемая как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание (переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним) и сочувствие (переживание субъектом по поводу чувств другого).
Самостоятельность - волевое свойство личности, выражающееся в способности систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне. Самостоятельность включает в себя и такое волевое качество личности как решительность, то есть способность самостоятельно принимать ответственные решения я неуклонно добиваться их осуществления в своей деятельности. Это особо важно при наличии выбора из нескольких альтернатив.
Гармоничность - одна из наиболее общих закономерностей природы, общества, человеческого мышления. Суть, ее состоит в том, что все в мире успешно существует лишь в определенной системе, лишь при наличии гармонии всех ее слагаемых, взаимодействующих частей. Иначе - либо система влачит жидкое существование, либо гибнет вообще, превращаясь в нечто совсем иное.
Тем самым, указанные личностные качества создают определённый «каркас» в структуре имиджа учителя. Но при этом очень важно производить приятное впечатление на аудиторию. Рассмотрим основные составляющие этого феномена.
Как отмечают исследователи, что имидж - это не "личина, прикрывающая истинное лицо человека", а вся совокупность внешних данных и речевых проявлений, благодаря которым наиболее ощутимо фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики его носителя [7].
Эффект имиджа базируется на таком продукте нашего восприятия как впечатление. Это эмоциональный всплеск, чувственное озарение. В дальнейшем к имиджу проявляется оценочное, т.е. рационально взвешенное отношение на уровне представлений и понятий [9].
Велика роль впечатления в психологическом принятии имиджа. Этого этапа в восприятии человека человеком нельзя избежать. Такова закономерность работы нашей психики. Не случайно при создании имиджа самое серьёзное внимание уделяется наглядно-выразительным характеристикам человека: физическим данным, одежде, манерам и речи. Даже существует формула 80:20, где первая цифра определяет значение в восприятии человека первых трех характеристик, а вторая - речи.
В деловой сфере есть ряд профессий, где положительный имидж - один из критериев профессиональной пригодности. Среди этих профессий - педагог.
Все в нашей жизни взаимосвязано. Если мы значимы в собственных глазах, то значимы и для тех, чьё мнение нам дорого и важно. Но самое главное - раскрываются какие-то совершенно новые, неожиданные "резервы" любви и уважения к своим воспитанникам. Вот почему надо учиться учителям высвобождать свою энергетику радости жизни, уметь её выражать вербально и невербально, учиться быть обаятельными.
Забота о своей внешности должна быть постоянной. Можно прийти на занятие в одном и том же платье, но с другим жестом, другим поворотом головы, другой прической, другими аксессуарами. Многое компенсируется доброжелательной мимикой, теплотой взгляда, голоса. Обо всем этом нужно каждый раз думать, но для жизнелюбивого человека думать об этом не работа, а удовольствие.
Однако привлекательная внешность, при всей её значимости, ещё полдела. Хороший педагог - это и блистательный ритор. Хорошо говорит тот, чей слушатель или собеседник чувствуют себя комфортно и эмоционально отожествляет себя с говорящим, "заражается" эмоциями. Педагог не имеет права говорить равнодушно, без какого-либо пристрастия к тому, о чём идёт речь.
Надо соблюдать общие правила красноречия: логику речи, её художественную выразительность, тщательный отбор образов, гипербол, сравнений.
Тем самым рассмотренные подходы к формированию эффекта приятного впечатления, а также структурные компоненты имиджа помогут создать имидж, который будет оказывать существенное влияние на весь процесс профессиональной деятельности. Об этом необходимо помнить каждому педагогу, который хочет идти в ногу со временем и соответствовать современным требованиям к учителю, в том числе к его имиджу.
Для эффективного формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки на базе кафедры педагогики и психологии Педагогического института СевероКавказского Федерального университета был разработан элективный «Имидж современного педагога», предназначенный для магистрантов различных специальностей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Курс «Имидж современного педагога» имеет прикладную направленность. В основу курса положены современные представления об имидже, массовой коммуникации и общественном сознании, учтены зарубежные и российские достижения в области теории и практики имиджелогии. Тем самым элективный курс направлен на трансформацию системы гуманитарных знаний и навыков в виде профессиональных и универсальных компетенций, связанных с умением организовывать деятельность в коллективе и формировать личностный имидж, способствующий карьерному росту и профессионально - личностному развитию.
Цель курса: формирование профессиональных и общекультурных (социально - личностных, общенаучных, инструментальных) компетенций специалистов в области образования, выражающейся в готовности к кооперации с коллегами и работе в коллективе, в умении конструировать и реали-зовывать личностный имидж, поддерживать и совершенствовать имидж организации.
В результате освоения дисциплины (модуля) «Имидж современного педагога» должны быть сформированы компетенции обучающегося.
Общекультурные компетенции:
- развитие способности к обобщению, анализу, восприятию информации;
- осознание ценностей образования, педагогической профессии;
- умения применять на практике полученные теоретические знания;
-способность анализировать современные проблемы психолого-педагогической науки, инновационные процессы в образовании;
- способность к усвоению естественно-научной и гуманитарной картины мира;
- готовность к толерантному отношению к другой культуре, понимание необходимости диалога культур, преодоления антиномии научных и религиозных знаний.
- умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
- понимание социальной значимости своей будущей профессии преподавателя высшей школы; обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
- знание сущности и содержания понятия «имидж», основных видов имиджа, его функций и структуры;
- знание основных стратегий и подходов к формированию имиджа;
- знание основных условий, факторов развития и поддержания корпоративной культуры;
- знание специфики функционирования корпоративной культуры в поликультурном регионе;
- понимание роли персонального имиджа в развитии корпоративной культуры и репутации организации
- навыки самопрезентации, построения имиджа, выстраивания эффективных стратегий общения;
- умение эффективно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации;
- формирование способности оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы, в том числе используя навыки работы с компьютерной техникой и т.д.
- способность постоянно расширять и углублять своё мировоззрение в соответствии с тенденциями развития различных областей научных знаний;
- способность демонстрировать навыки эффективного взаимодействия в научном коллективе на основе знаний социальной психологии, профессиональной педагогики, культурологии, социальной философии и др.;
- умение продуктивно взаимодействовать с членами коллектива на основе сформированной корпоративной культуры;
- умение организовать и проводить мероприятия, презентации, формировать и поддерживать личностный имидж и имидж коллектива в условиях поликультурной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
• сущность имиджа, его функции, структуру и роль в различных сферах общественных отношений;
• социально-психологические механизмы формирования имиджа педагога;
• основные стратегии и методологические подходы к формированию имиджа педагога.
Уметь:
• формулировать научные проблемы на основе выявленных противоречий, выдвигать гипотезы решения проблем, обосновывать способы, средства предполагаемых решений;
• планировать профессиональную карьеру;
• представлять результаты исследования (творческий проект, тезисы, резюме, самопрезентация, эссе).
Владеть;
• Навыками выявления имиджевых характеристик;
• навыками и умениями организации и осуществления педагогической деятельности,
• методиками определения уровней профессионализма педагога, его педагогического мастерства.
Методическая новизна курса обеспечивается использованием коммуникативно-диалоговых технологий: диспут, интеллектуальная дуэль «К барьеру», проблемно-поисковых технологий: кейс-технологии, решение проблемных задач, разработки и защиты проектов на основе информационных технологий и др.
Для оптимизации работы магистрантов предполагается активное использование интерактивных технологий, среди которых отметим метод проектов на основе информационных технологий. Этот метод рекомендуется использовать для внеаудиторной работы, результаты которой затем демонстрируются на семинарских занятиях.
На 1 занятии мы рекомендуем сформировать из магистрантов (по 3 - 4 человека). Все микрогруппы должны выполнить за период освоения дисциплины 2 - 3 творческих проекта, каждый их которых оформляется в виде ком-пьютерных презентаций (программы PowerPoint, FrontPage и др.). Обобщённо алгоритм реализации проекта включает прохождение следующих этапов:
Подготовительный - выбор темы проекта в зависимости от личностных, научных интересов и предпочтений микрогруппы.
Информационно - поисковый - поиск информации по заданной теме из различных книжных и некнижных носителей.
Операционно - действенный - оформление собранной информации в виде компьютерной презентации. Демонстрационный - демонстрация разработанного проекта на семинарском занятии, обсуждение со всей группой магистрантов, в преподавателем содержания разработанных слайдов, их оформления.
Контролирующе - коррекционный - рефлексия магистрантами своей проектно-познавательной деятельности. Исправление указанных недостат-ков: корректировка содержания проекта, способа его оформления в виде компьютерной презентации (гиперссылка в виде схемы).
С учётом вышеуказанного, при комплектовании микрогрупп подбирается состав с учётом ролевых функций, которые необходимо будет выполнять в процессе выполнения проекта:
В процессе реализации проекта рекомендуется следующее распределение ролей в процессе выполнения проектов.
Информатор: осуществление поиска необходимой информации по выбранной теме исследования
Генератор идей: творческий переработчик информации, генератор новых идей, составитель эскизов презентаций
Технический исполнитель: компьютерный набор собранного материала и изготовление слайдов на основе собранного материала
Презентатор: презентация проекта на семинарском занятии, организация дискуссии с группой магистрантов в процессе представления проекта.
В процессе работы над различными проектами магистранты могут меняться ролями, но основные функции в группе сохраняются. В тоже время, данная дифференциация может быть и достаточно условной, так, например, осуществление поиска необходимой информации, её оформление в виде презентаций может осуществляться совместно несколькими участниками группы.
В качестве форм контроля используется защита творческих проектов по составлению персонального имиджа и корпоративного имиджа; по составлению и демонстрации самопрезентаций.
Мы считаем, что введение данного курса в подготовку будущих педагогов позволяет улучшить качество образовательного процесса, ознакомить магистрантов с последними разработками в области имиджелогии и корпоративной культуры, с инновационными образовательными технологиями. Как показала практика и результаты опров выпускников, с которыми мы поддерживаем связь, прошедшие данный элективный курс более успешно конкурируют на рынке образовательных услуг, лучше проходят период адаптации в школе, меньше допускают ошибок, связанных с формированием индивидуального стиля деятельности, оптимального имиджа. Библиографический список
1. Головко О. Н. Имидж современного учителя (советы начинающим) //Воспитательные технологии. Приложение к газете 1 сентября. - № 24.- 2007.- с. 21-25.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов/ на Дону: Феникс, 2008.
3. Исаев И. Ф. Профессионально - педагогическая культура учителя. - М., 2002.
4. Кононенко А. А., Крошка О. И. Психосоциальная технология конструирования индивидуального имиджа. Режим доступа: -http://www.rusnauka.com/NPM_2006/Psihologia/8_kononenko%20a.a..doc.htm
5. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал.- М., 2004.- 215с.
6. Перелыгина Е. Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. - М., 2003.
7. Петрова Е. А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования //PR в образовании. - №1. - 2004. - С.36-38.
8. Плугина М. И., Донская Л. Ю. Акмеологические основы исследования и формирования имиджа преподавателя высшей школы: монография - Ставрополь, 2007. - 199 с.
9. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.,1997.
Сухлецова Ирина Ивановна,
заместитель директора по воспитательной работе МКОУ Критовская СОШ, Красноярский край [email protected]
Рейтинговая система как мотивация воспитательного процесса в школе Аннотация. В данной статье рассмотрен рейтинг как мотивация воспитательного процесса. Проанализированы несколько лет работы школы по данному вопросу и выделены основные критерии и создано положение о рейтинговой оценке классов.
Ключевые слова: рейтинг, мотивация, воспитательный процесс, портфолио, школьное самоуправление.
Мотивация учащихся является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Проанализировав различные подходы к повышению мотивации в воспитательном процессе, в школе была создана рейтинговая система оценивания участия в различных видах деятельности классов и самих ребят.
Рейтинг - довольно-таки распространённая в последние годы система позволяющая осуществлять контроль результатов процесса обучения и воспитания, систематизировать информацию об успехах учеников. В учебной деятельности результатом является процент успеваемости класса, но иногда класс, имеющий низкий процент успеваемости может подняться в рейтинге по школе благодаря оцениванию воспитательной стороны процесса.
В нашей школе первоначально рейтинг осуществлял организующую функцию: помогал сделать результаты воспитательного процесса открытыми и доступными для всех желающих, являлся показателем деятельности детей для родителей, ну а сейчас, служит инструментом повышения мотивации для самих ребят.
Как это происходило. На Совете старшеклассников было предложено ввести премированные и штрафные санкции в баллах за деятельность классных коллективов. А результатом деятельности учащихся явилось портфолио. Разработали положение, и вроде дело пошло. Результаты рейтинга представлялись на информационном стенде в конце каждой четверти._
Поощрения Наказания
Класс четверть Учёба Спорт Кружки Традиции Участие в СДК Неуспевающ Устав Вид Вредные привычки Итог
5 класс 1ч 2ч
ч ч