Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ У ДВУХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ У ДВУХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование понятий / индуктивная и дедуктивная функции рассудка / дети дошкольного возраста. / formation of concepts / inductive and deductive function of abstract thinking / preschool children

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Пахомов К. В., Голубева И. Ю., Тихонравов Д. Л.

Целью исследования было изучение способности двух возрастных групп детей к формированию или актуализации эмпирических понятий на основе одного и двух признаков. Полученные результаты показали, что скорость формирования понятий на основе одного или двух признаков достоверно не отличалась у 3—4‑и 4—5‑летних детей. Однако, у рассмотренных групп детей фактор сложности задания играл определяющую роль при формировании понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Пахомов К. В., Голубева И. Ю., Тихонравов Д. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OR ACTUALIZATION OF THE CONCEPTS OF THE DIFFERENT DEGREE OF DIFFICULTY IN THE TWO AGE GROUPS OF PRESCHOOL CHILDREN

The goal of the study was to investigate the ability of the two age groups of children to form or actualize empirical concepts based on one and two features. The obtained data showed that the rate of the formation of the concepts based on one or two features did not significantly differ in 3—4‑and 4—5‑year-old children. However, in the considered groups of the children, the factor of the task complexity played a decisive role in the formation of the concepts.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ У ДВУХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

вентрикулярной зоны, а также в зоне гиппокампа у 3-х дневного детёныша крысы. Помимо этого, по результатам иммуногистохи-мического окрашивания срезов субвентрикулярной зоны антителами против shGDNF-1 совместно с NeuN, GFAP, Doublecortin мы обнаружили присутствие shGDNF-1 в NeuN+ и DCX+ клетках. Также данная изоформа была обнаружена в образцах глиомы человека и глиомы крысы линии 101.8.

На модели Болезни Паркинсона мышей линии C57/BL7 нами был показан нейропротективный эффект изоформы shGDNF-1.

Заключение: По результатам иммуногистохимического окрашивания мы можем предположить, что у здоровых взрослых крыс shGDNF-1 локализован в субвентрикулярной зоне, у детенышей, помимо этого, он присутствует и в зоне гиппокампа в небольшом количестве. Также, по итогу совместного окрашивания антителами против shGDNF-1 с NeuN, GFAP, Doublecortin, вероятно, что shGDNF-1 присутствует в молодых и зрелых нейронах.

Также было показано, что выживаемость дофаминергических нейронов в зоне черной субстанции мышей с болезнью Паркинсона достоверно выше в опыте с предварительным введением shGDNF-1 в стриатум по сравнению с контролем без него, что доказывает ней-ропротективный эффект изоформы.

Список литературы:

1. Duarte Azevedo M., Sander S., Tenenbaum L. GDNF, A Neuron-Derived Factor Upregulated in Glial Cells during Disease//Journal of clinical medicine. — 2020. — Vol. 9. — №. 2. — P. 456

УДК 159.955.2, 159.955.6 Пахомов К. В.1, Голубева И. Ю.2, Тихонравов Д. Л.13

1 Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН,-Санкт-Петербург, Россия

2 Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия

3 Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

Pakhomov K. V. 1, Golubeva I. Y. 2, Tikhonravov D. L.13

1 Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry, Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia

2 Pavlov Institute of Physiology, Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia

3 Almazov National Medical Research Centre, Ministry of Healthcare of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

E-mail: pakhomovk72@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ У ДВУХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

FORMATION OR ACTUALIZATION OF THE CONCEPTS OF THE DIFFERENT DEGREE OF DIFFICULTY IN THE TWO AGE GROUPS OF PRESCHOOL CHILDREN

DOI

Аннотация: Целью исследования было изучение способности двух возрастных групп детей к формированию или актуализации эмпирических понятий на основе одного и двух признаков. Полученные результаты показали, что скорость формирования понятий на основе одного или двух признаков достоверно не отличалась у 3—4-и 4—5-летних детей. Однако, у рассмотренных групп детей фактор сложности задания играл определяющую роль при формировании понятий.

Ключевые слова: формирование понятий, индуктивная и дедуктивная функции рассудка, дети дошкольного возраста.

Abstract: The goal of the study was to investigate the ability of the two age groups of children to form or actualize empirical concepts based on one and two features. The obtained data showed that the rate of the formation of the concepts based on one or two features did not significantly differ in 3—4-and 4—5-year-old children. However, in the considered groups of the children, the factor of the task complexity played a decisive role in the formation of the concepts.

Keywords: formation of concepts, inductive and deductive function of abstract thinking, preschool children.

Веедение: Несмотря на многолетние исследования, проблема изучения интеллекта остается одной из главных задач современной междисциплинарной когнитивной науки. На наш взгляд, ин-

теллект — это сложная мыслительная организация когнитивных процессов, обеспечивающая процесс принятия решений с помощью трёх высших специфических функций — рассудка, способности суждения и разума. В настоящей работе мы изучили первые две когнитивные функции. Рассудок — это высшая индуктивная когнитивная функция, которая образует общие понятия в результате синтеза множества отдельных представлений (наглядных образов). Способность суждения — это дедуктивная функция рассудка, которая способна при помощи определённых правил принять решение о том, входит ли конкретный эмпирический предмет в то или иное уже сформированное общее эмпирическое понятие.

В научной литературе имеется значительное количество экспериментальных работ, посвящённых изучению формирования понятий рассудка у детей разного возраста [1, 3, 5—7]. В наших предыдущих работах [2, 4] мы изучали скорость формирования понятий, основанных на одном признаке (простые понятия) у 4—5-летних детей. Однако, мы не нашли специальных работ, где бы сравнивалась скорость формирования или актуализации понятий разной степени сложности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Целью исследования было изучение способности 3—4-и 4—5-летних детей к формированию или актуализации эмпирических понятий на основе одного и двух признаков.

Методика: Участники исследования:

Всего в исследовании участвовал 21 ребенок в возрасте от 3-х до 5 лет (медиана 48 месяцев — 4 года), 15 мальчиков и 6 девочек. Участники исследования были разделены на две возрастные группы: 3—4 года (10 человек; медиана 40 месяцев — 3 года 4 месяца) и 4—5 лет (11 человек; 52 месяца, 4 года 4 месяца).

Геометрические фигуры для выбора:

Плоские и объёмные геометрические фигуры разной конфигурации были одинакового светло-зелёного цвета, но разного размера (большие, средние и малые) и крепились к платформам аппарата вертикально. Количество фигур было достаточно большим для того, чтобы фигуры реже повторялись во время опыта (по 15—16 штук на каждый тип фигур и, соответственно, общее количество фигур составляло 93 фигуры).

Описание пробы:

Любая проба (сочетание 4-х фигур при одновременном их предъявлении) начиналась с опускания непрозрачного экрана: участник мог видеть фигуры на аппарате, но не мог до них дотя-

нуться. Через 5 секунд опускался прозрачный экран, и испытуемый мог выбрать любую из этих 4-х фигур, нажав на неё. Если он выбирал правильную фигуру, то автоматически получал подкрепление. Если испытуемый ошибался, то автоматически блокировались все ячейки, и участник не получал подкрепления в этой пробе.

Формирование (актуализация) понятия большего/меньшего размера или понятия плоской/объемной формы (участие 1-го признака — либо размера, либо формы):

Исследовали самостоятельный выбор испытуемого (без инструкций со стороны исследователя) одного изображения из 4-х возможных. В каждой пробе предъявляли только два размера фигур. При формировании (актуализации) понятия «большего» или «меньшего» размера использовали либо 4 плоских фигуры, либо 4 объёмных фигуры, которые демонстрировались участнику одновременно в пробе. При формировании (актуализации) понятия «плоской» или «объёмной» формы использовали 4 фигуры одинакового размера, которые одновременно демонстрировались испытуемому в пробе. В обеих типах проб одна фигура отличалась от остальных либо по размеру (Рис. 1a), либо по форме (Рис. 1b). Именно эту отличающуюся от остальных фигуру должен был выбирать испытуемый, используя вначале метод «проб и ошибок».

Образование понятия с участием 2-х признаков (размера и формы):

Мы провели контрольные исследования, в которых на экспериментальной панели находились 4 группы геометрических фигур, являющиеся всевозможными комбинациями двух размеров и двух форм. Испытуемому вначале необходимо было методом «проб и ошибок» определить определённый тип фигур (например, большая плоская фигура — Рис. 1c).

Критерий обученности при формировании (актуализации) понятий:

Мы обучали участников ежедневно до однократного достижения или превышения ими 70 %-го уровня выполнения задачи за 1 опытный день. Каждый опытный день подсчитывали число проб с правильными и неправильными ответами и суммировали пробы только в те дни, когда уровень правильных ответов не достигал 70 %-го критерия.

Статистическая обработка материала:

При анализе данных использовали статистический пакет программ StatSoft Statistica 10.0. Было установлено, что все выборки дан-

ных прошли тест нормальности и поэтому для обработки материала применяли двухфакторный критерий ANOVA (2-way ANOVA).

Рисунок 1 — Примеры задач на формирование понятий с одним и двумя признаками (стрелкой показан правильный выбор)

Результаты: Чтобы выяснить, как связана скорость формирования понятий c одним или двумя признаками с возрастом ребенка, мы использовали двухфакторный дисперсионный анализ с учетом двух факторов: фактор возраст (3—4 года и 4—5 лет) и фактор количество признаков (один признак, два признака) (Рис. 2 a, b). Оказалось, что эффекта для фактора возраст не наблюдалось — F (1, 58) =3.16, p =0.08 (2-way ANOVA), в то время как был выявлен значимый эффект для фактора количество признаков — F (1, 58) =41.07, p <0.001 (2-way ANOVA). Взаимодействия между этими двумя факторами не было: F (1, 58) =0.26, p =0.61 (2-way ANOVA) (Рис. 2c). Из Рис. 2c видно, что понятия с двумя признаками требовали достоверно больше предъявлений в сравнении с понятиями с одним признаком как у детей 3—4 лет, так и 4—5 лет (p <0.001, p <0.001 Tukey-Kramer post hoc test, соответственно).

3-4 года 4-5 лет 1 пришак 2 пришака 3-4 года 4-5 лет £1прпаяк

ф 2 признака

Рисунок 2 — Сравнительный анализ количества предъявлений (среднее арифметическое ± 95 %-ый доверительный интервал), необходимое для достижения 70 %о-ого уровня правильных ответов при формировании понятий с одним и двумя признаками у детей 3—4 и 4—5 лет. По оси ординат: количество проб-предъявлений. По оси абсцисс: а и с — возраст; Ь — количество признаков.

Выводы:

1. Скорость формирования или актуализации понятий на основе 1-го или 2-х признаков достоверно не отличалась у 3—4-и 4—5-летних детей.

2. Скорость формирования или актуализации понятий на основе 1-го признака была достоверно быстрее, чем таковая на основе 2-х признаков у обеих исследованных групп детей дошкольного возраста.

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 20—015— 00269 и в рамках государственных заданий № 0134—2019—0005 (ИФ РАН) и № 075—00776—19—02 (ИЭФБ РАН).

Список литературы:

1. Выготский Л. С. (1996). Мышление и речь. М.: Лабиринт. 416 с.

2. Голубева, И. Ю., Тихонравов Д. Л., Войтенков В. Б., Пашков А. Ю., Первунина Т. М. (2020). Сравнительное исследование формирования понятий с использованием реальных геометрических фигур и контурных изображений в качестве стимулов у детей в возрасте 4—5 лет. Трансляционная медицина. 7 (5): 109—118. 10.18705/2311—4495—2020—7-5—109—118

3. Сергиенко Е. А. (2008). Когнитивное развитие довербального ребенка. В сб. Разумное поведение и язык. Вып. 1. М.: Языки славянских культур. 337—365.

4. Тихонравов Д. Л., Войтенков В. Б., Голубева И. Ю., Герасимов А. П., Пашков А. Ю. (2019). Применение методики формирования по-

нятий размера и формы у детей дошкольного возраста для клинических исследований. Педиатр. Научно-практический журнал для врачей. 10 (6): 45—52. https://doi.org/10.17816/PED10645—52

5. Christie S. (2021) Learning sameness: object and relational similarity across species. Current Opinion in Behavioral Sciences 37:41—46. https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2020.06.010.

6. Gentner D., Hoyos C. (2017) Analogy and Abstraction. Topics in Cognitive Science 9 (3):672—93. https://doi.org/10.1111/tops.12278.

7. Walker C. M., Bridgers S, Gopnik A.. (2016) The early emergence and puzzling decline of relational reasoning: Effects of knowledge and search on inferring abstract concepts. Cognition 156:30—40. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2016.07.008.

УДК 57.087.1 + 616.853

Д. А. Перевознюк12, I. Iotchev3, Ш. С. Узаков1, Е. М. Руцкова1, К. С. Смирнов1, Е. Ю. Ситникова1

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва

2 ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, г. Москва;

3 EötvösLorand University (Ethology Department), Будапешт, Венгрия

D. A. Perevoznyuk 12, I. Iotchev3, Sh. S. Uzakov1,

E. M. Rutskova1, K. S. Smirnov1, E. Y. Sitnikov1

1 Institute of Higher Nervous Activity and Neurophysiology of RAS, Moscow, Russsia

2 Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow

3 EötvösLorand University (Ethology Department), Budapest, Hungary

E-mail: perevoznukd@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ГИППОКАМПАЛЬНЫХ RIPPLES В СВОБОДНОМ ПОВЕДЕНИИ У КРЫС ЛИНИИ WAG/RIJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.