Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА: КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА: КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-ГРАМОТНОСТЪ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / САМООЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немчинова Т. В., Степанова С. Ю., Федорова Н. Н., Кораблева О. А., Гвоздикова Т. Г.

В статье представлен опыт построения каскадной модели повышения ИКТ-компетентности педагогов в образовательном учреждении. Авторы рассматривают влияние личностного фактора на формирование ИКТ-компетентности учителя. Анализируются условия, необходимые для успешной адаптации учителя к использованию информационно-коммуникационных технологий, приведены результаты мониторинга адаптации педагогов к внедрению ИКТ в преподавательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА: КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ»

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА: КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ

Т. В. НЕМЧИНОВА, директор лицея № 7 г. Кстово

С. Ю. СТЕПАНОВА, заместитель директора по информатизации

Н. Н. ФЕДОРОВА, заместитель директора по учебно-

воспитательной работе

О. А. КОРАБЛЕВА, Т. Г. ГВОЗДИКОВА,

учитель начальных классов учитель начальных классов

В статье представлен опыт построения каскадной модели повышения ИКТ-компетент-ности педагогов в образовательном учреждении. Авторы рассматривают влияние личностного фактора на формирование ИКТ-компетентности учителя. Анализируются условия, необходимые для успешной адаптации учителя к использованию информационно-коммуникационных технологий, приведены результаты мониторинга адаптации педагогов к внедрению ИКТ в преподавательскую деятельность.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетен-тность, ИКТ-грамотностъ, информатизация, единая информационная среда, психологическая готовность, самооценочная деятельность, личностным фактор

Формирование ИКТ-компетентно-сти учителя является одной из актуальных задач информатизации российского образования. В настоящей статье представлен опыт работы лицея № 7 г. Кстово по обучению педагогов применению информационно-коммуникационных технологий в профессионально-педагогической деятельности.

«Система обучения школьных учителей в учебном заведении должна являться следствием общей системы методической работы в школе, отвечать профессиональным запросам педагогов и соответствовать специфике школы» [2, с. 45]. Наш опыт работы показал, что процесс обучения учителей должен носить непрерывный характер, наиболее успешно осуществляясь в рамках единой информационной среды образовательного учреждения. Интеграции ИКТ в структуру педагогической деятельности способствуют три фактора:

3 личностный (обучение, поддержка, консультирование педагогов и др.);

3 технологический (управленческие, организационные меры и др.);

3 социальный (создание экономических и правовых условий).

В процессе формирования ИКТ-ком-петентности педагогов нашего образовательного учреждения в большей степени был задействован личностный фактор. В 2005 году администрация лицея поставила перед собой задачу организации процесса формирования ИКТ-компетентно-сти учителей и их адаптации к внедрению информационно-коммуникационных технологий в педагогическую деятельность. Под адаптацией учителей к процессу информатизации мы понимаем их активное включение в многообразные формы социального взаимодействия, в результате которого осуществляется освоение ИКТ. Создание оптимальных условий для внедрения ИКТ учителем возможно лишь тогда, когда он принимает роль участника процесса информатизации.

Психологическая готовность, включающая положительное отношение к тому или иному виду изменений, —существенная предпосылка любой целенаправленной деятельности.

Для формирования позитивного отношения педагогов к внедрению ИКТ в лицее была создана творческая группа учителей-активаторов из 15 человек, владеющих начальными ИКТ-навыками. Эта группа прошла обучение на базе лицея и приступила к активному внедрению информационных технологий в педагогическую деятельность.

Видимые успехи участников группы обусловили образовательный запрос в области ИКТ большей части педагогического коллектива. В связи с этим очередными задачами стали:

3 организация процесса формирования базового уровня ИКТ-грамотности всего педагогического коллектива;

3 организация поддержки и консультирования учителей в период между курсами повышения квалификации;

3 создание в лицее профессиональной среды оперативного взаимодействия, позволяющей учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, проявлять себя.

Для формирования базового уровня ИКТ-грамотности учителями информатики лицея была разработана программа начальной ИКТ-подготовки и проведены занятия с учителями-предметниками. Отметим, что преподаватели информатики в лицее осуществляют постоянное консультирование педагогов, прошедших начальную подготовку.

Компетентность интегрирует в себе такие аспекты, как когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к ее осуществлению) и аксиологический (наличие определенных ценностей).

Для успешной адаптации к использованию ИКТ учитель должен обладать необходимыми знаниями, уметь решать профессиональные задачи с помощью средств ИКТ, оценивать значимость их применения.

Таким образом, для успешной адаптации к использованию ИКТ учитель должен обладать необходимыми знаниями, уметь решать профессиональные задачи с помощью средств ИКТ, оценивать значимость их применения. Большинство курсов ИКТ-направленности ориентированы на передачу навыков и знаний, а не на реальные изменения в учебном процессе. Как правило, даже владеющий информационными технологиями учитель не представляет, как «встроить» их в контекст педагогической деятельности.

Мощным толчком к интеграции ИКТ в структуру педагогической деятельности лицея стали подготовка тьюторов и открытие на базе ОУ обучающих площадок по программам Intel «Обучение для будущего» и «Путь к успеху». Обучение тьюторами учителей не только лицея, но и района инициировало создание районных проблемных групп под руководством педагогов лицея — выпускников курсов по программам Intel.

Целями работы группы учителей начальных классов, применяющих информационно-коммуникационные технологии в обучении школьников, являются активизация процесса освоения ИКТ педагогами Кстовского района и организация их взаимодействия. Для участников группы по их запросу были организованы занятия по темам: «О технологии составления презентаций», «ИКТ как дополнительное средство, обеспечивающее реализацию новых форм сотрудничества учителя и учащихся», «Повышение качества образования младших школьников на основе использования ИКТ», «Дидактические возможности ИКТ в учебном процессе», «Мобильные технологии в начальных классах», «Проектная деятельность с использованием ИКТ», «Формирование навыков работы с новыми информационными технологиями».

Работа в проблемных группах позволяет учителям получать помощь в выявлении профессиональных затруднений, возникающих при использовании средств и методов информатики и ИКТ в процессе обучения, воспитания, развития учащихся.

На базе лицея № 7 работает группа выпускников программы Intel «Путь к успеху», состоящая из 25 учителей городских и сельских школ. Деятельность этой группы направлена на повышение профессиональной компетенции учителей в реализации курсов «Технологии и местное сообщество», «Технологии и профессия» программы Intel «Путь к успеху» и организацию взаимодействия педагогов, работающих по программе Intel «Путь к успеху».

Работа в проблемных группах позволяет учителям включаться в профессиональную среду оперативного взаимодействия, получать помощь в выявлении профессиональных затруднений и определении проблем, возникающих при использовании средств и методов информатики и ИКТ в процессе обучения, воспитания, развития учащихся.

Формированию ИКТ-компетентности педагогов также способствуют опытно-экспериментальная работа и профессиональные конкурсы. С 2004 года учителя лицея ежегодно участвуют и побеждают в районном конкурсе методических материалов «Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя», с 2008 года являются участниками и лауреатами областных конкурсов проектов, созданных выпускниками курсов по программам Intel «Обучение для будущего» и «Путь к успеху».

Участие в сетевом мероприятии «Проектирование информационно-образовательной среды образовательных учреждений», научно-методическое руководство которым осуществляет кафедра информационных технологий ГОУ ДПО НИРО, открыло для нас новые возможности сотрудничества, сетевого взаимодействия, обмена опытом с коллегами. Итогом работы в рамках данного сетевого проекта стало формирование в лицее каскадной модели непрерывной ИКТ-подготовки педагогов (см. схему на с. 87).

С 2005 по 2009 год в лицее проводился мониторинг адаптации педагогов

Каскадная модель непрерывной ИКТ-подготовки педагогов

к внедрению ИКТ в преподавательскую деятельность. Самооценка и самооценивающая деятельность — важнейшие субъективные факторы, выступающие в качестве основы сознательной саморегуляции личности. Самооценочная деятельность представляет собой целенаправленный процесс, в котором личность анализирует, осознает свои реальные потребности, мотивы, способности и соотносит их с определенными условиями и требованиями образовательной и иной среды. От адекватности самооценки зависят стабильность, последовательность адаптации человека к информатизации.

Кроме того, способность личности правильно оценивать себя и других является важным индикатором поведения в процессе последующей адаптации, что особенно важно, так как информационные продукты, технологии, программы постоянно изменяются и число их растет. Именно поэтому в проведенном мониторинге самооценка выступала одним из важнейших индикаторов адаптации к информатизации.

Анализ результатов входного (2005 год) и текущего (2009 год) мониторинга показал, что педагоги все чаще инициируют работу учащихся на компьютерах вне школы, в группах над проектами, презентацию учениками своих проектов перед классом, проведение самостоятельных

исследований с использованием сети Интернет и ИКТ. 97 % респондентов стали чаще применять компьютер в административной деятельности, 92 % используют в работе Интернет.

По сравнению с 2005 годом существенно повысилась оценка педагогами лицея опыта интеграции ИКТ в преподавательскую деятельность (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1 Оценка педагогами лицея опыта интеграции ИКТ в преподавательскую деятельность

0,45

0,4 -0,35 -0,3 0,25 0,2 -0,15 0,1 0,05 0

- - 2005 год

-•- 2009 год

о 3 л с о ю

Ф

н о

ш

ср

о

СО

Для обобщения оценки эффективности обучения ИКТ и уровня самооценки был применен метод моделирования.

По свидетельству социологов, 15—20% социума — критическая масса, достаточная для начала распространения новых идей и технологий в обществе; 60—80 % — уровень стабильного поступательного развития социальной системы [3, с. 405]. По аналогии была построена модель адаптации учителя к информатизации, состоящая из пяти зон:

3 идеала — частотность параметра 81— 100%;

3 стабильности, благополучия — 61 — 80 %;

3 неопределенности — 41—60 %;

3 риска —21—40 %;

3 опасности, неблагополучия — до 20 %.

Моделирование умений и навыков учителя, использующего ИКТ, проведено по шести основным параметрам:

3 использование приемов, способствующих самостоятельной работе школьников;

3 включение ИКТ в повседневную деятельность;

3 мотивация обучающихся к использованию ИКТ в учебной деятельности;

3 оценивание и коррекция результатов самостоятельной работы школьников;

3 консультирование коллег по вопросам применения ИКТ;

Диаграмма 2

Модель адаптации учителя к внедрению ИКТ в профессиональную деятельность

3 применение в работе метода проектов.

На основе результатов мониторингов мы составили реальную модель адаптации учителей к информатизации (см. диаграмму 2).

Наложение реальной модели на идеальную и сравнительный анализ данных приводят нас к выводу, что в 2009 году процесс адаптации можно охарактеризовать как стабильный по всем показателям.

Таким образом, задействовав личностный фактор, нам удалось повысить уровень ИКТ-грамотности педагогов, их готовность к использованию информационных технологий в преподавательской деятельности, что привело к ускорению процесса интеграции ИКТ в структуру этой деятельности. Значительную роль при этом сыграли управленческие механизмы воздействия на самоорганизующийся процесс адаптации:

3 создание системы материальных поощрений;

3 организация института кураторства, наставничества;

3 личный пример руководителей;

3 поддержка группы учителей-новаторов.

Социальный фактор был мало задействован в силу недостаточной проработанности нормативной базы. Новые система оплаты труда, условия аттестации педагогов ускорят ее разработку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации по повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений. — Н. Новгород : НГЦ, 2007.

2. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения : практ. руководство / Б. П. Сайков. — М. : БИНОМ ; Лаборатория знаний, 2005.

3. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоф-флер. — М. : АСТ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.