Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПРИНЦИПЫ / КОМПОНЕНТЫ / ICT COMPETENCE / EDUCATION / ABILITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / DEVELOPMENT / PRINCIPLES / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Вера Ивановна

Статья посвящена исследованию содержательных характеристик ИКТ-компетентности будущего учителя. Рассматриваются подходы к формированию ИКТ-компетентности будущих педагогов в среде электронного обучения. В статье проанализированы подходы к понятию «ИКТ-компетентность». Проведенный в статье аналитический обзор литературных источников позволил констатировать, что сущностью современной образовательной системы в целом возникает перманентное совершенствование навыков, знаний и умений педагога в области деятельности посредством использования ИКТ. В статье представлены критерии оценки степени сформированности ИКТ-компетентности, и выделены виды педагогической деятельности будущих учителей. Автором выявлены принципы отбора содержания в теории и практике ИКТ-подготовки специалистов образовательной сферы, и раскрыты содержательные компоненты информационно-педагогической деятельности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ICT COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS WITH THE USE OF ELECTRONIC LEARNING

The article is devoted to the study of the content characteristics of the future teacher's ICT competence. The approaches to the formation of ICT competence of future teachers in the e-learning environment are considered. The article analyzes the approaches to the concept of “ICT competence”. The analytical review of literary sources carried out in the article made it possible to state that the essence of the modern educational system as a whole arises a permanent improvement of the skills, knowledge and skills of the teacher in the field of activity through the use of ICT. The article presents the criteria for assessing the degree of formation of ICT competence, and highlights the types of pedagogical activities of future teachers. The author identifies the principles of content selection in the theory and practice of ICT training of specialists in the educational sphere, and reveals the content components of information and pedagogical activities of future teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов с использованием электронного обучения

Петрова Вера Ивановна,

к.п.н., старший преподаватель кафедры теории и методики математического образования, Институт математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» E-mail: petrova_wera@mail.ru

Статья посвящена исследованию содержательных характеристик ИКТ-компетентности будущего учителя. Рассматриваются подходы к формированию ИКТ-компетентности будущих педагогов в среде электронного обучения. В статье проанализированы подходы к понятию «ИКТ-компетентность». Проведенный в статье аналитический обзор литературных источников позволил констатировать, что сущностью современной образовательной системы в целом возникает перманентное совершенствование навыков, знаний и умений педагога в области деятельности посредством использования ИКТ. В статье представлены критерии оценки степени сформированности ИКТ-компетентности, и выделены виды педагогической деятельности будущих учителей. Автором выявлены принципы отбора содержания в теории и практике ИКТ-подготовки специалистов образовательной сферы, и раскрыты содержательные компоненты информационно-педагогической деятельности будущих педагогов.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, ИКТ-компетенции, образование, способность, профессиональная деятельность, развитие, принципы, компоненты.

Эффективная профессиональная деятельность любого учителя в условиях информационного общества предусматривает использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) до, во время и после проведения занятий. Современные ИКТ позволяют обеспечить поиск, накопление, обработку, хранение и представление учебного материала с помощью мультимедийного оборудования. Высоким учебным потенциалом также обладают интерактивные компьютерные программы, которые способствуют самообразованию учащихся [10]. Кроме этого, немалое значение для обеспечения общения с учениками во внеурочное время приобретают социальные сети. Поэтому, в условиях информационного общества среди ключевых компетентностей учителя главное место занимает ИКТ-компетентность, которая выражается через применение соответствующих технологий и средств в профессиональной деятельности. Следовательно, эффективная и качественная подготовка (переподготовка) современных педагогов в рамках использования ИКТ нуждается в понимании сущности ИКТ-компетен-ции, ее структуры и содержания.

В большинстве современных психолого-педагогических исследований в структуре ИКТ-компетенции наибольшее внимание уделено знаниям, умениям и навыкам учителя, чего, по нашему мнению, недостаточно, поскольку именно эти характеристики выступают результатом обучения, а не играют ключевую роль в его эффективности. Это обуславливает актуальность исследования. Цель статьи - обосновать авторскую концепцию структуры ключевых категорий компетентностно-го подхода и определить содержание стержневых характеристик ИКТ-компетенции учителя.

Анализ психолого-педагогических исследований отражает тот факт, что компетентностный подход не является абсолютно новым для системы образования России, поскольку он не пропагандирует системных изменений, а только актуализирует переориентацию обучения на практические аспекты подготовки личности к дальнейшей жизнедеятельности в обществе. На современном этапе развития педагогической науки он приобретает особенную актуальность в образовании. В его основу положены идеи ориентации процесса обучения на определенную деятельность личности, чем провозглашается высшая ценность умений по сравнению со знаниями. То есть, компетентностный подход рассматривает личность в контексте определенной деятельности, реализует ее взаимосвязь с личностно-ориентированным подходами.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Отечественный исследователь П.В. Беспалов предлагает трактовать понятие ИКТ-компетентно-сти как компетентность в области информационных технологий, которую автор определяет в качестве интегрированного личностное образования, характеризующего развитую личность в современном информационном обществе. Автором выделены три базовые личностные подструктуры:

• мотивация - стремление осваивать и применять информационные технологии;

• способность - умение воспринимать, мысленно обрабатывать и обмениваться информационными технологиями с другими людьми;

• опыт - полученные и накопленные навыки отбора и применения информационных технологий [1].

Матосов Э.С. выделяет основные виды ИКТ-компетенций, которые должны формироваться в процессе общего информационного образования в начальной школе и относит к ним следующие базовые компетенции специалиста: развитая перманентная познавательная деятельность; социальная активность и способность к реализации эффективных коммуникаций; высокий уровень владения современными технологиями [5].

Отечественными исследователями, как показывает литературный анализ, часто дефиниция ИКТ-компетентности специалиста образовательной сферы интерпретируется в качестве интегрального понятия, которое предполагает наличие характеристик личности педагога и его готовность эффективно достигать профессиональных целей на основе знаний в теории информации, информационных процессов, а также его способность построения информационных моделей и применения методов системного анализа информации.

С позиций некоторых авторов, система компетенций педагога в сфере ИКТ предполагает наличие у него комплекса знаний, навыков и умений, которые получены в рамках специального и самостоятельного процесса изучения и освоения информатики. При этом, акцентируется внимание на сформированной способности педагога реализовывать свою прямую деятельность посредством применения современных информационных технологий [8].

Лапчик М.П. интерпретирует компетентность учителей в области ИКТ как компетенцию, которая целостно ориентирована на практическое и уместное применения всего комплекса информационных и коммуникационных технологий и не ограничивается овладением компонентами компьютерной грамотности [3].

Анализ приведенных выше исследований позволяет предположить, что настоящие определения содержат разные интерпретации терминов ИКТ-компетенций и ИКТ-компетентности, которые отражают сложность и разнообразие этого поня-° тия и приводят к различиям в научных подходах. " На основании комплексного анализа дефиниций ^ укажем, что комплекс компетенций и приобретенный (накопленный) опыт реализации профессио-Ц нальных задач посредством ИКТ предполагает:

• способность уместного и эффективного применения комплекса современных средств ИКТ;

• умение эффективно производить организацию информационного взаимодействия между процессом обучения, учащимися, применяемыми средствами и технологиями образования;

• систему использования дидактики ИКТ (например, электронных учебных пособий, интерактивных инструментов);

• умения самостоятельно осуществлять подбор ИКТ-технологий при решении поставленных задач в профессиональной деятельности [7]. Наработки ряда отечественных исследователей [2; 4; 6; 7; 10] позволяют выделить следующие ключевые принципы отбора содержания в теории и практике ИКТ-подготовки специалистов образовательной сферы:

1. Принцип опережающего характера - предполагает перманентное обновление комплекса знаний, умений и навыков, которые соответствуют тенденциям развития сферы ИКТ;

2. Принцип модульности - учитывает анализ и корректировку системы подготовки на основании аудита уровня знаний обучающегося, разбиение процесса обучения на модули;

3. Принцип преемственности обучения - гарантирует тесные связи между практикой и теорией образования в сфере ИКТ на всех уровнях процесса;

4. Принцип прогнозирования профессионального образования - транспонирует современные тенденции применения ИКТ в образовании (на глобальном уровне) в учебные программы педагогов;

5. Принцип единых подходов - предполагает качественное исследование ключевых параметров и закономерностей применения ИКТ в мировой практике образования;

6. Принцип практической направленности обучения - обеспечивает единство теоретической и практической подготовки педагогов к эффективному использованию ИКТ;

7. Принцип инвариантности и вариативности обучения - учитывает отсутствие статики в системе развития ИКТ, что предполагает интеграцию полученных педагогами знаний по разным направлениям обучения, а также перманентное обновление программ обучения во всех областях на основе анализа изменений в развитии ИКТ на соответствующий период обучения. Продуцирование ключевых компетентностей педагога в процессе применения ИКТ предполагает формирование у него способности свободно ориентироваться в информационном пространстве, способности получать необходимую информацию и оперировать ею в соответствии с собственными потребностями и профессиональными целями. Это касается способности отбирать, классифицировать и обобщать необходимый материал, который предназначен для информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и критически к нему относиться.

Анализ работы Т.А. Лавиной позволяет выделить содержательные компоненты информационно-педагогической деятельности в системе подготовке педагогов к реализации профессиональных задач посредством ИКТ [2; 7]:

• проектировочный - заключается в процессах постановки основных целей и задач использования комплекса средств ИКТ в обучении;

• конструктивный - отражается в реализации плана проведения теоретических и практических занятий посредством использования ИКТ;

• организационный - отражает совокупность мероприятий по организации учебного процесса посредством ИКТ,

• коммуникативный - учитывает построение эффективного информационного взаимодействия учащихся в процессе обучения на локальных и глобальных уровнях,

• гностический - связан с качественным исследованием дидактики ИКТ на лабораторных и практических занятиях.

Посредством последней составляющей продуцируются: навыки работы педагогов с информационными данными; умение проводить аналитическую работу с целью определения недостатков в традиционных формах образования, которые решаются применением ИКТ, а также формируется познавательная деятельность студентов.

В комплексной системе формирования ИКТ-компетентности педагога особое место занимает анализ и оценка уровня сформированности, которые проводятся с целью корректировки программ подготовки. Так, среди основных критериев сформированности данного вида компетентности можно выделить следующие [9] (табл. 1).

Важнейшими мотивами для использования ИКТ в профессиональной деятельности являются личностные: желание быть современным; индивидуальное развитие личности учителя; возможность самовыражения; повышение качества обучения; познания новой информации; расширения возможностей учителя; создание благоприятных условий для выявления и развития способностей учащихся и т.д. Среди стимулов ключевые позиции занимают: желание творчества; требования профессии; достижение успеха; карьерный рост; конкуренция и пр. Среди ценностей, которые важны для использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя следует отметить: взаимопонимание; гармоничное развитие; возможность самореализации; личностный рост; духовные ценности; успешная самореализация в обществе и пр. Также, важными для использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя, определяем такие личные качества как: активность; аккуратность; сосредоточенность; соблюдение порядка; целеустремленность и ярко выраженная фантазия; абстрактное мышление; интеллектуальность; логическое мышление; математические способности; склонности к техническим наукам; организаторские способности; память и внимание.

Таблица 1. Критерии сформированности у педагога ИКТ-компетентности

Виды педагогической деятельности Критерии сформированности ИКТ-компе-тентности

1. Освоение навыков работы с новыми программами, поиск информационных данных Способность осуществлять быстрый и эффективный поиск, отбор и передачу информационных данных, которые предназначены для использования в обучающей среде; навыки в ходе постановки и достижения педагогических целей оценивать и работать с современными программными продуктами.

2. Обработка информации в проектной деятельности Способность к разработке и презентации собственных проектов посредством использования соответствующих программ.

3. Продуцирование электронных дидактических материалов и учебно-методических пособий Навыки и знания в области разработки дидактических образовательных материалов и учебно-методических пособий, способность обоснования целесообразности выбора и представления результатов посредством текстового редактора в виде нестандартных форм (кроссвордов, викторин, тестов и пр.)

4. Презентация проекта и создание Web-сайта проекта Умение создавать презентацию проекта в авторском стиле с применением соответствующего уместного оформления и всего комплекса средств создания презентаций в электронном виде. Навыки создания сайта с предварительно систематизированными информационными данными и удобным интерфейсом для обучения

5. Выбор материала для электронных образовательных пособий Умение эффективно реализовывать выбор информационных данных, сохранять страницы и ссылки на ресурсы, структурировать и оформлять материалы

6. Проведение урока Навыки и умения применять интерактивные учебные средства, технологии мультимедиа, соблюдать содержательно-педагогические характеристики и методическую обеспеченность урока, учитывать вариативность обучения.

В современных условиях эффективное функционирование образовательной системы предполагает, как показывает опыт развитых стран, дидактическую концепцию, основанную на индивидуальном и совместном проблемно-ориентированном преподавании и обучении. Эта концепция учитывает практику применения электронного обучения. С технической точки зрения отечественная образовательная среда нуждается в соответствующем программном обеспечении, отвечающем требованиям дидактической концепции каждого образовательного учреждения. Разработка новой программной среды электронного обучения обуславливает также необходимость наличия ИТК-компетенций педагога. В основной части образовательных программ будущих специалистов сферы образования целесообразно внедрять теорию и практику использования методов, средств и технологий электронной среды обуче-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ния. Концепт преподавания должен быть снабжен примерами использования и консультациями специалистов сферы ИКТ. В рамках распространения дистанционного образования аналитиками дается прогноз динамичного развития возможностей электронной образовательной среды в России, что, соответственно, требует корректировки используемых программ обучения будущих специалистов сферы с ориентацией на формирование информационной грамотности. Большинство определений информационной грамотности сосредоточено на основных коммуникативных навыках получения доступа, анализа, оценки и передачи информации. Информационная грамотность включает: планирование обучения в электронной среде с ориентацией на педагогические цели и задачи; продуцирование методов достижения целей и решения задач посредством ИКТ, поиска уместных учебных ресурсов (например, базы данных, документальные фильмы, веб-сайты, публикации экспертов в определенной сфере и пр.); оценка ресурсов и критическое отношение к ним; осмысленное выражение полученной информации в электронном виде (например, создание педагогом подкастов, электронных журналов, пособий и пр.).

Таким образом, под ИКТ-компетентностью будущего педагога в широком смысле можно понимать его способность использовать ИКТ для осуществления информационной деятельности в своей профессиональной сфере, то есть: действия по сбору, обработке, передаче, хранению информации; реализации потенциала электронных изданий образовательного назначения; обеспечению коммуникационного взаимодействия между всеми участниками образования в рамках предметной сферы и т.д.

Содействие формированию у будущих учителей ИКТ-компетентности повышает уровень информационной культуры, обеспечивает дальнейшее совершенствование их профессионального мастерства, в целом повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, создает благоприятные условия по доступности качественного образования для широких слоев населения и подготовки учащейся молодежи к жизни в информационном обществе.

Литература

1. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения // Педагогика. - 2003. № 4. С. 45-50.

2. Лавина Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: дисс. ... док. пед. наук: 13.00.02. -Москва, 2006. -310 с.

3. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 144 с.

4. Леднев B.C., Кузнецов A.A., Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. - 1998. - № 3. -С.76-78.

5. Матосов Э.С. Развитие методики формирования информационных и коммуникационных компетенций студентов непрофильных вузов с использованием ресурсов интернет: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2009. - 24 с.

6. Никандров Н.Д., Советов Б.Я. Развитие информационного общества и проблемы подготовки кадров в области информационных технологий // Информационно-управляющие системы. - 2004. - № 4. - С. 42-48.

7. Петрова В.И. Формирование компетентности в области применения информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности будущих бакалавров (на прим. направл. подгот. «Педагогическое образование»): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2013. - 210 с.

8. Петрова В.И. Смешанное обучение в ВУЗе на основе реализации индивидуальной траектории обучения при формировании компетентности в области применения информационных и коммуникационных технологий // Научный диалог. - 2013. - № 9 (21). - С. 100-112.

9. Петрова В.И. Критерии оценки степени сфор-мированности ИКТ-компетентности в процессе обучения будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование» // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2013. - № 1 - С. 59-63.

10. Петрова В.И. Формирование компетентности в области применения ИКТ при подготовке будущих бакалавров педагогического образования // Информатизация образования -2014: материалы Международной научно-практической конференции. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2014. - С. 162-167.

FORMATION OF ICT COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS WITH THE USE OF ELECTRONIC LEARNING

Petrova V.I.

Southern Federal University

The article is devoted to the study of the content characteristics of the future teacher's ICT competence. The approaches to the formation of ICT competence of future teachers in the e-learning environment are considered. The article analyzes the approaches to the concept of "ICT competence". The analytical review of literary sources carried out in the article made it possible to state that the essence of the modern educational system as a whole arises a permanent improvement of the skills, knowledge and skills of the teacher in the field of activity through the use of ICT. The article presents the criteria for assessing the degree of formation of ICT competence, and highlights the types of pedagogical activities of future teachers. The author identifies the principles of content selection in the theory and practice of ICT training of specialists in the educational sphere, and reveals the content components of information and pedagogical activities of future teachers.

Keywords: ICT competence, ICT competence, education, ability, professional activity, development, principles, components.

References

1. Bespalov P.V. Computer competence in the context of student-centered learning // Pedagogy. - 2003. - No. 4. - S. 45-50.

2. Lavina T.A. Improving the system of continuous teacher training in the use of information and communication technologies in professional activities: dissertation. ... doc. ped. Sciences: 13.00.02. -Moscow, 2006. -310 p.

3. Lapchik M.P. ICT competence of teaching staff: monograph. -Omsk: Publishing house OmGPU, 2007. -144 p.

4. Lednev B.C., Kuznetsov A.A., Beshenkov S.A. The state and prospects for the development of the course of informatics in the secondary school // Informatics and education. - 1998. - No. 3. - P. 76-78.

5. Matosov E.S. The development of methods for the formation of information and communication competencies of students of non-core universities using Internet resources: author. dis . cand. ped. Sciences: 13.00.02. - Moscow, 2009. - 24 p.

6. Nikandrov N.D., Soviets B. Ya. The development of the information society and the problems of training personnel in the field of

information technology // Information management systems. -2004. - No. 4. - S. 42-48.

7. Petrova V.I. Formation of competence in the field of application of information and communication technologies in the pedagogical activity of future bachelors (for a comment. Direction. Prep. "Pedagogical education"): dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.02. - Moscow, 2013. - 210 p.

8. Petrova V.I. Blended learning in a university based on the implementation of an individual learning path in the formation of competence in the application of information and communication technologies // Scientific dialogue. - 2013. - No. 9 (21). -S.100-112.

9. Petrova V.I. Criteria for assessing the degree of formation of ICT competence in the process of teaching future bachelors in the direction of "Pedagogical education" // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. - 2013. - No. 1 - S. 59-63.

10. Petrova V.I. Formation of competence in the field of ICT application in the preparation of future bachelors of pedagogical education // Informatization of education -2014: materials of the International scientific and practical conference. - Volgograd: Publishing house of VGSPU "Change", 2014. - pp. 162-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.