Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Д. САВОНАРОЛЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Д. САВОНАРОЛЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д. Савонарола / Медичи / проповеди / монах / флорентийское общество / монастырь / церковь / Флоренция / D. Savonarola / Medici / sermons / monk / Florentine society / monastery / church / Florence

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.А. Зурабян

В данной статье дан анализ формированию идеологических взглядов Д. Савонаролы. На основе изучения мировоззрения Савонаролы можно проследить какое влияние оказал на политическую и религиозную мысль своих современников. Первые проповеди не принесли монаху желаемого успеха. Савонароле всё же удалось завоевать флорентийское общество, но социальное и политическое состояние Флоренции поспособствовали для развития проповеднической деятельности Савонаролы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF D. SAVONAROLA’S IDEOLOGICAL VIEWS

This article analyzes the formation of D. Savonarola's ideological views. Based on the study of Savonarola's worldview, one can trace the influence he had on the political and religious thought of his contemporaries. The first sermons did not bring the monk the desired success. Savonarola still managed to conquer Florentine society, but the social and political state of Florence contributed to the development of Savonarola's preaching activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Д. САВОНАРОЛЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Д. САВОНАРОЛЫ

А.А. Зурабян, магистрант

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-98-100

Аннотация. В данной статье дан анализ формированию идеологических взглядов Д. Савонаролы. На основе изучения мировоззрения Савонаролы можно проследить какое влияние оказал на политическую и религиозную мысль своих современников. Первые проповеди не принесли монаху желаемого успеха. Савонароле всё же удалось завоевать флорентийское общество, но социальное и политическое состояние Флоренции поспособствовали для развития проповеднической деятельности Савонаролы.

Ключевые слова: Д. Савонарола, Медичи, проповеди, монах, флорентийское общество, монастырь, церковь, Флоренция.

После появления на политической арене Джироламо Савонаролы положение Флоренции очень сильно меняется. Савонарола родился 21 сентября 1452 года в г. Феррара, Герцогство Феррара. При рождении получил имя Иероним Савонарола, в юном возрасте родители решили, что он пройдет обучение на медика. Им казалось, что это самая благородная и достойная профессия, так как практически все в роду Савонаролы были медиками. Его дедушка был знаменитым в то время врачом, и он проходил обучение у него. После смерти дедушки Джироламо, за его обучение взялся отец, он преподавал философию.

Он обучался по произведениям Св. Фомы и по арабским комментариям Аристотеля. Учения Св. Фомы оказали сильное влияние на формирование мировоззрения. Со временем его всё чаще посещали мысли об уединение и посвящении себя Богу, а поскольку он восхищался Св. Фомой решил вступить в орден Св. Доминика. Решение постричься в монахи он принял в 1474 году после проповедей одного августинца в Фаэнце.

В монастыре Савонарола пробыл семь лет, его духовный облик складывался во время морального падения папской власти и итальянских государств. Монастырское начальство заметило образованность Савонаролы и вместо того, чтобы поручать ему обычную работы монаха, на него была возложена обязанность обучения новеньких. Сам он был очень замкнутым и часто

размышлял о том, в каком положении находится церковь. Савонарола свои мысли и переживания любил превращать в стихотворения. В своих строчках он обращается к церкви, которая представлена в образе чистой Девы, с вопросом: «Где древние твои учителя, где древние святые? Где чистое учение, милосердие, первоначальная чистота?» [1].

На самом деле для церкви были не лучшие времена. После смерти Пия II в 1464 году на папском престоле началась скандальная развращенность, которая при Александре VI достигла апогея. Состояние Италии также было шатким. В Неаполитанском королевстве престол после смерти Альфонса Великодушного наследовал Фердинанд Арагонский, которого называют жестоким правителем. Он вел торговлю от своего лица, покупая продукты первой необходимости у своих подданных, и перепродавал по более высоким ценам. Во Флоренции после смерти Козимо Медичи власть унаследовал Пьеро, и за недолгое правление он сумел довести свою династию практически до краха. В Милане в 1466 году вступил на престол Галеаццо, а в Венеции Пасквале Малтпиеро, который был знаменит тем, что вел праздный образ жизни [1].

Всё это очень сказывалась на становлении Савонаролы как монаха. Ему не нравилось то, что происходило в церкви, он считал, что церковь ушла с истинного пути. Государство вело политику так будто

правители забыли о существовании добродетели и церкви. Все вело к моральной деградации государства и церкви, излишняя свобода и роскошь привели к такому положению дел. В дальнейшем, когда он придет к власти во Флоренции, он предпримет попытки реформировать политический строй, а также наставить народ на истинный, по его мнению, путь.

Савонарола закончил свое стихотворение «О разрушении церкви» такими строчками: «Гордость и властолюбие проникли в Рим, и все там осквернили... Упало, низвержено чистейшее здание, Храм Божий!» [2].

В 1481 году начальство отправило его в Феррару, но там вскоре началась война и ему пришлось покинуть город. Савонарола прибыл в том же году во Флоренцию и поселился в монастыре Св. Марка. Монахи ордена Святого Доминика должны были выходить в мир и проповедовать катехизис, следовательно, они постоянно общались с местным населением. Савонарола обнаружил, что флорентийцы сильно отличаются от жителей Феррары, где княжеский двор и автократическое правительство вытеснили граждан из политики и общественной жизни [2].

После своего первого назначения во Флоренцию, он оставался там в течение пяти лет, хотя совершил ряд поездок, например, в 1485-1486 гг., чтобы стать великопостным проповедником в Сан-Джиминьяно, соседнем городе, находив-

шимся под властью флорентинцев. Он прибыл туда после неприятного случая во флорентийском Сан-Лоренцо, куда его позвал для великопостной проповеди 1484 г. Его первая масштабная проповедь оказалась не совсем удачной, его голос был тихим и слабым, плохая подача, в итоге, единственными слушателями стали несколько горожан [3].

Для Савонаролы стало естественным чтение лекций группам монархов или обучение их один на один, они спокойной относились к манере подачи и поведения. Флорентийцы были более искушенной публикой - скептически настроенные слушатели, к чему монах не был готов, горожане были готовы сравнивать проповедников, критиковать или ходить в другую церковь на их сезонные проповеди [4].

Таким образом, монах не произвел никого впечатления на флорентийское общество в 1480-е годы, почти никто его не помнил, его отъезд в 1487 году остался незамеченным. Он уехал на обучение в Сан-Доменико, а через год перевели в Феррару, но в течение следующих двух лет он проповедовал в Брешии, Генуе. В 1484 г. скончался папа Сиксит IV следующим папой избрали Иннокентия VIII, но и это не принесло Савонароле душевного спокойствия. Эти выводы можно сделать из его стихотворения, он призывает Иисуса быть всепрощающим, смотреть на папский Рим с любовью и милосердием, поскольку в противном случае он может погибнуть [5].

Библиографический список

1. Виллари П. Джироламо Савонарола и его время / П. Виллари // Пер. с итал. Д.Н. Бережкова. Т. 1. - М.: Грядущий день, 1913. - 831 с.

2. Brown A. Medicean and Savonarola Florence: the interplay of politics, humanism, and religion. - Belgium, 2011. - 311 p.

3. Lucas-Dubreton J. Daily life in Florence in the time of the Medici. - New York, 1961. -319 p.

4. Martines L. Scourge and fire: Savonarola and Renaissance Florence. - London, 2007. -322 p.

5. Trexler R. Public Life in Renaissance Florence. - New York: Academic Press, 1980. -573 p.

FORMATION OF D. SAVONAROLA'S IDEOLOGICAL VIEWS

A.A. Zurabyan, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article analyzes the formation of D. Savonarola's ideological views. Based on the study of Savonarola's worldview, one can trace the influence he had on the political and religious thought of his contemporaries. The first sermons did not bring the monk the desired success. Savonarola still managed to conquer Florentine society, but the social and political state of Florence contributed to the development of Savonarola's preaching activities.

Keywords: D. Savonarola, Medici, sermons, monk, Florentine society, monastery, church, Florence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.