Научная статья на тему 'Джироламо Савонарола и начало политической реформы во Флоренции 1494 г'

Джироламо Савонарола и начало политической реформы во Флоренции 1494 г Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
993
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖИРОЛАМО САВОНАРОЛА / ПРОРОК / РЕФОРМА / ВСЕОБЩИЙ МИР / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО (BENE COMUNE) / ДОБРАЯ (ДОБРОДЕТЕЛЬНАЯ) ЖИЗНЬ (BEN VIVERE) / БОЛЬШОЙ СОВЕТ (CONSIGLIO MAGGIORE) / GIROLAMO SAVONAROLA / THE PROPHET / REFORM / UNIVERSAL PEACE / PUBLIC GOOD (BENE COMUNE) / VIRTUOUS LIFE (BEN VIVERE) / THE GREAT COUNCIL (CONSIGLIO MAGGIORE)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тельменко Елена Павловна

В статье анализируется взаимосвязь между участием в политической реформе во Флоренции конца XV в. Джироламо Савонаролы и его пророческой миссией, а также идеями по духовному реформированию Церкви и общества. Начало французской военной кампании в Италии и изгнание Пьеро Mедичи из Флоренции в ноябре 1494 г способствуют усилению влияния Савонаролы на политическую жизнь города. Его проповедь о необходимости духовной реформы, основанной на соблюдении евангельских заветов любви к Богу и ближнему, органически сочетается с представлениями об «общем благе» как основе политики. Соответственно, по мысли проповедника, моральное совершенствование граждан должно обеспечить соблюдение принципа «общего блага» в социальной жизни, а закон о всеобщем мире и основание Большого совета стать его практическим исполнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIROLAMO SAVONAROLA AND THE BEGINNING OF THE POLITICAL REFORM IN FLORENCE IN 1494

The article analyzes the correlation between Girolamo Savonarola's participation in the political reform in Florence in the late 15th century and his prophetic mission, as well as his ideas on the spiritual reform of the Church and society. The beginning of the French military campaign in Italy and the proscription of Piero de'Medici from Florence in November 1494 contributed to increasing the influence of Savonarola in the political life of the city. His sermon on the need for a spiritual reformation, based on the observance of the evangelical commandment of love for God and one's neighbour, is organically combined with the repose of the «public good» as the policy basis. Consequently, according to the prophet, the moral perfection of citizens must ensure the observance of the «public good» principle in social life, and the law of universal peace and the establishment of the Great Council must become its practical implementation.

Текст научной работы на тему «Джироламо Савонарола и начало политической реформы во Флоренции 1494 г»

35. Svod voenriyh postanovlenij 1869 goda. Kniga XV. Zavederiija voenno-uchebnye. Izd. tret'e (po 1 janv. 1907 g.) (Body of military regulations in 1869. Book XV. Restaurants military training. Ed. third (on January 1st. 1907). St. Petersburg: State printing office, 1907. 485 p. (In Russian).

36. Tettau fon. Dva mesjaca v gostjah v Russkoj armii (Two months away in the Russian army) // Razvedchik. 1904. No.695. P. 148-150. (In Russian).

37. Uvarov I. A. Sistema voenno-uchebnyh zavedenij Rossii XVIII - nachalo XX vv. (Military schools system Russia XVIII -early XX centuries)', abstract of thesis. Moscow, 2012. 60 p. (In Russian).

38. Chernavin V. V. K voprosu ob oficerskom sostave staroj Russkoj armii k koncu ee sushhestvovanija (On the question of the officer corps of the old Russian army at the end of its existence) // Voennyj sbornik Obshhestva revnitelej voennyh znanij. Vol. V. Belgrad, 1924. P. 213-230. (In Russian).

39. Fal'borg G., Charnolusskij V. Nachal'noe narodnoe obrazovanie (Initial public education) // Jenciklopedicheskij slovar'. Vol. XX. St. Petersburg: I.A. Efron's printing office, 1897. P. 762-763. (In Russian).

УДК 940.1 (450)

E. П. Тельменко

ДЖИРОЛАМО САВОНАРОЛА И НАЧАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

ВО ФЛОРЕНЦИИ 1494 г.

В статье анализируется взаимосвязь между участием в политической реформе во Флоренции конца XV в. Джироламо Савонаролы и его пророческой миссией, а также идеями по духовному реформированию Церкви и общества. Начало французской военной кампании в Италии и изгнание Пьеро Медичи из Флоренции в ноябре 1494 г способствуют усилению влияния Савонаролы на политическую жизнь города. Его проповедь о необходимости духовной реформы, основанной на соблюдении евангельских заветов любви к Богу и ближнему, ор-

ганически сочетается с преставлениями об «общем благе» как основе политики. Соответственно, по мысли проповедника, моральное совершенствование граждан должно обеспечить соблюдение принципа «общего блага» в социальной жизни, а закон о всеобщем мире и основание Большого совета стать его практическим исполнением.

Ключевые слова: Джироламо Савонарола, пророк, реформа, всеобщий мир, общественное благо (bene comune), добрая (добродетельная) жизнь (ben vivere), Большой совет (Consiglio maggiore).

E. P. Telmenko

GIROLAMO SAVONAROLA AND THE BEGINNING OF THE POLITICAL REFORM IN FLORENCE IN 1494

The article analyzes the correlation between Girolamo Savonarola's participation in the political reform in Florence in the late 15th century and his prophetic mission, as well as his ideas on the spiritual reform ofthe Church and society. The beginning ofthe French military campaign in Italy and the proscription of Piero de'Medici from Florence in November 1494 contributed to increasing the influence of Savonarola in the political life ofthe city. His sermon on the need for a spiritual reformation, based on the observance of the evangelical commandment of love for God

and one's neighbour, is organically combined with the repose ofthe «public good» as the policy basis. Consequently, according to the prophet, the moral perfection of citizens must ensure the observance of the «public good» principle in social life, and the law of universal peace and the establishment ofthe Great Council must become its practical implementation.

Key words: Girolamo Savonarola, the prophet, reform, universal peace, public good (bene comune), virtuous life (ben vivere), the Great Council (Consiglio maggiore).

9 ноября 1494 г. в одном из ведущих центров Италии - Флоренции совершается политический переворот: Пьеро Медичи, представитель «могущественного рода, шестьдесят лет (14341494 гг. - Е. Т.) стоявшего у власти» [1, с. 96], изгнан восставшими горожанами. У граждан

флорентийского государства появляется возможность, а точнее - возникает необходимость, изменения образа правления.

Значительную роль в последовавших за этим событием преобразованиях сыграл доминиканский проповедник Джироламо Савонаро-

ла. Франческо Гвиччардини в своей «Истории Флоренции» (1509 г.), касаясь фигуры Савонаролы, младшим современником которого он был, утверждал, что «ко времени смерти Ло-ренцо (Лоренцо Великолепный умер 8 апреля 1492 г. - Е. Т.) фра Джироламо приобрел в народе репутацию человека большой учености и святости, и продолжал проповедовать при Пьеро, постепенно набирая силу» [1, с. 102]. Означенную ретроспекцию Гвиччардини необходимо уточнить: согласно Дональду Вайнстейну, до событий ноября 1494 г. в хрониках очевидцев -Пьеро Паренти и Луки (Бартоломео) Черретани почти не говорится о Джироламо Савонароле; то же самое можно сказать и о «Дневнике» Луки Ландуччи, где монах в качестве признанного проповедника-пророка упоминается лишь с 1494 г. [15, р. 127; 6, р. 72-73]. В любом случае, рост авторитета этого проповедника во флорентийском социуме во многом был обусловлен все более крепнущей связью его выступлений с социальными и политическими проблемами города на Арно, и относится к 90-м гг. XV в. Этот процесс постепенной, если можно так выразиться, «флорентизации» Савонаролы подробно проанализирован и описан в исследовании упомянутого выше Д. Вайнстейна [15].

В целом, основные этапы эволюции фра Джироламо представляются следующим образом. Во время своего первого появления во Флоренции в 1482 г. монах не достиг успеха в качестве проповедника. Видимо, среди главных причин были, во-первых, отсутствие опыта; во-вторых, слишком отвлеченный характер выступлений перед паствой, что соответствовало традиции доминиканского ордена, с его, -как справедливо указывает Лоренцо Полид-зотто, - «абстрактным, интеллектуально сложным и, сверх того, вырванным из социального контекста и, следовательно, поливалентным (plurivalente)» характером проповедования, от которого, начинающий проповедник не мог позволить себе отклониться [9, р. 149: 7, р. 5].

Первым выражением пророческого дара Савонаролы были проповеди в местечке Сан-Джи-миньяно в пост 1484-1485 г. Фра Джироламо утверждал, что Церковь будет наказана, затем обновлена, и что это произойдет в самом скором времени [12, р. 14]. Таким образом, можно вместе с К. Леонарди предположить, что именно к этому времени монах «осознал необходимость иного способа обращения к верующим... профетического» при призыве к «обновлению, персональному и коллективному» [7, р. 5]. При этом, основные положения, высказанные в Сан-Джиминьяно, по сути, ничем не выделяли

его среди прочих прогностиков конца XV в., когда, как, впрочем, на рубеже каждого столетия, усилились явления прорицательского или мил-ленаристского толка, как в церковной, так и в светской среде: различного рода предсказатели вещали, что близка реформа христианского мира, что радикальные изменения произойдут через великие потрясения, и что это произойдет достаточно скоро, некоторые даже называли год - 1484 («annus mirabilis») [8; 14].

По возвращению в город на Арно, - 14871488 гг. Савонарола преподает богословие в университете Болоньи и два года проповедует в Ломбардии, совершенствуясь в умении общаться с паствой, - выступления фра Джироламо изменяют стиль и содержание: в них все более заметна личность проповедника, а высказанный в Сан-Джиминьяно посыл (скорое обновление Церкви - грядущие бедствия -необходимость покаяния), оставаясь неизменным, дополняется обращением к социальным и политическим проблемам Флоренции [9, р. 150; 7, р. 7]. Псевдо-Бурламакки - апологет и биограф Савонаролы, описывая события тех лет, отметил, что доминиканец, проповедуя, не переставал «порицать пороки людей всех статусов и показывать посредством священных писаний необходимость обновления Церкви из-за многочисленных прегрешений народов», и что некоторые горожане, боясь, «что это не понравится Лоренцо... уговаривали его оставить новый способ проповедования и вернуться к прежнему», да и сам Медичи не оставлял без внимания то, как «он без всякого почтения проповедует, чрезмерно обнажая его тиранию» [5, р. 26]. В свою очередь, Ф. Гвиччардини, будучи не столь категоричен в оценке ситуации начала 90-х годов, пишет, что во время правления Лоренцо Великолепного доминиканец, «стал всенародно проповедовать, указывая, хотя и с осторожностью, на грядущие бедствия и испытания», и что «эти проповеди не очень нравились Лоренцо, однако непосредственно его не затрагивали» [1, с. 102]. Была ли это критика собственно флорентийских властей и обличение тирании Медичи? Возможно, здесь стоит ограничиться тем, что любое, даже самое общее, изобличение социальных пороков, так или иначе, будет иметь политический оттенок, если не в устах проповедника, то в восприятии его паствы, тем более такой политизированной, как население Флоренции.

Очевидно, момент наивысшего расположения флорентийцев к проповеднику из монастыря Св. Марка можно отнести к концу 1494 г. -времени, когда республика оказывается в

чрезвычайно трудном положении. Во-первых, из-за внешней угрозы, поскольку слета 1494 г. по территории Италии стремительно продвигались французские войска под руководством Карла VIII (Итальянские войны 1494-1559 гг.), который, «не встречая никакого сопротивления, ... захватывал каждый день столько земель, сколько успевал пройти», овладевая городами и местностями «без сопротивления, чудесным образом», «не вытащив шпаги из ножен» [1, с. 106; 4, р. 462-463]. Пьеро Медичи принимает весьма неудачную позицию в отношении французов: Флоренция, имевшая давние политические и экономические связи с Францией, идет на союз с Неаполем. Современники событий отмечают, что неоднократные миссии и послания, направлявшиеся французским королем с целью «склонить к дружбе», игнорировались правительством Пьеро. Отказ Медичи сотрудничать с французами, породил массу слухов о том, что король Франции поклялся отдать город на разграбление своим солдатам [3, р. 187-188; 4, р. 457; 6, р. 69-70]. Если антифранцузская политика Пьеро противоречила интересам флорентийцев, помимо прочего терявших богатые рынки Франции и лишавшихся рабочих мест, то его капитуляция еще более уязвляла город на Арно: Медичи сдал пограничные крепости Сарцано, Сарцанелло и Пьетрасанту, а также жизненно важные порты Пизу и Ливорно и пообещал заплатить контрибуцию в 200 тысяч дукатов.

Если этими действиями Пьеро Медичи окончательно настраивает против себя горожан, то участие Савонаролы в посольских миссиях к Карлу VIII может быть подтверждением растущего к нему доверия. В напряженные дни ноября 1494 г. доминиканец неоднократно встречался с французским правителем: в составе посольства, отправленного горожанами 5 ноября; затем, согласно Р. Ридольфи, 17 ноября, когда французы вошли во Флоренцию; 21 ноября, когда обсуждались условия соглашения между королем и республикой; и, наконец, после подписания договора 25 ноября, когда Карл не торопился покинуть Флоренцию [11, р. 70-74]. О том, что участие в политических делах республики усиливает авторитет проповедника, свидетельствует распространяющееся, вероятно среди значительного числа горожан, мнение, что уход французов 28 ноября - в значительной степени заслуга Савонаролы, в своих увещаниях, обращенных к французскому королю, совместившего идею особого покровительства Бога Флоренции с бытующим в то время пророчеством о втором Карле Великом (с которым современники начинают отождествлять Карла VIII), который завоюет Италию,

восстановит истинную религию в Риме, победит турок и объединит всех верующих в одну овчарню во главе с истинным пастырем [15, р. 113-114]. Савонарола напоминает королю о том, что он избран Господом для выполнения великих дел по преобразованию Церкви и мира, и потому ему не следует задерживаться во Флоренции, в противном случае его ожидает гнев Бога. Прибыв к королю, - как отмечает в своей Хронике флорентийский горожанин Симоне Филипепи, - Савонарола произнес «с великим порывом духа большую речь от имени Бога, заключив ее тем, что король должен уйти из Флоренции и оставить ее такой, какой она была, когда он в нее вошел». Король отвечал, что должен посоветоваться, тогда монах снял распятие с груди и произнес: «Это Христос, распятый грешниками, послал тебя». «В это самое мгновенье, - передает С. Филипепи, - как было угодно Богу, король весь переменился в душе, и без всяких слов вскочил на лошадь, и с 4 или 6 своими баронами помчался по Римской дороге», остальные французы последовали за ним [4, р. 458]. «И говорили, - сообщает другой флорентиец Л. Ландуччи, - что брат Джирола-мо из Феррары, славный наш проповедник, пошел к королю и сказал ему, чтобы он выполнил волю Бога, хватит стоять, нужно идти дальше. И затем говорили, что он пошел к нему во второй раз, когда увидел, что король не уходит, и сказал ему, что если он не выполнит волю Бога, то зло, которое он тем самым причинит другим, к нему же и вернется. Именно это, является причиной того, что он уехал так быстро, ибо брат Джироламо пользовался в то время огромным авторитетом у людей как предсказатель и человек святой жизни и во Флоренции, и во всей Италии» [6, р. 87-88].

Казалось, сбывается то, о чем ранее предвещал этот доминиканский проповедник. В Рождественский пост 1493 г. и в Великий пост 1494 г. монах приступил к проповедям на книгу «Бытия» и рассказу о Ное. Хотя, если верить Б. Черретани, в то время Савонарола предсказывал испытания в самых общих чертах, указывая, что «что в скором времени наступит потоп, то есть солдаты и правители, которые захватят город, ... и, что Италия расколется и не будет иметь лекарства, и, что все это сказано от Господа» [3, р.193]. Здесь стоит привести мнение Д. Вайнстейна, который полагает, что заявление фра Джироламо в более позднем «Компендиуме пророчеств» о том, что он уже с 1492 г. начинает проповедовать о пришествии «нового Кира» - короля Карла VIII, не является убедительным, поскольку в выступлениях

монаха до 1494 г. не обнаруживается упоминания о подобном высказывании [15, р. 129]. Таким образом, подобное отождествление, к тому же, как было указано выше, не оригинальное, вероятно, возникает не ранее 1494 г. Тем не менее, весть о потопе превращается в реальность с началом Итальянских войн, что позволяет Савонароле, возводя в проповедях мистический ковчег спасения, с еще большим рвением обратиться к теме покаяния, личного и коллективного духовного преобразования. В проповеди 30 ноября 1494 г., после ухода французских войск, Савонарола напоминает об этом своей пастве: «Возлюбленные мои, помните, в прошлом году, - и во время Рождественского, и во время и Великого постов, - мы говорили о ковчеге, и смогли его завершить, будучи отвлечены множеством других занятий. Но недавно мы его завершили [12, р. 77-90], прежде чем сюда пришли войска и начались ваши испытания. ... те, кто в нашей жизни, в этом мире, живут по Богу, находятся в ковчеге» [12, р. 106]. Избавление Флоренции от французской опасности есть знак особого расположения Бога к городу, жители которого взошли на ковчег, то есть стали на путь преобразования в христианской жизни. «Мы пребывали в величайшей опасности, и по благодати Бога сейчас избежали испытаний», - заявляет монах, и продолжает свою мысль наставлениями о том, что горожанам следует признать и осознать это благодеяние Бога, возблагодарить его и перемениться самим, то есть быть простыми, отказавшись от излишеств, вести праведную жизнь и творить добро в отношении ближнего [12, р. 105-122]. «Таким образом, - слышит паства 7 декабря, - говорю тебе, Флоренция: обнови свой разум, который ты, кажется, утратила, прибегай к Богу во всех твоих делах, и не бойся, ни войск, ни Кира, который идет против Вавилона и Иерусалима, то есть против Церкви, чтобы разрушить то, что плохо построено, и затем обновить» [12, р. 129].

Тема избранности Флоренции появляется и в связи с антимедичейским переворотом 9 ноября 1494 г. То обстоятельство, что он произошел без пролития крови трактуется Савонаролой как проявление божественной помощи и милости к городу, который к тому времени уже стал отвечать постом и покаянием на призыв Господа к исправлению. «Поверь мне, Флоренция, что должно было пролиться много крови во время твоей революции. Но Бог отчасти смягчился... и все это по милосердию Божию» [12, р. 74].

После изгнания Медичи, Флоренция сталкивается с другого рода проблемами, в сущности, также касающимися сохранения свободы, теперь уже внутренней, связанной, во-первых,

с установлением социального мира и единства, а во-вторых - с необходимостью политической реформы, которая гарантировала бы стабильность в государстве одновременно с укреплением республиканских основ правления. Переворот неизбежно накалил внутриполитическую обстановку в городе: претерпевшие от медичейского режима жаждали мести, а проигравшая сторона - сторонники Медичи -пребывала в ожидании обычно практиковавшихся в подобном случае преследований, конфискаций имущества и ссылок. Ф. Гвиччарди-ни следующим образом описывает ситуацию в городе: «После изгнания Пьеро решением Синьории были возвращены граждане, высланные и изгнанные государством с 1434 и по девятое ноября 1494 г., и хотя это было с радостью встречено всеми, однако опасность, нависшая над городом, отравила веселье граждан. И действительно, я думаю, что уже давным-давно Флоренция не была в столь тяжелом положении:... прежний образ правления стал непригодным, и немалый страх обуял всех тех, кто имел влияние во времена Лорен-цо и Пьеро, всех тех, кто сам или чьи предки когда-либо обидели изгнанников или их предков; всех тех, кто владел имуществом объявленных прежде вне закона...» [1, с. 96].

Авторитет Савонаролы и его проповеди, очевидно, способствовали снижению накала страстей и, как следствие, отсутствию массовых преследований медичейцев. В выступлениях, последовавших за переворотом, монах удачно сочетает мысль об исполнении его пророчеств о грядущем наказании с темой особого отношения Бога к избранному городу. «Я неоднократно говорил тебе в прошлом, Флоренция, что хотя Бог уготовил для всех великие бедствия, тем не менее, с другой стороны, Господь любит тебя и желает тебе добра, и поэтому можно сказать, что на тебе исполнились слова: Misericordia etveritas obviaverunt sibi (Пс. 84: 11: Милость и истина сретятся), то есть милосердие и справедливость встретились во Флоренции. С одной стороны пришло бедствие, а навстречу, с другой стороны - милосердие... Бог хотел проявить в отношении тебя справедливость, и одновременно милосердие и спасти тебя» [12, р. 133-134]. Господь справедлив и одновременно милосерд, его милосердие превосходит справедливость. Таким же образом должны поступать горожане, не прикрывая демагогическими рассуждениями о справедливости акты личной мести. «Некоторые, - заявляет проповедник, - говорят, что желают вершить правосудие из Божественного

рвения, и однако большей частью ими движет ненависть и месть» [12, р. 102]. Таким образом монах принял на себя трудную, но небезуспешную функцию миротворца. Разумеется, без жертв не обошлось. 12 декабря, «после избрания магистратов, чтобы удовлетворить народ, на окнах Барджелло был повешен Ан-тонио ди Бернардо, понимавший в делах Мон-те (банк Флоренции) и других финансовых делах», которому инкриминировали «гордость и жестокость по отношению к бедным»; та же участь угрожала Джованни ди сер Бартоломео да Пратовеккьо - фавориту Лоренцо Медичи, но, как указывает Ф. Гвиччардини, «его спас фра Джироламо, провозгласив с амвона, что настало время не правосудия, а милосердия» [1, с. 101; 6, р. 91]. Действительно, в проповеди 13 декабря Савонарола, упоминая это событие («ты была жестокой и пролила кровь»), вновь призывает Флоренцию вернуться «на путь Божий» и быть «сострадательной и милосердной, а не жестокой» [2, с. 107]. В итоге, провозглашение необходимости милосердия как великодушия к политическим противникам перерастает в настойчивый призыв проповедника произвести амнистию и установить «всеобщий мир», как основу общественного единства и процветания. Жителям Флоренции следует преодолеть ненависть и партийную принадлежность, заключить мир и стать «другом Бога», который «сохранит твой город», отсутствие же мира будет «твоей гибелью» [12, р. 246]. Последнее заключение можно, сравнив ряд высказываний монаха в цикле проповедей на Аггея, истолковать, и как результат простого и самого очевидного рационального рассуждения; и как воспроизведение характерного для пророков «¡тргесайо», означающего либо проклятие, либо благословление Бога в зависимости от того, насколько народ следует его воле и слову [13, р. 25].

В обращениях к пастве ноября - декабря 1494 г. четко прослеживаются основные компоненты пророчества: пророк - уста Господа, он несет слово Божье; призыв к покаянию и исправлению образа жизни; упование на милосердие Всевышнего для тех, кто раскается и встанет на путь преобразования, в противном случае - угроза божественного правосудия [13, р. 24-26]. Так, в проповеди 1 ноября 1494 г. брат указывает, что его слова есть результат божественного вдохновения, причем здесь отчетливо видно, что Савонарола мыслит себя собственно флорентийским пророком, этот дар дан ему ради избранного Богом города: «О, Флоренция, Господь вещал тебе различными способами; и если бы Бог не просветил

меня, не была бы просвещена ты посредством многочисленных проповедей» [12, р. 11]. Эта самоидентификация, а точнее - самоверификация, проходит красной нитью практически через большую часть проповедей фра Джироламо. Далее, все выступление монаха в этот день всех святых пронизано призывом к покаянию, обновлению Церкви, духовной жизни и морали «христианского народа»; и, наконец, выражением упования на то, что «Господь окажет вам (покаявшимся - Е. Т.) милосердие», а колеблющихся ждет наказание [12, р. 18-21]. В проповеди 15 декабря 1494 г. присутствует место, где эти три элемента пророчества выражены в концентрированном виде. Савонарола подтверждает свою пророческую миссию ссылкой на пророка Амоса: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7); говорит, что и в настоящее время, желая обновить Церковь, Бог заранее возвестил об этом, теперь же ему угодно «чтобы ты обновил свой город и государство, и чтобы твой город стал городом Бога, а уже не городом Флоренция»; и, заканчивает этот пассаж «imprecatio»: «тем более ты должен поверить, что я обещаю тебе всяческое благо» [12, р. 231-232].

Итак, в проповедях на Аггея Савонарола престает перед паствой как пророк избранной Богом Флоренции: он вещает о ее избранности, наделяет горожан уверенностью в положительном исходе событий, обещая, в случае исполнения воли Бога (духовная и политическая реформы), что город уподобится «небесному Иерусалиму» [12, р. 151] и обретет не только духовные блага, но и мирские. Так, оканчивая проповедь 10 декабря 1494 г., флорентийский пророк провозглашает: «... я возвещу городу эту благую весть, что Флоренция будет более прославлена, более богата, более сильна, чем когда-либо... и отсюда начнется обновление, которое распространится повсюду, ибо здесь пуп (центр - Е Т.) Италии, и ваши советы (органы управления республики - Е. Т.) реформируют все, посредством света и благодати, которые даст вам Бог... Флоренция обретет неисчислимые богатства, и Бог умножит вам всякую вещь... ты расширишь свои владения (imperio - господство), и таким образом обретешь власть мирскую и духовную, и вы будете иметь такое благословенное изобилие, что скажете: Мы большего не желаем. Но если не сделаете того, что я вам сказал, не получите этого» [12, р. 166-167].

Таким образом, следует согласиться с Д. Вайнстейном в том, что во Флоренции 1494 г. присутствуют все признаки «милленаристской модели»: «социальный кризис, харизматичный

лидер, взгляд на мир как поле битвы между добрыми и злыми силами, избранный народ, видение окончательного избавления в земном раю»; что под воздействием войны, переворота и внутреннего кризиса, в том числе ощутив «невозможность возобновить домедичейский порядок олигархического республиканизма», горожане приняли «модель избранной нации (the model of the Elect Nation)» [15, p. 33]. Причем означенная реакция была обусловлена не только ситуацией кризиса и наличием харизматичного проповедника, но, как доказывает Д. Вайнстейн, опираясь на анализ городских источников, связана с давней традицией «культа флорентийского величия» (ученый обозначает его как «миф о Флоренции»), а именно - идеей Флоренции как дочери Рима и идеей Флоренции как центра возрождения и христианского обновления (Нового Иерусалима), которые, как указывает автор, появившись в XIII в., бытовали - отдельно, либо переплетаясь, - до конца республики в XVI в. [15, pp. 34-36, 37-66].

Очевидно, Савонарола в своих проповедях усилил именно христианский аспект «мифа о Флоренции», объявив ее Новым Иерусалимом и провозгласив 28 января 1494 г. правителем города Иисуса Христа [12, р. 422-423]. Однако здесь следует уточнить, что в анализируемых проповедях на Аггея, как и в дальнейшей его деятельности, политическая и духовная реформа были тесно связаны. Об этом свидетельствует, прежде всего, то обстоятельство, что с началом реформ управления фра Джи-роламо, - с 7 по 28 декабря 1494 г., - практически ежедневно поднимается на церковную кафедру. В своем дневнике Лука Ландуччи, фиксируя выступления монаха, отмечал, что он «проповедовал в Санта Мария дель Фьоре каждый день», и что его речи были обращены «не женщинам, но мужчинам» [6, р. 92, 94], то есть носили политический характер.

Особое место в череде этих выступлений занимает проповедь 14 декабря, где присутствовали члены Синьории и «все должностные лица Флоренции», и во время которой «брат все время проповедовал о государственном деле, и что нужно любить и бояться Господа и любить общественное благо; и чтобы никто не желал больше поднимать голову над остальными и становиться грандом» [6, р. 92-93].

Анализ этой, как выражаются многие исследователи «конституционной», проповеди 14 декабря 1494 г. позволяет обнаружить как Савонарола связывает насущную для флорентийцев политическую реформу со своей главной целью - духовным преобразованием

сообщества верующих христиан. Как представляется, центральной темой, пронизывающей всю проповедь,становится истолкованная преимущественно, но не исключительно, в христианском ключе идея «общественного блага». В начале своего выступления брат Джироламо, в духе Аристотеля и Фомы Аквинского, характеризуя свойства человека, обозначает его как «общественное животное, не способное жить в одиночку», а потому стремящееся объединиться с другими людьми «и совместно удовлетворить свои потребности». Соответственно, всякий народ, «стремящийся к общему благу, нуждается в управлении». И здесь Савонарола, также как Аквинат, признает, что наилучшей формой власти является монархия. При этом монах соглашается с тем, что для Италии, и особенно Флоренции, «где природа людей не терпит высшего над собой», скорее подходит «правление многих», которое должно быть «хорошо организовано», иначе неизбежно общество разделится и последуют конфликты. Отсюда следует «тщательно выбирать форму правления» [2, с. 107-109].

Для Савонаролы целью политики является не власть, а «общее благо». «О, горожане, -обращается доминиканец к пастве, - если вы объединитесь и от всей души будете стремиться к общественному благу, каждый из вас будет иметь куда большие мирские и духовные блага, чем если бы он радел только о личном благе. Стремитесь, говорю вам, к общественному благу в городе, а кто захочет возвыситься надо всеми, того нужно лишить всех благ» [2, с. 113]. Соответственно, управление государством не может осуществляться людьми, ищущими исключительно собственной выгоды и власти, поскольку это признак дурного гражданина, о свойствах которого монах рассуждал несколько ранее, в проповеди 12 декабря [2, с. 88-97]. Отсюда неизбежно следует вывод, - и здесь наши позиции совпадают с К. Леонарди, - что «общее благо (bene comune)» свободного государства для Савонаролы немыслимо без «ben vivere» - «добродетельной жизни горожан», а она, в свою очередь, является залогом достижения «beato vivere (блаженного существования)» - цели не только отдельного человека, но и общества в целом [7, р. 10]. Несомненно поэтому значительное пространство данной проповеди занимает сравнение «духовного» и «плотского» государств, и вывод проповедника о том, что как «всякая вещь тем сильнее, чем она духовнее», так и «государство тем сильнее и лучше, чем оно духовнее», поскольку «ближе к Богу» [2, с. 110-112]. Меры по устройству подобного государства, перечисленные да-

лее проповедником, направлены на то, чтобы коллектив граждан, он же - совокупность верующих, исповедью очистились от грехов; удалили из города все, что мешает божественному служению (плохих клириков, содомию, дурные привычки); и соблюдали принцип общего блага во всех сферах своей жизни [2, с. 112-115]. В сущности, основная мысль наставлений - любить Бога (и соблюдать его заповеди) и ближнего (и следовать принципу общего блага), - «научитесь жить в чистоте по Богу... заботьтесь об общественном благе» [2, с. 113114], - в этом, по мысли проповедника, основа процветания общества, обретения им духовных и мирских благ. Это то, что Паоло Проди назвал «христианской политией» [10, р. 45], и что, согласно монаху, возможно только в условиях демократии. Савонарола твердо убежден, что Господь предназначил для Флоренции народное правление, а царство Христа, -

к провозглашению которого 28 декабря пророк подготавливал свою паству в проповедях этого месяца, - является базой для демократического устройства и свободы, поскольку «предоставляет возможность полного суверенитета народа и предотвращает возникновение тирании» [10, р. 29]. В итоге, флорентийский пророк поддерживает идею реформы по венецианскому образцу [2, с. 116-117], которая приводит к учреждению 22-23 декабря 1494 г. Большого совета - органа управления, решавшего вопросы, связанные с законодательной деятельностью, а также назначением глав магистратов (государственных учреждений) [1, с. 103-104]. Подразумевалось, что с основанием этого органа в республике будет установлено действительно народное управление вместо олигархического «узкого представительства», которое в течение шестидесяти лет обеспечивало устойчивость тирании Медичи.

Источники и литература / References

1. Гвиччардини Ф. История Флоренции // Сочинения великих итальянцев XVI в. / сост., вступит, статья, комментарии Л. М. Брагиной. СПб.: Алетейя, 2002. С. 72-140.

Gvichchardini F. Istorija Florencii (The History of Florence) // Sochinenija velikih ital'jancev XVI v./ ed. by L. M. Bragina. St.Petersburg: Aletejja, 2002. 377 p. P. 72-140. (In Russian).

2. Савонарола Джироламо. Цикл проповедей на книгу пророка Аггея / изд. подгот. [сост., пер., ст.. примеч.] А. В. Топорова. М.: Наука, 2014. 309 с.

Savonarola Dzhlrolamo. Cikl propovedej na knigu proroka Aggeja (The Cycle of Sermons on the Book of Haggsi the Prophet) / Book Acquisitions-A. V. Toporova. Moscow: Nauka, 2014. 309 p. (In Russian).

3. Cerretani B. Storia fiorentina (The History of Florence) I a cura di Giuliana Berti.Firenze: L. S. Olschki, 1994. -XIX. 474 p. (In Italian).

4. Filipepi S. Crónica (The Chronicle) // Savonarola G. Scelta di prediche e scritti di fra Girolamo Savonarola con nuovi documenti intorno alia sua vita / P. Villari, E. Casanova. Firenza: Sansoni, 1898. XI. 520 p. (In Italian).

5. La Vita del beato leronimo Savonarola, scritta da un anonimo del sec. XVI e gia attribuita a fra Pacifico Burlamacchi (The Hagiography of Blessed Girolamo Savonarola, Written by an Anonymous in the 16th Century; currently attributed to Fra Pacifico Burlamacchi). Pubbl. secondo il códice Ginoriano a cura del principe Piero Ginori Conti. Firenze: Olschki, 1937. XXIII. 284 p. (In Italian).

6. Landucci L. Diario fiorentino dal 1450al 1516 (A Florentine diary from 1450 to 1516). Firenze: Sansoni, 1883. XV. 377 p. (In Italian).

7. Leonardi C. La crisi della cristianitá medievale, il ruolo della profezia e Girolamo Savonarola (The Crisis of the Medieval Christianity, the Role of Girolamo Savonarola's Prophecy) // Verso Savonarola: misticismo, profezia, empiti riformistici fra Medioevo ed Etá moderna. Atti della giornata di studi (Poggibonsi, 30 aprile 1997) / a cura di Gian Carlo Garfagnini, Giuseppe Picone. Firenze, 1999. XX. 152 p. P. 3-23. (In Italian).

8. Pezzeila S. La vita religiosa nel Quattrocento (Religious life in the Quattrocento). Messina, Firenze: DAnna, 1976. 203 p. (In Italian).

9. Polizzotto L. Savonarola e la riorganizzazione della societá (Savonarola and Social Reorganization) // Savonarola e la politica. Atti del secondo seminario (Firenze, 19-20 ottobre 1996) / a cura di Gian Carlo Garfagnini. Firenze: SISMEL edizioni del Galluzzo, 1997. P. 149-162. (In Italian).

10. Prodi P. Gli affanni della democrazia. La predicazione del Savonarola durante I'esperienza del governo popolare (Democracy Problems. Savonarola's Sermons during the Popular Government Experience) // Savonarola e la politica. Atti del secondo seminario (Firenze, 19-20 ottobre 1996) / a cura di Gian Carlo Garfagnini. Firenze: SISMEL edizioni del Galluzzo, 1997. P. 27-74. (In Italian).

11. Ridolfi R. Vita di Girolamo Savonarola (Life of Girolamo Savonarola). Firenze: Sansoni, 1974. VIII. 741 p. (In Italian).

12. Savonarola G. Prediche sopra Aggeo con II Trattato circa il reggimento del governo della citta di Firenze (Sermons on Haggai and The Treatise on the Government of Florence) la cura di Luigi Firpo. Roma: Belardetti, 1965. 530 p. (In Italian).

13. Turchetti M. Savonarola: la tirannide secondo un profeta (Savonarola: Tyranny in Interpretation of the Prophet) // Savonarola: democrazia tirannide profezia. Atti del terzo seminario (Pistoia, 23-24 maggio 1997) / a cura di Gian Carlo Garfagnini. Firenze: SISMEL edizioni del Galluzzo, 1998. XV. P. 17-41. (In Italian).

14. Vasoii C. Profezie e profeti nella vita religiosa e politica fiorentina (Prophecy and prophets in religious and political life of Florence) // Magia, astrologia e religione nel Rinascimento. Convegno polacco-italiano, Varsavia: 25-27 settembre 1972. Wroclaw, Warszawa etc. 1974, 1974. P. 16-29. (In Italian).

15. Weinstein D. Savonarola and Florence. Prophecy and Patriotism in the Renaissance. Princeton, 1970. VIII. 399 p. (In Italian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.