Научная статья на тему 'Формирование идеала духовного и физического совершенствования в процессе обучения и воспитания курсантов военно-физкультурного вуза'

Формирование идеала духовного и физического совершенствования в процессе обучения и воспитания курсантов военно-физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование идеала духовного и физического совершенствования в процессе обучения и воспитания курсантов военно-физкультурного вуза»

3. Куликов, Л.В. Апробация анкеты внешности / Л.В. Куликов, Н.А. Ладатко, Н.П. Орлова // Социальная психология : диалог СПб - Якутск : материалы науч. конф. - СПб., 2002. - С. 114-120.

4. Малкина-Пых, И.Г. Телесная терапия / И.Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2005.

5. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии : учеб. пособие для вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М. : Издательский дом «ИНФРА-М», 1998.

6. Пиаже, Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии 30-е -60-е годы ХХ века : тексты / А. Н. Ждан ; под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб. : Питер, 2000. - 720 с.

8. Томэ, Х. Современный психоанализ. Т. 2 / Х. Томэ, Х. Кэхеле. - М. : [б.и.], 1996.

9. Ackard, D.M. Effect of body image and self-image on women's sexual behaviors / D.M. Ackard, A. Kearney-Cooke, C.B. Peterson // Int. J. Eat. Disord. -2000. - Vol. 28, n. 4. - Pp. 422-429.

10. Button, E. Body size perception and response to outpatient treatment in anorexia nervosa // International Journal of eating disorders. - 1986. - Vol. 5. - Pp. 617-629.

11. Pykh, Yu.A. The method of response functions in ecology / Yu.A. Pykh,

I.G. Malkina-Pykh. - Southampton, Boston : WIT Press, 2001.

12. Schilder, P. The Image and appearance of the human body / P. Schilder. -New York : International Universities Press, 1950.

13. The prediction of relapse in bulimia nervosa / R.J. Freeman, B. Beach, R. Davis, L. Solyom // Journal of Psychiatric Research. - 1985. - Vol. 19. - Pp. 349353.

14. Vandereycken,W. Anorexia nervosa : A Clinican's Guide toTreatment / W. Vandereycken, R. Meermann. - New York : Walter de Gruyter, 1984.

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛА ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

И. Л. Миронов

Гуманизация нашего общества на современном этапе его развития охватывает все сферы культуры. Не остается в стороне и культура физическая, в том числе, физическая культура военнослужащих. Гуманизацию физической культуры военнослужащих можно рассматривать, в первую очередь, в контексте духовного возрождения вооруженных сил. Данному вопросу посвящено значительное количество работ, в том числе, и в военно-физкультурном вузе

[1, 2, 3].

Гармоническое физическое и духовное развитие военнослужащих определяется в руководящих документах в качестве одной из общих задач физической подготовки. Однако приведенная общая формулировка слишком абстрактна для решения практических задач. На современном этапе развития нашего общества необходимы конкретные идеалы духовного и физического со-

вершенствования военнослужащих. Поиск ценностных ориентиров в сфере физического воспитания военнослужащих представляется одной из научнопедагогических задач.

Повышение эффективности процесса физической воспитания военнослужащих требует соответствующей подготовки офицеров-специалистов, которым здесь принадлежит ключевая роль. В связи с этим, гуманизация современной системы физического воспитания военнослужащих предусматривает, прежде всего, образование военных специалистов по физическому воспитанию в области духовной культуры наряду с культурой физической. При этом в качестве ведущего выступает, безусловно, духовно-нравственный аспект воспитания. Формированию идеала духовного и физического совершенствования в процессе подготовки специалистов по физическому воспитанию военнослужащих и посвящено настоящее исследование.

Теоретический анализ литературы по проблеме показал, что большое значение в плане патриотического воспитания военнослужащих имеют духовные воинские традиции, накопленные на протяжении истории нашей Родины. Главная роль при этом принадлежит православию.

Социологический опрос, проведенный в военно-физкультурном вузе, позволил выявить, что в настоящее время в армии имеются объективные социальные условия для использования положительного потенциала отечественных духовных воинских традиций в интересах повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Так, верующие составили 76% (3% - мусульмане, остальные - православные), атеисты - 12%, не определились в мировоззренческом выборе - 12%.

При этом подход к изучению духовных традиций Российской Армии в среде военнослужащих с различными мировоззренческими взглядами должен быть индивидуальным. Однако в условиях военно-учебного заведения мы не можем обеспечить индивидуальную форму обучения военнослужащих. Решение проблемы видится в выборе оптимальных методов изучения духовных традиций Российской Армии, одинаково корректных как для верующих военнослужащих, так и для атеистов.

На наш взгляд, адекватным исходным принципом в формировании идеала духовного и физического совершенствования у курсантов военно-учебного заведения будет «принцип нейтрализма». Он предполагает объективное, выдержанное изложение материала, без навязывания стереотипов, постулатов. Сообщение знаний (информирование) о духовных традициях Российской Армии будет уже само по себе оказывать воспитывающее воздействие на военнослужащих. Подвиги выдающихся русских воинов прошлого - наглядный пример для такого воздействия.

Безусловно, истинное понимание духовно-нравственного облика русского воина, сформировавшегося в отечественной культурной традиции, возможно только с религиозной точки восприятия. Однако и сам отечественный идеал духовного и физического совершенствования воина, по-видимому, может оказать воспитательное воздействие на военнослужащих, независимо от их мировоззренческой направленности.

При этом мы не вступаем в противоречия с законодательной базой в области религиозных отношений, не допускаем нетактичности в навязывании религиозных нравственных постулатов в отношении атеистов, людей индиф-

ферентных к религии.

Педагогический процесс по формированию у военнослужащих идеала духовного и физического совершенствования мы рассматривали не только в вербальной форме, но и как самостоятельное постижение данного идеала в пространстве культуры (семиозис). При этом в качестве знакового образа использовались объекты светской и религиозной духовной культуры. В качестве знаковых средств выступали скульптурные (памятники выдающимся полководцам), живописные (портреты, панорамы сражений и другие жанры), иконописные, литературные, фотографические, кинематографические изображения.

При организации мероприятий семиотического - педагогического процесса мы основывались на следующей трактовке термина «понимание» - понимание не только в смысле интеллектуальном, познавательном, но и как сопереживание.

В основу экспериментальной программы формирования идеала духовного и физического совершенствования у курсантов был положен Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования (022300 - физическая культура), учебный план вуза, тематические планы по учебным дисциплинам.

Анализ указанных документов позволил предположить, что экспериментальный материал уместно распределить по гуманитарным и общепрофессиональным учебным дисциплинам.

Эксперимент проводился с сентября 2002 года по май 2003 года. Основным отличием экспериментальной от действующей программы и явилась некоторая переориентация материала имеющихся в институте учебных дисциплин в направлении формирования идеала духовного и физического совершенствования у курсантов на основе отечественных воинских традиций. В экспериментальной группе для расширения знаний курсантов о духовных воинских традициях использовались также культурно-досуговые мероприятия - экскурсии к памятным местам, связанным с победами Российской Армии, именами выдающихся полководцев.

В результате проведённого педагогического эксперимента по апробации опытной программы выявлено следующее. Наблюдается достоверное улучшение показателей физической подготовленности курсантов как в контрольной, так и в экспериментальной группах к концу учебного года. Однако в экспериментальной группе прирост данных показателей был выше, чем в контрольной. Так, если прирост силы в контрольной группе составил 4%, то в экспериментальной - 6%. Аналогичное положение и с развитием качества и выносливости: в контрольной группе - 3%, в экспериментальной - 5%.

В обеих группах наблюдается улучшение успеваемости курсантов к концу учебного года. Однако в экспериментальной группе достоверный прирост результатов составляет 16%, а в контрольной - 5% (изменения не достоверны).

Отмечается некоторое преимущество экспериментальной группы и по субъективным показателям патриотической направленности. Так, показатель отношения курсантов экспериментальной группы к воинской службе достоверно вырос на 21%. В контрольной группе прирост составил 13%, однако, изменения недостоверны.

Отношение к профессии офицера-специалиста по физической подготов-

ке и спорту в экспериментальной группе к концу эксперимента достоверно улучшилось на 12%. В контрольной группе прирост составил 5%.

Показатели психологической атмосферы в экспериментальной группе к концу эксперимента улучшаются на 7%. В контрольной группе улучшение этого показателя составляет 2%.

Таким образом, разработанный нами курс способствует формированию идеала духовного и физического совершенствования у курсантов военнофизкультурного вуза, что, в свою очередь, благоприятно отражается на эффективности учебно-воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антонец, А.В. Место религии и атеизма в формировании нравственно-мировоззренческих основ деятельности преподавателей высшей школы / А.В. Антонец, А.М. Фофанов // Материалы итог. науч. конф. Военного ин-та физ. культуры за 2000 г. - СПб. : [б.и.], 2001. - С. 211-212.

2. Антонец, А.В. Формирование активного отношения к научному мировоззрению в образовательном процессе у курсантов военно-физкультурного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Антонец ; Военный ин-т физ. культуры. - СПб., 2000. - 168 с.

3. Романенко, Н.В. Концептуально-методологические подходы к проблеме «человека в современном познании» / Н.В. Романенко, А.В. Козлов, Н.Н. Поплутина // Физическая подготовка к военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время : Международ. межвуз. сб. науч.-метод. статей : в 3 ч. / Военный ин-т физ. культуры. - Ч. 1. - М., СПб. : [б.и.], 2006. -С. 238-248.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ - ГОНЩИКОВ

А.А. Нестеров, Л.И. Егорова

Элитные спортсмены в настоящее время достигли высокого уровня специальной подготовленности, что естественным образом выдвигает на передний план проблему рационального соотношения индивидуальных объемов и уровней интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле их подготовки к соревнованиям.

В данной связи существенный научный и практический интерес представляет проблема определения наиболее эффективных нагрузок различной направленности, новых форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации индивидуальных возможностей организма спортсменов на основе рациональной взаимосвязи между затратами и восстановлением их энергетических ресурсов (Войнар Ю., Бойченко С.Д., Барташ В.А., 2001).

Учитывая, что подготовка спортсменов в лыжном спорте высших достижений связана с максимальными и разнонаправленными тренировочными воздействиями на функциональные системы организма и выведением их на грань предельных (резервных) возможностей, без соответствующей системы научных знаний, опираясь лишь на здравый смысл и интуицию, уже нельзя решить сложнейшие проблемы современной тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.