Научная статья на тему 'Формирование и внедрение в России института предварительного налогового разъяснения как приоритетное направление развития налогового мониторинга'

Формирование и внедрение в России института предварительного налогового разъяснения как приоритетное направление развития налогового мониторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БУДУЩИХ СДЕЛОК / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЗАИМОСОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА / МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барулин Сергей Владимирович, Минвалиева Мария Сергеевна

Разработка институциональных основ, порядка организации и проведения налогового мониторинга на предмет предварительного налогового разъяснения (ПНР) являются основной целью написания настоящей статьи. Раскрыто содержание института ПНР, основанного на информационном взаимодействии и партнерстве налогоплательщиков и налоговых органов; сформированы по элементам институциональные и организационные основы ПНР. Разработаны наиболее существенные положения порядка проведения и внедрения в России института ПНР с учетом адаптации зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Introduction of the Institute of Preliminary Tax Clarification in Russia as a Priority Direction of Development of Tax Monitoring

The development of the institutional framework, the procedure for organizing and conducting tax monitoring for the purpose of preliminary tax clarification (PTC) is the main goal of writing this article. The content of the PTC Institute, based on informational interaction and partnership of taxpayers and tax authorities, is disclosed; institutional and organizational fundamentals of the PTC are formed according to the elements. The most significant provisions of the procedure for implementation and introduction of the PTC Institute in Russia have been developed, taking into account the adaptation of foreign experience.

Текст научной работы на тему «Формирование и внедрение в России института предварительного налогового разъяснения как приоритетное направление развития налогового мониторинга»

© 2017 г.

С. В. Барулин М. С. Минвалиева

формирование и внедрение в россии института предварительного налогового разъяснения как приоритетное направление развития налогового мониторинга

Барулин Сергей Владимирович — профессор кафедры налогов и налогообложения Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, д-р экон. наук.

(E-mail: barulinsv@mail.ru)

Минвалиева Мария Сергеевна — магистрант кафедры налогов и налогообложения Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

(E-mail: barulmaria@gmail.com)

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и период 2017 и 2018 годов поставлена задача внедрения в практику налогового администрирования института предварительного налогового разъяснения (далее - ПНР)1. Основная идея, заложенная в ПНР, заключается в предоставлении налогоплательщикам-организациям возможности получения мотивированного мнения налогового органа в виде налогового разъяснения ещё до совершения ими финансово-хозяйственных операций и сделок, вызывающих вопросы в области налогообложения. Такие вопросы могут возникнуть в отношении крупных сделок (операций), требующих длительного подготовительного периода времени. Поэтому организации, планирующие совершение таких операций (сделок), могут быть заинтересованы в получении от налогового органа квалифицированного налогового разъяснения с целью минимизации налоговых рисков в будущем, когда эти операции (сделки) будут совершаться.

ПНР представляет собой разновидность горизонтального налогового мониторинга, новую для России форму налогового контроля, основанную на информационном взаимодействии и партнёрстве налогоплательщиков и налоговых органов. Целесообразность внедрения института ПНР в России обусловлена эффективностью его применения во многих зарубежных странах. Несмотря на использование последними различных процедур (моделей), можно выделить следующие общие подходы к организации ПНР в этих странах.

Компания направляет в налоговый орган запрос на получение разъяснения о налоговых последствиях будущих сделок (операций, которые могут быть совершены в будущем, до и после заключения или в период действия контракта). Налоговый орган рассматривает запрос и прилагаемую к нему документацию (информацию) о сделке, а после ее изучения либо дает предварительное письменное налоговое разъяснение, либо отказывает в таком разъяснении по определенным причинам (например, ранее уже имели место аналогичные запросы, сделка

1 URL: htth://www. minfin.ru.

носит фиктивный характер и др.). Полученные компанией в письменном виде и (или) опубликованные налоговым органом на своём интернет-сайте ПНР по интересующим компанию вопросам налогообложения служат в дальнейшем основанием для последующего исчисления налогоплательщиком налогов после совершения сделки и (или) для защиты своих интересов в суде по спорным вопросам. Следование рекомендациям ПНР является, как правило, обязательным не только для налогоплательщиков, но и для налоговых органов, которые лишаются права начислять штрафные налоговые санкции и дополнительные налоговые платежи2.

Зарубежная практика показывает, что функционирование института ПНР позволяет уменьшить количество налоговых споров и судебные издержки, повысить эффективность контрольной работы налоговых органов в результате ее большей концентрации на недобросовестных налогоплательщиках. Выигрывают и налогоплательщики, а именно: снижаются их налоговые риски, повышается доверие к ним со стороны налоговых органов и инвесторов в силу прозрачности и открытости деятельности таких компаний.

Несмотря на эти достоинства, институт ПНР не получил пока своего должного развития в России. Согласно ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) Минфин России уполномочен давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения налогового законодательства. Кроме того, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ предусмотрено, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным государственным органом, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Наличие этого обстоятельства освобождает налогоплательщика от привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 111 НК РФ). Однако указанные уполномоченные государственные органы обычно отказываются давать письменные налоговые разъяснения по будущим (еще не совершенным) сделкам и операциям, то есть такие разъяснения не имеют прямого отношения к институту ПНР. Кроме того, у финансовых и налоговых органов могут быть разные и противоречащие друг другу позиции по одному и тому же вопросу.

Определенные шаги в направлении внедрения института ПНР в России уже предпринимались ранее. Так, в порядке совершенствования налогового администрирования распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 2014 года № 1620р была поставлена задача формирования оптимальной модели института предварительного налогового разъяснения на основе применяемых в мировой практике моделей таких соглашений между налогоплательщиками и налоговыми органами3. Однако до сих пор эта задача остаётся нерешённой, поэтому и пришлось вернуться к ней в Основных направлениях налоговой политики РФ на период 2016-2018 годов. В связи с вышеизложенным проблема построения и внедрения российской модели института ПНР является актуальной. Поэтому, учитывая зарубежный опыт и результаты уже имеющихся разработок в области письменных разъяснений и налогового мониторинга, рассмотрим основы организации и ключевые моменты построения будущей системы ПНР, которые мы предлагаем включить в положения соответствующего законопроекта.

Предметом ПНР выступают вопросы налогообложения, налоговые последствия будущих, ещё не совершённых организацией сделок и операций до заключения или в рамках уже заключенных контрактов (договоров), которые не являются предметом выездной налоговой проверки на момент направления организацией соответствующего запроса (заявления). Иными словами, предметом предварительного налогового разъяснения является правильность исчисления и уплаты будущих налогов и сборов. В отличие от обязательных процедур налогового

2 См. Виницкий Д.В. Принцип добросовестности и злоупотребления правом в сфере налогообложе-ния//Право и экономика. - 2003.- №1. - С. 50-55; Соловьев В.А. Письменные разъяснения в России и за рубежом//Налоговед.- 2007. - №10 (октябрь). - С. 34-36.

3 Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 №1620р (в ред. от 02.07.2014). Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.02.2014. - №7. - Ст. 711.

контроля, проводимого по инициативе налогового органа, налоговый мониторинг на предмет ПНР проводится по инициативе налогоплательщика на основе его запроса (заявления) в налоговый орган.

Субъектами института предварительного налогового разъяснения являются, с одной стороны, налоговые органы, на учёте которых состоят налогоплательщики, имеющие право на получение такого разъяснения, с другой стороны, налогоплательщики-организации, воспользовавшиеся правом на получение ПНР. Крупнейшие налогоплательщики федерального уровня направляют запрос в ФНС России (межрегиональные налоговые инспекции), а регионального уровня - в территориальные налоговые органы субъекта РФ, на учёте в которых эти крупнейшие налогоплательщики состоят. Налоговый орган рассматривает запрос (заявление) налогоплательщика на получение разъяснения и принимает положительное или отрицательное решение.

Целями налогового мониторинга на предмет ПНР являются: предоставление налогоплательщикам мотивированного предварительного налогового разъяснения в отношении будущих сделок и операций; повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности и применения норм налогового законодательства РФ налогоплательщиками; повышение инвестиционной привлекательности налогоплательщиков, по которым принято положительное решение о ПНР. Институт предварительных налоговых разъяснений представляет собой один из инструментов предотвращения и разрешения налоговых споров, ориентированных на будущее, в основе которого лежат прозрачные партнёрские отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Последние получают доступ к бухгалтерской (финансовой) отчётности и к информации о контрактах и сделках (операциях), которые налогоплательщик намерен совершить. Налоговый орган после изучения этой и другой информации даёт мотивированное предварительное налоговое разъяснение по интересующим организацию вопросам налогообложения и о налоговых последствиях совершения ею будущих сделок (операций). В зарубежных странах такой мониторинг выступает также инструментом стратегического налогового планирования и управления налоговыми рисками.

Основной задачей ПНР является создание благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков-организаций, стремящихся обеспечить прозрачность своей финансово-хозяйственной деятельности и выражающих готовность к сотрудничеству с налоговыми органами на основе партнёрских отношений.

Обобщая и адаптируя исследования ОЭРС и российских специалистов в области горизонтального налогового мониторинга, можно выделить следующие принципы организации налогового мониторинга на предмет ПНР:

- понимания налоговым органом деловой цели будущих сделок и операций, т.е. его осведомлённости об особенностях финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и планируемых им к совершению сделок (операций);

- беспристрастного подхода налогового органа к определению налоговых последствий в отношении будущих сделок (операций) налогоплательщика с использованием методов партнёрского разрешения налоговых споров и взаимосогласительных процедур;

- чёткого определения налоговым органом перечня наиболее значимых для налогообложения вопросов путём выявления потенциальных зон налоговых рисков и снижения до минимума количества вопросов, не имеющих негативных для организации налоговых последствий;

- открытости и прозрачности информационного взаимодействия, обратной связи налогоплательщиков и налоговых органов на основе предоставления первыми свободного доступа к своей информации налоговых органов по запрашиваемым вопросам, с одной стороны, и предоставления последними мотивированного налогового разъяснения налогоплательщикам по вопросам налогообложения в отношении будущих сделок (операций ), с другой стороны;

- определённости позиции налогового органа по вопросам правильности исчисления и уплаты организацией будущих налогов, а также неизменности этой позиции в период фактического исчисления и уплаты ею таких налогов, включая отказ от дополнительных начислений налогов и штрафных налоговых санкций за нарушение налогового законодательства4.

4 См. Суворова Е.В., Казанский Д.М. Горизонтальный мониторинг: новый подход к налоговому администрированию// Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. - №3.

Теперь рассмотрим основные наиболее важные положения и моменты, касающиеся порядка проведения налогового мониторинга на предмет ПНР.

1. Внедрение института предварительного налогового разъяснения нужно начинать с крупнейших налогоплательщиков федерального и регионального уровней. Это обусловлено ограниченными в настоящее время возможностями и ресурсами налоговых органов. По мере апробации мониторинговых процедур на крупнейших налогоплательщиках и развития потенциала налоговых органов со временем можно расширить сферу применения ПНР за счёт крупных и части средних компаний, учитывая опыт отдельных зарубежных стран.

На сегодняшний день можно установить следующие условия для организаций, которые могут воспользоваться правом подачи в налоговый орган запроса (заявления) на получение предварительного налогового разъяснения:

1) совокупная сумма подлежащих уплате НДС, налога на прибыль организаций, акцизов, НДПИ, таможенных пошлин и страховых взносов за предшествующий год составляет не менее 300 млн руб.;

2) суммарный объём полученных доходов за предшествующий год и совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года составляют не менее 3 млрд руб. каждый из этих показателей;

3) отсутствие задолженности по налогам, сборам и страховым взносам.

2. Организации, имеющие право на получение ПНР, направляют в налоговый орган по месту своего учёта в установленной форме запрос (заявление) на проведение налогового мониторинга на предмет предварительного налогового разъяснения, а также следующие документы и информацию: регламент информационного взаимодействия; сведения об участниках в данной организации с долей участия более 25%; копию проекта будущего контракта и (или) заключенного контракта, в соответствии с которыми организация предполагает совершать сделки (операции); информацию о деловой цели и характере будущих сделок (операций); информацию о контрагентах таких сделок (операций); учётную политику для целей налогообложения года, в котором был подан запрос (заявление). В запросе (заявлении) конкретизируется предмет ПНР в виде перечня вопросов, по которым организация хотела бы получить мотивированные разъяснения о налоговых последствиях совершения будущих сделок и операций. В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок предоставления организацией налоговому органу документов и информации, являющихся основанием для исчисления будущих налогов (налоговых последствий осуществления будущих сделок и операций), и (или) предоставления доступа к информационным системам организации, в которых содержится информация по вопросам ПНР.

3. Налоговый орган в установленные сроки рассматривает запрос (заявление) налогоплательщика, изучает сопровождающие его документы и принимает одно из двух решений: о предоставлении ПНР или об отказе в его предоставлении, о чём в установленные сроки налоговый орган уведомляет организацию.

Причинами отказа налоговым органом в предоставлении предварительного налогового разъяснения могут быть, например, установление факта о том, что ранее организация уже получала налоговые разъяснения по аналогичным сделкам, признание будущей сделки фиктивной, неполнота и (или) недостоверность предоставленной налогоплательщиком информации, включение в запрос (заявление) вопросов, исключаемых из предмета ПНР и (или) сделок, не удовлетворяющих критерию существенности.

В этой связи необходимо установить ряд следующих ограничений на получение налогового разъяснения, которые могут быть причиной отказа в его предоставлении:

1) предметом ПНР не могут быть вопросы, связанные с осуществлением налогового контроля соответствия применяемых цен в сделках между взаимозависимыми лицами (в контролируемых сделках) рыночным ценам;

2) следует исключить из предмета ПНР вопросы налогообложения, имеющие отношение к будущим сделкам в рамках уже заключённых контрактов, являющихся объектом выездных налоговых проверок на момент предоставления запроса на ПНР;

3) необходимо установить критерий существенности будущих сделок, позволяющий исключить из объекта ПНР сделки (операции), которые потенциально не несут в себе значимого фискального эффекта, что позволит сконцентрировать контрольную работу на вопросах налогообложения крупных сделок (операций). Для этого можно воспользоваться минимальными суммами сделок, установленными НК РФ в отношении контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами, - не менее 60 млн руб. в отношении каждой из таких сделок.

4. Учитывая, что налоговый мониторинг на предмет ПНР проводится исключительно по инициативе налогоплательщика и по сути представляет собой услугу, предварительные налоговые разъяснения должны предоставляться налоговым органом за плату, размеры которой будут зависеть от суммы сделки (операции) и устанавливаться ФНС России. Поэтому в отношении налогоплательщиков, по запросу (заявлению) которых было принято положительное решение, налоговый орган будет обязан дать в установленных форме и сроках налоговые разъяснения по запрашиваемым вопросам налогообложения и налоговым последствиям будущих сделок (операций). Налогоплательщик же должен предоставить платёжные документы об оплате указанных услуг налогового органа. Для проведения мониторинга на предмет ПНР налоговый орган вправе истребовать дополнительные документы, информацию и пояснения в порядке, предусмотренном в регламенте информационного взаимодействия.

Мониторинг на предмет ПНР проводится в следующей последовательности: 1) изучение сведений, содержащихся в документах налогоплательщика, и другой его информации по запрашиваемым вопросам налогообложения будущих сделок; 2) сверка сведений и информации налогоплательщика со сведениями, содержащимися в документах самого налогового органа, и с информацией из других внешних источников (общедоступных и по запросу налогового органа); 3) составление мотивированного предварительного налогового разъяснения по запрашиваемым вопросам, в том числе, разъяснения по спорным вопросам налогообложения, порядку исчисления и уплаты будущих налогов, их величине и другим налоговым последствиям; 4) направление составленного мотивированного ПНР налогоплательщику на бумажном и электронном носителях или размещение разъяснения на официальном сайте налогового органа (по выбору организации); 5) проверка исполнения налогоплательщиком рекомендаций, представленных в мотивированном ПНР, во время и после фактического совершения сделок, которые были объектом предварительного налогового разъяснения.

В случае выявления налоговым органом противоречий между его сведениями и сведениями налогоплательщика (этап 2 мониторинга) налоговый орган должен сообщить об этом организации и потребовать от неё предоставить в установленные сроки пояснения или внести соответствующие исправления. Если по результатам рассмотрения этих пояснений выяснится факт недобросовестности налогоплательщика или пояснения вообще не будут представлены, налоговый орган вправе отказать ему в предварительном налоговом разъяснении и должен уведомить об этом организацию.

В случаях, когда налоговый орган по результатам проверки правильности исполнения организацией рекомендаций ПНР во время и (или) после фактического совершения ею сделок (этап 5 мониторинга) установит факты нарушения позиции налогового органа по запрашиваемым вопросам налогообложения либо у налогового органа появятся сомнения или неясности в этих вопросах, то он обязан в установленные сроки составить мотивированное мнение по результатам исполнения ПНР и направить его организации. В отличие от порядка проведения налогового мониторинга, установленного гл. 14.8 НК РФ (ст. 105.30), мотивированное мнение в данном случае составляется только по инициативе налогового органа. Если налогоплательщик согласен с мотивированным мнением, то он должен уведомить об этом налоговый орган в течении одного месяца и, при необходимости, предоставить документы, подтверждающие выполнение требований (позиции) налогового органа (изменения в налоговом учёте и налоговой декларации, уточнённую налоговую декларацию). В случае несогласия организации с мотивированным мнением, она должна так же в течение одного месяца предоставить в налоговый орган свои разногласия с позицией последнего, а налоговый орган будет обязан инициировать

взаимосогласительную процедуру. В отношении крупнейших налогоплательщиков федерального уровня эта процедура проводится руководителем (заместителем) федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов, а регионального уровня - руководителем (заместителем) УФНС России по субъекту Федерации, в течении 1 месяца со дня получения разногласий и материалов налогового органа с участием инициатора взаимосогласительной процедуры и налогоплательщика. По результатам такой процедуры выносится одно из двух решений: оставить мотивированное мнение налогового органа без изменений или изменить его и уведомить о решении налогоплательщика и налоговый орган (инициатора).

В случае несогласия организации с результатами (решением) взаимосогласительной процедуры, она будет вправе обжаловать их в судебном порядке, используя материалы предварительного налогового разъяснения налогового органа.

5. Необходимо законодательно установить также следующие важные положения порядка и результатов проведения мониторинга на предмет ПНР, без которых институт предварительного налогового разъяснения работать не будет.

Во-первых, если налогоплательщик соглашается с позицией (предварительным налоговым разъяснением) налогового органа по запрошенным вопросам налогообложения будущих сделок и операций (не представляет в налоговый орган своих возражений) и в дальнейшем исполняет рекомендации налогового органа, то во время и после фактического совершения указанных сделок (операций) налоговый орган не вправе применять к такому налогоплательщику штрафные налоговые санкции за налоговые правонарушения, начислять пени и принуждать его предоставлять уточнённую налоговую декларацию для уплаты дополнительных налоговых платежей. В этой связи необходимо включить данное положение отдельным подпунктом в п.1 ст. 111 НК РФ.

Во-вторых, в случае, если налоговый орган нарушит установленные сроки предоставления организации предварительного налогового разъяснения и (или) мотивированного мнения по результатам проверки его фактического исполнения либо вообще не представит организации такого мотивированного мнения, то в дальнейшем налоговый орган будет не вправе менять свою позицию и квалифицировать деяние налогоплательщика, действовавшего в соответствии с полученным ПНР (мотивированным мнением), как нарушение налогового законодательства.

Предлагаемая нами модель института предварительного налогового разъяснения, конечно же, потребует апробации, доработки, уточнения и конкретизации, но она может быть принята за основу для подготовки соответствующего законопроекта.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2016 г. - М.: Эксмо, 2016. - 967 с.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10. 02. 2014 № 1620р (в ред. от 02. 07. 2014). Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования» //Собрание заканодательства Российской Федерации. - 17. 02. 2014. - № 7. - Ст. 711.

3. Виницкий Д.В. Принцип добросовестности и злоупотребление правом в сфере налогообложения //Право и экономика. - 2003. - № 1. - С.50 - 55.

4. Кизимов А.С. Формирование и развитие налогового мониторинга в России: дис... канд. экон. наук. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009. - 216 с.

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и период 2017 и 2018 годов /Документ Министерства финансов Российской Федерации. URL: http:/ www.minfin.ru

6. Соловьев В.А. Письменные разъяснения в России и за рубежом //Налоговед. - 2007. -№ 10 (октябрь). - С. 31 - 37.

7. Суворова Е.В., Казанский Д.М. Горизонтальный налоговый мониторинг: новый подход к налоговому администрированию //Законы России: опыт, анализ, практики. - 2014. -№ 3. - С. 41 - 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.