Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОВЫХ РЫНКОВ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОВЫХ РЫНКОВ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / МАТРИЦА НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ РЫНКОВ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ТОВАРЫ / NATIONAL TECHNOLOGY INITIATIVE / MATRIX OF NATIONAL TECHNOLOGY INITIATIVE / DIGITAL TOOLS OF CUSTOMS REGULATION / FORMATION OF NEW MARKETS / HIGH TECHNOLOGY GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башлы Петр Николаевич, Кочергина Татьяна Евгеньевна

В статье рассмотрены перспективы формирования и функционирования качественно новых рынков, обусловленных развитием цифровых технологий. На основе анализа сферы применения прорывных технологий сформулирован вывод о необходимости формирования новых цифровых рынков с целью обеспечения глобальной конкурентоспособности национальной экономики. Дана характеристика новых рынков. Уточнены задачи и мероприятия по адаптации механизма таможенного регулирования новых рынков с использованием современных цифровых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND CUSTOMS REGULATION OF NEW MARKETS IN THE FRAMEWORK OF NATIONAL TECHNOLOGY INITIATIVE

Prospects for the formation and functioning of qualitatively new markets due to the development of digital technologies are considered in the article. Based on the analysis of the scope of breakthrough technologies application, a conclusion is drawn about the need to form new digital markets in order to ensure the global competitiveness of the national economy. The characteristic of new marketplaces is given. The tasks and measures for adapting the mechanism of customs regulation of new markets using modern digital tools have been clarified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОВЫХ РЫНКОВ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ECONOMIC POLICY

П. Н. Башлы, Т. Е. Кочергина

ФОРМИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОВЫХ РЫНКОВ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

В статье рассмотрены перспективы формирования и функционирования качественно новых рынков, обусловленных развитием цифровых технологий. На основе анализа сферы применения прорывных технологий сформулирован вывод о необходимости формирования новых цифровых рынков с целью обеспечения глобальной конкурентоспособности национальной экономики. Дана характеристика новых рынков. Уточнены задачи и мероприятия по адаптации механизма таможенного регулирования новых рынков с использованием современных цифровых инструментов.

Ключевые слова: Национальная технологическая инициатива; матрица Национальной технологической инициативы; цифровые инструменты таможенного регулирования; формирование новых рынков; высокотехнологичные товары.

P. N. Bashly, T. E. Kochergina

FORMATION AND CUSTOMS REGULATION OF NEW MARKETS IN THE FRAMEWORK OF NATIONAL TECHNOLOGY INITIATIVE

Prospects for the formation and functioning of qualitatively new markets due to the development of digital technologies are considered in the article. Based on the analysis of the scope of breakthrough technologies application, a conclusion is drawn about the need to form new digital markets in order to ensure the global competitiveness of the national economy. The characteristic of new marketplaces is given. The tasks and measures for adapting the mechanism of customs regulation of new markets using modern digital tools have been clarified.

Keywords: National technology initiative; matrix of National technology initiative; digital tools of customs regulation; formation of new markets; high technology goods.

Национальная технологическая инициатива (НТИ) как один из приоритетов государственной политики была представлена в послании Федеральному Собранию Российской Федерации (РФ) 04.12.2014 Президентом РФ В. В. Путиным. В качестве стратегической задачи было определено следующее: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада» [1]. В мировой практике примерами реализуемых программ технологической модернизации национальной экономики путем ускоренного развития высокотехнологичных отраслей являются программы «Национальная технологическая инициатива Казахстана», «Сделать в Индии», «Сделать в Китае».

Во многом эти программы решают и проблему импортозамещения. Например, программа «Национальная технологическая инициатива Казахстана» ориентирована на освоение передовых технологий современности и формирование новых производств на этой основе, с одной стороны, и широкомасштабную технологическую трансформацию традиционного производства - с другой.

Как программа мер НТИ ориентирована на формирование принципиально новых рынков и создание условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г. в соответствии с принципами, качественно отличающимися от иных российских национальных проектов [2].

В первую очередь, НТИ ориентирована на развитие глобальных высокотехнологичных рынков, по большей части еще не сложившихся, борьба за лидерство на которых будет продолжаться в ближайшие 20 лет в процессе формирования мировой цифровой экономики, и продвижение новых, не имеющих аналогов в мире товаров.

Еще одно принципиальное отличие данной программы заключается в позиционировании государства, которое выступает как участник НТИ, создающий условия для ее развития и оказывающий поддержку высокотехнологичному бизнесу для его продвижения в перспективных направлениях как внутри страны, так и на мировых рынках. На отечественный высокотехнологичный бизнес возлагается роль лидера, определяющего ключевые направления развития.

В рамках реализации НТИ предполагается объединять людей, а не организации, при этом поддерживается и стимулируется формирование проектно-твор-ческих коллективов. Причем должен возрастать спрос на ИТ-компетентных работников, умеющих работать в автономном режиме и самостоятельно принимать решения, так как внедрение информационных технологий детерминирует увеличение степени децентрализованных решений, которые принимаются на всех уровнях в организационной, управленческой, финансовой, социальной, производственной и иных сферах.

Природу системных решений по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г., логику взаимодействия между всеми участниками определяет матрица НТИ, которая является концептуальной основой реализации НТИ (рис. 1) [3].

В четырехмерной системе координат матрицы НТИ представлена предметная область, в соответствии с которой по левой оси размещена информация о формировании в России новых рынков, основанных на прорывных технологиях, обозначенных на верхней оси. На правой оси указаны методы и организационные формы поиска прорывных технологий, для развития которых создаются инструменты поддержки, представленные в виде сервисной модели (нижняя ось).

Приоритетные технологии НТИ в соответствии с верхней осью матрицы НТИ сгруппированы в трех базовых технологических пакетах, которые представлены в табл. 1.

Предполагается, что технологии первого базового пакета обеспечат формирование условий для появления технологических пакетов второго и третьего порядка как производных в результате сочетания технологий, входящих в базовые технологические пакеты, например [4]:

- цифровые двойники: DT = BD+AI;

- робототехника: ИТ = EN + МТ+ SN+AI;

г

0

1 £

Т5 О

О |

£

§

I

Ё §

Базовый технологический пакет 1 Базовый технологический пакет 2

Базовый технологический пакет 3 _

г л

Большие Распределенные Мобильные Новые мате- Квантовые Нейротехнологии

данные реестры источники энергии риалы технологии

I Искусственный Беспроводная I Производствен- I Сенсорика I Фотоника I Генетика интеллект связь ные технологии биотехнологии

цфшфшфнфнфшфшфшфнфжфнфнфщ

Билет в будущее

Олимпиада НТИ

WorldSk¡lls(+DS+HT+FS)

Кружковое движение ^

Кванториумы

Школы мышления

Сетевые магистратуры

Навигатор профразвития

Наставничество Предпринимательские клубы 11 ) Экспертные сети

>

>

о

фш^Г>н0в<7>н0нЗнфшфнфжфнфнф|

Франшиза НТИ Канон НТИ

Стандарт цифрового следа

Конструктор форматов

Точки кипения Акселерация

Рейтинговое Подбор команд Региональный агентство стандарт

Инициативная проработка, поиск устойчивых форматов

Фабрики пилотирования

Венчурные I инвестиции Поддержка проектов

Институцианализированное направление развития НТИ

Я Я

и

р

н

м Я

Рис. 1. Матрица Национальной технологической инициативы

О!

со

- интернет вещей: IOT = AI+XG+EN+MT+SN;

- смешанная реальность: MR = VR+AR = BD+AI+XR+EN+SN+PH+NE.

Таблица 1

Базовые технологические пакеты

Первый технологический пакет Второй технологический пакет Третий технологический пакет

БР - большие данные БЫ - мобильные источники энергии ОТ - квантовые технологии

А1 - искусственный интеллект ТН - производственные технологии РН - фотоника

ВС - распределенные реестры МТ - новые материалы ЫЕ - нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность

Хв - беспроводная связь БЫ - сенсорика и компоненты робототехники вЕ - генетика и биотехнологии

Актуальность реализации программы по разработке и внедрению приоритетных технологий подтверждается аналитиками IDC (International Data Corporation). Эксперты полагают, что в 2021 г. мировой объем продаж информационных и телекоммуникационных технологических продуктов и услуг превысит 5,6 трлн долл., в том числе на новые технологии «третьей платформы» (систему интернета вещей, роботов и дронов, шлемов дополненной и виртуальной реальности и трехмерные принтеры) будет приходиться 23%. Около 70% мирового рынка информационно-коммуникационных технологий будет обеспечено за счет инвестиций в технологии «третьей платформы» (облачные и мобильные технологии, обработку больших объемов данных и аналитику, а также социальные технологии) [5].

Представляется, что наиболее интересными прогнозами экспертов в области цифровизации являются следующие:

1. Формирование «экономического мегапартнерства», так как около 60% предприятий будут функционировать на основе общекорпоративной платформы - облачных PaaS-платформ с использованием микросервисов и бессерверных вычислений.

2. Овладение этими платформами снимает пространственные, временные и стоимостные барьеры, с одной стороны, и умножает выгоды от использования интеллектуального и физического капитала (50% валового мирового дохода будет «цифрового» происхождения) - с другой.

3. Существенное снижение трудовых затрат в совокупных издержках ^D-прин-тинг, робототехника, сенсорика, блокчейн - около 25% компаний из рейтинга Global 2000 к 2021 г. начнут широко использовать сервисы блокчейна) приведет к сокращению глобальных производственных цепей и объемов трансграничной торговли, способствуя росту масштабов местного, локального, национального производства. В этих условиях формируется тенденция «решоринга» - обратного процесса, процесса возвращения производства в национальные юрисдикции в отличие от «офшо-ринга» - выстраивания интернациональных воспроизводственных цепей [5].

В связи с этим решение о запуске НТИ, в которой реализуется идея поддержки прорывных проектов, способных обеспечить глобальное лидерство российских компаний на только зарождающихся рынках (нетах) - Автонет, Аэронет, Маринет, Медианет, Нейронет, Хелснет, Энерджинет, Технет, Фуднет, Фешен-нет, Эдунет - является обоснованным и актуальным.

П. Н. Башлы, Т. Е. Кочергина

Выбор «нетов» НТИ - это осмысление, в первую очередь, мировых тенденций, оцениваемых специалистами как переход к «экономике по требованию» или «экономике общего пользования», когда центром притяжения является конечный потребитель. По прогнозным показателям в соответствии с «дорожными картами» НТИ, сформированными по каждому из «нетов» и курируемыми Агентством стратегических инициатив, объем каждого из них должен превысить 100 млрд долл. к 2035 г. [6].

Известно, что технологическими основами цифрового развития являются большие данные, социальность, мобильность и облачность - SMAC (Social, Mobility, Analytics, Cloud). Их сочетание позволяет кастомизировать конкретного клиента, адаптировать продукты к его конкретным потребностям и существенно удешевить бизнес-процессы.

Объем информации ежегодно удваивается. Аналитики IDC предсказывают увеличение объема информации до 35 000 экзабайт, практически в 117 раз, а расходы на технологии больших данных в мире - в 3,5 раза. При этом рост доли программного обеспечения незначителен, несколько быстрее увеличивается доля оборудования, максимального роста достигают ИТ-услуги в сфере больших данных [7].

История появления первых девяти рынков НТИ (первая и вторая категории по левой оси матрицы НТИ) связана с отбором по результатам работы «Форсайт-флота» [8] в 2015 г. Позже к девяти рынкам первой и второй категорий добавился рынок Технет (первая категория) и три рынка третьей категории: Медианет, Фе-шеннет, Эдунет. Характеристика рынков НТИ представлена в табл. 2.

Таблица 2

Рынки Национальной технологической инициативы [6]

Рынок Продукт Компании-участники Цели к 2035 г.

Рынки первой категории

Автонет (Autonet) Телематические транспортные системы, транспортно-логистические услуги Группа ГАЗ, АВТОВАЗ, Автодор, ВЭБ, Sollers Объем экспорта компаний рынка - 242 млрд долл.

Маринет (Marinet) Цифровая навигация и связь, инновационное судостроение, освоение ресурсов океана Сканэкс, ОСК, Русгидро, Микран, Fesco, СКФ Доля российских компаний на рынке Е-навигации - 12%

Сейфнет (Safenet) Безопасность платформ управления и приложений, биометрический контроль и аутентификация, безопасность сетей, индустриальные интеграционные услуги Руссофт, ЦРТ, Супертел, Квантовые коммуникации, Инкомтех, Synlock, Ranberry

Технет (Technet) Цифровое проектирование и моделирование, аддитивные технологии, робототехника, Big Data и llot ОАК, НПО «Сатурн», Волгабас, CompMechLab 10-е место РФ в рейтинге Global Manufacturing Competitiveness Index

Энерджинет (Energynet) Распределительные сети, интеллектуальная распределенная энергетика, персональная энергетика и сервисы Россети, Техснабэкспорт, Таврида Электрик, QIWI Объем выручки РФ на глобальном рынке - 40 млрд долл. в год

Рынки второй категории

Аэронет (Aeronet) Дистанционное зондирование земли и мониторинг для сельского хозяйства, перевозка товаров и грузов, поиск и спасение людей в аварийных ситуациях «Кронштадт», Copter Express, «Финко», «Космо-курс», «Кулон», ОПДС Доля РФ на рынке беспи-лотников - 35-40 млрд долл.

Окончание таблицы 2

Рынок Продукт Компании-участники Цели к 2035 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хелснет (Healsnet) Превентивная медицина, медицинская генетика, ИТ в медицине, здоровое долголетие, биомедицина Р-Фарм, Национальный БиоСервис, СибЭнзим, Healbe Пять российских компаний в топ-70 по объему продаж

Фуднет (Foodnet) «Умное» сельское хозяйство, ускоренная селекция, новые источники сырья, доступная органика, персонализированное питание Elementaree, Амбика групп, Промбиотех, Союзмолоко, Генотек

Нейронет (Neuronet) Нейроассистенты, нейрообразование, нейромедтехника и фарма, нейроразвле-чения Нейротренд, Фактбук, Нейроботикс, ХимРар, Нейроматикс Десять национальных компаний-чемпионов с капитализацией 1 млрд долл. каждая

Финнет (Finnet) Распределенный реестр и автоматизированные контракты, сгс^1-технологии, новые технологии в традиционных финансах Яндекс, Деньги, QIWI

Рынки третьей категории

Фешеннет Распределенные автоматизированные производства с единой системой заказа и логистики, сервисы и инструменты поддержки создания дизайна и проектирования одежды

Медианет Живая коммуникация людей в медиа, цифровое представительство человека в виртуальном мире, цифровое «обогащение» объектов реального мира, цифровой «слепок» мира и объектов культуры

Эдунет Образовательные услуги и продукты на сетевых принципах, платформенные решения, распространение цифровых учебно-методических данных, доступ к сообществам наставников и мастеров, транслирующих знания и опыт

Формирование новых рынков в контексте НТИ, ориентированных на создание геоэкономических преимуществ и обеспечение геотехнологического лидерства, детерминирует необходимость адаптации механизма таможенного регулирования.

С одной стороны, речь идет о содействии развитию экспортоориентированных секторов с акцентом на отрасли и высокотехнологическую продукцию цифровой экономики. С другой стороны, в основные направления развития таможенной службы включены мероприятия, обеспечивающие цифровизацию и автоматизацию таможенных операций в целях создания благоприятной среды и улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Очевидно, что в современных условиях развитие таможенной службы должно быть основано на технологиях, связанных с внедрением искусственного интеллекта, обработки Big Data, блокчейна и т. п., с целью решения задач, формулируемых и актуализируемых развитием цифровой экономики, интернет-торговли, качественным ростом объемов товаропотоков.

Выполнение данных требований формирует предметную область таможенной службы РФ в рамках НТИ, представленную на рис. 2.

2

(ч о

3

о

0

1

Й

0 5&

3

1

I §

0

5&

1

Ё §

¡5!

Автонет

Маринет

Сейфнет

Технет

Энерджинет

Аэронет

Хелснет

Фуднет

Нейронет

Эдунет

Большие данные

Распределенные реестры

Мобильные источники энергии

Новые материалы

Квантовые технологии

Нейротехнологии

Искусственный интеллект

Беспроводная связь

Производственные технологии

Сенсорика

Фотоника

Генетика биотехнологии

ТЕХНОЛОГИИ И БАРЬЕРЫ

Внедрение

Регулирование

ФТС РОССИИ

Применение

Поддержка

СЕРВИСЫ И СООБЩЕСТВА

Новые дисциплины Новые образовательные программы Программы профраз-вития

Практики и стажировки СНИЛ и кружки Форсайт-сессии I Сетевые магистратуры I Наставничество I Подготовка лидеров

н

м я

Общественный совет Научно-технический Автоматическая при ФТС России | совет ФТС России регистрация ДТ КоллегияФТС Экспертно- Хартия

России консультативный добросовестных совет по реализации участников ВЭД ТП при ФТС России

Яр Развивается, поддерживается, используется

Точка кипения ФТС России

Автоматический выпуск ДТ

О

Цифрой двойник ЦЭД

Система Оценка риска товарной прослеживаемости партии в реальном движения товаров времени

Поискустойчивых форматов развития

Рис. 2. Предметная область таможенной службы РФ в рамках НТИ

О!

Матрица предметной области таможенной службы описывает новые форматы взаимодействия таможни, бизнеса (левая ось), взаимодействия заинтересованных структур (нижняя ось), применения прорывных технологий (верхняя ось) с учетом не только регулирования новых рынков НТИ, но и подготовки кадров, обладающих адекватными компетенциями (правая ось).

Наиболее востребованными компетенциями в условиях адаптации механизма таможенного регулирования к требованиям формируемых новых рынков становятся знания и умения, связанные с применением новейших информационных технологий, обработкой и анализом Big Data, а также способности оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям ВЭД и ее регулирования.

В целом применение современных цифровых технологий в качестве инструментов таможенного регулирования позволит разрабатывать корректные алгоритмы таможенного администрирования. В качестве примера целесообразно привести проект по созданию системы прослеживаемости товаров, направленный на решение задач, ориентированных на снятие барьеров для электронной торговли: обеспечение прозрачности внешнеторговых, в том числе таможенных, операций; полнота взимания таможенных платежей; минимизация рисков; обеспечение экономической безопасности и др.

В то же время адаптация таможенного администрирования к требованиям новых рынков позволит сформировать преференциальные условия для экспорта российской продукции высоких технологий и определить меры поддержки для международной кооперации, в первую очередь, в экономическом пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что обеспечит повышение не только технологического уровня национальной промышленности стран - членов интеграционного объединения, но и сформирует бренд ЕАЭС на внешних рынках.

Таким образом, с одной стороны, НТИ призвана синтезировать системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, эффективных мер финансового и кадрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей соответствующих компетенций с целью формирования новых рынков - «нетов». Формирование «нетов» предусматривает обеспечение конкурентных преимуществ России на глобальных рынках в тех нишах, где еще не сформировались глобальные лидеры, и является реакцией на мировые тренды в области создания и использования информационных технологий.

С другой стороны, в условиях реализации НТИ и формирования новых рынков конкретизируются инструменты таможенного регулирования ВЭД в условиях цифровизации, предусматривающие применение прорывных технологий и подготовку кадров, обладающих необходимыми компетенциями.

В то же время с начала запуска НТИ уже прошло несколько лет, но до сих пор остается нерешенным ряд проблем: слабо проработана процедура управления НТИ; нечетко определены источники финансирования; уровень инновационной активности российских предприятий практически в четыре раза ниже, чем в европейских странах; адаптация таможенного администрирования к реалиям создания и функционирования цифровых платформ в международной торговле и др. Все это предполагает необходимость проведения дальнейших научных исследований в указанных направлениях.

П. Н. Башлы, Т. Е. Кочергина

Использованные источники

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014 по состоянию на 05.07.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_171774/ (дата обращения: 25.10.2019).

2. Национальная технологическая инициатива. Принципы [Электронный ресурс]. URL: http://www.nti2035.ru/nti/principles (дата обращения: 25.10.2019).

3. Национальная технологическая инициатива. Матрица НТИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.nti2035.ru/codes/docs/canon.pdf (дата обращения: 25.06.2019).

4. Хейфец Б. А. Новые экономические мегапространства и Россия. СПб.: Алетейя, 2019. 288 с.

5. Прогнозы IDC обещают Третьей платформе новый этап развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.computerworld.ru/news/Prognozy-roC-obeschayut-Tretey-platforme-novyy-etap-razvitiya (дата обращения: 15.11.2019).

6. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]. URL: https://www.rvc. ru/upload/doc/Business_Guide_031218.PDF (дата обращения: 12.11.2019).

7. Рынок информационных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://center-yf.ru/ data/economy/rynok-informacionnyh-tehnologiy.php (дата обращения: 20.10.2019).

8. Форсайт-флот завершен. Национальная технологическая инициатива (НТИ) - на старте [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/36010/ (дата обращения: 23.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.