Формирование и совершенствование нормативной правовой базы
по лизингу в Республике Беларусь
Г.Н. Москалевич
Статья посвящена проблемам становления лизингового законодательства в Республике Беларусь. Рассматриваются и анализируются нормативные правовые акты, регулирующие лизинговые отношения. Выявляются противоречия, имеющиеся в актах лизингового законодательства, предлагаются пути их устранения. Анализируется влияние нормативных правовых актов на развитие лизинга как перспективного и эффективного вида предпринимательской деятельности в стране.
Делается вывод, что совершенствование нормативной базы по лизингу позволит расширить использование лизинговых операций в инновационном развитии экономики Республики Беларусь. В связи с этим автор считает целесообразным принятие в Республике Беларусь Закона о лизинге.
Ключевые слова: лизинг, лизинговые правоотношения, лизинговое законодательство, нормативные правовые акты, Положение о лизинге, Закон о лизинге, Республика Беларусь.
Первым нормативным актом, регулирующим лизинговые отношения в Республике Беларусь, были Методические указания Министерства финансов РБ от 11 апреля 1994 г. № 61 «О порядке учета лизинговых операций» (утратили силу 23 августа 1996 г.) [3]. Фактически это был первый юридический документ по лизингу и в странах СНГ. В нем изложены основные принципы бухгалтерского учета лизинговых операций, что позволило упорядочить финансовую деятельность лизинговых компаний в правовом отношении. До 1996 г. этот документ был единственным в Беларуси, с помощью которого регламентировались лизинговые отношения. Причем другие аспекты лизинга -помимо правил ведения бухгалтерского учета лизинговых операций - данным документом не определялись.
Иные нормативные правовые акты, в том числе и Гражданский кодекс, которые регулировали бы вопросы лизинга, в то время в стране отсутствовали. Поскольку в случае отсутствия нормы применяется закон, регулирующий сходные отношения, а при отсутствии такого закона суд исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 Гражданско-процессуального кодекса РБ), то при заключении договоров лизинга партнеры вынуждены были опираться на правовые нормы договора аренды или договора имущественного найма. Общими признаками указанных договоров являются возмездность, срочность и передача имущества во владение и пользование.
Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (далее - ГК РБ), особенности регулирования арендных отношений определяются специальным законодательством, в частности Законом РБ «Об аренде» [8]. Однако в нем конкретные виды имущества не выделены. Неконкретность определения объектов аренды и объектов имущественного найма приводила к тому, что
стороны могли заключить как договор аренды, так и договор найма по отношению к одной и той же вещи. Данная неясность в отношении объектов аренды отрицательно сказывалась и на правовом регулировании лизинговых отношений.
Правовая неопределенность в вопросах лизинга стимулировала дальнейшую разработку соответствующих нормативных правовых актов. Утвержденное Министерством экономики Приказом от 29 февраля 1996 г. № 14-а Положение о лизинге на территории Республики Беларусь (признано утратившим силу 11 февраля 1998 г.) [10] имеет целый ряд достоинств в отношении правовых основ лизинга. В документе впервые дана развернутая характеристика понятия «лизинг», приближающаяся к общепринятому определению. Лизинг трактуется как «многосторонние отношения между субъектами хозяйствования, при которых одна сторона (лизингодатель) по предложению другой стороны (лизингополучателя) вступает в соглашение с третьей стороной (продавцом) и, в случае необходимости, с четвертой стороной (кредитором) для приобретения у продавца имущества для лизингополучателя, а лизингополучатель обязуется уплатить лизингодателю за это лизинговые платежи» (подп. 1.2 п. 1).
Вместе с тем в данном определении ничего не говорится о праве лизингополучателя на возмездное владение и пользование имуществом в течение оговоренного в договоре срока. Такое право устанавливается позднее - при определении лизингополучателя как одного из субъектов лизинга. Лизингополучатель рассматривается как юридическое или физическое лицо, получающее имущество во владение и пользование по договору лизинга (подп. 1.4 п. 1).
Из объектов лизинга исключено все, что не может быть отнесено к основным фондам и нематериальным активам (подп. 3.1 п. 3); предусмотрены: регулирование отношений прав собственности (право выбора объекта лизинга и продавца имущества; право собственности на имущество в течение срока действия договора лизинга; порядок и условия перехода права собственности к лизингополучателю; право лизингополучателя на приобретение имущества в собственность по окончании действия договора лизинга или на возобновление договора) (подп. 8.2 п. 8); узаконены прямой и возвратный лизинг; установлено, что риск случайной гибели, утраты, порчи и повреждения лизингового имущества переходит от лизингодателя к лизингополучателю с момента передачи ему во владение и пользование имущества; определены обязательные условия договора лизинга (подп. 10.2 п. 10); предприниматели - физические лица - признаются равноправными субъектами лизинговых отношений (подп. 4.1 п. 4).
В разделе III Положения о лизинге перечислены составляющие элементы общей суммы лизингового платежа (подп. 19.3 п. 19); указывается о возможности применения ускоренной и свободной амортизации лизингового имущества.
Вместе с тем рассматриваемый документ имеет и целый ряд недостатков. В частности, в указанном Положении о лизинге сохранено уже действовавшее в то время разделение платежа на амортизацию и лизинговую ставку.
Следовательно, для лизинга сохраняется повторный косвенный налог на добавленную стоимость на оборудование (один при покупке продавцу, второй -непосредственно государству, за отсутствием возможности включить его амортизацию в затраты при расчете налога на добавленную стоимость). В документе нет четкого разъяснения термина «свободная амортизация».
Таким образом, Положение о лизинге 1996 г., хотя и явилось значительным шагом вперед в сфере правового обеспечения лизинга, но не разрешило многих проблем в этой области.
Дальнейшее развитие нормативной базы в отношении лизинга было инициировано Указом Президента Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. № 587 «О лизинге» [5]. Данным Указом были установлены основные направления по развитию лизинга в республике. Правительству было предписано до 1 января 1998 г. разработать и утвердить Положение о лизинге и мероприятия по развитию лизинга в стране. Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь к концу 1997 г. было разработано новое Положение о лизинге на территории Республики Беларусь (утверждено Постановлением Совета министров РБ от 31 декабря 1997 г. № 1769) (далее -Положение о лизинге) [6], определены мероприятия по развитию лизинговой деятельности.
В Положении о лизинге 1997 г. получило свое дальнейшее развитие определение лизинга. Теперь он трактуется как «деятельность, связанная с приобретением одним юридическим лицом за собственные или заемные средства объекта лизинга в собственность и передачей его другому субъекту хозяйствования на срок и за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа» (подп. 1.1 п. 1).
В основу данного определения положена экономическая и юридическая сущность лизинга, заключающаяся в приобретении лизингополучателем права на возмездное владение и пользование имуществом в течение оговоренного в договоре срока, что согласуется с общепринятым в высокоразвитых странах определением лизинга.
Произведено четкое разграничение лизинга и посреднической деятельности, отмечено принципиальное отличие лизинга от товарного кредита, финансовых операций, купли-продажи в рассрочку. Последнее особенно важно, так как отождествление лизинга с этими видами деятельности меняет его правовую и экономическую сущность [6].
Уточненное определение лизинговой деятельности также не является безупречным, на что указывают некоторые специалисты. По их мнению, первая часть определения лизинга не вполне адекватна лизинговой деятельности, поскольку термин «приобретение» подразумевает бытовой подход и не охватывает все стороны проблемы [9, с. 7].
Данная точка зрения представляется нам справедливой. Действительно, приобретение имущества обычно подразумевает переход прав собственности на него по договору купли-продажи. При таком понимании термина «приоб-
ретение» производитель не может осуществлять лизинговую деятельность в отношении собственной продукции, выступающей в качестве объекта лизинга. Для этого ему необходимо приобрести у другого субъекта хозяйствования проданную ему ранее свою же собственную продукцию.
Первая часть определения лизинговой деятельности («приобретение одним юридическим лицом за собственные или заемные средства объекта лизинга») включает и случай производства данным юридическим лицом за свои или чужие средства объекта лизинга, если исходить из п. 1 ст. 219 ГК РБ. В нем говорится, что «право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением законодательства, приобретается этим лицом» [1].
В данном Положении о лизинге дается и определение понятию «договор лизинга». Это - «соглашение между лизингодателем и лизингополучателем об установлении прав и обязанностей по поводу приобретения лизингодателем в собственность указанного лизингополучателем объекта лизинга у определенного последним продавца (поставщика) и предоставления лизингополучателю объекта лизинга за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа либо предоставления лизингодателем лизингополучателю ранее приобретенного объекта лизинга за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа» (подп. 1.4 п. 1) [6]. Как видим, в качестве дополнительного субъекта лизинговых правоотношений неизбежно выступает еще одно лицо - продавец.
В Положении о лизинге 1997 г. прослеживается дальнейшее уточнение объектов и субъектов лизинга. Субъектами лизинга могут являться: лизингодатель - юридическое лицо, передающее по договору лизинга специально приобретенный для этого за счет собственных и (или) заемных средств объект лизинга; лизингополучатель - субъект хозяйствования, получающий имущество во временное владение и пользование по договору лизинга (подп. 3.1 п. 3). Таким образом, лизингополучателем может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, но лизингополучателем не имеет право быть физическое лицо, которое не приобрело статуса индивидуального предпринимателя. Лизингодателем может быть только юридическое лицо. Это требование предъявляется как к белорусским, так и к иностранным лизингодателям.
Из числа субъектов лизинга исключены продавец имущества и кредитор, осуществляющий финансирование лизинга (в отличие от Положения о лизинге 1996 г.), что, на наш взгляд, сужает круг субъектов лизинга. К тому же подп. 3.1 п. 3 действующего Положения о лизинге вступает в противоречие со ст. 636 ГК РБ, где речь идет и о продавце как субъекте лизинга.
Объектом лизинга может стать любое используемое в предпринимательских целях движимое и недвижимое имущество, относящееся по установленной классификации к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструменты (в пределах указанной в Положении о
лизинге стоимости), обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов. Такое уточнение отсутствует в ГК РБ, где сказано, что предметом договора лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, за исключением земельных участков и других природных объектов (ст. 637).
В Положении о лизинге закреплен ряд ограничений. Например, объектом лизинга не может выступать имущество, используемое для личных (семейных) или бытовых нужд, а также имущество, которое не может выступать в качестве объекта в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1), в том числе земельные участки, что соответствует ст. 637 ГК РБ. Однако в ст. 3 Закона «Об аренде» [8] земельные участки входят в число предметов аренды. Считаем, что данные ограничения в актах законодательства по лизингу затрудняют лизинговые операции с недвижимостью.
Полагаем, что Положение о лизинге не должно вступать в противоречие с ГК РБ. В связи с этим предлагаем:
• отнести к объектам лизинга движимое и недвижимое имущество, которое является неисчерпаемым по своей природе (непотребляемым) и свободное обращение которого на рынке не запрещено законодательством;
• с целью упрощения правового регулирования лизинговых операций с недвижимостью дополнить ст. 637 ГК РБ словами «не составляющих единые комплексы с недвижимостью» (после слов «кроме земельных участков»).
Согласно Положению о лизинге 1997 г., объекты лизинга подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Беларусь - на имя лизингодателя или лизингополучателя по согласованию сторон (п. 3). Ранее объекты лизинга регистрировались только на имя лизингодателя. В случае регистрации объекта лизинга на имя лизингополучателя последний должен указать в документах собственника объекта лизинга -лизингодателя.
В соответствии с предписаниями действующего Положения о лизинге, возможность ускоренной амортизации объектов лизинга за срок договора сохраняется, несмотря на некоторые принятые ограничения (например, срок договора финансового лизинга ограничен одним годом). Кроме того, амортизация объектов лизинга, использование которых не относится к хозяйственной деятельности лизингополучателя (предметы интерьера, включая офисную мебель, а также предметы для отдыха, досуга и развлечений, легковые автомобили, используемые в качестве служебных), должна производиться по утвержденным в установленном порядке правилам и нормам начисления амортизации (п. 19).
Мировая практика свидетельствует о том, что возможность ускоренной амортизации и предоставление налоговых льгот являются ведущими факторами в развитии лизинга. Это подтверждает необходимость нормативно закрепить возможные подходы к применению ускоренной амортизации и связанных с ней
льгот и разрешить в актах законодательства правовое обеспечение применения ускоренной амортизации лизингового имущества.
В целом Положение о лизинге 1997 г. развивает юридические нормативы государственного регулирования лизинговой деятельности. Вместе с тем, несмотря на тщательную разработку отдельных правовых актов по лизингу, могут возникать трудности в трактовке различных норм в хозяйственных документах и соотнесении их с законодательством, о чем свидетельствует судебная практика.
Нормативная база для развития лизинга в нашей стране существенно расширилась в связи с появлением Положения о лизинге (1997 г.), а также за счет изменений и дополнений в актах законодательства (по таможенному режиму, начислению амортизации, бухгалтерскому учету, валютному регулированию и контролю), направленных на стимулирование лизинговой деятельности. В 1998 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г. [2]. Нормы, содержащие информацию об этой деятельности, появились и в новом ГК РБ (ст. 636-641), который закрепил правовую базу лизинга, что способствовало формированию целостной системы правового регулирования лизинговых отношений [1].
В ГК РБ содержится определение договора лизинга (ст. 637), конкретизирован объект лизинга (ст. 637), уточнены некоторые организационные моменты (уведомление продавца о сдаче имущества в лизинг - ст. 638; условия передачи имущества лизингополучателю - ст. 639); определена ответственность лизингополучателя в случае случайной гибели или порчи имущества в связи с переходом к нему данного риска (ст. 640). Однако в ГК РБ переход риска к лизингополучателю не является императивной нормой. Предоставляется возможность сторонам установить иное в договоре лизинга, если в этом есть необходимость. Особое внимание уделено ответственности продавца (ст. 641). В ст. 641 подчеркивается, что в соответствии со ст. 307 ГК РБ в отношениях с продавцом стороны выступают как солидарные кредиторы.
ГК РБ установлено, что лизинговыми отношениями охватываются три субъекта: продавец, лизингодатель и лизингополучатель. Причем лизингодатель является собственником лизингового имущества. Таким образом, акты законодательства, регулирующие лизинговые отношения, гармонизированы с основными положениями Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге.
Исходя из того, что важнейшим условием интенсивного развития лизинга в отечественной экономике является формирование нормативной правовой базы лизинговых отношений, в нашей стране в течение последних десяти лет ведется активная нормотворческая деятельность в этом направлении. Начиная с 1996 г. органы исполнительной и законодательной власти приняли более 50 нормативных актов, в целом способствующих развитию лизинга в Республике Беларусь.
Особое внимание Президент и Правительство Республики Беларусь уделяют лизингу сельскохозяйственной техники и автотранспорта. Так, согласно Указу Президента РБ от 8 апреля 2004 г. № 171 «О некоторых мерах по улучшению условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства», автотранспортные средства, приобретаемые у производителя - резидента Республики Беларусь по договору финансового лизинга, передаются по контрактной стоимости юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (лизингополучателям) для международных перевозок грузов и пассажиров, если для приобретения автотранспортных средств используются кредиты банков в иностранной валюте или средства банков в иностранной валюте, на выгодных для субъектов лизинговых правоотношений условиях [7].
В развитие данного Указа были приняты постановления Совета министров РБ, Национального банка РБ, решения Минского городского Совета депутатов, которыми упорядочена организационно-правовая и финансовая сторона лизинга автотранспортных средств, а также предоставлены некоторые льготы субъектам лизинговых правоотношений.
Кроме того, в Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, способствующих развитию лизинга сельскохозяйственной техники и оказывающих финансовую поддержку со стороны государства сельскохозяйственным предприятиям, испытывающим значительные производственные трудности в силу объективных особенностей производства. Постановлениями Совета министров РБ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства промышленности РБ, Министерства финансов РБ установлены: порядок и условия кредитования закупки отечественных тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для последующей передачи их сельскохозяйственным организациям на условиях лизинга; возмещения организациям перерабатывающей промышленности АПК затрат по уплаченным процентам по кредитам и платежам, связанным с исполнением договоров лизинга, а также предусмотрены организационные мероприятия по выполнению принятых постановлений.
Экономическим советом СНГ 3 декабря 2004 г. принято Решение «О концепции развития лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов в государствах-участниках СНГ» [4].
Не оставлены без внимания государства и правительства и субъекты малого предпринимательства, которым предоставлена частичная компенсация расходов по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование заемными средствами на приобретение объекта лизинга; предоставлены льготы субъектам лизинговых правоотношений в виде снижения некоторых налогов для лизингодателей, утвержденные Письмом Министерства по налогам и сборам РБ от 20 декабря 2004 г. № 4-2-10/6685-1.
Таким образом, в Республике Беларусь создана благоприятная обстановка для осуществления лизинговой деятельности:
1) создана нормативная база для развития лизинга;
2) правовые положения о лизинге закреплены в отдельном параграфе ГК РБ (параграф 6 гл. 34);
3) субъектам хозяйствования, занимающимся лизингом, оказывается поддержка государства и уделяется повышенное внимание: среди стран СНГ наша страна занимает одно из первых мест по количеству государственных мер, стимулирующих развитие лизинга (в частности, в сфере сельскохозяйственного производства, автотранспорта).
Следует также отметить, что после принятия и подписания Республикой Беларусь 12 октября 2005 г. межгосударственного Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в СНГ, ратификации данного Соглашения 15 июня 2006 г. Законом за № 127-З в нашей стране ведется активная работа по подготовке к внесению изменений в национальное законодательство, регулирующее лизинговую деятельность. Указанное Соглашение способствовало развитию и совершенствованию лизинга в Республике Беларусь, как его внутренней формы, так и внешней (международной).
Так, Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 4 июня 2010 г. было утверждено новое Положение о лизинге, которое вступило в силу с 1 июля 2010 г. [11]. Предшествующее Положение, соответственно, с этого момента утратило силу. В то же время новое Положение не распространяет свое действие на ранее заключенные договоры лизинга, если только стороны добровольно не договорятся об этом.
В целом Положение не претерпело существенных изменений в части его содержания. Изменения касаются в основном терминологии, устранения противоречий предшествующей редакции, а также введения новых понятий, которыми лизинговые компании и без этого пользовались ранее. Введены следующие понятия.
Появился термин «контрактная стоимость» (п. 2. абз. 2); появилось понятие «срок лизинга» - срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю; термин «объект лизинга» заменен понятием «предмет лизинга» (п. 4 абз. 1); понятие «инвестиционные расходы» больше не применяется, вместо этого законодатель устанавливает перечень сумм, включаемых в состав лизинговых платежей (п. 17), а также правило, согласно которому расходы, подлежащие возмещению по договору и не вошедшие в состав лизинговых платежей, являются расходами лизингополучателя (п. 18); ранее действовала норма, согласно которой текущие расходы возмещались за счет дохода лизингодателя.
Вместе с тем имеются следующие противоречия: из перечня существенных условий исключено определение «срок действия договора лизинга, исчисляемый с даты передачи объекта лизинга лизингополучателю», не соответствующее понятию лизинга, которое предполагает наличие обязанностей
сторон как до, так и после передачи объекта в лизинг; с исчезновением этого определения больше не вызывает сомнения, что договор лизинга действует именно с даты его подписания (или регистрации, если требуется), а не с даты передачи объекта лизинга.
Следует отметить и новые положения:
• впервые в Положении раскрыты понятия «возвратный лизинг» (п. 3, абз. 4), «повторный лизинг» (п. 3, абз. 5);
• понятие «сублизинг» раскрыто более полно, также появились нормы, устанавливающие правила для сублизинга (п. 3, абз. 6; п. п. 8, 9);
• появилось ограничение размера авансового платежа - не более 40 % от контрактной стоимости предмета лизинга с НДС (п. 19.);
• существенным условием договора купли-продажи предмета лизинга теперь является указание на то, что имущество приобретается для его передачи в лизинг;
• установлено общее правило, согласно которому стоимость предмета лизинга не подлежит изменению; ранее предмет лизинга не подлежал переоценке;
• уточнен порядок передачи предмета лизинга и его выкупа: передача в лизинг производится по акту приема-передачи, выкуп оформляется актом передачи прав собственности.
В настоящее время продолжается совершенствование законодательства по лизингу в Республике Беларусь. Полагаем, что отдельного рассмотрения требуют вопросы и проблемы международного лизинга в нашей стране.
Литература
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь / Принят Палатой представителей 28 декабря 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. / текст Кодекса по состоянию на 3 декабря 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2012.
1. Конвенция о межгосударственном лизинге / Заключена в Москве 25 ноября 1998 г.; вступила в силу для Республики Беларусь 30 августа 2001 г. / по состоянию на 2 октября 2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2012.
2. Методические указания Министерства финансов Республики Беларусь от 11 апреля 1994 г. № 61 «О порядке учета лизинговых операций». // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2012 (утратили силу).
3. О концепции развития лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов в государствах-участниках СНГ: Решение Экономического
совета Содружества Независимых Государств, 3 декабря 2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2007.
4. О лизинге: Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. № 587 (с изм. и доп., внесенными указами Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2000 г. № 706 и 22 ноября 2001 г. № 696 // Национальный. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001. - № 2-1/1910; № 112-1/3256.
5. О лизинге на территории Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. № 1769 (с изм. и доп., внесенными постановлениями Совета министров Республики Беларусь от 6 июля 1998 г. № 1042; от 13 июля 2000 г. № 1038 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1998. - № 19. - Ст. 520; Национальная реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 69. -5/3609.
6. О некоторых мерах по улучшению условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства: Указ Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. № 171 в ред. Указа от 5 октября 2006 г. № 598. //_Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 164-1/7970.
7. Об аренде: Закон Белорусскй Советской Социалистической Республики от 12 декабря 1990 г. № 460-Х11 в ред. Закона Республики Беларусь от 30 июля 2004 г. № 307/З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 122-2/1056 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2012.
8. Панина Н. Лизинг и право / Н. Панина, В. Хлабордов // Национальная экономическая газета. - 1999. - № 4. - С. 7.
9. Положение о лизинге на территории Республики Беларусь: Утв. Приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 29 февр. 1996 г. № 14а (утр. силу Приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 11 февраля 1998 г. № 13; Минвнешэкономсвязей Республики Беларусь от 27 февраля 1998 г. № 8-ОД). // Бюллетень нормативно-правовой информации. - 1996. - № 6. - С. 31-36.
10. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 4 июня 2010 г. № 865 «О Положении о лизинге» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2012.