научный журнал
Петровский А. А.
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС,
г. Саратов, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: автор развивает мысль о необходимости пристального внимания к вопросам кадровой политики образовательных организаций в свете задач, сформулированных современными государственными программами в сфере образования.
Ключевые слова: кадровый резерв, кадровая политика в сфере образования, система подбора персонала, модернизация.
В современных условиях модернизации Российского образования особое значение уделяется развитию человеческого потенциала как необходимому условию и фактору инновационной кадровой политики.
Важна планомерная работа по внедрению организационно -экономических и нормативно-правовых рычагов управления, способствующих формированию высококвалифицированных
педагогических кадров, несущих социальную ответственность за качество результатов реализуемого образования, гибко управляющих образовательными траекториями школьников. Также важно не забывать о повышении престижа профессии педагога на общественном уровне и о грамотном управлении образовательной организацией.
Таким образом, перед государством стоит задача разработки четко организованной эффективной кадровой политики в области образования.
Предусмотренные государственной программой задачи используются для модернизации технологий образования и нацеливают образовательные организации на эффективное развитие кадрового потенциала, кадровой модернизации в целом.
Состояние кадров в сфере образования сегодня вынуждает констатировать, что планы государства по реформированию системы образования нереализуемы при существующем качестве кадровой подсистемы. Следовательно, проблемы кадровой политики в сфере образования в РФ требуют самого пристального рассмотрения и научного анализа.
Кадровая политика - это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией организации.
Перечислим некоторые мероприятия по работе с кадрами: ISSN 2411-2550 190 www.poiournal.ru
научный журнал
- отбор кадров для выполнения служебных обязанностей;
- составление штатного расписания;
- аттестация педагогических работников;
- обучение кадров;
- продвижение кадров по карьерной лестнице.
Целью кадровой политики является обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
С точки зрения разработчиков Государственной программы «Развитие образования Российской Федерации на 2013-2020 годы», кадровый потенциал педагогических работников препятствует успешному распространению современных образовательных технологий, что неблагоприятно влияет на качество образования . Ярко выражен дисбаланс в возрастном и гендерном аспектах учительского корпуса: доля педагогов пенсионного возраста составляет 18% а доля молодых специалистов (до 30 лет) - только 13%; только 12% от общего числа педагогических работников являются мужчинами.
Ещё одной проблемой в кадровых преобразованиях системы образования является невозможность привлечения молодых специалистов из-за нехватки рабочих мест и отсутствие условий для закрепления молодых педагогов в образовательной организации. Для решения этой проблемы необходимо, опираясь на международный опыт, ориентировать кадровую политику на повышение качества педагогической деятельности и создание условий для своевременного повышения квалификации действующих педагогов.
В Государственной программе «Развитие образования Российской Федерации на 2013-2020 годы» заложен ряд ожидаемых положительных результатов реформирования, то есть приоритетных направлений кадровой политики:
- установление конкурентноспособной заработной платы педагогических работников путем её повышения до 100% от средней заработной платы по региону;
- повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров.
- обновление педагогического корпуса общего образования, путем повышения уровня подготовки специалистов.
- оказание поддержки молодым специалистам более опытными коллегами в течение первого года работы
- возможность получения льготного ипотечного кредита на приобретение жилья молодыми специалистами, закрепившимися в профессии.
научный журнал
Помимо рассмотренного выше в 2013 году был утвержден другой документ государственного уровня, регламентирующий осуществление кадровой политики в системе общего образования - Профессиональный стандарт педагога. Здесь не только предъявляются требования к кандидату на должность педагога (в том числе, общего образования), но и четко определены знания и умения, необходимые для успешной реализации всех прописанных трудовых действий в составе трудовых функций учителя. Данный документ носит рамочный характер и предъявляет объединенные требования к квалификации педагогов.
Введение такого стандарта несомненно упрощает принятие руководителем решения о приеме на работу сотрудника, способствует прохождению аттестации педагогических работников и планированию их карьеры.
И все же стоит отметить трудности, с которыми сталкивается любой руководитель образовательной организации при приеме педагога на работу:
- отсутствие у значительного числа педагогов необходимых знаний и квалификации для соответствия требованиям профессионального стандарта педагога;
- разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускникам педагогических направлений и требованиями, заявленными к квалификации педагогов;
- отсутствие рекламного сопровождения успешной профессиональной образовательной деятельности и положительных результатов государственной политики в области поддержки и социальных гарантий педагогов;
- отсутствие четких принципов и возможностей построения карьеры в сфере образования.
Для решения этих и ряда других проблем правительством РФ была утверждена Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, вызванная необходимостью повышения эффективности общего образования и его конкурентоспособности. Главной идеей этой программы становится разработка и освоение всеми педагогами программ повышения квалификации и профессиональной подготовки, ориентированных на соответствие требованиям профессионального стандарта
Основываясь на том, что современное состояние системы общего образования находится в ситуации перехода от государственного управления к конкуренции, необходимо учитывать условия, позволяющие работникам справляться с новыми требованиями деловой жизни. Для достижения эффективности кадровой политики все её составляющие
научный журнал
необходимо объединить в единое целое и направить на решение ряда задач, способствующих успешному функционированию организации:
1. Набор сотрудников, максимально соответствующих требованиям учреждения и нормативных актов, регламентирующих его деятельность. При этом следует выявлять эти соответствия и в числе уже работающих педагогов.
2. Адаптация вновь принятых работников к сложившемуся трудовому сообществу, т.е. обеспечение им условий для быстрого привыкания и выхода на эффективные показатели.
3. Выделение ряда сотрудников, способных к непрерывному образованию и самообразованию.
4. Эффективная и объективная оценка трудового потенциала подчиненных путем выделения наиболее соответствующих его компонентов требованиям стратегии организации.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в современных условиях реализуя кадровую политику государства в области образования, руководители должны ориентироваться на социальные ценности, базируя её в большей степени на экономических стимулах и социальных гарантиях, приводящих в соответствие интересы отдельных сотрудников и организации в целом. При этом в ситуации возрастания внимания к личности подчиненного и общего дефицита финансовых ресурсов, поступающих в сферу образования, наступает период поиска новых стимулов, способствующих достижению высокой производительности труда и повышению эффективности показателей педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие. - М., 2005.
2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА - М, 2009.
3. Модянова Т.В. Государственная кадровая политика в сфере образования в России в конце XX - начале XXI веков, диссерт на соиск уч ст канд полит наук, Москва,2011. 179 с.
4. Управление персоналом /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М., 2008.