Научная статья на тему 'Формирование и реализация кадровой политике в сфере среднего образования'

Формирование и реализация кадровой политике в сфере среднего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1004
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский А.А.

Автор развивает мысль о необходимости пристального внимания к вопросам кадровой политики образовательных организаций в свете задач, сформулированных современными государственными программами в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация кадровой политике в сфере среднего образования»

научный журнал

Петровский А. А.

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС,

г. Саратов, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: автор развивает мысль о необходимости пристального внимания к вопросам кадровой политики образовательных организаций в свете задач, сформулированных современными государственными программами в сфере образования.

Ключевые слова: кадровый резерв, кадровая политика в сфере образования, система подбора персонала, модернизация.

В современных условиях модернизации Российского образования особое значение уделяется развитию человеческого потенциала как необходимому условию и фактору инновационной кадровой политики.

Важна планомерная работа по внедрению организационно -экономических и нормативно-правовых рычагов управления, способствующих формированию высококвалифицированных

педагогических кадров, несущих социальную ответственность за качество результатов реализуемого образования, гибко управляющих образовательными траекториями школьников. Также важно не забывать о повышении престижа профессии педагога на общественном уровне и о грамотном управлении образовательной организацией.

Таким образом, перед государством стоит задача разработки четко организованной эффективной кадровой политики в области образования.

Предусмотренные государственной программой задачи используются для модернизации технологий образования и нацеливают образовательные организации на эффективное развитие кадрового потенциала, кадровой модернизации в целом.

Состояние кадров в сфере образования сегодня вынуждает констатировать, что планы государства по реформированию системы образования нереализуемы при существующем качестве кадровой подсистемы. Следовательно, проблемы кадровой политики в сфере образования в РФ требуют самого пристального рассмотрения и научного анализа.

Кадровая политика - это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией организации.

Перечислим некоторые мероприятия по работе с кадрами: ISSN 2411-2550 190 www.poiournal.ru

научный журнал

- отбор кадров для выполнения служебных обязанностей;

- составление штатного расписания;

- аттестация педагогических работников;

- обучение кадров;

- продвижение кадров по карьерной лестнице.

Целью кадровой политики является обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

С точки зрения разработчиков Государственной программы «Развитие образования Российской Федерации на 2013-2020 годы», кадровый потенциал педагогических работников препятствует успешному распространению современных образовательных технологий, что неблагоприятно влияет на качество образования . Ярко выражен дисбаланс в возрастном и гендерном аспектах учительского корпуса: доля педагогов пенсионного возраста составляет 18% а доля молодых специалистов (до 30 лет) - только 13%; только 12% от общего числа педагогических работников являются мужчинами.

Ещё одной проблемой в кадровых преобразованиях системы образования является невозможность привлечения молодых специалистов из-за нехватки рабочих мест и отсутствие условий для закрепления молодых педагогов в образовательной организации. Для решения этой проблемы необходимо, опираясь на международный опыт, ориентировать кадровую политику на повышение качества педагогической деятельности и создание условий для своевременного повышения квалификации действующих педагогов.

В Государственной программе «Развитие образования Российской Федерации на 2013-2020 годы» заложен ряд ожидаемых положительных результатов реформирования, то есть приоритетных направлений кадровой политики:

- установление конкурентноспособной заработной платы педагогических работников путем её повышения до 100% от средней заработной платы по региону;

- повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров.

- обновление педагогического корпуса общего образования, путем повышения уровня подготовки специалистов.

- оказание поддержки молодым специалистам более опытными коллегами в течение первого года работы

- возможность получения льготного ипотечного кредита на приобретение жилья молодыми специалистами, закрепившимися в профессии.

научный журнал

Помимо рассмотренного выше в 2013 году был утвержден другой документ государственного уровня, регламентирующий осуществление кадровой политики в системе общего образования - Профессиональный стандарт педагога. Здесь не только предъявляются требования к кандидату на должность педагога (в том числе, общего образования), но и четко определены знания и умения, необходимые для успешной реализации всех прописанных трудовых действий в составе трудовых функций учителя. Данный документ носит рамочный характер и предъявляет объединенные требования к квалификации педагогов.

Введение такого стандарта несомненно упрощает принятие руководителем решения о приеме на работу сотрудника, способствует прохождению аттестации педагогических работников и планированию их карьеры.

И все же стоит отметить трудности, с которыми сталкивается любой руководитель образовательной организации при приеме педагога на работу:

- отсутствие у значительного числа педагогов необходимых знаний и квалификации для соответствия требованиям профессионального стандарта педагога;

- разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускникам педагогических направлений и требованиями, заявленными к квалификации педагогов;

- отсутствие рекламного сопровождения успешной профессиональной образовательной деятельности и положительных результатов государственной политики в области поддержки и социальных гарантий педагогов;

- отсутствие четких принципов и возможностей построения карьеры в сфере образования.

Для решения этих и ряда других проблем правительством РФ была утверждена Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, вызванная необходимостью повышения эффективности общего образования и его конкурентоспособности. Главной идеей этой программы становится разработка и освоение всеми педагогами программ повышения квалификации и профессиональной подготовки, ориентированных на соответствие требованиям профессионального стандарта

Основываясь на том, что современное состояние системы общего образования находится в ситуации перехода от государственного управления к конкуренции, необходимо учитывать условия, позволяющие работникам справляться с новыми требованиями деловой жизни. Для достижения эффективности кадровой политики все её составляющие

научный журнал

необходимо объединить в единое целое и направить на решение ряда задач, способствующих успешному функционированию организации:

1. Набор сотрудников, максимально соответствующих требованиям учреждения и нормативных актов, регламентирующих его деятельность. При этом следует выявлять эти соответствия и в числе уже работающих педагогов.

2. Адаптация вновь принятых работников к сложившемуся трудовому сообществу, т.е. обеспечение им условий для быстрого привыкания и выхода на эффективные показатели.

3. Выделение ряда сотрудников, способных к непрерывному образованию и самообразованию.

4. Эффективная и объективная оценка трудового потенциала подчиненных путем выделения наиболее соответствующих его компонентов требованиям стратегии организации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в современных условиях реализуя кадровую политику государства в области образования, руководители должны ориентироваться на социальные ценности, базируя её в большей степени на экономических стимулах и социальных гарантиях, приводящих в соответствие интересы отдельных сотрудников и организации в целом. При этом в ситуации возрастания внимания к личности подчиненного и общего дефицита финансовых ресурсов, поступающих в сферу образования, наступает период поиска новых стимулов, способствующих достижению высокой производительности труда и повышению эффективности показателей педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие. - М., 2005.

2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА - М, 2009.

3. Модянова Т.В. Государственная кадровая политика в сфере образования в России в конце XX - начале XXI веков, диссерт на соиск уч ст канд полит наук, Москва,2011. 179 с.

4. Управление персоналом /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.