Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куршакова Наталья Борисовна, Левкин Grigory Grigoryevich, Ларин Андрей Николаевич, Саттаров Рашит Саляхетдинович, Олюнина Любовь Александровна

Статья посвящена характеристике транспортных процессов предприятия, сопоставлению фаз движения сквозного материального потока в функциональных областях логистики предприятия выполняемым логистическим операциям, описанию различных видов обеспечения, необходимого для формирования и развития транспортно-логистической системы предприятия. В результате проведенных исследований дано авторское определение транспортно-логистической системы, дана характеристика организационного, кадрового, технологического, технического, информационного обеспечения логистической системы промышленного предприятия. Обоснована необходимость теоретического и методологического обоснования комплексного развития системы предприятия, связанного с выполнением транспортных и складских операций промышленного предприятия. Исследование учитывает особенности исторического развития логистических систем отечественных и зарубежных предприятий, выполнено с учетом концепций логистического менеджмента и географической специфики предприятий промышленности, необходимости развития логистических процессов российских предприятий для развития программ импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article is devoted to characterization of transport processes of enterprise, comparison of phases of movement of material flow in functional fields of enterprise logistics to performed logistic operations, description of various types of support, necessary for the formation and development of transport and logistics system of enterprise. In the result of the conducted studies the author’s definition of the transport and logistics system is given as well as the description of the organizational, personnel, technological, technical, information support of the logistics system of industrial enterprise. The paper justifies a necessity of theoretical and methodological substantiation of complex development of the enterprise system related to performance of transport and warehouse operations of industrial enterprise. The study considers the peculiarities of historical development of logistic systems of domestic and foreign enterprises, is carried out with consideration of concepts of logistic management and geographical specificity of enterprises of industry, the need to develop the logistic processes of Russian enterprises for the development of import substitution programs.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Научная статья УДК 334.012

ВАК: 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика doi: 10.51608/23058641 2023 2 105

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОИ СИСТЕМЫ

ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Авторы 2023 SPIN: 3941-4980 AuthorlD: 362434

SPIN: 9213-0329 AuthorlD: 366339 ScopusID: 57189729940 ResearcherlD: Л-1885-2016 Orcid: 0000-0002-6165-3596

КУРШАКОВА Наталья Борисовна

доктор экономических наук, профессор

Омский государственный университет путей сообщения

(Россия, Омск)

ЛЕВКИН Григорий Григорьевич

кандидат ветеринарных наук, доцент

Омский государственный университет путей сообщения

(Россия, Омск, e-mail: lewkin_gr@mail.ru)

SPIN: 4562-9710 AuthorlD: 648760

SPIN: 4583-9830 AuthorID: 739443

SPIN: 1709-6250 ОЛЮНИНА Любовь Александровна

AuthorID: 655303 кандидат технических наук, доцент

Омский государственный университет путей сообщения (Россия, Омск)

ЛАРИН Андрей Николаевич

кандидат технических наук, доцент

Омский государственный университет путей сообщения (Россия, Омск)

САТТАРОВ Рашит Саляхетдинович

доцент

Омский государственный университет путей сообщения (Россия, Омск)

Аннотация. Статья посвящена характеристике транспортных процессов предприятия, сопоставлению фаз движения сквозного материального потока в функциональных областях логистики предприятия выполняемым логистическим операциям, описанию различных видов обеспечения, необходимого для формирования и развития транспортно-логистической системы предприятия. В результате проведенных исследований дано авторское определение транспортно-логистической системы, дана характеристика организационного, кадрового, технологического, технического, информационного обеспечения логистической системы промышленного предприятия. Обоснована необходимость теоретического и методологического обоснования комплексного развития системы предприятия, связанного с выполнением транспортных и складских операций промышленного предприятия. Исследование учитывает особенности исторического развития логистических систем отечественных и зарубежных предприятий, выполнено с учетом концепций логистического менеджмента и географической специфики предприятий промышленности, необходимости развития логистических процессов российских предприятий для развития программ импортозамещения.

Ключевые слова: логистика; транспорт; предприятие; логистическая система; транспортно-логистическая система; обеспечение транспортно-логистической системы; логистическая инфраструктура

Для цитирования: Формирование и развитие транспортно-логистической системы промышленного предприятия / Н.Б. Куршакова, Г.Г. Левкин, Л.А. Олюнина, А.Н. Ларин, Р.С. Саттаров // Основы экономики, управления и права. 2023. № 2 (37). С. 105-114. doi:10.51608/23058641_2023_2_105.

Original article

FORMATION AND DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM

OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

© The Author(s) 2023 KURSHAKOVA Natalia Borisovna

Doctor of Economics, Professor

Omsk State University of Railway Transport (Russia, Omsk)

LEVKIN Grigory Grigoryevich

Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor

Omsk State University of Railway Transport (Russia, Omsk, e-mail: lewkin_gr@mail.ru)

OLYUNINA Lyubov Aleksandrovna

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Omsk State University of Railway Transport (Russia, Omsk)

LARIN Andrey Nikolaevich

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Omsk State University of Railway Transport (Russia, Omsk)

SATTAROV Rashit Salakhetdinovich

Associate Professor

Omsk State University of Railway Transport (Russia, Omsk)

Annotation. The article is devoted to characterization of transport processes of enterprise, comparison of phases of movement of material flow in functional fields of enterprise logistics to performed logistic operations, description of various types of support, necessary for the formation and development of transport and logistics system of enterprise. In the result of the conducted studies the author's definition of the transport and logistics system is given as well as the description of the organizational, personnel, technological, technical, information support of the logistics system of industrial enterprise. The paper justifies a necessity of theoretical and methodological substantiation of complex development of the enterprise system related to performance of transport and warehouse operations of industrial enterprise. The study considers the peculiarities of historical development of logistic systems of domestic and foreign enterprises, is carried out with consideration of concepts of logistic management and geographical specificity of enterprises of industry, the need to develop the logistic processes of Russian enterprises for the development of import substitution programs.

Keywords: logistics; transport; enterprise; logistics system; transport and logistics system; provision of transport and logistics system; logistics infrastructure

For citation: Formation and development of transport and logistics system of industrial enterprise / N.B. Kurshakova, G.G. Levkin, L.A. Olyunina, A.N. Larin, R.S. Sattarov // Economy, governance and lave basis. 2023. No. 2 (37). Pp. 105-114. (In Russ.). doi:10.51608/23058641_2023_2_105.

Введение

В условиях интенсификации спроса на изделия производственно-технического назначения и потребительских товаров возникает необходимость в совершенствовании технологии транспортных процессов на уровне отдельных предприятий, детализации процессов и оценке взаимодействия подразделений пред-

приятия между собой с целью исключения межфункциональных конфликтов. К одному из направлений анализа и совершенствования логистических систем относятся межпредметные связи со смежными дисциплинами [1-2].

Цель исследования - изучить особенности функционирования транспортно-логисти-ческой системы промышленного предприятия.

Исследование выполнялось в рамках ГБ НИР кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» Омского государственного университета путей сообщения по теме «Оценка качества функционирования современной транспортно-логистической системы».

Задачи исследования:

- сопоставить фазы движения сквозного материального потока и выполняемые логистические операции, связанные с транспортным процессом;

- дать характеристику транспортно-логи-стической системы производственного предприятия;

- определить особенности организации транспортных процессов предприятия в зависимости от видов движения предметов труда, типа логистической системы;

- раскрыть виды обеспечения транс-портно-логистической системы предприятия

В качестве объекта исследования выступало производственное предприятие, предмета исследования - транспортно-логистическая система предприятия.

Научная новизна исследования заключается в сопоставлении транспортных процессов производственного предприятия с фазами движения материального потока, видами движения предметов труда и типом логистической системы, а также в уточнении содержания различных видов обеспечения транспортно-логисти-ческой системы предприятия.

Методология

В исследовании использовался системный подход, основные положения концепции логистики и управления цепями поставок. Кроме специальных методов были использованы общенаучные методы, например анализ, синтез, дедукция и индукция. Метод анализа позволил выявить проблему и выделить в ней основные составляющие. В результате использования синтеза была сформирована концепция транспортно-логистического обеспечения промышленного предприятия с учетом фаз движения материального потока, что является научной новизной проведенного исследования.

С помощью дедуктивного метода была охарактеризована система логистического обеспечения внутренних транспортных процессов промышленного предприятия и обоснована необходимость использования концепции логистики при планировании транспортных

2023

№ 2 (37)

процессов в функциональных областях логистики. С помощью индуктивного метода сформированы выводы по исследованию на базе анализа единичных фактов.

К методам эмпирического познания относятся описание, сравнение, измерение. На основе анализа имеющихся литературных источников проведено описание основных аспектов проблемы формирования системы планирования, контроля и учета выполнения логистических операций в логистической системе промышленного предприятия.

Результаты

Следует признать, что термин «транс-портно-логистическая система предприятия» является новым, как для теории, так и практического использования. Согласно авторской трактовке «транспортно-логистическая система промышленного предприятия, имеющего внутренний транспорт, - это логистическая система, выполняющая те или иные логистические функции (базисные, поддерживающие), состоящая из основных и вспомогательных подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой. К основным подсистемам относятся логистика снабжения, логистика производства, логистика сбыта. К вспомогательным, - информационное обеспечение, транспортное обеспечение, логистика складирования, логистический сервис» [3].

В соответствии с фазами движения материального потока через производственное предприятие (снабжение, производство, сбыт, управление возвратами) выполняется:

- организация и выполнение транспортных процессов, начиная с получения материальных ценностей на входе в предприятие, что предполагает приемку объектов материально-технического снабжения по количеству и качеству, разгрузку, первичное перемещение в зону приемку, размещение на хранение;

- организация внутреннего перемещения на складе сферы снабжения (уплотнение, ротацию складских единиц хранения, перемещение в зону комплектации и отгрузки);

- перемещение деталей и комплектующих на производственные участки;

- внутренние перемещения и промежуточное хранение в производственных цехах;

- перемещение готовой продукции на сбытовые склады.

Последним этапом транспортного процесса является отгрузка партий готовой про-

дукции и при необходимости ее доставка клиентам в цепи поставок, в зависимости от условий договора купли-продажи или поставки.

Описанная схема транспортного процесса в логистической системе предприятия является обобщенной, так как на организацию транспортных процессов и характеристики транспортно-логистической системы существенное влияние оказывают виды движения предметов труда (последовательный, параллельный, последовательно-параллельный), виды выпускаемой продукции, система движения материальных потоков (толкающая или тянущая), но позволяет объединить выполнение всех логистических операций в функциональных областях логистики предприятия.

Транспортно-логистическая система промышленного предприятия включает в себя управляющую и управляемую подсистемы.

Управляющая подсистема может быть централизованной (в том случае, если все технологические транспортные процессы управляются из единого диспетчерского центра или с помощью специализированного программного комплекса) или децентрализованной в том случае, если выполняется разрозненное управление транспортно-логистическими процессами внутри предприятия.

Управляемая подсистема включает в себя функциональные области логистики, виды логистической деятельности промышленного предприятия, транспортные средства и пути сообщения, логистический персонал, связанный с выполнением логистических операций в транспортном процессе.

В теории транспорта выделяется транспорт общего и необщего пользования, соответственно, в логистической системе предприятия функционируют виды транспорта, которые могут выполнять работу только внутри предприятия (трубопроводный транспорт, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, конвейерный транспорт, ручные погрузчики).

При формировании транспортно-логи-стической системы необходимо разделить понятия структуры и функции для проведения декомпозиции логистической инфраструктуры и выделения элементарных функциональных единиц - логистических операций, связанных с технологией транспортных процессов.

Обсуждение

Анализ доступных литературных источников показывает, что основные направления

исследований направлены на оценку логистической деятельности транспортных предприятий и участников транспортной инфраструктуры [4], а также характеристику транспортного обеспечения цепей поставок промышленной или потребительской продукции [5].

В то же время, в условиях санкционного давления и перманентного импортозамещения возникает необходимость в дальнейшем совершенствовании транспортно-логистической деятельности промышленных предприятий [6], следовательно, одним из приоритетных исследований в теории и практике логистики должно быть обоснование детализации процессов транспортного обеспечения логистических процессов.

Сравнительная характеристика развития материалопроводящих систем в западных странах и в период советской власти показывает, что логистические системы в капиталистических странах развивались от частного к общему, то есть отрабатывались и уточнялись логистические процессы на микроуровне (предприятие), а затем постепенно шло совершенствование макрологистических систем, что привело к созданию и развитию концепции управления цепями поставок.

В СССР в условиях плановой экономики и административно-командной системы в приоритете было развитие макросистем и в меньшей степени развивались технологии управления материальными потоками на отдельных предприятиях (от общего к частному), хотя и в этом направлении велась планомерная работа, которая была остановлена, наряду с разрушением планового хозяйства в период 90-х годов ХХ века в связи с переходом к рыночной экономике стихийного типа.

Резкий отказ от плановых принципов привел не только к глобальным нарушениям цепочек поставок, но и к резкому спаду производства различных отраслей промышленности. Дальнейшее развитие экономики в современной России показало необходимость развития логистических процессов как на макро- так и на микроуровне.

Транспортно-логистическая инфраструктура на макроуровне требует непосредственного участия государства [7], что реализуется в большом количестве инфраструктурных проектов. Что же касается уровня предприятий, то опыт консалтинговой деятельности авторов и изучение доступной литературы свидетельствует о том, что до сих пор транспортно-логи-

стическая деятельность предприятий недостаточно проработана с точки зрения теоретического обоснования и специфики работы отечественных предприятий.

При этом нередко в заявленной теме научной статьи указано направление исследований на уровне предприятия, а непосредственное исследование посвящено только внешним взаимодействиям промышленного предприятия, без учета внутреннего движения предметов труда [8].

Изучение опыта зарубежных предприятий дает общее представление об особенностях их работы в условиях островных государства (Япония), территориальной компактности и насыщенности дорожной сети (Германия и другие европейские страны) или крупномасштабного производства транснациональных компаний (США). Что же касается малых и средних предприятий, которые функционируют в условиях территориальной рассредоточенности источников поставок или рынков сбыта, неопределенных условий рынка, то здесь еще требуется проведение исследований в сфере логистической поддержки и информационного обеспечения с целью создания типовых моделей транспортно-логистических процессов в зависимости от видов выпускаемой продукции.

В текущем исследовании будет представлено организационное, кадровое, технологическое, техническое, информационное обеспечение в транспортно-логистической системе промышленного предприятия.

Развитие теории в области формирования транспортно-логистической системы предприятия предполагает уточнение содержания отдельных видов ее обеспечения.

1. Организационное обеспечение транс-портно-логистической предприятия. Включает в себя разработанные в соответствии с законодательством и государственными стандартами внутренние организационно-распорядительные документы предприятия, необходимые для его организационно-исполнительской и распорядительной деятельности. Любое промышленное предприятие формирует множество документов, определяющие правила работы, обмен информацией между руководителями и подчиненными, смежными подразделениями, предприятием как фокусной компанией с участниками цепи поставок.

Основу таких документов составляют документированные процедуры, стандарты предприятия, положения, регламенты, инструкции,

указания, приказы, распоряжения, решения, предназначенных для оперативного управления и контроля.

Организационные документы определяют порядок управления предприятием и порядок работы подразделений, входящих в транспортно-логистическую систему, регулируют различные виды деятельности - производственную, коммерческую, управленческую, маркетинговую, логистическую, работу по управлению персоналом и т.п. К ним относятся устав предприятия, схема транспортно-логи-стической структуры предприятия, положения о логистических подразделениях, штатное расписание логистических подразделений, должностные инструкции работников, относящихся к категории логистического персонала, документы, определяющие внутренний порядок работы - правила внутреннего трудового распорядка, документированные процедуры по управлению персоналом, по работе с контрагентами, порядок взаимодействия внутри транспортно-логистической системы, инструкции, указания, разъясняющие порядок применения установленных норм, нормативов и других актов организационного воздействия на персонал и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распорядительные документы - документы, решающие важнейшие вопросы управления промышленным предприятием.

Существуют несколько основных их видов [9]:

- приказ, предназначен для решения конкретных задач, например по основной деятельности, административно-хозяйственным вопросам, личному составу;

- распоряжение - документ, изданный органом управления предприятия в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для исполнителей, которым оно адресовано. Чаще всего оно издается по оперативным, текущим вопросам. Главное его отличие от приказа в том, что приказ всегда издает руководитель предприятия или его заместитель, а распоряжение - руководители всех уровней управления предприятия;

- указание - распорядительный документ, издаваемый по вопросам информационно-методического и оперативного характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других нормативных документов;

- протокол - документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия

решений на заседаниях коллегиальных, совещательных органов, совещаний;

- решения - распорядительный документ, издаваемый органами, действующими на основании коллегиальных принципов управления (совет директоров, правление, директорат).

2. Кадровое обеспечение транспортно-логистической системы предприятия. Включает в себя комплекс действий и мероприятий, направленных на комплектование подразделений, выполняющих основные и вспомогательные логистические функции профессионально подготовленными работниками, обладающими необходимыми компетенциями, установление с ними трудовых отношений в соответствии с законодательством, их развитие, использование и закрепление на предприятии.

Проблема кадрового обеспечения до сих пор остается ключевой, требующей особого внимания со стороны руководителей предприятия, отвечающих за управление персоналом на высшем, среднем и низовом уровне логистического менеджмента.

Условия кадрового обеспечения транс-портно-логистической системы предприятия:

- организация и проведение процедур найма, состоящего из подбора, отбора и приема логистического персонала;

- оформление трудовых отношений, распределение кадров по рабочим местам, участкам работы, адаптация новых работников;

- обучение и развитие кадров, продвижение по карьерной лестнице;

- результативное применение кадрового потенциала;

- эффективное использование кадров, их закрепление на предприятии.

Оценка кадрового обеспечения транс-портно-логистической системы предприятия -это документированная процедура, позволяющая путем сопоставления фактического состояния дел с плановым или нормативным регулированием, сделать вывод об эффективности принимаемых мер, направленных на комплектование логистических подразделений профессионально подготовленными работниками, установление с ними отношений в соответствии с трудовым законодательством, развитие персонала и его сохранение.

Результаты оценки должны дать ответы на вопросы: каков уровень кадрового обеспечения, достаточен ли он для выполнения поставленных задач, нужно ли его повышать, если «да», то за счет каких мер.

Оценка текущего кадрового обеспечения транспортно-логистической системы предприятия может быть проведена путем использования двух методических подходов.

Первый, традиционный заключается в проведении деловой оценки:

а) оценки кандидатов при отборе на вакантные должности и рабочие места с точки зрения соответствия личных качеств, уровня квалификации и опыта требованиям, предъявляемым к должности или работе;

б) оценки потенциала сотрудников, выполняющих базисные и поддерживающие логистические функции, определения их соответствия занимаемой должности;

в) оценки результативности и эффективности труда логистического персонала за определенный период времени.

Для того, чтобы правильно организовать эту процедуру потребуется проработать базовые элементы: субъекты и объекты оценки, общие и специальные цели оценки, предмет оценки, виды оценки, периодичность проведения, источники информации, методы оценки, инструменты, оценочные критерии и показатели.

По результатам деловой оценки можно сделать выводы о состоянии кадрового обеспечения транспортно-логистической системы предприятия и принять решения, направленные на совершенствование отборочных, конкурсных или аттестационных процедур, повышение степени удовлетворенности трудом, совершенствование мотивации и стимулирования труда, развитие персонала, закрепление ключевых работников логистических подразделений и другие.

Идея, другого методического подхода состоит в том, что оценку текущего состояния кадрового обеспечения транспортно-логисти-ческой системы предприятия можно проводить через оценку результативности и эффективности современной модели системы управления персоналом, состоящей из организационно-целевого, содержательного и обеспечивающего блоков. Оценку предлагается проводить по подсистемам, входящих в эти блоки: «реализация стратегии по управлению персоналом», «реализация социальной политики», «внедрение правил и норм корпоративной культуры», «формирование персонала», «первичное распределение», «развитие персонала», «сохранение персонала», «перераспределение и использование персонала», «кадровое делопроизвод-

ство» с использованием показателей результативности (эффектов) и затрат [10-11].

Непосредственно процесс оценки системы управления персоналом включает ряд подпроцессов: установление стандартов - плановых значений, нормативов для контроля; организация сбора, учета данных, их обработка и хранение; сравнение фактических данных с плановыми, нормативными значениями, или аналогичными показателями за предыдущий период; анализ полученных результатов.

Результаты оценки соотносятся с целями в области управления персонала, включая цели по кадровому обеспечению. При отклонениях устанавливаются причины расхождений. По результатам делаются выводы о результативности и эффективности системы управления персоналом. В случае обнаружения проблем с кадровым обеспечением принимаются необходимые управленческие решения.

Комплексная оценка результативности и эффективности системы управления персоналом предусматривает использование интегральных критериев и показателей. Их перечень устанавливается исходя их цели и задач по управлению персоналом. В него обязательно включаются такие критерии как наличие кадровой политики, стратегии по управлению персоналом, разработанных документированных кадровых процедур, функциональных программ по управлению персоналом, укомплектованность логистических подразделений необходимыми специалистами и рабочими кадрами, соблюдение работодателем требований трудового законодательства в отношении работников, условий коллективного договора, справедливое вознаграждение персонала за результаты труда (мотивация) [12], вовлеченность в логистические процессы, удовлетворенность трудом и др.

Для перевода качественных показателей в количественные, рекомендуется использовать метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут привлекаться руководители различных уровней управления, представители всех категорий логистического персонала. Для интерпретации результатов потребуется создать шкалу, установив границы исходя из количества критериев. На основании сравнения полученного значения с оценочной шкалой делается вывод об эффективности системы управления персоналом и текущем уровне кадрового обеспечения, намечаются меры по совершенствованию системы управления персоналом.

2023

№ 2 (37)

3. Технологическое обеспечение. В ГОСТ Р 50990.0.1-96 «Технологическое обеспечение создания продукции» приведено следующее определение: «Технологическое обеспечение создания продукции - установленная комплексом взаимосвязанных государственных стандартов организационно-техническая система, обеспечивающая организационное, информационное и техническое единство технологических работ, выполняемых на стадиях разработки и производства продукции, на основе представления конструкции и технологии получения продукции как совокупности единых конструкторско-технологических решений».

В логистических системах вид технологического обеспечения будет определяться типом логистической системы и применяемыми технологиями.

Исходя из этого, возможны следующие виды технологического обеспечения логистических систем: технологическое обеспечение закупок; технологическое обеспечение сбыта и распределения; технологическое обеспечение складирования и складского хозяйства; кадровое обеспечение транспортно-логистической деятельности; технологическое обеспечение транспортировки.

Технологическое обеспечение должно быть построено на основе модулей, каждый из которых представляет собой обеспечение конкретного процесса логистической системы. Поэтому требуется формализовать требования к типовому модулю технологического обеспечения логистической системы, используя принципы процессного подхода.

4. Техническое обеспечение. Функционирование и развитие транспортно-логистиче-ской системы современного промышленного предприятия невозможно представить без соответствующего технического и информационного обеспечения. Вопросы транспортировки и складирования связаны с дополнительными затратами на приобретение дорогостоящего подъемно-транспортного оборудования, транспортных средств, обеспечивающих внутренние перемещения грузов и товарно-материальных ценностей.

Комплексная механизация, а иногда и автоматизация межцеховых перемещений, в том числе с использованием роботов-погрузчиков [13] при складской грузопереработке требуют, с одной стороны существенных капитальных вложений, а с другой стороны наличия квали-

фицированных кадров, способных надежно эксплуатировать современную дорогостоящую технику.

Для технического и информационного обеспечения и транспортировки на предприятии необходимо наличие технически обоснованного количества подъемно-транспортного оборудования. При этом, необходимо помнить, что выбор варианта технического обеспечения и транспортировки и складирования зависят от множества факторов, основными которых являются мощность предприятия и как следствие, мощность (площадь и высота) склада, интенсивность материальных потоков внутри предприятия, интенсивность грузопереработки на складе.

На небольших предприятиях, имеющих небольшое складское хозяйство, техническое обеспечение транспортировки и складирования осуществляется с помощью ручных и гидравлических тележек. Транспортировка грузов в коробах, связках, бочках, ящиках, с последующей погрузкой или разгрузкой среднетоннаж-ных транспортных средств сопряжено с использованием большого количества ручного труда, что увеличивает стоимость внутри складских работ и как следствие, растет добавленная ценность к цене товара.

Поэтому на средних и крупных предприятиях с развитым складским хозяйством применяется современный напольный безрельсовый электрический транспорт, прежде всего работающие от аккумуляторных батарей электротележки, электротягачи, электропогрузчики и электроштабелеры. Этот вид транспорта, в основном, применяется при перемещениях в закрытых помещениях или при внутрискладской грузопереработке, требует существенных затрат на эксплуатацию и ремонт, потребляет большое количество электроэнергии.

Кроме этого, для эксплуатации электрического транспорта нужна соответствующая подготовка полов, наличие специально подготовленного помещения для зарядки аккумуляторных батарей. К тому же срок службы напольного электрического транспорта небольшой, от трех до пяти лет, поэтому требуется постоянное техническое обслуживание и замена деталей.

При возможности, особенно на открытых и полузакрытых площадках и зданиях, под навесами, если груз доставляется железнодорожным транспортом, для погрузочно-разгру-зочных работ применяются различные виды

кранов, в первую очередь козловые и мостовые. А для перемещения грузов используются различные виды автопогрузчиков: бензиновые, дизельные, газовые.

Их универсальность (возможность использования и для погрузочно-разгрузочных работ, и при складировании в штабель на складе, и при транспортировке груза), простота и удобство в эксплуатации, технические характеристики, грузоподъемность, проходимость и относительно доступная стоимость делают самым востребованным видом внутризаводского и внутрисклад-ского транспорта. Весьма оригинальным видом современного автопогрузчика является автопогрузчик для работы с контейнерами со специальным особым захватным устройством и повышенной грузоподъемностью.

На некоторых предприятиях и складах при транспортировке и складировании применяются транспортеры и конвейеры, стеллажные рельсовые транспортные средства, монорельсовые системы, робокары, которые характеризуются высокой производительностью, отвечают современным техническим и логистическим требованиям.

Однако, их применение требует существенных капитальных вложений, наличия соответствующего технического уровня организации, наличия подготовленных квалифицированных кадров. Плюс ко всему, это обеспечение эффективности работы как предприятия в целом, так и складского хозяйства. Поэтому при выборе варианта технического обеспечения необходимо учитывать эксплуатационную надежность в работе, коэффициент полезного действия, прочность и устойчивость в работе, безопасность при обслуживании, производительную мощность, универсальность, соответствие особенностям производственных и складских зданий всех применяемых видов подъемного и транспортного оборудования, транспортных средств. Необходимо также учитывать энергетические возможности как предприятия в цело, так и склада, экономическую целесообразность выбранного варианта, его технологическую необходимость и, конечно, экологические и санитарные требования.

5. Информационное обеспечение. В настоящее время организацию транспортно-логисти-ческого процесса производственного предприятия необходимо рассматривать как интегрированный процесс: транспортные процессы внутри предприятия и транспортные процессы во взаимосвязи с транспортировкой груза в пути и непо-

Цифров oe в з аим одействие видов транспорта

Государственная политика

«Умное* страхование

/ /

Внедрение цифровых технологий: хранений и j-правление «большими ызииваии:') данных, распределенные реестры, промышленный Интернет вешей. квантовые еычис-

Совершенствование цифровой шфраструкгуры

(4G и ÎG) '

Внедрение сервисов геолокашш

Внедрение автоматЕпиро-еэнной системы факторинга и Тр=НЗ=КПИ5ННЫХ систем

\

Цифровизашм транспортной отрасли и инфраструктуры

Автоматизация и роботизация произведетеенных и управленческих процессов

Софт для управления процессами в компании и на транспорте

Внурение систем беспилотного транспорта

Единая система управлением тарифов на перевозки

ЦифроЕизапия логистических цепочек в транспортной отрасли

Сервис поиска клиентов и поставщиков

Сервис поиска транспорта

/

/

Оформление транспортных документов

Применение единой цифров ой платф ормы «ГГ Без опасность»

Рис. Транспортно-логистическая цифровая экосистема [16]

средственно у поставщика. Оперативное отслеживание элементов материальных потоков на всех стадиях как внутри предприятия, так и непосредственно в цепях поставок, приводит к необходимости их цифровой трансформации логистических операций в комплексе.

Цифровая трансформация транспортных процессов является неотъемлемой частью глобальной цифровой экономики [14-15]. Для достижения синергетического эффекта от цифровой трансформации процессов промышленного предприятия необходимо оцифровать: транспортные процессы; складские процессы; производственные процессы; сопутствующую и обеспечивающую инфраструктуру предприятия. В конечном счете все вышеперечисленное должно представлять единую цифровую интегрированную систему с использованием соответствующего программного обеспечения.

Результатами цифровой трансформации транспортного процесса промышленного предприятия становиться сокращение времени выполнения всех логистических процессов, снижение уровня логистических затрат и устранение логистических издержек.

Системная и комплексная интеграция транспортно-логистических процессов приводит к созданию цифровой интегрированной экосистемы промышленного предприятия, учитывающей взаимодействие различных видов транспорта и производственных процессов, функционирующей на основе единых стандартов управления на транспорте и охватывающей множество участников транспортной деятельности в глобальном экономическом пространстве (см. рисунок) [16].

Применение транспортно-логистической цифровой экосистемы приводит к оптимизации бизнес-процессов и логистических процессов промышленных предприятий, а именно: к сокращению временных затрат на рутинные операции, росту скорости принятия решений, уменьшению потребности в ручном труде и другим положительным результатам внедрения.

Выводы

Таким образом, организация транспортно-логистического процесса производственного предприятия направлена на обеспечение беспрепятственного и своевременного перемещения

груза на всех этапах (фазах) движения сквозного материального потока. Определение требований к логистической инфраструктуре предприятия связано с особенностями технологии и организации производственного процесса, видом выпускаемой продукции, характеристиками спроса на готовую продукцию. Формирование и развитие транс-портно-логистической системы предприятия зависит от организационного, кадрового, технического, технологического и информационного обеспечения. Использование современных технических средств и программных продуктов способствует увеличению объемов производства, уменьшению времени на транспортировку грузов в пределах предприятия, сокращению непроизводительных потерь.

Библиографический список

1. Андрюшин, И.В. Автоматизация логистических процессов с помощью программного обеспечения / И.В. Андрюшин // В сборнике: Интеграция мировой науки и техники: новые концепции и парадигмы. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2023. - С. 41-44.

2. Левкин Г.Г. Логистика как предмет внутрифирменного консалтинга при совершенствовании логистической системы предприятия / Г. Г. Левкин // Вестник Омского университета. - 2010. - № 3. - С. 113-118.

3. Куршакова, Н. Б. Логистический менеджмент: учебник / Н. Б. Куршакова, Г. Г. Левкин. - М.: Инфра-М, 2021. - 399 с.

4. Валенцева, Е.В. Мотивация персонала как инструмент обеспечения кадровой безопасности транспортных предприятий / Е.В. Валенцева // В сборнике: Экономико-правовые механизмы обеспечения национальной безопасности. Материалы VI Всероссийской национальной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2022. - С. 11-15.

5. Гурьева, А. Проблемы и перспективы внедрения технологий информационного моделирования в транспортно-логистическую отрасль в условиях цифровой трансформации экономики / А. Гурьева // Логистика. - 2023. - № 3 (196). - С. 22-26.

6. Лобанов, Г.В. Влияние международных экономических санкций как неуправляемых факторов внешней среды на состояние предприятий по производству автокомпонентов / Г.В. Лобанов // Развитие и безопасность. - 2023. - № 1 (17). - С. 50-58.

7. Кулик, Е.И. Особенности государственного регулирования логистических систем / Е.И. Кулик, Д.А. Черникова // В сборнике: Управление стратегическим развитием основных сфер и отраслей народного хозяйства в условиях современных вызовов. Материалы международной научно-практической конференции. - Донецк, 2022. - С. 341-3463.

8. Попов, И.А. Логистическая стратегия при решении задач транспортного обеспечения логистической деятельности предприятия / И.А. Попов // Мировая наука. - 2023. - № 3 (72). - С. 86-91.

9. Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: учебник и практикум для вузов / И. Н. Кузнецов. - М. : Юрайт, 2023. - 545 с.

10. Куршакова Н. Б. Методика оценки результативности и эффективности управления персоналом субъектов транспортно-логистической системы / Н. Б. Куршакова // От синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов докладов X Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей / Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Омский филиал. - Омск: ИЦ КАН, 2023. - С. 69-76.

11. Куршакова, Н. Б. Система показателей для оценки эффективности управления персоналом в логистической системе предприятия / Н. Б. Курша-кова, Т. В. Новикова // Инновационная экономика и общество. - 2018. - №1(19). - С.46-52.

12. Мачульский, В.Ф. Мотивация сотрудников службы логистики / В.Ф. Мачульский // Логистика сегодня. - 2023. - № 1. - С. 50-63.

13. Тиверовский, В.И. Автоматизация и роботизация - путь в будущее внутренней логистики / В.И. Тиверовский // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. -2023. - № 4. - С. 19-24.

14. Бородаева, Д. С. Формирование современной системы управления транспортно-логистиче-ской системой предприятия / Д.С. Бородаева // Решение. - 2018. - Т. 1. - С. 453-455.

15. Савин, Г. В. Сценарные варианты развития транспортно-логистической системы цифрового типа / Г. В. Савин, В. В. Савина // В книге: Транс-портно-логистическая система цифрового типа: от интеллектуальной транспортной системы до единой экосистемы. - Новосибирск, 2022. - С. 136-184.

16. Ларин, А. Н. Цифровизация автотранспортной и железнодорожной отраслей как ключевой элемент цифровой экономики / А. Н. Ларин, И. В. Ларина // Известия Трансиба. - 2021. - № 4(48) - С. 109-129.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Статья поступила в редакцию 29.04.2023; одобрена после рецензирования 31.05.2023; принята к публикации 31.05.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors declare no conflicts of interests. The authors made an equivalent contribution to the preparation of the publication.

The article was submitted 29.04.2023; approved after reviewing 31.05.2023; accepted for publication 31.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.