Научная статья на тему 'Формирование и развитие теории «Русского стиля» в архитектуре и искусстве (XVIII нач. Xx вв. )'

Формирование и развитие теории «Русского стиля» в архитектуре и искусстве (XVIII нач. Xx вв. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2592
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ СТИЛЬ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / АРХИТЕКТУРА / ИСКУССТВО / RUSSIAN STYLE / TRADITION / INNOVATION / ARCHITECTURE / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орлова Е. Ю.

Рассматривается формирование и развитие представлений о русском стиле в архитектуре и искусстве XVIII нач. XX вв. Дается определение русского стиля, рассматриваются различные виды русского стиля: Русско-Византийский стиль, Псевдорусский «Русский» стиль, неорусский стиль и их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE THEORY OF RUSSIAN STYLE IN ARCHITECTURE AND ART (18 THE BEGINNING OF 20 CENTURIES)

The paper considers the formation and development of notions of the Russian style in architecture and art of 18 the beginning of 20 centuries. The definition of Russian style is given; and the various types of Russian style are discussed: the Russian-Byzantine style, Psevdorussky Russian style, neorussky style and their features.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие теории «Русского стиля» в архитектуре и искусстве (XVIII нач. Xx вв. )»

УДК 72.03

Е.Ю. Орлова, аспирант Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, г. Новосибирск

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ «РУССКОГО СТИЛЯ» 0 АРХИТЕКТУРЕ И ИСКУССТВЕ (XVIII - НАЧ. XX ВВ.)

Рассматривается формирование и развитие представлений о русском стиле в архитектуре и искусстве XVIII - нач. XX вв. Дается определение русского стиля, рассматриваются различные виды русского стиля: Русско-Византийский стиль, Псевдорусский «Русский» стиль, неорусский стиль и их особенности.

Ключевые слова: русский стиль, традиции, инновации, архитектура, искусство.

Формирование и развитие русской культуры и архитектуры находится в тесной взаимосвязи с традициями и инновациями. Помимо задач создания и использования новых архитектурно-художественных методов и приемов в зодчестве, существует проблема сохранения национальной самобытности, что делает актуальным изучение и осмысление теории русского стиля. Русский стиль как направление в творчестве, основанное на использовании традиций, методов или приемов русского национального искусства, изначально стал способом выражения национальной идеи, выработки отношения к наследию - от обновления, возрождения, использования тех пластов русской культуры, которые в определенный отрезок времени воспринимаются семантически [Схема 1].

Схема 1. Основные архитектурно-художественные системы русского стиля в архитектурной теории и практике.

Зарождение русского стиля в искусстве связано с первыми попытками осмысления русского архитектурно-художественного наследия и приходится на начало XVIII в., когда несмотря на начавшееся в петровское время сложение новой системы понятий и новой художественной ориентации на западные образцы, в современных постройках были пролонгированы традиции допетровской эпохи. Национальные особенности, сформированные на протяжении предыдущих сотен лет, не только не потеряли своей актуальности в переломный период в культуре России, но и стали способом выражения идей новой государственности в архитектуре и искусстве. Стремление к ярусности, многообъемности, живописности, пейзаж-ности органичной связи с природным окружением, насыщенным колористическим решениям интерьеров и декорированию свойственные русскому зодчеству четко прослеживаются в новых сооружениях [1, с. 6-15]. По мере развития Российского государства и освоения сибирских просторов в культуре и архитектуре новых поселений были также пролонгированы русские национальные особенности и традиции, сформированные ранее в монументальном и народном зодчестве Сибири, исторически обусловленном и генетически связанном с общерусскими традициями. Вместе с тем особенности социально-экономической и культурной жизни сибирского края, значительная территориальная протяженность региона, специфика природно-климатической и географической среды ока-

зали свое влияние впоследствии на развитие местных особенностей зодчества. Древние традиции, оказавшиеся весьма устойчивыми в деревянной архитектуре Сибири XVII в., затем были пролонгированы и в каменной архитектуре.

Во второй половине XVIII параллельно классицизму (утвердившемуся концу 1760-х годов), в архитектуре и искусстве сформировалось и стало развиваться романтическое направление, обращенное к чувству, и во многом противоположное классицистическому пониманию задач искусства. Новому направлению было свойственно стремление к выявлению всего индивидуального, особенного, неповторимого, тогда как классицизм предпочитал опираться на законы, имеющие универсальное значение. Вследствие данного различия формировался особый интерес романтизма к проблеме национального своеобразия и самобытности в искусстве [2, с. 4]. В архитектуре эпохи романтизма в число ведущих попадают новые жанры (складывающиеся в ходе его становления в самостоятельный вид архитектурного творчества), связанные с новыми социальными функциями: городской публичный парк, интерьер дворянского дома, усадебный комплекс (в городе — его парковая часть), новые черты приобретает градостроительство.

Рубеж XVIII -XIX вв. стал временем первых попыток деятелей русской культуры, профессионально разобраться в различиях национального и интернационального художественного наследия, что нашло отражение и в поисках терминов, способных выражать упомянутые различия. Первыми стали говорить об отечественных древностях и народном искусстве славянофилы как о возможных источниках новых творческих идей в архитектуре. Они дали мощный толчок развитию научных исследований, в которых множились свидетельства самобытности русской культуры. Тем самым, не включаясь в прямое обсуждение профессиональных проблем, славянофилы в общественном мнении готовили почву для развития нового художественного направления. Стремление к зримому выражению в архитектурном облике здания национальной характерности связано с именами К.И. Росси (проекты Екатерининской церкви Воскресенского монастыря в Кремле и Ниловой пустыни, 1806—1807 гг.), О.И. Бове (восстановление Никольской башни Московского Кремля),

А.Н. Бакарева и И.Л. Мироновского (синодальная типография на Никольской ул. и колокольня церкви Георгия на Варварке, 1813—1816 гг.) [Рис. 1].

Русский стиль

I

Русско-Византийский стиль Деятели: К. А. Тон, И. И. Свиязев, К. М. Быковский и др. Русский или псевдорусский стиль Деятели: И. Е. Забелин, В. В. Стасов, В. А. Гартман Л. В. Даль и тд. Неорусский стиль Деятели: В. М. Васнецов, М. А. Врубель, А. Щусев, Н Бондаренко и тд.

Рис 1. Первые попытки осмысления национальных особенностей в архитектуре: 1. К. И. Росси, Екатерининская церковь Воскресенского монастыря 1806—1807 гг ; И.Л.Мироновский, типография на Никольской ул ,1811-1815 гг

В России с начала XIX в. прослеживается стремление осознать собственную культурную неповторимость, отразившую ход исторических судеб. В сфере архитектуры укреплялось стремление найти антитезу абстрактной нормативности клас-сицизирующей архитектуры, безразличной к специфике природы и культуры страны. При этом совершился переход от общеромантических представлений о «готическом» к поиску особых народных начал, «народности». Представление о ней стало связываться с архитектурой допетровского времени. В идеал народности различные группы просвещенной части русского общества вкладывали различное содержание, но принимали этот идеал очень многие. Убеждение во вторичности зодчества средневековой Руси получило свое развитие в «русско-византийском стиле». В нем декларировалось и обращение к византийскому прошлому юга Европы, и утверждался авторитет византийских истоков православия. На практике не всегда подтверждалось действительное обращение к принципам византийского зодчества. «Византийское» связывалось более со словесными, чем с визуальными ассоциациями. Философия и эстетика романтизма связали представление о национальном с национально-неповторимым, увидев это в истоках национальной культуры. Истокам придавалось в романтизме первостепенное значение, считалось, что именно от них зависит суть явления. Ряд архитекторов-теоретиков обратили свои взоры в поиске этого «национального неповторимого» к истокам русской культуры, а точнее, к ее византийским корням (пытаясь подчеркнуть, тем самым, европейские корни русской национальной культуры). Возникший термин «византийский» указывал на особенность русской идеи - православие. Древняя Русь получила из Византии православие, это и предопределило появление термина «византийский» для определения русского стиля в русском искусстве и сакральном зодчестве, термину «византийский» придавалось символическое значение. Новому культурно-историческому пониманию православия и народности соответствует возникновение новой разновидности выражения национального в архитектуре, обозначившемуся как Русско-Византийский стиль (Византийский стиль), который получил свое выражение преимуществен-

Рис 2. Русско-Византийский стиль: 1. К А Тон, проект Храма Христа Спасителя в Москве, 1839-1883 гг;

2. К. А. Тон, Богоявленский собор Богоявленского монастыря в г Углич 1843-53 гг

но в храмовом зодчестве. Древняя Русь в первую очередь приняла от Византии вместе с православием тип византийского православного храма. Однако древнерусская народная архитектура существовала и до принятия христианства. Кульминацией «русско-византийского стиля» стал храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883 гг.), спроектированный Тоном и завершавшийся под руководством А.И. Резанова [Рис. 2].

Специфика архитектуры как искусства, наиболее полно выразившего идеалы государственной гражданственности в классицизме, была причиной того, что официальная народность получила в ней наиболее определенное выражение, в других видах искусства проявилась иная свойственная романтизму закономерность - эмансипация от государства. Русско-византийский стиль лишь своей семантикой отсылал к национальной традиции, оставаясь отчужденным от нее, и был канонизирован, еще до конца не сложившись [3, с. 99].

Период 1850—1860-е гг. стал временем угасания романтического этапа и началом развития русского стиля, который достигает полноты своего развития в 1870—1890-е годы. Именно во второй половине XIX в. возникает понятие - «русский стиль», первоначально оцениваемый в узком смысле как

ким зодчеством. Высокое искусство, церковное и светское, имело истоком византийскую культуру. Таким образом, под русским стилем подразумевался синтез народного и высокого искусства, который и отражал в полной мере национальные традиции. Русский стиль имеет тесную связь с народным прикладным искусством, но, несмотря на это, развитие русского стиля в прикладном искусстве не повторяет буквально этапы развития русского стиля в архитектуре. Практика русского стиля 50-60-х гг. XIX в., когда еще продолжали возводиться спроектированные самим Тоном или его последователями культовые здания, олицетворяется, однако деятельностью другого архитектора — А. М. Горностаева, чьи произведения могут рассматриваться как связующее звено между разновидностями русского стиля, сменившими друг друга в середине XIX в. [Рис. 3].

Как и в теории, в практике последних двух десятилетий XIX в. продолжали разрабатываться те темы и использоваться такие композиционные приемы, которые утвердились в процессе формирования «русского (псевдорусского) стиля» в последующие годы. Можно констатировать существенное расширение как типологических, так и географических границ при-

Рис. 3. Работы в «Русском» стиле: 1. Горностаев проект Успенского Собора в Гельсингфорсе, 1859 г.;

2. Исторический музей 1875—1881 гг., арх. В.О.Шервуд, инж. А. А. Семенов

следствие романтического историзма. Его связывали с обращением (возрождением) форм и приемов древнерусского (допетровского) зодчества и народного (крестьянского и городского) искусства. Но в дальнейшем русский стиль начинают соотносить с поисками национального своеобразия в архитектуре. Его рассматривают уже как осмысленное и осознанное отражение национальных особенностей в архитектуре и искусстве. В это же время формируется теория «русского стиля», выдвинутая крупным историком И.Е. Забелиным и критиком В.В. Стасовым, позволившая в дальнейшем русский стиль рассматривать как осмысленное и осознанное отражение национальных особенностей в архитектуре и искусстве. Национальное или общенародное ассоциировалось с высшими жанрами древнерусского искусства, прежде всего храмами, росписями, иконописью, отчасти с каменным гражданс-

менения «русского стиля»; в типовых формах решалось все большее число вновь возводившихся сооружений в столицах, и в провинции, и даже за рубежами России.

В конце XIX — начале XX столетия в изобразительном искусстве фольклорная или национальная тема повлекли за собой обращение к наследию народного или древнерусского искусства. Новый подъем «национальный романтизм» испытал в конце XIX - начале XX столетия, происходят изменения в представлении о русском в русском искусстве. «Русский» стиль сменяет неорусский стиль, основанный на романтической трактовки образных проблем, проявившейся сначала в произведениях непрофессионалов - архитекторов, а мастеров изобразительного искусства, занимавшихся архитектурой, -В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, К.А. Коровина и других [4, с. 19], позднее в постройках таких архитекторов как

В.А. Щусев, Шервуд. Отныне образцами для подражания становятся более древние пласты архитектурного наследия — архитектура Киевской и Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода и Пскова, по-новому переосмысленное шатровое зодчество XVI в. и народное деревянное зодчество Русского Севера — культовое и гражданское, языческая Русь. В это время впервые наследие древнерусского искусства и народной культуры во всей полноте, включая и наследие изобразительного искусства, становится живым опытом и источником изобразительного искусства. Движение за русский стиль в архитектуре довольно явственно разделилось на два основных направления: сторонники первого из них усматривали свою задачу в восстановлении гармонического единства между формой и содержанием произведений зодчества. Вторая точка зрения сводилась к тому, что в современной архитектуре допустимо использование и развитие лишь определенных творческих принципов, но не конкретных форм или композиционных приемов, заимствованных из истории [Рис. 4].

В целом архитектура этого периода отразила всю палитру представлений о русском национальном стиле, благодаря чему русское зодчество сохранило свое национальное своеобразие, несмотря на его обогащение композиционными приемами и элементами, заимствованными извне.

Формирование представления о русском стиле в искусстве и архитектуре происходило на протяжении нескольких столетий, выражаясь в осмыслении национальных традиций и особенностей в архитектуре в начале XVIII в., которые в дальнейшем были пролонгированы в зодчестве. В конце XVIII в. -начале XIX в. формируется взлет национального духа, охвативший все основные сферы отечественной культуры и искусства — философию, литературу, богословие в том числе и зодчестве. В архитектуре тенденция к национальности и народности приобретает официальный характер. Появляются различные виды русского стиля: Русско-Византийский стиль, Псевдорусский «Русский» стиль, а позднее неорусский стиль. К XIX в. сформировалась тенденция распространения творческих направлений, цель которых - выражение историко-культурной специфичности своей собственной нации, тем самым, дав опору национальному сознанию, закрепив его в материальных символах. Основой выбора прообразов в России стали допетровское зодчество и восточно-европейская византийская традиция. Наиболее характерной особенностью движения за «национальный стиль» в русском искусстве можно считать сформированную теснейшую связь архитектурно-строительной практики, исторических исследований и теории, отразившую все противоречивые влияния и интересы, оставшись, как и раньше, столь же уязвимой для критики.

Рис. 4. Работы в «неорусском» стиле: 1. В. Васнецов, проект теремка, 1898г, 2. А.В.Щусев, храм во имя Покрова ,1913 г. Библиографический список

1. Пилявский, В.И. Национальные особенности русской архитектуры. Русская архитектура Х1-ХХ веков. - Л.,1974.

2. Лисовский, В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. - М., 2000.

3. Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. - Москва, 1986.

4. Борисова, Е.А. Русская архитектура конца XIX начала XX в. - М., 1971.

Статья поступила в редакцию 12.04.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.